5. Этот удивительный феномен, который объясняется благочестием, внимательностью и добросовестностью переписчиков священных текстов, поражает воображение в еще большей степени, если принять во внимание те ошибки, которые встречаются в копиях произведений других древних авторов. К месту будет упомянуть о том, что из разночтений, встречающихся в различных рукописях одного только латинского поэта Горация можно составить целых три тома! А шесть комедий латинского сатирика Теренция, копий произведений которого сохранилось в тысячу раз меньше, чем рукописей Евангелия, содержат около 30 000 разночтений, как сообщает Е. Дюплесси. 575 Справедливо заметил Шорт: «Примечательно не то, сколь велики различия», наблюдаемые в большинстве древних рукописей Нового Завета, «но необыкновенное и поразительное единообразие священного текста в разных рукописях». 6. В заключение можно отметить, что поскольку древние рукописи, увидевшие свет благодаря археологии, не содержат, по мнению специалистов, большого числа новых данных по сравнению с теми, которые уже известны, то это свидетельствует только о том, что достоверность предания текста Нового Завета непререкаема.   Примечание 1. Синайский кодекс был до революции 1917 г. собственностью России и хранился в Петербурге в Императорской публичной библиотеке, но после революции был продан большевиками за бесценок Британскому музею.   «Во дни Ирода царя»   Богодухновенный евангелист Матфей повествует, что Христос родился в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя ( Мф. 2, 1 ). Он также говорит о том, что Ирод послав изби вся дети сущыя в Вифлееме и во всех пределех его, от двою лету и нижайше ( Мф. 2, 16 ), чтобы таким образом, как он полагал, убить и Младенца Иисуса. Кто был этот Ирод, когда жил, когда правил и когда умер, каков был его нрав – обо всем этом достаточно хорошо известно из большого числа источников, а также благодаря археологии, с помощью которой были обнаружены развалины архитектурных сооружений той эпохи. Ирод был идумеем, т. е. отдаленным потомком Исава, брата Иакова. Идумеи населяли область Идумею с главным городом Хевроном. Иоанн II Гиркан подчинил себе идумеев, вынудил их принять иудаизм и заставил совершать обрезание. Дед Ирода, Антипа, был назначен Александром Яннаем управляющим Иудеей. Преемником Антипы (ум. в 78 г.) стад его сын Антипатр. Коварный и честолюбивый Антипатр сотрудничал с Иоанном II Гирканом и римлянами, в результате чего римский император Юлий Цезарь закрепил за Антипатром звание «правителя» (эпитропа) Иудеи (47 г.), а Асмонея Гиркана II назначил на должность «первосвященника и этнарха» в Иерусалиме. Антипатр (ум. в 43 г.) впоследствии назначил своего второго сына Ирода на должность правителя Галилеи (Северная Палестина).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕСАРИЯ ПРИМОРСКАЯ (Кесария Палестинская) [греч. Καισρεια Παρλιος, Καισρεια της Παλαιστνης; лат. Caesarea Maritima, Caesaraea Palaestina; ныне Цезарея, Израиль], город-порт на берегу Средиземного м., построен Иродом Великим в 22-10/9 гг. до Р. Х. на месте древнего финик. поселения Стратонова Башня. Назван в честь имп. Октавиана Августа ( Ios. Flav. De bell. I 21. 7). Главный порт рим. Палестины, резиденция царя, затем рим. прокураторов, после 70 г. по Р. Х.- столица пров. Иудея (впосл. Палестина). История План Кесарии 1. Дворец Ирода Великого 2. Ипподром 3. Театр 4. Храм Августа 5. Порт План Кесарии 1. Дворец Ирода Великого 2. Ипподром 3. Театр 4. Храм Августа 5. Порт Финикийское поселение Стратонова Башня впервые упоминается в папирусах Зенона (259 г. до Р. Х.). Город часто переходил в руки разных правителей. Приблизительно в 103 г. до Р. Х. был завоеван Александром Яннаем и присоединен к царству Хасмонеев. В 63 г. до Р. Х. Помпей передал порт в юрисдикцию римской пров. Сирия. Впосл. имп. Марк Антоний отдал город Клеопатре. После победы над войском Марка Антония у мыса Акций в 31 г. до Р. Х. Октавиан Август подарил местность Ироду Великому (Ibid. I 20). Возле естественной бухты у Стратоновой Башни Ирод построил великолепный город и порт, выдающееся инженерное сооружение своего времени, с глубокой гаванью и системой волноломов. С северо-востока вход в порт был украшен скульптурами и башнями, самая высокая из к-рых носила имя Друза, пасынка имп. Августа. С высокого холма на порт смотрел храм Ромы и Августа. Город был спланирован по четкой ортогональной сетке улиц; со значительного расстояния по акведуку подавалась вода. Среди общественных зданий города Иосиф Флавий упоминает театр, амфитеатр, рынки и дворец (Ibid. I 21. 8). В честь окончания строительства и открытия порта Ирод учредил «Кесарийские игры». К. П. сначала населяли в основном язычники, но вскоре появилась и иудейская община. Одним из поводов к началу антиримского восстания в 66 г. по Р. Х. стал конфликт между язычниками и иудеями в К. П. (Ibid. II 13).

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Развалины крепости и дворца Махерон Древняя крепость в Иордании, место заключения и казни св. Иоанна Предтечи . Плиний Старший относил М. к наиболее сильно укрепленным евр. крепостям после Иерусалима ( Plin. Sen. Natur. hist. V 15. 72). Согласно Иосифу Флавию , в М. последовательно возводились 2 крепости: первая - Александром (Ионафаном) Яннаем ( Ios. Flav. De bell. VII 171) (вероятно, ок. 90 г. до Р. Х.; была разрушена рим. военачальником Габинием в 57 г. до Р. Х.), вторая - Иродом Великим (Ibid. 172) (видимо, в 30 г. до Р. Х.; в 71/72 г. ее захватил Луцилий Басс) (Ibid. 209). После смерти Ирода Великого М., на юге граничивший с Переей , отошел в удел Ирода Антипы (4 г. до Р. Х.- 39 г. по Р. Х.), к-рый здесь заточил в тюрьму и казнил Иоанна Предтечу ( Idem. Antiq. XVIII 116). После смерти Агриппы I Ирода (44 г. по Р. Х.) крепость находилась под контролем римлян до начала в 66 г. 1-го антирим. восстания. Повстанцы, осажденные Луцилием Бассом, сдались в 71/72 г. Иосиф Флавий дает описание стратегического положения горы М. ( Idem. De bell. VII 163-170) и иродианской крепости (Ibid. 172-176). Археологами место, на к-ром находится крепость (совр. сел. Мукавир), обследовано очень поверхностно, хотя сохранность остатков крепости и дворца исключительно высока. У. Зеетцен (1807) осмотрел и идентифицировал это место с помощью топонимики. В 1968 г. проводились раскопки под рук. Дж. Вардамана, сотрудника Южной баптистской теологической семинарии. В 1973 г. нем. ученый А. Штробель обнаружил стену, которой римляне окружили крепость во время осады. В 1977-1981 гг. раскопки вели также представители Францисканского библейского ин-та (Иерусалим) В. Корбо , С. Лоффреда и М. Пиккирилло. Дворец иродианской эпохи с большим внутренним двором, с комнатами и роскошными ваннами, с полами, выложенными частично сохранившейся мозаикой, окружала крепость. Скопление построек и их фрагментов наблюдается также на стороне вост. склона; вероятно, это «нижний город», упоминаемый Иосифом Флавием. На востоке был сооружен акведук, снабжавший крепостные цистерны водой. Два периода обживания четко прослеживаются при изучении керамического материала - конец эллинизма, до правления римлян (время Хасмонеев (90 г. до Р. Х.- 57 г. по Р. Х.)), и эпоха «дома Ирода» (30 г. до Р. Х.- 72 г. по Р. Х.); после рим. разгрома крепость не восстанавливалась, более поздние эпохи представлены фрагментарно.

http://pravenc.ru/text/2562724.html

Войны, которые вел следующий Хасмоней – Александр Яннай (103–76 гг. до Р.Х.), расширили границы царства. Распущенный и жестокий, он по не вполне ясным свидетельствам из кумранских рукописей решался применить запретную для иудеев казнь через распятие к своим недругам 142 . За Александром Яннаем правила его вдова Саломея (по другим сведениям – Александра), а затем два ее сына – Гиркан II и Аристобул II, чьи распри открыли дорогу римским войскам под предводительством Помпея, которые заняли Иерусалим в 63 году до Р.Х. После этого римляне стали фактическими властителями страны, хотя действовали руками марионеточных первосвященников и царьков. Рим долгое время был республикой, управлявшейся консулами, назначаемыми сенатом на годичный срок. Но когда образовалась римская мировая держава, богатые завоеванные провинции начали использоваться римскими чиновниками в корыстных целях. Контролировать огромную империю сенат оказался не в состоянии, возникла потребность в большой регулярной армии, пользуясь влиянием в которой к власти устремились безнравственные честолюбцы. В результате в I веке до Р.Х. страна пережила несколько гражданских войн. Военачальник Юлий Цезарь разбил Помпея и стал править единолично, приняв титул диктатора, но вскоре он погиб (44 г. до Р.Х.) от руки заговорщика Брута. Друг Цезаря Марк Антоний вместе с сыном племянницы погибшего диктатора и его наследником Октавианом разгромили сторонников республики, но затем поссорились. Война между ними закончилась победой Октавиана над Антонием и его союзницей – царицей Египта Клеопатрой. Используя убийство и родственные связи, идумеянин Антипатр 143 стал советником Гиркана II. Потом Антипатр был назначен Цезарем префектом Иудеи, а его сын Ирод получил поддержку Октавиана и Антония против последнего из Хасмонеев – Антигона II (племянник ГupkahaII). В 40 году до Р.Х. сенат назначил Ирода иудейским царем де-юре, после чего тот взял штурмом Иерусалим и умертвил Антигона, став царем де-факто (37). Затем Ирод стал выжидать, чем кончится борьба Октавиана и Антония, и, приняв сторону победителя, был пожалован Октавианом новыми землями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

19. Устав ДК, II, 11-22, Толк. на прор. Исайю, 19. 20. Мидраш Мелхиседека. – ТК, I, с. 287. Ср. Быт 14; Пс 109, 4. 21. Трактат апостольской эпохи, именуемый «Посланием к Евреям», включен в Новый Завет с именем ап. Павла, хотя, как полагает большинство историков и богословов, он был написан другим, близким к Павлу лицом. Основная цель книги — показать, что Иисус Христос есть не только Мессия — Сын Давидов, но и небесный Первосвященник, Предстатель за человечество. Для истолкования Его миссии автор привлекает учение о Мелхиседеке — Царе-Первосвященнике. Поэтому возникло вполне вероятное предположение, что адресат послания ессейские священники, принявшие христианство, но не до конца в нем утвержденные. Возможно, что именно их имеет в виду Книга Деяний, когда говорит о многих священниках, «покорившихся вере» (6, 7). См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte et les origines du christianisme. Paris, 1957, р. 106, D. Flusser. Тне The Dead Sea Sect and Christianity — «Studies on the Dead Sea Scrolls». Jerusalem, 1957, р. 103. 22. Эти перемены отражены в «Дамасском документе» и в «Уставе двух колонок», которые были написаны, вероятно, в начале I b. до н. э. после смерти Учителя. 23.  И. Флавий. Арх. XIII, 11, 2. 24. Толк. на пр. Наума, 2. См.: аргументы в пользу отождествления «Эфраима» с фарисеями, а «Менаше» с саддукеями у Я.Амусина (ТК, I, с. 210-211). 25.  И.Флавий. Арх. XIII, 13, 5. О нарушении Яннаем фарисейского обычая говорит Талмуд (трактат Сукка, 48в). 26. См.: Устав ДК, I, 21. 27. Толк. на пр. Наума, II, 2-6. 28. Там же, I, 6-8. Один из первых исследователей кумранских текстов Джон Аллегро считал, что в Толковании содержится намек на крестную смерть Учителя (см.: J. Allegro. the dead sea scrolls, 1972, р. 107-108). Эту гипотезу сразу же подхватила антирелигиозная пропаганда. Однако аргументы в ее пользу ничтожны. Текст говорит не об Учителе, а о «людях». Кроме того, казни обрушились на фарисеев. Врагом Учителя назван не Яннай (в кумранской терминологии — «яростный лев»), а «нечестивый священник», который у ессейских писателей не тождествен Яннаю. Если правильно предположение, что начало деятельности Учителя относится к 170 году, то очевидно, что в 88 году его уже не могло быть в живых .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Встреча с Православием Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Сотник – римский офицер – приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Эти слова звучат так, как будто бы сам сотник жестоко страдает. Он даже не просит Христа об исцелении. Он просто приходит ко Господу, исполненный глубочайшего доверия, и говорит, как мучается его больной слуга. Сотник знает, что можно довериться Христу. Он знает, что сказать Господу о своей скорби, о болезни – это все равно, что обратиться к Нему с самой горячей просьбой о помощи, потому что Он услышит и отзовется. «Я приду и исцелю его», – говорит Господь. Мы видим, какое у этого человека смирение. Он отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Протоиерей Александр Шаргунов Как Христос исцеляет тещу Петра? Он коснулся руки ее – не для того, чтобы узнать ее болезнь, по пульсу, как это делают врачи, но чтобы исцелить ее. Это было прикосновение Его сострадания и любви, прикосновение Духа Святого. «И горячка оставила ее; и она встала и служила им». Она тотчас же выздоровела – так что смогла заняться хозяйством по дому. И хотя она была исключительным образом облагодатствована Богом, мы не видим в ней ни малейшего превозношения, она не старается показать, какая она особенная, но с готовностью, скромно прислуживает за трапезой. Протоиерей Александр Шаргунов Александр Ужанков Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Феофан (Быстров) Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Житие схимонаха Досифея, одного из «рядовых» саровских подвижников XVIII века, взято из рукописного монастырского сборника, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), и до сих пор мало кому известно. Оно, хотя и изобилует свойственными эпохе и жанру риторическими и нравоучительными длиннотами, представляет подвижника живым человеком, а не абстрактным носителем определенного идеала святости, вводя нас, православных XXI века, в реальный мир монашеского бытия прошлого. Протоиерей Александр Шаргунов В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page56_1078.ht...

Встреча с Православием Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Анастасий (Грибановский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Мы слышим сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему. Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Протоиерей Александр Шаргунов «Я и Отец – одно», – говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17, 11). Христос – единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему – совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему. Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Иоанн (Шаховской) Епископ Афанасий (Евтич) Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Викентий Фрадински В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page52_1078.ht...

Встреча с Православием/Православная библиотека Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». Это была смешанная толпа. Одни шли за Ним ради хлеба, другие – ради любви к Нему, и немногие – ради того, чтобы научиться от Него истинной жизни. Двое слепых, сидевших у дороги, вместе взывают к Нему. Если бы все оказавшиеся в одной беде, соединили свои молитвы к Богу! У Господа достаточно милости, чтобы утешить всех, кто обращается к Нему. Эти два слепца сидят у дороги, по которой проходит Христос. Хорошо человеку оказаться на этой дороге. Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Господь входит в дом Петра. Он с любовью отвечает на гостеприимство, предложенное Ему бедным рыбаком. Теща Петра лежала в горячке, и, зная уже, что Он может все, тотчас говорят Ему о ней. «Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им». Куда бы Христос ни приходил, Он приходит, чтобы совершить добро и щедро отплатить за гостеприимство, оказанное Ему. Рука Божия касается руки человеческой, и человек восстает, чтобы служить Богу и ближним. Та же самая рука, которая исцелила тещу Петра, укрепила ее для этого служения. Исцеление Христово дает благодать для служения. Иеромонах Арсений (Писарев) Протоиерей Александр Шаргунов Как только Христос начал проповедовать, Он начал – в удостоверение истинности Своего учения – творить чудеса. В Капернауме «в синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Этот человек – полностью во власти беса, до потери самосознания – так что бес уже говорит устами его. С какой яростью и одновременно страхом он бросается ко Христу! Он вскричал – от одного приближения Господа, зная, какая участь ожидает его теперь. Он исповедует Христа Святым Божиим.

http://pravoslavie.ru/put/page28_1082.ht...

Не медля, дани ко мне принесите. Ибо я, не поклонившись Богу в Иерусалиме, на бой с Дарием не пойду. Знайте, что от Дариевой десницы избавлю вас». Вестника еврейского отправив, к Иерусалиму пошел. Пророк же Иеремия, о приходе его услышав, совещался с иерусалимлянами: «Нужно нам Александра пустить в город. Видел я ночью этой во сне пророка Даниила, сказавшего мне: “Вот идет к вам тот, о ком я давно пророчествовал, ибо от персов мы пострадали, Александр же возмездием за нас воздаст”». И это народ одобрил. Александр же в ту ночь видел сон: явился ему пророк Иеремия в одеянии первосвященника Аарона и сказал ему: «Александр, иди в Иерусалим, и там поклонись Богу Саваофу, и, поклонившись ему, на Дария иди; победив его, государем персов станешь». Восстав ото сна, Александр вельможам своим сон рассказал и пошел к Иерусалиму. Когда же он приблизился к городу, услышавший об этом пророк Иеремия всему живому навстречу царю пойти повелел. Сам же, в одеждах первосвященника, со свечами и кадильницами встретил его и покадил. Увидев пророка Иеремию, вельможам своим Александр сказал: «Этого пророка видел я этой ночью». И Александр сошел с коня, поклонился ему до земли и целовал ризы его. Пророк Иеремия покадил его, и благословил, и, за руку взяв, в храм ввел, поклониться в Святая Святых, что создал царь Соломон. Александр спросил пророка: «Скажи мне, в какого Бога веруете?» Пророк же сказал ему: «В единого Бога веруем, который небо и землю сотворил и вся видимая и невидимая, что око не видит, и ухо не слышит, и на сердце человеку не приходит». Александр удивился и сказал: «Поистине великого Бога вы рабы; да верую и я в него и исповедую его, ибо явны дела его; даю ему в дар дани, которые от вас взял, как и от прочих народов; Бог ваш во мне да будет и мир его со мною да будет». Взял пророк Иеремия с людьми города того много золота и принесли его к Александру. Он же не захотел ничего взять, но в дар принес Богу Саваофу. И, сделав это, пошел из земли еврейской, собираясь отправиться к Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр хотел, чтобы его всечеловеческая монархия реально отождествлялась с «ойкуменой», то есть со всей населенной землей. Географический размах его завоеваний, казалось, делал этот проект вполне осуществимым; хотя Александр был остановлен в Индии бунтом солдат, он не отказался от новых военных экспедиций. Ему хотелось использовать для них путь через Индийский океан. Теперь его очередной целью была Аравия, куда Александр надеялся проникнуть морем. Но внезапно, в самый разгар новых военных приготовлений в своей всемирной столице Вавилоне, он был поражен тяжелой болезнью. Прошло несколько дней, и царь понял, что больше не встанет. Со слезами на глазах маршировали ветераны, прощаясь со своим полководцем. Александр умер 13 июня 323 года в зените славы и могущества. Эта внезапная смерть покорителя народов Европы, Азии и Африки произвела на многих огромное впечатление. Трагическое бессилие перед смертью даже такого человека, как Александр, было впоследствии запечатлено в Библии в лаконичных, но выразительных словах: «После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя персидского и мидийского, и воцарился вместо него прежде над Элладою, — он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли. И прошел до пределов земли, и взял добычу от множества народов, и умолкла земля перед ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его. Он собрал весьма сильное войско и господствовал над областями, и народами, и властителями, и они сделались его данниками. Оказалось, что перед лицом смерти «сын Зевса-Амона» ничем не отличается от любого из своих солдат. Это было как бы ответом на попытку превратить человека в Бога.   Едва Александр испустил последний вздох, как вокруг его смертного одра началась ожесточенная борьба за престол. Царь слишком мало думал о конце, чтобы позаботиться о наследнике. Он завещал свой трон «достойнейшему», а претендующих на это звание нашлось немало. В смертельной схватке за мировую власть они забыли даже похоронить умершего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010