При игуменах Стефане, Никоне и Иоанне в течение 15 лет производилось строение великой церкви во имя Успения Богоматери, начатое еще при Антоние и Феодосие в 1073 г. и оконченное освящением храма в 1089. Необычайные знамения окружали и строение, и освящение этой главной святыни Киева. Варяг Шимон два раза видел в видении изображение будущей церкви и, явившись к Феодосию, дал ему откровенную свыше меру ее и богатый вклад на построение. Сама Богоматерь послала мастеров из Царьграда и, заплатив им за труды вперед, дала им для храма Свою икону и мощи семи мучеников. Небесная роса указала место для храма, а небесный огонь очистил это место от зарослей. Сами пришли иконописцы из Царьграда, нанятые там преподобными Антонием и Феодосием, спустя уже 10 лет после кончины этих святых. В 1091 г. в великую церковь перенесены из пещеры мощи преподобного Феодосия. Прославлялась обитель и святыми иконами. Таковы были из сподвижников преподобного Феодосия: святой Исайя Ростовский, святой Стефан — преемник его по игуменству, потом епископ Волынский, провидец Иеремия, помнивший еще крещение Русской земли, нестяжательный Григорий, утопленный князем Ростиславом за обличения, безмездный врач Агапит и другие. Особенным уважением пользовался подвиг затворничества. Кроме преподобного Антония и Моисея Угрина, этим подвигом прославился преподобный Исаакий. Семь лет провел он в пещере в подвигах и в борьбе с бесами и однажды подвергся такому сильному бесовскому искушению, что дошел до потери сознания и телесных сил; нужны были многие годы, чтобы святой подвижник оправился от болезни, но, выздоровевши, он опять ушел в затвор, где и подвизался до смерти. Из иноков, подвизавшихся после Феодосия, замечательны: известные нам Евстратий, Пимен Сухой, Кукша, иконописец Алипий, игумены Стефан, Никон и Поликарп. Из затворников известны особенно: Феофил, 12 лет не видавший солнца в пещере, плакавший день и ночь; он скопил целый сосуд своих слез, а ангел пред его кончиной показал ему еще другой сосуд слез, которые он ронял на пол и которые превратились в благовонное миро; Никита, бывший после епископом в Новгороде; через год своего затвора он подвергнулся искушению человеческой славы — по внушению беса, явившегося ему в виде ангела, перестал молиться, стал читать книги и сделался изумительным учителем, но опытные иноки, заметив, что он знал наизусть весь Ветхий Завет, а Нового не читал, поняли его состояние и молитвою отогнали от него беса; после этого его нужно было снова учить грамоте, потому что он все забыл, что знал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Недалеко от церкви, в малом углублении, почивают четыре отшельника: Агапит, врач безмездный, всех исцелявший молитвою, который начал свой христолюбивый подвиг еще при Антонии и восставил, заочным словом со смертного одра самого великого Мономаха; два брата Иоанн и Феофил, из коих первый по гласу святого гробокопателя Марка подвигся уже мертвый на своем могильном одре, чтобы уступить почетное место старшему брату, а тронутый сим послушанием Феофил провел остаток дней своих в неиссякаемых слезах; здесь и священномученик Кукша, просветивший словом Евангельским всю Вятскую страну и там умерщвленный стрелами диких. Кто исчислит имена ваши и деяния, Святые Печерские, открыто или в затворе почиющие по сторонам тесного перехода? Здесь Нектарий и Алексий Затворник, Григорий Иконописец, Сергий Послушливый и Савва. И Святой Меркурий, епископ Смоленский, прославленный чудесами на своей родине, пришел упокоиться в мирный вертеп наш; святительская мантия над каменною плитою свидетельствует о месте его погребения. «Что изображает икона сия над ракою одного из Преподобных?» – спросил я Владыку, и он отвечал мне: «Это ангельское пострижение Пимена Многоболезненного. Больным родился он на свет, больным и вырос, но зато болезнь телесная не дала в нем места душевной. Пламенно желал он иночества, но родители ему долго в том препятствовали, доколе сами не были вынуждены принести его в обитель, дабы там исцелился молитвами; но вместо исцеления, которого не желал сам болящий, Ангелы пришли к нему ночью в виде игумена с братиею и постригли его в иноческий образ. Они нарекли его Пименом и предсказали долгую болезнь, до смертного часа. Игумен, уразумев таинственное пострижение, не смел повторить оного. Пимен, исцеляя других, сам еще двадцать лет пролежал на одре болезни, и только тогда как пришли за душею его постригавшие Ангелы, встал исцеленным и обошел все келлии, чтобы проститься с братиею. Будешь ли теперь помнить, что изображает сия святая икона? Вот, недалеко от Пимена Многоболезненного Преподобный Нестор, которого вы особенно чтите в мире, как именитого летописца; мы же здесь еще ублажаем его и как великого подвижника нашей лавры, сотрудника Антониева и Феодосиева, ибо он с юного возраста посвятил себя Богу в сих пещерах и сперва сохранил заповеди Христовы на самом деле, а потом соблюл дела святых своих сожителей словом истины. Общество любителей истории оковало серебром его раку».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728.html

Никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого Завета, ибо он знал наизусть Бытие, Исход, Левит, Числа, Судей, Царств и все пророчества по порядку, и хорошо знал все еврейские книги, евангельских же и апостольских святых книг, преданных нам благодатью, чтоб исправиться и утвердиться нам никогда не хотел видеть, или слышать, не только что читать, и не позволял беседовать с собой из Нового завета. Потому все понимали, что он прельщен врагом. Встревоженные тем, пришли к прельщенному преподобные отцы Никон игумен, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исаия, который был епископом Ростовским, Матфей прозорливый, Исаакий, затворник пещерный, Агапит врач, Григорий чудотворец , Николай, который был епископом Тмутараканским, Нестор летописец , Григорий, творец канонов, Феоктист, который был епископом Черниговским, Онисифор прозорливый. Все они, сияющие добродетелями, придя, сотворили молитву к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что он больше не видал его. Выведя его из пещеры, они просили его сказать им что-нибудь из Ветхого Завета; он же клялся, что не читал никогда тех книг, которые прежде знал наизусть. А не знал он ни одного слова, потому что едва был обучен грамоте. Тогда, придя в себя молитвами преподобных отцов, он исповедал великий свой грех и горько оплакивал его, и принял на себя великое воздержание и послушание, начав чистое и смиренное житие, так что он превзошел всех добродетелью. Человеколюбивый же Господь, видя такое подвижничество блаженного и не презирая прежних его добродетелей, – к которым приучал он себя в юности, – принял его истинное покаяние. И, как принимая покаяние Петра, три раза отвергшегося от Него, сказал ему: « Паси агнцев Моих, паси овец Моих, паси избранных Моих» ( Ин. 21:15, 16 ), то же знамение благоприятного покаяния подал и блаженному этому Никите. За многую любовь к хранению всех заповедей Он сделал его пастырем словесного Своего стада, возведя на престол епископства Новгородского. И там, в уверение и ясное доказательство прощения святому того, бывшего раньше, падения – прославил его добродетельную жизнь дарами чудотворения. Однажды, во время бездождия, помолился он, и свел дождь с неба. Также он погасил пожар в городе, и творил много других чудес. И, упасши мудро словесную свою паству, преставился ко Господу. И так как искушен он был, как золото, оказался достоин венца вечной жизни. Да сподобимся его и мы, молитвами преподобного отца нашего Никиты, благодатью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому со безначальным Его Отцом и со Пресвятым, благим и животворящим Духом – честь, хвала и слава подобает, ныне и присно и во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Лаврентия затворника

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так оно и было. Печерский монастырь не забыл заветов своего устроителя. Игумен Стефан соединил двор для принятия нищих, приходившийся между двумя половинами монастыря, в одну систему строений, впрочем, не нарушив оград, которыми части эти отделялись друг от друга 18 . Общежительный устав во всей строгости, как известно, недолго продержался в Печерском монастыре, а вместе с его ослаблением, вероятно, пала и организованная благотворительность обители. Думаем так, потому что имеем примеры подобной зависимости явлений. Печерская братия делится теперь на богатых и бедных, богатые служат предметом внимания и почтения, бедные находятся в небрежении. Но теперь в монастыре развивается частная благотворительность: лучшие иноки раздают бедным всё, что имеют. Никола Святоша, князь-инок, сам ничего не вкушал кроме монастырской пищи, хотя имел много своего. Всё свое он раздавал странным, нищим и на церковное строение 19 . Преп. Иоанн роздал нищим все свое именье. Преп. Григорий, который имел только книги, продал их, а вырученное роздал убогим. Преп. Марк Печерник ничего не брал с иноков, которым готовил места для погребения, но, если кто сам давал, он не отказывался, брал, чтобы раздавать нищим. Преп. Алипий иконник делил на три части то, что получал за свое дело: одна часть шла на милостыню. Во время голода преп. Прохор Лебедник своими руками приготовлял хлеб из лебеды, который чудесно превращался в настоящий, и соль из пепла. Скромный Печерский инок оказывает противодействие самому великому князю Святополку Изяславичу, который в союзе с киевскими жидами запретил ввоз соли из Галиции, чтобы воспользоваться дороговизной соли. Когда она действительно вздорожала, и народ должен был платить большие деньги монополистам, Печерский монастырь раздавал соль даром. Это сбивает цену и расстраивает дурные замыслы 20 . Очень высоко ценилась добродетель милостыни в Печерском монастыре: раздать нищим значило дать Богу 21 . В самом монастыре для братии был организован уход за больными, по крайней мере упоминаются монахи «на то устроении – больным служити». Однако Печерские иноки не чуждались помощи и больным мирянам. Преп. Агапит, безмездный врач, имел дар исцеления. «И слышано бысть о нем в граде, яко некто в монастыре лечец. И мнози боляще приходяху к нему и здрави бываху» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора святых Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. В Собор святых Ближних пещер входят: преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 2 сентября и 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (†1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), праведная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Василий и Феодор († 1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский († 1065; память19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник († 1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник († ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец († ок. 1160; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), преподобномученик Кукша, просветитель вятичей († после 1114; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля и 27 августа), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября и 27 августа), священномученик Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 24 ноября и 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный († 1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий († 1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник, постник (XII-XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этот взгляд из греческой церкви перешел и в нашу отечественную вместе со всеми церковными и литературными памятниками, проводившими этот взгляд, и перешел притом весьма рано, вскоре же после ее основания. Но у нас, сообразно с степенью образования наших первых благочестивых пастырей и других представителей и руководителей церковного сознания, он явился первоначально в более конкретной, чем строго научной форме и весьма долго удерживал эту форму. Первыми представителями этого взгляда являются иноки Киево-печерского монастыря. В Печерском патерике и именно в сказании о преподобном Агапите, безмездном враче, рассказывается между прочим, что однажды пришел к преподобному пользовавшийся в то время большою известностью в Киеве врач-армянин, из зависти к безмездному врачу пытавшийся за несколько дней пред тем отравить его, но безуспешно, и застал преподобного за убогой трапезой иноческой. Последний гостеприимно предложил ему разделить ее вместе с ним. Гость отказался, сказав: «мы, отче, сего месяца четыре дня постимся и ныне у нас пост». Удивленный этим ответом, Агапит спросил: «Кто же ты такой и какой веры?» Гость отвечал: «разве ты не слышал обо мне, что я армянин». После этого преподобный воскликнул: «Как же смел ты войти и осквернить келию мою и держать за грешную руку мою? Изыди от мене, иноверне, и нечестиве». В том же патерике и именно в житии преподобного Феодосия рассказывается, что этот преподобный имел обычай весьма часто ходить в улицу заселенную армянами, препирался с ними о вере во Христа, укорял и обличал их, называл отметниками и беззаконниками, желая потерпеть от них смерть за исповедание имени Христова. Тот же преподобный в послании своем к великому князю Изяславу, восхваляя православную веру, как «единую истинную и спасительную», о представителях других вер и в том числе армянской говорит: «а сущему в иной вере, ли в латинской, ли в армянской, ли в срачинской, несть видети жизни вечныя, ни части со святыми» 156 . Официальный взгляд древней Русской Церкви на армянскую высказал митрополит Киприан (1376–1406) в своих канонических ответах игумену Афанасию. Вот что мы здесь читаем: «армянская же ересь гнуснейши паче всех ересей; сего ради не достоит православному крестьянину ни едино же общение имети с ними, ниже в праздничныя дни. Или паки в постныя припускати к себе, ниже к церкви такожде, ниже дружбы имети с ними какия, ни любви составляти с ними, занеже в правилах пишет, аще епископ или пресвитер, или дьякон, или кто из причетных к священному причту помолится внутрь церкви или кроме церкви с еретиком яко с невериым да извержется, аще ли же мирский человек есть да отлучится, сего ради не достоит ни единому же христьянину с еретиком общитися. Кое бо общение свету со тмою. Или неверну с верными, но отвращатися их достоит. Яко да устыдевшеся отидут от православных сошельства (сожительства?) или паки познавши свою лесть или прелесть. И придут со исповеданием к истинной и Православной Христовой Церкви ко избранному стаду Его» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

А старшие имели любовь к младшим, наставляя их, как детей любезных. Если кто падал в некое согрешение, утешали его; и трое или четверо по любви делили эпитимию одного. Если брат выходил из монастыря, вся братия скорбела о том, посылали за ним и просили возвратиться в монастырь. И когда приходил, все шли к игумену, кланялись и умоляли игумена. И потом с радостью принимали брата. Такова была божественная любовь, таковы смирение и воздержание в святой братии. Они и по смерти сияют, как неугасающая свеща, различными чудесами и молят Бога». Нами приводился любящий сыновний отзыв о Печерской обители Св. Симона, епископа Владимирского. Ранее поминались отдельные подвижники Печерские. Укажем также на: Пр. Дамиана, постника и молитвенника. Когда в обитель приходили больные, то Пр. Феодосий повелевал Дамиану сотворить молитву над ними, тот совершал молитву, помазывал елеем, и приходившие получали исцеление. Пр. Марк, живя в пещере, своими руками выкопал много пещер; на своих плечах носил он землю, день и ночь трудясь для дела Божия. Прпп. Спиридон и Никодим занимались 30 лет печением просфор, и угодили Господу. Первый в немолодых годах научился грамоте и поставил себе за правило – всякий день прочитывать всю псалтирь. Пр. Прохор лебедник, питавшийся просфорой и хлебом из лебеды. Во время голода он кормил народ таким хлебом и солью из золы. Пр. Пимен Многоболезненный, никогда не роптавший и перед самой смертью освобожденный от страданий. Пр. Феофил, не видавший 12 лет солнца в пещере, плакавший день и ночь. Пр. Агапит, безмездный врач. Пр. Алипий (Алимпий) иконописец, отличавшийся смирением, незлобием, терпением, исцелявший помазанием краски. Упоминались выше Преподобные: Нестор, Исаакий, Никита, Никола Святоша, мученик Кукша. Велик сонм святых печерских, почивавших в Ближней или Антониевой пещере и в Дальней или Феодосиевой пещере. Как уже кратко упоминалось, Печерский мон. сделался образцом для всех других обителей и получил огромное влияние на всю русскую религиозность. Из него аскетическая настроенность распространялась в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Свт. Никита Новгородскй. Икона в иконостасе собора Св. Софии в Вел. Новгороде. 1659 г. Однако братия во главе с игуменом была встревожена его особым почитанием ВЗ («не можаше никто же стязатися с ним книгами Ветхаго Закона… вся книгы жидовьскыа сведяше добре») и пренебрежением НЗ («яже в благодати преданныа нам святыа книгы... сих николи же въсхоте видети, ни слышати, ни почитати, ни иному дасть беседовати к себе»). Иноки, среди которых помимо игумена называются преподобные Иоанн (буд. игумен), Пимен постник , Нестор летописец , Матфей Прозорливый, Исаакий пещерник, Агапит врач безмездный , Григорий чудотворец, Григорий «творец кануном», Онисифор «Прозорливец», святители Исаия (буд. епископ Ростовский), Феоктист (буд. Печерский игумен и епископ Черниговский), Николай (буд. епископ Тмутараканский), воспрепятствовали дальнейшему затворничеству Н.: «...приидоша к прельщенному и моляшеся Богови, и отгнавше беса от него» (Там же. С. 37-38). После этого, по рассказу Поликарпа, Н. стал вести праведную жизнь («дасть себе на воздержание, чистое, и смиреное, и послушное житие, яко превзити всех добродетелию» - Там же. С. 38), но был в таком потрясении, что вынужден был заново учиться грамоте. Высокий авторитет Н. в среде киевской знати, безусловно, должен был способствовать его возведению на такую важную кафедру митрополии, как Новгородская. После того как во время пребывания в Киеве скончался Новгородский свт. Герман , также бывший пострижеником Киево-Печерского мон-ря, Н. «за многую добродетель его» (Там же) был поставлен епископом в том же 1095/96 г. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 137; НПЛ. С. 473). Митрополитом Киевским, возглавившим хиротонию нового Новгородского владыки, был, наиболее вероятно, Николай (90-е гг. XI в.- нач. XII в.). Архиерейство Н. пришлось на годы княжения в Новгороде старшего Мономашича блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича , вернувшегося на новгородский стол в 1095 г. и остававшегося на нем до 1117 г. Осенью 1195 г. (или зимой 1195/96 г.) в Новгород было перенесено тело Изяслава Владимировича, сына блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, убитого 6 сент. 1095 г. в битве с кн. Олегом Святославичем под Муромом, на к-рый претендовал черниговский князь; Изяслав был погребен в Софийском соборе. Присутствие в Новгороде Н. в связи с этим событием не отмечается - вероятно, в то время он еще не прибыл на место своего служения. Впервые в летописании Н. упоминается в самом конце зимы (в великое говение) 1096 г., когда новгородцы во главе с Мстиславом Владимировичем выступили в поход на Олега Святославича, к-рый взял к тому времени Суздаль и Ростов и замышлял захватить Новгород, победили его «на Кулацьске» и преследовали до Рязани; успех похода летописец объяснял в т. ч. «молитвами преподобнаго епископа Никыты», к-рый, по-видимому, уже находился в Новгороде (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), мон. Киево-Печерского мон-ря . В 27-м слове Киево-Печерского патерика, посвященном А., в. б., он назван киевлянином, постригшимся в Печерском мон-ре еще при жизни прп. Антония, т. е. не позднее нач. 70-х гг. XI в. Следуя примеру Антония, А., в. б., ухаживал за больными монахами и снискал себе славу «лечьца». Наиболее известно заочное (А., в. б., отказался покинуть стены мон-ря) исцеление черниговского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха , совершенное преподобным в игуменство прп. Иоанна (1-я пол. 90-х гг. XI в.). А., в. б., лечил молитвой и «зелием от своея яди», что вызывало насмешки врачей в Киеве. Один из них, родом армянин, предсказал заболевшему А., в. б., смерть через 3 дня, но святой прожил, как сам предсказал, еще 3 месяца, после чего пораженный этим чудом армянин принял Православие и постриг в Печерском мон-ре. Преставление А., в. б., очевидно, произошло в кон. XI - нач. XII в. Даты «ок. 1095 г.», или «не позднее 1095 г.», встречающиеся в лит-ре, основаны на словах из патерика, что смертельный недуг охватил А., в. б., после исцеления им кн. Владимира. Придавать значение точного хронологического указания неопределенному выражению «по сих» (после этого) в тексте, написанном более чем через столетие после события, едва ли правомерно. Мощи А., в. б., почивают в Ближней, или Антониевой, пещере Киево-Печерской лавры. Местная канонизация А., в. б., совершилась, вероятно, ко времени составления Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.). В 1643 г. свт. Петр (Могила) , митр. Киевский, установил соборное празднование преподобных отцов Ближних пещер, тем самым подтвердив древнее местное прославление А., в. б. В святцах XVII в., в т. ч. и в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., его память отмечена под 31 мая (РГБ. МДА. 201. Л. 319об.). Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг. относительно Киевских святых А., в. б., было установлено общецерковное празднование, но в совр. Типиконе его память не отмечена. Служба А., в. б., шестеричная (см. Знаки праздников Месяцеслова ) (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 31-40), составлен акафист преподобному (Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996. С. 215-226).

http://pravenc.ru/text/63152.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010