Таким образом, по смыслу приведённых правил, указанные епископы, в том числе и митрополиты Агафангел [Преображенский] и Иосиф [Петровых], как отступившие от своего Первоиерарха, митрополита Сергия, и порвавшие общение с ним и всем единомышленным ему православным епископатом, не обличив последнего пред судом Собора епископов в какой-либо ереси, преступлении, без соборного рассмотрения и осуждения переставшие возносить его имя в священных молитвах, по церковному обычаю должны быть лишены всякой священнической чести, подлежать не только запрещению в священнослужении, но и низложению, как отступники, сотворившие раскол. Как мы видели, никто из указанных Архипастырей не только не указал догматических отступлений, но и вообще каких-либо нарушений церковных преданий и церковных канонов. В толковании на 31-е Апостольское правило Вальсамон пишет: «Заметь, что настоящее Апостольское правило определяет, что клирики без опасности могут отделяться от своих епископов, если обличат их судом, как нечестивых или несправедливых». В толковании 15-го правила Двукратного Собора наш отечественный канонист Пр[еосвященный] Иоанн[Соколов] Смоленский писал: “Клирик не будет виновен, но скорее похвалы достоин за отделение от своего епископа, если последний проповедует какое-либо еретическое учение, противное Православной Церкви, причём, если а) проповедует учение, явно противное учению Кафолической Церкви и уже осуждённое св. отцами или Соборами, затем б) если лжеучение проповедуется открыто и всенародно в Церкви, когда т. е. оно является уже обдуманным и направляется к явному противоречию Церкви. Если же налицо нет этих условий, в таком случае никакой клирик не имеет права самовольно отделяться от своего епископа и производить раскол, а в случае ослушания будет подлежать наказанию согласно с 31-м Апостольским правилом». Ни митрополит Агафангел [Преображенский] со своими викариями, ни митрополит Иосиф [Петровых] с епископами Димитрием [Любимовым] Гдовским и Сергием [Дружининым] Копорским, ни епископ Шадринский Виктор [Островидов], ни тем более епископ Алексий [Буй] и Иерофей [Афоник] Никольский не указали, да и не могли указать, что митрополит Сергий проповедует учение, противное учению Кафолической Церкви, притом уже осуждённое св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вслед за мною теряют власть и все признающие Синод архиереи. Каждый священник, по Вашему наставлению, может отказать «сергианскому» архиерею в повиновении, может перестать с ним служить, может обращаться за окормлением к иноепархиальному, «своему» архиерею (как вятские обращаются к епископу Димитрию Любимову в Ленинград); даже на запрещение «сергианского» архиерея может не обращать внимания (Ваш совет о. Шилову из В. Устюга). Административный разрыв с необходимостью ведёт к евхаристическому. Поэтому «воздержание от общения с митрополитом Сергием и единомысленными ему архиереями признаю, – пишете Вы, – исполнением своего архипастырского долга». Но как ни радикальны эти выводы, Вы не можете не сознавать, что мой грех, даже преувеличенный до последней степени, не делает возглавляемую мною иерархию ни еретической, ни даже раскольнической, что наша Церковь через это не лишилась ни единства с Церковью Вселенской, ни благодати Св. Духа, изливаемой в таинствах («да сохранит всех нас Господь от такого помышления», – пишете Вы). Вы не против того, чтобы священники для Ваших общин получали хиротонию от «сергианских» архиереев. Вы выражаете даже готовность (чем, в сущности, подрываете всю свою позицию) на «смертном одре» (значит, тогда, когда человек обычно не заботится более о мнении других людей, а ищет одной правды) со спокойной совестью принять елеосвящение и причастие от «сергианского» священника при отсутствии своего. Не признавая нас, таким образом, ни раскольниками, ни безблагодатными и не имея, следовательно, дозволенных оснований для раскола, Вы, однако, с нами порываете общение. Можно ли с Вами согласиться, что раскола Вы не учиняете и остаётесь в мире со Св. Церковью? 1 . Прежде всего, кто Ваши единомышленники, с которыми Вы своим «суждением» солидаризируетесь, так сказать, публично и официально? Вы «глубоко скорбите» о том, что мы их называем отщепенцами и раскольниками. Но ведь они признают нашу, возглавляемую мною Церковь «царством антихриста», наши храмы – «вертепами сатаны», а нас – его служителями, Св. Причастие – «пищею бесовскою»; оплёвывают наши святыни и под. Для признающих благодатность нашей Церкви должно быть ясно, что все эти хулы и оплевания падают ни на кого другого, а на самую Св. Церковь Христову и на Её божественные таинства. Это даже уже не раскол, а прямо хула на Духа Святого, грех и смерть, лишающий хульника надежды вечного спасения. И только беспросветная темнота одних и потеря духовного равновесия другими из хулителей дают христианской любви некоторую смелость верить, что грозное изречение Господа ( Мф.12:31 ) не будет применяться к этим несчастным со всей строгостью. Заметьте, что эту хулу изрыгают не только какие-нибудь «чернички», «всегда учащиеся и николиже в разум истины приити могущие» ( 2Тим.3:7 ), а сами их вожди (например, епископы Димитрий Любимов, Алексий Буй, Виктор Островидов, Иерофей Афоник).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1) митрополит Иосиф [Петровых] Петербургский – в ссылке в Устюжском уезде Новгородской губернии, 2) архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский – в Соловках, 3) архиепископ Варлаам [Ряшенцев] бывший Пермский – в Ярославской тюрьме, 4) епископ Димитрий [Любимов] Гдовский – в Ленинградской тюрьме, 5) епископ Алексий [Буй] Уразовский – в Соловках, 6) епископ Виктор [Островидов] Воткинский – в Соловках, 7) епископ Максим [Жижиленко] Серпуховской – в Соловках, 8) епископ Афанасий [Молчановский] Сквирский – в Соловках, 9) епископ Нектарий [Трезвинский] Яранский – в ссылке, в Казани, 10) епископ Иларион [Бельский] Поченский [Почепский? – Сост.] 160 – в Соловках, 11) епископ Павел Ялтинский – в ссылке, в Харькове, 12) епископ Василий Каргопольский – в ссылке, неизвестно где, 13) епископ Сергий [Никольский] бывший Бузулукский – в ссылке, неизвестно где, 14) епископ Иосиф бывший Вирский – в ссылке, неизвестно где, 15) епископ Дамаскин [Цедрик] Глуховский – в тюрьме, в Москве. Арест епископов происходит следующим образом: агент ГПУ являлся к епископу и ставил ему следующий вопрос: «Как вы относитесь к Декларации митрополита Сергия?» Если епископ отвечал, что он её не признает, то агент заключал: «Значит, вы контрреволюционер». И епископ арестовывался. Но митрополит Сергий не замечал или не хотел замечать ужасных последствий своей необдуманной Декларации. Вслед за запрещением поминовения; ссыльных, за введением поминовения власти последовало увольнение всех ; ссыльных украинских епископов наперсником митрополита Сергия на Украине митрополитом Михаилом [Ермаковым] (17/30 марта 1929 г.; его очень хвалит «Церковный Вестник” митрополита Евлогия [Георгиевского]. – См.: “Церковный вестник” 161 . 1930. 2. С. 12 и след.); затем началась подготовка к Всероссийскому Собору и, наконец, появилось пресловутое интервью о положении Церкви в России от 3(16) февраля 1930 г. по поводу исторического послания Пия 2 [Ратти] в защиту веры в России (см.: “Известия”. 1930. 16 февр. 46; “Возрождение” 162 . 1930. 15 февраля. 1719).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

К этим бесчинно ходящим присоединились два архиерея, рукоположенные в своё время без ведома и благословения Святейшего Патриарха Тихона бывшим Преосвященным Уфимским Андреем [Ухтомским] и его викариями (Иоанном Поярковым Давлекановским и др.), – Алексий [Буй], назначенный архиепископом Угличским Серафимом временно управляющим Воронежской епархией, и Иерофей [Афоник], бывший викарий Велико-Устюжской епархии, – принятые в своё время милостию, снисхождением и любовию почившего Святейшего Патриарха Тихона. Подписавшие Ярославское заявление Преосвященные, как на причину своего отделения от нас, указывают на то, что 1) якобы ни церковные каноны , ни практика Церкви далеко не оправдывают, как Заместителя Патриаршего Место- блюстителя, – стояния митрополита Сергия у кормила высшего управления на- шею отечественною Церковью; 2) незаконно организован Временный Священный Патриарший Синод, в состав которого включены-де случайные лица; 3) посланием от 16(29) июля 1927 г., коим якобы подчинено начало духовное и божественное в церковном домостроительстве началу мирскому и земному и тем якобы Церковь лишена свободы, которую Она получила вследствие своего отделения от государства; 4) по личному якобы усмотрению митрополита Сергия совершаются ничем не оправдываемые перемещения епископов, вопреки желанию их самих; 5) предписано особым указом возносить молитву за «безбожную и неверующую власть». Помимо этих обвинений митрополит Ярославский Агафангел в беседах с членами Временного Патриаршего Синода – Тверским архиепископом Серафимом [Александровым] и Вятским архиепископом Павлом [Борисовским], – указывал на незаконность запрещений епископов, ибо-де существуют правила, коими разрешается запрещать в священнослужении клириков, но не епископов (1-е правило Св. Кирилла Александрийского ), указывал на то, что «во всем этом деле много и личного момента». Б. Ленинградский митрополит Иосиф [Петровых] указывает на «незаконное якобы удаление его от ленинградской паствы» и на «плачевное рабское послушание чуждому Церкви началу» (из письма от 17/30 октября 1927 г.). Заявив сначала, что он «не думает именоваться более Ленинградским, на что имел право до получения указа» о перемещении в Одессу (из письма от 17/30октября 1927 г.), митрополит Иосиф [Петровых] в обращении своём от 26 января (8 февраля) 1928 г. из Ростова Ярославского к викариям Ленинградской епархии объявляет себя Ленинградским митрополитом, поручая временное управление Ленинградской епархией епископу Гдовскому Димитрию [Любимову], заявляя о своей готовности возглавить все епархии или отдельные приходы, если последние отделятся от митрополита Сергия, и не только даст согласие на рукоположение неведомого ему клирика в сан епископа в не подлежащей его ведению Велико-Устюжской епархии, но и руководит в этом направлении зловредной деятельностью епископа Иерофея (Никольского), уволенного на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Митрополит Сергий не получил и на этот раз никакого письменного ответа, а лишь устное разъяснение владыки Агафангела в беседе с архиепископом Павлом, но оно, очевидно, совершенно не удовлетворило Сергия, так что он выпустил новый официальный документ – так называемое «Деяние» от 29 марта 1928 года. В нем он подверг беспощадной критике всех несогласных с ним: епископа Виктора (Островидова), петроградских викариев Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина) и ярославских архипастырей, подписавших обращение; между делом в «Деянии» были упомянуты еще два архиерея, присоединившиеся к «бесчинно ходящим»: Алексий (Буй) и Иерофей (Афонин). Но последние как «неполноценные» – рукоположенные без благословения Патриарха Тихона и «принятые лишь его милостию и снисхождением» – почти не принимались в расчет и не удостоились особого внимания. Большую часть своего обширнейшего полемического произведения митрополит Сергий посвятил ярославским архиереям. Подробнейшим образом он разобрал все причины, по которым они отделились от него, и, всегда искусный в любой полемике, нашел убедительнейшие доводы для защиты своей позиции и опровержения аргументов противников. Особенно же досталось владыке Иосифу: и за сомнение в каноничности заместительства митрополита Сергия 250 , и за несогласие на перевод в Одессу. Митрополит Сергий четко указал на противоречивость доводов владыки Иосифа, на полную неосновательность его ссылок на каноны; он сам привел каноны и дал им совсем иное толкование, дополнив свои разъяснения назидательными историческими примерами из жизни святителя Иоанна Златоуста . Пред железной логикой заместителя Местоблюстителя нелегко было устоять даже искушенному читателю: столь блестяще этот непревзойденный мастер диалектики разбивал все доводы противников и безупречно обосновывал законность и преемственность своей «созидательной» политики. Митрополит Сергий был силен в церковной полемике, и в этом мало кто мог с ним тягаться. Этим отчасти объясняется и тот факт, что многие архиереи, даже несогласные с его политикой, не прерывали с ним общение 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

По его же свидетельству, владыка Иосиф, ввиду состоявшегося отделения от митрополита Сергия Ярославской епархии во главе с архиереями, «предполагал даже объявить себя заместителем местоблюстителя» вместо митрополита Сергия. На обратном пути из Ростова протоиереи Василий и Иоанн заехали в Москву к протоиерею Валентину Свенцицкому , там встретили и М. А. Новоселова и сообщили им о ярославских событиях и намерениях митрополита Иосифа. По словам протоиерея Василия: «Новоселов и Свенцицкий неодобрительно отнеслись к этому сообщению». Новоселов считал, что владыка Иосиф – «человек недостаточно решительный и колеблющийся», что открыто за отход от митрополита Сергия он высказался только теперь, «когда от него отошли все Ярославские епископы». «Новоселов и Свенцицкий предполагали даже сделать специальную поездку в Ростов к митрополиту Иосифу, чтобы отклонить его от предполагавшегося им шага». Возможно, что эта поездка и осуществилась, в любом случае, судя по показаниям протоиерея Василия на допросе в 1931 году, владыка Иосиф «этот свой проект оставил без осуществления» 243 . По возвращении протоиереев Василия и Иоанна в Питер епископ Димитрий собрал совещание духовенства и мирян; на собрании присутствовали епископ Сергий Дружинин, двенадцать клириков 244 и трое мирян, в их числе и М. А. Новоселов. Владыка Димитрий объявил «о получении официального согласия митрополита Иосифа о возглавлении им всех, отошедших от митрополита Сергия, и о том, что он, митрополит Иосиф, разрешает от запрещений, наложенных на духовных лиц митрополитом Сергием»; по «прочтении грамоты» 245 он высказал предположение об усилении антисергианского движения. Все участники собрания были воодушевлены и надеялись, «что за митрополитом Иосифом пойдет большинство духовенства и епископата, а чрез то и массы мирян, и таким образом создастся серьезное противодействие «сергианству " " 246 . Действительно, на тот момент такие надежды были. Уже отделились от митрополита Сергия с большим числом приходов в своих епархиях епископы Иерофей (Афонин) и Алексий (Буй); еще ранее, в конце декабря – епископ Виктор (Островидов) и с ним немалая часть духовенства Вятской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1937–1942: 1942–17(30).08.1944: Варлаам Пикалов 14(27).11.1944–01(14).03.1957: Товия Остроумов Свердловская (григ.) 09(22).12.1925–25.02(10.03).1932: Григорий Яцковский 1932–1936: Пётр Холмогорцев 1936–1936: Геннадий Марченков Свердловская (обн.) 1922–19.01(01.02).1924: Никанор Пономарев 29 .06(12.07).1924–12.1924: Аристарх Николаевский 18(31).12.1924–25.07(07.08).1925: Серапион Сперанцев 19 .08(01.09).1925–09(22).09.1926: Корнилий Попов 22 .09(05.10).1926–23.07(05.08).1936: Сергий Карнеев 23 .07(05.08).1936–05(18).06.1937: Михаил Трубин 1936–04(17).02.1938: Софония Яскевич 1938–1942: 11 .1942–1945: Филарет Яценко Свободненская (обн.) 02(15).06.1923–1925: Павел Гроздов 1925–1929: 1929–1930: Константин Знаменский Свято-Крестовская (обн.) 05(18).05.1923–27.06(10.07).1923: Александр Шубин Севастопольская 30 .04(13.05).1915–09(22).10.1917: Сильвестр Братановский 09(22).10.1917–11(24).12.1917: Модест Никитин 1917–1919: 10(23).02.1919–1920: Вениамин Федченков 1920–1922: 29 .07(11.08).1922–1923: Сергий Зверев 13(26).01.1923–1923: Александр Раевский Севастопольская (обн.) 01(14).02.1923–08(21).11.1923: Сергий Добромыслов 1923–1924: Александр Раевский, в. у. 10(23).06.1925–1925: Павел Масленников, в. у. 1925–1926: Василий Знаменский 1926–1927: Модест Никитин –1928: 1928–1928: Николай Розанов , в. у. 1929–1933: Вениамин Молчанов, в. у. Северо-Двинская (обн.) 1929–1930: Димитрий Крылов 12 .1931–1933: Иоанн Тюрин Северо-Кавказский Митрополичий Округ (обн.) 11 .1924–10.1925: Серафим Руженцев, в. у. 10 .1925– 1934: 1934–1935: Василий Кожин, в. у. Севская см. Орловская Селеигинская 20 .11(03.12).1916–23.08(05.09).1918: Ефрем Кузнецов 1918–1922: 10(23).04.1922–1923: Софроний Старков Марк Бакалдин Селенгинская (обн.) 17(30).09.1924–: Георгий Георгиевский –1930: 04(17).10.1930–: Константин Соболев –1932: 03 .1932–04.1932: Константин Знаменский 07 .1932–11.1932: Константин Знаменский, паки Семипалатинская 04(17).12.1911–1922: Киприан Комаровский 1922–1925; 1925–12.1926: Алексий Буй 30 .11(13.12).1925–22.08(04.09).1928; Иннокентий Никифоров, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1926–12.1926: Синезий Зарубин 1927–14(27).03.1928: Алексий Буй Уразовская (григ.) 09(22).12.1925–1925: Митрофан Русинов Уральская 07(20).11.1908–05.1926: Тихон Оболенский 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 1926–20.03(02.04).1929: Павел Павловский 27 .02(12.03).1929–13(26).08.1930: Иоанн Братолюбов 13(26).08.1930–04(17).08.1931: Памфил Лясковский 05(18).10.1931–27.12(09.01).1932: Модест Никитин Уральская (обн.) 08(21).06.1923–24.06(07.07).1923: Николай Амассийский, в. у. 24 .06(07.07).1923–18.02(03.03).1925: Георгий Крашенинников 19 .08(01.09).1925–09(22).09.1926: Корнилий Попов 25 .02(10.03).1925–1926: Михаил Постников 16(29).09.1926–04(17).12.1926: Георгий Крашенинников, в. у. 1926–1929: Иоанн Ильин 19 .12(01.01).1926–1928: Сергий Шубин 04 .1928–19.08(01.09).1929: Виктор Путята 19 .08(01.09).1929–03(16).10.1929: Николай Орлов 07(20).09.1929–29.07(11.08).1932: Антоний Лебедев 1930–1930: Николай Алявдин 1933–: Иосиф Ясковский Уральский Митрополичий Округ (обн.) 07(20).11.1925–04(17).08.1926: Христофор Сокольский Уржумская 26 .12(08.01).1919–1923: Виктор Островидов 03(16).09.1923–1929: Авраамий Дёрнов Георгий Анисимов, в. у. Уржумская (обн.) 08(21).12.1923–1924: Филарет Домрачев 1924–1927: 25 .01(07.02).1927–11(24).04.1928: Иннокентий Копейкин 09(22).06.1928–15(28).03.1930: Палладий Бельтюков 17(30).04.1930–10.1935: Иннокентий Копейкин, паки Усольская (обн.) см. Верхне-Камская (обн.) Уссурийская (Никольско-Уссурийская) 24 .06(07.07).1912–1918: Павел Ивановский 1918–1922: 21 .11(04.12).1922–24.08(06.09).1923: Павел Введенский 1923–1931: 06(19).11.1931–12.1931: Тарасий Ливанов 1931–1932: Герман Коккель Уссурийская (Никольско-Уссурийская) (обн.) 30 .06(13.07).1924–1927: Василий Макушев 12 .1927–1928: Александр Спасский 1928–1930: 03(16).06.1930–04(17).10.1930: Константин Соболев 17(30).11.1930–11(24).06.1931: Владимир Сычёв 19 .03(01.04).1931–1931: Константин Знаменский Усть-Вымская (обн.) Александр Усть-Катавская 06(19).06.1925–1925: Антоний Миловидов Усть-Медведицкая 1920–1922: Модест Никитин, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

05 .1944–17(30).12.1944: Даниил Юзьвюк, в. у. 31 .03(13.04).1945–05(18).11.1948: Корнилий Попов Винницкая 14(27).02.1914–07(20).11.1917: Давид Качахидзе 22 .10(04.11).1918–1922: Амвросий Полянский 1922–1926: 22 .07(04.08). 1926–09(22).05.1928: Феодосий Вощанский 1928–1931: Варлаам Козуля, в. у. 13(26).05.1932–1933: Филарет Линчевский 25 .08(07.09).1933–07(20).05.1937: Александр Петровский 23 .03(05.04).1937–11.1937: Иннокентий Тихонов 1937–1944; 1944–1945: Максим Бачинский 30 .04(13.05).1945–01.1946: Варлаам Борисевич Винницкая (григ.) 1927–: Сергий Винницкая (обн.) 1925–1926: Иоаким Пухальский 03 .1926–09(22).07.1936: Иоанн Славгородский 19 .12(01.01).1927–05.1928: Павел Циприанович 01(14).09.1928–03.1930: Димитрий Михальчук 09(22).07.1936–01(14).12.1937: Николай Поликарпов Винницкая (укр.) 1922–: Павел (Павло) Погорилко Григорий 23 .07(05.08).1942–1943: Евлогий Марковский Витебская (Полоцко-Витебская) 10(23).01.1915–12(25).07.1917: Кирион Садзегелли 09 .1917–06(19).03.1918: Иннокентий Ястребов, паки 1918–1918: Пантелеймон Рожновский, в. y., паки 19 .03(01.04).1918–09(22).04.1918: Серафим Александров 09(22).04.1918–09(?)1918: Иоанн Поммер 09 .1918–1926: Иннокентий Ястребов, в третий раз 1924–1925: Нектарий Трезвинский, в. у. 1925–1926: Алексий Буй(?) 01(14).10.1926–18.11(01).12.1927: Павлин Крошечкин 1927–1928: Гавриил Воеводин 1928–1931: 1931–1932: Николай Покровский 31 .01(13.02). 1933–14(27).07.1935: Тихон Русинов 1935–1935: Феофан Семеняко. в. у. 1935–1941: 1941 –1944: Афанасий Мартос, окк. Витебская (обн.) 28 .08(10.09).1922–03.1923: Константин Запрудский 01 (14).01.1923– 1925: Гавриил Свидерский 1925–1927: Александр Щербаков 1927–1928: Сергий Добромыслов 1928–1929: Михаил Постников, в. у. 1929–1932: Нил Ушаков 1933–06.1935: Сергий Добромыслов, паки Владивостокская 01(14).01.1899–1920: Евсевий Никольский 1918–1920: Михаил Богданов 1920–: Марк Бакалдин 1922–1922: Павел Введенский, в. у. 1922–1925: 31 .10(13.11).1925–02(15).09.1927: Киприан Комаровский 09 .1927–1928: Нифонт Фомин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В заключение в послании говорилось о неотложной необходимости подготовки Второго Поместного Собора. В «Декларации 1927 года» конкретизированы положения, которые уже были выдвинуты в документах, составленных патриархом Тихоном за два последних года его первосвятительского служения. В ней повторены также многие мысли, выраженные в «Памятной записке соловецких епископов». В «Декларации», однако, в отличие от «Памятной записки», отсутствует всякий критический элемент в оценке политики советского правительства по отношению к Церкви. В целях укрепления пошатнувшейся церковной дисциплины Синод распорядился о возношении во всех храмах Московской Патриархии имени заместителя патриаршего местоблюстителя вслед за именем митрополита Петра. 21 октября Синод издал указ о возобновлении поминовения государственной власти с присовокуплением апостольских слов, обосновывающих молитву за власть: «Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». 7 октября 1927 г. заместитель местоблюстителя митрополит Сергий подал в ОГПУ заявление с просьбой об амнистии и облегчении участи репрессированных священнослужителей в связи с тем, что они «оказались жертвами (может быть, и не без их вины) прежнего нелегального положения нашей Церкви и прежних ее ненормальных отношений к советскому правительству». Нельзя сказать, что это заявление осталось совершенно без ответа – несколько священнослужителей смогли вернуться из мест заключения и ссылок в конце 1927 – начале 1928 гг. Среди них были архиепископы Захарий (Лобов) и Ювеналий (Масловский), епископы Аркадий (Ершов) и Мануил (Лемешевский) , но другие архипастыри и пастыри были арестованы и сосланы. Но начинают исполняться и условия легализации, поставленные Тучковым и принятые заместителем местоблюстителя: Синод издает указ об увольнении сосланных и заключенных епископов на покой и назначении вернувшихся на волю архиереев в дальние епархии, потому что тем архиереям, которых выпускали из лагерей и ссылок, не разрешался въезд в свои епархии. Прежде архиереи, томившиеся в тюрьмах, лагерях и ссылках, оставались на своих кафедрах. Эта мера вызвала недовольство у части духовенства. Бурные споры, недоумения и возражения вызвала и сама «Декларация». Епископ Козловский Алексий (Буй), временно управляющий Воронежской епархией, епископ Глазовский Виктор (Островидов), управляющий Боткинской епархией, и некоторые другие архиереи отделились от митрополита Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010