В 1539 г., перед кончиной, прп. Даниил оставил настоятельство в обители. 17 июня того же года новым настоятелем стал его ученик Иларион (1539-1543). Др. ученик прп. Даниила, прп. Герасим Болдинский, прославился подвижнической деятельностью за пределами обители, а также основанием новых монастырей. Среди других настоятелей (1589-1609/10) был и Иона (Архангельский) , который в 1613 г. был поставлен в митрополита Сарского и Подонского. В сер. XVI в. большую роль в церковной и культурной жизни страны сыграл ученик прп. Даниила - чудовский книжник и царский духовник Андрей, впосл. Афанасий , митр. Московский и всея Руси. Он был автором и редактором «Книги Степенной» царского родословия и Жития прп. Даниила. Списки этих произведений находились в монастырской б-ке. Большое внимание обители уделяли цари Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович и шурин последнего Борис Феодорович Годунов . В этот период времени П.-З. Д. м. сформировал свой основной земельный фонд. В 1-й пол. XVII в. власти П.-З. Д. м. занимались восстановлением пострадавшего во время Смуты (особенно в 1608, 1611 и 1618) монастырского хозяйства. По данным 1646 г., за обителью числилось 335 дворов и 792 крестьянина. Из-за действий отряда пана Я. П. Сапеги были утрачены многие подлинные грамоты монастырского архива. В дек. 1652 г. по повелению патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) митр. Ростовский Иона (Сысоевич) освидетельствовал обнаруженные в обители мощи прп. Даниила. В 1653 г. Даниил был канонизирован. Благодаря этому возросло значение П.-З. Д. м., из него в 60-х гг. XVII в. в московский Чудов мон-рь были переведены его игум. Никита (1659-1664) и келарь Савва. Место первого из них после краткого настоятельства Германа (1664-1665) и Авраамия (1667-1668) в обители занял раскаявшийся старообрядец Иоанн Неронов, в монашестве Григорий (1667-1669). Он был похоронен справа от главного входа в Троицкий собор. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в.- новый этап развития обители, связанный с княжеским родом Барятинских.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

Блж. Исидор, преподобные Петр и Авраамий, Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Ростовские чудотворцы, с видом Ростовского кремля». Кон. XIX в. (ЦМиАР) Блж. Исидор, преподобные Петр и Авраамий, Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Ростовские чудотворцы, с видом Ростовского кремля». Кон. XIX в. (ЦМиАР) О своей смерти И. знал заранее. Во время преставления святого город наполнился благоуханием. В месяцесловах XVII в. (см., напр.: РНБ. Погод. 1962. Л. 76) кончина И. отнесена к 1474 г., в Ростовском летописце XIX в.- к 1484 г. Святого похоронили на месте его хижины, где впоследствии была построена деревянная ц. в честь Вознесения (позднее называвшаяся также ц. Исидора Блаженного, Твердислова в валах). По предположению Ковалевского, церковь была освящена в честь Вознесения, «потому что в день погребения святого, т. е. 18 мая, было навечерие этого праздника» ( Ковалевский. 1902. С. 255). В Житии рассказывается, как некий священник, служивший в Вознесенской ц., из любопытства попытался вскрыть погребение святого, но был отброшен от могилы, онемел и впал в расслабление. Он исцелился после молитвы у могилы И. По мнению Каган, аналогией этому чуду является летописный рассказ 1462 г. о посещении вел. кн. Иоанном III Васильевичем гробницы прп. Варлаама Хутынского . Мотив наказания «безумного дерзнутия» был характерен для новгородских памятников ( Лихачёв Д. С. Литература Новгорода 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в.//История рус. лит-ры. М.; Л., 1945. Т. 2. Ч. 1. С. 376). Сразу же после преставления И. началось его почитание. У гроба И. исцелились человек из с. Соли, обезумевший от пьянства, Федор из ростовского села - от болезни глаз и головы. Оба чуда произошли во время пения канона святому, 2-е сопровождалось видением исцеленному. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ прп. (пам. 29 окт.- обретения мощей, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Карельских святых - 21 мая), архим., основатель Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря - первого мон-ря в Сев.-Вост. Руси. Согласно житию, А. Р. чудесным образом получил от ап. Иоанна Богослова жезл, к-рым сокрушил чудского каменного идола Велеса. На месте, где стоял истукан, преподобный построил мон-рь. Митр. Макарий (Булгаков) определял время подвигов святого первыми десятилетиями существования христианства на Руси, В. О. Ключевский - 1073-1077 гг., А. А. Титов - XI - нач. XII в., Е. Е. Голубинский и А. П. Кадлубовский, не считавшие А. Р. основателем Богоявленского мон-ря,- XIV в. Эти разногласия порождены многочисленными противоречиями в тексте жития преподобного. Прп. Авраамий Ростовский. Покров. 50-е гг. XVI в. (ГМЗРК) Прп. Авраамий Ростовский. Покров. 50-е гг. XVI в. (ГМЗРК) Митр. Макарий (Булгаков) выделил 3 редакции жития А. Р., впосл. подробно рассмотренные Ключевским. Редакции различаются прежде всего в описании жизни А. Р. до его прихода в Ростов. В 1-й редакции подробно изложены 2 эпизода: сокрушение преподобным идола и борьба святого с бесом. Древнейшие списки 1-й редакции восходят к кон. XV в., на ее основе была составлена проложная память. 2-я редакция, мало распространенная и известная по спискам XVI-XVII вв., содержит обстоятельный рассказ о юных годах А. Р.: названо место его рождения - г. Чухлома, рассказано о путешествии в Новгород, о том, что святой крестился и принял монашеский постриг на Валааме. Исследователи предполагают влияние на эту редакцию жития прп. Авраамия Галичского . По мнению Т. В. Буланиной, создание 3-й редакции можно отнести к сер. XVII в. В ее основе лежит 2-я редакция, дополненная житийными подробностями: языческое имя А. Р. Иверк, в Крещении он был назван Аверкием, мощи А. Р. были обретены 29 окт. 1210 г.

http://pravenc.ru/text/62956.html

XVII в., из собрания С. Г. Строганова, ГРМ); Молебная икона Божией Матери в молении Ростовских чудотворцев (XVII в., ГМИР; Коробко. 2006. С. 216, 409. Ил. 7); Молебная икона Божией Матери, с Ростовскими и избранными чудотворцами, Л.- припадающий на колени (кон. XVII в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 356-357. Кат. 108; С. 352-353. Кат. 106); икона Божией Матери с Младенцем с предстоящими Ростовскими святителями и со свт. Афанасием Александрийским (2-я пол. XVIII в., ГМЗРК; в надписи именована Ростовской; Вахрина В. И. 2006. С. 400-401. Кат. 118) и др. Редкий иконографический вариант извода представлен на обороте выносной Владимирской иконы Божией Матери (XIX в., ГМЗРК): Л., Исаия, Игнатий изображены в повороте вправо, в молитвенном обращении к Спасителю в облаках. Образы Ростовских святителей Л., Исаии и Игнатия, к-рые традиционно написаны в фелонях, омофорах и белых клобуках, стали центральными в композиции избранных Ростовских святых. К числу ранних памятников относятся иконы: «Прп. Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы» (сер. XVI в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 196-201. Кат. 55); «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14). На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые расположены в 2 ряда, Л.- в 1-м ряду в центре. На Боголюбской иконе Божией Матери с избранными святыми, приписываемой кисти Семена Бороздина (кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 177. Кат. 103), в молении предстоят Ростовские чудотворцы - свт. Иаков, прп. Петр, царевич Ордынский, блж. Исидор Твердислов, прп. Авраамий. Святители Л., Исаия и Игнатий изображены коленопреклоненными, в светлых крещатых фелонях и белых клобуках. На прориси с иконы XVII в. «Ростовские чудотворцы», где представлены в молении 10 Ростовских святых, на первом плане - коленопреклоненные Л. (впереди), Исаия и Игнатий (ГРМ; Маркелов. Святые Др.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Беседа родителей прп. Иринарха со свящ. Василием. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Беседа родителей прп. Иринарха со свящ. Василием. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) В 1566 г. из-за голода в Ростовской земле 18-летний Илья уехал в Н. Новгород, куда через 2 года прибыли и его братья. Здесь во время Успенского поста святому было видение о кончине отца. В 1569 г. Илья с братом Андреем переехал в Ростов, где они купили дом и открыли торговое дело. Общение с благочестивым посадским человеком Агафоником усилило желание Ильи удалиться от мирской суеты. В 30 лет святой ушел в Борисоглебский на Устье муж. мон-рь , где в сер. сент. 1578 г. игум. Ермоген I постриг его в монашество с именем Иринарх. И. сомневался в правильности выбора мон-ря, но услышал небесный голос, повелевший ему остаться в обители св. князей Бориса и Глеба: «Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки: зде спасешися» (Там же. Стб. 1355). Сначала И. трудился в пекарне, затем проходил послушание как пономарь. В Житии сообщается, что святой спал на земле. Встретив однажды зимой странника, И. отдал ему свои сапоги, молясь Богу о даровании «теплоты ногам», после этого святой всегда ходил босым. И. носил настолько «ветхие ризы», что братия насмехалась над ним, а монастырские власти подвергали наказанию: его оставляли подолгу стоять на морозе, заключали в монастырскую тюрьму без пищи и питья. Однажды в сильный мороз И. пошел в Ростов, чтобы заплатить долг «некоего христолюбивого мужа», оказавшегося под арестом, и отморозил ноги, после чего 3 года тяжело болел. После того как однажды И. был послан на работы, из-за к-рых он лишился возможности посещать богослужения, святой ушел в Авраамиев ростовский в честь Богоявления муж. мон-рь , где стал келарем. И. огорчала неумеренность насельников, расточавших монастырские запасы; во сне ему явился прп. Авраамий Ростовский и повелел выдавать все требуемое невоздержанным монахам, ибо после смерти они «взалчут вовеки». В Авраамиевом мон-ре на литургии, во время пения Херувимской, И. получил извещение свыше о кончине матери, что подтвердил брат Андрей, вскоре пришедший в обитель; вместе с ним подвижник отправился на погребение. В Житии рассказывается, что странствовавший по лесным дорогам И. защищал себя крестным знамением от волков и медведей. Чтобы избавиться от почетной келарской службы, И. оставил Авраамиев мон-рь и поселился в Лазаревском мон-ре в Ростове, где жил уединенно в келье. Там святого посещал блж. Иоанн Большой Колпак . И. страдал от разлуки с Борисоглебским монастырем. Св. князья Борис и Глеб, явившиеся И. во сне, повелели ему вернуться в обитель, и вскоре преподобный получил приглашение от игумена, к-рый предлагал прислать за ним подводу. Однако И. ответил, что дойдет сам, «а уже ему на себе носящу железа тяжкая и на ногах пута» (Там же. Стб. 1360).

http://pravenc.ru/text/673961.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авраамий Ростовский, прп. - житие Авраамий Ростовский (XI в.), архимандрит, преподобный. Память 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых, 29 октября В миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество, поселился Авраамий в Ростове на берегу озера Неро. В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от келлии святого было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова. В чудном видении предстал перед Авраамием святой апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом, которым преподобный сокрушил идола. На месте идольского капища святой Авраамий основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убежденные святым Авраамием, крестились многие язычники. Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте, наставлял в законе Божием, крестил, постригал в иноки. Всех приходящих в обитель святой принимал с любовью. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии: он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни. По ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, Авраамий был взят стражей и представлен в власянице к князю Владимирскому. Кротость и благочестие избавили его от истязаний: он был отпущен в свою обитель Преставился преподобный в глубокой старости и был погребен в храме Богоявления. Святые мощи его обретены при великом князе Всеволоде (1176-1212). В 1551 году царь Иоанн Грозный, перед походом на Казань, обходил святые места. В Богоявленском - Авраамиевом монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Авраамий сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иоанн Грозный приказал построить в Авраамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы. Тропарь Просветився Божественною благодатию,/неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия:/и по смерти сияя светлостию жития твоего,/источаеши исцеления притекающим с верою к тебе,/Авраамие отче наш,/Христа Бога моли даровати нам велию милость. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Авраамий Ростовский, прп. " .

http://pravicon.com/info-1627

В XVII в. в разных художественных центрах продолжилось развитие иконографии местных святых. Для муромских храмов в XVI-XVII вв. были написаны 3 Ж. и. святых Петра и Февронии (см.: Иконы Мурома. М., 2004. Кат. 17, 19, 39); в Ростове - иконы прп. Авраамия Ростовского (сер. XVII в., из ц. Спаса в Графской слободе и нач. XVIII в., из ц. свт. Иоанна Богослова на Ишне, обе - в ГМЗРК); в Ярославле - икона св. князей Василия и Константина Ярославских (Успенский собор Ярославля с клеймами 40-х гг. XVII в. и со средником нач. XVIII в., ЯХМ); в Вологде - икона преподобных Димитрия Прилуцкого и Александра Куштского нач. XVII в. (Афанасиевская Лысогорская ц. Кадниковского у. Вологодской губ., УКМ); в Переславле-Залесском - икона прп. Никиты Столпника кон. XVII в. (ГТГ). Ж. и. нек-рых местных святых единичны, напр. иконы рубежа XVII и XVIII вв. «Прп. Иринарх Затворник, с житием» из Борисоглебского на Устье мон-ря Ярославской обл. и «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием» из Петровского монастыря в Ростове (обе - в ГМЗРК), икона из г. Кемь «Свт. Николай Чудотворец и прп. Александр Ошевенский» с 16 клеймами жития прп. Александра (2-я пол. XVII в., МИИРК; см.: Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 327-334). Параллельно с каноническими текстами иконописцы продолжали привлекать памятники апокрифической письменности. Напр., Житие святых Кирика и Иулитты легло в основу житийной иконографии произведений, связанных не только с народной традицией, но и с работами мастеров, находившихся на службе при царском дворе, в частности костромича Гурия Никитина. Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) В XVIII в. новое формальное решение житийных клейм возникло под воздействием стиля барокко. Каждое клеймо помещалось в фигурную рамочку-картуш, превращавшую сюжет в отдельную композицию, наподобие картины. Первые примеры встречаются в работах царских изографов Оружейной палаты 90-х гг. XVII в., но ярче всего «картинный» принцип проявился в столичной иконописи сер. XVIII в. («Свт. Николай Чудотворец», кон. XVII в., в раме с житием 1761 из Сампсониевского собора в С.-Петербурге, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»). С посл. трети XVIII в. этот композиционный прием встречается у провинциальных мастеров: «Ап. Лука, с житием» (посл. треть XVIII в., частное собрание), «Прп. Нил Столобенский, с житием» из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. близ Вологды (1771, ВОКМ). Самостоятельности клейм способствовали также свободное расположение сюжетов, отсутствие четкой последовательности их прочтения.

http://pravenc.ru/text/182315.html

А. А. Романова Иконография На литографии по рисунку С. Морозкина 1892 г. И. представлен вместе с прав. Григорием Китовским (см. в ст. Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий ) на фоне Шуи в молении Шуйской Смоленской иконе Божией Матери. И.- старец с седой бородой средней длины, облачение монашеское ( Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.): Опыт агиогр. исслед. М., 1893. Вкл.). На иконе Л. С. Узловой (2005, Шартомский Никольский мон-рь) И. показан в рост, вполоборота влево, на фоне мон-ря, в молении Казанскому образу Божией Матери в облачном сегменте. Средовек с окладистой бородой, облачен в охристую рясу и коричневую мантию; параман и куколь синие. Образ И. помещен в нише сев. стены в росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Шартомском Никольском мон-ре (2008). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/468877.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Авраамий Ростовский, прп. Описания иконы Авраамий Ростовский, прп. - житие Авраамий Ростовский (XI в.), архимандрит, преподобный. Память 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых, 29 октября В миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество, поселился Авраамий в Ростове на берегу озера Неро. В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от келлии святого было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова. В чудном видении предстал перед Авраамием святой апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом, которым преподобный сокрушил идола. На месте идольского капища святой Авраамий основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убежденные святым Авраамием, крестились многие язычники. Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте,[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ростов. XV - XVI.] Ростовские святые (свт. Леонтий, Исаия, Игнатий Ростовские, прпп. Сергий Радонежский, Авраамий Ростовский с блж. Максимом Московским и Исидором Ростовским)/фрагмент/. Икона. Ростов. Конец XV - начало XVI века. 71 х 66. Ростов. Файл 3372.jpg:   Размер: 197x852, 0.17 MPix, 33 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (205) , (3) . Описание: [Русь. XVI.] Свтт. Исаия, Игнатий и прп. Авраамий Ростовские. Икона (таблетка). Оборот таблетки " Жены мироносицы у Гроба Господня " . Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. Файл 3373.jpg:   Размер: 968x1200, 1.16 MPix, 269 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (247) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 29 октября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

http://pravicon.com/icon-1030

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец (+ 1515) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 сент. в день преставления, 18 окт. 2-я общецерковная память святого, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с собором Новгородских святых и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с собором Тверских святых. Мирское имя прп. Иосифа (род. 1440) было Иван Санин. Род Саниных вышел из Литвы и обосновался около города Волоколамска, где имел несколько деревень и сел. В семье его было строгое церковное направление. Учился Иван Санин в монастыре, и с детства его влекло к монашеству. Дружил он только с юным князем Борисом Кутузовым, который впоследствии постригся под именем Авраамия. Двадцати лет Иван Санин, с разрешения родителей, пошел познакомиться с окрестными монастырями с целью поступить в один из них. Старец Варсонофий Тверской (память его 2 марта) сказал ему: «Иди в Боровск к старцу Пафнутию». Старца Пафнутия (память его 1 мая) юноша застал за рубкой дров. Умиленный этим, он бросился умолять постричь его, что мудрый Пафнутий и сделал, дав ему имя Иосиф. Как ни были родители его подготовлены к уходу сына из мира, они были потрясены, и отца его разбил паралич. Прп. Пафнутий и братия отнеслись к горю нового инока сочувственно и послали его матери утешительное письмо. А отца его прп. Пафнутий немедленно принял в свой монастырь, постриг его и поручил заботам прп. Иосифа, и Иосиф в течение 15 лет, до самой его кончины, ухаживал за парализованным отцом. Мать же его, Марина, стала монахиней Марией в Волоколамском женском монастыре. За ними ушли в монашество и прочие их сыновья, кроме одного. Это были: епископ Тверской Акакий, Ростовский Вассиан, а впоследствии и брат их Елеазар, получивший имя Евфимий. Два племянника прп. Иосифа — Досифей и Вассиан, получившие фамилию Топорковых, — стали монахами-иконописцами и расписали церковь Волоколамского монастыря вместе со знаменитым иконографом Дионисием, учеником Андрея Рублева; Дионисий создал фрески Ферапонтовского Белозерского монастыря. Вассиан Топорков стал потом епископом Коломенским. К этому надо прибавить, что дед и бабка прп. Иосифа, родители его отца, также приняли монашество; судя по помяннику, среди ближайшей его родни насчитывается 14 мужских имен монашеских и лишь одно мирское и четыре женских — все монашеские.

http://sedmitza.ru/lib/text/437627/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010