Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви VII. Русская Православная Церковь в послевоенные годы К оглавлению Поместный Собор открылся 31 января 1945 года в храме Воскресения в Сокольниках. В деяниях Собора участвовало 47 епископов, и среди них митрополиты: Алексий, Николай, Иоанн, Вениамин (Федченков) - митрополит Северной Америки и Аляски, 87 клириков, 38 мирян. Собор 1945 года далеко превзошел Собор 1917 - 1918 годов по авторитетности и числу гостей от братских Православных Церквей. На Собор в Москву пожаловали: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос-Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха - митрополит Фиатирский Германос, Иерусалимского - митрополит Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржешским Иосифом. После торжественного молебна Собор открыл его Председатель -Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Алексий. «По величию собрания и по составу собравшихся, - сказал он, - это поистине Вселенский Собор, ибо здесь, можно сказать, вся Православная Святая Соборная Апостольская Церковь. Но мы смиренно ограничиваем свои полномочия и будем обсуждать и решать дела лишь своей Русской Православной Церкви». Главными задачами Собора Местоблюститель назвал утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церковью» и избрание Патриарха. С приветствиями к членам Собора обратились Патриарх-Католикос Каллистрат, почетные гости из-за рубежа. С докладом о патриотической деятельности Церкви во время Великой Отечественной войны выступил митрополит Алексий. Доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) был посвящен проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которого сформулировал блаженнопочивший Патриарх Сергий. В прениях по докладу выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), ректор Богословского Института - профессор протоиерей Т.Д.Попов, профессор Г. П. Георгиевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Лента новостей Лента новостей - Религия «Православию нанесена тяжелая рана»: Патриарх Кирилл обратился к главам Поместных Православных Церквей 20 декабря, 2018. Новостная служба «Нет сомнений, что украинский сценарий в будущем может быть реализован в отношении какой-либо другой Поместной Церкви», — заявил Патриарх 20 декабря. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей в связи с ситуацией на Украине. Каноническому Православию на Украине и во всем мире нанесена тяжелая рана. Об этом заявил Патриарх Кирилл в посланиях главам Поместных Православных Церквей, сообщает служба коммуникации ОВЦС. Послания были направлены Предстоятелям Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской Церквей, Православным Церквям Чешских земель и Словакии, а также Америки. Глава Русской Православной Церкви известил их о так называемом «объединительном соборе» двух украинских раскольнических групп, который прошел 15 декабря в Киеве. Каноническая Украинская Православная Церковь отказалась от участия в мероприятии, считая его « незаконным собранием». Патриарх Кирилл напомнил, что процесс «предоставления автокефалии Украине» был инспирирован главой светской власти страны в собственных политических целях. «Состоявшееся собрание лишь подтвердило факт открытого вмешательства государства в церковную жизнь», – констатировал глава РПЦ. Так, президент Украины ПетрПорошенко не только присутствовал на этом «соборе», но и был в его президиуме, лично наблюдая за ходом собрания. В ближайшие дни в Верховной раде пройдет голосование по проекту закона о лишении УПЦ права именоваться в соответствии со своим уставным названием. «Цель этого переименования – проведение перерегистрации всех приходов и монастырей, признание недействительными документов о правах канонической Церкви на храмы и другое церковное имущество», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/pravoslaviyu-nanesena-...

Дамаск, 14 ноября. Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой сирийского государства Башаром Асадом состоялась 13 ноября в Президентском дворце в Дамаске, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . В беседе с президентом Сирийской Арабской Республики участвовал Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV. Среди участников встречи были члены делегации, сопровождающей Патриарха Кирилла в ходе официального визита в Антиохийский Патриархат: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Также участвовали иерархи Антиохийской Церкви: митрополит Мексиканский Антоний и митрополит Сан-Паульский и Бразильский Дамаскин. На мероприятии также присутствовали представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском архиепископ Филиппопольский Нифон и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока архимандрит Александр (Елисов). Президент Сирии приветствовал Патриарха Кирилла на древней сирийской земле. Он напомнил, что именно из Дамаска трудами святого апостола Павла начало распространяться по миру христианство. «Сирия представляет собой прекрасный образец мирного сосуществования различных религиозных общин людей разных национальностей», – подчеркнул президент. Патриарх Кирилл в свою очередь отметил, что приехал в Сирию с особым чувством: «Я много раз бывал здесь раньше и хорошо знаю вашу страну и сирийский народ. Сирия – страна с очень сильной, глубокой культурой. В формировании этой традиции принимали участие и православное христианство, и ислам, и мы особенно ценим уровень диалога, сотрудничества, пример мирной жизни в этой стране». Русская Церковь и Церковь Антиохийская, которую возглавляет Патриарх Игнатий IV, имеют многовековую историю добрых отношений, продолжил Патриарх Кирилл: «У меня долгая личная история отношений с Патриархом Игнатием, которая длится уже более сорока трех лет. И поэтому после того, как я стал Патриархом Московским, я принял решение обязательно посетить Сирию и навестить моего любимого собрата. Сегодня мы имели возможность вместе совершить в Дамаске богослужение при большом стечении народа, и я до глубины души был тронут атмосферой в храме: люди так сильно и так искренне проявляли симпатию к России и Русской Православной Церкви. Это свидетельствует о том, что наши двусторонние отношения – и между странами, и между Церквами – действительно имеют очень богатую историю».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ I [Иоаким Пани, Славный; греч. Ιωακεμ Πνυ] (ок. 1449, Афины - 1565/67, Каир?), свт. (пам. 17 сент.), патриарх Александрийский (с 6 авг. 1486 или 1487, с перерывами). В возрасте ок. 20 лет принял монашество в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, где пребывал после этого 12 лет. Потом (приблизительно с 1480) в течение 3 лет служил в храме Гроба Господня в Иерусалиме и в лавре св. Саввы Освященного. Позднейшее греч. предание приписывает ему близкое знакомство с Германом , игум. лавры и впосл. Иерусалимским патриархом (1534-1579), однако это явный анахронизм. Неск. лет И. занимался сбором милостыни для лавры в Египте и снискал уважение местных христиан. После смерти Александрийского патриарха Григория V был избран на Патриарший престол. Рукоположение И. было совершено в Дамаске 6 авг. 1486 или 1487 г. Антиохийским патриархом, т. к. в Александрийской Православной Церкви (АПЦ) на тот момент не было архиереев. Во 2-й пол. ХХ в. был введен в научный оборот колофон синайской рукописи, составленный мон. Иоакимом аль-Караки, где сообщается о смерти Александрийского патриарха Григория V 6 апр. 1503 г. Иоаким аль-Караки называет себя учеником почившего патриарха. Запись не согласуется с принятыми датировками жизни и Патриаршества И., восходящими к сведениям младших современников патриарха 2-й пол. XVI в. Хотя их указания частично расходятся, почти все они говорят, что И. жил более 100 лет (варианты: 116, 124) и не менее 78 лет возглавлял АПЦ. Кроме того, еп. Порфирий (Успенский) описал виденную им в каирской ц. вмч. Георгия икону этого святого, созданную по заказу И. в дек. 1501 г. Т. о., традиц. датировка Патриаршества И. представляется пока наиболее убедительной. И. славился благочестием и аскетизмом; уже при жизни с его именем связывали совершение чудес. Наиболее распространенная из легенд об И., «Сказание о чуде, бывшем в Египте», повествует, что «египетский царь» по наущению советников-иудеев решил погубить всех христиан в гос-ве. И. был приглашен на диспут с иудеями в присутствии султана, и в доказательство истинности своей веры ему было предложено сотворить чудо - сдвинуть гору. Патриарх со всеми христианами 3 дня перед испытанием молился и постился. Во сне ему явилась Пресв. Богородица и указала на некоего праведника, одноглазого башмачника, чья молитва будет услышана на небесах. В назначенный день патриарх и башмачник повелели горе сдвинуться, и она сдвинулась, разделившись на 3 части. Тогда иудей предложил И. новое испытание - выпить чашу с ядом. Патриарх сумел незаметно для окружающих осенить чашу крестным знамением, и, когда он выпил яд, зелье чудесным образом вышло у него из-под ребер. Ополоснув чашу водой, патриарх дал выпить из нее иудею, к-рый после этого умер страшной смертью. Султан же даровал христианам всевозможные льготы и милости, а потом и сам тайно обратился в христианство и окончил свои дни на Синае.

http://pravenc.ru/text/468909.html

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Сирии Башаром Асадом 13 ноября 2011 г. 21:48 15 ноября 2011 года завершился официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в  Антиохийскую Православную Церковь . Визит начался 12 ноября 2011 года, когда Святейший Патриарх Кирилл  прибыл в Дамаск . В ходе визита Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали: председатель Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, и.о. руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. Из Москвы также прибыл представитель Антиохийского Патриарха при Московском Патриаршем Престоле  архиепископ Филиппопольский Нифон . В аэропорту Дамаска Святейшего Патриарха Кирилла встречал  Блаженнейший Патриарх Великого града Антиохии и всего Востока Игнатий IV  и другие иерархи Антиохийской Православной Церкви, а также представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе  архимандрит Александр (Елисов) , представители властей Сирии, посол Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике А.Р. Кульмухаметов. В ходе беседы с журналистами в здании аэропорта Святейший Патриарх Кирилл отметил, что совершает такие поездки в братские Поместные Православные Церкви после своего избрания на Патриарший Престол в соответствии с порядком их расположения в диптихе. Из аэропорта Предстоятель Русской Церкви  направился  в Успенский кафедральный собор Дамаска, где молился за молебном, который возглавил Блаженнейший Патриарх Игнатий. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словом к собравшимся в храме. Затем Святейший Владыка посетил храм святого Игнатия Богоносца в Дамаске — Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великого града Антиохии и всего Востока, где  состоялась его встреча  с многочисленными соотечественниками — временно или постоянно проживающими в Сирии выходцами из России, Украины, Беларуси и других стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/1678883.ht...

Александр Кырлежев Скачать epub pdf Оливье Клеман, французский православный богослов, член редколлегии журнала “Континент”, скончался в Париже 15 января 2009 года в возрасте 87 лет. Отпевание состоялось в храме Сергиевского подворья, где находится парижский Богословский институт, профессором которого Клеман был много лет. Кроме главы Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе архиепископа Гавриила, в отпевании, наряду со множеством духовенства и верующих, участвовали еще шесть епископов, представлявших Константинопольский (греческий), Антиохийский (арабский) и Румынский Патриархаты. Было католическое духовенство, представители интерконфессиональной Общины Тэзе, монашествующие из Иерусалима… В своем надгробном слове архиепископ Гавриил назвал Оливье Клемана “предтечей” и “апостолом”. Предтеча указывает на грядущего Христа, апостолы возвещают Благую весть, следуя своему миссионерскому призванию. Оказывается, такого рода деятельность нужна и спустя две тысячи лет – в недрах христианской Европы. Только теперь это скорее следует называть “внутренней миссией” и даже “вторичной миссией” – среди христиан, принадлежащих к разным конфессиональным традициям. Нет, Клеман никоим образом не относился к тем, кто “обращает в свою веру”. Но он был, как утверждают его западноевропейские единоверцы, одним из наиболее значительных свидетелей Православия на Западе во второй половине XX века. Что же позволило ему выполнять эту миссию? И как объяснить эту роль российскому читателю? Я впервые встретился с Клеманом в Париже в июне 1990-го, посетив его дома вместе с Владимиром Порешем, а год спустя встречал его в Москве, когда он приехал в Россию (еще советскую), чтобы прочесть несколько лекций о русском богословии. Тогда это было одновременно и еще “чудесно”, и уже вполне естественно: какой-то француз из “парижского русского богословского института” с помощью переводчика рассказывает в случайном помещении небольшой группе людей (человек 50–70) о богословском понимании личности… Единицы знали это имя, – скажем, по переводам отдельных текстов в парижском русском журнальчике Татьяны Горичевой “Беседа”. Тогда же Клеман дал интервью, позднее, в 1992-м, опубликованное в “Континенте” 72): “Почему я православный христианин” 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/p...

«Восток - дело тонкое» Интервью с представителем Русской Православной Церкви в Дамаске архимандритом Александром (Елисовым) Архимандрит Александр (Елисов) - Отец Александр, когда было открыто Представительство Русской Православной Церкви в Дамаске? - Представительство открылось в 1958 году. К тому времени у нас уже существовал приход Бейруте, созданный в мае 1946 года. Здание, в котором сейчас находится наше Представительство, было построено в 1972 году. При нем имеется храм в честь сщмч.Игнатия Богоносца, первого епископа Антиохийского, освященный в 1973 году. - А кто сейчас составляет общину этого храма?   - Это в основном женщины, вышедшие замуж за сирийцев. Многие из них приехали в Сирию в 60-е и 70-е годы, когда большинство наших соотечественников мало интересовалось духовной жизнью. Приезжавшие сюда женщины больше заботились о земном - о создании семьи и обустройстве быта. Приход в Дамаске долгое время существовал только как Патриаршее Представительство, выполняя в основном церковно-дипломатические функции при патриархе Антиохийском, что и было его главной задачей. Сейчас эта задача никуда не исчезла, но после изменений, произошедших в отношениях государства и Церкви в России, многие живущие здесь вспомнили о своих духовных нуждах. Если ранее этот храм посещали в основном проживающие поблизости православные арабы, а русские были меньшинством, то с 1996 года ситуация изменилась. Количество русских прихожан стало расти, и мы выделились в отдельную общину. Нужно признать, что совершать Литургию с сирийцами было довольно непросто, ведь у православных арабов есть свои обычаи, а у нас - свои. Кроме того, были и языковые трудности. В настоящее время при нашем храме окормляются две общины, одна из которых русскоязычная, другая - арабоязычная. И так мы функционируем уже почти 10 лет. Постепенно приходская жизнь приобретает устоявшиеся формы. Община собирается каждое воскресенье, а часто и в будни. Сейчас богослужение в нашем храме регулярно посещают 50-60 человек. На Рождество и Пасху бывает по 300-500 молящихся.

http://pravoslavie.ru/4599.html

Глава 12. Сношения второй русской духовной миссии в Иерусалиме с Абиссинами Инструкция, которая была дана нашим правительством второй русской духовной миссии в Иерусалиме, требовала, чтобы миссия наша, не ограничиваясь одним Иерусалимом, распространяла свое влияние и действия и на соседние патриархаты, т.е. антиохийский и александрийский 330 . Сношения второй русской миссии в Иерусалиме с антиохийским патриархатом выразились, как мы уже знаем, в живом и деятельном участии ее в воссоединении сирийских униатов (мельхитов) с православною церковью, состоявшемся 26 ноября 1860 года 331 , и отчасти в содействии сиро-халдейским несторианам (насколько эти последние могут быть рассматриваемы, как община, входившая в область юрисдикции антиохийского патриарха) в их стремлении присоединиться к русской православной церкви 332 . Что касается, в частности, александрийского патриархата, то наше правительство рекомендовало иерусалимской миссии обратить здесь особенное внимание на коптов, которые были «нам не враждебны», и на синайскую обитель. В отношении этой последней рекомендовалось, в частности, миссии примирить иноков ее с александрийским патриархом, который не позволял им устроить домовую церковь на их подворье в Каире, и вообще стараться восстановить упадающую обитель, которая, по выражению составителей инструкции для миссии, «должна быть рассадником христианства». Но, к сожалению, нам ничего неизвестно о сношениях нашей второй духовной миссии в Иерусалиме с александрийским патриархатом. На основании переписки преосв. Кирилла, можно с несомненностью утверждать только то, что начальник нашей иерусалимской миссии собирался в Египет, куда приглашал его сам александрийский патриарх. «Осенью думаю, – писал он 10 августа 1859 года преосв.  Макарию (Булгакову) , – опять сделать маленький вояж по Египту, которого еще не видал и куда уже зовет блаженнейший александрийский: вояж непродолжительный, благодаря железным дорогам и пароходам. Может быть, после взгляну и на самостоятельную кипрскую иерархию, чтобы, таким образом, иметь по возможности полное понятие о восточной церкви…» 333 . Через два года после того преосв. Кирилл, видимо, не оставлял своей мысли о посещении Египта, Александрии и даже далекой Абиссинии. 28 декабря 1861 года он писал своим петербургским родным, между прочим, следующее: «один край совсем еще нетронут. А как зовут туда, как ждут там (в Александрии) меня и как чудесно расположились там все обстоятельства! Если бы Господь благословил! Уповаю на Его милость, хотя чувствую, очень чувствую, что и враг не спит» 334 . Незадолго пред этим, 7 декабря 1861 года он писал к преосв. Макарию: «я прошусь на время (на полгодика этак) в Абиссинию, куда мне проложена уже дорога» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Содержание Предисловие к новому изданию Краткая библиография по истории литургии Основная литература, использованная в «Собрании древних литургий» Введение. Предварительные сведения о цели и составе сборника Древние свидетельства о литургии Свидетельства священного писания Свидетельства мужей апостольских Свидетельства св. отцов и церковных писателей второго и третьего столетий Свидетельства, заимствуемые из правил апостольских и канонических посланий святых отцов Свидетельства из актов мученических Свидетельство проконсула Плиния младшего Раздел первый. Литургии Иерусалимско-Антиохийские Литургия Апостольских Постановлений Предисловие Чинопоследование литургии Апостольских Постановлений Греческая литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование греческой литургии Святого Апостола Иакова Сирийская литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование сирийской литургии Святого Апостола Иакова Греческая литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование греческой литургии святого Василия Великого Сирийская литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование сирийской литургии святого Василия Великого Литургия святого Иоанна Златоуста Предисловие Чинопоследование литургии святого Иоанна Златоуста Литургия святого Григория, просветителя Армении Предисловие Чинопоследование литургии Армянской церкви Приложение к первому разделу древних литургий Святой Прокл, патриарх Константинопольский Слово о предании Божественной литургии Раздел второй. Литургия эфиопского текста Апостольских Постановлений Чинопоследование литургии эфиопского текста Апостольских Постановлений Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Чинопоследование литургии Святого Апостола и Евангелиста Марка Коптская литургия святого Кирилла Александрийского Предисловие Чинопоследование коптской литургии святого Кирилла Александрийского Общая Эфиопская литургия Предисловие Чинопоследование общей Эфиопской литургии Приложение ко второму разделу древних литургий Иаков, епископ Эдесский, письмо к Фоме пресвитеру о древней сирийской литургии Раздел третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 499 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010