Община халкидонитов в VIII в. была расколота противостоянием православных и монофелитов ( маронитов ). Антиохийский патриарх Феофилакт бар Канбара в кон. 40-х гг. VIII в., опираясь на силовую поддержку халифа Мервана, пытался привести к покорности монофелитов М., однако долгий конфликт закончился институциональным отделением монофелитской общины, построившей собственную церковь ( Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 511). Впосл. маронитская община М. исчезла (точное время неизв.). Правосл. архиереи в М., судя по упоминаниям в различных источниках, сохранялись по меньшей мере до XII в. ( Todt. 1995. S. 181). Среди епископов города наиболее известен Агапий Манбиджский , автор одной из первых арабо-христ. хроник. Появление этого текста (ок. 941) свидетельствует о высокой степени арабизации северосир. мелькитов к сер. X в. В ходе дезинтеграции халифата в кон. IX - сер. X в. М. некоторое время пребывал в сфере влияния егип. династий Тулунидов и Ихшидидов, окрестных бедуинских племен кальб и килаб и, наконец, в 945 г. вошел в состав эмирата Хамданидов, принявшего на себя основной удар визант. «реконкисты». В 962 г. М. был на короткое время захвачен визант. полководцем Никифором Фокой (с 963 имп. Никифор II Фока ), а правитель города Абу Фирас, известный поэт и родственник хамданидского эмира, уведен в плен. В 966 г. Никифор снова подступил к стенам М. и потребовал выдать ему главную городскую святыню - черепицу с ликом Христа; получив реликвию, император отступил, не тронув города ( Eutych. Annales. 1909. Pt. 2. P. 127; эта история с большими искажениями воспроизводится также у Льва Диакона: Лев Диакон. История. М., 1988. С. 40, 186-187). В 974 г. М. был взят визант. войсками имп. Иоанна I Цимисхия , к-рый вывез из города хранившиеся там реликвии - сандалии Христа и волосы св. Иоанна Предтечи (Там же. С. 86, 217). Византийцы и в этот раз недолго удерживали город. На протяжении большей части XI в. М. пребывал под контролем халебской династии Мирдасидов. В кон. 1068 г. им овладел визант. имп. Роман IV Диоген , стремившийся обезопасить коммуникации между Эдессой и Антиохией.

http://pravenc.ru/text/2561810.html

Существовала правосл. сироязычная лит-ра - не только богослужебные тексты и переводы с греч., но и оригинальные труды: полемические антимонофизитские трактаты Георгия, еп. Мартиропольского, и его учеников епископов Константина и Льва, последовательно занимавших Харранскую кафедру в кон. VII - нач. VIII в., а также анонимное сир. житие 60 новых мучеников Иерусалимских (сер. VIII в.). В IX в. в Сирии возникает мелькитская лит-ра на араб. языке. Сироязычная письменность неск. столетий сосуществовала с арабской и исчезла лишь к XVII в. Древние традиции Антиохийской школы продолжались, дав много сир. и араб. богословов, к-рые развивали церковное учение в новом культурном контексте. Среди первых классиков арабо-христ. лит-ры выделяются такие фигуры, как богослов Феодор Абу Курра (750-825), еп. Харранский; ученый-энциклопедист Коста ибн Лука (830-912) из Баальбека; выдающийся летописец сер. Х в. Агапий Манбиджский . Исторические судьбы ближневост. христиан складывались под определяющим влиянием их мусульм. окружения и характера межконфессиональных отношений в халифате. Первые столетия существования мусульм. империи были отмечены достаточно высоким уровнем веротерпимости, когда христиане свободно совершали богослужения, имели прочные позиции в торговле и занимали видные посты в гос. аппарате. Случавшиеся иногда в провинциях притеснения христиан чаще имели причиной корыстолюбие наместников, чем религ. нетерпимость. На этом фоне выделяется имевшее большой резонанс насильственное изъятие у мелькитов халифом аль-Валидом в 707 г. дамасского собора св. Иоанна Крестителя, на месте к-рого была воздвигнута мечеть Омейядов, призванная затмить своим великолепием красоту христ. храмов. Первое целенаправленное гонение на иноверцев произошло в правление халифа Умара II (717-720). Причиной его было растущее недовольство мусульман, вызванное процветанием, влиянием и богатством зиммиев. Умар ввел для христиан ограничения в одежде, запретил строить новые церкви и поощрял переход зиммиев в ислам.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Обратим внимание читателей на срок поста (он окажется небезразличным для нас впоследствии), после которого потребность в воздержании исчезала. 766 Агапий Манбиджский, Баребрей. Поскольку эти свидетельства окажутся очень важными для нашего дальнейшего изложения, приводим их дословно. «Σημεωσαι κατ Λαμπετιανν τοι Μεσσαλιανν δελφιανν τατν δ επεν Μαρκιανιστν· οτινες τριεταν μνον κρως σκσαντες, μετ τατα π τοσοτον διαφοροσι τν λοιπν τς αυτν ζως χρνον ς πσαν τοπαν πρττειν δες· μοιχεαις γρ κα σελγεαις γαστριμαργαις κα λληλογαμαις κα παξαπλς ν πσαις σωταις γκαλινδομενοι τ τοιατα πρττειν παθς τερατεονται· κα ναισθτως νοσοντες τν μπθειαν κα ναλγτως φ’ αυτν πσχοντες κα τν ν ατος οκοντων δαιμνων σπερ ο φρεντιδι κατεχμενοι νσ γλλονται μλλον κα οκ νινται» (Макс. Исп.//PG 4, 169 D sqq.=Kmosko 1926, CCXXXI); «Et innotuit vulgus (nomine) Messalianorum notus, qui dicebant: Quicunque oraverit et ieiunaverit duodecim annis, ubi monti praeceperit ut e loco suo recedat, recedet » (Баребрей, История династий//Kmosko 1926, CCLXXII); « Isti nomine Messalianorum innotuere et hoc propterea, quia dicebant, quicumque oratutus esset duodecim annis, praeciperet monti » (Агапий//Kmosko 1926, 1160). 776 Тим. 17. Чтобы оценить всю силу этого утверждения мессалиан, надо вспомнить, что данное слово впервые появляется как неологизм в греческом языке в Новом Завете, причем оба раза применительно к Богу и Господу. Святые отцы настаивали, что только Бог истинный сердцеведец (см. TLG). У Макария это слово употребляется единожды (I, 46, 2, 2=II, 6, lin. 87) как эпитет Христа. 786 В издании Холля с прописной буквы, но мы не уверены в правильности такого написания. У Макария в I, 16, 1, 1 встречается такой ряд: христиане по благодати – христы, цари, пророки, сыны, господа, боги. См. коммент. 324 и 337. 798 Тим. 15, Дам. Акцент на этом выражении из Нагорной проповеди встречается и у богомилов (см., например, Житие Феодосия Тырновского).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

После смерти Бейбарса (1277) М.-старший написал всемирную историю - «Благословенный сборник» ( A       лат. Syntagma benedictum; др. названия: «Всеобщая летопись» - A         «Книга летописей» - K     чаще просто «Летопись аль-Макина» - T       M  ), состоящий из 2 частей (возможно, по аналогии с сочинением Агапия Манбиджского ). Первая часть охватывает период от сотворения мира до переселения (хиджры) Мухаммада (622) и включает 166 последовательных жизнеописаний пророков и других великих людей (от Адама до визант. имп. Ираклия, включая Моисея и Иисуса Христа). В начальных разделах (до вавилонского пленения иудеев) автор опирается на текст Библии, в последующих (о древних державах Азии, об имп. Александре Великом, о Римско-Византийской и Сасанидской империях) - на целый ряд источников, в т. ч. на араб. герметический трактат « A   I    » (из него приводятся прямые цитаты). Текст завершается списком копт. патриархов, к-рый был продолжен переписчиками до 1320 г. Вторая часть, «Летопись мусульман от законодателя ислама Абу-ль-Касима Мухаммада», охватывает период от хиджры Мухаммада до восхождения на престол Бейбарса (1260). В начальных разделах автор, по его собственному признанию, черпает сведения прежде всего из «Летописи посланников и царей» ат-Табари (ум. в 923); данные по Египту и Сирии дополнены скорее всего благодаря переработке «Салихийской летописи» Джамаль ад-Дина ибн Василя (ум. в 1298), а также добавлению датировок по коптской «эре мучеников» (эре Диоклетиана) и эпизодов из церковной истории. Не исключено, что оба историка пользовались общим источником: соответствия между повествованиями ибн Василя и М.-старшего заканчиваются на смерти Салах-ад-Дина, при том что «Салихийская летопись» доведена до 1238 г., а в «Благословенном сборнике» события кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIII в. освещены особенно скудно. Еще одним источником сведений, относящихся к первым векам ислама, послужили для М.-старшего работы аль-Якуби (2-я пол. IX - нач. X в.). Многое заимствовал он и из трудов христ. историков: православных Х в.- Евтихия , патриарха Александрийского (Саида ибн аль-Битрика), и Агапия, еп. Манбиджского, а также копта - своего современника Бутроса ибн ар-Рахиба .

http://pravenc.ru/text/2561520.html

(продолжение списков, представленных в I u II томах)   Источники Nicephori archiepiscopi Const. opuscula histórica, ed. De Boor. Lipsiae. 1880. Georgii Pisidae. De expeditione persica. I–II–III; Bellum avaricum; Heraclias, I–II (Bonnae. 1837). –Carmina inedita, ed. Leo Sternbach (Wiener Studien, XIII, 1891). Analecta Avarica, ed. Leo Sternbach. Cracoviae. 1900. Corpus scriptorum christianorum orientalium. Scriptores Syri, ser. tertia, tomus IV. Chronica minora, pars prior. 1903; pars secunda. 1904; pars tertia. 1905. –t. VII. Eliae metropolitae Nisibeni opus chronologicum. I–II. 1910. Chronique de Denys de Tell Mahré, quatrième partie, publiée et traduite par Chabot. Paris. 1895. Budge. The Book of Governors. The Historia Monastica of Thomas, Bishop of Margâ. I–II. London. 1893. Severus ibn Mukaffa. Evetts. History of the Patriarchs of the coptic Church of Alexandria (Patr. Orient. I). Paris. 1907. Chronique de Jean de Nikiou, trad, par Zotenberg (Notices et Extraits, XIV). Paris. 1883. Eutychii Patriarchae Alexandiae Annales. P. G. IH, 907–1156. Kitab al Unvan. Histoire universelle, écrite par Agapius de Menbidgj, trad, par A. Vasiliev. (Patr. Orient. VII). Барон Розен. Заметки о летописи Агапия Манбиджского. Жур. Мин. Пр. 1884, январь. Agnellus qui et Andeas, Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis, ed. Holder-Egger (M. G. h. Scr. rerum Langobardicarum). 1878. Fredegari et aliorum chronica, ed. Krusch (M. G. h.). 1888. Себеос. История императора Иракла. Перев. с армянского (Патканова). Спб. 1862. – traduite de l’arménien et annotée par Macler. Paris. 1904. Hübschmann. Zur Geschichte Arméniens und der esten Kriege der Araber aus dem armenischen übersetzt. Гевонд. История Халифов. Перевод с армянского (Патканова). Спб. 1862. Моисей Каганкатваци. История Агван. Перевод с армянского (Патканова). Спб. 1861. Георгий Мтацминдели. Осада Константинополя скифами, кои суть русские, поход императора Ираклия в Персию. (Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XXVII). Тифлис. 1900. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Родионов 1988 – Родионов М. А. Мурувва, асабийя, дин: К интерпретации ближневосточного этикета//Этикет у народов Передней Азии. М., 1988. С. 60–68. Розен 1883 – Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. Розен 1884 – Розен В. Р. Заметки о летописи Агапия Манбиджского//ЖМНП. 1884. Январь. С. 47–75. Розен 1904 – Розен В. Р. Пролегомена к новому изданию Ибн Фадлана//ЗВОРАО. 1904. Т. 15. Вып. 3. С. 39–73. Розенфельд, Добровольский, Сергеева 1972 – Розенфельд Б. А., Добровольский И. Г., Сергеева Н. Д. Об астрономических трактатах ал-Фергани//Историко-астрономические исследования. М., 1972. Вып. XI. С. 191–210. Рубрук – Рубрук Г. де. Путешествие в восточные страны//История монгалов/Дж. дель Плано Карпини. – 3-е изд. – Путешествие в восточные страны/Г. де Рубрук. – 3-е изд. – Книга Марко Поло. – 4-е изд./Вступ. ст., коммент. М. Б. Горнунга. М., 1997. Русанова 1992 – Русанова И. П. Культовые места и языческие святилища славян VI–XIII вв.//РА. 1992. 4. С. 50–67. Рыбаков 1952 – Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси 1154 г.//КСИИМК. 1952. Вып. 43. С. 3–44. Рыбаков 1958 – Рыбаков Б. А. Русь и страна Андалус в IX–X вв.//Советское востоковедение. 1958. 4. С. 116–119. Рыбаков 1969 – Рыбаков Б. А. Путь из Булгара в Киев//Древности Восточной Европы. М., 1969. С. 189–196. Рыбаков 1982 – Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1982. Савельев 1847 – Савельев П. С. Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории. СПб., 1847. Салахетдинова 1994 – Салахетдинова М. А. Путешествие Ибн Фадлана и один мусульманский обряд у волжских булгар//Страны и народы Востока. СПб., 1994. Т. 28. С. 172–178. Сахаров 1982 – Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1982. Сб. РИО – Сборник Русского исторического общества. М. Свердлов 1983 – Свердлов М. Б. Генезис и структура феодального общества Древней Руси. Л., 1983. Седов 1994 – Седов В. В. Славяне в древности. М., 1994. Седов 1999 – Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. М, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24. Путешествие византийского императора Мануила II Палеолога по Западной Европе. – Журнал Министерства народного просвещения, т. XXXIX, 1912, с. 41–78, 260–304. 25. Карл Великий и Харун-ар-Рашид. – Византийский временник, XX, 1913, с. 63–116. 26. Мавсолей как одно из чудес мира у Агапия Манбиджского. – Христианский Восток, т. II, 1913, с. 152–154. 27. Ласкарь Канан, византийский путешественник XV века по Северной Европе и в Исландию. – Сборник Харьковского историко-филологического общества в честь профессора В. П. Бузескула. Царьков, 1914, с. 397–402. 28. Передача Андреем Палеологом своих прав на Византию французскому королю Карлу VIII. – Сборник в честь Н. Кареева. Нг., 1914, с. 273–279. 29. Описание византийских гирь и эксагиев, хранящихся в Академии. – Известия Российской Академии истории материальной культуры, т. II, 1922, с. 237–240. 30. Проблема средневекового Крыма. -Новый Восток, т. Ill, 1923, с. 378–386. 31. The Struggle [of Byzantium] with the Saracens (867–1057).– The Cambridge Medieval History, vol. IV, 1923, pp. 138–150. 32. La guerre de Cent Ans et Jeanne d " Arc dans la tradition byzantine. – Byzantion, vol. III, 1926, pp. 241–250. 33. Byzantine Studies in Russia. – American Historical Review, vol. XXVII, 1927, pp. 539–545. 34. Das genaue Datum der Schlacht von Myriokephalon. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXVII, 1927, SS. 288–290. 35. Manuel Comnenus and Henry Plantagenet. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXIX, 1929–1930, SS. 233–244. 36. Zur Geschichte von Trapezunt unter Justinian dem Grossen. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXX, 1929–1930, SS. 381–386. 37. La Russie primitive et Byzance. – L " art byzantin chez les Slaves. Les Balkans. Premier recueil dedie a la memoire de Theodore Uspenskij. Paris, vol. 1, 1930, pp. 9–19. 38. Alexis I Comnenus. – Menschen die Geschichte machten, vol. 11, 1930, pp. 36–40. 39. Quelques remarques sur les voyageurs du Moyen Age a Constantinople. – Melanges Charles Diehl. Etudes sur l " histoire et sur l " art de Byzance, I. Paris, 1930, pp. 293–298.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

М. рассказал о нападении русов на побережье Каспийского м. в нач. Х в. Он называл их многочисленным народом, среди которого выделялся «вид» аль-урдумана (ср. испан. lordomani - норманны),- они плавали с торговыми целями в Андалусию, Италию, К-поль, Хазарию. М. полагал, что русы плавают по Понту и живут на его берегах, поэтому называет его «морем русов». Писатель отметил также, что народ под названием «ар-рус» византийцы именовали «русийа», что означает «красные, рыжие»; нек-рые из русов в его время служили византийцам в сир. приграничных крепостях. Славян (ас-сакалиба) М. считал живущими «под созвездием Козерога», т. е. на севере; из них М. перечислил 11 «видов», среди которых встречаются неслав. этносы - немцы (ан-намджин), саксы (ас-сасин) и венгры (баджгирд). Из др. имен идентифицированы дулебы, мораване, сербы, хорваты (чешские?); проч. наименования не имеют точных отождествлений, однако относятся, вероятнее всего, к зап. ветви славянства. М. отмечал, что среди славян были христиане, язычники-огнепоклонники (аль-маджус) и солнцепоклонники, и описал языческие храмы славян, строившиеся на горах. М. уделяет пристальное внимание религиям народов. Он рассказывает о зороастрийцах, манихеях, хуррамитах и последователях иных дуалистических вероучений, которых арабо-мусульм. богословы именовали зиндиками. Особый интерес для М. представляют иудаизм и христианство. Он упоминает о переводах Торы на араб. язык. Повествуя о жизни Иисуса (Исы), М. излагает веру христиан в Его крещение, распятие и вознесение и приводит даты этих событий. М. также рассказывает об апостолах и о мучениках; фиксирует момент офиц. принятия христианства в Римской империи и связывает историю римских императоров со времени правления равноап. Константина I Великого, а впосл. и византийских государей с событиями в истории христианства; упоминает о первых 6 Вселенских Соборах и о сущности конфликтов на них, об участниках и осужденных, хотя его сведения не всегда точны. В этих вопросах он опирался на писавших по-арабски христиан: православных Евтихия , патриарха Александрийского (с к-рым М. встречался в Египте), и еп. Агапия Манбиджского , несторианского писца Якуба ибн Закарию, яковитского свящ. Абу Закарию Денху (с к-рым М. полемизировал в Багдаде и Тикрите), маронита Кайса. Мн. сведения о византийцах М. получил от воина и дипломата Абу Умайра ат-Тамими и от известного морского военачальника Льва Триполитанина, византийца, принявшего ислам и воевавшего на стороне мусульман. Пользовался М. и книгами мусульм. предшественников: Ибн Хордадбеха, Кудамы ибн Джафара, аль-Якуби, ад-Динавари, ат-Табари, несохранившейся книгой выкупленного у византийцев пленника Муслима аль-Джарми, писавшего о Византии и соседних странах.

http://pravenc.ru/text/2562556.html

Христос перед Пилатом. Михай Мункачи Об Иисусе говорит и сирийский языческий автор Мара бар Серапион, чье письмо к сыну датируется концом I века. В письме упоминается о мудром Царе, Которого казнили иудеи: Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своем учении 7 . Совокупность внутренних и внешних свидетельств с очевидностью доказывает тот факт, что Иисус Христос был реальной исторической личностью, жившей в конкретный период времени в конкретном месте. И хотя иные исследователи сравнивают рассказ о воскресении Христа с древним египетским мифом об Осирисе, а истоки других евангельских повествований видят в других древних мифах, разница между Христом и мифологическими персонажами достаточно очевидна. На самом деле свидетельств о Нем сохранилось гораздо больше, чем о каком бы то ни было герое Древнего мира». (Из раздела «Существовал ли Иисус?») 1 См.: Aland K. Kurzgefasste Liste der griechischen Handschrift en des Neues Testaments. 2 Тацит. Анналы. 15, 44. С. 298. 3 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 20, 9, 1. С. 852–853. 4 Там же. 18, 3, 3. С. 763. 5 Ориген. Против Цельса. 1, 47 (SC. 132, 198); Толкование на Евангелие от Матфея. 10, 17 (SC. 162, 218). 6 Отметим, что в книге арабского христианского историка Х века Агапия Манбиджского «Всемирная история» цитата из Флавия приводится в несколько иной версии: «В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетелью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто стал его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и что он был тогда живым; таким образом, он был, может быть, мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки».

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Е. известен как один из первых наиболее крупных христ. авторов, писавших на араб. языке. Еще до Патриаршества он написал 2 книги по медицине (не сохр.), «Историю» и по крайней мере одно полемическое сочинение. Вместе с Костой ибн Лукой и Агапием Манбиджским Е. стоит в ряду первых арабо-христианских историков. Его соч. «История» (    ), названное переписчиками «Драгоценная нить жемчуга» (    ), представляет собой последовательное изложение событий от Сотворения мира до совр. автору эпохи. Сочинение было столь популярно на Ближ. Востоке, что Е. стали называть «автор «Истории»» (    ). В наст. время насчитывается ок. 30 ее списков. Из последующих историков ею пользовались христиане Яхья Антиохийский , составивший ее продолжение (XI в.), Вильгельм Тирский (XII в.), Георгий аль-Макин (XIII в.) и Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (XVII в.), а также мусульмане аль-Масуди (Х в.) и аль-Макризи (XIV-XV вв.). «История» посвящена брату Е., врачу Исе. Согласно одним источникам, автор довел ее до 300 г. хиджры (912 г. по Р. Х.), согласно другим - до 5-го года халифата ар-Ради, т. е. до 326 г. хиджры (8 нояб. 937 - 28 окт. 938). По свидетельству Яхьи Антиохийского, в его время некоторые рукописи содержали текст «Истории», где описание доходило до 933 г., т. е. до времени, когда Е. был избран патриархом, а в др. рукописях текст заканчивался описанием событий 938 г. До этой даты доводится изложение «Истории» Е. в совр. изданиях, а единственная сохранившаяся рукопись, не содержащая прибавки, находится в синайском мон-ре вмц. Екатерины (Sinait. Arab. 580). Расширенный вариант Яхья атрибутировал анонимному продолжателю. Ветхозаветная история доводится Е. до времени возвращения евреев из вавилонского плена, после чего практически сразу следует повествование об Александре Македонском и о диадохах, затем - рим. история со времени Цезаря и Августа, в основном представленная сообщениями о переменах на имп. престоле. После краткого изложения земной жизни Спасителя Е. сообщает легендарные сведения из эпохи раннего христианства, к-рые он хронологически увязывает с рим.

http://pravenc.ru/text/187574.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010