Мария Студеникина : – Полностью присоединяюсь к моим коллегам. Мне кажется, что для традиционного общества всегда была характерна ценность человеческой личности. Считалось, что человек является продолжением Бога, созданием Божиим. К сожалению, все мы сейчас можем констатировать тот факт, что в мире, в котором мы живем, человеческая личность и жизнь не ценны, они ничего не стоят. В нормативно-правовом поле непонятно, когда начинается человеческая личность: когда человек рождается, когда ему год или все-таки с момента зачатия? Когда мы, будучи той страной, которая следует традиционным ценностям, определимся во всех плоскостях, когда начнется жизнь человека. Когда мы будем понимать, что жизнь человека ценна с момента зачатия, многое станет на свои места. Семья как ценность С. Комаров: – Перейдем к теме семьи. Отец Александр, сегодня (в основном на Западе, хотя у нас это тоже встречается) распространено такое мнение, что индивид – это основа общества. Но в то же время есть другое мнение, что основа общества – это все-таки семья. Можно ли примирить две эти позиции? И вообще, что с нашей точки зрения семья дает человеку? Почему семья – это ценность? Протоиерей Александр Березовский, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке Прот. Александр Березовский: – Хотя бы потому, что Господь сказал: «Нехорошо человеку быть одному» (см.: Быт. 2: 18). И Господь создал человеку помощника, взяв часть первого созданного человека – Адама. И сам Адам, глядя на созданную женщину, сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23). Таким образом Господь Сам установил семью. Хотя некоторые люди усматривают в этих словах собственный смысл, но именно так оно и было. И первая заповедь, данная первым людям на земле, – «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1: 28). Это как раз семейная заповедь. Как может индивидуум плодиться и размножаться сам по себе? Это невозможно. Поэтому так Богом установлено.

http://pravoslavie.ru/156946.html

Можно ли поститься в одиночку? – протопресвитер Александр Шмеман Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей 4 марта, 2015 Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей Можно ли поститься частным образом или все же Великий пост – это дело всей Церкви? Протопресвитер Александр Шмеман в сегодняшнем нашем чтении на каждый день поста объясняет, почему мы не можем обойтись без руки помощи. Если мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост. Только тогда мы сможем понять, что все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует прежде всего для того, чтобы помочь нам вновь увидать и вкусить эту Новую Жизнь , от которой мы легко отходим, изменяя ей, и, покаявшись, вернуться к ней. Как можно любить и желать получить то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом: как мы можем искать Царства, о котором мы не имеем понятия? Церковное богослужение с самого начала и до сих пор есть единственный вход в это Царство, приобщение к Новой Жизни. Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, «чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку… что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Пасха есть самый Центр этой богослужебной жизни, ее сердце, ее вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова, нам дается предвкушение вечной радости, ожидающей нас, славы и победы, невидимо уже наполняющих всю вселенную: «Смерти нет». Все церковное богослужение построено вокруг Пасхи: поэтому литургический годовой круг, последовательность праздников и постов становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу , который в то же время есть и начало , концу всего старого, началу новой жизни, постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.

http://pravmir.ru/mozhno-li-postitsya-v-...

Мф.27:30 .  и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. (Ср. Мк.15:19 ; Ин.19:3 .) Иоанн говорит только, что воины били Христа по щекам, умалчивая об остальных оскорблениях. Марк, употребляя прошедшие несовершенные времена глаголов ( τυπτον и νπτυον – били и плевали), указывает, что одно и то же поругание повторялось несколько раз. У Матфея несколько иначе: заплевав Его, взяли палку и били (подразумевается несколько раз) Его по голове. Мф.27:31 .  И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. (Ср. Мк.15:20 ; Лк.23:26 ; Ин.19:17 .) Иоанн вставляет здесь довольно длинный рассказ, которого нет у синоптиков, о том, как Пилат вывел измученного Христа к иудеям, и о новом допросе Пилата ( Ин.19:4–16 ). Повидимому, уже после этого воины сняли с Него хламиду или багряницу и надели на Него опять Его собственные одежды, а затем повели Его на распятие. Мф.27:32 .  Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. (Ср. Мк.15:21 ; Лк.23:26 .) Кирена или Киренаика находилась в Египте. Там было много иудеев, и о них встречается достаточно известий в Новом Завете. Они были на празднике Пятидесятницы в Иерусалиме ( Деян.2:10 ), имели там свою синагогу ( Деян.6:9, 11:20, 13:1 ). Если судить по имени – Симон, то упоминаемый здесь киринеянин был евреем. Но сыновья его (Александр и Руф – Мк.15:21 ) назывались один – греческим, а другой – латинским именем. Предполагали, что Симон происходил из рабов и был одним из последователей Христа и христианином. Личность его представляется загадочной. Говоря о возложении на него Креста, Бенгель замечает, что nec judaeus, nec romanus ullus erat qui vellet tollere crucis onus (ни иудей, ни римлянин не захотели бы нести тяжести Креста). Если Симон был последователем Христа, то дело объясняется просто. Симон шел «с поля» (Марк и Лука). Это считается решительным доказательством, что в это время, как выражаются Хвольсон и другие, был «будень», потому что в праздники не дозволялось работать. Но, как замечено выше, из выражений Марка и Луки во всяком случае нельзя сделать точного заключения, что Симон шел именно с полевой работы. Выражения эти могут просто означать, что он шел только по направлению с поля ( π´ γρο). Он, по всей вероятности, отнесся с участием к страждущему Христу, и, заметив это, воины захватили его и предложили (но едва ли принудили) помочь Христу нести Его Крест и этим ускорить само шествие. Симон охотно согласился и понес Крест вместе с Самим Спасителем. Этот Крест был сделан самими воинами из бревен, может быть, грубо сколочен, так что его углом можно было положить на плечо, а так как он был выше роста человека, который осужден был на распятие, то нижний конец его волочился по земле во время шествия. Об γγαρεω см. комментарии к Мф.5:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы просим прощения, потому что не любим людей по-настоящему Не нужно ждать специального дня, чтобы аннулировать обиду 17 февраля, 2018 Не нужно ждать специального дня, чтобы аннулировать обиду Если покаяние – личное дело, зачем в Церкви есть чин прощения, и нужно ли отвечать на вал «прощеных» сообщений в мессенджерах и соцсетях – размышляет священник Александр Суворов.  Не стоит ждать дня, чтобы аннулировать обиду Протоиерей Александр Суворов Как и кого прощать в Прощеное воскресение — протоиерей Александр Суворов, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты. — Прости меня! – Бог простит, и я прощаю! — сколько раз этот диалог будет звучать в Прощеное воскресенье — воскресный день перед началом Великого поста. Это тень достаточно древней традиции, когда монахи, желающие особо выделить пост перед светлым Христовым праздником, уходили из монастыря для совершения молитвенных трудов и, не зная, встретятся ли они вновь, примирялись друг с другом, прося прощения. Сейчас в пустыню для молитвенных подвигов почти никто из христиан не уходит, но в день перед Великим постом практически все говорят друг другу: «Прости меня». И во многом это стало формальностью, за формой пропало содержание. Но есть у традиции просить прощения и прощать еще более «древние» корни: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Как раз этот евангельский отрывок и прочитывается за воскресной литургией Недели сыропустной. Если мы имеем обиду на кого-то, не стоит ждать определенного дня, чтобы эту обиду аннулировать, прощать и просить прощения нужно сразу же. Как нам говорит Священное Писание: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5:23, 24). Ведь не сказано же там, что важно дождаться какого-то определенного сакрального дня. А мы, современные люди, ждем такого дня, чтобы сразу разрешить все проблемы. Получается очень уж утилитарный подход.

http://pravmir.ru/myi-prosim-proshheniya...

НН 1 февраля 2020, 13:23 Александр, ну кто же из верующих людей не согласится с этими словами: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Может, я пропустила, но где написано в Библии, что Царствие Божие надо искать ОБЯЗАТЕЛЬНО голодными, холодными, униженными, оскорблёнными, бесправными, больными, безграмотными и тд? Если даже не все верующие люди могут так жить и не роптать, то что говорить о неверующих? Я, может и смогу(если Господь не отойдёт от меня), но мои близкие - точно нет, через какое-то время взбунтуются. Господь же по Его воле отходит от человека. Божия воля - на всё! Александр 31 января 2020, 06:39 2 Великие достижения СССР и последующий распад страны также связаны с людской волей. Разве достижения СССР имеют отношение к спасению души? Если нет, значит Бог их попустил, а не благоизволил. “Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2, 4). Т.е. воля Божия, как благоизволение, содействует всему тому, что служит ко спасению. Материальные успехи СССР, США, Германии, Китая и Японии не имеют отношения к спасению души и познанию Истины. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Александр В 31 января 2020, 06:37 1 НН, в мире действуют 3 воли: Божия, человеческая и бесовская. Всё, происходящее в мире, происходит по промыслу Божию, но при этом промысл Божий действует: 1) как благоизволение, 2) как попущение Божие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал “Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию”. Нет воли Божией на аборты, алкоголизм, растление детей, жизнь по страстям, братоубийственные войны и т.п. Хотя Он это и попускает, не нарушая свободную волю человека. Мы не мусульмане, которые верят, что Аллах – источник добра и зла. Бог зла не творит. Так что, репрессии не от Него, а от воли человеческой, откликнувшейся на волю бесовскую.

http://pravoslavie.ru/127357.html

Нужно ли рассказывать окружающим о том, что постишься? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко Если же кто-то спросит, не поститесь ли Вы, тогда, конечно, надо ответить, что поститесь. 4 апреля, 2013 Если же кто-то спросит, не поститесь ли Вы, тогда, конечно, надо ответить, что поститесь. Насколько нужно оглашать окружающим (друзьям, приятелям), что соблюдаешь пост? В Рождественский пост я рассказала паре неверующих подруг, что держу пост – просто чтобы потом не было лишних вопросов (ходим вместе обедать), но теперь не уверена, что поступила верно. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: — Да, ваши сомнения совершенно обоснованны. Спаситель говорит в Евангелии: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:16-18). Поэтому никому не следует как-либо афишировать то, что он постится, за исключением случаев, когда есть уверенность, что такой разговор принесет собеседникам пользу. В противном случае лучше молчать. Если же кто-то спросит, не поститесь ли Вы, тогда, конечно, надо ответить, что поститесь.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 марта, 2024 12 декабря, 2021 18 июня, 2021 3 мая, 2021 18 апреля, 2021 6 апреля, 2021 7 марта, 2021 8 марта, 2020 6 марта, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nuzhno-li-rasskazyvat-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сказка о происхождении человека Эту «Сказку о происхождении человека» о. Александр Мень придумал сидя за столом в круге друзей. Коротенькая история (жанр которой можно определить как «философская притча») об Адаме и Еве. Как известно, о. Александр Мень много думал об эволюции, появлении человека (он, кстати, никогда не видел противоречия между верой и наукой), философии Шардена и т. п. предметах. «Сказка о происхождении человека» очень кратко, «поэтически» проливает свет на взгляды о. Александра на эти вопросы. Сказка о происхождении человека (Сказка об Уроде) Эту историю о. Александр придумал и рассказал сидя за столом в кругу друзей. Приведенный текст — расшифровка с магнитофонной кассеты… Луна большая, молочно–белая, светила в пещеру. Проснулся Урод, проснулся с улыбкой. Он редко улыбался, потому что ему редко снились такие замечательные сны. На этот раз сон был почти сладостный. Он видел Отца зверей и людей, вернее, не видел, он даже не мог на него смотреть, потому что Он был яркий, как солнце. И Он подвёл к нему девочку, девушку, такую же уродку, как и он. И Урод воскликнул (он помнит во сне, что он воскликнул): «Вот это та самая, совершенно такая же, как я!» И в этот момент он проснулся и снова увидел себя в тёмной пещере среди спящих, храпящих, переворачивающихся родичей, не уродов, а нормальных людей, а он–то был единственный урод и почему его ещё не выгнали из племени — потому, что он был сообразительный и бегал, может быть, немного быстрее, чем остальные. А вообще он был страшно безобразен: во–первых, у него была кожа светлее, во–вторых, она не была покрыта красивым, благородным мехом; и, вообще, он был голый, длинный и достаточно нелепый. Таких вообще стоило изгонять из пещеры. Но старый отец рода, седой Уг, когда он родился, сказал: «Это выродок, его надо сбросить со скалы, он не может жить». Но мать его зарычала и сказала: «Я его не отдам, это мой первенец».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Перехожу к разбору их: ты спрашиваешь: как мог Христос давать ученикам тело свое, когда Он еще был жив?.. На это прежде всего скажу тебе: не забывай, что Христос был Бог ( Ин.5:18–28 ; Ин.7:29 ; Фил.2:6 ). Он мог из камня создать детей Аврааму ( Мф.3:9 ; Лк.3:8 ); мог без плотского отца родиться от Девы, вопреки законам природы ( Мф.1:23–25 ). Значит, Христос имел силу из простого хлеба божественным своим благословением, совершить тело свое и это тело, еще при своей жизни раздать ученикам для причащения. Веришь ли ты в божественное могущество Спасителя нашего? – Верую, что Христос – Сын Бога Живого! – сказал Алекеандр. – А если веришь в божество Христа, верь и в то, что Он мог превратить хлеб в Тело Свое, а вино в Кровь Свою, как прежде, в Кане Галилейской, из простой воды чудесно сделал вино ( Ин.2:1–11 ). – Апостол Павел не по-православному понимал причащение, – возразил Александр. – В Послании к Коринфянам он пишет: «один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10, 17 ). Куда яснее, что мы не Тело Христово вкушаем в причащении, а хлеб . Также пишет Апостол в другом месте: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). На основании приведенных слов Апостола, в своем обществе мы содержим такую веру, – сказал Александр, – что в причащении христиане вкушают и пьют обыкновенный хлеб и вино. – Ваша вера, друг, ошибочная – возразил я. – Вы берете слова Апостола без связи с другими его словами и не сравниваете их с учением самого Спасителя, оттого и заблуждаетесь. В самом деле, Александр, почему ты не прочел 1Кор.10:16 ? А там говорится: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой, хлеб, который преломляем не есть ли приобщение Тела Христова?» Если в причащении мы вкушали бы простой хлеб, то Апостол так бы не учил. О простом хлебе он пишет в том же послании: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8, 8 ). Вот как мало духовной пользы приносит человеку тленная пища! Она нас нисколько не приближает к Богу. А кто вкушает от хлеба Господня и пьет от чаши Его, тот приобщается тела и крови Христовых. Ясно, что на вечери христиане едят не простой хлеб...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

«Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю» – Ин. 19:12 . «Боязливых же, и неверных, и скверных, и убийц… участь в озере, горящем огнем и серою» – Отк. 21:8 . «Уныние, охватывая все силы души… тяжелее всех других страстей» – Прп. Максим Исповедник . Четыреста глав о любви. Храбрый умирает однажды, трус – сто раз. «Мысль об ожидаемом и день смерти производит (в людях) размышления и страх сердца» – Сир. 41:2 . «В тот момент, когда человек с благодарностью примет от Бога посланные ему страдания, он сразу войдет из них в такой мир и счастье, что всем кругом него станет светло и радостно». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города». – Прит. 16:32 . Отсюда и до конца письма – блестящая критика всех позиций экзистенциализма. См. Письмо «Возникает понятие “повседневной объективной (а на деле узко-субъективной) реальности”, ограниченной рамками примитивного материализма». – Иеромонах Серафим (Роуз) . Христианский реализм и современный идеализм. «Смерть доказывает нам реальность того, что мы считали призрачным и призрачность того, что считали реальным». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Наши дрязги, ссоры, злоба – это «не-сущее», хотя оно как-то существует; в то время, как выдуманное доброе более реально, хотя оно и выдумано» – там же. «Находящийся в жизни сей еще не счастлив из-за неясности конца; тот же, кто закончил отпущенный ему срок и 6еспрекословно заключен концом своей жизни, тот уже невоз6ранно 6лаженствует». – свт. Василий Великий . Беседы на псалмы. Зубы удаляли без наркоза. «Если путешествующие из города в город нуждаются в проводнике, то уж насколько больше душа, разрешившись от тела и переходя в вечную жизнь, нуждается в тех, кто будет ее вести». – Свт. Иоанн Златоуст . Беседа на воскрешение Лазаря. «В нашей жизни мы знаем наверно только то, что мы умрем; это единственно твердое, для всех общее и неизбежное. …Любя мир, его красоту и радости, мы должны включить в нашу жизнь этот последний завершительный и тоже, если мы захотим, могущий быть прекрасным, момент: нашу смерть». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

Праздник доверия Богу Протоиерей Александр Ильяшенко о смыслах Вознесения 17 мая, 2018 Протоиерей Александр Ильяшенко о смыслах Вознесения Господь разлучается с нами – и обещает не покидать «до скончания века». Он предлагает нам Свою помощь, обещает быть рядом, и уже наш выбор – принять это или не принять. Протоиерей Александр Ильяшенко Вознесение — таинственный и в чем-то парадоксальный праздник, в нем есть как будто некое противоречие. Ведь Господь действительно разлучается с нами и возносится на Небеса. Вместе с тем Он обещает апостолам, а через них и нам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Вспомним историю нашего спасения. Спаситель снизошел с Небес на землю, воплотился, родившись от Божией Матери, принял крещение на Иордане от Иоанна Предтечи, а потом 40 дней постился, готовясь выйти на проповедь. Более трех лет Он проповедовал, учил, творил чудеса, исцелял, воскрешал, был предан Своим учеником, принял голгофские страдания, был распят и воскрес. То есть случилось то, что Он заранее предрекал. В течение 40 дней Он являлся ученикам после Своего Воскресения, а потом — вознесся на Небо. Вот такая очевидная параллель — 40 дней Господь готовился, чтобы идти на проповедь, 40 дней Он являлся ученикам, пребывая с ними телесно здесь, на земле. Зная о Своем Вознесении, Он обнадежил своих учеников: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Он пообещал, что все будет хорошо, а ученики уже знали, что Господь исполняет обещанное… Поэтому, вопреки тому, что предстояла разлука, сердца апостолов наполнились радостью. В христианстве вообще очень многое парадоксально. Некая парадоксальность праздника Вознесения разрешается силой благодати Божией, силой веры, силой молитвы. Особенно это ощущается на богослужении — то, что Господь исполняет слово, сказанное ученикам, — быть с ними до скончания века. Эти слова относятся ко всем нам, к каждому. Ведь Господь рядом с каждым, другое дело, что мы не всегда осознаем это или не доверяем Ему.

http://pravmir.ru/prazdnik-doveriya-bogu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010