Девятый день. Поучение 1-ое Святой Кирилл Александрийский. (Безмерное милосердие Божие должно побуждать нас не к беспечности, но к покаянию). И. Святой Кирилл, память коего ныне, родился в Александрии во второй половине IV века от богатых и знатных родителей. Под руководством своего дяди, архиепископа Феофила, он изучал священное писание, а светские науки проходил в знаменитой в древности александрийской школе. Живя в богатом и многолюдном городе, Кирилл не мог привыкнуть к городскому шуму, не любил развлечений и искал уединения. Он избрал местом своей пустынной жизни скит св. Макария, где провел пять лет в иноческих подвигах. Архиепископ Феофил вызвал его из пустыни в Александрию и сначала причислил к клиру, потом рукоположил в диакона. По смерти Феофила возник вопрос, кого избрать на епископскую кафедру. И народ и духовенство указывали на Кирилла, которого твердая вера, познания в священном писании и благочестивая жизнь резко выделяли из числа других желавших занять александрийский престол, и Кирилл был избран. Первым делом святителя была борьба с ересью «новациан». Новациане были последователями римского священника Новация. Они утверждали, что те, кто впал в тяжкий грех после крещения, особенно же отрекшиеся от веры во время гонений, если бы даже потом и раскаялись, должны быть на всегда отлучены от церкви. Новациане думали составить церковь из одних только совершенных и, будучи ослеплены гордостью, считали такими только себя. В знак своей мнимой святости они носили белыя одежды. «Не так думали истинные христиане, следуя учению и примеру Христа, они утверждали, что нет греха, который превышал бы милосердие Божие, и что впавшие в тяжкие грехи могут быть приняты в церковь , если искренно раскаятся». Святой Кирилл сначала действовал против новациан убеждением, затем принужден был изгнать их из Александрии. Еще более, чем новациане, возмущали спокойствие церкви египетские иудеи и язычники. Их было очень много в Александрии и они постоянно наносили христианам оскорбления. Кирилл изгнал и их, закрыв синагоги и языческие храмы. Удаляя из среды своей паствы врагов православия, святитель в то же время заботился и об утверждении александрийских христиан в истинах веры, действуя словом и писаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Православная Церковь в Африке: взгляд епископа Александрийского Патриархата 17 февраля, 2011. Редакция " Правмира " «Африка никем не «забыта». Человечество обратится к ней, когда возникнет в этом необходимость», считает епископ Бурунди и Руанды Савва. В октябре 2009 года в Александрии был рукоположен новый епископ Бурунди и Руанды Савва (Химонеттос). Он стал первым епископом этой новосозданной епархии, к юрисдикции которой относятся две из самых страждущих стран африканского континента, да и планеты в целом. Находясь на Родосе по случаю празднования дня памяти святого Константина Идрского, владыка Савва дал интервью корреспонденту информационного агентства «Romfea». Выдержки из интервью на русском — на сайте Православие.ru . Прежде всего епископ обрисовал положение Православной Церкви в самом г. Александрия. Численность паствы Александрийского диоцеза в настоящее время невелика — около 500 греков и до 30 тысяч арабов, исповедующих Православие. Но Патриархия проводит интенсивную миссионерскую и благотворительную деятельность на Африканском континенте, и по этому направлению Владыка Савва выделил ряд приоритетов. Африка, по словам иерарха, «сохранилась почти в первозданном виде. Можно сказать, что Африка еще не сформировалась». Несмотря на ощутимую нехватку самого насущного, у Африки есть будущее. «Человечество обратится к ней, когда возникнет в этом необходимость», сказал епископ. При том, что политическое устройство в Африке представляет собой конгломерат «причудливых, почти тоталитарных режимов, которые в любой момент могут быть свергнуты», правительства принимают служение Церкви и защищают ее представителей. «Большинство социальных учреждений (больницы, школы и прочее) принадлежат православной миссии Патриархата. Мы предоставляем бесплатные участки для строительства церквей, вокруг которых развивается миссионерская деятельность, там строятся больницы, клиники, дома престарелых, детские дома. Правительства знают, что если что-нибудь случится в православной миссии, то остановится работа всех, кто предоставляет помощь», отметил Владыка.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

священник Максим Никулин Превосходство Нового Завета над Ветхим и веры над законом в «Толковании на послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского Источник Содержание Источники и литература Сокращения     «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагмен тах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют: епископ Александр Иерапольский (432 г.), Деяния Вселенского собора в Эфесе (431 г.), блж. Феодорит Киррский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий Бар Салиби. Большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений Отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов Отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф.Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 . В отношении датировки произведения П.М. Парвис заключил в своем исследовании, что «Толкование» было написано между 428 и 432 гг.. 8 Ж.-М. де Дюран 9 и Х. Чедвик 10 также согласны, что труд был написан во время несторианского спора. Ф.Э. Пьюзи высказал гипотезу о существовании двух произведений святителя, посвященных экзегезе «Послания к евреям», а именно о «Толковании» и «Гомилиях» 11 , но это мнение не получило поддержки ни О. Барденхевера 12 , ни Ж. Лебона 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Содержание Александрийский Томос о Пасхалии Блаженнейшего и Святейшего папы Александрийского господина Мелетия о Пасхе   Сильвестру, Блаженнейшему и Святейшему Папе и Патриарху великого града Александрии, Судии Вселенной, отцу и владыке о Господе, воздаёт должное благоговение Мелетий, великий протосинкелл и архимандрит Александрийский (теперь же папа Александрийский).    Правильно, истинно и благочестиво сказал Василий Великий в «Первом слове против Евномия», что мы живём в безмолвии, если утверждаемся в отеческих догматах и преданиях, с простой и нелюбопытствующей верой, и это даже не требует обсуждения. Он говорит о том, что если мы ничего не опускаем из святоотеческого учения, и держимся пути святых отцов, тогда ничего из церковных дел не приходит в смятение, и ничего не препятствует цели нашего спасения. И самая твёрдая надежда наша на спасение состоит в том, что мы научены следовать древним догматам и преданиям отцов. А если кто из новоявленных учителей изобретает какие-нибудь новые догматы и учения, которые их тешат (как говорится по латыни, omnia nova placent), то уловляют такие учителях только души мужей непостоянных, которые колеблются легко как камыш даже при самом слабом дуновении ветра, но ни в коем случае не души мужей основательных, благочестивых и украшенных мудростью. Ибо такие мужи «весьма многопытны» и видят далеко вперёд, зная, что от нововведений в будущем непременно произойдут бедствия и смута в Церкви. Ибо благомыслящие мужи видят, что действительно все эти нарушения порядка в Церкви и нововведения тщеславных мужей оборачиваются нестроениями, междоусобицами и вторжением ересей. Поэтому можно вместе с Апостолом назвать изобретателей новшеств отродьем «пустословов и обманщиков» (Тит. 1:10). Думаю, что Бог праведно предупредил это злонравие человеческого честолюбия, когда повелел в Святом Писании: «Вопроси отца... и возвестит тебе, старейших тебя — и изрекут тебе» (Втор. 32:7). Если бы Арий умел бы задавать вопросы своим отцам, он бы не разразился теми хулами на Бога, которыми он богохульствовал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Троицк. Домовая церковь Петра Александрийского при бывшей мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Петра Александрийского Год постройки:Между 1875 и 1877. Адрес: Россия, Челябинская область, г. Троицк, ул. Гагарина, 19 (современный педагогический колледж) Координаты: 54.086016, 61.549577 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди 10 храмов дореволюционного Троицка церковь во имя святого мученика Петра занимала особое положение, так как являлась единственной в Троицком уезде церковью при учебном заведении с собственным причтом. 1 декабря 1871 г. (здесь и далее - ст. стиль) троицкая дума, заслушав доклад городского головы и членов управы, приняла решение ходатайствовать об открытии в городе гимназии. 8 мая 1873 г. последовало высочайшее утверждение на представление министерства просвещения, а 23 сентября этого же года состоялось торжественное открытие в г. Троицке мужской классической гимназии. Праздничная литургия прошла в Свято-Троицком соборе, а продолжилось торжество молебствием в здании, нанятом для гимназии, и благословением новой школы иконой Спасителя, пожертвованной накануне городской управой. Отсутствие собственного здания порождало много неудобств для учеников, в том числе тесноту и духоту в классах. Двухлетние усилия городских властей по сбору денег на его строительство завершились 22 мая 1875 года, когда после литургии и крестного хода из собора в присутствии попечителя Оренбургского учебного округа П. А. Лавровского была произведена закладка фундамента здания. 4 сентября следующего года строительство было завершено. Устройство церкви при гимназии было постоянным и горячим желанием всех членов педагогического совета. Из-за отказа властей выдать для этого деньги из городского бюджета был объявлен сбор частных пожертвований. Особую энергию и настойчивость проявил директор гимназии Валентин Иванович Филоматитский, обращавшийся лично и через подписку к именитым гражданам, благодаря чему удалось собрать пожертвований до 3200 рублей деньгами, а вещами на сумму 550 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=41268

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Воссоединение александрийских монофизитов (632 г.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) По взятии Александрии персами (617 г.) и по удалении православного патриарха в кафедральном храме Кесарион сидел уже коптский патриарх. Когда вновь вернулись греки (631 г.), сюда был назначен Кир из Фазиса, принявший предложенное ему Ираклием и Сергием соглашение с целью осуществить воссоединение местного монофизитства с византийским православием. Киру заранее дарована была византийская награда, оставшаяся затем навсегда внешним отличием александрийских патриархов. Им принадлежит право украшать одну ногу при богослужениях красным царским сапогом. Данное воссоединение через год (в 632 г.) совершилось. Церкви были отобраны y «феодосиан,» как называла их администрация, и переданы мелкитам, т.е. православным византийцам. Монофизитствующий патриарх Вениамин удалился в Верхний Египет. Переговоры Кира завершились актом 3 июня 633 г. в 9 пунктах, или анафематизмах. He доверяя этому воссоединению, православные иронически называли его «υδροβαφς,» т.е. «цвета воды,» по русской поговорке — писанным «вилами на воде.» Вот его характерные пункты: Пункт 4: «Христос имеет единосущную нам и одушевленную разумной душой плоть ενσει φυσικ τε κα καθ " πστασιν.» Пункт 6: «Кто не исповедует Христа из двух естеств единого, единую природу Бога-Слова воплощенную, единую сложную ипостась, да будет анафема.» Пункт 7: «Тот же самый Христос и Сын ενεργοντα Θεοπρεπ κα ανθρπινα μα θεανδρικ ενεργεα» (это по св. Кириллу и по св. Дионисию). Кир посылает ликующее донесение императору, свидетельствуя, что «ликует и Александрия, и весь Египет.» «Феодосиане» заявляли: «He мы пошли к Халкидонскому собору, a Халкидонский собор сам пришел к нам.» Но это было столичное явление. Соединение церквей в массах и по всему Египту оказалось делом трудным. Осталось множество упорствующих, которые требовали прямого отвержения Халкидона. Но общее положение могло казаться императору весьма эффектным, — оно достигнуто во всех монофизитских странах: в Армении, Сирии и Египте.

http://sedmitza.ru/lib/text/435299/

I. Идея апокатастасиса в истории Церкви Что ожидает людей после смерти? Слово Божие говорит об этом вполне определённо: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). О вечности грядущего наказания для грешников говорится также в словах: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:29 ); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). Эту истину Откровения повторило и подавляющее большинство последующих церковных писателей. Однако в первой половине III века александрийский пресвитер Ориген (†254) стал учить, что в конце мира произойдёт апокатастасис, что означает «восстановление», то есть, спасение всех разумных существ, как людей, так и демонов. Ориген был известным богословом древности и неудивительно, что его идеи можно увидеть у некоторых авторов, живших позднее. В частности, идея о конечности адских мук встречается у Дидима Слепца , св. Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуэстийского и Диодора Тарсийского 1 . В соответствии с заповедью: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ), Церковь не приняла этого новшества. Богословские споры о неправославных мнениях Оригена 2 начались ещё при его жизни, а к концу III века с обстоятельной критикой идей Оригена выступили св. Пётр Александрийский, св. Мефодий Патарский , св. Евстафий Антиохийский 3 . Ещё сто лет спустя около 400 г. состоялось четыре поместных собора, осудивших учение Оригена – Александрийский, под председательством патриарха Феофила, Римский, под председательством папы Анастасия I 4 , Кипрский, под председательством св. Епифания 5 , и Иерусалимский. Причём, по сообщению Сульпиция Севера, свидетеля одного из них, как раз идея об апокатастасисе вызвала наибольшее возмущение участников, вспыхнувшее тогда, «когда епископы читали многие отрывки из его книг... и воспроизвели одно место, в котором утверждалось, что Господь Иисус... муками Своими даже прегрешения дьявола искупил. Ибо так это по доброте и милосердию Его присуще, что, если жалкого человека Он преображает, то и падшего ангела тоже освободит» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Ангельское Откровение преподобному Макарию Александрийскому Ангельское откровение о том, как важно поминать душу после смерти в назначенные церковью дни (3, 9, 40). В эти особенные для умершего дни мы должны оказать ему посильную помощь. Только Православная церковь поминает усопших и только молитвы Православной церкви слышит Бог. Таким образом Святая церковь покрывает нас своей молитвой и в этой жизни и в будущей. Откровение ангельское преподобному Макарию Александрийскому о загробном состоянии душ человеческих и о днях церковного поминовения усопших (третьем, девятом и сороковом со дня кончины). Некогда, когда мы шли по пустыне, — рассказывает ученик св. Макария, — видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой — с левой. На пути случайно мы нашли поврежденный и смердящий труп. Св. Макарий, чувствуя смрад, зажал рукою свои ноздри, пока не прошел мимо. То же сделали и ангелы. Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Старец, увидев это, спросил их: «Ужели и вы так же обоняете смрад мира?» Они отвечали: «Нет; но мы, подражая тебе, это сделали: ибо мы не чувствуем смрада, а только обоняем смрад от душ грешников. Он так нам отвратителен, как тебе отвратителен смрад этого трупа». Удивленный этим старец говорит им: «Изъясните мне, прошу вас: смрад от душ грешников — в этой ли жизни их вы чувствуете, или после их смерти? И как вы различаете души грешников, уверовавших Господу, от душ нечестивых неуверовавших? Скажите мне, если я приобрел вашу благосклонность. Ангелы отвечали: «Слушай, Макарий, избранный Божий! Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Ибо злые дела лежат на ней, и мраком, как черною одеждою, покрывают ее. Душа, как дыхание бессмертного света, сама по себе светла и чиста, но, находясь в теле и надлежащим образом не управляя оным, каждая оскверняется грехом, иная более, иная менее. Но выслушай, Макарий, как души верующих и неверующих взимаются от тела; впрочем, земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3591...

Дидим Александрийский Жизнь Дидим Александрийский уже при жизни стал легендарной личностью. Древние историки единогласно отзываются о нем как о «великом и мудром учителе» (Сократ. Церк. ист. 4, 23), «обогатившем себя мудростью всякого рода» (Созомен. Церк. ист. 3, 15). Он родился в Александрии около 313 г. и в возрасте четырех лет, едва начав осваивать грамоту, лишился зрения (Палладий. Лавсаик, 4). В юности он так «возжаждал наук и образования», что изучал формы букв, касаясь пальцами дощечки, на которой они были вырезаны, и посещал лекции знаменитых христианских учителей в Александрийском училище. Он в совершенстве изучил Священное Писание , а также поэзию, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и философию (Созомен. Церк. ист. 3, 15). Палладий Еленопольский , лично знавший Дидима, свидетельствует о его святости и прозорливости. Однажды Дидиму было видение о кончине императора Юлиана Отступника, о чем он сообщил святому Афанасию; дата и час видения полностью совпали с временем гибели Юлиана. Палладий так говорит о Дидиме: «Он украсился такой благодатью духовного ведения, что на нем действительно исполнилось сказанное: «Господь умудряет слепцы» ( Пс.145:8 ). Книги Ветхого и Нового Заветов знал он все дословно, а догматы изучил так тщательно и учение, в них содержащееся, излагал так тонко и основательно, что ведением превзошел всех древних» (Палладий. Лавсаик, 4). Святой Афанасий Великий назначил Дидима начальником Александрийского огласительного училища. Феноменальная эрудиция и глубокое благочестие слепого учителя привлекали к нему многих современников. В числе его учеников были блаженные Иероним и Руфин, первый из которых восхваляет его ученость и свидетельствует о его влиянии на Востоке и на Западе (Посл. 50, 1; 84, 3), а второй называет его «пророком» и «мужем апостольским» (Апология 2, 25). Преподобный Антоний, посетивший Дидима в Александрии, сказал ему: «Не смущайся, Дидим, что лишился чувственного зрения, ибо у тебя не стало глаз, которыми смотрят комары и мошки; лучше радуйся, что имеешь глаза, которыми смотрят ангелы, которыми созерцается Бог и воспринимается свет Его» (Сократ. Церк. ист. 4, 25). Дидим умер в возрасте 85 лет в 398 г., пережив святого Афанасия и великих каппадокийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

За последние десятилетия в церковно-исторической науке и на западе, и у нас в России немало сделано для выяснения причин так называемой «антиникейской реакции» – того почти единодушного и долговременного протеста каким встречен был на востоке никейский символ с его терминами κ τς οσας το Πατρς и μοοσιον τ Πατρ. История церкви всей середины IV века производит тяжёлое впечатление на тех, кому приходилось знакомиться с нею по старым или устаревшими руководствам и пособиям (вроде, например, семинарского учебника Е. Смирнова ). Торжество православия над арианством, одержанное на никейском соборе, было кратковременно. Начиная приблизительно с 330 года и кончая 379-м, когда вступил на восточный императорский престол Феодосий великий, – весь этот 50-летний период был временем почти непрерывного господства на востоке епископов-антиникейцев, явно или тайно покровительствовавшим арианам. Всё виднейшие защитники никейского символа, как св. Евстафий Антиохийский , св. Афанасий Великой Александрийский, преемник первого борца против Ария св. Александра, Маркелл Анкирский, Асклипий Газский, Елланик Трипольский, св. Павел Константинопольский, Лукий Адрианопольский и другие, были под теми или иными предлогами низложены и согнаны со своих кафедр, и на место их поставлены епископами лица из евсевианского лагеря. Наоборот Арий и его сообщники приняты были в церковное общение, и некоторые из них, как например бывший александрийский диакон Евзоий (в 361–376 гг. епископ Антиохийский), занимали видные церковные кафедры на востоке. На место никейского символа на ряде соборов, собиравшихся в царствование Константия, выдвинут был целый ряд других формул веры – по большей части настолько бесцветных, что под ними легко подписался бы и сам Арий. Бывали и за это время периоды, когда Афанасий В. и другие сосланные евсевианами епископы возвращались на свои кафедры. Но это происходило по желанию императоров, сторонников никейского символа, как Констант и Иовиан, и со смертью этих православных государей кончалось и это временное торжество православия. И самое торжество это до 381 года ни разу не было полным. Восточные епископы антиникейцы примирялись на время с возвращением Афанасия В., но сами не вступали с ним в общение и не принимали никейского символа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010