Бог одарил Авраама многими знаками любви. Он обещал Аврааму и Сарре, что у них будет сын. В ознаменование того, что они станут прародителями великого народа, Бог переменил их имена: Аврам стал Авраамом, Сара Саррой. Супруги очень хотели сына. Но они были уже преклонного возраста. Услышав Божие обещание, Сарра не удержалась и рассмеялась: «Может ли у стариков родиться младенец?» Потому она и назвала впоследствии сына своего Исаак (смех мой). Он принес родителям великую радость. И сказал Бог , что он установит Завет (согласие) между Собою и Авраамом. То было обетование Божие продолжить дело спасения всех людей посредством Авраама, Исаака и их потомков. Испытание веры Однажды Бог велел Аврааму привести единственного сына Исаака на гору и принести его в жертву Богу. Авраам очень опечалился, но он во всем полагался на Бога и потому был готов исполнить Его поведение. Но когда он связал возлюбленного сына и собирался заколоть его ножом, Господь удержал руку и показал ему на барана, запутавшегося в кустах, чтобы он принес того барана в жертву вместо сына. Бог знал, что вера и упование Авраама подлинны, и обещал ему, что произойдет от него «народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли». Бог любил Авраама и Сарру. Он знал, что Авраам верен ему и потому не позволил принести в жертву единственного сына. Спустя множество поколений Сам Бог пожертвовал Своего Единородного Сына ради нас. Господь наш Иисус Христос добровольно умер на Кресте, чтобы мы были спасены и удостоились вечной жизни. Сам Бог исполнил то, к чему Он не стал принуждать Авраама. 1-Попечение о земле Люди питаются плодами растительного и животного мира, поэтому они в немалой степени зависят от природы, от погоды, почвы, произрастания плодов земных и т.д. Хотя это касается всех нас, несомненно, что такая зависимость от природы гораздо понятнее и очевиднее людям, живущим в деревне. А сегодня большая часть людей живет в городах. Вместе со своими домашними подумайте о тех видах человеческой деятельности, которые непосредственно зависят от природы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Быт. 18:17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! Быт. 18:18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, Быт. 18:19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем. Выражение «утаю ли Я от Авраама, что хочу делать», объясняется последующими двумя стихами. От Авраама произойдёт великий народ, в нём благословятся народы, и он должен заповедать сынам своим ходить путём Господним. Народы великие суть народы разумные – это те народы, жизнь и нравственные начала которых приближаются по возможности к мысли Божией, к закону Божию, вот почему Господь не утаивает от Авраама и в лице его потомства его тайны суда своего над нечестивыми, грешными и злыми. Авраам по сердцу своему и по вере своей назывался «другом Божиим» (так читают слова, переведённые у нас раба Моего ( Быт. 18:17 ), и так, должно быть, читали во времена апостольские, что явствует из Иак. 2:23 ). Выражение «друг Божий» означало единство мысли – насколько это возможно – между конечным созданием и Иеговой, но это единство мысли заключалось и в отвращении от дел народа, глубоко испорченного и злого, для которого нет возврата к добру. Мысль человеческая, как отблеск мысли Божией, предвидит скорый суд Господень над подобным обществом. Вот значение слов «утаю ли…» и проч. Быт. 18:20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; Сравни Быт. 4 – кровь Авеля, вопиющего к Богу; Быт. 6:12–13 о растлении земли перед потопом: «земля наполнилась от них злодеяниями». Вопль Содомский, т. е. вопль на жителей Содома, как изъясняет Быт. 18:21 , есть жалоба к Богу оскорблённых, ограбленных и угнетённых злыми жителями развращённых городов. В апокрифической книге Яшар находим предания, сохраняющие воспоминание главнейшее о грабительстве и злобе жителей Содома и других погибших городов в отношении к странникам и о несправедливости их судей, потворствовавших беззаконию. К этому присовокупляется и грех тяжкий, т. е. разврат, который постоянно сопровождается кровожадностью, чему лучшим примером может служить императорский Рим с его Тибериями, Калигулами, Неронами, Гелиогабалами, которые удивляли мир сочетанием самого наглого разврата с жаждою крови и зрелищ страшнейших терзаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В ответ на то, что Иисус отказал иудеям в праве считать себя потомками Авраама и детьми Божиими, они заявляют, что Он одержимый и еретик: «Ответили иудеи и сказали Ему: не правильно ли мы сказали, что Ты – самарянин, и бес в Тебе?» (8:48). Вот в чём, как им кажется, причина такого отношения Его к ним, «Ответил Иисус: во Мне беса нет, но я чту 128 Отца Моего, а Вы бесчестите Меня» (8:49). Для Него не важно человеческое унижение. Он не ждёт от них славы: «Я же не ищу славы Моей: есть Ищущий и Судящий» (8:50). Только Бог должен сообщать славу людям 129 . Поэтому–то Иисус не ищет признания от людей. Его прославит Отец. А иудеев осудит за то, что они бесчестят Сына и не верят Ему. Те же, кто иначе отнесется к Его словам, никогда не увидят смерти: если кто Мое слово соблюдет, не увидит смерти вовек» (8:51). Эти слова кажутся иудеям лишним доказательством Его безумия. Ведь умерли и Авраам, и пророки, а Иисус утверждает, что всякий, кто будет соблюдать Его слова, не умрёт: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? И пророки умерли» (8:53). Они считают, что Он непомерно возвышает себя. «Кем Ты Себя делаешь?» – спрашивают они. «Ответил Иисус: если я Сам Себя прославляю, слава Моя – ничто: Отец Мой – вот Кто прославляет Меня, Он, о Ком вы говорите, что Он – Бог ваш» (8:54). Величие и превосходство Сына определяются Отцом. Всё, что Он имеет, дал Ему Бог . Но иудеи не хотят этого принять. Поэтому Иисус отказывает им в знании Бога. «И вы не познали Его, Я же знаю Его. И если я скажу, что не знаю Его, Я буду подобный вам лжец». Он уже указал им, что если бы они познали Его, то узнали бы и Его Отца. Их неведение Бога вызвало отвержение Его Сына, Который в отличие от них и знает Бога, и только Его дела исполняет: «Но Я знаю Его и слово Его соблюдаю» (8:55). Отношение к Нему Авраама, которого иудеи считают своим отцом, было прямо противоположно тому, что Он встретил у них: «Авраам, отец ваш, возликовал, оттого что ему предстояло видеть день Мой: и увидел, и возрадовался» (8:56). «День» – это время присутствия Иисуса Христа в мире. Аврааму было известно, что Бог обратит спасение к миру ( Быт 12:3 ), и это наполнило его радостью. Если Иисус сказал, что Авраам видел Его, то, следовательно, и Он видел Авраама. «Тогда сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама? Сказал им Иисус: истинно, истинно говорю вам: прежде чем Авраам был, Я есмь» (8:57 – 58). Он ссылается на Своё предсуществование. Но иудеи видят в этом богохульство и решают побить Иисуса камнями: «Тогда взяли они камни, чтобы бросить в Него». Они намерены убить Его, отвергая истину. «Иисус же скрылся и вышел из храма» (8:59).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

В послании к христианам Галатии апостол Павел прибегает к образу Авраама, чтобы утвердить своих последователей в революционном убеждении независимости по отношению к традиционному иудаизму. Апостол утверждает превосходство веры над исполнением предписаний закона, тем самым отдаляясь от тех убеждений, которых столь ревностно придерживался в юности. И в качестве примера указывает на праведность Авраама. Из послания к Галатам Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак, верующие благословляются с верным Авраамом. (Гал. 6, 6-9) Несколько лет позже, вероятно, потребовалось уравновесить революционный пыл Послания к Галатам. Тогда, опираясь на авторитет писаний иудаизма, возникших незадолго до пришествия Христа (ср. 1 Макк. 2, 52) апостол Павел утверждает, что дела веры все-таки важнее. Именно таким подвигом веры и явилось для него жертвоприношение Исаака (Евр. 11, 17-19). Еще более ярким свидетельством многообразия мнения первых христиан по отношению к иудаизму является Послание апостола Иакова. Из послания апостола Иакова Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак. 2, 20-23) Рембрандт. Жертвоприношение Авраама Государственный Эрмитаж Художник заставляет зрителя пережить сверхчеловеческий драматизм происходящего как осязаемую реальность. Авраам не просто слышит голос - ангел хватает его за руку, и кинжал выпадает из рук. С восхитительным мастерством написано орудие смерти в свободном падении на фоне пейзажа головокружительной глубины. Взгляд патриарха устремлен к рыжеволосому ангелу, очаровательный облик которого сам по себе уже возвещает об освобождении.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

В сказке «Дюймовочка» описывается, как крошечная девочка попадает к майским жукам. Дюймовочка отличалась удивительной красотой, но жукам она сразу же не понравилась: «У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!» Дюймовочку прогнали, она залилась горькими слезами. Каждый из вас знает, как трудно бывает выделяться в чем-то среди остальных, если это вызывает смех или упрек окружающих. Тем более, если это касается вашего внутреннего мира, особенно веры в Бога. Но настоящая сила духа проявляется тогда, когда личность следует истине, даже если этому противоречит устоявшееся мнение толпы. Представьте человека, который в далеком прошлом, при всеобщем язычестве и распутстве, хранил истинную веру в Бога. Таков был праведный Авраам. Его верность Богу была настолько крепка, что когда Господь сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ), – он последовал, не задумываясь. Господь звал Авраама не просто к пространственным перемещениям, но, видя его верность, – к особому духовному служению. Аврааму было 75 лет. Он был бездетен, а Господь обещал ему: «Я произведу от тебя великий народ... и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12:2,3 ). И Авраам поверил, хотя обетованного сына ему пришлось ждать до ста лет. Согласитесь, что рождение сына от столетнего старца – чудо. Для возвещения этого чуда Аврааму является Сам Бог Троица в виде трех ангелов. В чем состояло значение такого явления? В том, что Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру в его потомстве для всего человечества. Именно в роде Авраама должен был воссиять обетованный миру Спаситель. Но вот долгожданный сын Авраама Исаак вырастает. И вдруг отец слышит повеление Божие принести сына во всесожжение. Авраам любил сына больше, чем самого себя. Но более всего он любил Бога, Который и дал ему сына; он верил Богу совершенно. Что происходило в душе Авраама? Он ведет сына к указанной горе, готовит жертвенник, возлагает дрова, связывает сына, возносит над ним руку с ножом и...

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

В таинственном ночном видении Господь изрекает Аврааму пророчество: Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет.. В четвертом роде возвратятся они сюда (в Св. Землю) ( Быт. 15:13, 16 ). Относятся ли эти 400 лет только к Египетскому рабству, как иногда утверждается? Такое суждение имеет основание в масоретском тексте Исх. 12:40 : Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. Но апостол Павел говорит другое: Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного [с Авраамом – Г.Ф.], закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет [при Моисее, на горе Синай – Г.Ф.], не отменяет так, чтобы обетование [Аврааму – Г.Ф.] потеряло силу ( Гал. 3:17 ). Как же согласовать упоминания о 400 и 430 годах? И как согласовать утверждение апостола Павла, что этот период разделяет Авраама и Моисея с указанием в Исх. 12:40 , что такое же время израильтяне были в Египте? Разрешение недоумения можно найти в Септуагинте. По LXX, текст Исх. 12:40 звучит так: Времени же, в которое сыны Израилевы (и отцы их) обитали в Египте (и в земле Ханаанской), было четыреста тридцать лет. Таким образом, в 430 лет входит не только время пребывания израильтян в Египте, но и время пребывания отцов их, Авраама, Исаака и Иакова, в земле Ханаанской. Так согласовывается свидетельство Торы и апостола Павла. Что же касается различия между 400 годами в пророчестве Аврааму ( Быт. 15:13 ) и указанием на 430 лет в Исх. 12:40 и Гал. 3:17 , то оно объясняется тем, что 430 лет разделяют обетование, данное Аврааму в Харране, и Синайское законодательство, по исходе израильтян из Египта. А 400 лет, сказано в пятом Богоявлении Аврааму, будут скитаться и находиться в рабстве потомки Авраама, т.е. считать надо от рождения Исаака и до исхода из Египта. Известно, что Исаак родился через двадцать пять лет после исхода Авраама из Харрана. Таким образом, от рождения Исаака и до исхода израильтян из Египта – 405 лет. Бог же говорит Аврааму четыреста лет, округляя число 405. Итак, хронологическая картина такова:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В ч. 6. на 400–401 стр.: «Злых же пастырей, книжников и фарисеев посетит Господь по лукавству стремлений их. В переносном смысле можем разуметь это и о церковных начальниках, недостойно управляющих овцами Господними, – что, по отвержении и осуждении их, спасется народ, будучи поручен другим, кои будут достойны, и остаток спасется». 4) Иероним ч. 11, стр. 101–104: «Пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот Я Сам на пастырей, взыщу стадо Мое от руки их, и уничтожу их... вот Я Сам буду отыскивать овец Моих... И буду пасти их на горах Израилевых... Обращается же слово к пастырям Израилевым, под которыми мы должны понимать или царей или князей, книжников и фарисеев и учителей иудейского народа, или в евангельском народе, епископов, пресвитеров и диаконов». Следов., пастыри будут уничтожены Богом и вместо них будет один пастырь – Христос, Который теперь и пасет нас. Разбор: Это пророчество Иезекииля ( Иез. 34 ) сбылось на ветхозаветных пастырях, хотя относится и к новозаветным, но каким образом и когда; когда по Иерониму поставит Господь по уничтожении пастырей единого пастыря, Который непосредственно будет пасти овец Своих. Прочтем слова, которые беспоповцы пропускают: «Безграничны обетование и надежда блаженства, когда Сам Господь обещает, говоря: Я буду пасти овец Моих и не поручу их худым пастырям и Я дам им возлежать, говорит Господь Бог, чтобы они покоились на лоне Авраама, Исаака и Иакова» (стр. 107, ч. 11 ). Вот когда Господь будет пасти овец Своих – когда даст им возлежать на лоне Авраама, а беспоповцы разве уже на лоне Авраама? Ведь они с нами живут. Имеют общение, женятся, родят детей, бранятся и грешат, а лоно Авраама будет вот где: «Евангел.: Я же говорю вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, и Исааком и Иаковом в царстве небесном. Толк.: Так как Бог Авраама, Творец неба, есть Отец Христа, то в царстве небесном есть и Авраам, с которым имеют возлечь народы, которые уверуют во Христа, Сына Творца» (Иерон.16:55). Вот где и когда это будет – в царстве небесном, где ни женятся, ни посягают (Мф.22:30). Тогда, конечно, пастырей земных не будет, не будет также ничего, но все будет уничтожено: «Вместе с тем обрати внимание и на то, что в день суда и при кончине мира будут уничтожены все наименования почестей, и останется один народ и (одно) стадо под управлением единого кроткого и смиренного Пастыря» (Иероним ч. 14, стр. 306–307).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Вера Авраама уникальна уже по той причине, что в Библии она описана как первый (после грехопадения) вразумительный человеческий опыт общения с истинным Богом. В своей вере Авраам не имел никаких гарантий, но был движим какой-то сверхчеловеческой силой, что и позволила ему откликнуться на Божье призвание (см. Быт. 12, 1-4). Или же, как будто «вопреки Богу», скрывшему Свой человеколюбивый облик за личиной кровожадного языческого божества, Авраам оказался готов принести в жертву Исаака (подарок Божий — исполнение обещаний), и тем самым обнаружил в человеческой душе те дотоле неведомые возможности, которые позволяют вести достойный диалог с Богом (см. Быт. 22, 1-18). Главной добродетелью Авраама, которая и была его участием в Завете с Богом и которая делала его праведным перед Богом, была вера и только вера: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» — эту цитату из Быт. 15, 6 (в Быт. 15 говорится о заключении Завета с Авраамом) ап. Павел и приводит как главный аргумент (Гал. 3, 6). Удивительно точным оказывается утверждение ап. Павла «верующие суть сыны Авраама» (3, 7). В свете того, что «сынами Авраама» называли себя иудеи, логическое ударение в высказывании Павла стоит на слове «верующие»: «Верущие — вот кто на самом деле являются сынами Авраама». В Рим. 4, 11 Авраам именуется «отцом всех верующих». Невозможность оправдаться по Закону Далее апостол с помощью различных аргументов продолжает доказывать, что Законом не может быть получено оправдание. Во-первых, Павел возражает против убеждения, что можно оправдаться хотя бы частичным соблюдением Закона, причем возражает на основании самого же Закона: Все, утверждающиеся на делах Закона, находятся под клятвою [ЕК: проклятием]. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона (Гал. 3, 10; ср. Втор. 27, 26). Во-вторых, он приводит еще одно доказательство «от Писания», цитируя Авв. 2, 4: 11 А что Законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вера Авраама уникальна уже по той причине, что в Библии она описана как первый (после грехопадения) вразумительный человеческий опыт общения с истинным Богом. В своей вере Авраам не имел никаких гарантий, но был движим какой-то сверхчеловеческой силой, что и позволила ему откликнуться на Божье призвание (см. Быт. 12, 1–4 ). Или же, как будто «вопреки Богу», скрывшему Свой человеколюбивый облик за личиной кровожадного языческого божества, Авраам оказался готов принести в жертву Исаака (подарок Божий – исполнение обещаний), и тем самым обнаружил в человеческой душе те дотоле неведомые возможности, которые позволяют вести достойный диалог с Богом (см. Быт. 22, 1–18 ). Главной добродетелью Авраама, которая и была его участием в Завете с Богом и которая делала его праведным перед Богом, была вера и только вера: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» – эту цитату из Быт. 15, 6 (в Быт. 15 говорится о заключении Завета с Авраамом) ап. Павел и приводит как главный аргумент ( Гал. 3:6 ). Удивительно точным оказывается утверждение ап. Павла «верующие суть сыны Авраама» (3, 7). В свете того, что «сынами Авраама» называли себя иудеи, логическое ударение в высказывании Павла стоит на слове «верующие»: «Верущие – вот кто на самом деле являются сынами Авраама». В Рим. 4, 11 Авраам именуется «отцом всех верующих». Невозможность оправдаться по Закону Далее апостол с помощью различных аргументов продолжает доказывать, что Законом не может быть получено оправдание. Во-первых, Павел возражает против убеждения, что можно оправдаться хотя бы частичным соблюдением Закона, причем возражает на основании самого же Закона: Все, утверждающиеся на делах Закона, находятся под клятвою [ЕК: проклятием]. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона ( Гал. 3, 10 ; ср. Втор. 27, 26 ). Во-вторых, он приводит еще одно доказательство «от Писания», цитируя Авв. 2, 4 : 11 А что Законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Ветхозаветная Троица – Гостеприимство Авраама      Монотеизм является не только древнейшей, но и изначальной формой религии. Это признают как христианские богословы, так и многие исследователи истории религии. В первых главах книги Бытия говорится только об одном Боге. Ни о каких «богах» нет упоминания: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1)»; «И сказал Господь…» (Быт. 6: 3); «И увидел Господь…» (Быт. 6: 5); «И сделал Ной все: как повелел ему Бог» (Быт. 6: 22). Отступление от единобожия произошло после вавилонского столпотворения. Падшее человеческое естество всё больше укоренялось в грехе. Постепенно затемнялось понятие о Боге. В жизни человека стало главенствующим чувственное и плотское начало. Укоренившаяся привычка придавать значение только всему видимому и осязаемому, а также жизненная зависимость от окружающей природы и страх перед естественными стихиями привели к тому, что люди стали обожествлять солнце, луну, звезды, море, реки, горы, животных, растения, людей (правителей и героев). Идолопоклонники, как пишет святой апостол Павел, «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1: 25). Языческое лжеверие в то время было повсеместным. Оно заразило даже род, из которого произошел патриарх Авраам. Господь говорит через Иисуса Навина евреям: «За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (Нав. 24: 2). Бог призвал Авраама и вывел его из земли предков, чтобы сохранить неповрежденным истинное богопочитание, которым Авраам отличался от других современников: «Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской» (Нав. 24: 3). Патриарх Авраам – родоначальник избранного народа. Он занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Его призвание было не только первым этапом в осуществлении Божественного плана спасения человечества, но и определило его основную направленность. От своего призвания до кончины он находится под особым Божественным водительством. Бог руководил его жизнью. Авраам же, имея совершенную веру, безоговорочно покорился Божественной воле. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4: 3).

http://pravoslavie.ru/68586.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010