На этом исповедании и вере зиждется спасительная евангельская проповедь всех Апостолов и их преемников. Вот почему восхищенный на небеса Апостол Павел, как бы изъясняя это изречение Господа, богодухновенно говорит: По данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, основание положил, а другой строит... никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:10–11 ). В другом же смысле основанием наученных во Христе верующих, которые суть члены Тела Христова, или Церкви ( Кол. 1:24 ), он называет всех вообще Апостолов и пророков: Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф. 2:19–22 , Ср. 1Пет. 2:4 ; Откр. 21:14 ). Но если таково богодухновенное апостольское учение об основании и Главе Церкви Божией, то вполне естественно, что и святые Отцы, твердо державшиеся Преданий апостольских, не могли иметь или допустить мысли о высшем главенстве Апостола Петра и епископов римских или давать какое-либо иное, совершенно неизвестное в Церкви, противное истине и Православию толкование вышеприведенному евангельскому месту, равно не могли сами собою измыслить странного догмата о высших преимуществах римского епископа как преемника будто бы Апостола Петра, тем более, что Апостол Петр вовсе не был основателем Римской Церкви: история ничего не знает об апостольской деятельности его в Риме. Скорее, Римская Церковь основана была Апостолом языков Павлом, через его учеников; по крайней мере апостольское служение его в Риме определенно известно ( Деян. 28:15 ; Рим. 1:9; 15:15–16 ; Флп. 1:13 ). 15 . Божественные Отцы, уважая епископа Рима, только как епископа главного в империи города, оказали ему почетное преимущество председательства пред всеми прочими епископами, но при этом смотрели на него просто как на первого по степени епископа, то есть первого между равными. Эти преимущества впоследствии усвоены были и епископу Константинополя, когда этот город сделался столицей римского государства, как свидетельствует о том правило Четвертого Вселенского Халкидонского Собора, где между прочим говорится: «то же самое постановляем и определяем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, нового Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

///Но если сам епископ не имеет чистой совести и лицеприятен, ради неправедной наживы или ради подарков, которые он принял 132 , защищает совершающего нечестие и позволяет. ему оставаться в церкви:///такой епископ позорить свою общину перед Богом и перед людьми, и перед многими из единомышленников, еще нетвердыми в своем (христианском) сознании S 15/L 12//CA II. 11///или перед оглашенными 133 и вместе с собой увлекает в погибель юношей и девственниц. Ибо вследствие наглости нечестивца 134 ,//когда они видят его в своей среде, и сами они становятся сомневающимися в своем сердце, подражают ему, соблазняются и охватываются тою же страстью, и погибают с ним. Но если грешник 135 видит епископа и слуг его свободными от (всякого) упрека 136 и все/стадо чистым, то он не осмелится войти в общину 137 , так как он обвиняется своей совестью. Если бы это и случилось, если бы он, обладая смелостью, нагло вошел в церковь , (то) он будет изобличен и поруган епископом 138 ; и он посмотрит на всех их и ни в ком не найдет порока, ни в епископе, ни в тех, которые с ним, тогда он смутится и в великом стыде тихо удалится, плача и с растерзанной душой; и стадо останется при этом чистым. А дальше, – если он удалился, то он будет раскаиваться в своем грехе, плакать и воздыхать перед Богом 139 , и надеяться. И все стадо, если оно увидит плач и слезы того (человека), будет иметь страх, сознавая и размышляя о том, что всякий согрешающий погибает.///Поэтому, епископ, старайся быть чистым в твоих делах, и познай твое место, что ты поставлен как образ всемогущего Бога и занимаешь место всемогущего S l0/L 12//CA II..12///Бога 140 . Итак, займи твое место в церкви и учи, как имеющий власть судить грешников от лица всемогущего Бога. Ибо к вам, епископам, сказано в Евангелии: «Все, что свяжете на земли, будете связано на небеси» 141 . Глава VI О согрешающих и приносящих покаяние 142 ///Итак, епископ, суди строго, как всемогущий Бог , и тех, которые чувствуют раскаяние, ://: принимай с любовью, как всемогущий Бог, и возбраняй, увещай и научай; ибо также и Господь Бог клятвенно обещал прощение согрешившим. Как Он сказал через Иезекииля: «И ты, человече, скажи дому Израилеву: вы говорите так: преступления наши и грехи наши лежать на нас, и от них мы чахнем, как же можем мы жить? Скажи им: истинно жив Я, говорит Господь Адонаи, не хочу Я смерти грешника, но чтобы грешник обратился от своего нечестивого пути и был спасен. Итак, обратитесь, отстаньте от злых путей своих 143 и не должны вы умереть, вы, от дому Израилева» 144 . Таким образом, здесь Господь дал обращающимся грешникам надежду на то, что в своем раскаянии они найдут свое спасение, дабы они не оставляли надежды, не пребывали в своих грехах, S 16/СА II. 13. 14///и не прибавляли к ним (новых), но чувствовали раскаяние, воздыхали и плакали о своих грехах и обратились бы к Богу от всего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

По учению православной Церкви священник такой же человек, как все, имеющий благодать, способствующую в его служении и власть совершать таинства. Таинства совершает Христос Сам (см. выше в соответствующем разделе). Ссылка на слова Апостола Павла: «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы». 1098 Здесь не идет речь о действии вместо Христа в совершении таинства, а о прощении личном, что следует из контекста. На эту разницу в учении следует обратить серьезное внимание. В католической среде бытует мнение, что при совершении таинств благодать идет через священника, который является сосудом благодати или каналом, через который проходит благодать. На это положение направлена критика протестантов и сектантов. Такой взгляд на священника неизбежно приводит в постановке вопроса о том, что таинство может оказаться не совершившимся при недостойности священника. Поэтому в разговоре, когда затронут этот вопрос, всегда следует изложить православный взгляд и указать на его принципиальное отличие от католического. Отличается от православного и учение о неизгладимости Таинства священства, в то время как у православных священник может быть лишен сана и после этого становится мирянином. Обрядовые отличия хиротоний Отличается обряд хиротонии священника: «Правда, при церемонии посвящения (в священный сан Н.Т.) и обычный присутствующий пресвитер возлагает руки на голову посвящаемого, но это жест пожелания, а не посвящения». 1099 Более серьезным отличием является возможность хиротонии епископа одним епископом: «Одного епископа достаточно для посвящения епископа, но разрешено церемонию посвящения совершать только трем епископам. ... 4 канон Никейского Собора требует участия трех епископов, и только в особых стесненных обстоятельствах церемонию разрешается совершить одному епископу». 1100 Ссылка на Никейский канон неуместна, так как в его тексте отсутствует разрешение хиротонисать епископа одному епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

По характеру служения диаконам усвоена третья степень священнослужительства. Учреждение диаконства было вынуждено обстоятельствами обширного и ответственного делания св. апостолов. Об этом Лука повествует так: «В те дни, когда умножились ученики, произошел у эллинов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили пред Апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» (Деян. 6, 1-6). Нужно подчеркнуть, что формирование иерархического служения не является спонтанным в его теологическом обосновании - это часть естественного развития раннего христианства. Выделение этого нового образца священного служения во II и III веке происходило на основании постепенного признания всей Церковью значимости епископов как лидеров христианских общин. Высокий авторитет апостолов способствовал противопоставлению коллективного лидерства епископов, пресвитеров и харизматических лидеров. Именно таким образом лидерство, взаимоотношение и воплощение церковной власти логическим образом трансформировалось в первых веках и приобрело сформированный вид в виде трехстепенной иерархии: епископов, пресвитеров и диаконов. Добавим несколько слов и об апостольском преемстве. На основании анализа святоотеческих творений, древного Предания Церкви и здравого смысла, можно прийти к выводу, что суть апостольской преемственности заключалась в особом даре благодати Божьей, которая предавалась в чине возложения рук. Апостольская преемственность, как особый дар, который передавался от апостолов к их ученикам и преемникам, позволял не только сохранять порядок и благочиние в церквях, но и их внутреннее устройство и функционирование как единого Тела Христова. Она свидетельствовала о подлинности иерархического служения епископов, которых по «испытанию и наставлению в истинной вере» рукополагали на служение.

http://bogoslov.ru/article/292159

Престол. Престол есть в храме Божием на небесах: «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его , и Сидящий на престоле будет обитать в них» ( Откр.7:15 ). Престол в храме и Сидящего на нём Господа видит и пророк Исаия: «...видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм» ( Ис.6:1 )». И поскольку, как было сказано, христианам дана заповедь подражать Богу, и церковные храмы устраиваются по образу небесному, то и в них есть престолы – седалища для епископов, которые олицетворяют собою сидящего на престоле Христа 370 . И как на небесах престол находится за жертвенником – «жертвенник, который перед престолом» ( Откр.8:3 ), так на этом же месте находится престол и в православном храме; и как вокруг престола Божия были другие престолы – «И вокруг престола двадцать четыре престола...» ( Откр.4:4 ), «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» ( Откр.11:16 ) – так и в алтаре вокруг (полукругом с двух сторон) престола епископа располагаются меньшие престолы 371 для священников, которые олицетворяют этих святых старцев, то есть самых близких ко Христу святых. О том, что на небесах у Бога есть престол, и что восседает Он на нём среди других престолов, говорится также и у Даниила: «И поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями» ( Дан.7:9 ). По этому небесному порядку и устраиваются престолы в православных храмах, которые являются наглядным свидетельством и проповедью о невидимом устройстве Божьего Небесного Царства. Престол епископа и меньшие престолы для священников пророчески прообразуют также важное эсхатологическое событие, о котором предсказывая Христос: «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). В Церкви из древности были в храмах особые престолы для епископов (и для священников, очевидно, меньшие, как и сейчас). Об этом ясно говорится в «Апостольских Постановлениях» при описании того, как нужно устраивать здание церковного храма: «Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю. В средине 372 да будет поставлен престол епископа , а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы...» (кн. 2/57); «А наутро прочие епископы пусть помещают его (новорукоположенного епископа) на принадлежащий ему престол ...» (кн. 5/8).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Ред.) на пророка Амоса со следующими словами: " Передай это епископу, посланному в заточение, и скажи ему, чтобы он молился обо мне, ибо я отхожу ко Господу " . В ту же ночь она скончалась. Не страдавши ни горячкою, ни головною болью, она сама себя приготовила к погребению и предала дух в руки Божии. Об оклеветавшей одного чтеца Дочь одного пресвитера в Кесарии Палестинской, девица, пала и научена была соблазнителем своим оклеветать чтеца сего города и на него сложить вину своего срама. Сделавшись беременною, она на расспросы отца своего наименовала чтеца. Услышав это и пришедши в смущение, пресвитер донес епископу, а епископ немедленно созвал церковный совет. Призвали чтеца и стали расспрашивать его, как было дело. Чтец, будучи допрашиваем епископом, не сознавался. И мог ли он сознаться в том, чего не сделал? Разгневанный епископ строжайшим голосом сказал ему: " Так ты не признаешься в преступлении и не раскаиваешься, несчастный и исполненный нечистоты? " . " Клянусь тебе, отвечал чтец, я сказал сущую правду, что не имею участия в этом деле; я не виновен даже и в помысле о ней. Если же вам хочется, чтобы я сказал то, чего на самом деле не было, то виноват " . Когда он сказал это, епископ отрешил его от должности чтеца. После сего чтец бросился к ногам епископа и стал умолять его: " Если за то только, что я сказал: Да, я пал с нею, ты, владыко, рассудил лишить меня почетной степени и признал недостойным должности клирика при твоей святости, то повели, чтобы отныне она выдана была в жену мне, ибо и я теперь уже не клирик, и она не девица " . Выслушав сие, епископ и пресвитер, отец этой девицы, согласились отдать ее за чтеца в той мысли, что юноша крепко привязан к ней и уже не может оставить связи своей. Юноша, приняв ее в руки от епископа и отца ее, уговорил ее следовать за ним в женский монастырь и упросил настоятельницу оного держать ее до разрешения от бремени. Оставивши девицу в монастыре, сам чтец заключился в нечистую келию и стал вести жизнь крайне суровую, припадая ко Христу с сокрушенным сердцем, со многими слезами и стенаниями. " Ты знаешь, Господи, мои дела, говорил он, потому что Ты знаешь все и от Тебя ничто не сокрыто. Нет ни одного тайного места, в котором бы можно было укрыться от Твоей всепроницающей силы. Ты знаешь все, прежде нежели что случится. Ты один зришь глубины помышлений и всякое движение мысли видишь ясно. Ты строгий испытатель всего, что таится в душе, и Судия Праведный. Ты помощник обидимых. Ты Сам защитник оклеветаемых, недоступный никакому обману, ибо всякая неправда Тебе не угодна и весы правды Твоей всегда склоняются на сторону справедливости. Тебе всегда присущ свет неприступный, и всякое дело человека совершается в очах Твоих! Итак, Твоему праведному и неизменяемому суду предлежит открыть и мою правду " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1973...

Сам Господь, посылая учеников Своих на проповедь , сказал им: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19,20 ). Установив таинство причащения, Господь повелел апостолам, а в лице их и их преемникам, совершать сие таинство в Его воспоминание «доколе Он приидет» ( Лк.22:19 . 1Кор.11:26 ). Что сие таинство будет совершаться всегда, до самого второго Христова на землю пришествия, а следовательно, и истинные пастыри будут в церкви Христовой всегда, до второго Христова пришествия, поучает блаженный Августин , говоря: « Церковь (Христова) от времён самих апостолов через известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней, и имеющие продолжаться на все последующие времена, сохраняет и приносить Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова» (Против противн. Зак. и Прор. гл. 1, числ. 39). Из прочитанных слов видно, что сам Господь обещался быть здесь на земле с поставленными им для совершения таинств пастырями во все дни, даже до кончины этого мира, а Господь верен во всех словах Своих, ибо «небо и земля (скорее) прейдут, а словеса Мои не прейдут» (Марк. зач. 61), сказал Он. И блаженный Августин учит, что истинные епископы через преемство от самих апостолов будут «на все последующие времена». Далее Перетрухин заявляет: «мы веруем, что все епископы могут впасть в ересь», но своей веры ничем не подтвердил. Да и какая это вера? Истинные христиане веруют во св. соборную и апостольскую церковь , непобедимую от врат адовых, т. е. от всех гонителей и еретиков, а старообрядцы веруют «в уклонение епископов в ересь». «Верующие тогда могут спастись и без них», т. е. без епископов, но опять ничем этого не подтвердил, тогда как святые отцы поучают, что без епископов не может быть не только спасения, но даже и самого христианства. После этого Перетрухин читал слова апостола Павла: вы есте тело Христово и уди от части и толкование на эти слова из книги «О вере».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священником соделывает человека только Бог в Церкви, через благодатное, ведущее от Апостолов, таинство священного преемственного рукоположения. Непрерывная цепь, начало которой положил Христос и передал Апостолам, те в свою очередь, своим ученикам и так до епископа наших дней, получившего преемство через рукоположение ранее посвященных архиереев. Через руки апостола – епископа Божественная благодать Святого Духа сходит на новопосвященного. Как человек есть творение Божественных рук («Руце Твои сотвористе мя и создасте мя» Пс.118:73 ), так и священство есть нечто творимое, совершаемое в Таинстве хиротонии – проручествования, рукой Божией, через руки епископа-апостола. Мистическое раскрытие сущности священства, его Богочеловеческое основание (отношение Бога и человека) имеет прекрасную аналогию в Ветхом Завете. Проток Исаия к своему высокому служению был призван особо торжественным видением. Он видел Бога, сидящего на Престоле высоком и превознесенном, окруженного множеством серафимов, восхваляющих Господа. Исаия в покаянии воззвал: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами». Шестикрылый Серафим, взяв клещами с жертвенника горящий уголь, коснулся уст пророка со словами: «Вот это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен». И услышал пророк Исаия голос: «Кого мне послать? И кто пойдет для нас?» И воскликнул пророк, пораженный величием Господа: «Вот я – пошли меня». В этих немногих ветхозаветных строках пророчески содержатся все элементы христианской хиротонии: 1–4: созерцание величия Божия – ставленник духовными очами зрит Бога (Вера в Бога); 5: покаянное чувство – исповедь ставленника перед хиротонией «за всю жизнь»; 6: горящий уголь, взятый с жертвенника клещами – возложение рук епископа и дарование Благодати св. Духа; 7: очищение от беззаконий и грехов – соделование, вновь посвященного «новой тварью»; 8: зов Божий – призвание к пастырскому служению; согласие на посланничество – добровольное апостольство (посланничество на пастырство).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Узнав всё о святом Василии, Елпидифор подкупил золотом знакомого тюремного сторожа, чтобы получить доступ к епископу и себе и обоим диаконам. Так приходили они часто к святому Василию, каждый день пели священные песнопения, а ночью усердно молились. Накануне того дня, когда надлежало предстать перед царем на допросы, святой епископ позвал сторожа и попросил призвать диаконов и Елпидифора. Тюремщик охотно исполнил поручение. Тогда Василий стал по обычаю петь псалмы Давидовы, начиная от псалма «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его» (Пс. 131:1). Когда он дошел до слов: «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:9–10), он повторил их трижды, воздев руки. Видя печаль и слёзы молящегося, диаконы усомнились, не убоялся ли епископ предстоящих мучений. Но тот знал значение этих слов, предсказывая, что тело его, по усечении главы, брошено будет в море. Окончив пение псалмов, уже на рассвете, епископ сказал диаконам: — Братья мои, по наущению диавола, нам предстоят жестокие искушения. Но вы не убойтесь, не изнемогайте от страданий, мужественно и непоколебимо стойте за веру, чтобы не посрамиться в день пришествия Господня. Духовными очами бодро обращайтесь к Тому, Кто Один может нас спасти, Кто может обратить печаль в радость, плач в веселье, слёзы в смех, труды в покой. Все блага и удовольствия жизни считайте ничтожными ради Сына Божия Иисуса Христа, чтобы вместе со всеми святыми быть наследниками Его Царствия. Знайте, дети мои, что в эту ночь мне явился Сам Господь и объявил, какой конец жизни ожидает меня, и сколько славы Его проявится через меня, раба Божия. Итак, вы не скорбите, но возвратитесь обратно к себе и утверждайте братию в духе христианства. Вместо меня изберите епископом Евтихия, сына Каллиста. Так сказал мне Бог; Он отдаст вам грешное мое тело. Диаконы горько плакали. Епископ, еще сказав обычное поучение, убеждал их возвратиться в Амасию. К Елпидифору он обратился с такими словами:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Церковное законодательство главным образом говорило о такого рода моральных качествах, отсутствие которых у верных не влекло всегда церковной епитимий, но которые являлись необходимыми для кандидатов в клир. Так, уже в послании к Тимофею мы находим следующие указания: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителей» (1 Тим. 3:2). Кроме того епископ должен быть «хорошо управляющим домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? " (1 Тим. 3:4—5). В том же послании к Тимофею содержится другая группа требований, которая относится к хорошей репутации клирика: «Епископ должен быть не пьяница, не бийца, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив» (1 Тим. 3:3). В каноническом праве эта последняя группа требований, предъявляемых кандидату в священство, полу… «совершенной кротости». Нетрудно заметить обычным членам Церкви. Дальше требований, которые мы находим в послании к Тимофею, церковная власть не шла, считая, что эти требования являются тем максимумом, который она может предъявлять кандидатам в священство. 2. «Епископ должен быть миролюбив». Крайнюю противоположность миролюбию составляет убийство, умышленное или не умышленное. Определенных канонических постановлений относительно убийства как препятствия к рукоположению не имеется. Как мы указывали, они были бы излишни, т. к. убийство влекло за собой продолжительную епитимию (например, по Василию Великому, 20 или 10 лет), что само по себе исключало возможность рукоположения. Косвенным указанием на это может служить 66-е Апостольское правило, которое подвергает извержению клирика, совершившего убийство. Это означает также, что и совершивший убийство не может быть допущен в клир. Василий Великий предписывал извергать даже того, кто совершил убийство в состоянии законной защиты от разбойников. Вряд ли это на практике соблюдалось, как это видно из замечания Зонары, что это правило очень тяжко, т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010