Часть вторая. От нашествия монголов до разделения Русской митрополии Татарское иго Монголы или татары, кочевой народ т. наз. алтайского или урало-алтайского семейства, обитавшие с древнего времени в той же обширной азиатской степи, в которой живут до настоящего времени их потомки и которая называется Монголией, – не составляли, до второй половины 12 века, одного государственного целого. Они распадались на отдельные племена и орды, состоявшия под властию своих, больших и малых, владетелей или ханов. В половине 12 века явился у монголов великий и страшный человек, сумевший соединить их в одно целое, совершить огромные завоевания вне Монголии и основать могущественнейшее монгольское государство. Это был Темучин, сын удельного владетеля одной монгольской орды, родившийся около 1155 года. Наследовав отроком отцу, он, долго ничем себя не проявляя, в 1195 г. вступил на стезю завоеваний. Через десять лет он, на съезде покоренных князей, принял титул Чингиз-хана, что значит великий, могущественный хан, и утвердил свою столицу в г. Каракоруме, на юго-запад от нынешней Кяхты, на правом притоке р. Селенги. Он быстро завоевал и покорил сев. Китай, Тибет с частью зап. Китая, Туркестан, Хиву (с Бухарой и Кокандом), часть Афганистана и отдельные места в сев. Персии. Затем захвачена была им туркмено-киргисская степь, называвшаяся кипчакской, продолжением которой являлась наша новороссийская степь. Чингиз-хан умер в 1227 г. Перед смертью он разделил свои завоевания между тремя сыновьями и внуком на четыре улуса, с тем, чтобы хан, пребывавший в Каракоруме, был великим ханом и имел верховную власть над остальными ханами, стоявшими во главе улусов. Русь была потом покорена ханами кипчакского улуса, который, занимая северную половину восточного Кипчака – степь киргиз-кайсацкую – отдан был Чингиз-ханом внукам – детям его старшего сына Джучи. В 1223 г. хорезмшах Мухаммед, разбитый монголами, бежал в Персию. Чингиз-хан для его преследования отрядил полководцев Джебе и Субута, которые, выполняя это, вторглись в кавкасские земли и оттуда в половецкие степи. Напав на половцев, они гнали их до границы Руси, которая начиналась за Переяславлем. Половецкие князья умоляли русских помочь им. Кн. Мстислав Мстиславич Удалой, сидевший тогда в Галиче, был зятем половецкого князя Котяна. Внимая мольбам тестя, он привлек на свою сторону кн. Мстислава Романовича киевского. Южные князья на съезде в Киеве решили выступить против татар. Отступившие от русских пределов, татары были настигнуты в юго-восточном углу будущей Екатеринославской губернии, на р. Калке (впадавшей в р. Калмиус, которая впадает в Азовское море ок. Мариуполя). Русские потерпели страшное поражение. Татары, преследуя их, дошли до Днепра в 70 вер. от Киева. Опустошив все на своем пути, татары отхлынули назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

3) Кому мог проповедовать Первозванный ученик Христов во внутреннейших областях России, начиная от устья днепровского до Киева, Новгорода и Балтийского моря? По соображению достоверных свидетельств Плиния и Тацита, писателей современных апостолам, оказывается, что здесь, на всем протяжении пути святого благовестника, обитали тогда не другие какие-либо народы, а именно наши предки славяне. Плиний (79 г.) полагает венедов, или славян, в средине с одной стороны между сарматами, а с другой – между скирами и гиррами. Но сарматы господствовали тогда на востоке, по реке Дону к Азовскому морю, и на юге, по морю Черному, в нынешнем Новороссийском крае, а жилища скиров и гирров находились на поморье Балтийском. Следовательно, по преданию, сохраненному Плинием, все страны от Дона и Черного моря или, точнее. Новороссийского края до самых берегов Балтики населены были в первом веке по Рождестве Христове народами славянскими. По словам Тацита (ок. 100 г.), венеды простирались в его время на всем пространстве между пределами певкинов и финнов – певкинов, обитавших в горах нынешнего Седмиградия на правом берегу Днестра вниз к устью этой реки и Черному морю, и финнов, издревле занимавших крайние границы северной Европы и только некоторыми ветвями своими простиравшихся с одной стороны по берегу моря Балтийского до нынешней Эстонии, с другой до соединения рек Волги и Камы. Отсюда очевидно, что все внутренние области России от северных пределов новгородских на протяжении к югу, где ныне губернии Московская, Смоленская, Черниговская, Киевская до самого Днестра и Черного моря были тогда занимаемы славянами. Следовательно (по снесении свидетельств Плиния и Тацита) славяне занимали во времена апостольские значительнейшую часть нынешней Европейской России и граничили к северу с финнами около северных краев теперешнего Новгорода, к востоку частик) с финнами же до соединения Камы с Волгою, а частию с сарматами по Дону, к югу с теми же сарматами, кочевавшими в краях Черноморских, а к западу частию с финнами, скирами и гиррами, простиравшимися по поморью Балтийскому, частикю же с певкинами по реке Днестру.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В апреле 1954 года дирекция Азовской чулочной фабрики начала процесс возвращения фабрике здания Успенского молитвенного дома, принадлежащего ей до оккупации. 27 июля 1954 года Ростовский облисполком принял решение об освобождении православной общиной здания молитвенного дома. По согласованию с горсоветом община за 60 тыс. руб. купила глинобитный дом 1912 года постройки, площадью 103,25 кв. м, располагавшийся по Черноморскому переулку, 16. 12 октября 1954 года общине было разрешено пристроить алтарь к купленному дому. 3 марта 1960 года Азовский горисполком вынес решение о закрытии молитвенного дома и в устном виде передал старосте распоряжение о закрытии храма. 27 мая 1960 года было принято решение на уровне Ростовского областного исполнительного комитета «О прекращении дальнейшей эксплуатации здания общиной верующих Успенского молитвенного дома в г. Азове в связи с его аварийным состоянием». 14 октября 1999 года на Петровской площади, на месте алтаря бывшего собора, был освящен памятный камень. 25 февраля 2013 года под председательством депутата Государственной Думы В. П. Водолацкого прошло заседание оргкомитета и Попечительского совета Успенской соборной церкви города Азова. На повестку дня были вынесены вопросы, касающиеся выделения земельного участка под восстановление храма, изготовления эскизного проекта и макета будущего храма. Участники совещания обсудили план работы на текущий год, были созданы рабочие группы по направлениям предполагаемой деятельности. Не позднее 2013 года был назначен настоятель прихода восстанавливаемого храма. По многочисленным просьбам православных верующих Азова и донских казаков пошла подготовительная работа для воссоздания собора. 28 августа 2016 года, в престольный праздник храма, митрополит Ростовский Меркурий (Иванов) совершил Божественную литургию на историческом месте Успенской соборной церкви. http://drevo-info.ru/articles/22340.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=49017

Следует отметить, что изображение российского орла стало популярным сюжетом при оформлении официальных торжеств, и оно служило наглядной иллюстрацией к идеям новогодних проповедей Яворского. Так, например, во время праздника, устроенного год спустя, 1 января 1704 г., по случаю взятия Нотебурга, был зажжен фейерверк, изображавший «государственного орла», державшего на крыльях и в правой лапе изображения Белого, Каспийского и Азовского морей. Затем к нему подплывал на ладье Нептун, который подавал орлу изображение четвертого – Балтийского моря. После фейерверка зрителям представили три больших фонаря-транспаранта, на одном из которых был также изображен российский орел с четырьмя морями 27 . Таковы главные особенности проповеди о российском гербе, которые характерны также для всего цикла панегирических проповедей митр. Стефана Яворского первого десятилетия XVIII в. Следует отметить, что Петр I высоко ценил и понимал историческое значение этих «приветственных слов» митрополита Стефана, который стал своеобразным летописцем военных побед и государственных преобразований русского монарха раннего периода его правления. Недаром при подготовке «Гистории Свейской войны» в 1722–1724 гг. царь неоднократно давал указания Гавриилу Бужинскому разыскать и издать приветственные и поздравительные слова покойного Яворского и учителей «Греческих и Латинских школ» (Московской Славяно-греко-латинской академии) на триумфальные въезды царя в период Северной войны. Итак, в рамках реформированной церковной проповеди митрополит Стефан создал по сути особый жанр литературной публицистики – торжественный панегирик, который следует рассматривать как непосредственного предшественника похвальной оды XVIII в. Широко используемая библейская метафорическая образность в похвальных словах Яворского являлась, с одной стороны, данью церковной традиции, а, с другой, чисто литературным приемом, который служил для выражения важнейших общественно-политических концепций современности. Главной из них было утверждение сакральной ценности русской православной монархии, под защитой которой находилась Россия, идеализированное изображение русского монарха как средоточия государства, а также представление о значимости индивидуального подвига во имя общественного блага. Проповеди Яворского стали необходимым связующим звеном между собственно церковной литературой и светскими ораторскими жанрами XVIII в. Многие художественные и идейные открытия талантливого проповедника, мыслителя и идеолога петровского времени были подхвачены впоследствии светской литературной традицией – одической школой русского классицизма 1730–1760-х гг. Список литературы

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В церковном управлении монастыри среднего и нижнего Придонья в XVIII в. пережили то же переходное состояние, в каком находились монастыри северного Придонья в XVII веке. Казацкое население считало монастыри своими и, пользуясь неузаконенным правом патроната, оказывали сильное влияние и на избрание должностных лиц в этих монастырях, и на их хозяйство. В тоже время церковная власть считает себя в праве не только поставлять настоятелей монастырей и контролировать их деятельность, но и пользоваться их доходами. Наконец, и высшее гражданское правительство в подчинении монастырей церковной власти и в уничтожении патронатских привилегий окрестного населения видит залог политической благонадежности монахов. Отсюда становятся неизбежными столкновения монастырей с церковною властью. Изложение этих столкновений лучше всего выясняет разницу точек зрения заинтересованных сторон. Местность лежащая по бассейну р. Дона ниже г. Павловска и по притокам р. Дона – Донцу, Бузулуку, Медведице, Айдару, в церковном управлении не была точно регламентирована. Так как учреждение Азовской епархии было очень кратковременным (вследствие возвращения Азова Турции), то эта местность числилась в Патриаршей области. Отдаленность местоблюстителя патриаршего престола делала невозможным здесь правильное церковное управление. А это давало повод не только к обычному произволу местного духовенства и населения, но и к укрывательству здесь раскольников, бежавших из центральной России. На эти обстоятельства и указывал Воронежский митрополит Пахомий в своем доношении царю. «В казачьих донских городках при церквах, монастырях и часовнях во многих местах есть укрывающиеся от воровства расстриженные и не посвященные старцы и попы, и чинят многие расколы и возмущение, а иные перешли к вору Некрасову на Кубань. А ведомы вышеупомянутые церкви и монастыри и часовни в области патриаршей и за дальностью от Москвы таковых смотреть и наказывать невозможно». В виду этого царским указом 10 марта 1718 года повелено было «церкви и монастыри по Дону и по другим (выше названными рекам ведать в Воронежской епархии и смотреть накрепко и освидетельствовать ставленные грамоты и впредь посвящать в попы и дьяконы достойных» Воронежскому епископу «по своему рассуждению». «И на Дон к войсковому атаману объявительный указ о сем послан же» 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Тамошние христиане-греки вместе с грузинами и армянами много терпели от этих смут, с ними обращались, как с рабами крымского хана. Между крымскими греками возникла мысль о подчинении Русской Державе. Эта мысль вполне отвечала планам русского правительства возможно скорее заселить пустынные места Новороссийского края. Сама Императрица, при участии Румянцева и Потемкина, через командующего русскими войсками в Крыму князя Прозоровского стала влиять на крымских греков, обещая им всякие льготы в случае переселения в Новороссию. Русское правительство особенно старалось уговорить тамошнего греческого митрополита Игнатия. Митр. Игнатий взялся организовать переселение крымских греков и, переговорив с русскими властями, в первый день Пасхи 23 апреля 1778 г., объявил своей пастве о переговорах. Прозоровского сменил знаменитый Суворов, при котором выработаны были пункты, на основании которых все общество крымских христиан греческого, армянского и католического исповедания соглашалось переселиться в Россию. Русские власти нашли пункты приемлемыми. В начале августа 1778 года послано было 2000 воловых подвод в Перекоп для перевозки переселенцев. К концу августа выехало уже 10 239 душ горожан и сельских жителей, а к 18 сентября вывод крымских христиан был почти закончен. К этому времени в Азовскую губернию успело переселиться более 31 тысячи душ обоего пола, из них 18 400 душ было греков, около 300 человек – грузин, 161 валахов, остальные 12 606 душ – армяне. Вместе с греками переселялись татары, принимая христианство, иногда даже тайно от русских властей, чтобы выехать и жить вместе с православными греками. Суворов не чинил препятствия переходу татар в христианство, но вместе с тем и не оказывал содействия татарам в этом. Впрочем, Румянцев, сообщая Потемкину о фактах крещения крымских татар, в шутку называл Суворова «равноапостольным». Переселение крымских христиан стоило русскому правительству более 100 000 руб. Но и при таких расходах переселенцы греки, а также армяне много претерпели во время переселения и после переселения на новой родине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Особо следует остановиться на отношениях между епископом Митрофаном и царем Петром I. Святитель Митрофан с особой любовью и уважением относился к государю, он сочувствовал всем его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану, как бы в награду за участие в этой победе, именоваться епископом Воронежским и «Азовским». Он не только сам имел личное благорасположение к царю, но призывал к этому и других. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал на богослужениях. При таком расположении к царю святитель Митрофан сохранил твердость и величие духа, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы. В 1700 году (во время одного из приездов государя в Воронеж) царь пригласил епископа Митрофана к себе во дворец. Святитель немедленно пешком отправился к царю. Но, войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться. Но святитель сказал: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». В своем решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя. Царь Петр обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день святитель Митрофан явился во дворец благодарить государя. Среди постоянных подвигов епископского служения святитель Митрофан приблизился ко гробу. Без печали оставлял святитель этот мир, не скорбел он о разлуке с земными радостями и утехами, которых мало было в его подвижнической жизни. Он не собирал сокровищ на земле. В своей келейной жизни он был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благотворения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет... не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Болгарская империя была расположена в степях между Черным и Азовским морями, но из-за мощного наступления хазар распалась. Часть болгар отошла на север (волжские болгары), а часть вторглась в Империю, где они захватили власть в землях, заселенных славянами. Это было в бывшей диоцезе Моэция, между Дунаем и Балканской грядой. После ряда неудач императоры были вынуждены признать status quo, заключив мирный договор и обязавшись выплачивать дань молодой болгарской империи. Как писали тогдашние историки, “это было великим позором для имени ромеев”. Таким образом было признано первое независимое государство на византийской имперской земле. Сами же болгары постепенно ассимилировались среди славян, приняв их язык и обычаи. Таково было внешнее положение дел в правление Константина Погоната. Молодой герой, победитель арабов, он пользовался высоким авторитетом в Империи. Этот авторитет был еще более упрочен его церковной политикой. 9. Отношения между Римом и Константинополем оставались двусмысленными. Спорные вопросы обе стороны предпочитали не замечать, но напряженность весьма ощущалась. Война и в особенности осада Константинополя арабами сделали контакты весьма затруднительными, и два Рима все более отдалялись друг от друга. Молодой император захотел разрешить этот вопрос и сразу же после победы над арабами написал письмо “вселенскому папе Дону”, прося его направить в Константинополь трех римских клириков, 12 епископов и четырех монахов  из греческих монастырей Рима для участия в богословском совещании. Эта инициатива императора и привела к открытию в столице VI Вселенского Собора. Когда письмо императора достигло Рима, папа Дон уже скончался (11 апреля 679 г.). Его преемник Агафон (679–681 гг.) , родом сицилиец, был очень деятелен. Он призвал всех западных митрополитов провести совещания со своими епископами относительно монофелитства, чем обеспечил объединенный фронт всего Запада. Прошли соборы в Милане и в Хартфилде в Англии. 125 епископов из римского митрополичьего округа (то есть епископы, непосредственно зависящие от папы) встретились в Риме, подписали исповедание веры, осуждающее монофелитство, и объявили о разрыве общения с монофелитскими иерархами.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

В 1719 году, когда государь сей разделил все Российские губернии на провинции, то и в Воронежской губернии положены были провинции: 1) ВОРОНЕЖСКАЯ, 2) ЕЛЕЦКАЯ, 3) ТАНБОВСКАЯ, 4) ШАЦКАЯ, 5) так называвшееся НОВОЕ ПРАВЛЕНЕ АЗОВСКОЕ и 6) КАЗАКИ ДОНСКИЕ 44 . До 1725 года, т.е. до кончины сего преобразователя России, Воронежской губернии раздвление несколько переменено было, и в ней состояли именно: I) ПРОВИНЦИЯ ВОРОНЕЖСКАЯ, к коей собственно принадлежали крепости: 1) Тавровская, 2) Хоперская, 3) Павловская на реке Осеред, 4) Черепахинская при море, 5) Траншамент на берегу реки Дона ниже Черкасска, что после переименован крепостью св. Анны, а потом совокуплена с крепостью св. Димитрия. ВОРОНЕЖУ непосредственно подсудны были города: Орлов, Усмонь, Демшин, Костенск, Землянск, Коротояк, Урыв, Ольшанск, Усерд, Бирюч, Верхососенск, Бобровск, Богучар, Валуйки и Палатов. Из местечек знатнейшие были по ярмаркам своим Верхний Икорец, Верхососенск‚ Деркул и Городок Доброй. Приписные же к заводам адмиралтейского ведомства города были Белоколодск, Романов и Сокольск; а заводы оные назывались Липецкие, Корминские и Боренские. II) Подсудная ВОРОНЕЖУ провинция была ЕЛЕЦКАЯ, в коей провинциальный город был Елец, и к оному принадлежали города: Талицкой, Чернавск, Лисны, Ефремов, Донков, Лебедянь и Скопин. III) Провинция ТАНБОВСКАЯ, к коей кроме провинциального города Танбова принадлежали города: Козлов, Доброй, Борисоглебск, Ряской или Ряжск, Верхний Ломов, Инсара, Усмонь и Ранибург, IV) Провинция ШАЦКАЯ, к коей кроме провинциального города Шацка принадлежали города: Касимов, Темников, Кадом, Елатма, Керенск, Новорчатов, Троицкой и пригороды: Залесский Стан и Красная Слобода. V) Провинция БАХМУТСКАЯ, коей кроме провинциальнаго города Бахмута, подсудны были города: Тор, Рай -город, Сухарев, Ямполь, Краснянск, Бобровской, Старый Айдар и Новый Айдар. ДОНСКИЕ КАЗАКИ с 1722 года отделены уже были под правление своей войсковой канцелярии, и в 1725 году приписаны в ведомство военной коллегии 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Местами для греков-беженцев были определены города Керчь, Еникале и Азовская губерния, в частности Таганрог. Их поселения до сих пор именуются «ротами». Так, под Таганрогом до сих пор существует селение Греческие Роты. В Новороссию также прибыли десятки тысяч греков. В 1778 г. из Крыма в Новую Россию выехал 18 391 грек. А.В. Суворов помог организовать переселение греков, а непосредственно руководил переселением митрополит Готский и Кафский Игнатий. За оставленные сады и виноградники российское правительство уплатило грекам 4511 рублей, на «путевое довольствие» 23 345 рублей. Замечу, что переселение греков было исключительно добровольным. Около 15 тысяч греков, жителей Капсихры, Искута, Таукаа и других деревень, остались. Естественно остались, и греки, проживавшие на Керченском полуострове, который в 1774 г. вошел в состав России. Потемкин выделил греческим переселенцам 1,2 млн. десятин земли, то есть примерно половину площади Крымского полуострова. По указу Екатерины II каждый мужчина получил надел в 33 гектара (около 30 десятин). Естественно, были и проблемы. Так, в 1781 г. произошел великий налет саранчи. Греки-переселенцы были на 10 лет освобождены от уплаты налогов и от несения воинской службы. Именно греки в 1780 г. основали город Мариуполь на речке Кальмиус. Другой вопрос, что в 1778 г. азовский губернатор В.А. Чертков распорядился основать на месте будущего Мариуполя город Павловск. Было ли что-то там построено или нет, до сих пор остается неясным. Ну а у «самостийников», естественно, своя версия основания города. Якобы его основали запорожцы и назвали Казацкая Домаха. Естественно, документальных подтверждений никаких. Ну, предположим, десятка два казаков поставили где-то зимовник. Так это только в Киеве может считаться основанием города. После заключения в 1791 г. Ясского мира в Россию из метрополии и островов Греции, а также из Понта хлынул поток переселенцев. По разным причинам эмиграция греков из Оттоманской империи продолжалась и после получения Грецией независимости в 1830 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010