В 57 гл. содержится обличение иудеев за умерщвление Праведника и изгнание мужей святых (ст. 1–2), причём как за это, так равно и за все прежние злодеяния народа иудейского, состоящие в его частых отступлениях от служения Истинному Богу (3–11), ему предрекается лишение земли обетованной и св. горы, которые наследуют надеющиеся на Господа (12–13), а вместе с тем и то, что таковой гнев Божий продлится не до конца: в известное время будет взято преткновение с пути народа Божия, обратившиеся к Господу спасутся, а нечестивые подвергнутся вечным мукам (14–21). Бл. Иероним пишет, что иудеи его времени под Праведником и святыми мужами, о смерти и изгнании которых говорится в начале главы, разумели праведников, кровь которых пролил Манассия, наполнивший ею Иерусалим от края до края ( 4Цар.21:16 ); а иные видели здесь пророчество Исаии о своей смерти, так как он во время Манассии был распилен деревянной пилой. Но, согласно последовательности пророческой перспективы, содержащейся в XL–LXVI гл., под Праведником, за умерщвление которого должен постичь иудеев гнев Божий, естественно разумеет того Праведника, о смерти которого говорилось выше, в Ис.53:11 , т. е., Христа Спасителя ( Деян.3:14–15 ). В этом именно смысле объясняется пророчество 57 гл. у св. Кирилла Александрийского , бл. Иеронима, бл. Феодорита и других древнехристианских толковников. а. Видите, как праведный погибе, и никтоже не прїемлетъ сердцемъ, и мжїе праведнїи вземлютс, и никтоже разметъ: лица бо неправды взс праведный. 1. Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Ст. 1. Между виновниками смерти Праведника «никто, – как говорит бл. Феодорит, – не пожелал порассудить о преступлении». И мжїе праведнїи вземлютс: «ибо, – говорит бл. Феодорит, – после Христа Владыки, они тотчас начали неистовствовать против св. апостолов: побили камнями божественного Стефана, потом изъяли из среды божественного Иакова, которого, сбросив с крила церковного, предали смерти посредством древесных ударов». Таким образом, господство зла повлекло за собой гибель праведников (ср. Прем.2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Феодорит, с. 13). «Под рабынями Ниневии должно метафорически понимать меньшие города, селения и деревни. Или, может быть, взятые в плен женщины подвергались угрозам пред глазами победителей, и столь сильный будет ужас, что печаль не будет выражаться даже в рыданиях и воплях, но безмолвно, про себя будут стонать и с глухим шепотом глотать слезы подобно воркующим голубям» (блаж. Иероним, с. 279). Подобный образ встречается в Ис 38.14 ; Ис 59.11 ; Иез 8.16 ); биение в грудь ср. Лк 18.18 ; Лк 23.27 . Наум.2:8 .  Ниневия со времени существования своего была как пруд, полный водою, а они бегут. «Стойте, стойте!» Но никто не оглядывается. Наум.2:9 .  Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам всякой драгоценной утвари. Наум.2:10 .  Разграблена, опустошена и разорена она, – и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели. евр. 9–11. Теперь пророк переходит к изображению того бедственного состояния, в котором окажется Ниневия по вторжении в нее осаждающих врагов, – состояния, резко противоположного прежнему благосостоянию, могуществу и величию столицы Ассирии. Былое величие и могущество Ниневии пророк выражает прежде всего сравнением ее ст. «прудом полным водою» (евр. киарехат – майм), чем обозначается полное процветание Ниневии во всех отношениях: многочисленность ее жителей (народы и племена в Библии не раз сравниваются с водами, напр. Откр 18.15 ), а также обилие всех благ земных, материальных и духовных (таков в Библии смысл выражений «вода живая», «вода жизни», Иер 2.13 сл. Ин 4.10–15 ; ср. также библейские символические изображения земного благополучия и будущего блаженства, напр. Пс 1.3 ; Пс 13.13 ; Иер 47.1–13 ). Такою Ниневия была «со времени существования своего» (евр. мимеги; таргум Ионафана мийомекедам «от дней древности»). Последнее выражение иначе прочитано и передано у LXX-mu и в Вульгате, читавших очевидно не миме, от дней, а меймейя, воды ее (LXX: υδατα αυτης, Vulg. aquae ejus, слав. воды ее). Общий смысл места, однако, одинаков: благополучие Ниневии было полное. Но теперь пришел ему конец: город покидают, предвидя его гибель, жители его многочисленными толпами, и никакие ободряющие крики начальников-защитников Ниневии не подействуют; панический ужас овладел жителями, никто из них не только не помышляет остановиться и стать на защиту города, но и не смеет просто оглянуться назад (ср. Иер 46.5 ). «При таком множестве населявших этот город, что уподоблялась купели, наполненной водой и изливающей из себя избыток, все одно имели в виду – бежать, не останавливаясь даже и оглянуться назад» (блаж. Феодорит с. 13–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух, и обратятся к басням ( 2Тим.4:3–4 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил ( 1Тим.4:1–3 ). Блаженный Феодорит, изъясняя первое из этих мест, относит, впрочем, предположительно, заключающееся в нем предсказание к своему времени. «Настоящее, думаю, предсказано Апостолом время, ибо жизнь наша исполнена сих зол и облекаясь в наружность благочестия, делами уготовляем из себя кумир лукавства; вместо боголюбивых стали сребролюбивыми, и любим рабство страстям; одним словом, в нас можно найти и прочее, что предрек божественный Апостол» 15 . Нельзя согласиться с этим изъяснением, как, впрочем, и сам Феодорит не вполне уверен в его истинности. Без сомнения, как в пятом веке, так и во всякое время, были, бывают и будут люди, описываемые Апостолом Павлом, и ещё больше всегда бывает людей, имеющих только нечто из указанных Апостолом дурных свойств, наклонностей и страстей. Были такие люди и при жизни Апостолов, как видно из тут же написанных слов Апостола Павла к Тимофею: таковых удаляйся ( 2Тим.3:5 ; ср. 2-е Петра). Но тогда было только в малой мере, только в зародыше зло, которое в ужасной широте и силе раскроется в последние дни. И может ли быть время, народ, место, где бы и когда бы не было таких людей? Но Апостол, очевидно, говорит не о всяких временах, а об определенной эпохе, которую он называет: «последние времена», «последние дни»; говорит, что эти времена будут «тяжкие» и что это предсказано Духом. Что этими «последними днями и тяжкими временами» не были времена Блаженного Феодорита, об этом нечего и говорить. Ясно, что Апостол говорит о временах, предшествующих кончине мира; ибо какой иной период времени можно назвать «последними временами», «последними днями»? Чтобы дать больше силы своим словам и возбудить в людях особенное внимание к ним и твердую веру в них, Апостол в доказательство их истинности ссылается на свидетельство самого Бога и называет это свидетельство ясным, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Примечателен для нас также следующий факт. С конца XVIII века невесты членов царской семьи, переходившие из инославия в православную веру, брали себе отчество «Феодоровна». К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I), Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга великого князя Сергея Александровича). Таким образом они свидетельствовали свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. Имя Феодор означает «Божий дар», и отчество «Феодоровна» равнозначно здесь именованию «православная», «христианка». Оно невольно обращает нас к размышлениям о начальных тайнах нашей веры. Особенно важно это для понимания будущего подвига святой царицы Александры и святой великой княгини Елизаветы. Само имя «христиане» выражает, что мы — Христовы, люди, облекшиеся во Христа (Гал. 3, 27), имеющие помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20). Даже внешние с самого начала называют этим именем уверовавших во Христа. Мы помним, как в книге Деяний царь Агриппа, выслушав апостола Павла, сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян. 26, 28). Апостол Петр в своем Послании пишет: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 4, 15—16). Так именуются верующие в христианских апологиях, обращенных к язычникам, так обыкновенно называются они в мартирологах. «Христианин есмь», — отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он. И так отвечают святая царица Александра Федоровна и святая великая княгиня Елизавета Федоровна. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Господь Своим ученикам (Мф. 10, 22). В полной мере дано будет вкусить этой ненависти и нашим святым, принявшим по дару Божию новое имя. Но со славой страданий за Христа и с распространением веры среди народов имя «христианин» станет высшей славой, подобно тому как и Крест Христов, который до этого был древом клятвы, унизительным орудием казни. Во исполнение пророчества «работающим Мне наречется имя новое» (Ис. 65, 15).

http://moral.ru/feodorovskaya/

I. Идея апокатастасиса в истории Церкви Что ожидает людей после смерти? Слово Божие говорит об этом вполне определённо: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). О вечности грядущего наказания для грешников говорится также в словах: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:29 ); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). Эту истину Откровения повторило и подавляющее большинство последующих церковных писателей. Однако в первой половине III века александрийский пресвитер Ориген (†254) стал учить, что в конце мира произойдёт апокатастасис, что означает «восстановление», то есть, спасение всех разумных существ, как людей, так и демонов. Ориген был известным богословом древности и неудивительно, что его идеи можно увидеть у некоторых авторов, живших позднее. В частности, идея о конечности адских мук встречается у Дидима Слепца , св. Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуэстийского и Диодора Тарсийского 1 . В соответствии с заповедью: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ), Церковь не приняла этого новшества. Богословские споры о неправославных мнениях Оригена 2 начались ещё при его жизни, а к концу III века с обстоятельной критикой идей Оригена выступили св. Пётр Александрийский, св. Мефодий Патарский , св. Евстафий Антиохийский 3 . Ещё сто лет спустя около 400 г. состоялось четыре поместных собора, осудивших учение Оригена – Александрийский, под председательством патриарха Феофила, Римский, под председательством папы Анастасия I 4 , Кипрский, под председательством св. Епифания 5 , и Иерусалимский. Причём, по сообщению Сульпиция Севера, свидетеля одного из них, как раз идея об апокатастасисе вызвала наибольшее возмущение участников, вспыхнувшее тогда, «когда епископы читали многие отрывки из его книг... и воспроизвели одно место, в котором утверждалось, что Господь Иисус... муками Своими даже прегрешения дьявола искупил. Ибо так это по доброте и милосердию Его присуще, что, если жалкого человека Он преображает, то и падшего ангела тоже освободит» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Как естественный возраст наш определяется не одними годами, но и пережитыми в эти годы страданиями и заботами, так и мера исполнения возраста Христова достигается духовными подвигами и усвоением добродетелей, умерщвлением плотских, земных пожеланий и покорности тела духу, который, основываясь на правой вере, признает цель временного земного существования в вечной и небесной жизни. Возможная на земле, достижимая людьми во свете Христова учения, праведность является единственным средством для избежания нами опасности обличения за свои грехи духами зла. Станьте, научает нас святой апостол Павел, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности… а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6: 14, 16–17). Тогда-то, во всеоружии Божией правды, мы скажем, удаляясь необличенными с мытарств: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8: 31). Древность и подлинность учения о мытарствах свидетельствуется тем, что еще святой апостол Павел писал христианам Церкви Ефесской: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 11–12). Указание на существование мытарств можно проследить по письменным памятникам христианской древности, начиная со II века (с Тертуллиана). Но ясно и определенно, с распределением мытарств по различным родам грехов, это учение начинает выражаться с IV века, со святых Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Макария Египетского, Макария Александрийского, Иоанна Златоуста. С особенной силой выражается оно у святителя Кирилла Александрийского, а затем, в последующее время, вошло оно в религиозное сознание православных христиан в непререкаемой форме из подробного рассказа преподобной Феодоры, ниже приводимого нами, уже в X веке. С тех пор это учение не потерпело никаких изменений и в свое время исповедовалось нашими русскими святыми: Феодосием Печерским, Кириллом Туровским, Димитрием Ростовским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

(Так и здесь) Бог сказал: cue есть Тело Мое; и сия есть Кровь Моя; и cue творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному повелению бывает так (и будет), пока Он придет». Для неспособных поверить, что под видом хлеба и вина пребывает истинное тело и кровь Иисуса Христа св. Иоанн Дамаскин дает такое пояснение: «ты теперь спрашиваешь, каким образом хлеб делается телом Христовым, а вино и вода – кровью Христовою? Говорю тебе и я: Дух Святый нисходит и совершает это, что превыше разума и мысли». То есть преложение Даров совершенно реально, но его образ или способ непостижим . Другие отцы Церкви учили подобным образом (св. Ипполит Римский, Климент Александрийский, Тертуллиан, св. Киприан Карфагенский, св. Дионисий Александрийский, св. Иларий Пиктавийский, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий, св. Епифаний Кипрский, св. Исидор Пелусиот, бл. Иероним Стридонский, бл. Августин, бл. Феодорит Кирский, св. Кирилл Александрийский, св. Лев Великий, бл. Феофилакт Болгарский и др.) . Ограниченные рамки статьи не позволяют привести их свидетельства в полном объеме. 5. На Вселенских соборах затрагивался вопрос о Евхаристии и в актах I-ro и III-ro Вселенского собора мы имеем ясные свидетельства о признании реальности Тела Плоти Спасителя под видом хлеба и вина в Евхаристии. В итоговых документах VII-ro Вселенского собора содержится развернутое учение о Евхаристических дарах, на котором мы и остановимся. В частности там сказано: «Никто из труб Духа, т.е. св. Апостолов и достославных отцев наших, безкровную жертву нашу… не называл образом тела Его . Ибо они не принимали от Господа так говорить и возвещать, а слышали Его благовествующего: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»; также: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»; и еще: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое…», а не сказал: приимите, ядите образ тела Моего… Итак ясно, что ни Господь, ни Апостолы, ни Отцы безкровную жертву, приносимую священниками, никогда не называли образом, но самим телом и кровию .

http://pravoslavie.ru/1876.html

аі. Се бо, гдь слышано сотвор до послднихъ земл: рцыте дщери сїнов: с, спситель твой грдетъ, имй съ собою мзд и дло сво пред лицемъ своимъ. 11. Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядёт Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. 12. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным. Глава 63 В 63 гл., вначале, ст. 1–6, изображается славное и величественное пришествие от Едома, Отрока Господня, после победы Его над врагами своими, потом, ст. 7–19, содержится молитва пророка за народ свой. Ст. 1–6 изложены в форме весьма художественного по силе образов диалога. а. Кто сей пришедый єдма, червлєны ризы єг восора, сей красенъ во утвари, съ крпостїю; Азъ глю правд и сдъ спнї. 1. Кто это идёт от Едома, в червлёных ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Ст. 1. Пророк созерцает Отрока Господня величественно пришедшим от Едома, из Боцры, одетым в багряные одежды, выступающим в могуществе силы своей, Который вопрошающим о Себе Самом и Своих багряных одеждах отвечает, что Он есть говорящий правду, сильный спасать. Бл. Иероним бл. Феодорит и св. Кирилл Александрийский относят это пророческое созерцание ко времени восхождения Христа Спасителя на небо, по воскресении Его, когда ангелы и небесные силы с удивлением спрашивали Его об Его багряном виде (ср. Пс.23:7–8 ). Употребляемые здесь имена «Едом» и «Восор» (ср. Ис.34:6 ) бл. Иероним и св. Кирилл Александрийский толкуют в аллегорическом смысле, понимая «Едом» в смысле «багровый, огневидный или земной» (cruentus, terrenus, πρινος, γινος), а «Восор» – бл. Иероним в смысле «крепкий, укрепленный», т. е. город, а св. Кирилл Александрийский , неправильно производивший. греч. Βοσρ от – плоть, в смысле σαρκς, σρκινος (плотяной); под укреплённым городом (Боцрой) бл. Иероним разумеет здесь или Иерусалим, или ад (ср. Nc.59:II; 107:11 ). Согласно этому пониманию, слова пророка имеют такой смысл: когда Христос Спаситель, по воскресении Своём из гроба и попрании ада (Восора), восходил от земли (Едома), со множеством праведников, на небо, то ангелы, удивляясь Его внешнему окровавленному виду, спрашивали Его: Кто Он? на что получили от Него ответ: «Я изрекающий правду, сильный, чтобы спасать ( Ин.12:31–32 ). Евр.сл. =в р.-с. сильный 70 поняли, как , почему: κρσιν σωτηρου ( сдъ спасені).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в день убиения Великого князя Сергея Александровича 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: вел. кн. Сергей Александрович Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня день убиения Великого князя Сергея Александровича, супруга преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, и мы молились за Литургией о его упокоении. Великий князь Сергей Александрович — один из первых новомучеников российских, еще не прославленный. Это был человек, исполненный благочестия и заботы об Отечестве, поэтому у него было так много ненавистников и врагов. Его жизнь, как и жизнь святых Царственных мучеников и Великой княгини Елизаветы, была окружена ненавистью, враждой и клеветой. Как говорит сегодня апостол Иоанн Богослов, «не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3, 13), потому что прежде он возненавидел Того, Кто является вашим Учителем и Господом. Мир, лежащий во зле, является местом, где зло раскрывается во всей полноте, поэтому все, что мешает ему на пути возрастания, зло хочет уничтожить. В этом всегда тайна мученичества. В этом тайна любви, к которой призывает нас Господь и о которой говорит нам святой апостол Иоанн Богослов. Главное проявление этой любви мы слышали в сегодняшнем Евангелии, где говорилось о Тайной Вечери, о предательстве Спасителя, об отвержении Его миром, о поругании и предании Его крестной смерти. Это путь, которым проходит всякий, кто хочет быть учеником Христовым, и это есть путь любви к Богу и к людям, не знающим Бога. Апостол Иоанн Богослов говорит, что любовь — это жизнь, а отсутствие любви — это смерть. Неизбежное раскрытие этого происходит, рано или поздно, до конца. «Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев…» (1 Ин. 3, 14). Тот, кто любит, уже перешел от смерти к жизни, и весь наш земной путь должен быть пасхальным крестным путем перехода от смерти к жизни. Жизнь дается нам, как возможность научиться любви. Единственный смысл, для чего нам дана жизнь, только этот, потому что все остальное есть распад и смерть, и тьма. «Кто любит брата своего, — говорит нам сегодня апостол Иоанн Богослов, — тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2, 1011). Он не знает, куда идет и зачем живет, и что значит эта жизнь. Она может в любое мгновение оборваться, и над человеком, который призван Богом жить в свете любви, совершится торжество тьмы.

http://moral.ru/слово-в-день-убиения-вел...

Скачать epub pdf ДУХ СВЯТОЙ Верую... в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). Словами: Который от Отца исходит, Спаситель засвидетельствовал, что Отец есть источник Святого Духа. Он не сказал: «изойдет» или «произойдет», но «исходит», чтобы показать, что естество Их одно и то же, что существо Их нерасчленимо и нераздельно, и Лица соединены между собою, ибо что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит. Блаженный Феодорит ( 113, 388 ). Мы должны исповедовать веру, преданную нам отцами, собранными некогда в Никее, и не отлагать от нее ни одного слова, зная что триста восемнадцать отцов говорили не без внушения Святого Духа. Святитель Василий Великий ( 113, 86 ). С ними (отцами первого Никейского собора) поистине восседал и Сам Иисус Христос, Который сказал некогда: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 )....Сам Дух Святой внушил им (то есть отцам собора) истину, ибо не сами они говорили, но Дух Бога и Отца говорил в них ( Мф. 10, 20 ). Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 86 ). Есть Отец, имеющий совершенное и ни в чем не нуждающееся бытие, корень и источник Сына и Святого Духа... Хотя обо всем можно сказать, что оно от Бога, но собственно Сын от Бога и Дух от Бога, потому что и Сын исшел от Отца, и Дух от Отца исходит, но Сын от Бога неизреченно. Святитель Василий Великий (1 13, 390). Общее Отцу и Сыну и Святому Духу – несозданность и Божество; общее же Сыну и Святому Духу – то, что они из Отца, а особенность Отца – нерожденность, Сына – рожденность, Духа Святого – исходность. Святитель Григорий Богослов ( 113, 391 ). Веруем и в Духа Святого... от Отца исходящего... Мы научены тому, что Он исходит от Отца, но не доискиваемся того, как исходит, держась в тех пределах, которые нам положили богословы и блаженные мужи. Святитель Кирилл Александрийский ( 113,392 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010