Из Анчийских епископов известны также чудотворец Захария (ix в.); его преемник Цкири (IX в.), воспитанный при дворе тбилисского эмира Сахака и при его ходатайстве занявший Анчийскую кафедру, лишенный сана «за великое зло» на созванном прп. Григорием Хандзойским церковном Соборе и умерший от «Божественного мщения» за то, что послал народ разрушить мон-рь в Анчи ( Георгий Мерчул. Житие. С. 137); Макарий (X в.), при к-ром было составлено житие прп. Григория Хандзойского; гимнограф Иоанн (XII-XIII вв.), заказавший оклад иконы « Анчийский Спас » и составивший в честь нее песнопение; Феофане (50-60-е гг. XIV в.); Иосеби (XIV-XV вв.), поддержавший кн. Самцхе атабага Иоане (1391-1444) в борьбе за выход епархии из-под юрисдикции Мцхетского Католикосата. В 1555 г., после Амасийского договора между Ираном и Османской империей, Анчи перешел в руки турок, епархия пришла в упадок и в сер. XVII в. была упразднена. В 1664 г. тбилисский купец А. Евангулашвили перевез в Тбилиси из мон-ря Анчи знаменитую нерукотворную икону «Анчийский Спас», к-рую Католикос Доментий III поместил в тбилисской ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, названной после этого Анчисхати . На протяжении мн. веков А. е. была одним из самых важных культурных центров Грузии. В кларджетских мон-рях, с к-рыми связаны имена мн. святых Грузинской Церкви, активно переписывались рукописи и создавались оригинальные лит. произведения. В 913 г. в мон-ре Опиза мон. Григорием было создано известное Опизское Евангелие ; во 2-й пол. XI в. мон. Афанасием Опизским переписан Октоих (Кекел. А 93), перевод к-рого с греч. на груз. осуществил прп. Георгий Мтацминдели; с мон-рем связаны и имена золотых дел мастеров Беки и Бешкена Опизари , мон. Илариона Опизского, выкупившего у монголов неск. рукописей. Среди деятелей мон-ря Хандзта известны его основатель прп. Григорий Хандзойский, его ученик свт. Ефрем Великий (845-885), мон. Макар Летели, принимавший участие в переписке 1-й датированной груз. рукописи - Синайского Многоглава (864), прп. Георгий Мерчул. Из деятелей мон-ря Шатберди известны мон. Софром, заказавший Адишское Четвероевангелие ; мон. Габриел, переписавший по заказу Габриела Мирдатисдзе Джручское Евангелие (Там же. Н 1660); каллиграф Иоане Берай, переписавший Шатбердский сборник (973-976) и Пархальское Четвероевангелие (973).

http://pravenc.ru/text/75558.html

4 . Не сомневаемся, что лица, ведущие свое происхождения от Липарита в IX в. и упоминаемые, как в записях «Толкований Иоанна Златоуста » и Алавердского евангелия из Кацха 19), так и в наших надписях, суть одни и те же лица XI–XII в.; ибо одни и те же имена в одном и том же роде явление обыкновенное в исторические времена в Грузии. Некоторое сомнение возбуждает Кахабер, которого в записях « Толкований » не встречаем. Липариты часто в них встречаются, в числе их Липарит II отец и Липарит III сын, но в Грузии очень редко сын носил имя отца и потому не есть ли Липарит, так сказать, общее название и не скрывается ли под одним из них Кахабер? Замтим здесь, что в летописях Грузии, при царице Тамары (1184–1212) в числе представителей старых именитых родов является и представитель рачинских Эриставов Кахабер сын Кахабера (H. de la G., I, 410). Монастырь Хони Хонская церковь св. Георгия, в селении Хони, на главном тракте в Мингрелию, в 25 в. от Кутаиса, неизвестного времени построен, ныне совершенно обновленная, была к тому же в 1886 году обокрадена и лишилась большинства предметов своей старины. В настоящее время в церкви имеются (среди хлама): 1 . Икона св. Георгия Победоносца, серебряная, чеканная, 0,42 м выш. и 633 м шир., на дубовой доске. Тонкие листы серебра разрушены, а бывшая на них надпись исчезла, Святой Великомученик представлен на коне с поднятым копьем: конь с ризой разрушены, по краям 2 святых грубейшего исполнения и несколько выбитых изображений Деисуса. В поле вокруг нимба Георгия и под шею лошади вправлено 8 сердоликов. Грубая работа XVII века. 2 . Икона св. Георгия Победоносца, серебряная, чеканная, выш. 0,53 м и шир. 0,33 м, грубейшего рисунка, с каймой в клетку. Святой представлен на коне едущим; фон покрыт персидскими травами и вьющимися растениями; справа царевна на веревке тянет за собой дракона с рассечённой головой. Вокруг 29 камней, из них 4 сир. граната, 13 бирюз. Внизу прибита грузинская надпись, и другая длинная сделана на задней гладкой серебряной доске. Эта последняя читается у Броссе, VII Rapport, p. 8–9: «О ты семь крат непобедимый, первомученик, св. Георгий Хонский, и ты, образ Анчи, лик Христов, тебе принес и в твоем храме поставил сей образ я, владыка Дадиан, господин Леван; после того, как сразившись с царем Георгием, Таймуразом князем Кахетии в Багдаде, мы одержали победу, благодаря твоей помощи. Сначала царь попал в мои руки, затем все вельможи Имеретии и Кахетии, одни попали к нам в плен, другие бежали, как Таймураз: кахетинский царь и сыновья царя Александра и Маймуки. В то время мы выселили жителей из Чхара и перевели в Зугдили, построили и устроили город Рух. Ныне мы посвятили этот образ в храме твоем и жертвуем также семью поселян в Хони, Мамакацай Сакодзе, ради нашего долговечия и нашей супруги Нестан-Дареджан и Манучар и в отпущение грехов. Изготовлена сия икона, и украшение ее кончено в 324–1636 (году)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

38 Монастырь святого великомученика Георгия Победоносца на Святой Горе Афон. Основан преподобным Ксенофонтом в V в. – Прим. перев. 41 Преподобный Симеон Палестинский, Христа ради юродивый. Память празднуется 21 июля/3 августа. – Прим. перев. 42 Опера «Даиси» (груз. – закат) была написана в 1923 г. грузинским композитором Захарием Палиашвили (1871–1933). – Прим. перев. 43 Старец говорит об отпечатке с подлинника Едесского изображения Спаса Нерукотворного (см. сноску 37). По преданию, этот Нерукотворный Образ явился, когда Сам Господь наш Иисус Христос приложил к Лику кусок ткани и послал его царю Едеса Авгарози. Эта икона носит также название «Анчисхати». Анчи – бывший епархиальный городок Грузии, который сейчас находится на турецкой территории; Хати (груз.) – икона. Эта чудотворная икона по сей день находится в Государственном музее искусства г. Тбилиси. – Прим. перев. 44 Ацкурская икона Божией Матери – нерукотворная икона Божией Матери, которую в I в. привёз в Грузию святой апостол Андрей Первозванный. Св. Андрей обошёл с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Святое Крещение. Апостол Андрей поставил здесь новопросвещённым епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). – Прим. перев. 45 Антимоз Иверийский (XVIII в.) – румынский митрополит грузинского происхождения. В детстве был похищен и увезён из Грузии. Воспитывался он при дворе патриарха в Иерусалиме. Оказавшись в Румынии (в Валахии), Антимоз приобрёл большой авторитет и влияние и стал митрополитом Валахии. Он активно боролся за независимость Румынии. Румынская Православная Церковь причислила Антимоза к лику святых. Благодаря встрече режиссёра Гиули Чохонелидзе с отцом Гавриилом на съёмках фильма об Антимозе Иверийском мы име­ем сейчас единственные кинокадры со старцем. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКРАДЗЕ Бакрадзе [груз. ] Дмитрий Захарьевич (26.10.1826, с. Хашми Сагареджойского р-на, Грузия - 10.02.1890, Тбилиси), груз. историк, археолог, этнограф, чл.-кор. С.-Петербургской АН (1879). Сын сельского священника, окончил Тбилисскую ДС и МДА (1851), в 1852-1861 гг. преподаватель истории в уч-ще в г. Гори. Первые публикации Б. в газ. «Кавказ» были связаны с наблюдениями историко-этнографического характера (1850. 91-93; 97-99; 1851. 13-15, 30, 31, 33, 34; 69; 1856. 51-54, 56, 57, 59, 62; 1860. 48-49). В 1858-1861 гг. Б. служил в канцелярии кутаисского губернатора. При поддержке Русского географического об-ва совершил экспедицию в Сванети, собрал материал по церковной архитектуре и эпиграфике XI-XVIII вв., о социальной организации и быте населения региона, не потерявший значения и в наст. время. Большое внимание Б. уделял письменным свидетельствам разного рода: снимал копии с настенных надписей храмов, с надписей на иконах и крестах, с приписок в рукописях. В Кутаиси на базе ж. «Цискари» (Заря) в качестве редактора осуществил в 1861 г. издание труда царевича Иоанна Багратиони «Калмасоба» (Поучение в шутках). Здесь же были опубликованы статьи Б. в 1860 9), 1863 2) и 1873 5-6) гг. С 1861 г. Б.- служащий Кавказского отдела РГО в Тифлисе. В 1873-1875 гг. участвовал в работе Археографической комиссии Кавказа по изданию документов периода вхождения Кавказа в состав Российской империи. При активном содействии Б. в этих изданиях были опубликованы и более древние документы, имевшие источниковедческое значение для истории Грузии. В «Известиях» (с 1890 «Записки») Кавказского отдела РГО были напечатаны статьи Б. (1872/73. Т. 1; 1874/75. Т. 2; 1879-1881. Т. 6; 1882/83 Т. 7; 1890. Кн. 14. Вып. 1). В 1875-1878 гг. Б. занимал пост младшего цензора, осуществлявшего контроль над груз. периодическими изданиями. В 1879 г. вошел в Комиссию по изучению землевладения Батумской обл., созданную российским правительством после окончания русско-тур. войны в целях топографического изучения земель Батумского и Карсского округов. Б. на месте исследовал памятники церковной архитектуры IX-X вв. Тбети , Опиза , Анчи, Долискана и др., в 1886 г. ездил в Абхазию, в 1887 г.- в К-поль, на Афон, посетил Иверский мон-рь и записал тексты эпиграфических надписей.

http://pravenc.ru/text/77398.html

Святыни Тбилиси Сиони В этом названии опять чувствуется связь со Святой Землей — все храмы в честь Успения Божией Матери в Грузии называются Сиони, в память о той Сионской горнице, где Божия Матерь предала Свою душу на руки Божественному Сыну. Храм Сиони в Тбилиси, который к этому времени стал столицей Иверии, был построен в VI — начале VII века. Конечно, и этот храм, как и многие древние храмы многострадальной Иверии, находящейся на перекрестке цивилизаций, религий и торговых путей, пострадал от разрушений злых завоевателей, но добрые люди из века в век восстанавливали его в первозданной красоте. Сейчас храм Сиони является резиденцией Католикоса — Патриарха Грузии. В нем хранятся величайшие святыни: крест святой Нины и глава апостола Фомы, чудотворная копия Иверской иконы Божией Матери, чудотворная Сионская икона Божией Матери. Богородичный крест святой Нины сокрыт за стеклянным ковчегом, украшенным медным изображением креста, но дважды в год ковчег открывают, и верующие имеют возможность приложиться непосредственно к святыне. Это происходит в день память святой просветительницы Грузии 27 января и в день ее прибытия на землю Иверии — 1 июня. Храм стоит в центре столичного города, но тут нас встречает особая тишина, только одинокие фигуры молящихся стоят пред иконами. Примечательно, что видели мы в храмах в основном молодых людей, молились они по книжкам, которые держали в руках. Наверное, читали канон или акафист. И чувствовалась сосредоточенность и собранность этой молитвы, она и наполняла храм Божией тишиной. Знаменательно, что в двух шагах от Сиони находится Крестовый храм, бывшее подворье монастыря Креста в Иерусалиме, — еще одна ниточка, связывающая со Святой Землей. Грузинский монастырь Креста в Иерусалиме ныне не действует, в нем открыт музей, а на подворье в Тбилиси каждый день молят Бога, чтобы в этот монастырь вернулись насельники. Анчисхатская базилика Анчисхатская базилика считается самым древним церковным строением в Тбилиси, датируется она VI веком. Предельная простота форм этого храма говорит о его глубокой древности. И радует, что стоит храм не на шумной улице, а в глубине двора, защищенный стеной и воротами. На протяжении веков здесь хранилась величайшая святыня, еще одна реликвия из времен Спасителя — «Анчийский Нерукотворный Спас». Грузины свято веруют в то, что это именно тот образ, который получил больной царь Авгарь от Господа нашего Иисуса Христа. Экскурсовод нам рассказала, что, согласно преданию, после взя-тия Константинополя крестоносцами, где после долгих скитаний находился «Спас Нерукотворенный», в целях безопасности икона была перенесена в Грузию, в горную Кларджети. Икону поместили в церкви Анчи, поэтому нерукотворная икона Спасителя была названа Анчисхати. Обрамление чудотворной Анчийской иконы Спа-са Нерукотворного в XII веке было создано златоваятелем Бекой Опизари по приказу царицы Тамар. Позже, в XVII веке, икону поместили в складень, створки которого были украшены чеканными сценами.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

В Шатберди в 897 г. по заказу Софрония Шатбердели было переписано Адишское Четвероевангелие (Гос. краеведческий музей пос. Местиа, Сванети), в 936 г. Габриелом Шатбердели - Джручское Четвероевангелие (Кекел. Н 1660), каллиграфом Иоане Бераи - Пархальское Четвероевангелие (Кекел. А 1453, 973 г.), созданное для мон-ря Пархали, и Шатбердский сборник (Кекел. S 1141, 976 г.), представляющий собой учебную книгу энциклопедического характера. В нач. XI в. здесь подвизались каллиграфы и книжники Давид и Иоане (Джибисдзе), переписавшие Синаксарь прп. Георгия Святогорца (Кекел. Н 2211) и Толкование на Псалтирь (Кекел. А 135), впосл. продолжившие лит. деятельность на Чёрной Горе в Сирии. Нек-рое время здесь работал приглашенный Багратом IV с Афона прп. Георгий Святогорец. Шатбердские рукописи сохранились достаточно полно, значительная их часть представлена в скрипториях др. груз. монастырских книжных центров (напр., Афона, Иерусалима). К числу лит. центров Юго-Зап. Грузии относятся также мон-ри Парехи, Берта, Мидзнадзори, Цкаростави, Анчи. Из нарративных источников известно, что здесь работали прп. Михаил Парехский, прп. Серапион Зарзмели, Зекепе Бертели (X в.), Евфимий Грдзели (XI в.), еп. Иоанн Анчели (XII в.) и др. В одном из тао-кларджетских скрипториев был создан архетип агиографического сборника (Ath. Iver. 8), переписанного в X-XI вв. еп. Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелисдзе). Ист.: Хаханов А. С. О Сванетских рукописных Евангелиях и надписях. М., 1904. (МАК; 10); Мерчул. Житие; Афонская коллекция//Описание груз. рукописей. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Об археологической поездке, совершенной в 1879 г. по поручению АН в Чорохский бассейн, в Батум, Артвин и Артанудж//ЗИАН. 1880. Т. 37; Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Вып. 1; Peeters P. Histoire monastiques géorgienes//AnBoll. 1917/1919. Vol. 36/37. P. 5-318; Marr N. Le Synaxaire géorgien: réd. ancienne de l " union arméno-géorgienne, publ., trad. d " après le manuscrit du couvent Iviron du Mont Athos [P., 1926].

http://pravenc.ru/text/639853.html

Г. Х. пользовался авторитетом не только среди духовенства, но и среди представителей светского общества и царского двора. Когда на церковном Соборе в Джавахети (Юж. Грузия) по политическим причинам хотели сместить с Патриаршего престола ученика Г. Х. католикоса-патриарха свт. Арсения I Великого , ссылаясь на неканоничность его избрания и юный возраст, речь, произнесенная Г. Х., в защиту патриарха стала решающей. Преподобный предвидел его великие деяния и призвал Собор поддержать молодого католикоса. В Житии описываются многочисленные чудеса, совершенные Г. Х. Так, мн. насельники мон-ря видели свет в его келье, а также его самого светящегося, «подобно солнцу», во время молитвы. По его молитве совершалось много исцелений. Г. Х. имел власть не только над людьми, но и над дикой природой и животными. Однажды монахи собирали бревна и спускали их по оледеневшему склону. Одно сорвалось над проходившим внизу старым монахом. Г. Х. осенил бревно крестным знамением, и оно остановилось. Др. чудо произошло в горах вблизи Шатберди. Перед Г. Х. и монахами внезапно предстал олень, преследуемый охотниками. Обойдя остальных, он подбежал к Г. Х. и положил ему голову на плечо. Святой погладил его и сказал: «Именем Христа, тебя не смогут обидеть твои враги, не бойся», затем отпустил оленя, благословил охотников, восхваливших Бога (Памятники. Т. 1. С. 301-302). Ставленник тбилисского эмира Сахака, некий Цкири, самовольно занял кафедру в Анчи. Г. Х. неоднократно обличал его за неблаговидные поступки и призывал оставить кафедру. Цкири решил расправиться с Г. Х. и нанял убийцу. Предвидя опасность, преподобный вышел из кельи. Увидев яркий свет, исходивший от святого, убийца оцепенел от страха, его рука повисла как плеть. Только по молитве Г. Х. Он исцелился от недуга. Цкири был отлучен от Церкви и собирался с помощью войска разгромить Хандзту. Г. Х. и братия просили воинов позволить им закончить литургию. Когда служба подошла к концу, Цкири внезапно умер. В Житии также описываются многочисленные чудеса учеников Г. Х., святых Епифания , еп. Захария Анчийского , Февронии .

http://pravenc.ru/text/168081.html

Первый день в Тбилиси, как и в любом другом городе Востока, в Афинах, положим, или Стамбуле, человек от захлестывающих его чувств выпадает из состояния душевного равновесия... Ночью вышли во внутренний дворик монастыря и весь старый Тифлис раскинулся перед нашим взором. " Смотри все это, что видишь, земля святая, – показывает мать Фекла. Вот на этом месте около Сиони в 1227 г. были убиты 100 тысяч православных грузин, когда воины хорезмийского царевича Джалалэддина вынесли Сионскую икону Богоматери и те, кто соглашался осквернить ее, оставался в живых. В Сиони хранится крест св. Нины, а в базилике Анчисхати раньше была чудотворная энкаустическая икона Спасителя VI в., принесенная сюда в XVII в. из монастыря Анчи в Ю. Грузии. Эта трехнефная базилика построена в VI в. наследником Вахтанга Горгасала Дачи Уджармели. В советское время здесь размещалась художественная мастерская. А вот Метехи – храм более драматической судьбы, неоднократно подвергавшийся разорению, обращенный в склад, театр-студию. Он построен в лютую монгольскую годину царем - мч. Димитрием II между 1278 и 1289 гг. на месте уничтоженного храма V в. На своих суровых формах он несет печать эпохи. Здесь покоится тело св. мц. Шушаники (память 28 августа/10 сентября), которой посвящено первое сохранившееся произведение на древнегрузинском языке Якова Цуртавели (V в.). Шушаника была армянкой (первые святые и христианские мученики до VIII в. в Грузии были, как правило, не грузинского происхождения), выданной замуж за грузинского язычника князя Васкена. Отказавшись исполнить культовый обряд мужа, она приняла мученический венец. Рядом на берегу Куры возвышается памятник основателю Тбилиси Вахтангу Горгасалу , правившему страной в конце V в. Близость Метехи и этого монумента промыслительна – именно Вахтанг отомстил за Шушанику, взяв в плен злобного Васкена и повесив его. А вот около Метехи строится церковь св. Або (8 Я./21 Я.) , мусульманского юноши, переселившегося из Багдада в Карталинию и принявшего христианство в VIII в. Он не пошел на уговоры мусульман вернуться в ислам – отрубили голову, тело сожгли и прах выкинули в Куру " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Опиза. Фотография. Кон. XX в. [Груз. , ], исторический муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (V-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (не позже нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической провинции Кларджети, на правом берегу р. Имерхеви, в 80 км восточнее Артвина (ныне в дер. Багджылар, иль Артвин, Турция). На данный момент эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни . Этимологию названия О. возводят к мегрело-чанскому слову (опиджа), что соответствует груз. (сапире) и означает «место берега», «прибрежье», «место устья» ( Марр. 1911. С. XXII; Шанидзе. 1981. С. 27). История Согласно Житию св. царя Вахтанга Горгасали , О. основали царь Картли св. Вахтанг Горгасали и его сановник Артаваз ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; Он же. 2008. С. 91), поэтому большинство ученых (С. Каухчишвили , П. Ингороква , Д. Хоштария, Ш. Матиташвили) датируют его основание 50-ми гг. V в. Однако, поскольку название монастыря указано только в Чалашвилевском списке «Картлис Цховреба» (1731), К. Кекелидзе и В. Джобадзе считали, что О. был основан позже. Еще в раннехрист. Грузии О. имел статус «великой пустыни» и особую славу приобрел, когда там подвизался прп. Михаил Парехели . Насельники О., прп. Серапион Зарзмский, его брат Иоанн и свт. Георгий Мацкверели , стали видными деятелями ГПЦ. В Житии прп. Серапиона (X в.) содержатся сведения об обновлении О. монахами Аммоном, Андреем, Петром и Макарием, что нек-рые ученые ошибочно считают сведениями об основании О. При мон-ре существовала школа зодчества ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322, 335, 337; Беридзе. 1955. С. 122). Исследователи полагают, что в древности О. находился в составе Ахизской епархии, основанной св. Вахтангом ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 198; Он же. 2008. С. 100; Матиташвили. 2017. С. 194-216), и после перемещения кафедры в Анчи (VI-VII вв. или VIII в.) вошел в юрисдикцию Анчийской епархии. Мон-рь пострадал от набегов арабов и вспышек эпидемии, монашеская жизнь прекратилась и была возобновлена ок. 750 г., настоятелями стали сначала Самуил и после него Андрей ( Джобадзе. 2007. С. 30; Хоштария. 2005. С. 80).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

Но частые его сношения с миссионерами, от которых научился языку латинскому и старался заимствовать просвещение, возбудило против него подозрение духовенства. Царь Теймураз воспользовался сею молвой, чтобы удалить неприязненного ему католикоса, из династии Карталинской, и поставил на его место благочестивого старца Иосифа, который, однако, не хотел принять на себя титла верховного пастыря Грузии. Антоний удалился в Россию, и оправдавшись пред святейшим Синодом в нареканиях, против него возникших, получил в управление анархию Владимирскую; там еще более приобрел познаний духовных, но уже безукоризненных для своего православия. Царь Ираклий, по смерти отца, вызвал опять Антония и возвратил ему кафедру, ибо он всегда оставался с ним в дружественных сношениях. Рассказывают, что смиренный пастырь, желая убедить в своем православии паству и духовника, его подозревавшего, при первом торжественном служении, в присутствии его и самого царя, произнес громогласно символ веры , на великом выходе, с дискосом в руках. Потом, подошедши к непреклонному духовнику, во свидетельство своей правоты, стал пред ним на колени и всенародно умолял, оставить неправильное подозрение и дать ему целование мира; по упорный старик ни слова не отвечал владыке и даже отвернулся от него. Тогда Антоний, действуя уже как католикос, сам запретил ему священно служение и удалил его из Тифлиса; род сего священника почитается не благословенным и доселе. Собор Анчисхатский, у которого находилось подворье, празднует рождеству Богоматери, и был сооружен в VII веке, при царе Адарнасие, католикосом Вавилою, после которого на долго прекратился ряд первосвятителей Грузии. Он называется Анчисхатским, от древнего города Анчи, в области Ахалцихской, где во времена иконоборства сокрыт был образ Спасов, нерукотворенный по преданиям грузинским, привезенный из Греции. После завоевания области Атабеков турками, католикосы озаботились перенести святыню сию в Тифлис. По мнению благочестивых, священная икона, чудным образом, отпечатлелась на деке, как и Марткобская, от прикосновения к подлиннику; но лик больше обыкновенного образа человеческого и много пострадал от времени, так что не ясны черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003