76 . РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. 14687. «О построении нового трехпрестольного храма в Зосимовой пустыни и каменной трехэтажной колокольни и ограды кругом обители с тремя входными воротами и четырьмя по углам башнями с келиями при них». 77 . РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. «О монастырях Лавры и монашествующих за 1899 год». 78 . РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. 16458. «О дозволении иеромонаху Смоленской Зосимовой пустыни Нафанаилу обучаться при Московском Синодальном училище теории церковного пения». 79 . CD. «Жития святых». ООО «ДиректМедиа Паблишинг». 80 . CD. «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ». 81 . CD. «Большая энциклопедия Кила и Мефодия». 2003 г. 82 . Кавелина О.А. «Магнитная запись воспоминаний в интервью «Народному радио». Личный архив И. В. Гарькавого. 83 . «Дневники преп. Алексия и Владимира Зосимовских. Рукописи». Личный архив О.А. Четверухиной. 84 . Сайт «Новомученики и Исповедники РПЦ XX века» Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Братство во Имя Всемилостивого Спаса. 85 . Справка Центрального архива ФСБ РФ 10/А-3324 от 5.08. 2006 г. (Архив Зосимовой пустыни). 86 . Справка Центрального архива ФСБ РФ 10/А-6177 от 15.12. 2006 г. (Архив Зосимовой пустыни). Алфавитный уазатель имен, встрчающихся в патерике 70 Авдий – казначей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Авраамия (Лебедева Мария Философовна; † 1934) – старица-монахиня, мать о. Игнатия (Лебедева). Агафон († 681) – папа Римский, преподобный. Агафон Скитский († нач. V в.) – преподобный, подвижник Египетский. Аксаков Иван Сергеевич (1823–86) – русский публицист и общественный деятель. Один из идеологов славянофильства. Александр I (1777–1825) – Император Российский с 1801. Александр II (1818–1881) – Император Российский с 1855. Александр III (1845–1894) – Император Российский с 1881. Александр Зверев (1881–1937) – протоирей, священномученик, духовный сын старца Алексия. Духовник Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

235-237 «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига 238-239 239-241 АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 241-242 242-243 АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский 243-244 245-246 246-247 244-245 АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) 247-248 АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) 248-250 АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) 250-251 251-252 АГИОЛОГИЯ раздел богословия, в задачу которого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости 252-253 АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах 253-254 254-255 255-256 АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека 256-257 257-258 258-259 259-260 АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии 260-261 261-262 262-263 АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) 263-264 264-265 АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях 265-266 266-267 267-268 270-271 АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида

http://pravenc.ru/vol/i.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III МИЛОСТИВЫЙ [Иоанн Саманнудский] ( 27.11.686 или 689), копт. Александрийский патриарх (c 677 или 681). Сведения об И. М. сохранились в «Истории Александрийских патриархов» , он также кратко упоминается в соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» Абу-ль-Макарима (нач. XIII в.). Известно о существовании Жития И. М., составленного его ближайшим учеником и помощником Исааком Диаконом. В наст. время почитание И. М. в Коптской Церкви отсутствует. И. М. род. в г. Саманнуд в Н. Египте. Был разносторонне образован. Поступил в монастырь св. Макария (араб. Дейр-Анба-Макар). Во время паломнического путешествия по Скитской пустыне неожиданно заболел тяжелой и странной болезнью. После видения, в котором ему было открыто его буд. служение, и чудесного исцеления он вместе с 2 учениками ушел в Файюм и поступил в монастырь Братьев (араб. Дейр-эль-Ихва) недалеко от сел. Сайла. Здесь Мина, еп. Файюмский, рукоположил И. М. во иерея. Спустя некоторое время патриарх Агафон (659-677) попросил епископа прислать И. М. к нему в Александрию для знакомства, которое послужило началом возвышения И. М.: он был поставлен во главе александрийского клира. Патриарх Агафон готовил И. М. себе в преемники, он даже отказал в просьбе жителям В. Египта поставить его их епископом, что воспрепятствовало бы ему впосл. занять Александрийскую кафедру. Вступив на Александрийский престол после смерти патриарха Агафона, И. М. осознал необходимость мирного сосуществования с арабами-завоевателями. Он нуждался в их поддержке для противодействия халкидонитам, стремившимся завладеть большим количеством церквей в Александрии. Правитель Египта Абд аль-Азиз ибн Марван (684-703) оказывал покровительство И. М., хотя однажды патриарх подвергся тюремному заключению и едва избежал пыток. И. М. восстановил и украсил ц. св. Марка в Александрии. Продукция мельницы и маслодавильни, устроенных им, помогала нуждающимся выжить во время 3-летнего голода, вызванного засухами. Полемика И. М. с халкидонитами нередко заканчивалась обращением нек-рых из них в монофизитство.

http://pravenc.ru/text/469744.html

У одного из жителей Козельска, по имени Капитон, был единственный сын, взрослый юноша, ловкий, красивый. Отец решился отдать его в люди и привел его к старцу, чтобы получить от него благословение на задуманное дело. Сидят оба в коридоре, и около них несколько монахов. Выходит к ним старец. Капитон, получивши с сыном благословение, объясняет, что хочет сына отдать в люди. Старец одобряет намерение и советует отправляться сыну в Курск. Капитон начинает старца оспаривать. – «В Курске, – говорит, – у нас нет знакомых; а благословите, батюшка, в Москву». Старец в шутливом тоне отвечает: «Москва бьет с носка и колотит досками; пусть едет в Курск». Но Капитон все-таки не послушал старца и отправил сына в Москву, где тот вскоре поступил на хорошее место. У хозяина, к которому он поступил, строилось в это время какое-то здание. Вдруг сверху упало несколько досок, которые и раздробили молодому человеку обе ноги. Тотчас же телеграммой уведомлен был об этом его отец. С горькими слезами пришел он к старцу поведать о своем горе. Но горю этому помочь уже нельзя было. Больного сына привезли из Москвы. Долго он хворал, и хотя раны закрылись, но он уже остался на весь век калекой, не способным ни к какой работе. Один скитский брат просил старца Амвросия благословить ему поехать на Афон. Батюшка, по своему обычаю, говорит ему шутя: «Поедешь на Афон, будешь Агафон». Долго этот брат странствовал по монастырям и, наконец, скончался в Тихоновой пустыни, приняв перед смертью пострижение в мантию с именем Агафон. Другой инок передавал: «Моя родственница, старая девушка, пришла в Оптину пустынь помолиться и спросить батюшку Амвросия, что ей делать: поступать ли ей в монастырь или жить дома в семье? Батюшка ответил: „Иди домой, отец купит тебе какой-нибудь овин, поставит на огороде, и будешь жить“. Когда она возвратилась домой, отец, поздоровавшись с ней, говорит: „А я купил для тебя овин, поставлю его на огороде, ты и будешь там жить, как в монастыре“». 6 августа 1883 года пришла в Оптину женщина из Белевского уезда и добивалась увидеть о. Амвросия, но за многолюдством никак не могла пробиться до хибарки, где принимал женщин о. Амвросий. Наконец, она разыскала земляка-монаха и попросила его спросить у батюшки, как он велит молиться ей за сына – о здравии или за упокой? У нее был взрослый сын, глухой и глупый, так что сам не мог просить себе хлеба. В Казанскую, 8 июля, он пошел в сельскую церковь и пропал: ни в лесу и нигде кругом его не нашли. Старец ответил: «Зачем поминать за упокой; надобно поминать о здравии – найдется!.. Быть может, и скоро приведут его». Затем батюшка прибавил: «Сынок-то, сынок, да сама-то как живет? Пусть она свою жизнь переменит!» Когда эти слова старца передали женщине, она зарыдала и созналась в тяжком грехе… Сына же ее, действительно, нашли через несколько времени в Одоевском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Авксентий , (возрастающий, греч.) муч. севастийский, 13 дек. Авксентий , преп. вифинский, 14 февр. Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. хадкидонского, 18 апр. Авкт , (умноженный, дат.) муч. македонский, 7 ноября. Авраам (отец множества, евр.) и Лот, пдемянник его, 9 окт. Авраам преп., еписк. каррийский, 14 февр. Аврамий , еп. арвильский, муч. персидский, 4 февр. Аврамий преп. затворник, 29 окт. Аврамий , муч. болгарский, 1 апр. Аврамий пр. смоленский, 21 авг. Аврамий , архим. ростовский, 29 окт. Аврамий пр. гадициий, 20 июля. Автоном , (самозаконник, гр.) еп. италийский, муч. вифинский, 12 сент. Авудим , муч. тенедосский, 15 июля. Авундий , (изобильнее, лат.) муч. римский, 13 авг. Авундий св., ученик Валентина, еп. интерамнийского, 30 июля. Агавва измаильтянин, преп. сирийский, 22 ноября. Агав , (саранча, евр.) ап. из 70, 8 апр. Агапит (возлюбленный, греч.) диакон, муч. римский, 10 авг. Агапит преп., еп. синадский, исповедник, 18 февр. Агапит , папа римский, 17 апр. Агапит , преп. печерский, 1 июня. Агапий , (любимый, греч.) муч. римский, 20 сент. Агапий , муч. севастийский, 3 ноября. Агапий , муч. сицилийский, 24 янв. Агапий , муч. палестинский, 15 марта. Агапий , муч. кесарийский в Палестине с Тимофеем и Феклою , 19 авг. Агапий , муч. едесский, 21 авг. Агапия , (любовь, греч.) мученица иллирийская, 16 апр. Агафангел (добрый вестник, греч.) муч., 23 янв. Агафия , (добрая, греч.) муч. катанская, 5 февр. Агафия девица, мученица никомидийская, 28 дек. Агафодор , муч. пергамский, 13 окт. Агафодор , (благой дар, греч.) еписк. херсонский, 7 марта. Агафоклия (благославная, греч.) мученица, постр. от госпожи своей арианки, 17 сент. Агафоника , (благопобедная, греч.) муч. пергамская, 13 окт. Агафоник , (благопобедитель, греч.) 22 авг. Агафон , (добрый, греч.) препод. скитский, 2 марта. Агафон преп., папа римский, 20 февр. Агафопод (доброногий, греч.) диакон, 5 апр. Агафопус , (доброногий, греч.) из 10 мучч. критских, 23 дек. Аггей (торжественный, праздничный, евр.) пророк, 16 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Собственным же подвигом не возможешь получить победы на этой брани». Боримый брат начал вести себя по совету скитского старца; по прошествии немногих дней он почувствовал облегчение от болезни, и брань отступила от него». Известный по собственному дару духовного рассуждения инок Скита, преподобный Агафон, был спрошен о блудной страсти. Он отвечал спросившему: «Поди, повергни силу твою в прах пред Богом, и обретешь покой». Подобный ответ по этому предмету давали и другие великие отцы. Вполне правильно и верно! Если измерить естество может только Бог, то сознание повреждения, произведенного в естестве первородным грехом, и смиренное моление о исцелении и обновлении естества Творцом его есть сильнейшее, действительнейшее оружие в борьбе с естеством. Оружие это ослабляется упованием на себя, к чему ведет излишний и несоразмерный с силами телесный подвиг. Преподобный Кассиан Римлянин замечает, что «страсть вожделения по необходимости борет душу до того времени, доколе душа не познает, что борьба эта превыше сил ее, доколе не познает, что невозможно ей получить победы собственным трудом и усилием, если не будет помощи и покрова от Господа».    Весьма многие, желающие проводить благочестивую жизнь, приходят в совершенное недоумение, когда в них восстанут помыслы и ощущения плотского вожделения. Они смотрят на это, как на что-то странное, такое, чему не должно быть, приходят от этого в душевное расслабление и расстройство, часто решаются оставить Богоугодную жизнь, признавая себя неспособными к ней. Самое ошибочное воззрение на себя! Наше естество — в состоянии падения. В состоянии падения плотские вожделения ему естественны и не могут не возникать из него. Итак, не должно удивляться и приходить в недоумение при появлении помыслов, мечтаний, ощущений вожделения: это — естественная необходимость. Ей подчинен каждый человек; подчинены были ей все святые человеки.    Этого мало. Для самого преуспеяния в духовной жизни непременно нужно, чтобы возникли и таким образом обнаружились наши страсти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ПОСЛУШАНИЕ (См. также ДЕЛАНИЕ, МОНАШЕСТВО, НАЗИДАНИЕ, САМООТВЕРЖЕНИЕ, СВОЕВОЛИЕ, СМИРЕНИЕ) Возлюбленный сын! Доколе ты находишься в состоянии подчинения, внимай тому, что говорится тебе, старайся понять говоримое и тщательно исполняй его по значению и смыслу его ( Антоний Великий ). VI, 26. Имей постоянным залогом в сердце твоем послушание отцу твоему, и будет обитать в тебе страх Божий ( Антоний Великий ). VI, 31. Подобает юному монаху совещаться с старцем о каждом шаге, который он делает даже в своей келии... Если тебе будет что повелено, согласно с заповедями Господа Бога нашего, – соблюди и исполни это с тщательностью... Напротив того, если будет приказано что-либо противное Божественным заповеданиям, тогда должно отвечать приказывающему: повиноватися подобает Богови паче, нежели человекам... ( Антоний Великий ). VI, 34. Брат сказал авве Агафону: мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью: и хочется исполнить заповедь и опасаюсь скорби. Старец отвечал: если б ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь (авва Агафон). VI, 61. Новоначальные монахи, предавшие себя в послушание отцам, подобны мягким ветвям, удобно сгибающимся в обруч ( авва Исаия ). VI, 152. Тот велик, кто оказывает послушание брату своему ( авва Исаия ). VI, 165. Живя со старшим тебя, не позволь себе, не спрося его прежде, оказать благодеяние нищему. Не сделай этого тайно ( авва Исаия ). VI, 180. Прежде, нежели вопросишь старцев, помолись Богу, говоря: Господи Боже мой! Сотвори со мною милость, и внуши отцам дать мне ответ по воле Твоей. Помолившсь так, спроси отцов, что они скажут, – исполни с верою, и Бог успокоит тебя ( авва Исаия ). VI, 181. Будем оказывать повиновение отцам нашим по Богу, отсекая пред ними волю нашу, – и стяжем истинное послушание. Когда же стяжем его, то почиет над нами благословение отцов, как почило оно на Елисее ( авва Исаия ). VI, 235. Человек, образ Божий и подобие, послушанием истине возвышается над всем (авва Исидор Скитский). VI, 243. Равны следующие три: когда кто безмолвствует правильно, когда кто болен и благодарит Бога, когда кто находится в нелицемерном послушании. У этих трех – одно делание ( Пимен Великий ). VI, 345. Говорили старцы: если брат имеет доверенность к старцу и вдаст себя ему в послушание, с такого брата уже не взыскивается исполнения заповедей Божиих по его разумению, но он должен отречься от всей воли своей пред своим духовным отцом: повинуясь во всем, он не может согрешить пред Богом (Изречения безымянных старцев). VI, 396. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-./Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ./[Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скит, на коптском языке Schiet – пространная равнина. Скит отстоял от горы Нитрийской на 24 часа пути. Гора, или пустыня Нитрийская, «град Божий», по словам Иеронима, названная так по святости обитавших в ней пустынножителей, находится в нижнем Египте, в 70 милях от Александрии. Основателем нитрийского пустынножительства был св. Аммон, великий подвижник, скончавшийся в 357 году. Некоторые из старцев Нитрийской пустыни, как, например, Макарий, Серапион, Памво, Агафон и другие, имели кельи в Скиту, куда по временам уходили для большего безмолвия. Скит – дикая песчаная пустыня, где изредка попадались ключи, и то с водой, едва сносной для питья. В Скит и дороги не было: путь направляли по течению звезд… Основателем пустынножительства в Скиту был св. Макарий Египетский. Пустынники скитские были строжайшие подвижники воздержания. Во время пребывания в Египте И. Мосх вместе с Софронием побывали не только в Александрии и в обителях, находившихся в окрестности города, в Теренуфе, в обители Келий и др., но были и в отдаленном оазисе, где видели дивного подвижника Льва. См. подробнее в кн. «История православного монашества на Востоке». П. Казанский. Москва, 1854 г. 283–286. Теренуфа – теперь Теранне. Глава 55 Видение одного старца, жившего в скиту, и об авве Иринее Готовлю развлечение для братии. Авва Ириней рассказал нам, что один старец, живший в Скиту, увидал ночью, как диавол раздавал братии грабли и корзины. – Что такое? – спросил старец. – Готовлю развлечение для братии, – отвечал диавол, – чтобы они были рассеяннее во время славословия Бога. Тот же авва Ириней рассказал нам следующее: «При нападении варваров я удалился из Скита и, придя в Газскую область, взял келью в лавре. Взяв от аввы этой лавры книгу о жизни старцев, в тот же день присел за чтение. И лишь только раскрыл книгу, нашел главу, где говорилось о том, как один брат пришел к старцу, и говорит ему: – Помолись обо мне, отче. – Когда ты был с нами, – ответил старец, – я молился за тебя, а теперь ты ушел к своим, и я перестал молиться за тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преп. Мелании Римляныни. Внучка и подражательница старшей Мелании. Все свое огромное имение она употребила на сооружение церквей и монастырей, на выкуп пленных и другие богоугодные дела. Она путешествовала по Сицилии, в Карфаген, Александрию; соорудила обитель близ горы Елеонской и в ней провела остаток дней своих. Супруг ее блаженный Апиниан разделял с нею труды и подвиги. Скончалась в царствование Феодосия Младшего, в 439 году, обратив ко Христу дядю своего Валузиана, умнейшего и знатнейшего мужа, которого не мог отклонить от язычества сам блаженный Августин . Чет. Минея от Метафраста и Палладиева Лавсаика, гл. 109. (Vita Memaphrasmea latine exstat ар. Surium 31 dec.). Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана. Преп. Зотика сиропитатсля. Римлянин, лично знаемый Константину Великому . Переселясь в Византию, принял пресвитерство и посвятил себя на служение больным и убогим. Пролог. Март. Р. Мес. В. Имеет канон на повечерии. Праздники и воспоминания по указанию триоди постной Суббота мясопустная: Память всех, от века усопших, православных христиан, отец и братий наших. Суббота сырная: Память всех преподобных и Богоносных Отец, в подвиге просиявших. В службе, особенно в каноне, творении преп. Феодора Студита (Чет. Минея 9 августа о преп. Псое), именуются: а) подвижники: Аввакир, Египетский инок 6 века, знаменитый терпеливостью. ( Иоанн Лествичник в 29 гл. 4 степени. Пролог 12 марта). Авксентий, «гора жительства высокого», отшельник Вифинский. (14 февр.). Аврамий, «страдалец чистоты». (29 окт.). Агапит. (Агапит был в числе учеников преп. Саввы Освященного. См. Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы. Агапит, «муж свят и совершен в добродетелех», был наставником преп. Евфросинии. 25 сент.). Агафон, «сосуд Божий», скитский отшельник, современник преп. Макария. (2 марта). Акакий, «послушания свет». (7 июля и 29 ноября). Алоний, преп. Египетский, современник преп. Агафона и Пимена Великого , 5 века. (Act SS. iun. I. 397). Аммоний, отшельник Египетский, ученик преп. Памвы (18 июля). По любви к безмолвию, отрекся от епископского сана, несмотря на моление избравшего его народа и патриарха Александрийского. Был весьма сведущ в Писании. Преставился в конце 4 или в начале 5 века. (Socr. IV. 18. Sozom. VI. 29. Fabr. V. 715).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Апок. Ш, 1. Галат. V, 24. Святый Исаак Сирский, Слово 2. Евр. III, 15. Матф. ХШ, 9. Ефес. V, 14. Лук. VII, 41, 42. 2 Цар. XII, 13. 3 Цар. XXI, 29. Лук. XIX, 9. Лук. VII, 47. Иоан. XI, 26. Матф. IX, 13. Матф. XXVШ, 20. Требник. Последование Исповеди. Исаии, I, 18. Иоан. I, 29. Матф. IX, 2—7. Матф. IX, 2-7. Иоан. VШ, 11. Иоан V, 14. Алфавитный Патерик. Слово 90-е. Патерик Скитский. Преподобный Агафон. Алфавитный Патерик. Пс. CV, 33. Второзак. III, 26. Иов. I, 5. 1 Кор. XV, 47, 49. Пс. L, 7. Матф. XXVII, 53. Иоан. Ш, 5. Гал. Ш, 27; Рим. VIII, 15. Рим. VIII, 14. Рим. VIII, 9. Рим. VIII, 16. Иоан. VI, 35; Псал. CIII, 15, 44, 8. Беседа I, главы 11 и 12. Иоан. XIV, 23, 24, 15, 10. Матф. V, 45. Матф. V, 19. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. Матф. VII, 22. 23. Матф. VII, 26, 27. Лествица. Слово 4-е, гл. 53. Лествица. Слово 4-е, гл. 31. Святый Исаак Сирский. Слово 56-е. Апок. III, 16. Вечерняя Молитва святого Иоанна Златоустого. Канонник. Иоан. XV, 5. Пс. L, 19. Лествица. Слово 7-е. Пс. L, 19. Исаии I, 18. Рим. V, 8, 9. Требник. Последование Исповеди. Требник. Последование Исповеди. Иоан. X, 10. Рим. Ш, 24.  Поучение в среду 1-й недели Великого поста. О вреде лицемерства О вреде лицемерства Аще поститеся, не будите яко лицемери сетующе Возлюбленные братия! Господь наш Иисус Христос, заповедав нам пред вступлением в подвиг поста прощение ближним их согрешений, повелел самый пост тщательно охранять от лицемерства. Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерство истребляет всю сущность добродетели. Лицемерство рождается от тщеславия Тщеславие есть суетное желание и искание временной похвалы человеческой. Тщеславие является от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы, и потому оно в омрачении своем ненасытно стремится к приобретению земной временной славы. Эта слава представляется ему, как и жизнь земная, вечным, неотъемлемым достоянием. Тщеславие, ищущее не самой добродетели, а только похвалы за добродетель, заботится и трудится единственно о том, чтоб выставить пред взоры человеческие личину добродетели. И предстоит лицемер человечеству, облеченный в ризу сугубого обмана: на наружности его видна добродетель, которой в сущности он вовсе не имеет, в душе его видны самодовольство и напыщенность, потому что он прежде всего обольщен и обманут в самом себе. Болезненно наслаждается он убивающим его тщеславием, болезненно наслаждается обманом ближних, болезненно и злосчастно наслаждается удавшимся лицемерством. Вместе с этим он соделывается чуждым Богу: пред Богом нечист всяк высокосердый

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1901...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010