В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа/12 сентября — день преставления и 17/30 апреля — день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовно-просветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В обители хранились списки с грамот царей Михаила Феодоровича, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Василия Иоанновича Шуйского, Алексия Михайловича, Петра Великого, а также множество присланных ими для нужд монастырской братии церковных облачений и священных сосудов. Духовным залогом процветания и благополучия русского Севера являлись тесные молитвенные связи между Александро-Свирским монастырем и другими православными обителями русского Севера, такими, например, как Валаамский и Соловецкий монастыри. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКАХ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО (память 30 августа/12 сентября) Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это — преподобные Игнатий Островский (XVI b.), Леонид Островский (XVI b.), Корнилий Островский (XVI b.), Дионисий Островский (XVI b.), Афанасий Островский (XVI b.), Феодор Островский (XVI b.), Ферапонт Островский (XVI b.). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памяти: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI b.; память 18/31 января), преподобный Геннадий Важеозерский († 8 января 1516 г.; память 9/22 февраля), преподобный Макарий Оредежский († 1532; память 9/22 августа), преподобный Адриан Ондрусовский († 26 августа 1549 г.; память 17/30 мая), преподобный Никифор Важеозерский († 1557; память 922 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565; память 23 января/5 февраля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

На Валааме он принял постриг с именем Адриан и стал основателем Ондрусовской пустыни. На 23-м году пребывания возле Рощинского озера, Александр был удостоен восхищения духа такой силы, сравнимой с явлением, бывшее ветхозаветному Аврааму на палестинской земле, Бог в Своей Триипостасной сути вновь предстал перед человеком, подчеркнув этим особую избранность новозаветного Тайнозрителя Пресвятой Троицы. После явления Пресвятой Троицы, когда Александру было указано возвести Троицкую церковь, собрать братию и устроить здесь обитель. Александр понял, что, посылая в его пастырство множество людей, человеколюбивый Бог не желает его одиночества в Олонецком лесу. В 1508 году, по благословению новгородского архиепископа Серапиона, преподобный Александр был хиротонисан. Тогда вместе с братией срубил он первую, деревянную церковь в честь Святой Троицы - знаменательного события, случившегося на этой Карельской земле. Когда число учеников Преподобного умножилось настолько, что не стало хватать зерна, намолотого вручную, начали рыть протоку для мельницы. Троицкая часть находилась на возвышенности, внизу которой - глубокий ров, поэтому когда иноки раскопали перешеек, вода из верхнего Святого озера устремилась в нижнее, Рощинское, угрожая монастырским постройкам. Казалось, их уже не удастся спасти, но преподобный. помолившись Богу и призвав имя Христосово, правой рукой начертал на течении вод крестное знамение. И вот оно, чудо, - стремительно поток остановился! Между тем, многие из братии приносили с собой средства из своих имений на устроение монастыря, что позволило не только поставить мельницу, но и сделать первые земельные приобретения, обзавестись тонями для рыбной ловли. Началось строительство каменной Троицкой церкви " Церковь же посреде обители пространну воздвиже во имя Пресвятые Троицы, отвсюду видима, яко зерцало " , а ведь для Олонецкой земли храмы в камне - большая редкость! Неподалёку от монастыря Александр сам нашёл глинистую почву, и монахи наладили производство кирпича, использовали они также местный известняк.

http://sobory.ru/article/?object=00119

Из боярского рода происходили: преподобный Сергий (ростовских бояр), святые митрополиты Алексий (черниговских Бяконтов-Плещеевых), Филипп (Колычевых); архиепископы Казанские Гурий (Руготиных) и Герман (Полевых); преподобные Савва Вишерский (Борозды), Нил Сорский (Майковых). Кирилл Новоезерский (†1532 г., из дворян Галича), Галактион Новгородский (кн. Бельских), Григорий Пельшемский (из галичских бояр Лопотьевых); Корнилий Комельский (†1550 г., 24 августа (6 сентября), из рода бояр Сухаревых); Иаков Железноборовский (†1442 г., 11(24) апреля, из рода бояр Аносовых); Адриан Ондрусовский (†1550 г., 26 августа (8 сентября); из рода Завалишиных); Лаврентий Калужский, юродивый (из родах Хитровых), юродивые Николай Кочанов Новгородский и Иоанн Власатый Ростовский. Преподобный Варлаам Шенкурский (Своеземцев) был ранее новгородским посадником. Выраставшие по всему лицу Русской земли монастыри, помимо чисто церковного значения, оказывали огромное влияние на всю жизнь. Они являлись благотворительными учреждениями, принимая под кров свой страждущих и бездомных; они разносили просвещение, музыку духовную, архитектуру. Монастыри являлись также главным двигателем русской колонизации. Около монастырей, основывавшихся в самых диких местах, появлялись посады, обрабатывались поля, прокладывались пути сообщения. «Монастырь, – писал недавно И. М. Ярцев в газете «Слово,» – воспитал лучшее свойство русского характера: недоверие ко всему преувеличенному, так называемую нашу «простоту.» Монастырь прививал то прозрачное чувство мира и себя в мире, которое составляет достояние аскетики, «художества из художеств.» И которое стало достоянием русского искусства. Это «Русь монашествующая» заложила основы русской Правды о мире и русской в мире Красоты. Это она выносила «Русскую Идею»: идею святости земли под нашими ногами, покрываемой высоким Божиим небом. Это она взрыхлила художество прозрачное, такое, в котором сквозь образы земляные и темные просвечивает небо. Художество, избирающее своим предметом обычное, будничное и освещающее их нездешним светом. Ни с чем не сравнимый «русский реализм.» Послушание и Смирение

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: " Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами " . Братия отвечала: " Нет, отче, не можем сотворить этого " . Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу. Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления - 30 августа и день прославления (обретение мощей) - 17 апреля . (О преподобном Александре Свирском: Архиепископ Питирим. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства//Журнал Московской Патриархии. 1975. 1. С. 59. Вольгин А. Преподобный Александр Свирский//Журнал Московской Патриархии. 1978. 8. С. 73-76). Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это - преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI, память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский († 8 января 1516 года, память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский († 1532, память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский († 26 августа 1549 года, память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский († 1557, память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565, память 23 января). Все эти святые (кроме преподобного Геннадия Костромского) изображены на иконе преподобных отцов, в земле Карельской просиявших (из храма Духовной семинарии в городе Куопио, Финляндия). Празднество Собору святых, в земле Карельской просиявших, совершается Финляндской Православной Церковью в субботу между 31 октября и 6 ноября (См. об этом: В. Русак. Икона преподобных отцов, в земле Карельской просиявших//Журнал Московской Патриархии. 1974. 12. С. 16-21).

http://patriarchia.ru/db/text/908527.htm...

В Петрозаводске проходит конференция, посвященная 780-летию крещения карелов 17 октября 2007 г. 17:40 16 октября в Петрозаводске состоялось открытие III межрегиональной научно-практической конференции «Православие в Карелии» , посвященной истории Православия в карельском крае. Ее организаторы: Петрозаводская и Карельская епархия ; Институт языка, литературы, истории Карельского научного центра Российской Академии наук; Петрозаводский государственный университет; Министерство по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Республики Карелия. «Сегодня мы вспоминаем важное событие — 780-летие с того момента, когда народ карельский принял Православие, — сказал в своем приветственном слове архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил . — С тех пор верой и благочестием прославили нашу древнюю северную землю святые угодники Божии: Александр Свирский, Герман, Савватий и Зосима Соловецкие, Адриан Ондрусовский, Иона Яшезерский и многие другие, чей христианский подвиг чтит вся полнота Церкви. Сегодня Православие возрождается после страшных гонений XX века. Уверен, что нынешняя научная конференция внесет свой весомый вклад в дело духовного возрождения карельского народа». К участникам конференции также обратился глава Республики Карелия С.Л. Катанандов: «Представляется важным не только ретроспективный взгляд на историю Православия в Республике, на тот опыт, который может нас предостеречь от ошибок прошлого, — говорится в обращении главы Республики, которое зачитал министр РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями А.А. Манин. — Мы ждем от вас рекомендаций, которые могли бы использовать в своей работе, а также предложений в разрабатываемый закон о нравственности, принятие которого стало сегодня насущной необходимостью». Конференция начала свою работу с просмотра фильма «Пять ликов Христа», созданного прихожанами Свято-Троицкого храма с. Кончезеро Мариной Невзоровой, Сергеем и Людмилой Теплоуховыми по материалам реставратора икон Натальи Теплоуховой. После окончания пленарного заседания работа конференции продолжилась по секциям: «Православная жизнь на Европейском Севере», «Религиозное искусство: слово и образ», «Подвижники Православной веры», «Православная Церковь и система народного образования». Помимо карельских ученых на них выступили представители научных учреждений Санкт-Петербурга, Новгорода, Архангельска, Мурманска и Финляндии. «Православие в Карелии» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/310093.htm...

Через некоторое время этот атаман столкнулся с другой разбойничьей шайкой, обитавшей на соседнем Сторожевском мысу, был побеждён и скованным брошен в лодку. Однако неожиданно он увидел перед собой преподобного Адриана, который сказал: «По милосердию Господа, для Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», — и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу и никого вокруг. Поражённый, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашёл всех подвижников на псалмопении — как оказалось, преподобный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Оставшись в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и атаман другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг под именем Киприана Стороженского. Об обители услышал и царь Иван Васильевич, который делал в монастырь вклады. В августе 1549 года Адриан даже был приглашён для восприятия от купели св. крещения дочери Ивана Грозного Анны. Однако по возвращении из Москвы в свою обитель он был убит крестьянами деревни Обжа, которые надеялись найти у него деньги. В 1551 году были обретены нетленные мощи Адриана Ондрусовского. Празднование совершается 17 мая (30 мая). XVI—XVIII века [ править править код ] Значительный урон монастырю нанесла Русско-шведская война 1570—1582 годов. В 1572—1573 годах шведский полководец Херман Флеминг прошёлся огнём и мечом по Приладожской Карелии. К 1580-м годам от Ондрусовской пустыни осталась только каменная Никольская церковь, все деревянные строения сожжены, а игумен убит. С воцарением Дома Романовых обитель была восстановлена. В 1764 году по повелению Екатерины II Ондрусовский монастырь был упразднён. XIX—XX века [ править править код ] Возрождение монастыря связано с игуменом Валаамского монастыря Иннокентием, который, согласно легенде, ещё в конце 1780-х годов был дважды чудесным образом спасён в Ладожском озере предстательством Адриана и дал обет постараться восстановить основанную им обитель. Однако только 30 лет спустя, в 1817 году, старец Иннокентий смог приступить к исполнению обещания. На вклады С. Ф. Чусова и А. С. Сергеева, пустынь была восстановлена и приписана к Валаамскому монастырю.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_Адр...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18137@ Подпись к иллюстрации: Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Размер файла: 136.08 Кб Кто разместил: Гавриила Дата размещения 24.08.2019 16:10:26 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/18137.html

Обжа. Часовня Адриана Ондрусовского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня построена на предполагаемом месте убийства прмч. Адриана Ондрусовского, случившегося в 1549 г. Под влиянием наставлений преподобного Александра Свирского (+ 1533 г.) Адриан Ондрусовский принял иночество в Валаамской обители. Через несколько лет святой поселился на Ондрусовском полуострове в восточной стороне Ладожского озера, где впоследствии основал монастырь. Преподобный своими молитвами и чудесным избавлением из плена обратил на путь истины и покаяния атамана-разбойника Ондруса, которого затем постриг с именем Киприан. Святостью своей жизни преподобный Адриан был известен самому Иоанну Грозному и был восприемником при святом крещении царской дочери Анны. В 1549 г., возвращаясь из Москвы, преподобный был убит злодеями близ селения Обжи, а тело его было брошено в болото. Спустя два года преподобный Адриан явился ночью нескольким старцам Ондрусовской пустыни, рассказал о своей мученической кончине и повелел перенести тело его в обитель. 17 мая были обретены святые мощи преподобного и погребены в обители. (+ 1549, 26 августа). 17 мая празднуется обретение мощей святого, происшедшее в 1551 году. http://rustrana.ru/article.php?nid=23454 Обжа. Часовня Адриана Ондрусовского На месте мученической кончины Адриана, отмеченном лишь деревянным крестом, между 1882-м и 1885 годом поднялась благолепная часовня с колокольней. Побуждением к ее устройству послужило чудесное избавление в 1875 году местных жителей от сибирской язвы, по молитвам святого Адриана. В честь этого же события был установлен ежегодный крестный ход из села Обжи на святое место — 14 июня, в день перенесения иконы преподобномученика из Ондрусовской обители в часовню. http://eparhia.karelia.ru/1805.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04660

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/114886.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕОНИД ОСТРОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Редакция текста от: 24.08.2019 16:47:27 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678965.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010