Иер.25:15 и д.), возвращается наконец в свою очередь к нему самому после всех других (сн. Иер.25:26 ; Иер.51:7,39 ). Отказаться от нее он не может, «когда подносит ее сам Бог Своей десницей» (св. Кирилл Александ.), ибо руку Его высокую кто отвратит (сн. Иер.25:28 ), – и вот он выпьет, проглотит ее (сн. Авд.1:16 ) и даже дрожди ее ( Пс.74:9 ) до дна, и последствием испиения будет величайший срам его. Но верный своему прежнему изображению пророк, вместо этого слова, и здесь употребляет метафору: оплевания срама (kikalon), являющееся, при произношении, подобным вышеприведенному abtit, в виде двух слов ки – блевотина – Ис.28:8 и kalon – срам, vomitus ignominiae, как переводит Иероним 161 . Оплевание – обыкновенное следствие пресыщения вином (напр. пейте и опьянейте, и блюйте и падите – Иер.25:27 ; Иер.48:26 ; Ис.19:14 ); в то же время здесь созвучие со словом в первом полустишии (kalon). Причина горя заключается в опустошениях, произведенных врагом во-первых в святой земле, именно на Ливане: обида Ливану покроет тебя – своей тяжестью (сн. Иов.21:26 ), под которой человек должен изнемочь и пасть (выражение краткое, но течение мысли то же, что у Авд.1:10 : за обиду брата твоего стыд покроет тебя, навек погибнешь); обида или насилие, состоявшее в беспощадной рубке знаменитого леса Ливанского, произведенной врагом частью для устроения его воинских орудий, частью для его огромных и великолепных построек; и как у другого пророка эта обида изображается тем, что ели и кедры ливанские представляются радующимися о гибели рубившего их ( Ис.14:8 ), так и здесь через изображение страха, наведенного опустошением леса на зверей его 162 («опустошение между зверями» – еврейский оборот такой же, как в выражении: разорение дщери народа Моего – Ис.22:4 ; разорение угнетенных – Пс.11:6 ). Во-вторых – на земле вообще, слова представляющие повторение сказанного выше (ст. 8). Пятое и последнее горе: «Какая польза от кумира, Что делатель его вытесывает его, – От литого истукана и учителя лжи, Что уповает на него обработавший работу свою, Сделавши идолов немых?» Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

блюдите себе, да не погубите, яже делаете ( 2Ин.1:7,8 ). Есть у того же св. отца и другое подобное место 57 : «Иоанн, ученик Господа, подвергает их (лжеучителей) осуждению, желая, чтобы мы и не приветствовали их. Глаголяй бо им радоватися, – так говорит он, – сообщается делам их злым» ( 2Ин.1:11 ). О втором же послании Иоанна прямо свидетельствует Климент Александрийский : «второе послание Иоанново. .. весьма просто» 58 . В каталоге Каия пресвитера Римского 2-го века упоминаются, по крайней мере, два послания Иоанновы. О втором и третьем посланиях вместе свидетельствуют (в 3 в.) Дионисий Александрийский и Ориген . Первый так говорит 59 : «ни во втором известном послании Иоанна, ни в третьем, которые оба весьма кратки, Иоанн не называет себя по имени; но без всякого имени написано: старец». Ориген в одном месте, упоминая о сомнениях в подлинности второго и третьего посл. Иоанна, соглашался однако сам признать их подлинность: «пусть будет (ςω), что Иоанн оставил также второе и третье послание 60 ». В другом месте он говорит о том же тверже, но общее: «Иоанн и еще (кроме евангелия) вострубил своими посланиями» 61 . На Карфагенском соборе, бывшем в 3-м же в. (256 г.), епископ Аврелий приводил слова 10 и 11 ст. 2-го посл. таким образом: «апостол Иоанн в своем послании заповедал (posuit clicens): аще кто приходит к вам и учения Христова не приносит» и проч (оба стиха) 62 . В в. были еще у некоторых сомнения в подлинности 2-го и 3-го Иоанновых посланий, как говорят Евсевий, Иероним и Амфилохий; но в том же веке и кончились такие сомнения. Представленные свидетельства относятся большей часть ко 2-му посланию, и только одно из них (Дионисия Александ.) решительно и прямо утверждает подлинность, вместе со вторым, и третьего Иоаннова послания. Но при сем должно взять во внимание, что во 1-х упоминаемые Оригеном , Евсевием и другими сомнения падали безраздельно на то и другое послание; и во 2-х самую причину сомнений можно примечать в общем обоим посланиям надписании: старец, (ибо, по свидетельству Иеронима Catal.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Очевидно, что этими своими заявлениями о недостатках церковной реформы Никона епископ Александр как нельзя более сближался с воззрениями и заявлениями принципиальных противников церковной реформы Никона, которые поэтому оказывали ему свое особое расположение, охотно списывали его вопросы и, с своей стороны, пользовались его расположением 1982 . Но в то же время, между ними и Александ- —370— ром было и существенное различие, именно: хотя Александр и признавал серьезные недостатки в книжных исправлениях Никона, однако не находил эти недостатки на столько важными, чтобы ради их погибло православие на Руси, чтобы из-за них следовало отделяться от церкви, или, чтобы ради их признать Никона и его последователей еретиками, с которыми не следует сообщаться.. Кроме того Александр находил неисправными не только книги напечатанные при Никоне, но и книги напечатанные при его предшественниках, почему и желал, чтобы все наши книги вновь были исправлены, но обязательно на соборе, общим советом, а не единолично. Само собою понятно, что возражения епископа Александра против новоисправленных книг, хотя относительно и сдержанные, должны были однако производить и на православных, т. е. уже принявших новоисправленные книги, очень сильное впечатление, так как нападение на никоновские книги исходило от православного епископа, который не только находился в полном общении с церковью, управлял самостоятельно целою епархией, но и был одним из выдающихся иерархов, отличавшийся, как видно, недюженным умом, начитанностью, горячею ревностью о благочестии и; высоким, сравнительно, пониманием своих архипастырских обязанностей. кон суемудренный, смысли, учим воистину древним человекоубийцею диаволом, и с ним советуя всегда, реях, ко отчаянию привести тщася и всех погубити хотя». Но особенно для нас важна и интересна последняя – тридцатая обличительная статья. «Пишет Никон, о благочестивый царю, заявляет обличение, что оных трех иноков проклял, будто они наругаются исповеданию православные веры, присланного ему от святейшего Паисея, цареградского патриарха; и во святей-де литургии в божественных таинствах недоверуют и недружбы чинят против того, что он исправил думою и благословением святейших вселенских патриарх, а во благости де своей никогда же хотел ни прибавить, ни убавить от церкве, опроче правил св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феодор Андреевич, князь Стародубский, 27. Феодор Борисович, князь Волоцкий, 291. Феодор Иванов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор Игнатьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор Иоаннович, царь, 6, 14, 71, 74, 78, 80, 83, 88, 89, 132, 232, 233, 234, 242, 257, 286. Феодор Константинов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор Савин, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор, монах, 177. Феодосий Губин, Троицкий иеромонах, 6. Феодосий, архиепископ Московский, 192. Феодосий, Троицкий архимандрит, 137, 179, 274, 301. Феодосия Феодоровна, царевна, 132. Феодосия, супруга царевича Иоанна Иоанновича, 83. Филарет Никитич, патриарх Московский, 30, 67, 76, 195, 236. Филарет Протопопов, строитель Богоявленского монастыря, 315. Филарет, митрополит Московский, 178. Филофей, патриарх Константинопольский, 49, 178. Фотий, митрополит Всероссийский, 343. Фридерик, герцог Шлезвит-Голштинский, 295. Фролищевский, Игнатий, старец, 206. Х Хворостинина, княгиня Елена Борисовна, вдова боярина, 63. Хворостинин, князь Иван Феодорович, 63. Хворостинин, князь Семен Феодорович, 63. Хитрово, Богдан (Иов) Матфеевич, боярин и оружничий, 9, 18, 26, 165, 260, 262. Хитрово, Матфей, 9. Ч Часовников, Савватий, монах, 226. Ш Шеин, Алексей Семёнович, 61. Шеип, Семен Иванович, 61. Шереметев, граф Борис Петрович, боярин, потом генерал-фельдмаршал, 6, 309. Ю Юстиниан, император, 181. Я Языков, Александ, 303. Якимов, Варсонофий, соборный старец, 232, 346. Яков Сергеев, подьячий, 326. Его род, 326. Янова, Евдокия Васильевна, 231. Янова, Марфа, 255. Янова, Параскева Феодоровна, жена Ивана Янова, 188. Янов, Василий Феодорович, 19, 231, 255. Янов, Иван Васильевич, стольник, 19, 189, 245. Янов, Иван, 188. Яновых род, 10, 19. Ян Казимир, Польский король, 6. 1 Цифра в скобках означает общий номер составленной иером. Гедеоном († 1875 г.) книги надписей, находящихся в Троицкой Сергиевой лавре, а отсутствие такой цифры показывает, что надпись не существует уже в настоящее время. 2 Ныне в ризнице эта маленькая икона святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Ростовскаго Леонтия. Логгин Воеводин, вероятно в мире Леонтий, был соборным старцем Сергиева монастыря с 28 апреля 1642 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Послед. Нов.»). Но ведь дело шло о формальном постановлении правительства, лишившего свободы бывшего Императора, а не о той «временной изоляции» царской семьи, которой сочувствовало широкое общественное мнение и о которой при существовавшей конъюнктуре правительству не так трудно было договориться с руководящими советскими кругами. В сущности, версия, данная в «La Verimé», противоречит показанию, которое дал в качестве быв. министра юстиции Вр. Пр. Керенский Соколову при допросе 14 – 20 августа 20 г. Тогда он отмечал две категории мотивов, побудивших правительство принять решение об аресте. Это, во-первых, настроение солдат и рабочих: Петербурга и Москвы, возбужденных до крайности против Царя. Поступая так, правительство обеспечивало безопасность Ник. Александ. и Алекс. Федор… Другие классы общества – интеллигенция, буржуазия, частью высшее офицерство – были возбуждены внешней и внутренней политикой Царя и в особенности поведением Императрицы, ведшими страну к гибели и заключению сепаратного мира и союза с Германией. Вр. Пр. вынуждено было произвести расследование о деятельности Царя, Алекс. Фед. и их окружения. В этих целях была необходима изоляция Ник. Алекс, и Алекс. Фед., почему они были лишены свободы. В книге, изданной в 23 г. (Le Rev. Russe), Керенский высказался еще более определенно. Если бы юридическое расследование, предпринятое Врем. Прав., обнаружило доказательства измены Николая II стране во время войны, он был бы немедленно судим. Вот почему правительство не приняло немедленно окончательного решения относительно судьбы Царя и его семьи. «Между нами было более или менее установлено, что если юридическое расследование установит среди происков распутинской клики невиновность прежних владык, то вся семья отправится за границу». Керенский подчеркивает, что постановление об аресте было принято в его отсутствие, когда он был Москве. Формально это так, но только это едва ли вполне соответствует действительности. Если бы не было до некоторой степени презумпции об аресте, совершенно непонятным становились бы категорические заявления министра юст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В каком виде Христос устроил Свою церковь и из кого Он её составил? – «Егда бысть день, говорит евангел. Лука, призва ученики Своя и избра от них дванадесяти, их же и апостолы нарече». ( Лк. 6:13 ) Он же говорит: «По сих же яви Господь и иных семьдесят» ( Лк. 10:1 ) «Павел и Тимофей, раби И. Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущим в Филиппех, с епископы и диаконы» ( Филип. 1:1 ). « Церковь поставляется на епископах, говорит св. Киприан, и всяким действием церкви управляют те же начальствующие лица... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», (ч. 1, пис. 17. стр. 139). «Ни епископ да не превозносится пред диаконами и пресвитерами, ни пресвитеры – пред народом, говорит св. Ипполит: потому что из тех и других состоит тело церкви». (Озер. стр. 74, изд. 5.; св. Златоуста читай выше в прим. 11.) «Имя церкви, говорит св. Кирил. Александ., являет собой множество уверовавших, священнослужителей и народ, пастырей и учителей, находящихся под их руководством и управлением», (ч. 7, стр. 504). «Как в теле иное начальствует и как бы председательствует, говорит св. Григорий бог., а иное состоит под начальством и управлением, так и в церквах... Бог постановил, чтобы одни оставались пасомыми и подначальными, а другие... были пастырями и учителями к совершению церкви, и имели к другим такое же отношение, как душа к телу и ум к душе, дабы то и другое недостаточное (пасомые) и избыточествующее (пастыри), будучи подобно телесным членам, соединено и сопряжено в один состав, совокуплено и связано союзом духа, представляло одно тело, совершенное и истинно-достойное самого Христа нашей Главы 15 (Озер. стр. 73 ) «Без них (епископа и пресвитера) церковь несть избрана, говорит св. Игнатий богон., ниже собрание святое, ниже сонм преподобных» (Трал. л. 7) «Замечательно, говорит св. Кирилл Иерусал., что слово собери, т. е. церковь в первый раз употреблено тогда, когда Бог поставил Аарона первосвященником» (поуч. XVIII, стр. 425 изд. 1824 г.). Из приведённых свидетельств видно, что Христос создал церковь Свою, состоящую из пастырей и пасомых неодоленною, какое устройство останется неизменным до конца мира по предсказанию Господа: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16:18 ). И ап. Павел говорит о церкви, что она есть столп и утверждение истины. ( 1Тим. 3:15 ; Еф. 3:21 ). А эти слова показывают, что первоначальное устройство церкви никогда не может разориться, о чём подробнее будет сказано ниже, в главе 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

31-го ч., после ранней литургии, на Троицком подворье совершена была панихида по новопреставленном рабе Божием болярине граф Михаил. К общей церковной молитве присоединил и я свою частную усердную мольбу к Отцу духов и всякие плоти о упокоении усопшего. По поводу кончины графа Михаила Николаевича я писал в Киев к брату его, А. Н. Муравьеву, выражая ему искреннее сочувствие в его семейной горести; при этом я благодарил Андрея Николаевича за уступку мне его квартиры – просторной и удобной для меня. – В тоже время я благодарил и лаврского наместника, о. архим. Антония за оказанное мне, по его распоряжению, гостеприимство. 1-го сентября я приглашен был, вместе с преосвящ. Нектарием, новорукоположенным епископом Вологодским Павлом 505 и нареченным во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии, архим. Ионафаном 506 , к протоиерею Ораниенбаумской придворной церкви Гавр. Марк. Любимову на обед. По дороге в Ораниенбауме, я познакомился с Синодским Обер-секретарем Н. И. Павловским 507 , относительно которого мне тут же было внушено, чтобы я время от времени делал приношения этому чиновнику, как человеку нуждающемуся – де в средствах к жизни. – Хозяин дома о. протоиерей Любимов, принял нас с искренним радушием. – После обильного угощения мы обозревали красивые окрестности Ораниенбаума; были во дворце Великой Кн. Елены Павловны, и отсюда в огромную зрительную трубу смотрели на Кронштадта и с Екатерининской башни любовались взморьем. На обратном пути из Ораниенбаума я заезжал в Сергиевскую пустынь, где и ночевал. Настоятель пустыни архим. Игнатий (Макаров – из петербургских купцов) принял меня с любовью. На другой день в 7-м часу утра, мы ездили с ним на лошадях в Петергоф обозрения тамошних достопримечательностей. Мимоездом видели Стрельну и Знаменское – дачу Вел. Кн. Николая Николаевича. По возвращении в пустынь, осмотрели здешние храмы, из коих некоторые очень красивы и благолепны. В главном монастырском храме слушал я позднюю литургию и наслаждался стройным пением монашествующих. После обеда отправился на ближайшую станцию петергофской ж. дороги, где совершенно неожиданно встретился с генерал-адъютантом Мих. Александ. Офросимовым 508 , бывшим Московским генерал-губернатором; оба мы, как родные, обрадовались этой нечаянной встрече. В 2½ часа пополудни возвратился я в Петербурге с простудою в теле и расстройством в желудке. Но употребив, немедленно против той и другой болезни простые домашние средства я почувствовал себя на другой день почти совершенно здоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Итак, эта минея неполная, без начала (1–3 числ нет), между 13 и 15, между 15 и 19 числами пропуски. Расположение житий святых по числам оригинально. Одинакового с нею состава пергаменная минея за май и июнь, находящаяся в библиотеке Московского Успенского собора, относимая в числу русских памятников XII века, но еще более неполная. Вот жития ее: Мая 1. Св. пр. Иеремии (конец жития). 2. Св. Афанасия патриарха, мучч. Бориса и Глеба (о сих два сказания). 3. Пр. Феодосия. 5. Муч. Ирины. 6. Св. прав. Иова. 7. Явление Креста. 9. Прор. Исаии: в двоедесятное лето царствующу царю Езекию. 10 (а не 11) св. Мефодия: Бог благ и всемогай, иже есть створил. Месяца того ж в 6 день Кирилла и Мефодия: Богу и Спасу нашему I. Христу многыим и неизреченным человеколюбием (с 6 апреля). 15. Пр. Пахомия. Месяца.... в день муч. Еразма (2 июня). Июня 15. Мучч. Вита, Модеста и Крискентии. Июня 25. Муч. Февронии. Мая 29. Муч. Феодосии. Мая 12. Св. о. Епифания (житие). Повесть Полувия. Послание Савина еп. к Полувию. Затем непосредственно следуют слова подобно тому, как и в супрасльской минее: Иоанна, пресвитера дамаскинского, о иссохшей смоковнице: подвижет мя на пение и беседу (в великий понедельник). Иоанна Златоустог о о 10 девах: весте либо, откуду нам речь первое начася (в супр. другое слово). Иоанна Златоустог о в вел. вторник (в супр. тоже). Иоанна Златоустог о в вел. вторник о 10 девах: егда жизни скорое скончание разумею (слово отличное от вышепоказанного в супрасльской минее, след. третье на один и тот же предмет). Иоанна Златоустог о в вел. среду (в супр. тоже). Его же другое в великую среду (в срр. тоже). Его же в вел. среду: днесь фарисей владыку на обед взва (супр. нет). Его же в вел. четверток: милость Божию и человеколюбие проповедует убо тварь вся (супр. другое). Его же в вел. пяток: прииди днесь, о блаженный Павле, (в супр. другое). На евангелие утреннее вел. субботы: всюду прелесть сама ся ослепляет (супр. нет). В четверток нощь св. отца нашего Евсевин, еп. александ., слово о вшествии Иоанна Предтечи в ад: Взлюблемнии добро есть рещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И воздвигнувся из Мурома царь князь великий, собрався со всеми силами рускими, и изыде на чистое поле великое, и ту благоразумно уряжает полки 581 и многоискусные воеводы устраяет, и учиняет началники воев. И поставляет воевод артоулному полку 582 надо всеми благородными юношами: царского своего двора князя Дмитрея Никулинского и князя Давыда Палетцкого, и князя Андрея Телятевского, поддав им черкас 5000, любоискусных ратоборец, и огненых стрелцов 3000. В преднем же полку началных воевод устави над своею силою: татарского крымского царевича Тактамыша и царевича шибанского Кудаита, и князя Михайла Воротынского, и князя Василья Оболенского Помяса, и князя Богдана Трубецкого. В правой руце началных воевод устави: касимовского царя Шигалея и с ним князя Ивана Мстиславского и князя Юрья Булгакова, и князя Александра Воротынского, и князя Василья Оболенского Сребреного, князя Андрея Суздалского и князя Ивана Куракина. В матице же велицей началных воевод: сам благоверный царь и с ним брат его – князь Владимер, и князь Иван Белской, и князь Александ Суздалской и, по реклу, Горбатый, и князь Андрей Ростовский Красный, и князь Дмитрей Палецкой, и князь Дмитрей Курлятев, и князь Семион Трубецкой, и князь Федор Куракин, и брат его, князь Петр Куракин же, и князь Юрье Куракин, и князь Иван Ногтев, и многие князи и боляре. В левой же руце началные воеводы: астороханский царевич Кайбула и князь Иван Ярославской Пенков, и князь Иван Пронской Турунтай, и князь Юрье Ростовской Темкин, и князь Михайло Репнин. В сторожевом же полце началные воеводы: царевичь Дербыш-Алей и князь Петр Щенятев, и князь Андрей Курбьской, и князь Юрье Пронской Шемяка, и князь Никита Одоевской. И с теми всех великих воевод боле 90 – вси князи велицыи и благороднии, и первыи в советех царских; под теми же иные воеводы, средние и меншие. Во всех же бе тогда полцех руские силы число благородных князей и боляр, и великих воевод, и храбрых отрок, и крепких конник, и стрелец изученых горазно, и силных ратоборец, и в твердыи пансыри, и в доспехи оболченых – 300000, и огненых стрелец 30000, в лодьях рати 100000, и с касимовским царем Шигалеем и со царевичи иноязычные силы татарские – служащих рускому царству князей и мурз, и казаков – 60000; к сим же и черкас 10000, и мордвы 10000, и немец, и фряг, и ляхов 583 десять же тысяч; кроме обычных вой, конник и пешцев, возящих ратным запасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Языков Дим. Вас., прот. Моск. Янковский, Филим. Ив., свящ., законоуч. гимназии в гор. Верном, Семиреч. обл Ястребов Капитон Вас., Моск. протоиерей Фаворский Ал-ей Ив., свящ. Моск. IV. Члены-соревнователи Быстров Серг. Влад. Лавровский Сергей Петр. Степанов Терен. Степан. Список пожертвований в Братство Преподобного Сергия, полученных по подписным листам 1986 на 1901 г. 1) Чрез священнослужителей Московских церквей: В пользу студентов академии Руб. Коп. В пользу бывших воспитанников Руб. Коп. Адриановский, в Мещанской, прот. Петра Вас. Рубина Андреестратилатовской, при учительском институте свящ. Тих. Ив. Синьковского Александрийской, при Александ. воен. училище, свящ. Ник. Павлов. Добронравова —25— Александро-Невской, в Александровском Институте, свящ. Иоанна Гавриловича Соколова Александро-Невской, в Покровской мещанской богадельне, свящ. О. И. Соловьева Александро-Невской, в училище имени принца Ольденбургского, священника Ал-дра Петров. Громоковского Александро-Сергиевской, в Тверском казенном доме, прот. Кон. Петровича Копьева Алексиевской, на Мал. Алексеевской улице, свящ. Вит. Аникит. Красновского Алексиевской, на Глинищах, священ. Ал-дра Конст. Гиляревского Антипиевской, у Колымажного двора, свящ. Влад. Иван. Протопопова Архангельского собора, прот. Вален. Ник. Амфитеатрова Архидиаконо-Стефановской, на Швивой горке, свящ. Викт. Павл. Зверева Афанасие-Кирилловской, на Сивцевом Вражке, свящ. Евлам. Иван. Троицкого Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева Благовещенской, на Тверской, прот. Мих. Иван. Соболева…... Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феокт. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Ник. Ал-др. Ивановского Богородице-Рождественской, в Старом Симонове, священ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, прот. Мих. Вас. Модестова —26— Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Яковл. Березкина Варваринской, на Варварке, прот. Феофилакта Иван. Кроткова Василиевской, в Новой Деревне, свящ. Мих. Мих. Воронцова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010