Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВСИЛИП [Павсолипий, греч. Παυσιλυπος, Παυσολυπιος] (II в.), мч. (пам. 8 апр.; пам. зап. 15 апр.). Пострадал в пров. Европа (ныне Болгария) во Фракии в дружине с пресв. Феодором при рим. имп. Адриане Публии Элии (117-138). Источники Мученичество не сохранилось. Сведения о П. содержатся в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) (PG. 117. Col. 391-392). Мученичество Согласно Синаксарю К-польской ц., П. был изобличен в том, что почитает и проповедует Христа, его арестовали и привели к имп. Адриану. Святой смело объявил, что он верует во Христа. После этого его жестоко избили и передали Приску (Πρισκος) или Преку (Πραικος), наместнику императора во Фракии, к-рый пытал П., надеясь заставить его отказаться от своих убеждений и принести языческую жертву. Мученик стойко перенес все истязания и не отрекся от веры. Тогда его приговорили к отсечению головы. Когда П. вели на казнь, святой разорвал сковывавшие его цепи, ненадолго укрылся от палачей, припал к земле, помолился и предал душу Богу. Почитание В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) под 8 апр. помещена память П., под 15 апр.- память П. и Феодора и говорится, что им совершалась торжественная служба в К-поле в приюте для престарелых Меловия (του Μελοβιου) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 264, 266). Точное местонахождение этого приюта неизвестно ( Janin. Églises et monastères. P. 555). В синаксаре XII в. (Paris gr. 1589) память П. отмечена под 9 апр. (SynCP. Col. 593). В нек-рых визант. Синаксарях (Ambros. B. 133 Supl., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.; Paris. gr. 1573, 2-я пол. XIV в., см. также в: Вакарелийска. 2000. С. 229) память П. отмечена под 15 апр. вместе с памятью Феодора (SynCP. Col. 604). Болг. стишной Пролог тырновской редакции 1-й пол. XIV в. содержит память П. под 8 апр. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 24-25). В слав. старопечатном Прологе XVII в. (Лит. сб. XVII в. «Пролог». 1978. С. 232), в Прологе на мартовскую половину года (2-я ред.) 2-й четв. XVII в. (Томский ГУ. ОР НБ. В-25164. Л. 73-73 об.; Слав.-рус. рукописи. 2007. С. 162) и в ВМЧ память мученика указана под 8 апр.

http://pravenc.ru/text/2578635.html

Вместе с разрушением храма исчезли почти все религиозно-политические группировки. Радикальные националисты погибли во время восстания; часть иудеев, не найдя ответа на вопрос о том, почему Бог допустил разрушение храма, отошла от иудаизма, либо став язычниками, либо обратившись в христианство. Единственной группой, способной влиять на религ. и политические процессы, оставались фарисеи, вошедшие в историю евр. традиции под именем таннаев («хранителей традиции»). Именно они в Ямнии и еще в неск. академиях после долгих споров создали законодательную систему, явившуюся основой Талмуда. Центром внехрамового иудаизма стали синагогальное богослужение и домашние ритуалы (см. ст. Иудаизм ). При императорах Траяне (98-117) и Адриане Публии Элии (117-138) положение евреев еще более усложнилось. Враждебность между евреями и др. народами, ухудшение экономического положения, апокалиптические настроения, усилившиеся после подавления восстания в Иудее, привели к волнениям в евр. диаспоре, особенно в Египте и Вавилонии. В Иудее также было неспокойно: постоянное военное присутствие, жестокость рим. властей, провозглашенный Адрианом запрет на обрезание ( Eshel. 2006) и обучение Торе в конце концов привели к восстанию Бар-Кохбы, продолжавшемуся с 132 по 135 г. Результатом этого восстания и последовавших за ним гонений стала массовая гибель иудеев ( Dio Cassius. Hist. Rom. 69:11-15; Вавилонский Талмуд. Авода Зара 17б-18а) и полное разрушение значительной части евр. поселений. На месте Иерусалима была построена рим. колония, названная Элия Капитолина (от 2-го имени имп. Публия Элия Адриана и капитолийских богов) (см. в ст. Иерусалим ). После поражения восстания Бар-Кохбы евреи не предпринимали попыток добиться независимости. Их жизнь сосредоточилась на религии (см. Иудаизм ). С. В. Бабкина Лит.: Общие работы. Unger M. F. Archeology and the OT. Grand Rapids, 1954; Albright W. F. From the Stone Age to Christianity. Garden City, 19572; idem. The Archaeology of Palestine. Harmondworth, 19602.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Чрез 48 лет после этого разрушения Иерусалима император Элий Адриан основал на месте Иерусалима новый город, который в честь имени императора и в честь Юпитера Капитолийского был назван Элией Капитолиной. Это был город чисто языческий. Иудеям поселение в Элии Капитолине было положительно воспрещено. Они имели позволение являться туда только на один день в году, во время большой ярмарки, и то с платою за право входа. Над главными воротами города поставлено было изображение свиньи, чтобы этою, ненавистною израильтянам, эмблемою, заставить их еще более удалиться от своего священного города. Лишенный своих туземных жителей, новый город был населен переселенцами Сирии, Греции и Аравии, которые заняли всю местность прежнего города, кроме южных склонов Сиона и Мориа, некогда занятых дворцами первосвященников (на Сионе) и царей (на Мориа), а при созидании Юлии Капитолины оставшихся (и остающихся доселе) вне городских стен Иерусалима. На месте храма Соломонова устроен был храм в честь Юпитера Капитолийского и таким образом Адриан думал нанести удар Иудейству. Наравне с иудеями были изгнаны из своего священного города и христиане из иудеев, и в Элии Капитолине жило только небольшое число христиан из язычников. Для нанесения удара христианской вере, Адриан отнимает у христиан гробницу Спасителя, приказывает засыпать наносною землею место смерти и погребения Богочеловека, т. е. Голгофу и примыкающую к ней котловину с гробницами. На образованной таким образом насыпи он ставит над местом Голгофы храм и статую Астарты или Венеры, а на месте гроба Господня статую Юпитера. Но уже эти языческие образы, статуя смерти и статуя возрождения и воскресения, поставленные на месте действительной смерти и действительного воскресения Богочеловека, предохраняли от забвения засыпанную гробницу, так что, когда император Константин Великий изъявил намерение построить храм на месте гроба Господня, ему указали это место без затруднений. – Очевидно, что со времени разрушения Иерусалима и возникновения Элии Капитолины. со времени описанной выше гибели и поругания священных мест христианства и изгнания из Элии христиан из иудеев, епископская кафедра Иерусалимской церкви, которая в первое время христианства была занимаема исключительно родственниками Иисуса Христа по плоти, потеряла особое значение в глазах христианского мира, и епископ Элии подчинен был митрополиту Кесарии Палестинской. Таково было положение Иерусалима в течение 2-го и 3-го века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Я слышал, что эти столь нежные девы достигли такой строгости в жизни, что надевали на свои нагие тела самые грубые власяницы; ноги их оставались босыми, ложем им были тростниковые прутья, большую часть ночи проводили они без сна. Трапеза у них бывает только вечером, – трапеза, на которой нет ни трав, ни хлеба, а только бобы, горох, елей и смоквы. Постоянно заняты они прядением шерсти и другими более трудными рукоделиями, чем какими занимались у них служанки. Они взяли на себя труд лечить больных, носить одры их, умывать их ноги. Многие из них занимаются приготовлением пищи» 128 . Христовым огнем, о котором говорит Златоуст, горела и душа благородной Публии. Так прожила она, подвизаясь подвигом добрым со своими сестрами, несколько лет. Однажды Юлиан Отступник посетил Антиохию с целью преследования христиан. Проходя мимо молитвенного дома святой Публии, он услышал пение. Подвижницы пели утреннюю хвалу Богу и в это время громче обычного запели, считая гонителя христиан достойным презрения: Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих (ср.: Пс. 113, 12 ), – возглашали они с Давидом и, его словами изображая бесчувственность идолов, с его же негодованием пели далее: Подобны им да будут творящие я и еси надеющийся на ня (ср.: Пс. 113, 16 ). Слыша это, нечестивый император разгневался и запретил петь псалмы, когда он будет проходить мимо… Святая Публия, однако, при обратном шествии императора мимо ее обители снова приказала сестрам громко петь: Да воскреснет Бог , и расточатся врази Его ( Пс. 67, 1 ). Юлиан в бешенстве приказал привести к себе начальницу хора. Перед ним предстала старица, по летам своим достойная всякого уважения, по своим высоким добродетелям и качествам пользовавшаяся всеобщим уважением в Антиохии… Несмотря на это, Юлиан приказал одному из слуг своих бить по щекам исповедницу правды, и несчастный исполнитель воли царевой обагрил свои руки кровью ее. Бестрепетная диаконисса говорила императору, что считает истину Божию выше всего, но что она жалеет о больной душе его. С хвалою Богу на устах возвратилась она в свою обитель. Считая Юлиана Отступника одержимым злым духом, подобно Саулу, она продолжала петь для него псалмы Давида в надежде, что изменник Христа вернется в Церковь . Недолго после этого случая длилась жизнь святой Публии. В скором времени она в мире предала дух свой Богу, а Юлиан погиб на войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некая уважаемая всеми вдова по имени Публия основала в Антиохии женский монастырь. Когда однажды император проходил мимо монастыря, по указанию Публии монахини запели громче обычного 12-й стих 113-го псалма, об идолах: А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Словно издеваясь над императором-язычником, они пропели и 16-й стих того же псалма, об идолопоклонниках: Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них. Услыхав такое песнопение, император приказал, чтобы впредь, когда он будет проходить здесь, никто не пел. Публия же, не принимая во внимание его приказа, «вселила еще большее вдохновение в свой хор» и, когда Юлиан снова проходил мимо, велела спеть начало 67-го псалма: Да восстанет Бог , и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Разгневанный столь дерзким непослушанием, Юлиан велел привести к нему Публию. Увидев перед собой немолодую женщину, он без всякого уважения к ее седым волосам приказал своим личным стражникам надавать ей пощечин. После них лицо Публии стало красным. Но она приняла оскорбление за великую честь и, возвратившись в монастырь, продолжала свои обычные нападки на императора-отступника посредством религиозных песнопений. История не сохранила известий о дальнейшей судьбе Публии. Судя по всему, она умерла своей смертью , так как ни при Юлиане, ни при последующих римских императорах уже не совершались массовые уничтожения христиан. Чудо преображения Для истории музыки эта эпоха интересна еще и тем, что она дает материал, показывающий, что и в среде профессиональных музыкантов происходили изменения, связанные с религиозным обновлением. Пусть такие единичные случаи переданы нам в форме преданий, но не вызывает сомнений, что они отражали процессы, происходившие в реальности. Нам следует помнить, что по духу своей деятельности музыканты должны были быть ярыми приверженцами язычества и ненавистниками христианства. Ведь именно в языческом культе участвовали и авлеты, и кифаристы, тогда как в христианском для них не было места. Кроме того, с древнейших времен жизнь языческого общества не могла обходиться без музыкантов: начиная от свадьбы и кончая погребением жизнь человека всегда сопровождали музыкальные инструменты. Образно говоря, язычество являлось кормильцем профессиональных музыкантов. Христиане же стремились переделать мир, удалив из него в первую очередь все то, что связано с безнравственным времяпрепровождением. Поэтому христианские проповедники первых столетий категорически выступали против тех обычаев, которые сопровождались игрой на инструментах (подробнее об этом – далее): бурных пиршеств, разнузданных гуляний и прочих «непотребств». Церковь тех времен не нуждалась в услугах музыкантов, ибо для нее они являлись не чем иным, как «языческой заразой». Следовательно, распространение христианства грозило музыкантам-инструменталистам сильными материальными потрясениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, новая ветвь мар-Шимъонов явилась в истории как закономерное – с папистической точки зрения – продолжение всего лишь тридцать лет тому назад объявившихся патриархов-унитов. Шимъон XI в 1653 г. писал из Хусрава 123 Иннокентию X, что паства его, католикоса-патриарха, обитает в 28 областях (regionibus) и доходит до сорока тысяч семейств, „и все они – сыны келлии мар-Шимъона“. Читатель, проследив линию Б до конца, убедится, что и персидские мар-Шимъоны достаточно запятнали себя якшаньем с Римом, но в конце концов перестали унитствовать. Особого доверия себе в Риме они, видимо, не заслужили: там, словно чувствовали, что это – совсем не те âmes damnées, какие нужны папе и его приспешникам, и – в конце XVII в. завели особую линию вернопреданных рабов в лице диарбакирских мар-Йосефов. Любопытно отражение „успеха“ Денхи-Шимъона IX на политике Элии (40;И. VII) и его преемников. Предстоятели той ветви сиро-халдеев, которые жили своей народной жизнью и не беспокоились ни о каких щедротах римского престола, теперь и эти консервативные католикосы решаются ударить челом Риму. Элия (VI. VII) был настолько наивен, что думал вступить в общение с папою, отправив к нему исповедание веры 124 , в котором было сказано: «и верую в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, соединенно (maydâît h ­ νωμνως) Бога совершенного и человека совершенного: два естества и две ипостаси во едином лице и едино господство и едина воля» (trên ky nin wa-t h rên qnumin b-ad h parçôpâ wa-d h â mrût h â w-ad h çeb h ynâ). В Риме, конечно, нашли, что это вероизложение переполнено несторианскими заблуждениями, и Сикст V не принял Элию в общение. Но при Элии З (VIII) состоялся в Амиде (Диарбакире) собор, на котором католикос с шестью подведомыми ему епископами осудил заблуждения «Диодора, Феодора и Нестория». После этого уния с Римом состоялась, правда далеко не прочная. 29 апреля 1778 г. для линии А наступило начало конца, Элия АИ (XII. XIII), видимо, пытался закрепить – помощью Рима – преемство католикосов в своем роде. В 1776 г. он рукоположил своего племянника Хормуза в митрополита мосульского и при этом наименовал его «мар-Ханна». На другой же день по смерти своего дяди, 30 апреля 1778 г. мар-Ханна римскими миссионерами был принят в общение с „единоспасающей“ римской церковью. Но сиро-халдеи избрали в католикоса не его, а другого племянника Элии АИ, епископа Ишоява. Этот Ишояв и был последний католикос с именем Элии и, чуть не всеми забытый, умер лишь в 1804 г. 125 . Между тем, и мар-Ханна не думал преклониться пред совершившимся фактом и в 1780 г. заручился от османского правительства фирманом, по которому признана была власть (auctoritas) мар-Ханны над всеми халдеями-несторианами и римскими унитами. Способный человек, по-видимому, рассуждал:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

651 На Афоне чтят память мученика 20 октября, в день перенесения мощей на Афон, и еще 1 мая (Афонский патерик. Ч. 2). 653 Johannes Chrysostomus. Opera omnia/Opera et studio Bernardi de Montfaucon. 13 v. V. 1. Содержание другого сочинения его – «Апология монашества» – см. в: Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. 654 Так говорит блаж. Феодорит (Феодорит, Киррский. Церковная история. СПб., 1852. Кн. 3 (далее – Феодорит, Киррский. Церковная история. – Ред.)). Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусою ( Сократ Схоластик . Церковная история: В 7 кн./Пер. СПбДА. СПб., 1850. Кн. 6). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в апамейского епископа (Феодорит, Киррский. Церковная история. Кн. 5). В славянском прологе 9 октября «приближися браку, родивши Феодора, святаго пресвитера». Что это значит? Не более, как ошибка писца, перешедшая в печать. Менолог Василия: «на короткое время связанная узами брака родила святейшаго пресвитера Иоанна». 655 Менолог Василия: «диакониса Церкви, в Антиохии сирской». В прологе: «По- плии служебницы» (SiaKoviaanv). 657 Св. Златоуст в слове о св. Вавиле. Юлиан следовал эпикурейцу Лукиану, который говорил (in Philopatr.) об ап. Павле: «когда встретится со мною тот галилеянин, плешивый, с орлиным носом, восходивший с земли на третье небо». Раз Юлиан писал в Артабию (Ер. 7): «клянусь богами, я не умерщвлял галилеян и не хочу, чтобы 658 Феодорит, Кирский. Церковная история. Кн. 3. То же в обоих менологах. Мартиролог Барония под 3 октября: «В Антиохии (кончина) святой игумении Публии; она, когда отступник Юлиан проходил мимо, пела со своими девами Давидову песнь: идоли язык сребро и злато, – подобни им да будут творящии я; по приказанию императора били ее по щекам и жестоко обругали». 659 Оба менолога на 9 октября. Мартиролог Усуарда умноженный под 8 июня: «Публии вдовы и игумении, о которой причастная история в гл. 36 шестой книги». Римский мартиролог Барония под 9 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Храм святителя Николая в Мирах (Демре). Правая галерея В сущности не только саркофаг, но и сам храм Святого Николая в Мирах (Демре) имеет несколько опосредованное отношение к нему. Где находится именно тот, в котором служил Святитель - пока ещё загадка. Он, Угодник Божий, появился на свет при римских императорах Валериане (Публии Лицинии Валериане Августе) и его соправителе Галлиене (Цезаре Публии Лицинии Валериане Эгнации Галлиене Августе), если принять за дату его рождения 260 год, как ныне считается; либо Квинтилле (Цезаре Марке Аврелии Клавдии Квинтилле Августе) или Аврелиане, вскоре сменившим его с титулом Цезаря Луция Домиция Аврелиана Августа - если считать таковым 270-й, как в некотрых «Житиях...». В любом случае это была языческая Римская империя, раздираемая политическими и экономическими противоречиями, цеплявшаяся за язычество, как средство продления своих дней. Не глядя на то, что христианство уже пустило свои мощные корни и собственно в Риме, и (возможно, даже в большей степени) на его окраинах. К каковым относились и Миры Ликийские: место действительно уникальное, заселённое людьми по крайней мере с V века до н.э. Греческий географ I - II веков до н.э. Артемидор Эфесский и писатель Гай Плиний Секунд (Плиний Старший), живший в I веке н.э., оставили достаточно подробные описания этой «Страны Солнца» (Ликии) в целом, и Мир («Жемчужины побережья») в частности. Страна эта была первой в мире федерацией, включавшей в себя 70 городов, самыми значимыми из которых были Ксантос, Патара (где подвизался в качестве епископа дядя будущего святого, архиепископ Николай, и где он сам принял этот сан), Олимпос, Пынара, Тлос, Мира. Последний при решении вопросов обладал двумя, по другим данным тремя голосами. То есть был весьма значимым, о чём согласно повествуют все источники. Культ Артемиды имел здесь доминирующее значение. Среди множества ипостасей («эпитетов») этой языческой богини - от Агротеры («Охотницы», «Ловчей») в Аттике, до «Эфопии» на Лесбосе. В Мирах почитали преимущественно Артемиду Элефтерию («Свободную»), но буквально рядом чтили Артемиду Таврополу, а это была уже богиня кровожадная: Климент Александрийский (христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников конца I - начала II веков н.э.) в своей книге «Увещевание к язычникам», ссылаясь на более раннего автора, посвятил данной теме целый раздел - XLII-й: «О человеческих жертвоприношениях», где пишет, в частности: «Фокейцы же (не премину сказать и о них), как повествует Питокл в третьей книге „О согласии " , устраивают человеческие всесожжения Артемиде Таврополе».

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/04/u_hr...

Это было 15 октября 312 года. Тело Св. мученика, по повелению императора, было брошено в море, откуда по прошествии 30 дней дельфинами было выброшено на берег. Верующие взяли тело Св. Лукиана и с подобающею честью погребли его. На том месте, где лежало тело Св. страстотерпца, равноапостольная Елена воздвигла богатый храм в честь Святого мученика Лукиана. Преподобная Публия диаконисса (память 9 октября) жила в IV веке. Она родилась в Антиохии и происходила от благородных христианских родителей; в Антиохии же провела и всю свою святую жизнь. Она славилась подвижничеством Бога ради и высокими нравственными качествами души и сердца, и пользовалась в городе всеобщим уважением. Рано выданная, по желанию родителей, замуж, Публия недолго жила в законном и честном супружестве и принесла Богу, как говорит бл. Феодорит Кирский , достославный плод – сына Иоанна, которого позаботилась воспитать в страхе Божием и приготовить на служение Христовой Церкви; он сделался пресвитером, достойно проходил священнослужение и стал во главе пресвитеров антиохийских. По смерти мужа Публия отказалась от света и его удовольствий, посвятила себя на служение Церкви в качестве диакониссы и стала проводить строгую подвижническую жизнь. Она собрала вокруг себя лик дев и вдов, решившихся подобно ей жить для Господа и Царства небесного, и, руководя их в подвигах поста и молитвы, вместе с ними восхваляла Господа. С уважением отзывается о Публии бл. Феодорит в своей Церковной истории, где выставляет на вид особенно ее ревность и дерзновение по Боге пред императором Юлианом богоотступником. Прибыл в Антиохию Юлиан. И здесь, как и в других местах, он старался восстановить и возвысить язычество, унижал и осмеивал христианскую веру, преследовал верующих в Распятого. Однажды случилось Юлиану проходить мимо того дома, в котором имело свое пребывание Св. общество Публии. Подвижницы, рассказываеть бл. Фодорит 73 , при этом случае еще громче обыкновенного запели все вместе, почитая гонителя достойным пренебрежения и посмеяния и избирая преимущественно те песни, в которых осмеивается бессилие идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

е. деятельным применением её, без которой не могло бы совершиться спасение всего человеческого рода. Вследствие таких высоких качеств, за которые Бог возлюбил Авраама и называет Себя Богом Авраама, а в св. Писании называется он «другом Божиим», как ветхозаветные потомки его и даже сами святые перед Богом Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и Новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном ( Лк.16:19–31 ). О племяннике Авраама Лоте, который последовал за дядей своим в неизвестную обетованную страну и сохранил своё благочестие, несмотря на то, что жил в погибающей от разврата Содомской стране, известно ещё из свящ. Пис., что Господь не оставил уповающего на Него и вывел Лота с семьёй его невредимыми из Содома, когда были попалены огнём и серой нечестивые города, на месте которых образовалось серное озеро, названное впоследствии Мёртвым морем... «Праведного Лота, – свидетельствует св. Апостол Пётр ( 2Пет.2:7–8 ), – утомлённого обращением между людьми неистово-развратными, избавил Господь, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ... Указывая на спасение Лота в то время, как были обречены на истребление Содомские и Гоморрские города за крайнее нечестие обитавших в них, св. Ап. Пётр поясняет, что «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ... ( 2Пет.2:9 ). 133 Ор. Chrysostomi 1, 328–411. Содержание другого сочинения его – «апологии монашеству» см. в учении об отцах Церкви, 2, 317. 134 Так говорит бл. Феодорит, Ист. 3, 16. Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусой (Сократа ист. 6, 3). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в Апамейского епископа (Феодорита ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010