В Гадару почти не возят паломников, но это место стоит посмотреть. Там, где была пещера, в которой жил бесноватый, позже построили часовню. Эти места пустынны. Когда-то здесь располагался самый большой в Галилее монастырь, он был основан в ранневизантийский период и просуществовал до XIV века. Сюда приезжало множество паломников помолиться об исцелении от душевных болезней. Среди руин монастыря - баптистерий, ранневизантийская алтарная апсида в форме полукруга и множество мозаик с изображениями фруктов. Кесария А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него (Деян 21:8). Античные руины на берегу ярко-синего Средиземного моря, крепость вдалеке и свежий морской воздух - все это древний римский город Кесария. Пожалуй, его главная достопримечательность - руины некогда роскошного дворца Понтия Пилата на самом берегу моря. О том, что здесь был его дом, свидетельствует надпись на колонне, которая появилась еще во время жизни прокуратора, а нашли ее не так давно. Сейчас оригинал колонны находится в одном из музеев в Иерусалиме, а копию можно увидеть здесь. Кесария - город, откуда апостол Павел отправился в свое первое миссионерское путешествие и куда он несколько раз потом возвращался. Иордания, место Крещения Господня И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк 1:9-11). Причудливо, совсем по-особенному выглядит золотой купол русской часовни на фоне пустыни и похожих на халву песчаных барханов... Здесь каждый год на праздник Крещения Господня патриарх Иерусалимский освящает воду в Иордане. Паломники совершают омовение в водах священной реки... Воздух горячий, поэтому заходить в воду трудно - холодно! Но стоит окунуться в эту мутноватую, совсем не манящую в нее погрузиться воду, - и тут же появляется удивительное ощущение свежести, обновления... Вифлеем, Палестинская автономия

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В настоящее время в часовне идут ремонтные работы. Трудно сказать, насколько изменятся в результате реставрации ее планировка и убранство. Пройдя дальше, мы вступаем в ту часть галереи, которая изгибается полукругом позади алтарной абсиды Кафоликона. Здесь, за алтарем, находятся еще три придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику – центуриону, командовавшему римским оцеплением на Голгофе. Это о нем сказано в Евангелии: Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение (в момент смерти Спасителя на Кресте) и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий ( Мф. 27, 54 ). Этот стих из Евангелия начертан на мраморной балюстраде придела. Некоторые из святых отцов считали, что Лонгина имеет в виду и евангелист Иоанн Богослов в рассказе о том, как пронзены были ребра Иисуса. Но так как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу... просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их (голени перебивали для ускорения смерти). Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода ( Ин. 19, 31–34 ). ...«Лонгин» означает в латинском попросту «длинный». В римскую армию вообще отбирались высокие парни, тем более в командный состав. Напрасно иногда думают, что воинская служба не совместима с религиозной верой. Скорее наоборот: чувство долга, обостренное до готовности отдать свою жизнь и взять чужую, ближе всего подводит человека к проблеме христианского выбора. Каким был в жизни этот командир римской центурии, прибывший в Иерусалим в апреле 33 г. с отрядом префекта Иудеи Понтия Пилата? Наверное, крутой и честный вояка, привычный к дисциплине, служивший не за страх, а за совесть. Может быть, он был свидетелем, как в крепости Антонии, на мощеной мостовой Лифостротона, солдаты маршировали, играли в кости, избивали узников – как в любом гарнизоне. Может быть, был участником...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Воздетые руки Божией Матери и чётко прорисованные между ними складки мафория образуют как бы чашу, вмещающую фигуру Младенца Христа и Саму Богородицу. Это знамение Небесной Литургии, в которой Богородица являет Собой Храм, Престол и Просфору. Она молится за весь мир и как бы сораспинается со Христом: «Прямостоятельное моление, распростертые руки предпосылающа, страсть креста в подобии изображает» 125 . Начало и конец времён заключены в круге вечности. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и этот рожденный Бог станет Жертвенным Агнцем Христом, восстанет из гроба и вновь соединится с Матерью в Небесном Иерусалиме, как соединяется Богородица-просфора с Телом и Кровью Христа в Чаше на Литургии. «Помяни, Господи, Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь ; юже (сущую) от конец даже до конец вселенныя и умири ю (Ее), юже наздал (поставил) еси честною Кровию Христа Твоего; и Святой Храм сей утверди даже до скончания века» 126 , – молится Церковь на Литургии. В иконе «Знамение» образ страдания преобразуется в то, ради чего оно претерпевалось – в бесконечную радость будущего века, где творение соединяется со Христом. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; и они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их ( Откр.21:2–3 ). Такой онтологический план есть в любой иконографии Божией Матери, но художественный образ «Знамение» сообщает ему абсолютную форму. Мистическая глубина образа «Знамение» определила его важное место в богослужении. Эта иконография издревле помещалась в алтарной апсиде и на запрестольном образе. Запрестольная икона всегда выносная и двусторонняя. Первоначально на её обороте писали страсти Господни или образы мучеников. Но со временем возобладала традиция помещать изображение свт. Николая, архиепископа Мирликийских, воплотившего идеал совершенного пастырского служения. С тех пор на запрестольной иконе с одной стороны находится образ Вселенского Тела Церкви и Её Собора, а с другой – епископа, поставленного во образ Христа собирать в Неё верующих своим омофором. Соединение этих образов символизирует мистическое единство Небесной и земной Церквей, претворяемое в Евхаристии и исполняющееся в конце времен, как было открыто апостолу и евангелисту Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Всякий подвижник в борьбе от всего воздерживается: те для тленного венца, а мы – для венца нетленного. И потому я бегу, не без цели, как на неверное, подвизаюсь, не пробивая только воздух; но разбиваю и порабощаю тело мое, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. Глава 10. Поучительные образы из истории народа Божия Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море, и все в Моисея крестились в облаке и в море; и все ту же пищу духовную вкушали, и все то же пили питие духовное, ибо пили они из духовного, последующего (за ними) камня: камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо поражены были они в пустыне. Все сие было образом для нас, чтоб не было у нас, как у них, такой похоти на злое. И не будьте идолослужителями, как иные из них, о коих писано: «сели люди есть и пить и восстали играть» ( Исх.32 ). И не станем блудодействовать, как иные из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи ( Чис.25 ). И не станем искушать Христа, как иные из них искушали и погибли от змей ( Чис.21 ). Не ропщите, как иные из них роптали и погибли от смертоносной руки ( Чис.14 ). Все это образно происходило с ними, и писано в наставление нам, достигшим последних веков. Итак, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не пасть. Искушение постигло вас такое же, как всем людям бывает, и верен Бог, не пошлет вам искушение сверх сил, но вместе с искушением пошлет и путь избавления, чтобы могли вы перенести. Заключительные наставления Итак, братия мои возлюбленные, убегайте от идолослужения. Говорю вам как рассудительным: судите сами, что говорю. Чаша благословения, что мы благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, что мы преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Един хлеб и едино тело мы многие, ибо все от единого хлеба причащаемся. Посмотрите на Израиля по плоти: те, что едят жертвы, не участники ли они в алтарном служении? Но что же значат эти слова мои? То ли, что идол есть что-нибудь существующее, или идоложертвенное само что-нибудь значит?

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Да вознесется храм над горою Вознесения! Вид на Елеонскую гору и Гефсиманский сад И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус вознесшийся на небо, придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:10-11) В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается. Сколько глаз хватает, восточный склон Елеонской горы покрыт известняковыми плитами. Это старинное еврейское кладбище. Когда наступит Страшный Суд, покойники выйдут из-под плит, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Суд, по преданию, будет происходить неподалеку, в долине Иосафата. Поэтому обеспеченные иудеи выкладывают большие деньги, чтобы здесь же, под зелеными оливами, забронировать себе последнее пристанище. Предполагается, что это должно обеспечить лучшее место в раю. А вот православный храм, что расположен на сотню метров выше кладбища, кое-кому показался очень неуместным. Ровная площадка, из которой сквозь бетон местами «растут» скрюченные пучки железной арматуры, да остатки булыжной алтарной апсиды: трудно поверить, что еще недавно здесь была красивая церковь. По мощеной дорожке ко мне приближается фигура в черной куртке и лыжной шапочке с вышитым на боку красным крестом. Торчащая клочьями седая борода, горящий взгляд. Это архимандрит Иоаким, человек, которому уже пришлось много пострадать за Христа. И кто знает, может еще предстоит. Часовня на месте Вознесения на Елеонской горе Христиане всегда хотели молиться здесь, поскольку Спаситель не только вознесся отсюда, но и, согласно преданию, в этом же месте спустится с неба в следующий раз. Служить в восьмигранной часовне неподалеку, которую византийский император Юстиниан построил над реликвией – отпечатком стопы Христа на камне, православные христиане могут лишь раз в год.

http://pravoslavie.ru/40934.html

Еще одним символом Страшного суда, который появляется примерно в середине V века и сохраняется в более поздних памятниках, является этимасия — изображение престола, приготовленного для Второго пришествия Господа Иисуса Христа. Идея о престоле, уготованном для судьи, восходит к Псалтири: «Ты воссел на престоле, Судия праведный. …Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой» (Пс 9:5–8). Баптистерий православных в Равенне, V в. На престоле изображается апокалиптический свиток или, в более поздней традиции, книга, запечатанная семью печатями. Эти изображения были особенно характерны для баптистериев. Арианский баптистерий. Равенна, V в. Престол, уготованный для Судии, иногда сочетается с сюжетом «Разоблачение Моисея». Мы видим седовласого старца, поднимающего над головой платок. Из Ветхого Завета нам известно, что Моисей покрыл лицо, чтобы не ослепить израильтян сиянием, которое исходило от него после разговора с Господом. Здесь иллюстрация разработанной святым Викторином из Петтау (ок. 304 г.) богословской формулы: «Что Моисей покрывает, учение Христа открывает». Внутри формулы игра слов — снятие покрова и откровение. В миниатюрах, которыми украшены каролингские турские Библии, можно также увидеть указание на то, кому надлежит снять семь печатей с книги. Это стоящие рядом с престолом лев и агнец. Оба эти животные в Откровении Иоанна Богослова означают Христа. Это Агнец, о котором уже сказано выше, и лев, о котором Апокалипсис говорит следующее: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее». В Базилике свв. Космы и Дамиана мы встречаем изображение, датированное 526 годом. Второе пришествие Господа Иисуса Христа неотличимо от сцены Вознесения. Христос на облаках. Он уходит и приходит одним и тем же путем. Это отсылка к словам ангелов: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11). Интересно, что в древнем храме Вознесения на Елеонской горе не было крыши или купола, для того чтобы видно было место Вознесения Господа. Алтарная мозаика века с изображением Второго пришествия Иисуса Христа. Базилика свв. Космы и Дамиана

http://blog.predanie.ru/article/strashny...

Жреческое сословие в Круглике будет увеличиваться. Один из членов общины несколько лет служит алтарником в одном из Краснодарских храмов и собирается получить от жреца Трощея рукоположение в посвященные. Затем он намеревается рукоположиться " в исидоровской церкви " , то есть у архиепископа Исидора и служить в одном из патриархийных храмов, оставаясь тайным служителем Истинно казачьей веры. Название общины Круглик и знак круглика наполнены мистическим содержанием. Орнамент – крест, заключенный в круг, действительно часто встречается в казачьем народно-прикладном искусстве: на рукоятках клинков, в вышивках, в узорах металлических кроватных спинок, на верхах казачьих шапок и так далее. Название же Круглик часто давали то роще, то горе, то поляне за станицей, на которых в старину собирался казачий круг. Автор Священной книги Круглика отталкивается от образа колеса со спицами, препарирует первую главу книги Иезекииль и пишет: " И вот бурный ветер шел с севера с неба, великое облако и клубящийся огонь и сияние вокруг него. А из среды его как бы свет пламени из середины огня. И сияние исходило из огня и молнии – из огня и звук сильнее грома. И по виду их и по устроению их казалось, будто бы колесо находилось в колесе. Их было четыре сверкающих. Как блестящая медь дисков. И ободья их у всех четырех полны были глаз... то стояла Слава Господня... в память об этом Асс Аки стали носить шапки, верх которой есть круг, обозначающий небесную твердь и движущийся внутри круга крест... Круг есть Свет, а крест ест народ. Крест в движении – народ жив. " Главы священной книги Круглика, пожалуй, одна из самых любопытных " единиц хранения " моего архива, так как представляет собой фантастическое переложение библейских текстов. История гонимого еврейского народа переносится на гонимый казачий народ. Мессианская роль еврейского народа перекладывается на казачий народ. При этом собственно религиозность состоит их стандартного набора характеристик религий new-age, сдобренного кубанским казачьим колоритом.

http://religare.ru/2_26697.html

– Зеркало. – В том-то и секрет. Огонь уважение любит. А мы, как видишь, не поленились. Постучав, вошел батюшка Илья: – Я слышу, у вас перерыв. Пойдемте со мной, я буду освящать церковь. Два дня осталось до Вербного воскресенья. – Посмотрел в печь. – Грех утерять этакое искусство. Евгений, дружочек, ты перенимай. Со всем своим старанием и радостью перенимай. Церковь была почти такая же, как всегда: алтарь очистили от завалов, да бригада кровельщиков успела сделать крышу над престолом. Но все так же под куполом гулькали горлицы, купался в земляной ямке воробей, пола еще не было. А вот престол сиял белизной, на алтарной стене висели две иконы, напечатанные на картоне: Иисус Христос и Богоматерь. Батюшка Илья освятил воду, окропил стены храма. Стены, изуродованные давними взрывами, долгой разрухой, не преобразились, но свет, бьющий из пустых окон, из проломов, из зияющих дыр кровли, сотворил праздник. Женька чувствовал – свет праздничный, горлицы гулькали громко, звучно. Даже ветка березы, которая проросла через окно в храм, изумрудно сияла крошечными листочками. Отец Илья показал на эту ветвь: – Жизнь. Наш храм воскрес для жизни. Еще один урок Трубу Дядька Хлебушек выводил с помощью Женьки. Женька по лестнице поднимал по два, по три кирпича, а вот завершение старый печник отдал ученику. Сам на землю спустился, не захотел проверить – хорошо ли Женька кирпичи положит. Сел на крылечке, а Женька, потея от небывалой ответственности, выкладывал последний ряд. Сделал дело и увидел – не один на крыше. На коньке сидела очень строгая птица. – Дядька Хлебушек, кто это? – А ведь сокол! – обрадовался печник. – Сокол твою работу принял. Путешествие, не сходя с места “Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Виффании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из Учеников Своих. И говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвяжите его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? – отвечайте, что он надобен Господу.” Женька читал Евангелие по словечку – пусть ни одно мимо души не пройдет. Он видел перед собой Иерусалим, вместе с учениками Иисуса Христа шел в селение за молодым ослом… И вдруг испугался. Это ведь Евангелие! Святая книга. Грех ставить себя рядом с апостолами.

http://azbyka.ru/deti/s-moego-kry-lechka...

Значит, во времена преподобного Никодима (или, возможно, раньше) считалось допустимым преподавать Причастие через несколько сосудов и ложек, которые следовало затем дезинфицировать (считалось, что уксус благодаря содержанию в нем спирта и уксусной кислоты обладает антисептическим и антигрибковым свойствами, хотя для COVID-19 этого было бы недостаточно). Русская Церковь, принимая эти меры, руководствовалась именно данным текстом, также процитированным в «Настольной книге священно-церковно-служителя» великого литургиста XIX века С.В. Булгакова. И прежде считалось допустимым преподавать Причастие через несколько сосудов и ложек Считаю, что имеющие достаточно сильную веру и уверенно причащающиеся из одной лжицы ничем не рискуют, и верится, что пошедшие на такие меры Церкви сделали это с расчетом на слабоверных и сомневающихся. В каком-то смысле они руководствовались правилом апостола Павла: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9: 22). Нужно учитывать, что Причастие не обладает «магическим действием»: как и все остальные Таинства, оно сообщает благодать в полноте, но восприятие благодати соразмерно вере получающего (греческие святые отцы использовали греческий термин «аналогия», который означает пропорцию, соответствие, соразмерность). Апостол Павел говорит (и это повторяется в молитвах перед причащением), что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней», «ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27, 29–30). В любом случае, каждая Поместная Церковь вправе по причине икономии принять все необходимые меры в каждом отдельном случае. – Вторым поводом для споров стало закрытие храмов и прекращение совершения богослужений. – Прежде всего, следует отметить, что в большинстве стран не было указа закрывать храмы: в них стали пускать людей лишь маленькими группами, а затем ограничили посещение храмов отдельными лицами. Но меры по самоизоляции сделали поездки в храмы и их посещение мирянами невозможными. Однако в большинстве Поместных Церквей служение Литургии продолжается: в храмы приходят священник, чтец, возможно, даже диакон и алтарник (хотя в Греции даже в монастырях это было объявлено вне закона, что парадоксально для страны, где Православие является основой национальной идентичности и официально признанной религией).

http://pravoslavie.ru/130405.html

Знаю другой случай, когда в храм вошли две девушки без головных уборов и священник, увидев их из алтаря, послал к ним алтарника, велев передать, что пусть они или наденут платочки, которые можно взять за ящиком, или выйдут из храма. Девушки, понятно, вышли. Кто-то скажет: «И правильно! Пусть чтут традиции!» А я уверен, что тот, кто встретит в храме любовь и останется в нем, в свое время полюбит и традиции наши. Если же эти традиции заслоняют главное — Иисуса Христа, то мельничный жернов плачет по их ревнителям. Впрочем, подобных примеров можно приводить бесчисленное множество. Этим не удивишь. В одной книге по сектоведению читал, что в большинстве сект существует такой прием для вовлечения новых членов, который условно называют «Бомбардировка любовью». На вновь пришедшего или случайно заглянувшего на собрание секты обрушивают такой шквал приветливости, доброжелательности, сочувствия, что очень трудно устоять и не впасть в руки сектантов. И вся эта любовь, разумеется, фальшива, притворна. А у нас, подумалось мне, часто в храме человек подвергается бомбардировке грубостью, недоброжелательностью. Зато искренне! Возразят, что так не везде. Согласен, не везде, но убежден, что такого не должно быть нигде. Если не в Церкви будет находить человек любовь, понимание, внимание, то чего стоит эта церковь! «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»(Матф.5:13) Слава Богу, все не так однозначно плохо. Вспоминается моя первая Пасха . Я пришел в Покровский храм Духовной академии и семинарии в Троице-Сергиевой лавре . Заранее занял место. Ближе к полуночи народу прибывало все больше, становилось все теснее. В те времена, а это были восьмидесятые годы, в храмах и вокруг храмов на Пасху собиралось множество людей просто любопытных, желающих поглазеть на крестный ход. Обычно они стояли возле храма, но тут трем девушкам удалось проникнуть внутрь. При этом им непременно хотелось протиснуться к самой солее, и они упорно добивались своего, раздвигая локтями ожидающих начала пасхальной службы. Выглядели они не совсем трезвыми и очень контрастировали с окружающими, особенно с нарядными, в белых кофточках и белых косыночках, студентками Регентской школы.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010