Варлаам князь Эристов 1811–1817. Митр. Феофилакт Русанов 1817–1821. Митр. c 1819. Иона Василевский 1821–1832. Митр. c 1828. Моисей Богданов-Платонов 1832–1834. Евгений Баженов 1834–1844. Исидор Никольский 1844–1858. Митр. c 1856. Евсевий Ильинский 1858–1877. Иоанникий Руднев 1877–1882. Павел Лебедев 1882–1887. Палладий Раев 1887–1892. Владимир Богоявленский 1892–1898. Флавиан Городецкий 1898–1901. Алексий Опоцкий 1901–1905. Николай Налимов 1905–1906. Нинон Софийский 1906–1908: Иннокентий Беляев 1909. Алавердское викариатство, учрежд. в 1886 г. Епископы: Виссарион кн. Дидиани 1886–1898. Кирион Садзагедов 1S98–1900. Димитрий кн. Абашидзе 1902–1903. Евфимий Елиев 1903–1905. Петр Кончуев 1905–1907. Давид Качахидзе 1907. Бакинское викариатство 19 Епископы: Никандр Феноменов 1905. Григорий Вахнин 1907–1910. Пимен Пегов 1911. Горийское викариатство, учр. в 1811 г. Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814. Гервасий Мачавариани 1814–1817. Стефан кн. Джорджадзе 1818–1839. Архп. Никифор кн. Джорджадзе 1842–1851. Иоанн Авалиани 1852–1858. Гавриил Кикодзе 1859–1860. Геронтий Папита-Швили 1862–1869. Александр Окропиридзе 1869–1898. Леонид Окропиридзе 1898–1900. Кирион Садзагедов 1900–1902. Вениамин Барнуков 1902–1905. Евфимий Елиев 1905–1906. Петр Кончуев 1907–1909. Гурийско-Мингрельская 20 Кафедра в г. Поти Епископы Гурийско-Мингрельские: Григорий кн. Дадиани 1886–1898. Александр Окропиридзе 1898–1903. Димитрий кн. Абашидзе 1903–1905. Георгий Аладов 1905–1908. Леонид Окропиридзе 1908. Донская, учр. в 1829 г. Кафедра в Новочеркасске Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842. Еп. до 1830. Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847. Иоанн Доброзраков 1847–1807. Платон Городецкий 1867–1877. Александр Добрынин 1877–1879. Митрофан Вицинский 1879–1887. Макарий Миролюбов 1887–1894. Докат Бабинский-Соколов 1894. Афанасий Пархомович 1894–1908. Владимир Сеньковский 1908. Аксайское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы (в Новочеркасске): Никанор Бровкович 1871–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Викариатство учреждено 22 декабря 1884 года Имена Сведения рукоположен с 20.01.1885 по 14.04.1906 на покое; 12.11.1908 Кишиневская Учреждена в 1813 году Кишиневская и Хотинская Имена Сведения Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митрополит Киевский и Галицкий с 21.08.1813 30.03.1821 Димитрий (Сулима), архиепископ бывший епископ Бендерский и Аккерманский, викарий Кишинёвской епархии с 18.06.1821 04.08.1844 Иринарх (Попов), епископ бывший епископ Вологодский и Устюжский с 12.11.1844 архиепископ с 14.04.1845 по 17.03.1858 архиепископ Подольский и Брацлавский Антоний (Шокотов), епископ бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 17.03.1858 архиепископ с 23.04.1861 13.03.1871 бывший епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 23.06.1871 архиепископ с 01.04.1879 по 16.07.1882 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 21.08.1882 по 12.01.1891 архиепископ Херсонский и Одесский 11.02.1898 Исаакий (Положенский), епископ бывший епископ Томский и Семипалатинский с 12.01.1891 по 21.11.1892 епископ Астраханский и Енотаевский; 11.05.1894 Неофит (Неводчиков), епископ бывший епископ Туркестанский и Ташкентский с 21.11.1892 по 26.01.1898 на покое; 10.03.1910 Викарии Кишиневской епархии Бендеровский и Аккерманский (Белоградский) епископ. Викариатство присоединено к РПЦ 13 августа 1813 года Имена Сведения Димитрий (Сулима), епископ бывший епископ Бендерский и Аккерманский, викарий Молдовлахийской митрополии с 13.08.1813 по 18.06.1821 архиепископ Кишинёвский и Хотинский С 1821 года викариатство упразднено Аккерманские (Белоградские) епископы Викариатство восстановлено 10 декабря 1868 года Имена Сведения Пётр (Троицкий), епископ рукоположен с 29.05.1869 10.10.1873 бывший епископ Михайловский викарий Рязанской епархии с 16.10.1882 по 30.09.1887 епископ Аксайский, викарий Донецкой епархии Аркадий (Филонов), епископ бывший епископ Муромский викарий Владимирской епархии с 30.09.1887 по 12.10.1902 на покое; 11.09.1908 Коломенская

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ростове-на-Дону. В епархию должны были войти пять благочиннических округов. Докладчик отдела по данному вопросу профессор П. В. Верховской являлся основным проводником данной идеи. На съезде Донской и Новочеркасской епархии в 1917 г. был единогласно принят проект П. В. Верховского об учреждении на Дону митрополичьей кафедры. Согласно этому проекту Донская епархия разделялась на три самостоятельных епархии: Новочеркасскую (здесь должен был пребывать митрополит), Приазовскую, включающую города Таганрог и Ростов-на-Дону, Северо-Донскую, включающую Хоперский, Усть-Медведицкий и Верхне-Донской округа. По инициативе архиепископа Донского Митрофана (Си-машкевича) была образована комиссия под председательством епископа Аксайского Гермогена для разработки соответствующего законопроекта. Примерно за 7–8 месяцев до открытия Юго-Восточного Русского Церковного Собора работы комиссии были закончены. Войсковое правительство намеревалось ходатайствовать перед Святейшим Патриархом об учреждении на Дону митрополичьей кафедры 58 . П. В. Верховской пояснил Собору, что только революционные события помешали осуществиться этим планам. Об образовании самостоятельной Ростовско-Таганрогской епархии перед Собором ходатайствовали представители Таганрогского викариатства и Ростовское городское самоуправление. Сомнения высказал епископ Аксайский Гермоген (Максимов), викарий Донской епархии, обосновывая их тем, что территория викариатства не совпадает с территорией Ростовского и Таганрогского гражданских округов, что может вызвать определенные неудобства, и малое количество церквей (всего 70), которые окажутся на его территории. Епископ предлагал включить в епархию территории Ростовского и Таганрогского округов полностью. Затем, по воспоминаниям о. Шавельского, епископ Гермоген заявил на Соборе свои притязания на возглавление новой Ростовско-Таганрогской кафедры. Но требование его было оставлено без внимания 59 . П. В. Верховской, возражая епископу Гермогену, отметил, что нельзя согласиться на расширение границ новой епархии в связи с отсутствием сведений о желании местных жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четвертое заседание Собора прошло 22 мая 1919 г. Собор принял наименование: «Юго-Восточный Русский Церковный Собор» и окончательно утвердил Положение о Временном высшем церковном управлении. Тем же числом датирован и протокол редакционной комиссии, принявшей данное наименование Собора и окончательную редакцию Положения о ВВЦУ 57 . В ходе данного заседания Собора были рассмотрены четыре постановления Отдела о высшем церковном управлении о преобразованиях на территории южных епархий России и проведены выборы во Временное высшее церковное управление. На рассмотрение Собора было вынесено постановление отдела о высшем церковном управлении, принятое в тот же день, – об образовании самостоятельного викариатства на территории Донской епархии. Северные округа епархии – Усть-Медведицкий, Хоперский и Верхнедонской – предполагалось объединить в Усть-Медведицкое и Хоперское викариатство с центром в станице Усть-Медведицкой. Докладчиком отдела по данному вопросу выступил А. И. Ивановск ий. «Против» высказался епископ Аксайский Гермоген (Максимов). Он считал, что северный район Донской епархии, который превосходит по численности церквей Таганрогское викариатство в шесть раз, должен быть преобразован в самостоятельную епархию. Преосвященный Гермоген просил Собор образовать не полусамостоятельное викариатство, а самостоятельную Верхнедонскую и Усть-Медведицкую епархию. Высказался также протоиерей Д. А. Смирнов , который заявил, что донская делегация поддерживает предложение епископа Гермогена. Однако в связи с тем, что внесены предложения прямо на пленарное заседание, они нарушали практику Всероссийского Собора, на что указали П. М. Граббе, протоиерей А. П. Рождественский и П. Н. Апраксин, Собор постановил возвратить вопрос в отдел на новое рассмотрение. К данной теме вернулись на последнем, пятом заседании Собора, 23 мая 1919 г. В том же, четвертом, заседании, отдел о Высшем церковном управлении предложил Собору рассмотреть проект постановления о преобразовании Приазовского и Таганрогского викариатства Екатеринославской епархии в самостоятельную епархию, Ростовскую и Таганрогскую, с центром в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1317 Введение нового устава (30 ноября 1869 г.) значительно оживило академическую жизнь и вызвало немало вопросов, чаяний и ожиданий, к числу которых относится в Московской Духовной Академии и вопрос о перемещении ее из Сергиева посада в Москву. Еще в 1867 г., когда конференция М.Д. Академии вырабатывала по предложению обер-прокурора Св. Синода свои соображения по поводу введения нового устава, одним из членов ее было представлено особое мнение о переводе Академии в Москву, но мнение это, как касавшееся только одной Академии, было тогда оставлено без внимания. В 1869 г. вопрос этот оживился и вызвал некоторый обмен мнений и даже полемику и породил немало ожиданий, которым, однако, не суждено было сбыться. Некоторые профессора Академии писали в защиту перенесения Академии в Москву весьма интересные статьи в «Православном Обозрении» 1869 г. и некоторых газетах. Но вопросу этому, как и некоторым другим вопросам, поднимавшимся в то время, не суждено было получить разрешения. 1318 Проект об учреждении православной Духовной Академии в Вильне действительно был. В 1864 г. гр. Муравьев представил всеподданейшую записку об учреждении в Вильне высшего духовного училища, в виде добавочных классов к семинариям, с допущением в него светских учеников. Обер-Прокурор А.П. Ахматов препроводил эту записку вместе с постановлением Западного Комитета митрополиту Московскому Филарету, который, рассмотрев проект, отнесся к нему отрицательно. (См. Собрание мнений и отзывов митр. Филарета по ученым и церковно-государств. вопросам, т. V ч. 2-я, 763, стр. 613–614). 1319 Высочайше утвержденным 10 (22 июня) 1870 г. докладом Св. Синода в бывших российских владениях в Северной Америке, в Сан-Франциско, учреждена самостоятельная архиерейская кафедра, взамен существовавшего при Камчатской епархии викариатства для управления православными церквами и миссиями в Новоархангельске, Кадьяке, на Аляске и на островах Алеутских, и с наименованием епископа этой кафедры Алеутским и Аляскинским. Первым епископом новоучрежденной кафедры был назначен исправлявший (за болезнью архим. Михаила) должность инспектора Московской Духовной Академии профессор ее архим. Иоанн Митропольский , ныне епископ Аксайский, викарий Донской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

67 Проект об учреждении православной Духовной Академии в Вильне действительно был. В 1864 г. гр. Муравьев представил всеподданнейшую записку об учреждении в Вильне высшего духовного училища, в виде добавочных классов к семинариям, с допущением в него светских учеников. Обер-Прокурор А.П. Ахматов препроводил эту записку вместе с постановлением Западного Комитета митрополиту Московскому Филарету, который, рассмотрев проект, отнесся к нему отрицательно. (См. Собрание мнений и отзывов митр. Филарета по ученым и церковно-государственным вопросам, т. V, ч. 2-я, 763, стр. 613 – 614). 68 Высочайше утвержденным 10 (22 июня) 1870 г. докладом Св. Синода в бывших российских владениях в Северной Америке, в Сан-Франциско, учреждена самостоятельная архиерейская кафедра, взамен существовавшего при Камчатской епархии викариатства для управления православными церквами и миссиями в Новоархангельске, Кадьяке, на Аляске и на островах Алеутских, и с наименованием епископа этой кафедры Алеутским и Аляскинским. Первым епископом новоучрежденной кафедры был назначен исправлявший (за болезнью архим. Михаила) должность инспектора Московской Духовной Академии профессор ее архим. Иоанн Митропольский , ныне епископ Аксайский, викарий Донской епархии. 69 Беринг, профессор римско-католической семинарии в Балтиморе, в Северо-Американских Штатах, во время Ватиканского собора 1870 г., провозгласившего непогрешимость папы, отрекся от католицизма, адресовав папе Пию IX письмо с изложением причин своего отречения, и присоединился со всем своим семейством к православной Церкви – 3 мая 1870 г. Согласно выраженному им желанию, он был рукоположен во священника во вновь устроенной в Нью-Йорке православной русской церкви. 72 Здесь разумеется кафедра естественно-научной апологетики в Московской Духовной Академии, занимаемая до настоящего времени профессором Д. Ф. Голубинским . Уставом 1869 г. кафедры физико-математических наук, занимаемые в Московской Духовной Академии до введения устава ордин. проф. Д. Ф. Голубинским  и бакалавром свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга недостойный иеромонах Михаил. 2 ноября 1886 г. 10 Ваше Высокопреподобие, многоуважаемый о ректор! Вчера был у нас в Академии Димитрий Павлович Соколов и просил написать Вам, чтобы Вы лучше не поднимали того дела, о котором ему пишете. Он сам Вам напишет, но просил меня потому, что я соберусь скорее. Относительно отчета он говорит, что во всяком из них непременно есть замечания: иначе не на чем ревизору и показать себя. Но в общем отчет благоприятен Вам, и он послан Вам в полном виде. Ныне был диспут А. И. Пономарева. 585 Был на нем Вениамин Иркутский. 586 Прекрасный архипастырь. Говорят, очень болеет Серафим Самарский. 587 Худо здоровье и Серафима Аксайского. 588 У нас все по-старому. Отец инспектор свидетельствует глубочайшее почтение. Я теперь принялся за работу: Ездил я много: был в Соловецком монастыре, на Валааме, в Вышенской пустыни, в Оптиной, в Киеве, Константинополе, Смирне, Хиосе, Александрии, на Суэцком канале, в Иерусалиме с окружающими местностями, 589 в западной России: Холме, Беле и Вильне – и опять возвратился в Питер. Столько перевидал, пережил, – что и передать невозможно письменно. Бог даст, увидимся лично. – Алексей Ст Родосский захворал дифтеритом; вот уже неделя; теперь лучше. Вашего Высокопреподобия усерднейший слуга недостойный иеромонах Михаил. 17 ноября 1886 г. 11 Ваше Высокопреподобие, многоуважаемый о ректор! Ныне В. К. Саблер сообщил под великим секретом, что Вас, по всей вероятности, назначат скоро на Нижегородское викариатство и поручат Вам ведение раскольнических дел. С митрополита уже взяли слово. – Вы не можете представить, как мы с о инспектором рады!.. Искренно преданный Вам иеромонах Михаил. 29 ноября 1886 г. 12 Ваше Преосвященство! Не знаю, как Вас благодарить за память обо мне, за карточку и за оттиски. Если бы Вы знали, как мы все рады Вашему епископству! Только одного теперь желаем, как бы скорее дали Вам самостоятельную кафедру. О инспектор от души благодарит Ваше преосвященство за карточку. Из посторонних свидетельств я знаю, что Вас в Нижнем Новгороде очень полюбили. Опасаются только, что это возбудит некоторое неприязненное чувство в преосвященном Модесте. 590 Не дай этого, Господи! Купцы убеждены, что Вы поправите и восстановите монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Наместники: Имена Сведения Исаакий (Гдашицкий Иакинф Яцко), архимандрит утверждён Киевским митрополитом неизвестно Яцко (Сикора) Иосиф (Гошовский), архимандрит с 09.04.1535 Макарий (Тучапский), архимандрит выбран с 06.07.1535 по 23.10.1539 епископ Львовский и Каменец-Подольский, наместник Галицкой митрополии Донская Учреждена в 1829 году Новочеркасская и Георгиевская Кафедра в Новочеркасске Имена Сведения Афанасий (Телятьев), епископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 05.04.1829 архиепископ с 11.01.1830 по 17.07.1842 переименован архиепископ Донской и Новочеркасский Донская и Новочеркасская С 17 июля 1842 года Имена Сведения Афанасий (Телятьев), архиепископ бывший епископ Новочеркасский и Георгиевский с 17.07.1842 по 17.10.1842 на покое; 07.05.1847 бывший архиепископ Олонецкий и Петрозаводский с 17.10.1842 по 13.01.1847 архиепископ Воронежский и Задонский Иоанн (Доброзраков), архиепископ бывший епископ Нижегородский и Арзамасский с 13.01,1847 по 06.03.1867 на покое; 23.06.1872 бывший архиеп, Рижский и Митавский с 09.03.1867 по 25.04.1877 архиепископ Херсонский и Одесский Александр (Добрынин), архиепископ бывший архиепископ Минский и Бобруйский с 25.04.1877 по 23.05.1879 архиепископ Литовский и Виленский Митрофан (Вицинский), архиепископ бывший архиепископ Оренбургский и Уральский с 23.05.1879 19.11.1887 бывший епископ Вятский и Слободской с 05.12.1887 по 30.04.1894 на покое; 24.12.1894 Донат (Бабинский-Соколов), архиепископ бывший архиепископ Литовский и Виленский с 30.04.1894 по 12.11.1894 на покое; 16.04.1896 Викарии Донской епархии Аксайские епископы Викариатство учреждено 25 мая 1871 года Имена Сведения рукоположен с 04.07.1871 по 25.12.1876 епископ Уфимский и Мензелинский Нестор (Метаниев), епископ рукоположен с 17.04.1877 по 08.09.1880 епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии; 25.07.1910 Флавиан (Городецкий), епископ рукоположен с 02.02.1885 по 29.06.1885 епископ Люблинский, викарий Варшавской (Холмской) епархии; 04.11.1915 Серафим (Жемчужников), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

263 Ипполит – священно­инок уважаемый в старообрядчестве. См. Современ. летоп. раскола, вып. 21, 870 г. стр. 34–38, прилож. 3. 267 Муж княгини Л. Н.. Гагарин, спасая утопающего в р. Ишле (в Австрии) сына, сам погиб с ним в волнах бурной реки. 268 Архим. Никодим (Белокуров) впоследствии еп. Дмитровский; ск. 14 окт. 1877 г. см. о нем т. II и III Хроники по указателям. 269 Нектарий (Надеждин) с 1860–1869 г. – еп. Нижегород.; с 1869 г. – ар.­-еп. Харьков, ск. 7 сент. 1874 г. 270 Филарет (Малишевский) с 1860 г. – еп. Уфимский; с 1869 г. – Нижегородский, ск. 7 февр. 1873 г. 272 Нестор (Метаниев) рект. сем. с 20 дек. 1866 г.; с 1877 г. – еп. Аксайск.; с 1880 г. – еп. Выборгский; с 1881 г. – еп. Смоленский, с 1889 г. – Чл. Моск. Синод, конт. и управляющ,. Новоспасск. м-рем; с 1894 года – еп. Дмитровский, Викар. Московский. 280 Агафангеп (Соловьев) рект. Каз. ак. с 1854 г.; с 1857 г. еп. Ревельск. с 1860 г. – еп. Вятский, с 1866 г. –Волын. ск. 8 март. 1876 года. 281 Щапов Афан. Прокопиевич сконч. в 1876 г. см. 2 т. хроники 506 стр. пр. 3 и Христ. Чт. Сент. 1899 г. стр. 412–457. 284 Иоанн. (Руднев) с 1860 г.­ рек. Спб. академии, в 1861 – еп. Выборг, с 1864 г. – еп. Саратов., с 1873 г. – Нижегор., с 1877 г. – еп. Экзарх Грузии,­ с 1882 г. митр. Москов., с 1891 г. – м. Киев. ск. 7 июня 1900 г. см. Моск. вед. за 1900 г. 157. Церк. в. 1900 г, 25. Церк. в. 1900 г. 24. Моск. церк. в. 25­. 288 Боде М. А. баронесса, ск. 5 июля 1878 г. см. «Странник» 1861 г. Июль и «Вера и Разум» 1885 г. 18 стр. 373. 305 Имеется в виду перевод еп. Филарета Малишевского из Уфы в Нижний ­Новгород 28 февраля 1869 г., ср. выше, стр. 166 и. прим. 2. 306 О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств в Трудах 1-го Археологического съезда (Москва, 1871) и отдельно (Москва, 1871) 308 Вероятно, имеются в виду горячие и резкие прения на съезде по поводу разных рефератов. См. статью: «Археологичфский съезд в Мо­скве». Современная Летопись. Воскресные Прибавления к «Московским Ведомостям» 1869 г. 12, 30­-го марта, стр. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001   002