Алтарь (лат. altar (altare, altaria), вероятно, от alta ara — возвышенный жертвенник ; греч. bema — возвышение), обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы. В Священном Писании словом алтарь (в том числе — и в слав. переводах) обозначается специально созданное возвышение для принесения на нем жертв Всевышнему Богу (напр., 2 Пар. 26. 16; Пс. 50. 21; 83. 4). В языческих культах классической античности также существовали жертвенные алтари — природные или искусственно созданные возвышения из камней, земляные насыпи и т. п.; позже появились сложные архитектурные сооружения из мрамора со множеством украшений. В латинских христианских текстах (и, шире, — в древних и современных западных языках) словом алтарь обычно называется стол для принесения евхаристической Жертвы, то есть св. престол . Однако в славянской (и, в том числе, русской) традиции термин алтарь закрепился не за самим св. престолом, а за той частью храма, где находится св. престол и которая называется также алтарным пространством. В Православной Церкви алтарь (алтарное пространство) всегда устраивается в восточной (за крайне редкими исключениями) половине храма , ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из наоса ведут одна или несколько ступеней. Уже с III в. алтарное пространство стали ограждать низким барьером, из которого впоследствии образовалась алтарная преграда , в поздневизантийской и русской традициях развившаяся в иконостас. В пространстве алтаря, кроме св. престола, который располагается по центру и над которым может устраиваться балдахин-киворий (в славянской традиции — сень), вдоль дуги апсиды обязательно располагается одно- или многоступенчатая скамья или ряд сидений (греч. synthronon, слав. — сопрестолие), обычно с епископским седалищем посередине (греч. kathedra — кафедра, горнее место). За св. престолом, как правило, расположены семисвечник, запрестольные Крест и образы. В предалтарной части вдоль боковых (диаконских) и центральных (святых, царских) врат проходит дорожка- солея (в ранне- и средневизантийских храмах солея располагалась не поперек оси храма, перед алтарем, а соединяла алтарь с амвоном , находившимся в центре храма).

http://patriarchia.ru/db/text/35126.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕТ-ЛОЙЯ [Хирбет-Бет-Лойя; совр. Тель-эд-Дувейр], памятник библейской и христ. археологии на Иудейском нагорье, на вершине небольшого холма (в 5,5 км юго-восточнее Бет-Гуврина и в 8 км восточнее Лахиша ). В 60-70-х гг. XX в. в Б.-Л. были исследованы 2 погребальные пещеры железного века с фрагментами надписей и рисунками человеческих фигур (VI в. до Р. Х.), сделанными предположительно евреями, прятавшимися здесь во время войны с вавилонским царем Навуходоносором. 3 надписи включают тетраграмму «Яхве»; 4 имеют корневую основу «заклинать», «проклинать», в одной читается название «Иерусалим». Тексты могли быть написаны левитом или относиться к к.-л. пророчеству, не сохранившемуся в Библии. В Б.-Л. изучен также церковный комплекс (возможно, мон-рь), расположенный в зап. части холма, на окраине поселка, и окруженный каменной стеной. Кроме храма с атриумом (ок. 500 г. до Р. Х.; работы велись в 1983, 1986 под рук. Дж. Патрича и Й. Цафрира), баптистерием и отдельно стоящей капеллой включал помещение для отжима оливкового масла. Севернее располагалось пещерное кладбище того же времени, восточнее - винодавильня и 2 небольших каменоломни. Комплекс был разрушен в VIII в., позже здесь возникло мусульм. кладбище. Храм, трехнефная базилика 20,4 ´ 13,9 м (внутри 18,6 ´ 12,1 м), ориентирован по оси запад-восток, узкие боковые нефы, соединенные входами с вост. комнатами-пастофориями, разделены стилобатами, на к-рых стояли по 5 колонн с простыми капителями. Конструкция пастофориев и большой полуциркульной апсиды снаружи не выявлена. К просторному нартексу с запада примыкал атриум, мощенный известняком и ограниченный с юга проходной комнатой, к-рая вела в баптистерий (4,1 ´ 3,5 м), с севера помещением с толстыми (более 2 м) стенами, служившим основанием башни (звонницы?). Во время раскопок найдены части алтарного стола (престола?), алтарной преграды из мрамора и известняка, базы и колонны кивория.

http://pravenc.ru/text/149083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУРТИ [Санскр. mûrti - фигура, статуя, вид, изображение, обличье, воплощенная форма или проявление, а также изваяние, идол, личина], персонифицированное изображение инд. божества, объект религ. поклонения в индуизме. Считается, что в процессе поклонения (пуджа), когда божество приглашают воплотиться, в М. вселяется его дух. К М. относятся как к живому богу: перед ним читают молитвы (чтобы бог вселился в «свое» изображение), его одевают, питают, выносят к реке для освящения и т. д. Традиционно М. изготовляют в соответствии с предписаниями трактатов по ваянию и пластике (Мурти-шастры) из камня, металла или дерева. Почитают и «самопроявленные» М. в виде природного камня, дерева и др. (напр., сваямбху-лингамы, относимые к Шиве). М. Шивы разнообразны: первичными считаются лингам-М., к-рые называются «бесформенными образами» (арупа-рупа), т. е. символами; затем появляются персонифицированные изображения бога различного вида: гневного (угра-М.), благого (ануграха-М.), формы с жен. половиной - шакти (бхога-М.) или без нее (йога-М. и вира-М.). Почитание М. бога Виттхала (Витхоба, синтез местного божества и абсолюта как одновременное проявление Вишну и Шивы (Харихара)) в г. Пандхарпуре доступно даже для касты неприкасаемых и сопровождается многочисленными паломническими процессиями типа варкари: утром «пробуждают» и призывают бога, облачают его в одежды (что совершают лишь брахманы), омывают составом из меда, простокваши, масла и проч., украшают, подносят к нему зеркало (чтобы божество полюбовалось на себя), произносят мантры, очищают его от осквернения; в отличие от мн. др. М., огороженных от верующих алтарными преградами и решетками, Виттхал доступен для лицезрения (даршан) и целования его стоп (падаспарша). Ведийский ритуал поклонения М.- панчаратра - зафиксирован в шрути («Пуруша-сукта» - Ригведа. Х 90, Шатапатха-брахмана и др.), где описан Пуруша, именуемый Нараяной, приносящий жертву в течение 5 ночей, после чего он вбирает в себя всю Вселенную, становится всеобъемлющим и вездесущим.

http://pravenc.ru/text/2564394.html

Москва. Богородице-Рождественский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. На территории Московского Богородице-Рождественского монастыря . Карта и ближайшие объекты Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле XVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве. С сайта монастыря Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле XVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Четырехстолпный трехапсидный храм имеет одну главу. Нижний объем кубический. Угловые части перекрыты крестовыми сводами и понижены по отношению к центральной части, крестообразной в плане. На " центральный крест " как бы " надет " своеобразный " трилистник " (трифолий), знакомый по завершению церкви Зачатия Анны в Китай- городе. Ступечатые подпружные арки несут высокий барабан с шлемовидной главой. Завершение имеет пирамидальный вид. Под барабаном - два ряда кокошников " вперебежку " ; они стоят на восьмигранном постаменте. Такое необычное завершение перекликается с архитектурой Спасского собора Андроникова монастыря. От стен четверика закомары отделены карнизами. Над юго-западным углом четверика прежде была звонница.

http://sobory.ru/article/?object=02409

Состоялось освящение нижнего храма Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых в Петербурге 28 марта, 2013. Новостная служба Основные реставрационные работы в соборе закончены. Осталось завершить воссоздание иконостаса, написать копии икон, которые сейчас находятся в Государственном музее истории религии. 28 марта. ПРАВМИР. Вчера состоялось освящение нижнего храма Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге. Чин малого освящения и Божественную литургию возглавил ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий, сообщает «Вода Живая» . По завершении богослужения епископ Амвросий поблагодарил настоятеля собора протоиерея Александра Сорокина за огромную работу, проделанную в течение последних лет для восстановления храма и общины. «По человеческим меркам этот храм был еще юным в то время, как в нем прекратилась литургическая жизнь. Ему было всего 20 лет, когда он был разрушен. И сегодня Господь дал нам испытать состояние Пасхи во время Великого поста. Я созерцаю не только восстановленные своды и стены. Я вижу людей, которые здесь меняют привычки, обретают надежду. Здесь происходит жизнь. И то, как она плодотворна, ощущаешь во время службы», — отметил епископ Амвросий, обращаясь к собравшимся. Храм Феодоровской иконы Божией Матери был построен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых. Нижний храм освятили в честь святых Александра Невского и Марии Магдалины — небесных покровителей императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны. В течение 70 лет в храме находился молокозавод. Здание было доведено до крайней степени запущенности. Подвал был заполнен многотонными массами отходов канализации, на верхних этажах были разбиты окна, гулял ветер и летали птицы. В 2006 году было принято решение включить Феодоровский собор в проект «Историческая память». Внутреннее убранство нижнего храма сто лет назад так и не было выполнено. Не осталось даже эскизов. Лишь в отчете Строительного комитета 1917 года говорится, что поскольку во времена святого Александра Невского вместо иконостасов употреблялись каменные алтарные преграды, было решено соорудить в нижнем храме каменный иконостас в виде такой преграды, а также каменный престол, жертвенник, Голгофу и гробницу.

http://pravmir.ru/sostoyalos-osvyashheni...

В интерьере сохранилась штукатурка по обрешётке с элементами профилированного карниза по периметру храма, вдоль потолочных балок. Части осыпавшейся штукатурки находятся в самом храме и в притворе слева. Сохранилась солея, утрачено дощатое покрытие правой части солеи, в алтарной части на месте престола и за царскими вратами. Иконостаса и алтарной преграды нет. Храмовая книга найдена абсолютно промокшей. Проведенные работы: полное обследование храма; архитектурные обмеры; покос травы вокруг храма; фотофиксация храма в целом так и отдельных частей; фотофиксация интерьеров и деталей; установлена на западной стене храма справа от входа информационная табличка; организовано торжественное открытие табличек; установлена икона небесного покровителя храма свщмч. Климента. Нужно сделать: проект по произведённым обмерам; проект реставрации на основании обмерочных чертежей; получить разрешения на работы на объекте; восстановить кровельное покрытие. Командир экспедиции: Браговская Яна Петровна; состав экспедиции: 7 человек (2-е мужчин и 5 женщин) Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Располагался на левом берегу Северной Двины, в месте впадения в нее реки Тулгас. В памятной книге 1822 года со слов старожилов записано было, что на месте д. Труфановской ( " Гора " ) некогда стоял монастырь с храмом в честь Живоначальной Троицы, на месте которого позднее построена часовня, и к ней совершался крестный ход в Троицын день. В 1894 г. в приходе проживали несколько старообрядцев (6 мужчин из 295 и 37 женщин из 382), принадлежавших Федосеевской ветви. Многие, особенно женщины, тайно придерживались раскола. В приходе было две церкви - Власиевская и Климентовская. В 1778 г. была разобрана ветхая Власиевская церковь. Вместо нее была построена новая, но она сгорела еще до освящения вместе с Климентовской, которую подожгли строившие Власиевскую церковь плотники, чтобы скрыть кражу церковных денег. Крестьяне в 1780 г. построили Климентовскую церковь, которая была освящена 26.11.1780, а в 1795 г. - Власиевскую, освящена 6.7.1795. Климентовская церковь перестроена в 1873 г. Она сгорела в ночь с 12 на 13 декабря 1876 г. Вместо нее в 1879-1880 г.г. построена новая церковь, освящена 5.7.1880.

http://sobory.ru/article/?object=05076

    Современная церковь, видимо, в чем-то повторят формы своей предшественницы. Строилась она силами о. Харитона и его помощников, видимо, в 2000-2006 г. Строительство не было доведено до конца и весной 2011 г. – оставалось установить иконостас, или низкую алтарную преграду византийского типа, мраморные плиты для которой уже были закуплены и складированы внутри церкви у южной стены. В плане церковь представляет собой прямоуголник размерами примерно 11х6 м. Стены выложены из камня на высоту примерно 3,5 м. Церковь возведена на подклете, имеющем, в связи с уклоном местности вниз в напралении к северу, наибольшую высоту по северной стороне. О. Харитон с гордостью рассказал, что стены еще не достроенной церкви выдержали землетрясение 11 февраля 2004 г. магнитудой в 5,1 балла. Основой четырехскатной кровли служат профильные металлические балки. Церковь завершает одна главка, поставленная на световом барабане-фонаре. На южной и западной вальмах сделаны выступающие кнаружи световые окна с плоской кровлей с более пологим уклоном. В южной стене церкви пять окон, центральное – более высокое. Вход в церковь с запада. Дверь смещена немного к северу от оси церкви. К югу от двери – еще одно окно. Пол выстлан марморными плитами, на стенах иконы. В интерьере основного объема балки кровли выступают вниз примерно на 30-40 см. Боковые их стороны расписаны ликами святых в медальонах. Выбор (кроме Николая Чудотворца, которому посвящена церковь) продиктован памятью о тех святых, кои при жизни были связаны со Святой Землей. Среди них три св. праотца и четыре праматери, все ветхозаветные пророки, а также выдающиеся подвижники, в Святой Земле просиявшие: Иларион Великий, Харитон Исповедник, Герасим Иорданский, Евфимий Великий, Савва Освященный, Феодосий Киновиарх, Иоанн Молчальник, Иоанн Дамаскин, Кириак Отшельник, Иоанн и Георгий Хозевиты и др. Среди них, также с нимбом вокруг головы, можно увидеть и агиографа Кирилла Скифопольского, что стало для меня неожиданностью, поскольку я нигде не нашел упоминаний о том, что он когда-либо был прославлен в лике святых.

http://sobory.ru/article/?object=18569

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Казанский скит. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Это традиционный кирпичный, отштукатуренный, крестово-купольный четырехстолпный храм в псковско-новгородском стиле, с пониженными угловыми компартиментами, увенчанный луковичной главкой, крытой лемехом. Высота храма до подскрестного шара – 22 м. В архитектурном решении и декоре церкви Казанского скита безусловно проявилось увлечение художников Мастерских А. Анисимова русским стилем начала ХХ века, когда очевидный ретроспективизм гармонично включал в себя элементы модерна. Крупный барабан, украшенный сверху аркатурным пояском над рядами бегунца и поребрика, прорезанный узкими вытянутыми окнами с бровками над ними; нежный орнамент из бегунца и поребрика на фасадах и по верхнему краю алтарной апсиды; лопатки, соединенные ползучими трехлопастными арками; живописные кресты разной формы, украшающие плоскость стен, — все эти черты сразу относят нас к образу самого знаменитого новгородского храма XIV века — Преображения Господня на Ильине улице. Использование в декоре резных элементов, выполненных из владимирского известняка напоминают Покровский храм Марфо-Мариинской обители в Москве, построенный в 1912 г. архитектором Щусевым. Такие декоративные элементы оформляют входы в храм: на западе большая деисусная композиция, на юге — композиция и иконой Божией Матерью «Знамение». Под ними вязью вырезаны слова молитвы перед входом в храм: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» (Пс 5:7). На алтарной апсиде находится распятие Господне, на северной стене — образ Божией Матери Казанской с молитвой «Богородица Дево, радуйся…» Также храм украшен накладными крестами на стенах. Цоколь храма облицован природным камнем. Этот изысканный храм очень гармонично вписался в северный карельский пейзаж Тростяной бухты, придав ему подлинно русское звучание. Внутреннее решение церкви Казанского скита необычно для русской традиции, сложившейся за последние 500 лет, и является своего рода реминисценцией к раннехристианским храмам (подобное решение А. Анисимов уже использовал на Валааме при восстановлении интерьера нижней церкви Воскресенского скита). В ней практически нет привычного иконостаса. На двух передних столпах, которые расположены на границе основного пространства храма и алтарной части, в киотах из резного камня помещены большие, вертикальные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (иконы для храма выполнены известным московским иконописцем Дмитрием Лазаревым). Алтарная преграда же (выполнена из того же камня, что киоты, престол и жертвенник), идущая от столпов к стенам и Царским вратам, — совсем невысокая и носит символический характер. Таким образом, молящиеся не разделены глухой стеной иконостаса, и литургическое пространство не дробится, сохраняя единство.

http://sobory.ru/article/?object=61626

" Интерактивная проповедь " священника Кирилла Киселева 20 мая 2014 г. 17:30 Детская Литургия в петербургском Феодоровском соборе В Неделю о Самаряныне в петербургском храме Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых состоялась «детская» Божественная Литургия. В нижней церкви собора в этот день собралось около семи десятков мальчиков и девочек — юных православных христиан северной российской столицы. Торжественное богослужение, за которым маленькие верующие не только усердно молятся, но и принимают самое активное участие в пении на клиросе, в чтении молитв и Священного Писания, в алтарных послушаниях, в выносе свечей и в крестном ходе — одна из добрых традиций этого храма. Обычно подобная служба совершается здесь шесть раз в году: в праздник Собора Пресвятой Богородицы, перед Великим постом, в день Входа Господня в Иерусалим, в Пасхальный период, в середине осени и в начале Рождественского поста (в этом году две последние «детские» Литургии запланированы на 5 октября и 30 ноября). «Этой идее примерно два-три года, - рассказал «Церковному Вестнику» клирик Феодоровского собора пресс-секретарь Санкт-Петербургской епархии священник Алексий Волчков. - Возникнув как внутриприходское начинание, теперь она привлекает под сень нашего храма и гостей из других районов города. Маленькие прихожане Феодоровского собора, конечно, к этому богослужению усиленно готовятся. Но ничего необычного или тем более некомфортного для не знакомых с нашей традицией верующих в богослужебном строе нет. Молиться и участвовать в «детской» Литургии наравне со своими сверстниками нравится и новичкам». На сей раз к «завсегдатаям» подобных служб присоединились 25 воспитанников детского дома, курируемого волонтерами Православной детской миссии . Сначала такие богослужения проходили в часовне Новомучеников и Исповедников Российских. После же воссоздания Феодоровского собора они переместились в нижнюю церковь св.св. Марии Магдалины и Александра Невского. «Она идеально подходит для миссионерской службы, - считает о. Алексий. - Архимандрит Зинон (Теодор) спроектировал ее в стиле, напоминающем раннехристианские крипты и новгородские церкви XI-XII в.в. - с низкой алтарной преградой вместо высокого иконостаса. Детям особенно важно видеть происходящее в алтаре, быть участниками события».

http://e-vestnik.ru/news/detskaya_liturg...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Петр первоверховный ап. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Июнь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 9396.jpg:   Размер: 774x1200, 0.93 MPix, 208 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (305) , (13) . Описание: [Византия. VI.] Апостол Петр. Энкаустическая икона. Византия. 2-я половина VI в. 92,8 х 53,1. Монастырь св. Екатерины на Синае. Египет. Файл 9398.jpg:   Размер: 704x1200, 0.84 MPix, 194 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (311) , (16) . Описание: [Новгород. XVI.] Апп. Петр и Павел с житием. Икона. Новгород. XVI в. 162 х 119. Новгородский Историко-Архитектурный Музей-Заповедник. Файл 9403.jpg:   Размер: 1298x1800, 2.34 MPix, 405 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (294) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 9404.jpg:   Размер: 963x1200, 1.16 MPix, 230 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (215) , (3) . Описание: [Грузия, предположительно- 19-ый век, Тбилиси, кладбищенская церковь свв.первоверховных апостолов Петра и Павла на одноименном кладбище] Св. первоверховные апостолы Петр и Павел Файл 11540.jpg:   Размер: 146x283, 0.04 MPix, 13 Kb. Дата: 2010-08-09, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (234) , (3) . Описание: Апостол Петр. Золото, эмаль. Византия. XI век. Фрагмент «Золотого алтаря» в соборе Сан-Марко в Венеции. 1345 год с включением частей XI-XIII веков. Собор Сан-Марко богат ценнейшими художественными сокровищами, но самой главной святыней является так называемый «Золотой алтарь» (Pala d " Oro) — алтарная преграда величиной 2,12x3,34 м. От первого «Золотого алтаря», заказанного в Константинополе венецианским дожем Пьетро II Орсеоло (991-1009 гг.), практически ничего не осталось. В XII веке дож Орделаф[...]

http://pravicon.com/icon-2711-photo

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010