Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ Мч. Авраамий Болгарский. Хромолитография. 1894 г. Мч. Авраамий Болгарский. Хромолитография. 1894 г. († 1.04.1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта - 1-го перенесения мощей, в 4-ю неделю по Пасхе (о расслабленном) - 2-го перенесения мощей и в Соборе Владимирских святых), «иного языка, не русского», как подчеркивает летописец. Основные сведения о святом содержатся в летописях и в лит. памятниках XVII в. Древнейший источник, сообщающий об А. Б.,- Лаврентьевская летопись (XIV в.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 452-453). Будучи богатым купцом, А. Б. прибыл по торговым делам в г. Булгар (Болгар), столицу Волжской Булгарии, где мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа; А. Б. был непоколебим в своей вере и за это усечен мечом. Мощи святого были погребены рус. купцами на христ. кладбище в Булгаре, вскоре в наказание «за кровь мученика Христова» город сгорел. Вел. кн. владимирский Георгий Всеволодович повелел перенести тело А. Б. во Владимир. Как сообщает летопись, благочестивый кн. Георгий, еп. Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали св. мощи, принесенные во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресв. Богородицы (Кавелин. С. 104), где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 г. (Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в.- РГБ. МДА. 201. Л. 312об.- 313; в более поздних источниках фигурируют 9 марта 1231 г.- житие А. Б. 1798 г., опубл. Л. Кавелиным; 1229 г.- святцы из РНБ. Погод. 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.). Время местной канонизации А. Б. неизвестно. По мнению Е. Е. Голубинского , местное празднование памяти мученика во Владимире или же только в Успенском мон-ре началось сразу после принесения его мощей во Владимир (С.

http://pravenc.ru/text/62936.html

октября Acta Ss. Болландистов; наше место в нем гл. IV, , § 29 fin., отдельно самое место в Kalendaria Ассемани, III, 34). Продолжатель Амартола говорит о крещении болгар вслед за событиями, которые другие летописцы (Симеон Логоф.) относят к третьему году правления импер. Михаила. Он пишет следующее: «узнав, что болгарский народ удручается голодом, Михаил вместе с кесарем Вардою, снарядив поход, движется сушею и морем на болгарского князя Михаила [В древнем славянском переводе по сербской редакции так же, как в греческом тексте Муральта: «на Михаила кнеза бльгарскаго», см. Синод. рукоп. 148, л. 385 об. fin., по болгарской редакции: «на князи болгарьскии», которых имен нет и вместо которых ниже так же. как в греческ. тексте и сербск. редакции, один князь, Синод. рукоп. 732, л. 325.]. Болгары, узнав об этом, были поражены как бы громом, и прежде сражений и битв отчаявшись в победе, предложили сделаться христианами и повиноваться императору и римлянам. Император же, крестив и восприняв князя их, нарек его своим именем [В славянск. перев. по болгарск. редакции: «нарек – именем» нет.], а также крестил и бояр его, введши в город» В славянск. перев. по болгарск. ред.: «в цариградь вьведь», по сербск.: «въвед в констянтинь град». (см. Хронику Амартола, изданную Муральтом, стр. 732. Этот же продолжатель Амартола вместе с концом летописи самого Амартола напечатан под именем Георгия монаха в Scriptores post Theophanem, по парижск. изд. наше место там стр. 584). Лев грамматик, как мы сказали, буквально повторяет сего продолжателя (он напечатан в приложении к летописи Феофана, парижск. изд. стр. 462). Симеон Логофет помещает у себя два рассказа, взятые из двух разных источников, именно один из источника неизвестного, другой из сейчас приведенного продолжателя Амартолова. Первый рассказ читается: «Когда еще Феодора содержала царство, Борис князь Болгарии, услышав, что владеет царством римским женщина, дает знать ей, что нарушит мирные договоры и пойдет на римлян войною. Но (императрица) отвечает ему: «и меня найдешь готовою выступить тебе на встречу, и надеемся покорить тебя своей власти; а если же и нет, то и в сем случае одержу над тобою верх, имея (на своей стороне) слишком явную победу, потому что ты одолеешь не мужчину, а женщину».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

29)       Житие и чудеса преп. и богон. о. и. Сергия Радонежского с присовокуплением краткого историч. описания Сергиевой Лавры и ее окрестностей. С хромолитограф. картинами. Изд. Его же. M., там же, 1891г., 8°, стр. 125. (Сведения есть и о Гефсиманск. ските, Вифании, пустыни св. Параклита и др). 30)       Житие и подвиги преп. и богон. о. н. Сергия игумена Радонежского чудотворца и чудеса по его кончнне. (Нач.: Преп. Сергий родился в 1314 г.). Изд. В.А. Абрамова, М. 1891 r., в типографии Ф. Иогансон, 8°, стр. 112. 31)      Житие преп. о. н. Сергия Радонежского чудотворца. Изд. E. А. Губанова. (Нач.: во время княжения вел. московск. князя Юрия Даниловича). М. в типографии Вильде, 1891 r., 8°, стр. 63. 32)       Житие преп. Сергия Радонежского чудотворца и Сергиевский всей артиллерии собор. (Краткий историч. очерк). Издано в пользу вдов и сирот военного духовенства. Прот. Н. Покровского . С 3 рисунками. СПб., в типографии Артиллерийского журнала, 1891 г.,8°, стр. XVIII (житие)+85 (о соборе). 33)       Житие преп. Сергия Радонежского чудотворца. (Нач.: основателем Троице-Сергиевой Лавры был преп. Сергий...) M., в типографии И. Д. Сытина, 1892 г., 16°, стр. 16. 34)       Житие преп. и богоносн. о. н. Сергия Радонежского и всей России чудотворца. Изд. Е. И. Абрамовой. (Нач.: преп. и богоносный о. н. Серий родился в г. Ростове, в 1315 г...) 2-е изд. M., в типографии И. Полякова, 1892 г., 16», стр. 36. 35)       Житие и подвиги преп. о. н. Сергия игумена Радонежского. Альбом картин. (С объяснительным текстом). М. 1892г., в лит. Щеглова, 16°, стр. 60. 36)       Житие и чудеса преп. и богон. о. н. Сергия Радонежского, всей России чудотворца. 7-е изд., СПб., в типографии дома призрения малол. бедных, 1892 г., 8°, стр. 32. 37)       Преподобный Сергий Радонежский. По поводу пятисотлетия со времени его блаженной кончины. Л. Христианское чтение 1892 г., сентябрь–октябрь, стр. 217–255. 38. Отец наш Сергий. Сост. Зыбиным (См. Прибавления к Церковн. Ведомостям, изд. при Свят. Синоде, за 1892 г. 41, 10 октября, стр. 1416.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

18 При этом совпадении православные и другие вероисповедания отправляют праздничное богослужение на Елеоне после того уже, как окончат свои службы католики, уходящие с Елеона около 6 ч. утра самого дня праздника. 19 Предприимчивый известный одесский хромолитограф Е. И. Фесенко полотно заменил бумагою с изображением на фоне ступни ноги вознесения Господня. Внизу под этою картиною подпись: «Отпечаток Стопы Спасителя, находящийся на Елеонской Горе». Корыстолюбивые афонские келлиоты, проживающие в большом количестве в Иерусалиме близ русских подворий и отчасти и греческие иноки рассылают эти изображения «стопочки» Спасителя по России благотворителям, с присоединением. к ним следующих комментариев: «Стопка Христа, освященная на Елеонской горе, место Его вознесения, и на св. Гробе». «Предание гласит: «Где в доме Христа стопа и след, «Там блага все... и нет бед». 20 На Елеоне, по преданию, в древнее время находилась странноприимница для пришельцев в Иерусалим на праздники из Галилеи. К этому же месту приурочивают явление Иисуса Христа своим ученикам по воскресении (Матф. 10, 16;. Mapk. XVII, 7 ), а также и появление ангелов, по вознесении Господа, со словами: «Мужие галилейстии, что стоите зряще на небо» (Деян. апост. I, 11). 21 «Так как на св. Елеонской горе, писал патриарх Никодим в 1885 г. петербургскому митрополиту Исидору с жалобою на «большой скандал» арх. Антонина, существует хошя и в развалинах древний священный базилик (грамматические неправильности принадлежат документу), в котором находится всечестное место, на коем, по учению церкви, – последовало вознесение Спаса нашего, и на котором хранится отпечаток священнаго его стопа (sic.), и где ми совершаем Бескровную Жертву, то никому не дозволяется изменить священное предание, ни воздвигнуть другую церковь на этой же Елеонской горе в честь Вознесения Господня, как тоже самое не дозволяется в Иерусалиме воздвигнуть церковь в честь страстной Голгофы или Воскресения; за то и нигде во всей Палестине нет подобной церкви с подобным названием. Архимандрит же Антонин ввел нововведение, достойное укоризны, самовольно назвав выстроенную им на св. Елеонской горе церковь – церковью Вознесения, и таким образом старается изменить священное и неопровержимое предание о местах, где находятся всечестнейшие святыни» ( А. Дмитриевский , Импер. прав. Палест. Общество и его деятельность, стр. 276–277 Спб. 1907). В силу этого протеста, арх. Антонин решился официально называть свой Елеонский храм церковью Спаса и совершать службы в нем по четвергам после греческих служб в Гефсимании. Тот же патриарх Никодим не только потом был в 1886 г. на освящении этого храма, но произнес при этом красноречивое похвальное слово в честь строителя о. арх. Антонина и торжественно возложил наперсный крест на о. иеромонаха Парфения, главного сотрудника о. архимандрита по созданию этого русского храма на Елеоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Кантакузен лично познакомился с афонскими знаменитыми отцами при посещении Афона, вероятно в 1340 году, когда и сам помышлял покинуть мир и стать монахом, – о чем сам он говорит в своей истории. См. Patrol. Migne, t. CLIV, 189–192. Теперь это мечеть Кахрие-Джамиси, близ Адрианопольских ворот. Patrol. Migne, t. CLIII, 900–904. См. об этом в житии митроп. Киприана (16 сентября). В венской дворцовой библиотеке хранится сербская рукопись творений Дионисия Ареопагита с записью об этом труде святого старца, предпринятом им по поручению серосского митрополита Феодосия. Запись приводится у Миклошича: Chrestomathia paleoslovenica. Vindobonae. 1861. См. также «Опис. Румянц. музея» Востокова, 93, стр. 161. См. «Акты русского монастыря на Афоне». Киев. 1873, 351 и далее. В журнале М. Нар. Просв., т. 309 (1897 г. февраль, II, 365) одним славистом высказана догадка, что «этот Исаия, кажется, русского происхождения», с указанием на «хрисовул в Гласнике , кн. XXIV, стр. 294», но положительные сведения помещаемого нами жития о родине преп. Исаии не дают места этой догадке. Житие это помещено архим. Никифором Дучичем в изданной им книге «Старине Хиландарске». У Београду. 1884, стр. 63– 78. Иоаким Сарандапорский, или Осоговский, подвизался в стране Овчепольской в месте, называемом Сарандапор, в подкрылии горы Осоговских, в потоке, называемом Бабин-дол, при реке Скупице. Память его 16 августа. † 1105 году. В пределах монастыря св. Павла, который тогда тоже был славянским. Душан короновался царским венцом 16 апреля 1346 г. Даничич. «Животи кральева и архиепископа српских». У Загребу. 1866, 378–380. Голубинский. «История правосл. славян. церквей болгарск. сербск. и румынск.» М. 1871, стр. 472–475. Родослов говорит так: «и пришед едва умоли его о сем разрешении, он же преклонив се и моли старца Исаию поити в Царьград поискати о сем разрешения». См. Даничич, стр. 380–382 «…о поставлении 2-го патриарха серблем кир Саввы». Этот Никодим, как повествует далее житие, при помощи трудов, тщания и советов преп. о. Исаии составил в Угровлахии два больших монастыря, в которых собрал в общежитие множество черноризцев, сиявших в той земле духовными добродетелями как светлая денница.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

70 Статья эта приводится под следующим заглавием в рукоп. общей минее из библ. М. Д. Акад. 77. л. 349): «Святаго Максима исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком и трудолюбствующим во еже спастися». Впрочем, в послании к Афанасию приводятся только одни вины, а в цитуемой статье указываются и цельбы против каждого случая. За исключением последних, весь этот ответ есть не что иное, как буквальная выписка из названной статьи. В ней только не записано заключительное правило об искусившемся священнике, что он не должен служить в этот день. Подобное читается и в одном из правил, изданных у Питры под именем Никифора исповедника (Spicileg solesm IV p. 408–409). У Кассиана приводятся только три вины, а вопрос: следует, или нет, приобщаться в тот день искусившемуся, решается таким образом: можно только в таком случае, если это произошло не по его вине. (Patr. curs. compl. T. 49. p. 1218, 1223). υχ π νυπνιαζομνω δελφ находится в Савостьяновском требн. XII–XIII в. из Румянц. музея (φ. 119 об.). 71 В уставе импер. Ирины: Τς μν μεταλαμβνειν οφειλουσας εκδεχομνον εστι την εν τη αγια μεταληψει ακολουθιαν ψαλλειν κοινην τε κοινως την γονυκλισιαν ποιουσας. (Cotel. Mon. Eccl. gr. IV p.214). В типике Саввы Сербского : иже хотет причаштати се, подобает им пети службу общу к причаштению узаконену. 74 Μοναχς στεφανσαι γμον ο κωλεται (Pitra jur. gr. mon. II. p. 200); cf. Pitr. Spicil Solesm IV. p. 395. 80 Πρεσβτερος οκ χει ξουσαν δοναι τ γγελικν σχμα. (Pitra monum jur. II. 200). Cf. Болгарск. сборн. Starine VI. стр. 117. 84 Надобно знать, что литургия св. Василия совершается от недели сырноедной (т. е. как нужно думать, от последнего воскресенья перед великим постом, замыкающего седмицу сырную) до недели ваий (включительно или нет – положительно сказать нельзя), в св. четверток и накануне рождества Христова и светов. (Синайск. Канон. Труд. Киев. Д. Ак. 1874, май). 85 Вдти сть. ко въ вся дни поста литур стго василия съвьршаться. сиречь въ навер и хва рожьства. и въ навер и просвщенн и въ самю пам т я стго василия и въ великыи четвьрт и въ великю соу. и въ вся поста разв цв т ныя (Синод. Уст. 330 л. 125). В уставе службы под соответствующими днями, это правило подтверждается. Cf. Starine. VI 140.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

B II: Geschichte der apostolischen Verkündigung. München 1893. Pfleiderer Otto, Prof., Das Urchristenthum, seine Schriften und Lehren in geschichtlichen Zusammenhang. Berlin 1887. Prummer A., The Epistles of St. John Cambridge 1894. Poggel Heinr., Der zweite und dritte Brief des Apostels Johannes geprüft auf ihren canonische Character. Paderborn 1896. Полотебнов А. , протоиер., Соборные послания Ап. любви, св. Иоанна Богослова I. II. III. На славянском и русском наречии, с предисловием и подробными объяснительными примечаниями. Москва 1875. Reus Ed., Prof. Hisroire de la théologie chrétienne au siècle apostolique. T. II. Paris 1852. Rothe Rich, Der erste Brief Johannis praktisch erklärt. Wittenberg 1878. Salmon G., A Historical Introduction to the Study of the New Testament. London 1888. Schirlitz S., Grundzüge der neutestamentlichen Gräcität nach den besten Quellen für Studierte der Theologie und Philologie. Giessen 1861. Schlatter A., Prof., Der Jakobusbrief und die Johannisbriefe ausgelegt für Bibelleser. Stuttgart 1893. Schrenk Er., Die Johanneische Anschaung vom «Leben» mit berücksichtigen ihrer Vorgeschichte. Leipzig 1898. Смирнов С. K., протоиер., Особенности греческого языка новозаветного. Москва 1886. Stevens G. В., Prof., The Johannine Theologie. A Study о the Doctrinal Contents of the Gospel and Epistles of the Apostle John. New York 1895. Stockmeyer Im., Die Structur des ersten Johannes Briefs. Basel 1873. Феофилакт., архиеп. Болгарск., Толкования на соборные послания святых Апостолов, в русск. перев. Казань 1865. Thiersch Н., Die Kirche in apostolischen Zeitalter und die Entstehung der nentestamentlichen Schriften. Frankfurt а. M. 1858. Trench Rich., Synonyms of the New Testament. Ed. 11. London 1890. Успенский И., Вопрос о пребывании Апостола Иоанна, в Малой Азии (в «Христ Чтен». 1879, I). Деятельность св. Ап. Иоанна в Малой Азии (в «Христ. Чтен». 1879 г. II). Weiss Bern., Prof., Der Johanneische Lohrbegriff in seinen Grundzügen untersucht. Berlin 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

117 Чтен. ист. и древа. Росс. при Моск. Универ, год 3-й 1848 г III, иностр. материал, стр. 40. Век Сим. Болгарск, стр. 60–68. 119 Allat. de Octoech. р. 64, Cav. hist. Iitt.Vol. II, dissert. II, de libris Eccl. Praec. p. З1, sub. voce: Oktoychos. 122 Полимпсест есть пергаментная рукопись, коей первоначальное письмо счищено и покрыто другим письмом. Некоторые листы этой рукописи первоначально содержали в себе отрывки из Библии на Греческом языке, другие – Октоих на славянском: то и другое покрыто позднейшим Греческим письмом, принадлежащим к XIII веку. Следовательно, Октоих, коего письмо гораздо древнее письма греческого, должен принадлежать к XI или не позже XII веку. (См: Библиограф. лист. 1825 г. 17 стр. 230, изд. СПБ. 1826 года). 132 В Греческом великом Октоихе (напеч. В 1850 году) на конце помещаются: 1) Екзапостиларии с Богородичными и утренние Евангельские стихиры на восемь гласов, 2) Троичные песни по гласу, поемые в постные дни, 3) Екзапостиларии всей седмицы, 4) Богородичные отпустительные на всякий день, наконец, 5) каноны: Иисусу и три Богоматери, в числе коих и Феодора Ласкаря. 133 Этот Краковский Октоих надписывается так: «Богом починается осьмогласник, творение Препод. Отца нашего Иоанна Дамаскина … докончана бысть (книга сия в печатании) мещанином Шватополком Фиол из немец (или) немецкого рода Франк и скончася по Божием нарождении четыренадесят сот девятдесять на лето (то есть, в летнюю пору, как объясняет Бандке). 139 В известной молитве церкви, читаемой на всенощном бдении «спаси, Боже, люди Твоя и проч.» выражен тот же порядок почитания святых, как ив Октоихе. 141 В рук. кн. о пр. вер. и о церк. служб. Св. Сим. Солун. и св. Марк Ефесск., писанной с Молдавского издания на славянский язык, в Моск. 1712 года и наход. в библиот. Киев Д. Ак. о полунощнице 380. 151 Там же, стр. 50–54. В Греции и в нашем отечестве христиане с древнейших времен питают особенное уважение и усердие к св. Николаю, пользуясь его многочисленными благодеяниями и молитвами перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

11) Из проживающих в Константинополе именитых православных болгар имеют быть избираемы и определяемы некоторые в епитропии патриархии и другие общественные учреждения. 12) Для воспитания детей, обретающихся в столице православных болгар, и изучения их собственного языка будет устроена приготовительная школа в ограде болгарской церкви, под надзором патриархии. 13) Отправляемыя к митрополитам, епископам и христианам, находящимся в чисто болгарских епархиях, официальные по церковным делам бумаги имеют быть писаны по-гречески и по-болгарски. 14) Патриархия имеет приложить все потребное тщание к скорейшему разбору и решению представляемых ей основательных прошений и предложений со стороны болгар. 15) В случае нужды имеют быть посылаемы от патриархии достойные духовные лица для ревизии действий находящихся в Болгарии митрополитов и епископов, равно как и всех вообще духовных лиц и учителей, а также и для исправления могущих открыться проступков их и опущения». 257 С собственноручного черн. подлинн., хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, T.II; докум. 73. Копия с этого мнения хранится в азиатск. департ. министр. иностр. дел, 128. 258 Записка эта вызвана письмом князя А. Б. Лобанова-Ростовского, 28 февраля– 12 марта, и депешею его от того же числа, кои были переданы митрополиту Филарету, для прочтения, графом А. П. Толстым. 259 Г. Теплов, в своем исследовании «Греко-болгарской церковный вопрос», говорит, что патриарх, по возвращении Илариона и Авксентия из ссылки в Константинополь, «пробовал мириться с ними и предлагал даже епархии, лишь бы они просили прощения» (стр. 420), а патриарх Анфим 6-й, вступивший на патриар. престол, после Григория 6-го, 9 сентября, 1871 г., при встрече болгарск. депутации, во главе которой стоял Иларион, «обнял Илариона» (стр. 824). 260 Собор, осудивший Илариона, Авксентия и Паисия, состоял из двадцати семи лиц. В нем участвовали настоящие и бывшие патриархи константинопольские; Иоаким 2-й, Григорий 6-й и Анфим 6-й, а также патриархи: александрийский Каллиник, антиохийский Иерофей и иерусалимский Кирилл 2-й. См. депешу кн. Лобанова, от 28 февраля, в бум. м. Филарета, 95, т. II; док. 74–75. По письму архимандрита Антонина, от 6 марта, к графу А.П. Толстому, в соборе принимали участие шесть вышеназванных патриархов, двадцать один митрополит и шесть епископов. Там же, док. 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Относительно их обращения в католичество наши сведения недостаточны. Что касается до богомилов никопольских, то первые начатки его между ними, вероятно, относятся к 1866 г., когда король венгерский Людовик, захватив область виддинскую, силою перекрещивал здешнее православное население и когда, по словам действовавших тогда здесь миссионеров, богомилы (называемые у сих последних патаренами и манихеями) изъявляли добровольную готовность внимать их проповеди (см. у Райнальда ап. 1866, n. 11); а потом оно, вероятно, распространялось между ними постепенно и незаметно 172 . Богомилы Филиппопольские обращены в католичество 173 только уже в позднейшие, не очень давние времена; граф де-Марсильи, сам лично посещавший их в конце семнадцатого века, видел их еще еретиками (см. его книгу «Военное состояние Оттоманской Империи», русск. перев., Спб., 17В7, части 1-й стр. 18), и следоват. их обращение должно быть относимо к неизвестным годам прошедшего столетия 174 . Обыкновенно называемые у своих латинян павликианами (пауланами), а у болгар шопами, эти болгары-католики, как мы сказали, живут в уезде никопольском, где им принадлежат четыре села (см. Григоровича Путешествие по Европейской Турции, стр. 177), в уезде Филиппопольском, где им принадлежит шесть сел (Григор. ibid. 166), и в самом городе Филиппополе. Общее число их, по более достоверным показаниям, от семи до десяти тысяч (см. Neher’a Kirchliche Geographic II, 494 и 495) 175 . Церковными делами Филиппопольских павликиан или болгар-католиков до последнего времени заведывали простые священники, присылавшиеся из Италии (Григоровича Путеш. стр. 166); но недавно открыто в Филиппополе особое апостолическое викариатство. Нынешний викарий епископ Андрей Канова; епархия его разделяется на пять приходов, в которых от пяти до восьми тысяч душ (Neher’a Kirchliche Geographic II, 494). В 1863 г. Канова открыл при своей кафедре училище для детей всех вероисповеданий) см. болгарск. Съветник 1868 г., 31, л. 1 об.). Павликиане никоппольские также имеют своего особого епископа, который называется никопольским, но который, поскольку есть в то же «рема апостолический викарий и для Валахии, живет не в Никоиоле, а в Букаресте 176 ; болгарская часть его епархии разделяется тоже иа пять приходов, в которых около двух тысяч душ (Neher ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006