Святой Пахомий тоже родился в Египте. Находясь на военной службе, он, во время одного похода, получил возможность познакомиться с христианской благотворительностью, пожелал сделаться христианином и, действительно, по окончании военной службы, крестился. Познакомившись с подвижнической жизнью в фиваидской пустыне, Пахомий для дальнейших подвигов избрал уединенное место около реки Нил, известное под названием Тавенны. Здесь у преподобного Пахомия возникла мысль основать общежительное иночество. На одном из островов Нила он устроил монастырь, в котором желающие могли подвизаться и жить вместе. Весть о подвигах Пахомия вскоре привлекла к нему множество учеников, так что построенный им монастырь не мог вместить всех желающих, и он принужден был основать еще несколько новых монастырей, находящихся недалеко друг от друга на берегах Нила. Он основал также и женский монастырь на противоположном берегу Нила, где поселилась его родная сестра. В основанных им монастырях Пахомий ввел определенные правила монашеского общежития. Это первый иноческий устав. Все общество монахов, разделенное Пахомием на 24 класса, по степени развития их духовной жизни, находилось под управлением одного общего аввы. Каждый монастырь имел своих начальников, называвшихся настоятелями и игуменами. Они находились в подчинении главного аввы и сообщали ему о состоянии своих монастырей. В монастырях были еще экономы с помощниками, заведовавшие хозяйственной частью. Начальствующие лица должны были быть образцом монашеской жизни для остальной братии. Под руководством своих начальников, монахи должны были проводить жизнь в молитве, чтении книг духовного содержания, особенно Священного Писания, и трудах. Общественное богослужение совершалось два раза в сутки – днем и ночью. Монахи собирались в церковь по условному знаку, скромно и в молчании, читали Священное Писание и молитвы, пели псалмы. По воскресеньям причащались святых Таин. Кроме того иноки должны были молиться самостоятельно перед отходом ко сну и после сна. После молитвы или богослужения настоятель беседовал с братией о христианской жизни. Чтением монахи занимались в своих кельях в свободное от молитвы и работ время. Книги они получали из монастырской библиотеки от эконома.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Он не ограничивался только тем, что давали ему на подобные расходы другие. Туда попадала и часть того, что он больше обычного получал в церкви; иногда ему совали деньги на личные расходы, или случалось какое- то другое неожиданное поступление. В таких случаях он вносил предложение: «Это нам Бог дал, может быть, отложим из них в левый карман?» Возражений, разумеется, не было, и постепенно подобные отчисления вошли в правило. Получил и специальное значение термин «левый карман». В поисках посредников между собой и нуждающимися люди обращались не только к духовенству. В городе была хорошо известна старушка Анастасия Ивановна, нищенка. Несколько лет назад обратили внимание, что из собранной милостыни Ивановна оставляла себе только самую малость, а остальное раздавала другим нищим или бедным многосемейным женщинам. Ей стали подавать больше, а она относила остатки в больницу или в тюрьму; в тюрьме ее помощь оказалась нужнее. Теперь уже люди специально стали приносить ей кто что мог для этой цели. Дошло до того, что перед Пасхой, Рождеством и другими большими праздниками ей давали лошадь, и она везла передачи на лошади. Теперь она уже не стояла с нищими, все нужное приносили ей на дом, а ее клиентами постепенно оказалось почти исключительно духовенство. Кстати, когда на Пасху 1925 года отец Сергий после освобождения зашел в собор, именно она подала ему булочку. А на следующий год, во время обсуждения кандидатуры на священническое место в соборе, она так охарактеризовала его: «Худой, строгий, подрясник из мешковины» — и этим завоевала ему симпатии многих. За последние годы Ивановна постарела, ослабела и уже не могла сама таскать тяжелые сумки, стала поручать это другим, но в ее избушку, как в штаб или перевалочную базу, по-прежнему стекались приношения. С переводом тюрьмы ближе к городу, в женский монастырь, передачами занялись монахини. Некоторые передавали от случая к случаю, пока их не переселили, а одна, мать Агапия, сделала это своим основным занятием. Эта высокая худощавая старуха оказалась юркой и находчивой. Живя на монастырском дворе, она изучила порядки, заведенные у новых соседей: когда выводят на прогулку, когда на работу, через какой двор, куда. Узнала, кто из охранников разрешает поговорить с заключенным, а при каком можно только заранее спрятать узелок с передачей между грядками на плантации, а потом, «нечаянно» столкнувшись на дороге, шепнуть, чтобы искали.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Гора Афон, Папа-Игнатий, папа-Неофит, Монахиня, соблазнившаяся блудными помыслами Фото начала прошлого века. В скиту Малой Анны.  (Публикуем впервые)       Папа-Игнатий, папа-Неофит, Монахиня, соблазнившаяся блудными помыслами         Мы решились опубликовать небычное поветвование и хотим сделать несколько предварительных замечаний к рассказу старца, где упоминается малоизвестная русским, но популярная на Афоне, книга «Грешных спасение» - Святая Гора Афон.   Монах Агапий (Ландос) один из величайших просветителей XVII века. Был практически единственным православным писателем своего времени, издававшим на собственные средства книги для простого народа. «Грешных спасение» один из первых трудов Агапия, вышедший в 1641 году.  Содержит указание пути ко спасению  на основании слов Священного Писания и творений святых отцов. Эта книга, изложенная простым языком, стала любимым чтением греков и переиздается до сих пор.   Тинос - это стров в южной части Эгейского моря.         Выходящий с Горы Афон в мир должен быть очень внимателен во время своих бесед, и прежде всего при разговорах с монахинями, для которых лучше всего подходят пожилые и опытные учителя, чтобы они сохраняли свои чувства чистыми.       Один аскет рассказывал нам следующее.      В скиту Малой Анны был духовник по имени папа-Неофит, подвизавшийся в каливе Святых Архангелов, где освященный Агапий написал свою книгу «Грешных спасение». Как-то этот духовник отлучился со Святой Горы и приехал в один женский монастырь на острове Тинос, где он исполнял обязанности священника. Насельницы этого монастыря проводили жизнь самую непорочную. Но была там одна слепая монахиня. Она однажды исповедала папа-Неофиту, что враг диавол вложил в ее ум по отношению к нему нечистые помыслы.  Он, как только услышал об этом так убоялся, что сразу возвратился сюда в скит Малой Анны.  Папа-Неофит был очень расстроен, потому что не мог  понять, как враг душ человеческих сумел посеять такие по мыслы у слепой. Однажды он собрал живших с ним по со седству духовников: папа-Киприана, папа-Стефана...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=109...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Сев.-Вост. Румынии (жудец Нямц), в Романской епархии Румынской Православной Церкви. Основан в Молдавском княжестве гетманом Гавриилом в 1642-1644 гг., во время правления господаря Василия Лупу . На территории мон-ря в 1644-1647 гг. возведен каменный триконховый одноглавый храм во имя святых архангелов Михаила и Гавриила (перестроен в 1823). В 1858-1861 гг. выдающийся румын. худож. Н. Григореску (1838-1907) расписал храм и создал для него картины в неоклассическом стиле. Самая древняя из сохранившихся икон мон-ря датируется 1-й пол. XVI в. Первоначально мон-рь был мужским. В связи с открытием в 1803 г. ДС в мон-ре Сокола его монахини были переведены в А., а монахи последнего - в Секу . В 1804-1834 гг. настоятельницей А. была Екатерина (в схиме Елисавета), сестра митр. Молдавского Вениамина (Костаки) . А.- один из наиболее крупных жен. мон-рей Румынии. В мон-ре, возглавляемом одной настоятельницей, действуют 2 устава: особожительный и общежительный. Имеются богослужебные книги на румын. языке, написанные кириллицей. Священники мон-ря, как и всех церквей в окрестностях г. Нямц, служат в фелонях российского покроя, т. е. с высоким оплечьем. Действует ДС для монахинь. В монастырском музее имеется богатое собрание произведений средневек. молдав. церковного искусства. Ист.: Некулче И. О самэ де кувинте: Летописецул Цэрии Молдовей. Кишинэу, 1969. Лит.: Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Vlenii-de-Munte, 1908-1909. 2 vol.; Stati V. Istoria Moldovei în date. Chiinu, 1998; Nicolescu C. Icoane vechi româneti. Bucureti, 1971. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63168.html

– В своё время архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил Вас на богословские штудии. В эмиграции вы окончили Свято-Сергиевский институт. На Ваш взгляд, каков статус женщины-богослова в церкви сегодня? – Наше время протодиакон Андрей Кураев назвал временем женщин-богословов. Он назвал несколько имен: П. Гайденко, О. Николаева… Я знакома с Татьяной Касаткиной, Ольгой Сокуровой. Читать их книги и говорить с ними – духовное наслаждение. Но, приехав в Россию, я тут же поняла, что «нет пророка в своем отечестве», особенно если этот «пророк» – женщина. В питерском кинотеатре «Свет» показали фильм о моих выступлениях и «бурной деятельности» в Европе. После фильма слово взял молодой человек (недавно ставший дьяконом). Он прочел обличительный текст, полный возмущения и проклятий в мою сторону. Не смеет православная женщина выступать, где ей вздумается, переписываться с западными богословами, вообще говорить, особенно «на языках». Место ее – кухня или монашеская келья. Главное, в зале сидело несколько незнакомых мне женщин, которые криками поддерживали молодого человека. Много больного у нас в «фантастическом» городе, да и в замученном народе. Но года три тому назад я узнала, что матушка Зосима (Нецветаева) написала диплом о моих книгах – большинство из них вышли не на русском, защитилась в Свято-Тихоновском Институте. Значит, и у нас появилось просвещенное женское монашество. В православной Европе «женский» вопрос (кроме Павла Евдокимова, Оливье Клемана и Элизабет Бер-Зижель) особо никем не поднимался. Не сравнить с активностью американок – Дики Янг, Энн Карр, Розмари Рутер. (Правда, все это протестантки). Элизабет Бер-Зижель говорила о женском служении в церкви. Написала даже книгу об этом. Как я слышала от нее, предисловие (одобряющее) к этой книге написал владыка Антоний Сурожский. Конгрессы и собрания на тему «женщина в церкви» проходили и, очевидно, проходят в хорошем румынском монастыре «Агапия». – В Европе Вы познакомились с удивительными людьми: архимандритом Софронием Сахаровым, протоиереем Борисом Бобринским, Оливье Клеманом. Труды Оливье Клемана привлекают всё больший интерес учёных. Однако, как о самом Оливье Клемане, как и о его учителе и друге Вл.Н. Лосском, мало известно. Каким был человеком профессор Оливье?

http://pravmir.ru/zhenshhina-i-tserkov-k...

Знаменский , 3 кл., в г. Осташкове. Основан в 1673 г. Здесь находятся чудотворные иконы: Нерукотворенного образа Спасителя, Тихвинская и Знамения Божией Матери. При мон. приют для девиц. Казанский , общ., в г. Вышнем Волочке. Основан в 1881 г. из существовавшей с 1872 г. женской общины. Здесь находится древняя греческая икона, представляющая собою поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. Эта св. икона сначала была домашней святыней имп. Андроника III Палеолога, затем пожертвована им Монемвасийской обители в Морее (в Греции); при нападении турок на эту обитель во время вторжения их в 1821 г. в Грецию, св. икона была перенесена настоятелем обители Агапием в г. Патрас; после смерти Агапия она, по его завещанию, досталась его родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Власопуло, сын которого в 1839 г. пожертвовал ее имп. Николаю I; в С.-Петербурге св. икона до 1868 г. хранилась в Зимнем Дворце, а до 1877 г. в Троицком соборе на Петербургской стороне, откуда 1 мая 1877 г. она и была перенесена в Казанский мон. Здесь она, будучи вставлена в средину другого образа с изображением пр. Ефрема Сирина и св. муч. Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 окт. в мон. бывает празднование в честь этой св. иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же св. икона, как думают, называется и Монемвасийской). Мариинский , общ., в 6 в. от г. Старицы. Учрежден в 1900 г. из женской общины, существовавшей с 1877 г. При нем школа и больница. Могилевский Успенский , зашт., общ., в 75 в. от г. Торжка, в 25 в. от с. Каменного, в верховьях р. Цны. Основан в 1634 г. иеромонахом Иовом и сначала был мужским; в 1900 г. обращен в женский. Здесь находится особо чтимая икона Успения Божией Матери. Св.-Троицкий , общ., при с. Иванькове, в 2 в. от с. Ильинского, в 25 в. от г. Корчевы. Учрежден в 1907 г. из женской общины, основанной в 1896 г. в память 17 окт. 1888 г. Спасский , общ., в Бежецком y., учрежденный в 1908 г. из существовавшей там женской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Старец же Агапий, воздев руки к небу, помолился Господу Богу со слезами, чтобы Господь Бог направил корабль в мир. И в тот же час корабль побежал по морю, словно ветром подгоняемый. Долго плыли они из этого немеркнущего света, и видели солнце и месяц, и звезды, озаряющие небеса. Доплыли они морем до иерусалимских пределов и, доплыв, прибыли в город Иерусалим. Всем городом встретили старца. В городе же том было множество больных, слепых и хромых. Старец Агапий милосердствовал к ним, питая их упомянутым хлебом. Они выздоравливали и радовались исцелению своему. Слепым он мазал глаза, и они тотчас прозревали и прославляли Бога и угодника его, преподобного отца Агапия чудотворца. И по многим городам прошла слава о преподобном отце Агапии, и множество народа стало стекаться к преподобному, больных, слепых, хромых – исцеления ради. Агапий же всех немощных исцелял названным хлебом. Но вскоре преподобный отец не захотел жить в славе мира сего и ушел из этого города. И отправился он в пустынное место на берегу моря, и, придя к какой-то каменной скале, увидел пещеру в ней и уготованное повелением Божиим ложе. Он поселился здесь, и прожил в пещере преподобный отец Агапий пятнадцать лет, день и ночь непрестанно молясь Господу Богу. И питался он тем упомянутым хлебом. Когда минуло пятнадцать лет, преподобный Агапий разболелся телом и почил на ложе своем, предав пречистую душу свою в руки Господа Бога, источая благоухание. По преставлении же его пришли к пещере той двое неких юношей, охотники на зверей, и увидели они на ложе тело преподобного отца Агапия, и лицо его, сияющее подобно солнцу, а в руках держал он свиток. И испугались юноши эти. Простились они с Агапием и возвратились в город Иерусалим, и известили патриарха об увиденном ими. Патриарх же, услышав о кончине преподобного, отправился к пещере со всем своим клиром и, дойдя до нее, увидел тело святого, лежащее на ложе. С почтением патриарх целовал его и взял из рук старца написанное им. И прочитал о том, как тот преподобный отец наш земным человеком путешествовал в рай и потом вернулся в мир. И взял патриарх упоминавшийся райский хлеб, лежавший у изголовья. Подивился он святой жизни старца и прослезился над ним. И, взяв тело святого, патриарх иерусалимский совершил отпевание надгробное в пещере той. И погребли старца с почетом, со свечами и каждением, приняв его благословение и прославили прославляющего Бога чудесами. И возвратился патриарх с клиром в Иерусалим, и со Христом Иисусом Господом нашим. Ему же слава и держава, Господу нашему, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово о Макарии римском

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агапий же сказал: «Да будет имя Господа благословенно отныне и вовеки». И, поднявшись, вышел из церкви. Он собрал всех монахов и сказал им: «Братья, кого вы хотите, чтобы я поставил игуменом вместо себя?» Братья ответили: «А куда сам ты собираешься от нас?» Агапий сказал им: «Господь Бог уводит меня от вас, и я иду по пути Господнему. А вы кого хотите, чтобы я поставил старшим над вами?» Монахи же ответили: «Кого тебе угодно, того и поставь игуменом». Агапий назначил им игуменом самого старого монаха и, устроив так и поцеловав их, ушел из монастыря, сказав: «Мир вам, и Господь с вами». И когда он пошел по дороге, увидел, что орел слетает к нему с небес, и Агапий преисполнился Святым Духом. Орел же, слетев к нему, полетел перед ним, указывая путь. Агапий точно следовал по пути за ним. И орел привел его к морскому заливу, а сам улетел от него. Агапий стоял на берегу, раздумывая, как бы ему перебраться через море, так как в морских заливах обитали дикие звери, которые поедали людей. Агапий сильно испугался. И когда от него улетел орел, он не мог решить, куда же ему идти. Стоя на берегу, он увидел, что плывет корабль, очень обрадовался и приблизился к морю. Он увидел на корабле ребенка и двух взрослых мужей.И когда Агапий хотел поклониться им и сказать «Добрый путь вам!», тогда малый ребенок первый сказал Агапию: «Агапий, здоров ли ты, что ты тут в заливах морских делаешь, разве не знаешь, что здесь водятся дикие звери и они могут съесть тебя?» Агапий ответил ребенку: «Кто сказал тебе мое имя, откуда ты меня знаешь?» Малый ребенок сказал: «Агапий, а ты не узнаешь меня? Разве не я живу по соседству с твоим монастырем? Не мой ли отец тот (имя его назвал), и не мои ли братья послушничают у тебя в монастыре?» И назвал всех по именам. Агапий, воздев руки, помолился Господу, говоря: «Господи, прославляю тебя за то, что послал мне встречу со своим сородичем в этих пустынных местах и глубинах морских». Ребенок спросил его: «Агапий, куда держишь путь и куда хочешь идти?» И ответил Агапий: «Не знаю я ни места, ни цели, куда идти, но путь мой – Господь Бог». Малый же ребенок сказал ему: «Агапий, ступай к нам на корабль, и перевезем тебя, куда ты хочешь». Агапий перебрался к ним на корабль и, посидев немного, от дороги и усталости задремал и уснул. А когда уснул, отрок велел мужам взять его и перенести через море. И там его положили и ушли все от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сотворили вечернюю молитву, и сели тут, и спросили святого Макария, и сказали: «Отец благой, как ты пришел на место это святое, скажи нам». И поведал нам Макарий о жизни своей с самого начала: «Скажу вам, братья. Склоните уши свои к словам уст моих, и послушайте меня, и расскажу вам обо всем. Я, грешный, Иванов сын был, насилие надо мной сотворили родители женитьбой. Совершили брак и привели мне жену. И когда настал вечер, хотели меня положить на ложе. Пока народ плясал, я вышел тайно, людьми не узнанный, и скрылся у женщины – вдовы. И пробыл там семь дней, скрываясь у вдовы, и та старица сообщала мне вести о скорби моих родителей. И сказала мне старица: „Сынок, уйди от меня, чтобы не увидели тебя здесь. Боюсь родителей твоих”. И встал в полночь в глухое время, вышел от нее и прославил Бога, не оставляющего никого, но подающего руку всем, кто молится ему. И послал мне Господь ангела Рафаила в образе мужа – старца – странника, и подошел он ко мне, и я спросил его: „Куда идешь?” И сказал он мне: „Куда ты своим умом помышляешь, туда я с тобою иду”. И сказал я: „Господи, настави меня на путь жизни моей”. И пошел вслед за ним по земле, и стали мы просить милостыню на пропитание себе. Я же не знал, что ангел ведет меня, но думал, что старец ведет меня. И длилось путешествие наше три года, и пришли на место некое и легли поспать. И когда я проснулся и не увидел возле себя старца, я заплакал, говоря себе: „Куда мне деваться в пустынях этих?” И тут услышал я голос, говорящий: „Я Рафаил, ангел Господень, приведший тебя на это место повелением Божьим”. И, услышав тот голос, я утешился. И снова пошел, не ведая пути, куда мне идти. И встретил меня некто дикий, что пасся. И заклял его Богом, сотворившим небо и землю, и сказал я ему: „Поведи меня в места, где живут люди”. И он пошел предо мной, и я пошел вслед за ним. Шел я за ним два дня, и встретил меня олень, и, увидев оленя, этот дикий возвратился назад. И повел меня олень следующие два дня, и встретил меня змей. И олень, увидев змея того, возвратился назад. Я же, увидев змея того, испугался и заклял я его именем Бога, чтобы не причинил мне никакого зла. И тут змей, поднявшись на хвосте своем, заговорил, как человек, и сказал мне: „Хорошо, что пришел ты на это место, раб Божий Макарий, вот уже двенадцать лет ожидает тебя место это, тебе уготованное. Так иди же за мной и увидишь место свое”. И прославил я Бога, слыша речь змея того, и пошел он предо мной, обратившись в юношу, и, приведя, поставил меня у дверей пещеры и стал невидим. Я же влез в пещеру и обнаружил мертвую львицу и детенышей, плачущих над ней и не могущих сосать молоко. И я стал кормить их, словно детей своих, верхушками древес, а мать оттащил и похоронил в пещере».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда война окончилась, и Евстафий уже с миром возвращался в свое отечество, случилось ему быть в одном селении, расположенном на живописном месте, при реке. Так как это место было удобно для стоянки, то Евстафий остановился с своими воинами на три дня: ибо Богу было так угодно, чтобы верный Его раб свиделся с женою и детьми, и чтобы рассеянные вновь собрались во едино. Жена его жила в том самом селении, имея сад, от которого с большим трудом снискивала себе пропитание. По смотрению Божию, Агапий и Феопист, ничего не зная о матери своей, поставили себе палатку около ее сада; воспитанные в одном и том же селении они имели одну общую палатку и любили друг друга, как единоутробные братья. Не знали они, что они — родные братья, однако, не ведая своего близкого родства, хранили между собою братскую любовь. Оба они ложились отдыхать около сада свой родительницы, недалеко от того места, где был стан воеводы. Однажды мать их около полудня работала в своем саду и услыхала разговор Агапия и Феописта, которые в это время отдыхали в своей палатке. Беседа их была такая: они спрашивали друг друга, какого каждый из них происхождения, и старший сказал: — Я помню немного, что отец мой был воеводою в Риме, и не знаю, почему он удалился с матерью моею из этого города, взяв с собою меня и моего младшего брата (а нас было у него двое). Помню я еще, что мы доли до моря и сели на корабль. Затем, во время морского плавания, когда мы пристали к берегу, отец наш вышел из корабля, а с ним и мы с братом, мать же наша, не знаю по какой причине, осталась на корабле. Помню я и то, что отец горько о ней плакал, плакали и мы с ним, и он с плачем продолжал путь. Когда же мы подошли к реке, отец посадил меня на берегу, а младшего брата моего, взяв на плечо, понес на противоположный берег. Когда затем он, перенеся его, шел за мною, прибежал лев, схватил меня и унес в пустыню; но пастухи отняли меня у него, и я воспитан был в том селении, которое ты знаешь. Тогда младший брат, быстро встав, бросился на шею его с радостными слезами, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010