Псалом 50 В конец. Псалом Давида, когда вошел к нему Нафан пророк После того, как он вошел к Вирсавии, жене Урия 622 . Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня. Ибо беззаконие мое я сознаю и грех мой всегда предо мною. Тебе одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговорах 623 Твоих и победишь, когда Ты будешь судить. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила 624 меня мать моя. Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне. Окропишь 625 меня иссопом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега. Слуху моему доставишь 626 радость и веселие: возрадуются кости смиренные 627 . Отврати лице Твое от грехов моих и все беззакония мои очисть. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови 628 во внутренности моей. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати 629 мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от (пролития) кровей 630 , Боже, Боже спасения моего! Восхвалит 631 язык мой с радостию правду Твою. Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. Облагодетельствуй, Господи, по Твоему благоволению, Сион, и да построятся стены Иерусалимские. Тогда будешь благоволить к жертве правды 632 возношению и всесожжениям; тогда возложат на алтарь Твой тельцов 633 . 622 Об упоминаемом в надписании событии повествуется во 2Цар. 12 гл. Слав. жене Уриеве соответствует τν γυνακα Ορου – 21, 66, 69, 81, 99 и др. (до 50), Феодорит, компл., альд., Анфим; а в ват., син., text. recept. – нет. 624 Слав. роди соответствует γννηαε – 281; роман. peperit, а обычно по-Греч. κσσησεν – возжелала страстно, как Ева – запретного плода (Афан. Вел. и Феодорит), как беременные женщины иногда хотят особой пищи (κισσ); точнее с LXX: восхотела, понесла, т. е. момент, предшествующий зачатию. И по-евр. означает момент страсти зачатия ( Быт. 30:41; 31:10 ), чувственного полового влечения. Греховен этот момент, а не болезни деторождения. 626 Слав. слуху моему даси соответствует в Итале auditui meo dabis, а по-греч. κουτιες με (или μοι, или μου) – букв. возгласишь мне, заставишь слушать. 632 Угодной Тебе. Отцы Церкви видели здесь указание на новозаветную Жертву и таинство Евхаристии (Афан. Вел., Кир. Алекс., Феодорит, Зигабен). 633 Христианский литургийный Агнец, приносимый на христианских жертвенниках, служит исполнением этого пророчества Давида. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И изгнал от лица их народы, и по жребию разделил им (землю их) 1084 межевою вервию, и поселил в жилищах их колена Израилевы. Но 1085 они искушали и огорчали Бога Всевышнего и уставов Его не хранили. И отвращались и отступали, как и отцы их, превратились в неверный лук. И прогневляли Его высотами своими и истуканами своими раздражали Его. Услышал Бог, и (гневно) воззрел 1086 , и уничижил сильно Израиля, И отверг скинию Силомскую, жилище, в котором Он обитал среди людей, И отдал в плен крепость их и красу их – в руки врагов 1087 . И предал 1088 мечу народ Свой и достояние Свое презрел. Юношей их поел огонь, и девицы их не оплаканы были, Священники их от меча пали, и вдовы их не будут оплаканы 1089 . Но восстал, как бы от сна, Господь, как сильный и шумящий от вина 1090 . И поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их. И отверг селение Иосифа, и колена Ефремова не избрал. А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил. И построил, как (жилище) единорога 1091 , святилище Свое, на земле основал его 1092 на век. И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. От 1093 доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое. И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно 1094 руками своими путеводил их 1095 . 1052 Греч. οκ πιστθη μετ το Θεο – слав. не увери с Богом – букв., но неясно. У преосв. Порфирия не удостоверял Богом (духа своего) – тоже не лучше. «Не приобрели твердой веры в Бога и противились Его уставам» (ср. 22 и 37 стт.) (Афан. Вел. и Феодорит). 1055 Слав. представи соответствует παρστησε – букв. поставил сбоку, приставил к ним – минуск. (более 100), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим; а ват., [син.,] text. recept., Фильд и Тишендорф – στησεν. 1056 Не дал им разливаться и затоплять путь евреев, как бы собрав их в мех и поставив вокруг евреев. Так понимают свт. Афанасий, бл. Феодорит, патр. Анфим, Гоберг, Вульгата ([quasi] in utre [др. чтт. quasi in utrem или quasi utrem]), преосв. Порфирий, в слав. неясно: яко мех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но восстал Финеес и умилостивил (Его), и прекратилась язва. И (это) вменено ему в праведность, в род и род до века 1409 . И прогневали Его при воде пререкания, и потерпел Моисей из-за них: Ибо огорчили они дух его, и он погрешил 1410 устами своими. Не истребили народов, о которых сказал им Господь. И смешались с язычниками и научились делам их. И служили истуканам их, и было им (это) 1411 в соблазн: И приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам 1412 . И проливали кровь невинную, кровь сыновей своих в дочерей своих, которых они приносили в жертву истуканам Ханаанским, и убита 1413 была земля их 1414 кровию 1415 И осквернена была делами их. И блудодействовали они поступками своими. И разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим. И предал их в руки врагов, и возобладали ими ненавидящие их. И теснили их враги их, и смирились они под руками их. Много раз Он избавлял их, они же огорчали Его упорством 1416 своим и были унижаемы за беззакония свои. И видел Господь, когда они скорбели, и слышал моление их, И вспомнил завет Свой, и раскаялся по множеству милости Своей. И преклонял к ним милость 1417 всех пленивших их. Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас из среды народов, исповедаться имени Твоему святому, хвалиться славою Твоею 1418 . Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века. И да скажет весь народ: да будет, да будет 1419 . 1397 Слав. мн. ч. ненавидящих соответствует μισοντων – ват., [син. до испр.,] text. recept., Вульг. odientium; а син. [после испр.], алекс., 13, 21, 43, 66 и др. (до 100), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим – ед. ч. μισοντος. 1398 Слав. мн. ч. врагов соответствует χθρν – син. [после испр.], 65, 69, 81, 106 и др. (до 80), компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим и Вульг. inimicorum; а ват., [син. до испр.,] алекс., Феодорит – ед. ч. χθρο соответствует масор. т.]. 1399 Слав. ед. ч. словеси соответствует τ λγ [ср. 24 ст.] – син. [после испр.], 13, 21, 43, 55 и др. (до 120), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим; а ват., [син. до испр.,] алекс., text. recept. – мн. ч. τος λγοις.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Посему Елисей назвал великого Илию колесницей Израилевой и конником, потому что его одного было достаточно для того, чтобы поразить врагов и даровать победу соплеменникам» (блаж. Феодорит, вопр. 8). Приведенное выражение пророка Елисея при кончине его употребил царь Иоас израильский в отношении к нему ( 4Цар.13:14 ). В знак печали о разлуке с пророком Илией Елисей раздирает одежды свои. 4Цар.2:13 .  И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; 4Цар.2:14 .  и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. Взятая теперь Елисеем милоть Илии была знаком принимавшего отселе Елисеем пророческого служения (сравните стихи ( 4Цар.2:8 ) и ( 3Цар.19:19 )), залогом исполнения просьбы Елисея ( 4Цар.2:9–10 ). С этим символом пророческого звания пророк Елисей идет назад к Иордану и, подобно Илии ( 4Цар.2:8 ), ударяет его (согласно LXX, Vulgata, славянскому текстам – «дважды»), – со словами молитвенного вопроса: «где Иегова, Бог Илии, – Он Самый?», евр. аф-гу; семьдесят толковников (LXX), не понимая этого выражения, написали его лишь греч. буквами: φφ, слав.: «аффо». Принимая чтение LXX, блаж. Феодорит говорит в объяснение ст. 14: «пророк, вознамерившись перейти Иордан, подражал учителю, и ударил по воде милотию, не сказав при сем ничего, но думая, что для совершения чуда достаточно одной милоти. Поскольку же не повиновалось ему естество водное, то призвал Бога учителем, невидимого и неприступного для человеков. Ибо слово «аффо» по изложению других переводчиков толкуется «сокровенный» (блаж. Феодорит, вопр. 9 на 4 книгу Царств). Как для самого Елисея, так и для близстоявших сынов пророческих чудо разделения Иордана было знаком того, что дух Илии почил на Елисее; в прообразовательном смысле это чудо, как и переход евреев через Чермное море и через Иордан, предсказывало спасительные воды крещения (см. Тропарь 5 января в навечерие крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

127 Это послание св. Лев (память которого Церковь празднует 18 февраля) написал св. Флавиану Константинопольскому против монофизитов. Рассказывают, что после того как Лев составил послание, он положил его на гробницу св. ап. Петра и с постом, бдением и молитвой умолял апостола исправить послание, если в нем есть какая-то ошибка. Апостол явился ему и сказал: «Я исправил его». Отрывок из этого послания, содержащий точное и возвышенное богословие о двух природах и одной ипостаси Христа, дословно звучит так: «Та и другая форма действует в общении с другой, как каждой свойственно: Слово совершает то, что свойственно Слову, а тело исполняет то, что свойственно телу. Одно из них блистает чудесами, другое подверглось поруганиям. Как Слово неотделимо от славы Отчей, так тело не утратило естества нашего рода. Ибо один и тот же истинно и Сын Божий, и истинно Сын Человеческий. Бог, потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ), а человек, потому что Слово стало плотию, и обитало с нами ( Ин. 1:14 )» (ACO//TLG 5000/003. 2. 1. 1, 14. 27–15. 6). Вот почему после прочтения этого послания на настоящем Соборе отцы воскликнули: «Это вера отцов! Это вера апостолов! Петр возгласил сие через Льва» (Ibid.//TLG 5000/003. 2. 1. 2, 81. 24, 26). По этой причине послание назвали даже оплотом православия. Об этом послании еще пишет Софроний Иерусалимский : еп. Феодор (чья епископская область находилась в Ливии), будучи кувикуларием Александрийского патриарха Евлогия, увидел во сне высокого человека, вызывающего большое уважение и благоговение. Этот человек сказал ему: «Извести патриарха Евлогия, что пришел папа Римский Лев, дабы с ним встретиться». Феодор тотчас побежал к патриарху и передал ему сказанное. И вот, встретившись, они поприветствовали друг друга, и спустя немного Лев сказал Евлогию: «Знаешь, зачем я пришел? Я пришел поблагодарить тебя за то, что ты весьма хорошо уразумел мое послание и отстоял его. Теперь знай, что ты оказал великое благодеяние не только мне, но и верховному Петру». Сказав это, он стал невидим. Утром Феодор рассказал об этом Евлогию, а тот со слезами возблагодарил Бога, соделавшего его проповедником истины (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 527). Названный же Евлогий жил при императоре Маврикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взявши от него благословение, пошли в пределы города Вологды на Комельский лес. Пришли они внутрь пустыни к преподобному Корнилию Комельскому [ 4 ] и постучались у ворот с молитвою Иисусовою. Преподобный Корнилий, отворяя двери свои, сказал им: — Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы? Они отвечали ему: — Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради — причти нас к своему богоизбранному стаду. Преподобный Корнилий сказал Григорию: — Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей. На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий, вошедши в церковь, постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же Будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:29–30). Затем старец говорил по отеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек имя ему вместо Григория — Геннадий. Наконец сказал: — Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую или соборную, и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных. Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве. Преподобный Геннадий, по благословению Корнилия, усердно подвизался в молитвах и трудах, особенно же в хозяйственных монастырских службах в поварне, пекарне и прочих. Многие из братии негодовали на Геннадия за такие его подвиги и роптали. Слыша этот ропот, преподобный Корнилий укреплял святого, говоря: — Чадо Геннадий, не скорби о сем на братию, ибо они так говорят по внушению бесовскому.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Пророчество о прободении Спасителя, по свидетельству святого евангелиста Иоанна, исполнилось, когда воины, посланные Пилатом, увидев Христа уже умершим на кресте, не перебили у Него голеней, «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра… да сбудется Писание… воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин 19:31–37 ). Также понимали и объясняли это пророчество свт. Кирилл Александрийский , блаж. Иероним Стридонский , блж. Феодорит Кирский и многие экзегеты нового времени. Выражения Зах 12:10 на Него… и будут рыдать о Нем» говорят об искреннем обращении к Распятому и Пронзённому с плачем раскаяния. Исполнение этой части пророчества, по свидетельству книги Деяний, началось в день Пятидесятницы крещением трёх тысяч иудеев, уверовавших во Христа ( Деян 2 гл.), а окончится, согласно контексту пророчества и посланию святого апостола Павла к Римлянам ( Рим 11:25–26 ), в конце времён, когда в Церковь Христову «пока войдет полное число язычников», тогда и «весь Израиль спасется». Повествование о плаче раскаяния продолжается до конца главы ( Зах 12:11–14 ). О поражении Пастыря и рассеянии овец ( Зах 13:7 ). В Зах 13:7 о мече, поднимающемся на Пастыря, и рассеянии овец при поражении Пастыря: «порази пастыря, и рассеются овцы». Мессианский смысл стиха засвидетельствован в Евангелии. Господь Иисус Христос слова пророчества о поражении пастыря отнёс к Себе, а о рассеянии овец к апостолам, предрекая им о том, что когда Он будет взят на страдания, они соблазнятся о Нём и оставят Его ( Мф 26:31, 56 ; Мк 14:27 ). Также объясняют это пророчество отцы и учители Церкви, понимая под рассеянием овец факт рассеяния апостолов в ночь, когда Христос был взят на распятие (свт. Кирилл Александрийский , блж. Иероним Стридонский , блж. Феодорит Кирский ). Меч, поднимающийся на Божественного Пастыря, – это иудейский синедрион, так как меч – здесь символ власти. В последней главе книги говорится о бедствиях, предшествующих «дню Господню», когда Господь проявит Своё величие и могущество в наказании злых и спасении избранных и будет Богом всей земли, а святой город – местом паломничества. Церковные толкователи некоторые пророческие места этой главы относят к событиям первого пришествия Христова. Выражение Зах 14:4 станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» – объясняют как пророчество о вознесении Господнем, местом которого, согласно книге Деяний (1:12) была гора Елеонская (поэтому этот стих вместе с первым стихом главы составляет начало 3-й паремии на Вознесение Господне).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Глава 28 Бегство Иакова и новая женитьба Исава Быт.28:1 . И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; Исаак призывает к себе Иакова с целью как бы официального признания его в правах первородства; по выражению равв. Елиезера, это как бы приложение печати к акту благословения, в удостоверение его сознательности. Быт.28:2 . встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; На вопрос: почему Иаков после стольких благословений убегает из родительского дома, лишенный всего необходимого, блаженный Феодорит отвечает: «В сих мнимых бедствованиях явственно открывается Божия попечительность... Иаков для того и бежит и идет один, чтобы, возвратившись с великим именем, и самому увидеть, каково промышление Бога всяческих, и других научить сему. Попечительность же Свою об Иакове Бог немедленно обнаружил явлением» (блаженный Феодорит, отв. на вопр. 85; ср. Иоанн Златоуст , с. 574). Страна, куда имеет идти Иаков, в рассказе об отправлении туда Елиезера названная просто родиной Авраама ( Быт. 24:4, 7 ), теперь Исааком называется прямо Месопотамией (евр. Падан-Арам): страна эта сделалась теперь более известной патриархальному семейству, почему Иаков совершает путешествие один. Наставление Исаака, чтобы Иаков взял себе жену из дочерей Лавана, дается им не без влияния Ревекки ( Быт. 27:46 ) и по примеру Авраама ( Быт. 24:3–4 ) и во всяком случае свидетельствует о том, что Исаак хорошо понимает, что чистота крови патриархальной семьи требуется сущностью теократического закона. Быт.28:3–4 . Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! Как Бог, возвещая Аврааму рождение от него сына и происхождение многочисленного потомства, называет Себя Богом всемогущим, El-Schaddai ( Быт. 17:1 ), так этим же именем Ел-Шаддай называет Бога и Исаак при обещании Иакову потомства и передаче ему всех благ Авраамова наследия. Слав. «в собрание языков» (LXX: ες συναγωγς θνν) точнее и сильнее, чем в русск. перев., передает евр. выражение zehal-ammim, церковь народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 76 В конец, Чрез Идифума 1034 . Псалом Асафа. Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу – и Он внял мне. В день скорби моей Бога искал я, руками моими (молился) 1035 ночью пред Ним – и не был обманут. Душа моя отказывалась от утешения. Вспоминал я Бога и веселился, размышлял – и малодушествовал дух мой 1036 . Предваряли (ночные) стражи 1037 очи мои, смущен я был и не говорил. Помышлял я о днях древних, и вспоминал лета вечные 1038 , и поучался. Ночью в сердце моем я размышлял и дух мой испытывал 1039 : «Ужели навеки отвергнет Господь и более не будет благоволить? Или навсегда милость Свою пресечет? (Ужели) окончил слово 1040 из рода в род? Ужели Бог забудет оказывать милость? Или удержит Свои щедроты во гневе Своем?» И сказал я: «Ныне я начал (понимать 1041 : это – изменение десницы Вышнего 1042 ». Вспомнил я о делах Господа, ибо 1043 буду вспоминать об изначальных 1044 чудесах Твоих И буду поучаться во всех делах Твоих и размышлять о деяниях Твоих. Боже! Во святом путь Твой 1045 . Кто Бог (столь) велик, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса, возвестил народам силу Твою. Ты избавил мышцею Твоею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Увидели Тебя воды, Боже, увидели Тебя воды и убоялись, вострепетали бездны, Сильный звук вод: голос издали облака, ибо полетели стрелы Твои. Голос грома Твоего в своде (небесном) 1046 : молнии Твои осветили вселенную, подвинулась и задрожала земля. В море пути Твои, и стези Твои в глубоких водах, и следы Твои не будут узнаны. Ты вел, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона 1047 . 1036 Когда «беседовал сам с собою», вне веры и упования на Бога, тогда приходил в смущение (Феодорит). 1039 Греч. σκαλ(λ)ον [ват. после испр., син.] – букв. [я] копал, рыл, т. е. тщательно разузнавал; [ват. до испр., Ральфс σκαλ(λ)εν, подлежащее дух]. 1040 Утешения и вразумления через пророков. Слав. сконча глагол при бл. Иерониме (Ad Sun. et Fret.) не было соответствия в спп. LXX. По изысканиям Гольмеза, чт. συνετλεσε (или τλεσε) μα находится в минуск., у Феодорита, Зигабена, в компл., альд., греч. церк. Псалт., у Анфима, Фильда и Николаида; а в ват., [син.] и text. recept. – нет. Вообще, греч. церковный текст принял это чт. и не последовал критике бл. Иеронима. 1041 Так поясняют свт. Афанасий и бл. Феодорит, а у преосв. Порфирия и на поле в учебной слав. Псалтири дополнено: разумети. 1046 Греч. ν τ τροχ – слав. в колеси, синод. пер. в круге небесном, в учебной слав. Псалтири на поле в крузе небеснем. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Псалом 49 Псалом Асафа 606 Бог богов 607 , Господь изрек и призвал землю от востока солнце и до запада. С Сиона благолепие красоты Его 608 . Бог явно придет, Бог наш, и не будет безмолвен: огонь пред Ним возгорится и вокруг Его – сильная буря. Он призовет небо свыше и землю рассудить народ Свой. Соберите Ему преподобных Его, принявших завет Его о жертвах 609 . И возвестят небеса правду Его, ибо Бог есть Судия. Слушай, народ Мой, и Я буду говорить тебе; Израиль! И Я засвидетельствую пред тобою: Я Бог – твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя, так как всесожжения твои предо Мною всегда. Не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих – козлов. Ибо Мои – все звери лесные, скот на горах и волы 610 Я знаю всех птиц небесных, и украшение полей 611 всегда предо Мною. Если бы Я взалкал 612 , не сказал бы тебе (о сем): ибо Моя вселенная и что наполняет ее. Ужели Я ем мясо волов и пью кровь козлов? Принеси Богу жертву хвалы и исполни пред Всевышним обеты 613 твои, И (тогда) призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня. Грешнику же сказал Бог: зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой в устах своих? 614 Ведь ты возненавидел наставление и поверг слова Мои назад: Если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои размножали злословие, и язык твой сплетал коварства. Сидя (в собрании) 615 , на брата твоего ты клеветал и для сына матери твоей полагал препону 616 . Ты это делал, и Я молчал; ты подумал беззаконие 617 : будто Я подобен тебе буду 618 . Я обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твои 619 . Уразумейте же это, забывающие Бога, дабы Он не восхитил (вас) 620 и (тогда) никто не избавит. Жертва хвалы прославит Меня: и это путь, коим Я явлю ему спасение Мое 621 . 608 Т. е. благость, человеколюбие и владычество всемирное явились с Сиона земного в Ветхом Завете в первое пришествие Христа, явятся и во второе с горнего Сиона (Злат. и Феодорит). 609 Греч. π θυσαις– слав. о жертвах, т. е. как вождей Моисея, Аарона, Финееса, так и весь еврейский народ, обязавшийся у Синая исполнять закон о жертвах (Лив. 1–10 гл. и др.). Так понимают бл. Феодорит, свт. Иоанн Златоуст и Зигабен. Принятого в синод. и преосв. Порфирия переводах при (жертвах) не можем одобрить: предлог π при глаголе говорить о чем-либо значит о [с род. пад., тогда как здесь – дат. пад.], и в след. 8 ст. π θυσαις все переводят [соответственно обычному причинному значению π]: о жертвах, за жертвы, а не при жертвах. [В данных случаях доводы П. А. Юнгерова с точки зрения греч. яз. не выдерживают критики.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010