Пр. Агафон. В Деян. св. (Oct. IX. 890—908) в исследовании говорится, что он жил в Скитской пустыне, пришел в пустыню ок. 364 года, в 392 году имел учеников и скончался ранее 435 года. Помещены затем изречения его из жизней отцов Росвейда и достопамятных сказаний. См. Христ. чтен. 1821. ч. 2.     Мученики от Лонгобардов. По чтению места в беседах Григория Двоеслова о сих мучениках (кн. III, гл. 27 и 28) видно, что из 400 большая часть пострадали (sed ех eisdem capimivis maxima multitudo...) Сн. Деян. св. Mart. 1. 142.     Св. Евфалия. В синаксаристе Никоима о ней следующее сказание: св. Евфалия была из Сицилии, имела матерь язычницу также Евфалию страдавшую течением крови: но свв. мучч. Алфий, Филадельф и Киприн (память их 10 мая), во сне явившись ей, обещали исцеление, если она уверует во Христа, она крестилась, исцелилась, крестила и свою дочь. Но сын ее Сермилиан, узнав о сем, едва не задушил матери, только с помощию служанки она вырвалась у него и убежала. Сестра же его Ефифлия, исповедав пред ним себя христианкою, жестоко бита и отдана слуге на растление, но она его ослепила молитвою и усечена мечем от брата.    В Деян. св. (Aug. VI. 12) тоже сказание из пролога. Полное сказание об ней в житии Алфия, Филадельфа и Киприна (Mai Т. II. 502). Время кончины их по сему житию полагается около половины 3 века. Кайетан относит кончину Евфалии к 267 году (De vitis Siculorum). 3     Евтропий, Клеоник и Василиск. Житие или мучение их, помещенное в печатных славянских минеях из рукописных древних славянских, неизвестно ни Фабрицию, ни Болландистам. Никодим в синаксаристе указывает также на мучение их, помещенное в сборнике — Ефреме.     О Пиаме сказание в Лавсанке Палладия. У Филарета (Подвижницы восточной церкви) она называется Пиамука. Другие называют ее Пиамун, что значит: матерь, питательница. 4     Пр. Герасим. В Деяниях св. (Mart. 1. 386) житие его также, как и в слав. минее, составлено из жизнеописания св. Евфимия, написанного Кириллом ок. 555 года, из жития Кириака и их Лимонаря или Луга, духовного Иоанна Мосха, который слышал о подвигах Герасима от старцев обители его. В это время жил еще стосемилетний Кириак, современник пр. Герасима Кириллом в житии Евфимия день кончины пр. Герасима означен 5 марта. Болландисты Константина Погоната, при котором по прологу жил св. Герасим (против чего сделано замечание в минее Димитрия ростовского; ибо пр. Герасим скончался за сто лет до сего царя), заменяют Феодосием младшим. В синодальном греч. прологе XV в. 364 сказано, что житие преподобного передано Софронием при Константине Погонате — вот где объяснение ошибки прологов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Я же смог сказать только: «Милостив буди мне, Господи! Тела не могу я вкусить». И ответил мне голос: «Если бы мог человек вкушать Тело, Тело и обреталось бы, но того никто не может, поэтому учредил Господь хлебы для причастия. Итак, с верою ли примешь?» И я сказал: «Верую, Господи!» И как только сказал это, Тело стало хлебом, и, возблагодарив Бога, принял я святую просфору. Когда же окончилась служба, я видел, что опять открылась кровля церкви и Божественные силы вознеслись на небеса. Услышав этот рассказ, братия вспомнила апостола, говорящего: Пасха наша, Христос, заклан за нас. И в умилении разошлись все по кельям своим, прославляя Бога, творящего великие чудеса. Некий брат пришел в уныние от того, что никак не мог выполнить назначенное ему послушание. Чтобы духовно укрепить отрока, старец рассказал ему такую притчу. Один человек имел поле, которое от невнимательного ухода запустело и заросло сорной травой. Однако хозяин решил снова сделать землю плодородной и поручил своему сыну очистить участок от сорняков. Молодой человек послушался отца, но, увидев, как много предстоит сделать, сильно приуныл. Вместо того чтобы взяться за дело, он лег на землю и уснул. И так поступал на протяжении многих дней, пока однажды отец не пришел посмотреть, как продвигается работа. – Почему до сих пор ты ничего не сделал? – рассерженно спросил родитель. Юноша ничего не ответил – да и что было ему отвечать? Тогда сказал ему отец: – Сын мой! Возделывай землю каждый день столько, сколько занимал прежде твой сон, таким образом подвигай свое дело вперед и не опускай рук. Взявшись за ум, сын так и поступил – и в недолгое время очистил поле. – Так и ты, брат, трудись понемногу и не унывай, и Господь поможет тебе, – заключил старец. Преподобные отцы, имена которых можно встретить в книге Агафон Египетский, преподобный (втор. пол. IV b.) – современник и сподвижник Макария Великого, подвизался в Скитской пустыне в Египте; отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей. День памяти – 15 марта. (Здесь и далее даты указаны по новому стилю. – Примеч. ред.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

На него восстала сильная брань от блудного беса, приносившего ему воспоминание жены его. Он исповедал это Отцам. Они, видя, что он подвижник, и исполняет все, заповедуемое ему, возложили на него сугубый подвиг, заимствовав его из различных жизнеописаний святых Отцов. От этого подвига он так ослабел, что слег в постель. По смотрению Божию пришел туда старец из Скита. В Египетском Ските — так называлась бесплодная и дикая пустыня, находившаяся в недальнем расстоянии от Александрии — жительствовали преподобные иноки, особенно обиловавшие благодатными дарами и даром духовного рассуждения. Скитянин посетил болящего, и спросил его: Авва! отчего ты болен? Он отвечал: Я из женатых, недавно пришел в эту пустыню, и враг навел на меня брань по поводу жены моей. Я исповедал это Отцам. Они возложили на меня различные подвиги, заимствовав их из жизнеописаний святых Отцов. Когда я начал исполнять их, то пришел в изнеможение, а брань сугубо возросла в теле моем. Скитский старец, услышав это, печалился, сказал ему: Отцы, как сильные, правильно заповедали тебе поступить так. Но, если хочешь, послушай моего смирения, и, оставив исполнение этих подвигов, принимай умеренное количество пищи в свое время, совершай умеренное правило и возложи на Господа всю печаль твою: Он победит врага, борющего тебя. Собственным же подвигом не возможешь получить победы на этой брани. Боримый брат начал вести себя по совету скитского старца: по прошествии немногих дней он почувствовал облегчение от болезни, и брань отступила от него”. Известный по особенному дару духовного рассуждения инок Скита, преподобный Агафон, был спрошен о блудной страсти. Он отвечал спросившему: “Поди, повергни силу твою в прах пред Богом, и обретешь покой”. Подобный ответ по этому предмету давали и другие великие Отцы. Вполне правильно и верно! если изменить естество может только Бог: то сознание повреждения, произведенного в естестве первородным грехом, и смиренное моление о исцелении и обновлении естества Творцом его, есть сильнейшее, действительнейшее оружие в борьбы с естеством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

Всеми силами подвизайся, чтобы внутренним твоим деланием в Боге побеждено было все внешнее. Преподобный Арсений Великий ( 82, 49 ). Внутреннее делание есть то же душевное делание; оно состоит во внимательной молитве устной и умной, в плаче сердца, в памятовании смерти, в самоукорении, в сознании и исповедании греховности своей и тому подобных деланиях, совершаемых подвижником внутри души, в самом себе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 49 ). Подвижника можно уподобить дереву: телесный подвиг – листьям, а душевное делание – плоду. Писание говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 7, 19 ). Из этого явствует, что цель всего монашеского жительства – стяжание плода, то есть умной молитвы. Впрочем, как нужны для дерева покров и украшение листьями, так нужен для монаха и телесный подвиг. Авва Агафон ( 82, 60 ). Авва Даниил скитский говорил: «Я жил и в общежитии, и в отшельничестве; испытав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». Авва Даниил ( 82, 89 ). Скудость в пище, страх Божий, плач и смирение да пребывают с тобою. Авва Евпрений ( 82, 123 ). Верный раб Христов! Храни в тайне твое делание и заботься с сердечной болезнью, чтобы не погубить мзды подвига твоего из-за человекоугодия. Делающий что-либо напоказ лишается мзды своей, как сказал Господь ( 82, 151 ). Братия! Безмолвствуйте каждый в келлии своей со страхом Божиим, трудитесь и преуспевайте в поучении и в частой молит Непрестанно исследуйте, на чем спотыкаетесь, и старайтесь исправиться, моля Бога с болезнью сердца, со слезами, в умерщвлении плоти, чтобы Он простил вам сделанные грехи. ( 82, 162 ). Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию они должны восстать и снова подвизаться ( 82, 201 ). Желающий достичь высокой духовной почести, то есть стяжать добродетели, должен отказаться от пристрастных попечении о каком бы то ни было человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛАНИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 492 опубликовано: 31 мая 2021г. МЕЛАНИЯ [Греч. Μελνεια], прп. (пам. греч. 8 июня). Время и место, где подвизалась святая, неизвестны. Память М. есть в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.); память и посвященное ей двустишие содержатся также в визант. стишных Синаксарях, откуда они перешли в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . О преподобной известно только, что она удостоилась мирной кончины. Ист.: SynCp. Col. 740; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 195. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 330. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Мелания, преподобная (пам. греч. 8 июня) См.также: АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.) АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.) АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта) АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта) АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая) АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562800.html

Один игумен произнес как-то довольно долгую проповедь о творении, которую завершил словами: «Каждый росток травы есть проповедь для того, кто умеет понимать». Несколько дней спустя старец, проходя перед его хижиной, увидел, что игумен подстригает выросшую вокруг траву. — Как приятно видеть тебя за укорачиванием твоих проповедей! — сказал он. Один старец сообщил как-то своим собратьям следующую весть: «Вчера авва Агафон зажег огонь и внезапно угас». Старец показывает послушнику его будущую келью. — В этой келье, — говорит он, — жили знаменитые отцы Памбо, Сысой, Архинт, Деодат, Климент и Просдоцим. — Не может быть! — воскликнул изумленный послушник. — Столько отцов жило в такой маленькой келье! Один старец из Скитской пустыни имел дар пророчества, и много людей приходило к нему. Но вот однажды он заперся в своей келье, не желая больше никого видеть, и стал проводить свои дни в полном молчании. Через год и один день авва Исарий спросил его: — Брат, почему ты решил перестать пророчествовать? — Потому что я понял, что для того, чтобы быть пророком, достаточно быть пессимистом, — отвечал старец. Один монах был недоволен монастырским верблюдом. Старец ему сказал: — Хоть он и ленив, но, тем не менее, работает целую неделю и ничего не пьет. А сколько людей на свете пьют и потом целую неделю не работают! Один старец как-то возмущался: — Не понимаю, зачем в монастыре расписание, если монахи все время опаздывают? Игумен ему ответил: — А как бы ты узнал, что монахи опаздывают, если бы не было расписания? Однажды монастырь аввы Виссариона, чья душевная деликатность была широко известна, посетил епископ. Старец, желая почтить епископа, немного склонного к чревоугодию, постарался приготовить для него достойную трапезу. Но когда епископ ему сказал: — Авва, надеюсь, ты не стал убивать кошку, чтобы приготовить этого зайца? — старец не смог удержаться и ответил: — Нет, владыко, я воспользовался уже дохлой. — Знаешь ли ты, брат, как называется животное, у которого множество ног, зеленые глаза и желтая спинка с черными полосками?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4163...

– Конечно, – отвечали евхиты. – Таким образом, проведя день в труде и молитве, – продолжал старец, – я зарабатываю немного денег и половину из них отдаю нищим, а другую употребляю на свои надобности. Когда же ем или сплю, тогда молятся за меня те, для которых я трудился, то есть получившие от меня милостыню. Видите, что я с помощью Божией и, занимаясь рукоделием, соблюдаю наставления святого апостола о непрестанной молитве. Блажен, кто с усердием и ревностью проходит свое звание, в которое он поставлен Богом, и трудится на общую пользу, забывая часто о своем покое, здоровье и о своих выгодах! Если служба или другие обстоятельства не дозволяют ему иногда помолиться так, как ему хотелось бы и как следовало бы, то он имеет утешение, что другие за него молятся. Страх Суда Божия Преподобный Агафон в продолжение трех дней до своей смерти лежал и, не смыкая глаз, смотрел вверх. Сидящая вокруг него братия спросила у него: «Что ты так смотришь, отче Агафоне?» – «Стою пред судилищем Христовым», – отвечал Агафон. «Неужели и ты боишься суда?» – спросили старцы. «Сколько мог, я старался соблюдать заповеди Господни, – отвечал им преподобный, – но я человек и как могу знать, угодны ли Богу дела мои?» – «Как? Ты не надеешься на добрые дела свои, которые ты делал из угождения Богу?» – возразила ему братия. «Не надеюсь, – отвечал святой Агафон, – доколе не увижу Самого Господа: ибо есть Суд Божий, и суд человеческий». Сказав это, он преставился. Примиритель Один пустынник пришел на некоторое время в скит. Он не нашел для себя кельи, и один из скитских старцев, имея у себя лишнюю келью, предложил ему занять ее, доколе он не найдет себе другой. К пришельцу стали приходить для беседы. Это не понравилось старцу, который дал ему свою келью. Он начал роптать и даже злословить о нем. «Я столько лет провел здесь в великом посте, – сказал он своему ученику, – и никто не приходил ко мне, а этот пришелец только несколько дней живет здесь, и все идут к нему. Пойди и скажи ему, чтобы он оставил нашу келью, потому что она нам нужна». Ученик же, придя к пустыннику, сказал: «Отец мой желает знать, здоров ли ты?» – «Скажи отцу своему, – отвечал пустынник, – чтобы он помолился обо мне, я немного болен». Ученик, придя к своему старцу, сказал, что пустынник нашел себе келью и скоро уйдет. Спустя несколько дней старец опять посылает ученика сказать гостю, что если тот скоро не выйдет, то он выгонит его. Ученик, придя к пустыннику, сказал: «Отец мой слышал, что ты очень болен, и послал меня навестить тебя». Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, что я, по молитвам его, теперь здоров». Возвратившись, ученик сказал старцу, что гость на этой неделе уйдет.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

Приметив, что меня начинает одолевать гнев, я оставил корзины и убежал " .Авва Иоанн Колов сказывал: " Однажды шел я со своим плетением по скитской дороге и встретился с погонщиком верблюдов. Он своими словами довел меня до гнева, и я убежал, оставив свои корзины " .Во время собрания в Скиту отцы хотели испытать авву Моисея. С презрением к нему они говорили между собою: " Для чего этот эфиоп ходит в наше собрание? " . Моисей, услышав это, молчал. Когда братия разошлись, отцы спросили его: " Ужели ты нимало не смутился, авва? " . Он отвечал им: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 5).Авва Кассиан рассказывал: " Авва Иоанн, игумен великой Киновии, пришел к авве Паисию, который сорок лет провел в самой уединенной пустыне. Имея к нему великую любовь и по любви свободу говорить с ним, Иоанн спросил его: " Какой подвиг совершил ты во столько времени в таком уединении, не тревожимый никем? " . Авва Паисий отвечал: " С тех пор как я уединился, солнце никогда не видало меня за трапезой " .– " А меня не видало во гневе " ,– сказал авва Иоанн " .Авва Исидор говорил: " Вот уже сорок лет, как я, хотя ощущаю греховные помыслы, но никогда не предавался ни пожеланиям, ни гневу " .Брат спросил авву Пимена: " Что мне делать? Меня искушает дух блуда и гнева " . Старец отвечал: " Давид говорил о себе: " Льва я поражал и медведя умерщвлял (см.: 1 Цар. 17, 35) " ,– а это может означать: я истребил гнев и блудный помысл сокрушал трудами " .Рассказывали об авве Агафоне следующее: " Пришли к нему некоторые, услышав о великой его рассудительности. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: " Ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец? " . Он отвечал: " Да, это правда " . Они опять спрашивают его: " Ты, Агафон, пустослов и клеветник? " . Он отвечал: " Я " . И еще говорят: " Ты, Агафон, еретик " . Он отвечал: " Нет, я не еретик " . Затем спросили его: " Скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес? " . Он отвечал им: " Первые пороки я признаю за собой: ибо это признание полезно душе моей, а быть еретиком – значит быть в отлучении от Бога; но быть отлученным от Бога я не хочу " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18593@ Подпись к иллюстрации: Прп. Агафон Скитский Размер файла: 73.56 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 09.01.2020 20:33:00 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/18593.html

Агафангел муч., с Климентом Анкирским ок. 312 года. 23 янв. Агафия, мученица Катанская при Декии в 251 году. 5 Февр. Агафия девица, мученица Никомидийская ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Агафодор, муч. Пергамский при Декии, с Карпом еп. и др. 13 окт. Агафодор, еписк. Херсонский, постр. в начале 4 века. 7 марта. Агафоклия мученица, постр. от госпожи своей, арианки. 17 сент. Агафоника, мученица Пергамская при Декии, с Карпом и др. 13 окт. Агафоник, Зотик. Феопрепий, Акиндин, Севериан и др. мучч. при Максимиане. 22 авг. Агафон, препод. Скитский 4 века. 2 марта. Агафон препод., папа Римский, ум. 682. 20 февр. Агафопод диакон и Феодул чтец, мучч. Солунские ок. 303 года. 5 апр. Агофопус и 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Аггей пророк. 10 дек. Аглаий, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Агния, дева, мученица Римская ок. 304 года. 21 янв. Агн, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Агриппина, мученица Римская при Валериане. 23 июня. Агриппа, муч. при Ликинии. 18 февр. Адам праотец. В Нед. свв. Праотец. Адам преп., из числа избиенных в Синае и Раифе ок. 304 года. 14 янв. Адриан, муч. Коринфский ок. 251 года. 17 апр. Адриан, муч. Никомедийский при Максимиане, и Наталия. 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии Палест. от Фирмилиана ок. 309 года. 3 февр. Астий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Астий, из 42 мучч. Амморейских ок. 840 г. от СарацИн.6 марта. Аза, муч. Исаврийский при Диоклетиане. 19 ноября. Азадан диакон, муч. Персидский ок. 380, с Иаковом пресв. 10 апр. Азария иророк. 3 февр. Азария, из трех отроков, с Даниилом прор. 17 дек. Азат, скопец, муч. Персидский 341 или 342 г. С 1000 мучч. 14 апр., с дщерью, еп. Симеоном и др. 17 апр. Азат, скопец, муч. Персидский 343 г., с Нирсой еп. и др. 20 ноября. Аифала, муч. Аравильский, с Акепсием. 11 дек. Аифал диакон, муч. Персидский в 380 году. 1 сент. С Акепсимом еп. и Иосифом пресв. 3 ноября. Акакий, муч. Птолемаидский (в Исаврии) ок. 273 г., с Павлом и Иулианией. 4 марта. Акакий, сотник, муч. Византийский ок. 303 года. 7 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010