Саратовская Учреждена 3 ноября 1828 года Саратовская и Царицынская Кафедра в Саратове Моисей (Богданов-Платонов), епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 29.11.1828 по 12.03.1832 архиеп. Карталинский и Кахетинский Иаков (Вечерков) епископ, рукоположен с 27.03.1832 по 13.01.1847 еп. Нижегородский и Арзамасский Афанасий (Дроздов) епископ, бывший еп. Винницкий, викарий Подольской епархии с 13.01.1847 по 15.04.1856 еп. Астраханский и Енотаевский Иоанникий (Горский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 15.04.1856 по 17.07.1860 архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский Евфимий (Беликов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 29.08.1860 † 17.10.1863 Феофил (Надеждин) епископ Самарский и Ставропольский с 15.10.1863 временно управлял Иоанникий (Руднев) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 12.01.1864 по 13.07.1873 еп. Нижегородский и Арзамасский; † 7.06.1900 Тихон (Покровский) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 13.06.1873 по 6.03.1882 архиеп. Волынский и Житомирский Павел (Вильчинский) епископ, бывший еп. Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 5.04.1882 по 16.12.1889 еп. Астраханский и Енотаевский; † 4.06.1908 Авраамий (Летницкий) епископ, бывший еп. Тобольский и Сибирский с 16.12.1889 † 24.10.1893 Викарии Саратовской епархии Вольские (Волжские) епископы Антоний (Шокотов) епископ, рукоположен со 2.04.1850 по 19.12.1850 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии Викариатство упразднено в 1850 году и вновь открыто в 1898 году. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Е. в. являлись сугубо церковным ведомственным изданием, штат которого состоял из редактора, корректора и письмоводителя, иногда 1-2 помощников редактора. Очень часто редактирование офиц. и неофиц. частей осуществлялось раздельно, в этих случаях офиц. часть обычно подписывал секретарь или другой чиновник консистории, а неофиц. часть - ректор или др. сотрудник ДС или ДУ. А. Г. Стадницкий (впосл. митр. Ташкентский Арсений ) был преподавателем Кишинёвской ДС и редактировал «Кишинёвские ЕВ» в 1887-1895 гг. Буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. был инспектором Псковской ДС и исполнял обязанности редактора «Псковских епархиальных ведомостей» , а в 1909-1911 гг. в должности ректора Тульской ДС редактировал «Тульские епархиальные ведомости» . Редакторами в Е. в. были и др. ректоры духовных семинарий: архим. сщмч. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский) в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» в 1898-1901 гг., архим. сщмч. Фаддей (Успенский ; впосл. архиепископ Тверской) в «Олонецких ЕВ» в 1903-1908 гг., архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ) в «Московских церковных ведомостях» в 1906 г., архим. сщмч. Мефодий (Краснопёров ; впосл. епископ Петропавловский) в «Уфимских епархиальных ведомостях» в 1908-1913 гг., архим. сщмч. Иоанн (Поммер ; впосл. архиепископ Рижский) в «Литовских ЕВ» в 1911-1912 гг., архим. сщмч. Лаврентий (Князев ; впосл. епископ Балахнинский) в них же в 1913-1915 гг., архим. Вениамин (Федченков ; впосл. митрополит Саратовский) в «Таврических ЕВ» в 1912-1913 гг., архим. сщмч. Серафим (Остроумов ; впосл. архиепископ Смоленский) в «Холмской церковной жизни» в 1914-1915 гг. и др. Значительный вклад в издание Е. в. внесли редакторы - местные историки и краеведы, такие как Н. И. Суворов («Вологодские ЕВ» в 1865-1896), Н. Н. Корсунский и М. П. Троицкий («Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915), прот. Евфимий Сецинский («Подольские ЕВ» в 1892-1905), И. Н. Летницкий ( «Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918), Н. В. Малицкий («Владимирские ЕВ» в 1903-1919).

http://pravenc.ru/text/190001.html

По количеству и значению наибольшего внимания в издании заслуживают статьи, посвященные местной церковной и гражданской истории. С исключительным изобилием представлены биографические сведения об архиереях, др. местных церковных и светских деятелях, особенно XVIII в. Эти публикации основывались на документах, открытых Комиссией для разбора консисторского архива (учреждена в 1870), описавшей дела консистории за неск. десятилетий начиная с 1699 г. и опубликовавшей множество источников более позднего времени. В А. е. в. содержался обширный материал о местных иноверцах, старообрядцах и сектантах, о национальных христ. общинах Астраханской губ., о миссионерстве среди народов Кавказа, бурят, татар, казахов («киргизов»), особенно калмыков. Богословские и нравоучительные статьи в большинстве своем являются перепечатками из др. изданий. Наиболее значительные материалы были изданы в виде приложений к А. е. в.: «Обозрение мероприятий правительства к распространению христианства между калмыками» (1883); «Описание дел, хранящихся в архиве Астраханской духовной консистории, составляемое особо учрежденной по указу Святейшего Синода комиссией» (1886-1891); Аполлос (Беляев), архим. «Описание астраханских монастырей» (1909-1910); Летницкий И. Н. «Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Астраханский и Енотаевский: К 50-летию пастырского служения: Биогр. очерк» (1911); Иннокентий (Кременский), еп. «Нагорная проповедь Христа Спасителя: Экзегетическое исследование» (1917). С 1991 г. в качестве офиц. епархиального издания выходила ежемесячная газ. «Астраханский православный собеседник». С 1996 г. офиц. издание Астраханской епархии - «Свет Православия». Лит.: Летницкий И. Н. Краткая история Астраханских епархиальных ведомостей за 25 лет их существования. Астрахань, 1900 (отд. отт. из Астраханских ЕВ за 1900); он же. Указатель неофиц. отдела Астраханских ЕВ за 25-летие их существования с 1 сент. 1875 г.- 1 янв. 1901 г. Астрахань, 1901 (прил. к Астраханским ЕВ. 1901. 20); Рункевич С. Г. Астраханские ЕВ//ПБЭ. Т. 2. Стб. 122-132; Андреев. Христианская периодика. С. 4-7.

http://pravenc.ru/text/76740.html

Н.И.Летницкий Новый член – корреспондент Императорской академии наук, ординаторный профессор Киевской Духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский Источник Данные для настоящей статьи заимствованы по большей части из «Исторической записки о состоянии Казанской Духовной Академии после её преобразования. 1870–1892». Проф. С.А, Терновского. Стр. 385–388. Казань. 1892 г. и из «Православной Богословской Энциклопедии», изд. Под ред. Проф. А.Е. Лопухина . Т. IV. Столб. 1105–1108. Петроград. 1903 г. Алексей Афанасьевич Дмитриевский родился в г. Астрахани в половине 50-х годов XIX столетия. Первоночальное образование получил в местном духовном училище, а среднее в Астраханской духовной семинарии в которой окончил курс в 1878 г. вторым студентом. В том же 1878 году поступил в казанскую духовную академию, где состоял на церковно-практическом отделении, на 4 курсе изучал гомилетику, и окончил курс в 1882 г. со степенью кандидата богословия и с правом при искании степени магистра не держать нового уставного испытания. В том же 1882 г. 13 ноября, по прочтении пробных лекций и защите диссертации pro venia legendi, он допущен был к чтению лекций в той же академии в звании приват-доцента при кафедре литургики. В том же году 2 сентября он представил в Совет академии своё магистерское сочинение, а в 1883 г., после публичной защиты 11 декабря сочинения, удостоен был степени магистра, в которой и утвержден был 14-го числа того же декабря. Кроме преподавания литургики в звании приват-доцента, А. А. Дмитриевский проходил с 25 апреля 1883 г. еще должность помощника библиотекаря Казанской Духовной Академии. В 1884 г. он перешел на службу в Киевскую Духовную Академию на должность доцента по кафедре церковной археологии и литургики. Согласно ходатайству Совета Киевской Духовной Академии, он командирован был, с разрешения Св. Синода, на восток с научной целью с 1 сентября 1887 г. по 1 сентября 1888 года. В 1896 г. Советом Киевской Духовной Академии удостоен степени доктора церковной истории и с того же года состоит ординарным профессором той же академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Издание такого описания займёт не менее 140 печатных листов, и так как по преимуществу будет изданием греческого текста, потребует приблизительно 3500 рублей. Тем не менее Комиссия не может не признать, что изданием подобных материалов только бы и достигалась вполне цель ученых командировок для изучения нашего православия в самой его колыбели» (Протоколы Киевск. Д. Академии 1890 г., стр. 332–333). Заслушав отзыв Комиссии, Совет Академии, признавая научную ценность собранных г. Дмитриевским материалов, постановил ходатайствовать пред Св. Синодом об ассигновании потребной для издания их суммы. Ходатайство принято было благосклонно, и средства для издания дарованы. Затем уже знанию и усердию, трудолюбию и терпению самого издателя проф. Дмитриевского остаётся приписать то, что ему удалось победить ряд трудностей, соединённых с таким делом, как издание древних греческих рукописей. Первый том «Описания литургических рукописей» содержит в себе описание греческих типиконов и имеет весьма внушительный объём, заключая свыше 900 страниц греческого текста и свыше девяти листов русского предисловия, в котором издателем собраны критико-библиографические и критико-исторические пояснения к издаваемым памятникам тома. «Предоставляя (говорит рецензент в «Церк. Ведом.» 1895 г. 47) специальным органам научной литературы и специалистам в науке литургики выяснить ценность и научное значение нового издания, насколько эта ценность и значение сказываются в первой книге его, со своей стороны скажем, что при чтении греческого текста «Описания» чувствуется, что издателю памятников и переводчику пришлось победить большие трудности, чтобы выполнить свою задачу. Это – одна из тех частей громадной работы г. Дмитриевского, в которых с особенною выразительностью сказались и его трудолюбие, и его долгим трудом приобретенная опытность в чтении и изучении византийских рукописей». О втором томе «Описания» дается такой отзыв в «Православной Богословской Энциклопедии» (том V, столб. 254–255): «Проф. Дмитриевский дал особенно богатое собрание евхологиев во втором томе «Описания литургических рукописей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

17 июля 1893 г. Е. был перемещен на Могилёвскую и Мстиславскую кафедру. В 1895 г. в Могилёве отмечалось 25-летие его архиерейского служения. 10 авг. 1896 г. Е. уволен на покой, проживал в Киеве. Похоронен в церкви над Дальними пещерами в Киево-Печерской лавре. Е. отличался находчивостью, живым, острым умом. Как епархиальный архиерей был весьма доступен, вел ежедневный, кроме праздничных дней, прием с 8 ч. Сначала принимал просителей из простонародья, к-рые обычно приходили рано утром, а затем из духовенства и светских лиц. Современники отмечали его способность подбирать помощников. По воспоминаниям, Е., «обладая огромной силой воли и твердым характером... не любил не только в чем-либо кривить душой, но и делать угодное по просьбе высших или близких ему лиц. Не ища ни славы, ни почестей, ни наград, он всегда поступал так, как указывали ему долг и совесть. Никогда он не просил о переводе... на другую должность или место, всегда был доволен, куда бы его ни назначили». Все свои средства Е. отдавал нуждающимся и на благотворительные цели. При отъезде из Астрахани в Ставрополь у Е. не осталось денег на дорогу, и он прибег к займу. После смерти архиерея имущества по описи у него осталось всего на 90 р. Награжден орденом св. Анны 2-й степени. Арх.: Литовский гос. ист. архив. Ф. 1210. Д. 136, 1828-1914. Соч.: Слова и речи. Минск, 1880; Великопостные размышления. Могилёв, 1894. Лит.: Строев. Списки иерархов. С. 1013-1014; Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Свят. Правительствующего Синода (1721-1895). СПб., 1896. С. 60; Краткий ист. список иерархов Астраханской епархии. Астрахань, 1890. С. 15; Восп. о в Бозе почившем еп. Евгении. Ставрополь, 1897; ПБЭ. Т. 2. Стб. 109; Благонравов М. Д. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602-1902 гг.). Астрахань, 1902. С. 162-182; Саввинский И. И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования. Астрахань, 1903. С. 265-266; Летницкий И. Н. Преосв. Евгений, бывш. еп. Астраханский (22 мр. 1897 г.): Некролог. Астрахань, 1897; он же. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства в Астраханской епархии. Астрахань, 1903. С. 12.

http://pravenc.ru/text/186993.html

Иерусалиме по уставу IX – X вв.» автору была присуждена юбилейная премия преосв. Макария в 1000 руб., за сочинение: «Патмосские очерки» – Макарьевская премия в 800 рублей, и проч. Вообще, проф. А. А. Дмитриевский является одним из самых деятельных и талантливых тружеников в областях церковной археологии и литургики и его труды в этих областях носят печать солидной эрудиции. В последнее время внимание людей науки обращает на себя капитальный труд Алексея Афанасьевича по изучению православного Востока, под заглавием: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (вышло в свет два огромных тома: в 1895 г. т. I – типика, в 1901 г. – евхологии, и имеется научного материала ещё на несколько томов). Этот труд профессора есть плод широких и тщательных изысканий, произведенных им во время неоднократных путешествий его по Востоку, какие предприняты были им сперва по командировке от Киевской Духовной Академии, а потом и более по собственному почину, по преимуществу в вакционные месяцы. Некоторые из этих путешествий заняли и более продолжительное время. Поприщем изысканий проф. А. А. Дмитриевского были библиотека Афона, Афин, Патмоса, Халки, Иерусалима, Синая, Каира, а также – Вены, Рима, Турина и других мест Италии. Главною целью его было изыскание и описание рукописных памятников, относящихся к истории церковного устава или типикона. Комиссия, рассматривавшая собранные профессором и представленные им по возвращении из командировки научные материалы, донесла Совету Киевской Духовной Академии, что «они содержат описание 120 греческих евхологиев, почти 100 греческих типиконов, более 250 разных других литургических греческих рукописей и до 60 рукописей такого же содержания южнославянских, найденных им в книгохранилищах на востоке. При этом почти все рукописи Синайской, лавр св. Афанасия Афонского и Саввы освященного, библиотеки Святогробской в Константинополе и монастырей на Афоне: Ватопедского, Пантелеймоновского и Евсигменского, – не только подробно описаны, но и в виду действительно научной важности содержащихся в них чинов и молитвословий, после сличения их с изданиями Гоара, Гоберта и др., приведены в обширных извлечениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Деревня Подрезова Тобольского округа получила статус села в 1851 году, когда в ней усердием вдовы коллежского секретаря Т. Ф. Землянициной был построен Знаменский храм . В 1885 году в селе была открыта школа грамоты с безмездным обучением крестьянских детей, заведующим и законоучителем которой был местный священник. За первый год своего существования школа " немного принесла плода, так как церковная сторожка не была приспособлена должным образом для школьных занятий, да и учащихся было мало по той причине, что многие из подрезовцев не имели даже белья для своих детей, в коем могли бы привести их в школу " , - писал в редакцию Тобольских епархиальных ведомостей священник Евгений Ландышев . Проблема с нижним платьем для подрезовских детей была решена благодаря личным пожертвованиям епископа Тобольского Авраамия (Летницкого) и тобольского купца Ильи Гавриловича Тарунина. В начале XX века школа располагалась уже в собственном доме с квартирой для учительницы и общежитием для учеников. В 1897 году в ней обучалось 13 мальчиков и 2 девочки , в 1901 - 12 мальчиков , в 1903 - 22 мальчика и 2 девочки . По сведениям 1912 года в селе Подрезовском Карачинской волости Тобольского уезда имелись также торговая лавка и кузница. В ноябре 1923 года Карачинская волость была упразднена и из части ее был образован Подрезовский сельсовет с центром в селе Подрезово. В середине 1920-х годов здесь действовали сельско-хозяйственное кустарно-промысловое товарищество и школа 1 ступени. 22 декабря 1954 года деревня Подрезова была включена в Ермаковский сельсовет Тобольского района Тюменской области. В рамках реализации " Генерального плана МО Ермаковское сельское поселение " до 2027 года в Подрезовой планируется строительство школы на 40 мест, клуба-библиотеки на 130 мест и 2000 экземпляров, спортивной площадки, комплекса бытового обслуживания, пожарного депо и часовни в районе кладбища .

http://drevo-info.ru/articles/22361.html

162, изданные им, евхологии излагаются состав службы и различных последований восточной церкви за время с первой половины XI ст. по XVI в. Они знакомят с богослужебной практикой не только трех восточных патриархов Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского, но и некоторых важнейших монастырей древней Византии. Представляя поразительное богатство литургического материала, они важны также и в том отношении, что содержат неизвестные до настоящего времени чины. Профессор А. А. Дмитриевский состоит действенным членом Церковно-Исторического и Археологического Общества при Киевской Духовной Академии, Богоявленского Братства для вспомоществования служащим в Академии и студентам её, Попечительства о благолепии семинарского храма и о бедных учениках Астраханской Духовной Семинарии, Русского Археологического Института в Константинополе, Киевского Исторического Общества Нестора Летописца , Историко-филологического Общества при Императорском Новороссийском университете, Петровского Общества исследователей Астраханского края и Константинопольского греческого исторического Общества, и почетным членом Смоленского Церковно-Археологического Комитета и Общества любителей просвещения на острове Патмос. Высокие достоинства научной деятельности проф. А. А. Дмитриевского обратили на себя внимание высшего ученого учреждения в России – Императорской Академии Наук, и в недавнее время она избрала его в свои члены-корреспонденты. Это – высокая честь, которой удостаиваются редкие мужи науки за особенно солидные специальные знания и за особенно выдающуюся научную деятельность. С удовольствием заносим об этом избрании на страницы «Астраханских Епархиальных Ведомостей», особенно в виду того, что Алексей Афанасьевич тесно связан с нашей Астраханью: здесь он родился, здесь он учился в духовном училище и в духовной семинарии, здесь же живут его близкие родственники. И наш благородный земляк – астраханец не только не порывает своих связей с родиной, но по возможности всячески старается поддерживать и закреплять их, что отчасти видно и из некоторых фактов приведённых нами выше в настоящей статье. Сердечно приветствуем глубокоуважаемого профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского с весьма лестным избранием его в члены-корреспонденты Императорской Академии Наук и от души желаем ему многих лет, крепости сил и полного успеха в его многотрудной и многоплодной деятельности на пользу Церкви Христовой и дорогого Отечества. Н. Л. Читать далее Источник: Новый член-корреспондент Академии наук, ординарный профессор Киевской духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский. - Астрахань : тип. В.Л. Егорова, 1904. - 10 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

242. Леонович=Л[еонови]ч М.[М.] Богослужебная реформа//ХЖ. 1906. 15. С. 3–4. 243. Летницкий=Летницкий Н., прот. Мысли и думы пастыря церкви о желательных реформах в области церковного богослужения, устава и положения о постах//Астраханские ЕВ. 1917. 15. С. 435–451. 244. Лещенецкий=Лещенецкий Тимофей, свящ. Что требуется ныне от приходского священника для охранения православия и для борьбы с сектантством?//Киевские ЕВ. 1905. 36. С. 913–917. 245. Либеровский=Либеровский М., свящ. По поводу статьи: «Пастырское собрание в г. Новгороде»//Новгородские ЕВ. 1911. 4. С. 128–131. 246. Липский=Липский Н., свящ. О ветхозаветном элементе в нашем богослужении//ВиР. 1906. 8. С. 405–418. 247. Литургия на польском=Православная литургия на польском языке//ЦОЖ. 1906. 20. С. 690–691. 248. Лихачев Д.С. Русский язык в богослужении и в богословской мысли//Русское возрождение. Нью-Йорк-Москва-Париж. 1997. 69–70. 249. Лиховицкий (1)=Лиховицкий А.[В.], свящ. О богослужебном языке Русской Православной Церкви//ЦВк. 1906. 13. С. 391–396. 250. Лиховицкий (2)=Лиховицкий А.[В.], свящ. О богослужебном языке Русской Православной Церкви (По поводу критики г. Н. Покровского )//ЦВк. 1906. 29. С. 938–942; 30. С. 976–979; 31. С. 1008–1011; 32. С. 1041–1043; 33. С. 1073–1075; 34. С. 1109–1112. 251. МЛ. Рецензия=МЛ., свящ. [Рец. на кн.:] «Молитвы и песнопения Православного Молитвослова (для мирян(, с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями». Николая Нахимова. СПб., 1912.//Богословский библиографический листок. Киев, 1913. Вып. 2. С. 55–58. 252. М.П.=М.П. К вопросу о церковном богослужении и его языке в русской Церкви//Кишиневские ЕВ. 1906. 30. С. 949–956; 31. С. 983–988; 32. С. 1021–1026; 33. С. 1058–1063; 34. С. 1085–1091. 253. Макарий=Макарий, и[еромонах?]. Литургия католическая и православная//Хр. 1914. Октябрь-ноябрь. С. 241–246. 254. Макарьев=Макарьев Ф. Реформа духовно-учебных заведений и в частности духовных училищ//ХЧ. 1906. 1. С. 136–145. 255. Мамонов=Мамонов Д. Мнение мирянина по некоторым церковным вопросам//Иркутские ЕВ. 1906. 9. С. 245–249.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007