Великий Государь указал в Казанской, в Азовской губерниях басурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вотчины, и в тех их поместьях и вотчинах за ними крестьяне, и дворовые, и деловые люди православныя христианския веры, сказать свой Великого Государя указ, чтоб они, басурманы, крестились конечно в полгода; а как восприимут святое крещение, и теми поместьями, и вотчинами, и людьми, и крестьяны владеть по-прежнему. А ежели они в полгода не крестятся, и те их поместья и вотчины с людьми и со крестьяны у них взять и отписать на него, Великого государя. 933 Мы бы погрешили против истины, если бы попытались свести всю миссионерскую работу на востоке страны лишь к решению геополитических задач. Среди проповедовавших в Сибири миссионеров всегда было много людей, не желавших подменять церковные задачи задачами государственными. Попытки организовать систематическую просветительскую работу среди жителей окраин империи предпринимались и в XVIII веке, и в XIX-м. В середине XIX века митрополит Иннокентий (Вениаминов) 934 подготовил проект устава Православного миссионерского общества – общественной организации, задачей которой была христианская проповедь на востоке страны. В 1869 году Александр II утвердил этот устав. 935 Задачей общества было содействовать миссиям в деле обращения нехристиан и утверждения в вере новообращенных. 936 Общество имело право переводить Священное Писание и богослужебные книги на языки новокрещаемых народов. С формальной точки зрения Миссионерское общество было независимой от государства общественной организацией, однако говорить о его реальной независимости едва ли возможно хотя бы потому, что его председателем был московский митрополит, а покровительницей – императрица. И тем не менее, возникновение хотя бы формально независимого миссионерского объединения было очень важным. Существенным здесь было и осознание того, что проповедь православия является общественным делом, и то, что миссионеры получали большую независимость от чиновников, далеко не всегда сочувствовавших переходу в православие жителей вновь присоединенных территорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Arhiva Preedintele Departamentului pentru învmântul religios i catehizare i eful Departamentului Sinodal pentru problemele tineretului au vizitat forumul tinerilor „Rostov-2013. Investiii ale viitorului!” 7 septembrie 2013 10:15 6 сентября 2013 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации , глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий и председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий посетили областной молодежный форум «Ростов-2013. Инвестиции будущего!». Этот проект объединяет образовательные площадки интенсивного обучения, в работе которых принимают участие молодые люди Ростовской области, прошедшие конкурсный отбор. Форум проходит на берегу Азовского моря в оздоровительном лагере «Спутник» в Неклиновском районе. Епископ Игнатий прибыл на форум по приглашению главы Донской митрополии. На территории лагеря иерархов встретили организаторы форума — председатель Комитета по молодежной политике Ростовской области Владимир Бабин и директор форума Михаил Дмитриев. Митрополит Меркурий и епископ Игнатий осмотрели территорию лагеря, где развернулись тематические образовательные площадки, целью которых является развитие творческого потенциала молодежи, формирование навыков молодежного самоуправления и работы в медиасфере. Главы синодальных отделов побывали на одном из мастер-классов, который посвящен здоровому образу жизни. Затем под открытым небом на территории лагеря состоялась встреча архипастырей с молодежью. Во встрече приняли участие председатель Совета ректоров вузов Ростовской области, ректор Донского государственного технического университета Бесарион Месхи, благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, представители аппарата антинаркотической комиссии Ростовской области, различных епархиальных отделов, руководители молодежных организаций, всего более 500 молодых людей. Открыл встречу митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Обращаясь к участникам форума с приветственным словом, он подчеркнул, что наиболее оправданы инвестиции в образование, обучение детей и молодежи. От этого зависит будущее страны.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3232777...

Патриарх Досифей заодно предложил царю широко составленный план русских завоеваний. В случае продолжения войны с турками, он считал, необходимым прежде всего взять левый рог – Очакова, (правый – Таган-рог был, уже взят), затем Крым; только после взятия Крыма может открыться свободная дорога к Черному морю. Тогда на сторону русских перейдут сербы, волохи, мултяны и болгары. Не взяв Очакова и Крыма, трудно воевать с турками на море... Для успеха войны со шведами патриарх, советовал Петру не жалеть русских людей, чтобы совершенно ослабить врага. Жалеть убитых русских никак не следует, потому что все убитые «мученики», прибавлял, царский советник. Много других советов давал Петру патриарх Досифей, знавший новый край лучше самого завоевателя. Он, между прочим, советовал, царю – город Азова, и прилежащие к нему старые и новые города удерживать за собой, по «не пометывать». т. е. освободить их от всяких повинностей и сборов, назначив туда разумных воевод и начальных людей; азовские ратные люди должны быть добрыми, т. е. физически крепкими и храбрыми. 101 Советы п. Досифея в большинстве нужно назвать весьма разумными, однако не все их принял Петр, или, точнее, принял, но не вполне. Патриарший совет об открытии Азовской митрополии с подчиненными ей епископиями, далеко не полностью понравился царю. Но можно было быть уверенным, что совет п. Досифея в той части, где говорилось о нищенстве греческих архиереев, с которыми предлагалось сравнять новых русских иерархов Азовской митрополии, не встретил сочувствия в русских архиереях, не желавших соподчиняться и нищенствовать, подобно восточным, далеко не бескорыстным, собратьям. Да и сам Петр, внимая совету Досифея, далек был от мысли без меры увеличивать число русских архиереев и сделать их нищими, когда даже Воронежскую епархию не считал «нескудной», присоединяя к ней города от Рязанской митрополии. Предложение слишком дальновидного патриарха Досифея, в смысле открытия самостоятельной епархии с кафедрой в Азове, но без всяких крайних греческих тенденций, могло встретить сочувствие и среди русской иерархии, если только доходило до нее. Но русские архиереи теперь значительно утратили свою силу при решении даже важнейших церковных вопросов, каковым явился вопрос об открытии Азовской епархии, а поэтому мы едва-ли ошибемся, сказав, что собором иерархов этот вопрос не обсуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Архиереи суть нищие и преж сего были, как познается от историах и от собрания Вселенских Соборов, что так нищие были, что цари их кормили; платья дорогая духовным людем не пристойно, а носили такия платья иконоборцы. И буде изволит, прочтите правило шестое на десять Вселенскаго Седьмаго Собора, которое весьма низвергает. Тем же кротчайший и Богом почтенный святый самодержце, место, которое взял мечем своим, почти апостольски, чтобы были и архиерей много, и чтобы были нищие, якоже и апостол и, для правления добраго тамошних христиан» 153 . Государь принял во внимание предложение Досифея относительно устройства в Азове митрополии и писал ему в 1701 году по этому поводу следующее: «Донесена нам, великому государю, нашему царскому величеству, с архимандритом вашим Хрисанфом вашего блаженства грамота, в которой, слыша о нашем царского величества намерении, писали есте вы, что изволяем мы, в завоеванном нашем граде Азове, быти митрополии, а ваше к тому всесвятейшество требуете и того, дабы к принадлежащим той митрополии во граде же были подвластные епископии, которых бы благонравие было по древнему Кафолической Церкви обычаю смиренное, а наипаче, чтоб и житие их было якоже и ваше. И мы, великий государь, наше царское величество, по прежнему намерению своему и вашего блаженства по предложению, требуем того, чтоб был в том нашем граде Азове престол митрополитанской и к тому подвластные епископии из области вашего архипастырства из архиереев или священномонахов, которые б словенского языка и речения знали, и могли бы в тамошней стране не только что живущих христиан ко спасению приводить, но и пограничных бы народов из поганства в благочестивую православную Кафолическую веру греческаго закона навращать и в оной утверждати были довольни суть, и под властию своею по градом, где належати будет с нашего повеления, те епископии учением утверждали. И сего бы ради ваше блаженство, восприяв сего нашего царского величества грамотою известие, в тамошних ваших странах избрав житием искусных и в свободных науках ученых и в словенском речении знаемых, из архиереев или архимандритов или из священномонахов, епископского сана достойных, на тую именованную Азовскую митрополию и для иных епископии российских к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, отпустили б двух или трех человек, а мы, великий государь, наше царское величество, таких архиереев или архиерейскаго сана достойных особ и постояннаго жития всеисполненных, когда присланы будут, с премногою нашею милостию восприяти и по достоинству удоволити их будем» 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

—831— 1874 г. которым и угощал публику (19-го августа) в течение полутора часа. Не читавши никогда при большой публике, я боялся сконфузиться; но все сошло с рук благополучно, даже с блеском. Были у меня и возражатели – Румянцов, издавший недавно историю Московской Типографии (при «Сборнике Снимков» с изданий этой Типографии, приготовленных еще в 1860 годах Безсоновым 1775 , профессор Варшавского Университета Павинский 1776 и Π.И. Савваитов 1777 . Но я чувствовал себя так сильным, а возражатели мои были до того слабы, что мне в своих ответах оставалось только щадить их. Из других занятий съезда я принимал участие в quasi-apxeoлoruчeckoй поездке по Днепру, в обедах, вечерах и волей-неволей должен был принять участие в интригах и сплетнях, которых на съезде было больше, чем на прежних. Вообще съезд для науки сделал немного, но для киевлян и других иногородних ученых он был полезен бесспорно. Что было читано на съезде, Вы, конечно, знаете из газет, и несомненно больше, чем я, потому что я ни газет не читал за все это время, ни заседаний не видал, за исключением двух-трех. После съезда я остался в Киеве еще на 5-ть дней, чтобы повидаться с киевлянами, – был два раза у Митрополита 1778 , у Малышевского 1779 , Терновского 1780 , Хрущова 1781 и многих других. Между тем, услышал, что некоторые из Членов съезда задумали поездку в Крым. Соблазнился и я этой идеей и, немного думав, порешил вернуться в Москву Черным и Азовским морем. Поэтому 28-го августа я был уже в Одессе, где пробыл 5 дней, затем на пароходе отправился в Севастополь, где осмотрел древности Инкермана и Херсонеса. Оттуда, чтобы видеть южный берег воочию и во всей —832— 1874 г. красе, я поехал уже не морем, а на почтовых в Ялту, где осмотрел Алупку, Орианду и проч. Из Ялты снова на пароходе я поехал в Керчь, а оттуда по Азовскому морю направился к Таганрогу. Но тут случилась неожиданная остановка. По дороге в Таганрог я решил заехать на один день в Ейск, где живет замужем одна из самых близких подруг моей покойной жены и пишет теперь о ней воспоминания, и действительно сошел с парохода, но так как пароходы осенью по Азовскому морю ходят очень редко и неправильно, то в скучнейшем городишке Ейске я должен был просидеть вместо одного 6-ть дней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 1771 г. по 1775 год Новая Днепровская линия с крепостями и слободами входила в состав Белгородской епархии, а затем вместе с другими местами, находившимися под прикрытием этой линии, отошла в состав Славянской епархии. Постройка новой Днепровской линии во время войны с Турцией с 1770 – 1774 гг. положила начало конца вольностям запорожских казаков. В 1775 г. 5 июня запорожские казаки лишились своей матери – Сечи, батька- кошевого с куренными атаманами и всего военного строя. 976 После уничтожения Новой Запорожской Сечи часть запорожцев ушла в Турцию, другая часть, после 18-летнего скитания, получила земли на острове Фанагории и между Кубанью, Азовским и Черным морями; она стала известна с именем черноморских казаков. 977 Падение Запорожской Сечи сопровождалось ослаблением прилива в Запорожье населения из малороссийских и слободско-украинских губерний. Причиной ослабления служила боязнь вечного закрепления «вольных» поселенцев на ранговых дачах вельможам. Такие закрепления были обычны на обеих сторонах Днепра. Так государевы слободы Консководовка, Краснокутовка и др. на рр. Конке и Кушугуме, населенные большей частью запорожцами, после 1775 г. перешли в ранговую дачу светлейшему князю Потемкину. 978 По церковному управлению они поступили в Славянскую епархию. Таким образом, с половины 70 гг., после падения Новой Запорожской Сечи, области нижнего бассейна Днепра совершенно вышли из ведения Киевского митрополита. IV С образованием Славянской епархии в области Новороссийской и Азовской губерний пределы русской церкви дошли до естественных границ на юге – Азовского и Черного морей. Одновременно с этим территория Русской Церкви расширилась на северо-западе, в области многострадальной Белоруссии, где господствовали латиняне и униаты. В 1772 году произошел первый раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией. 979 По этому разделу к России отошла Белоруссия и белорусский епископ со своей епархией теперь оказался в пределах русского государства. Новоприобретенная, точнее возвращенная, область заключала в себе, так называемую, Польскую Лифляндию, часть Полоцкого воеводства, лежавшую на правом берегу Западной Двины, верхнюю часть воеводства Минского, часть поветов Оршанского, Речицкого и целые воеводства Витебское и Могилевское. 980 Эти места длинной и широкой полосой тянулись по правобережью Двины от Якобштадта и по Верховьям Днепра с его притоками Друтом и Сожью до впадения Сожи в Днепр, так что Днепр с его правым притоком Друтом и Западная Двина сделались естественными границами русских владений в Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ничего нового не найдено о нем и г.Вишневским. Между тем в Малороссийских делах, хранящихся в Архиве Министерства Иностранных Дел, – именно в связке 82, деле 12, в связке 85, деле 64, и некоторых других какое находится обилие биографических сведений об означенном лице!.. Из этих дел, а также шести подлинных челобитных Одорского, там же находящихся, мы узнаем, что он был сыном очень богатого белорусского шляхтича (впоследствии перешедшего на службу к московскому государю): обучался в латинских школах и здесь, ,,желая достигнуть вышних наук философии и теологии (в Ольмюнце), восприял чин иноческий и степень священничества от униатов“; во время пребывания своего в унии, в течение 16 лет, получил было настоятельство в Онуфриевской обители, уступленной ему униатским епископом Митрофаном Друцким-Соколинским, но когда отправился к королю, лнчно его знавшему, за подтверждением этой уступки, исхлопотал у него привилегию и на епископию Белорусскую (и Черниговскую). Узнаем, почему Одорскому не удалось посвятиться во епископы ни в Стрые, куда король направлял его к Сучавскому митрополиту (в то время здесь находившемуся), ни в Киеве от митрополита Гедеона Четвертинского, не смотря на то, что он здесь отрекся от унии и возвратился в лоно православия. Узнаем о неприятностях, испытанных Одорским в Киеве (он заключен был в Киево-Печерской лавре под стражу, терпел здесь и голод, и холод); о сношениях, по поводу его пребывания в Киеве, здешних властей с московским правительством; о решении последнего отпустить Одорского восвояси с обещанием даже не препятствовать его посвящению в епископы, если он пребудет твердым в православии и представит законный акт избрания на Белорусскую кафедру от представителей православного белорусского народонаселения·, о нежелании Одорского воспользоваться таким предложением и о побуждениях к сему, о пребывании его в лавре в должности проповедника; об его хлопотах относительно получения отцовского наследства, об устройстве сестер и т.п.; о поездке в Москву, пребывании здесь в течение четырех лет, постепенном снискании расположения в высшиих правительственных сферах (делал неоднократные подношения государям: так, первоначально, чрез боярина Бориса Алексеевича поднес им „икону Богородичну с царскими лицами, под названием: Диадима царей благочестивых“, присоединив к сей иконе, очевидно, внизу ее „стихи на славу государей“; затем преподнес специально для сей цели заказанную гравюру, изображающую „видимый мир в сфере небесной“; заказал вырезать на медных досках изображение „Богоданной Азовской победы“); узнаем о побуждениях Одорского оставить Москву, переселении отсюда опять в Киев и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

К Л. Р. относят также итал. торговые фактории, возникшие благодаря договорам Генуи и Венеции с местными правителями. Генуэзцами были основаны крупные фактории: Пера в Галате близ К-поля (1267-1453), Каффа в Крыму (ныне Феодосия, 60-е гг. XIII в.- 1475), сеть поселений на побережье Крыма (генуэзская Газария) и на всех берегах Чёрного и Азовского морей, включая Трапезунд (ныне Трабзон) и Тану (ныне Азов). В ходе торговой и военной экспансии генуэзцы захватили также о-в Хиос и г. Фокею (ныне Фоча; 1346-1566), г. Фамагусту на Кипре (1384-1464). Генуэзская семья Гаттилузио правила греческими островами Лесбос (1355-1462), Тасос (1427-1462), Лемнос (1453-1462), Имброс (1409-1456; см. ст. Имбросская и Тенедосская митрополия ). Венеция и после падения Латинской империи в 1261 г. сохранила ряд кварталов в К-поле, а затем основала фактории в Трапезунде (1319-1461) и Тане (1332-1475). Подчинение различных территорий лат. завоевателям было сопряжено с национальным и религ. угнетением, с появлением новых, нередко тяжелых форм личной зависимости, порождало сопротивление населения. На территории Л. Р. укореняются серваж и феодальные формы крестьянской зависимости. Венецианская и генуэзская колонизация в факториях на «чужой» территории (Золотой Орды, Трапезундской империи, затем Османской империи) носила в основном торговый характер. Повсеместно в Л. Р. среди населения распространялась уния правосл. и Римско-католических Церквей, утверждался примат Римских пап и устанавливался в разных формах контроль над местным духовенством, поощрялась деятельность францисканского, доминиканского и иных католич. монашеских орденов. В течение XIII в. территории Л. Р. были постепенно отвоеваны возрожденной Византийской империей династии Палеологов. В XV-XVI вв. почти все территории, еще принадлежавшие Л. Р. (кроме Крита и Корфу), были захвачены Османской империей. В Л. Р. складывался синкретический тип культур, вобравший в себя разные компоненты местных традиций, а также привнесенные завоевателями и колонистами эстетические каноны и культурные обычаи. Этот процесс сближения христ. культур Зап. и Вост. Европы был прерван османскими завоеваниями. Значение Л. Р. заключается и в том, что она служила мостом передачи образцов античной и визант. культуры на Запад, создавая условия для развития итал. Ренессанса . Именно с территории Л. Р. греч. рукописи, произведения искусства, различные предметы художественного творчества были перевезены во мн. города и центры Зап. Европы. Пребывание западноевропейцев на территории Л. Р. способствовало росту интереса к греч. культуре и языку, к историческим и археологическим памятникам греч. Востока на Западе.

http://pravenc.ru/text/2463173.html

1 Похвальное слово Астерия мученику Фоке примечательно во многих отношениях. Это есть, во 1-х, наидревнейшее и вполне достоверное известие о богоугодной жизни и мученической кончине св. Фоки – вертоградаря (Греческие и Славянские проложные сказания представляют буквальную выборку из слова Астерия). Синопа ( Σιν πη), место жизни и кончины Фоки, принадлежала к Понтийской провинции, коей главным городом была сия, где епископствовал Астерий. Ему, как епископу митрополии, был подчинен и епископ Синопы. Живя вблизи места мученической кончины Фоки. Астерий недалеко отстоял от него и по времени жизни: Астерий скончался около 410-го года; а св. Фока, судя по казни его за одно исповедание Христа, без формального разбирательства дела на суде, – потерпел мученическую кончину в одно из позднейших гонений, когда императоры открыто и официально восстали против христиан, т. е. при Декие (249–251) или Диоклетиане (284–305). А принимая во внимание отсутствие в слове Астерия сказаний характера легендарного, мы, с одной стороны, вполне понимаем, почему Рюинарт помещает слово Астерия в числе достоверных (чистых) актов, – а с другой, – вполне не понимаем той преувеличенно-суровой гиперкритичности и подозрительности, с какими относятся к этому слову ученый издатель Acta Sanctorum, обвиняя слово на каждом шагу в легендарности, риторических прикрасах и фантастических преувеличениях. Основания для сего, как увидим, приводятся большею частью из таких мест слова, которые имеют сомнительную подлинность, – и притом все эти основания отличаются отвлеченностью и произволом личного вкуса, как то: название Фоки «святым святых», «кто знают Христа, те ведают и вернаго раба Его Фоку» (сомнительной подлинности места), – увещание Фоки, чтобы исполнители казни не колебались совершить беззаконное дело (отвлеченное основание), почитание Фоки Римлянами наравне с ап. Петром и Павлом, – почитание мученика мореходами не только Черного, Азовского, Адриатического и Эгейского морей, но и Восточного и Западного океанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Ректором семинарии преосвященный Никифор определил полтавского протоиерея Иоакима Яновского 99 . Новооткрывшаяся Полтавская семинария была всесословной: в нее поступили ученики из Киевской Академии, Харьковской коллегии (семинарии) и Переяславской семинарии, дети священно- и церковно-служителей Славянской епархии, а также дворян и купцов Новороссийской и Азовской губерний. В 1780 году были введены дополнительные классы греческого, французского и немецкого языков, а также арифметики и рисования. Внимательный к делу духовного образования, архиепископ сам лично подбирал преподавателей. Кроме образованных полтавских протоиереев, здесь преподавали француз Петр Антон (во французском классе) и специально вызванный из Лейпцигского университета профессор Шаль (в немецком и математическом классах). В сентябре 1783 года был открыт класс философии 100 . Первым учителем философского класса и одновременно префектом семинарии был назначен выпускник Киевской духовной академии Гавриил Бодони – впоследствии выдающийся церковный деятель, митрополит, член Св. Синода, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии 101 . В 1786 году семинария торжественно праздновала открытие богословского класса, чем был завершен ее полный курс 102 . Торжество началось литургией в Успенском кафедральном соборе, затем, в семинарии, преосвященный Никифор обратился к ученикам с «назидательнейшим поучением» на латинском языке, после которого кафедральный протоиерей произнес слово на русском языке. Церемония закончилась провозглашением многолетий и архиерейским благословением учителя и шести учеников богословского класса 103 . О содержании курсов, преподававшихся в Полтавской семинарии при архиепископе Никифоре, мы не имеем определенных сведений. Думаем, архипастырь стремился к тому, чтобы они были не формальны, а содержательны и интересны и соответствовали уровню современной церковной науки и естествознания, с этой целью и подбирал талантливых учителей. Наладить учебный процесс было непросто – различные предметы вводились в курс семинарии последовательно и с большими перерывами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010