В 1091 г. в великую церковь перенесены из пещеры мощи преподобного Феодосия.    Прославлялась обитель и святыми иконами. Таковы были из сподвижников преподобного Феодосия: святой Исайя Ростовский, святой Стефан — преемник его по игуменству, потом епископ Волынский, провидец Иеремия, помнивший еще крещение Русской земли, нестяжательный Григорий, утопленный князем Ростиславом за обличения, безмездный врач Агапит и другие. Особенным уважением пользовался подвиг затворничества. Кроме преподобного Антония и Моисея Угрина, этим подвигом прославился преподобный Исаакий. Семь лет провел он в пещере в подвигах и в борьбе с бесами и однажды подвергся такому сильному бесовскому искушению, что дошел до потери сознания и телесных сил; нужны были многие годы, чтобы святой подвижник оправился от болезни, но, выздоровевши, он опять ушел в затвор, где и подвизался до смерти. Из иноков, подвизавшихся после Феодосия, замечательны: известные нам Евстратий, Пимен Сухой, Кукша, иконописец Алипий, игумены Стефан, Никон и Поликарп. Из затворников известны особенно: Феофил, 12 лет не видавший солнца в пещере, плакавший день и ночь; он скопил целый сосуд своих слез, а ангел пред его кончиной показал ему еще другой сосуд слез, которые он ронял на пол и которые превратились в благовонное миро; Никита, бывший после епископом в Новгороде; через год своего затвора он подвергнулся искушению человеческой славы — по внушению беса, явившегося ему в виде ангела, перестал молиться, стал читать книги и сделался изумительным учителем, но опытные иноки, заметив, что он знал наизусть весь Ветхий Завет, а Нового не читал, поняли его состояние и молитвою отогнали от него беса; после этого его нужно было снова учить грамоте, потому что он все забыл, что знал. Третий затворник Иоанн (Многострадальный) замечателен своею борьбою против плотской страсти; 3 года он не вкушал пищи по 3—7 дней и носил вериги, потом 30 лет провел в пещере, наконец закопал себя в землю по грудь и пробыл так весь великий пост, претерпевая величайшие мучения от жара и судорог во всем теле; огненный змей палил его пламенем и грозил пожрать; в самый день Пасхи молния ударила в змия, он исчез, и страсть навсегда потухла в подвижнике.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Монах, сопутствующий им, называет по именам святых подвижников, лежащих по сторонам переходов, взывая: «преподобный такой-то или такая-то, моли Бога о нас!» Богомольцы, полагая на себе крестное знамение, лобызают св. мощи с таким же воззванием. Неподалеку от церкви преп. Варлаама покоится преп. Прохор Лебедник, который во время голода «молитвою былие – лободу творяше хлебы и с пепелу – соль». Далее – пр. Дамиан пресвитер, целебник, врачевавший молитвою и елеем; преп. Афанасий Затворник, пробывший в затворе 12 лет: преп. Агапит, врач безмездный, исцеливший зельем и молитвою вел. князя Владимира Мономаха ; священномученик Кукша, проповедовавший христианскую веру в земле вятичей и от них обезглавленный; преп. Пимен многострадальный, который сам просил себе продолжения болезни и пролежал на одре болезни 20 лет, за что получил дар исцелять других; преп. Нестор летописец и списатель жития преподобного Феодосия и св. братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба; преп. Моисей Угрин, служивший отроком у св. мученика князя Бориса и уведенный в плен Польским королем Болеславом, и многие другие. Несколько далее – препод. Иоанн многострадальный, вкопавший себя в землю по плечи ради подвига воздержания. Глава его, покрытая пеленами и скуфьей, и поныне выходить из земли. Усердные поклонники, прикладываясь к главе, преподобного, надевают скуфью себе на голову. За ним следует преп. Марк гробокопатель, преп. Алипий иконописец, сотрудник греческих художников в украшении Великой Печерской церкви, и многие другие подвижники и ревнители веры. В серебряной раке почивает препод. Никон. Он первый пришел к препод. Антонию и был четвертым игуменом Печерским и другом Феодосия. Далее по пути к третьей подземной церкви, в отдельном затворе, почивают рядом 12 братьев-муровщиков, трудившихся в построении Великой Лаврской церкви. В преддверии церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы покоятся четыре угодника: препод. Исаия затворник, Илья Муромец, богатырь русский, окончивший жизнь печерским иноком, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Агапит Печерский, Врач, прп. Описания иконы Агапит Печерский, Врач, прп. - житие Преподобный Агапит Печерский, врач ( " лечец " ) безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал. Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114 - 1125), прислав ему вареное был[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Агапит Печерский, Врач, прп. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Россия. 1814.] Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 3. Музей СпбДА, табл. 58. Ретушировано. Файл 3404.jpg:   Размер: 507x1115, 0.57 MPix, 54 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (194) , (12) .

http://pravicon.com/icon-1038

Слава, глас 2: Безконечная Твоя, Христе Царю, благодать/ и дарование велие,/еже даровал еси преподобному Твоему:/не токмо бо живый телом исцеляше недуги,/но и по смерти Божественною силою Твоею/рака мощей его нетленных/подает с верою приходящим исцеление./Тем молимтися, Благий Владыко,/святаго Твоего приводяще во умилостивление/по мнозей Твоей благости,/душевных и телесных нас недугов свободи/ и спаси души наша, яко Человеколюбец. И ныне, Богородичен. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА ВСЯ ПРЕПОДОБНОМУ. Преподобный Агапит Печерский, врач («лечец») безмездный Преподобный Агапит Печерский, врач («лечец») безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, пре подобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач – армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал. Святой Агапит исцелил Чернигов ского князя Владимира Мономаха , будущего великого князя Киевского (1114–1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров. Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @6812@ Подпись к иллюстрации: Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный Размер файла: 51.16 Кб Кто разместил: Павел Шпилевой Дата размещения 16.06.2012 00:04:49 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/6812.html

Не много времени спустя послал Князь Владимир одного из бояр своих к блаженному, которого на сей раз застал в келье и положил пред ним дары княжеские, но Агапит сказал ему: «чадо, ничего не принимал я ни от кого, ибо не своею исцелял силою, но Христовою, и ныне сего не требую», – «Знает, отче, и Князь мой, что ты ничего не требуешь, отвечал боярин, но утешения ради сына твоего, которому послал Господь чрез тебя здравие, приими сие для раздаяния нищим». «Если так, возразил старец, то с радостью приму, но скажи пославшему: и прочее, что имеет, ему чуждо, ибо ничего не может взять с собою, исходя из жизни, пусть лучше раздает нищим, ибо сам Господь, в них обретающийся, избавил его от смерти, я же сам по себе ничего бы не успел; и так молю, да не преслушает моих слов, чтобы горше что не пострадал». Сказав сие, блаженный Агапит взял принесенное ему злато и вышел из кельи, как бы для того чтобы где-либо скрыть, но вместо того скрылся сам, бросив злато за порогом своей кельи. Не много спустя вышел за ним боярин, и с изумлением увидел все принесенные им дары поверженными пред дверьми; он собрал их и вручил игумену; возвратясь же к Князю рассказал, что видел и слышал; тогда все уразумели, что это был истинный раб Божий, от Бога единого приемлющий мзду, а не от людей, и Князь Мономах, не смея его преслушать, начал щедро раздавать имение убогим. После многих трудов и богоугодных подвигов разболелся и сам безмездный врач сей. Узнав о том, посетил его Армянин и стал состязаться с ним во врачебном искусстве, спрашивая: «каким зельем врачуется такой или другой недуг?» Смиренно отвечал блаженный: «тем средством, каким подает здравие сам Господь, как врач души и тела». Ответ сей не вразумил Армянина, но скорее показался свидетельством его невежества во врачебном искусстве. Взяв за руку Агапита, он сказал: «истину говорю, что в третий день ты должен умереть; если же изменится слово мое, тогда буду таким же, как и ты иноком». Но блаженный с гневом сказал ему: «в том ли состоит твое искусство, что ты предсказываешь только о смерти, а не о исцелении? Если ты так искусен, то продли мне жизнь, если же это не в твоей власти, то для чего укоряешь меня, осуждая к смерти на третий день? Меня же известил Господь, что чрез три месяца к нему преставлюсь».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Трёх святителей – 30 января. Четырёх святителей – 5 октября. Святые угодники в алфавитном порядке с указанием дней памяти их. А арон первосвящ. (в неделю Праотцов). Або муч. † 790 года, 8 января. Аввакум муч. † 270 года, 6 июля. Аввакум пророк, 2 декабря. Авгурий муч. † 259, 2 августа. Августа м. (с Екатериною) 24 нояб. Августин еписк. † 430, 15 июня. Авда, еп. Сузы, св. † 418 г., 31 мар. Авда, еп. Каскарский и муч., † 375 г., 16 мая. Авделай свмуч. (с Симеоном) † 344 г., 17 апреля. Авделай, друг. муч., † 375 г., 16 мая. Авдифакс муч. † 269 г., 6 июля. Авдиисус муч. † 375 г., 16 мая. Авдий пророк († около 560 года перед Рождеством Христовым), 19 ноября. Аверкий муч., 26 мая. Авенарий, царь III века, 19 ноября. Аверкий Иерапольский † 167 г., 22 окт. Авив муч. (с Гурием и Самоном) † 320 г., 15 ноября. Авив Некресский IV в., 29 нояб. Авим муч. (из Маккавеев) † за 183 года перед Рождеством Христовым, 1 августа. Авксентий преп. в Вифинии † около 460 года, 14 февраля. Авксентий, учен. Космы, IX века, 18 апреля. Авксентий, преп. Вологодский, † 1521 года, 12 июня. Авксентий, муч. Севастийский, † 305г., 13 декабря. Авраам патриарх – в неделю Праотцов и 9 октября. Аврамий, преп. Печенгский, † 1517 г., 4 февраля. Аврамий, м. Болгар., † 1229 года, 6 марта и 1 апреля. Аврамий, преп. Чухломский, † 1375 г., 20 июля. Аврамий, преп. Смоленский, † не позже 1220 г., 21 августа. Авраамий Печерский, 21 августа. Аврамий, преп. Палеостровский, † около 1420 года, 21 августа. Аврамий Печерский, трудолюбивый, † XIV века, 21 августа. Аврамий, преп. Мирожский, † 1158 г., 24 сентября. Аврамий Ростовский, † XII века, 29 октября. Аврамий, затворник Геллеспонтский, † IV века, 29 октября. Автоном свящ. † 313 г., 12 сент. Авундий муч. III века, 13 августа. Агав, Ап. из 70, 4 янв. и 8 апр. Агапит, препод. Маркушевский, † 1584 года, 21 мая. Агапит преп., безмездный врач, † около 1095 г., 1 июня. Агапий Ватопедский, 1 марта. Агапий муч. † 303 г., 15 марта. Агапий муч. † 304 г., 3 апреля. Агапий, м. Римский, † 118 г., 20 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После многих трудов и богоугодных подвигов разболелся сам безмездный врач этот, блаженный старец Агапит. Узнав это, вышеупомянутый врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зелием лечится такой недуг. Отвечал блаженный: " Тем, которым сам Господь, как врач души и тела, подаст здравие " . Армянин понял, что он не сведущ во врачевании и сказал своим: " Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве " . Потом, взяв его за руку, сказал: " Истину говорю я: на третий день он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом " . Блаженный же с гневом сказал: " Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи. Если ты искусен - дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня? Бог оповестил меня, что я отойду к нему по истечении трех месяцев " . Армянин снова сказал: " Ты уже весь изменился; такие, как ты, не живут никогда дольше третьего дня " . Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться. Между тем, к преподобному Агапиту, самому столь тяжко больному, принесли из Киева другого больного для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью встал, как будто бы не болел, и, взяв свое обычное зелие, которое употреблял в пищу, показал армянину со словами: " Вот зелие, которое служит мне лекарством. Смотри и разумей " . Тот же, посмотрев, сказал святому: " Оно не из наших, но, думаю, из Александрии " . Блаженный посмеялся над его невежеством, дал больному выпить того зелия, и, помолившись, сделал его здоровым. Потом он сказал армянину: " Чадо, прошу тебя, поешь этого зелия со мной, если хочешь; потому что мне нечем угостить тебя " . Отвечал ему армянин: " Мы, отче, постимся четыре дня этого месяца, и теперь пост " . Услыхав это, блаженный спросил: " Кто ты и какой веры? " Он отвечал: " Разве ты не слыхал обо мне, что я армянин? " Блаженный сказал ему: " Как же ты осмелился войти сюда, осквернить мою келию и держать мою грешную руку? Выйди от меня, иноверец и нечестивец! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/rubrics/121236_5.html

С сих пор прекратилась против него брань бесовская. В строгом воздержании и бдении провёл он остаток дней своих. Когда он разболелся в пещере, его перенесли в монастырь, и на восьмой день он скончался о Господе, уже при игумене Иоанне. У блаженного Антония постригся Агапит, уроженец киевский. Он помогал пр. Антонию в попечении о больных. Когда делался болен какой-нибудь брат, Агапит, оставляя свою келью, шёл к больному, прислуживал ему, и варя зелье, которое сам ел, подавал больному, как лекарство, и больные вставали. Если же болезнь продолжалась, то Агапит усиливал свои молитвы о больном, и больной выздоравливал. Многие из города приходили к нему. Агапит никому не отказывал во врачебной помощи. Сделался болен, тогда княживший в Чернигове, Владимир Мономах . Не получая помощи от своих врачей, он послал просить к себе Агапита. Если я пойду к князю, говорил бл. Агапит, никогда не выходивший за ограду монастырскую, то должен идти и ко всем. Нет! ради славы человеческой я не пойду за ворота монастырские, чтобы не быть преступником обета моего пред Богом – оставаться в монастыре до последнего издыхания своего. Если прогонят меня, то я пойду в другую страну, и спустя несколько возвращусь опять». Он послал только князю варёное быльё, которое употреблял в пищу. Исцелённый князь пришёл благодарить чудотворца, но бл. Агапит скрылся. Когда от князя положено было золото в кельи, – он выбросил его вон. Чудесное врачевание сего безмездного врача возбудило зависть в славившемся тогда врачебным искусством армянин. Но многократными опытами уверившись, что во врачевании Агапита действует не земное искусство, а небесная сила, армянин сам сделался иноком, и в добрых подвигах кончил жизнь свою. Из Киева также пришёл к пр. Антонию в пещеру Евстратий. Раздав всё имение бедным, он постригся и прославился особенно постничеством. Оба великие руководители и начальники иноческой жизни в Печерской обители, Антоний и Феодосий, скончались почти в одно время. Года за четыре до своей кончины, пр. Антоний должен был оставить свою пещеру, в следствие гнева Изяславова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010