— Вот вы весь такой благостный, духовный батюшка: кандидат теологии, проповеди публикуете, толкования на Евангелие. Складывается впечатление, как будто вы родились с бородой и в очках… В чем подвох? — Подвоха достаточно… Более чем. У меня нет никаких иллюзий относительно своей внутренней жизни, поэтому мне надо либо лечь и ничего не делать за бессмысленностью, либо делать то, что по силам. Я вижу и ощущаю присутствие Божие во многом, в том числе и в Его слове. Поэтому мне хочется и другим указывать: смотри, оно и вот здесь, и вот здесь. И это не какая-то абстракция, это все про человека, причем про конкретного — тебя. — Отсутствие иллюзий — это вы о чем? — В этом году 13 лет с момента моей священнической хиротонии. В Церкви я примерно лет 20. Чем дальше, тем больше понимаю, что в плане духовного роста есть вещи, с которыми можно работать, там виден результат, а есть те, которые не двигаются практически совсем. На неофитском этапе нам часто кажется, что есть какой-то универсальный способ приобрести святость за полгода. Ну за пятилетку точно. Если я соблюдаю церковный устав, молюсь, пощусь, причащаюсь, исповедуюсь и делаю другие значимые вещи — а они, замечу, действительно значимые, — то я как будто обязываю Бога поступить ровно так, как хочется мне: если я хороший, Бог обязан сделать мне хорошо. Но Священное Писание целиком указывает на обратную логику. И Ветхий Завет, и Новый говорят, что хорошесть, комфортная обыденная жизнь и присутствие Божие — вещи друг с другом не соотнесенные. Никаких обязательств по этому поводу Бог на Себя не берет. — Духовный рост — очень туманное понятие. Объясните мне по-деревенски, что это такое. — Мне кажется, что рост — это углубление. То есть когда с течением времени мы становимся честней во всех смыслах, в том числе и с самими собой. Когда мы перестаем бежать и прятаться от Бога, как Адам. — Например? — Условно, я готовлюсь к Причастию. Мне нужно резко похорошеть. То есть я обычно не очень, но вот сейчас неделю буду читать молитвенные правила. Я так не делаю, но сейчас как бы надо. Я буду поститься, хотя тоже обычно этого не делаю, я примирюсь с ближними, в смысле напишу им эсэмэски: «Простите меня, и Бог вас простит», — не важно, что я в этот момент реально подумаю. То есть все базовые ходы я осуществлю, приду к Богу и скажу: «Ну, Господи, все, что мог. Теперь я лучше, чем был».

http://pravmir.ru/krestili-rebenka-a-che...

Господь Иисус Христос . 49. Кто видел небесную рать, поддерживающую праведную рать на земле? – Пророк Елисей и слуга его Гиезий. 50. Чей сын умер на ниве, которую его отец отобрал у бедняка? – Иорам, сын Ахава, умер на ниве, отнятой у Навуфея. 51. Какой царь, подвергшись нападению большого войска вражеского, приказал народу своему поститься, а сам молитвенно возопил к Богу о помощи, и наголову разбил войско вражеское? – Царь Иосафат. 52. Какой священник по приказу царя убит из-за того, что кричал царю и народу: «Поскольку вы оставили Господа, то и Он оставит вас»? – Захария, сын Иодаев, был убит в притворе храма по приказу царя Иоаса. 53. Что произошло с царем Иоасом, который приказал убить праведного Захарию? – Он проиграл в войне, разболелся, и слуги его убили его в постели. 54. Какому больному было сказано, что он умрет, а он заплакал и возопил к Богу, чтобы продлил ему жизнь, а также попросил пророка Исаию, чтобы и он молился Богу за его выздоровление? – Царь Иезекия, которому Бог продлил жизнь еще на 15 лет. 55. Кто из старейшин народных запретил Израильтянам жениться на чужестранках? – Ездра. И те, которые были женаты на чужеземках, отпустили их от себя. 56. Какой человек остался верен Богу, когда сатана искушал его и когда он потерял все, кроме души, и стал презираем всеми? – Праведный Иов. 57. Какая книга Священного Писания представляет собой наибольший молитвослов? – Псалтирь. 58. Какая книга содержит наибольшую в мире критику еврейского народа и его осуждение? – Та, которую сами евреи написали – Ветхий Завет . 59. Какого пророка евреи пилой порезали? – Исаию. А кого камнями забросали? Иеремию. 60. Кто из пророков предсказал, что Дева родит Мессию, и что ему дадут имя Емануил, что значит «С нами Бог»? – Исаия. 61. Какой человек появился на свет и без отца, и без матери? – Адам. 62. Кто родился от отца без матери, а кто от матери без отца? – Сын Божий в вечности родился от Отца без матери, а во времени, как Спаситель мира, от Матери без отца. 63. Чье рождение объявил Архангел Гавриил его отцу, а чье – его матери?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Те, кто уверовал прежде, Он спасает Своим сошествием во ад. Так были спасены Адам и Ева, благоразумный разбойник и все вообще уверовавшие во Христа до Его смерти. Как говорит Синаксарь Пасхи, «низшедши во ад, Он не всех восстановил, а только тех, которые восхотели уверовать в Него; души же святых, от века насильственно задержанные адом, Он освободил и всем им открыл восход на небеса» А те, кто уверовал сейчас также нуждается в том, чтобы Кровь Иисуса Христа очистила его от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). А как можно получить это очищение сейчас? Только через участие в смерти и воскресении Христа Спасителя можно получить спасение. Участвуем же мы в страстях Господних через Крещение и Причастие: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:3-11 ). «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол.2:11-12 ) «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:23-26 ).

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

формальной справедливости или закономерности (juste, по его терминологии) дела обожения Христом человечества, – закономерности, исчерпывающейся двумя требованиями: 1) чтобы новый Адам, заместитель ветхого Адама, по своей онтологической природе был подобен согрешившему прародителю, т. е. чтобы объектом обожения (не достигнутого в ветхом Адаме) была именно человеческая природа, и 2) чтобы новый Адам и по действительному употреблению (направлению) этой природы был именно тем идеалом (нормой) человека, в противоположную сторону от которого уклонился ветхий Адам и его потомки 7 . И эта мистическая идея об обожении человеческой природы во Христе с такою силой преобладала в сознании Иринея, что почти совершенно заслоняла в нем более близкий к нашему современному религиозно-церковному интересу к личности Христа, как подлинно страдавшего в борьбе за добро Человека, могущего посему спострадать нашим немощам. Насколько Ириней был далек от мысли придавать человеческому моменту в личности Христа самоценное религиозно-моральное значение,-это ясно сказывается у него почти всюду, где он ведет речь об отношении человеческой природы во Христе к божественному Духу-Логосу: во всех этих местах у Иринея на первый план выступает образ всесильного Логоса, а плоть (человечество) Его является лишь в качестве орудия, при помощи которого Он „закономерно” совершает победоносное поражение Диавола. В каждом моменте послушания Христова немощи и страдания лишь допускаются Христом, и будучи реально переживаемы, как известные психофизические акты, тем не менее не затрагивают Его сущности, каковою является лишь бесстрастный Логос. Особенно характерными в этом отношении является комментарий Иринея к евангельскому повествованию об искушениях Христа в пустыне. В изображении этой борьбы Христа с диаволом внимание Иринея привлекает личность Христа, именно как „могущественного Слова“, как „Господа, родившегося от жены“, который, будучи „и истинными человеком”, „разумно”, „справедливо”, а не „насилием”, „сокрушил нашего врага и усовершил человека по образу и подобно Божию” 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-harak...

Акиндин многократно возвращается к этой теме 1055 , и действительно, здесь, как и во всей своей концепции отношений между человеком и Богом, он чувствует себя сильно стесненным из-за consensus patrum относительно принципиальной непричащаемости божественной сущности; не будучи в состоянии проигнорировать этот consensus patrum, он пускается в целую серию оговорок, касающихся причащения божественной сущности в Евхаристии: это причащение, по его словам, энергетическое, очищающие для тех, кто причащается, относительное , невидимое, неощутимое и в определенной мере естественно непричащаемое, ибо, как говорит великий Дионисий, [божественная сущность] вне всякого соприкосновения и вне всякого причащения 1056 . Утверждение Акиндина, на первый взгляд весьма странное, о том, что евхаристическое причащение подразумевает причащение самой божественной сущности, тесно связано с его христологией, которая демонстрирует – в своей глубине, если не в употребляемых выражениях, – как бы неумение сохранить ортодоксальное равновесие между монофизитством и несторианством. Акиндин настаивает одновременно на неизменности тварного человечества Христа и на неизменности же его нетварной божественности 1057 , но ему недостает четкого понимания ипостасного единства. Разумеется, он допускает, что человечество Христа было обожено, но его концепция этого обожения не точна. Обоженное тело Христа, будучи тварным, причащая себе, не причащает Богу 1058 . Хорошо развитая прп. Максимом Исповедником концепция «общения свойств» ( περιχρησις των ιδιωμτων) в Иисусе Христе, по-видимому, абсолютно чужда Акиндину. Для прп. Максима и божество, и человечество присутствуют в Иисусе в полной мере; каждое из них обладает собственными свойствами, или «идиомами» – одно нетварно, второе остается тварным, – но оба принадлежат одному и тому же божественному Слову. Поэтому божественная и нетварная жизнь Слова, Которое есть собственная энергия Божества, сообщается человечеству Христа: в этом в точности и заключается тайна нашего спасения. В евхаристическом причащении наше человечество соединяется с обоженным человечеством Христа. По благодати ветхий Адам получает жизнь, которой Новый Адам обладает на правах собственности, в силу ипостасного единства. Это причащение вовсе не подразумевает участия в божественной сущности: было бы так, если бы у Христа была всего лишь одна природа, если бы он не был нам «единосущен по Своему человечеству» (определение Халкидонского собора) 1059 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Святитель Амфилохий доказывает, что мнение ариан о несовершенстве Единородного Сына противоречиво в самом себе. Если бы Христос действительно хотел избежать смерти на кресте и молился об этом Отцу, то тогда получаются две несообразности. Во-первых, Отец был бы представлен или бессильным, потому что не смог спасти Единородного Сына, или жестоким, поскольку не внял молитвам Христа. Во-вторых, Сам Христос оказался бы сильней Отца, потому что во время Своей земной жизни воскрешал умерших, а Отец не смог избавить от опасности Своего Единственного Сына. Однако Христос испытывал страх совсем с другой целью: Он желал перехитрить диавола и освободить человека. В Слове святителя Амфилохия также присутствует параллель — ветхий и новый Адам. Человеческий род подпал приговору смерти из-за сотворенного от девственной земли Адама, поэтому Христос по подобию Адама воспринял от девственной утробы человеческую природу и претерпел смерть, чтобы человеческий род возвеличился благодаря родству с Исправившим. Христос в лице Адама принимает приговор смерти, чтобы Адам через Христа получил благодать воскресения. Святитель Амфилохий также отмечает сверхъестественный характер совершенного Христом спасения человеческого рода. Воплощение Бога и воскресение из мертвых — явления, которые превыше естества. Подвергнуться смерти и оживотворить умершее тело — это великое и невероятное дело. Христос воспринял человеческое тело, считавшееся орудием греха, и пострадал на кресте за людей, чтобы соделать человека свободным от греха и через крещение даровать всем верующим истинную жизнь. Слово святителя Амфилохия является прекрасным памятником святоотеческой письменности, которое опровергает арианское мнение о тварности Сына Божиего и излагает православное учение о спасении человеческого рода. Особенность этой проповеди составляет теория обольщения, которая часто подвергается критике как несостоятельная и недостойная величия Бога. Однако у святителя Амфилохия обольщения диавола Христом чуждо тех крайностей, которые могли бы представить дело спасения низким обманом. Идея обольщения используется исключительно в полемическом контексте с целью опровержения арианского учения о тварной природе Единородного Сына. Толкование на слова:

http://pravmir.ru/slovo-na-den-pervomuch...

Впрочем, разве лента Аронофски не содержит богохульств? Чего стоит образ такого «бога», который посредством невнятных видений приводит человека к решимости убить новорожденных внучек, «бог», который проклял ангелов за их любовь и сочувствие к людям – это Бог Ветхого и Нового Заветов или хула на Творца всего сущего и Ипостасную Любовь? Что же случилось в нашем королевстве, что черное более не называем черным и не предлагаем воздержаться – хоть бы ради идущего Великого Поста! – от явной белиберды, за просмотр которой ещё и требуется заплатить её авторам, продюсерам и прокатчикам? У меня есть одно единственное объяснение. И Адам, и Енох, и Ной, и Авраам подобно другим людям из Ветхого Завета, стали восприниматься современным православным сознанием в качестве неких отвлечённых художественных персонажей, собирательных образов, а вовсе не как реальные живые люди. Потому и их поступки, подвиги и грехи, оказываются не более, чем прекрасными притчами, расхожими сюжетами, одним словом баснями. Верить так, как всегда верила Святая Церковь, то есть считать, что описанное в Библии происходило на самом деле… Где-нибудь в церковно-приходской школе это ещё допустимо, но в прилично начитанном обществе и среди образованных богословов давно не комильфо… Библия, снисходительно разъяснят вам, это не пособие по физике или даже по истории, это – икона, которая всегда строится по своим собственным законам и её цель состоит в том, чтобы привести нас к определённым нравственным урокам, подчас (то есть никогда) не имеющим отношения к реальности... и как икону её надо благоговейно поцеловать и – отставить повыше на полку. Характер ли нынешнего духовного образования виноват в этом или популярная литература, пронизанная духом времени – не скажу. Но так или иначе, весь Ветхий Завет оказался лишь интеллектуальной растопкой в печке нового маркионитства. Ветхий Завет надо разуметь духовно, сквозь призму Нового – вы слышали эти фразы? Буквально они повторяют известные церковные максимы, но означают уже не то, что у святых отцов. Ныне они символизируют полный отказ от всех святоотеческих подходов к Писанию, когда прямой смысл повествования был подлинным и самоочевидным. Сегодня с их помощью вы можете понимать библейский текст как угодно, но только не в прямом смысле. Можно и похвально рассуждать, что Потоп был каким угодно, но только не действительно Всемирным. Можно понимать Шестоднев, как сотни тысяч лет эволюции - да ради Бога! Можно – как три-четыре-пять миллиардов лет - какие проблемы? Но чего вы точно не можете, не рискуя быть осмеянным православной образованной интеллигенцией, - это верить, что это шесть обычных дней по 24 часа?

http://radonezh.ru/analytics/khamstvo-v-...

Кстати, разве лента Арнофски не содержит богохульств? Чего стоит образ такого «бога», который посредством невнятных видений приводит человека к решимости убить новорожденных внучек; «бога», который проклял ангелов за их любовь и сочувствие к людям. Это что: Бог Ветхого и Нового Заветов или хула на Творца всего сущего, о Котором в Писании говорится, что Он есть Любовь? Что же случилось в нашем королевстве, что черное более не называем черным и не предлагаем воздержаться — хоть бы ради идущего Великого Поста! — от явной белиберды, за просмотр которой ещё и требуется заплатить её авторам, продюсерам и прокатчикам? У меня есть одно единственное объяснение. И Адам, и Енох, и Ной , и Авраам, подобно другим людям из Ветхого Завета, стали восприниматься современным православным сознанием в качестве неких отвлечённых художественных персонажей, собирательных образов, а вовсе не как реальные живые люди. Потому и их поступки, подвиги и грехи оказываются не более чем прекрасными притчами, расхожими сюжетами, одним словом — баснями. Верить так, как всегда верила Святая Церковь, то есть считать, что описанное в Библии происходило на самом деле… Где-нибудь в церковно-приходской школе это ещё допустимо, но в прилично начитанном обществе и среди образованных богословов давно не комильфо… Библия, — снисходительно разъяснят вам, — это не пособие по физике или даже по истории, это — икона, которая всегда строится по своим собственным законам, и её цель состоит в том, чтобы привести нас к определённым нравственным урокам, подчас не имеющим отношения к реальности... Как икону её надо благоговейно поцеловать и — отставить повыше на полку. Характер ли нынешнего духовного образования виноват в этом или популярная литература, пронизанная духом времени — не знаю. Но, так или иначе, весь Ветхий Завет оказался лишь интеллектуальной растопкой в печке нового маркионитства. Ветхий Завет надо разуметь духовно, сквозь призму Нового — вы слышали эти фразы? Буквально они повторяют известные церковные максимы, но означают уже не то, что у святых отцов. Ныне они символизируют полный отказ от всех святоотеческих подходов к Писанию, когда прямой смысл повествования был подлинным и самоочевидным. Сегодня с их помощью вы можете понимать библейский текст как угодно, но только не в прямом смысле. Можно и похвально рассуждать, что Потоп был каким угодно, но только не действительно Всемирным. Можно понимать Шестоднев, как сотни тысяч лет эволюции — да ради Бога! Можно — как три-четыре-пять миллиардов лет — какие проблемы? Но чего вы точно не можете, не рискуя быть осмеянным православной интеллигенцией, — так это верить, что речь идёт о шести обычных днях по 24 часа.

http://pravoslavie.ru/69807.html

Прп. Исидор Пелусиот ч. 1, с. 22]: «Положи руку твою под стегно мое, и закляну тя Богом небесе и земли (Быт.24:2), - заключил Авраам повеление свое служителю. Ибо он, как Пророк и прозирающий в будущее, чистотою ума провидел, что от чресл его воплотится Бог небеси и земли, Господь наш и Владыка Христос, и от семени Авраамова приимет (Евр.2:16)» Свт. Филарет Московский ч. 2, с. 48]: «Апостол Павел дает истории странствующих Патриархов высший вид и разум, когда говорит, что сие странствование было хождение верою, ожидание неподвижныя основания имеющего града, которого зодчий и основатель есть Бог, искание отечества небесного (Евр. 11:8-16). Сие значит, что внешние и видимые приключения Патриархов выражали духовный и внутренний путь. Иисус Христос в постепенном действии Своего ходатайства между Богом и человеками есть путь и истина и жизнь (Иоанн 16:6). В церкви патриархальной и ветхозаветной Он являлся как единый среди многочисленных распутий Путь, через обетования, прообразования, очищения, ведущий к Божественной истине: в Новом Завете Он открывается преимущественно как всеобщая Истина всех времен и всех народов, вещественность образов и сеней, просвещение сидящих во тьме язычества: во втором, наконец, пришествии Своем Он прославится, как единая всеобщая вечная Жизнь, да и сама смерть пожерта будет Его победою. Две последние эпохи заключаются в первой как цвет и плод в семени или новосаждении. И если родом и образом новосаждения предвещается цвет и плод: то удивительно ли, что ветхими днями Церкви предобразуются дни ее обновления и славы? Но как во всеобщей Церкви каждый человек, обращающийся к Богу, есть как бы частная церковь Его: то не должно казаться смешением понятий и то, если путь Провидения и веры в церкви видимой приемлет за указание на внутренний путь человека к соединению с Богом. Итак, в лице Аврама мы можем представлять себе дух веры, предводимый Богом, предводящий человека. Сара, неплодная в своем отечестве и в крепости возраста, но которая соделается благочадною в стране пришельствия, в дни старости, есть образ души, которая дотоле не может приносить плодов духовных, доколе находится в себе самой, и уповает на силы естественные, но которая под руководством веры, исходя во сретение Благодати, узрит наконец силу Божию, совершающуюся в своих немощах. Фарра непризванный Богом, с похвальною, впрочем, ревностью сопутствует Авраму; но умирает, не достигнув земли обетования: так напрасно ветхий, плотский, не возрожденный человек думает идти духовным путем, и природа силится подражать Благодати; ветхий Адам должен умереть на пути к совершенству».

http://sedmitza.ru/lib/text/431258/

А оттуда, от стоустного народа, восторженно гремят и к небесам восходят ответные: Воистину воскресе! Вот уже около двух тысяч лет эти победные клики оглашают не только наши храмы, но и всю вселенную, являясь и до сего дня свидетелями и непререкаемыми благовестниками Христова Воскресения. Братия и сестры! Святая Церковь , возвещая нам Пасху как «избавление скорби», призывает нас «просветиться торжеством, обнять друг друга, простить ненавидящих нас, ради Христова Воскресения». Не должно быть места в наших сердцах злобе, вражде, зависти, унынию, гневу. Ибо всё это расплавлено очистительным огнём Божественной любви и всепрощения. Ушло из сердца всё ветхое, пришло всё новое. Ветхий Адам возрождён новым, светоносным, небесным ( 1Кор. 15:45–49 ). Пусть всё это многим даровано на один миг, на одно мгновенное переживание. Пусть всего лишь на одну эту пасхальную ночь душа наша озарилась и просветилась до самых сокровенных глубин блеском пасхальной молний, но она, однако, озарилась ею, ибо, откуда же возник бы в ней этот подъём духа, этот всплеск ликования и восторга? Братия и сестры! В момент Своего воскресения Спаситель озарил сиянием света и радости ангелов в пещере гроба, и за ними – жён-мироносиц и святых апостолов. С тех пор этот свет и радость преемственно передаются из века в век, из поколения в поколение, и дошли до нас, озарив и нас в эту ночь Христова Воскресения. Для Господа – тысяча лет как день един, и сердце человеческое всегда было и есть одно и то же сердце. Христос и сейчас воскресает и будет всегда воскресать в том же человеческом сердце, будь то сердце жён-мироносиц, святых апостолов или сердце каждого из нас, многогрешных. Будем всегда очищать наше сердце и в нём хранить свет и радость Христова Воскресения! Будем оберегать это сокровище (свет и радость воскресения), просвещая, очищая, умиротворяя и укрепляя им свою душу и свою жизнь. Христос воскресе! Аминь. Читать далее Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной)/Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010