Бог дает Авраму новое имя – Авраам, отец множества народов, и знамение завета между Ним и Авраамом – обрезание. Апостол Павел в Послании к Римлянам подчеркивает, что этот знак – печать праведности через веру (4, 11), которую Авраам уже имел и проявил ранее, до заключения завета. Потому он и стал отцом всех верующих (…) не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама (4, 11–12). В той же главе говорится, что Авраам сверх надежды поверил с надеждою (18) и не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (20–21). – Но для чего же – насколько мы можем об этом судить – Господь так долго и так жестко испытывал Аврама (Авраама)? – Награда, которую дает человеку Бог, предполагает всё же какой-то труд, подвиг с его стороны. Она не дается просто так. Отцы Церкви ставили аналогичный вопрос: почему Господь не мог устроить так, чтобы Адам в принципе не мог согрешить? И сами же отвечали: если бы человек не мог грешить, он не заслуживал бы и награды за преодоление греха, то есть всех тех благ, которые приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ). Господь устраивает судьбу Авраама таким образом, чтобы он проявил свои личные качества, сделав собственный выбор. Кроме того, события, происходящие с Авраамом, имеют значение не только для него, но и для всех будущих поколений – как урок, как образец. Конечно, вряд ли это утешило бы Авраама, когда он колол дрова для принесения в жертву Исаака (см.: Быт. 22, 3 ). Но Господь заранее знал, чем всё это закончится. На самом деле Господь не проверял Авраама – Он всеведущ, Ему не нужно человека проверять. Это Авраам должен был проверить себя. Можно предположить, что он и сам не подозревал о своих скрытых резервах, о своей способности перенести такое вот страшное испытание. Господь предвидит, что Авраам поступит именно таким образом – свято исполнит Его волю, но из этого не следует, что сам поступок Авраама не нужен. Он нужен самому Аврааму прежде всего. То, что пришлось ему пережить в земле Мориа (см.: Быт. 22, 2 ), подготовило его к подлинному познанию Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Быт. 24:48 И преклонился я и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путем привел меня, чтобы взять дочь брата господина моего Мы останавливаемся здесь, чтобы обратить внимание на выражение, которое объясняет, кажется, и слова Авраама в главе XII (приключение Авраама в Египте) и в главе ХХ (с Авимелехом в Гераре). Авраам говорил о Сарре: «Она подлинно сестра мне, она дочь отца моего, только не дочь матери моей» ( Быт. 20:12 ). Здесь Элиезер называет Ревекку дочерью брата Авраама, между тем как она была не дочь, а внучка его брата; точно так же Сарру многие считают не дочерью Фарры, а внучкой Фарры, дочерью Арана и сестрой Лота, отождествляя её с Иской, дочерью Арана ( Быт. 11:29 ). Таково было мнение иудеев, говорит м. Филарет. Мнение это весьма вероятно, ибо кровосмешение издавна считалось преступлением. Заметим ещё, что в Быт. 14наш перевод называет Лота сродником Авраама, но еврейский текст называет его братом Авраама (См. прим. 12 главы ХХ Англ. Коммент. Библии Vol. I p. 134). за сына его. Быт. 24:49 И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево. Поговорка, означающая, что я буду знать, что делать, буду искать в другом месте, приму другие меры. Быт. 24:50 И отвечали Лаван и Вафуил Перевод семидесяти и в стихе 55 ( Быт. 24:55 ) вместо брат её читает братия её, так что весьма правдоподобно при отсутствии упоминания об отце Ревекки в стихе 53 и 55 ( Быт. 24: 53, 55 ), что упомянутый здесь Вафуил – брат Ревекки, а что отец её уже умер. и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго; Т. е. «мы не противоречим тебе», объясняет митрополит Филарет, который прибавляет, что по свойству языка выражение, здесь употреблённое, «даёт особую силу и совершенную полноту отрицанию» (стр. 310). Быт. 24:51 вот Ревекка пред тобою; возьми [ее] и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Быт. 11:26 сказано: Фарра жил семьдесят лет, и родил Аврама, Нахора и Арана. Фарре было 70 лет, когда у него родился Аврам. Быт. 12:4 – Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. Согласно словам архидиакона Стефана, произошло это по смерти его отца Фарры: Тогда он (Авраам) вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю Ханаанскую ( Деян. 7:4 ). 70 лет жизни Фарры при рождении Авраама, и 75 лет жизни Авраама до исхода его из Харрана, по смерти Фарры, дают 145 лет жизни Фарры, в то время, как сказано, что прожил он 205 лет. Можно указать на три возможных способа согласования этой хронологической неувязки. Первый способ – по блаж. Августину. Святой отец объясняет так: «Стефан не утверждает, что он [Авраам. – Г.Ф.] вышел из Харрана после того, как умер его отец, а говорит, что Бог переселил его оттуда сюда после того, как умер отец его. Нужно понимать все это так: Бог говорил Аврааму, когда он был в Месопотамии и еще не поселился в Харране; но Авраам, сохранив про себя заповедь Божию, пришел с отцом в Харран и вышел из него на семьдесят пятом году своей жизни, и на сто сорок пятом – жизни отца. Поселение же его в земле Ханаанской, а не выход из Харрана, Стефан представляет совершившимся после смерти его отца, потому что отец его был уже умершим, когда он купил землю и сделался там собственником» 386 . В таком случае, поселение Авраама в земле Ханаанской произошло через 60 лет после его исхода из Харрана и относится, скорее всего, к пребыванию его в Хевроне, возможно, к приобретению во владение поля Ефронова при Махпеле против Мамре ( Быт. 23:17–18 ). Этому объяснению вполне соответствует и то, что в Харране Авраам призывается Богом выйти из дома отца своего ( Быт. 12:1 ). Второй способ – по блаж. Иерониму Стридонскому . Объяснение блаж. Иеронима приводится у блаж. Августина в «О граде Божием, кн. 16, гл. 15»: «Семьдесят пятый год жизни Авраама, на котором он вышел из Харрана, считается не со времени рождения, а с того времени, когда он был спасен от огня Халдейского, так, как бы, это время следовало преимущественнее считать за время его рождения». В таком случае, Аврааму было 60 лет, когда его бросили халдеи в огонь. Из 205 лет жизни Фарры следует вычесть 70 лет, когда у него родился Авраам, и 75 лет Авраамовой жизни от избавления из огня до кончины Фарры, и получится 60-летний возраст Авраама, при его огненном испытании. Агада отмечает 50-летний возраст Авраама, когда он восстал против идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В древности, когда люди заключали между собой договор, они разрубали жертвенное животное и проходили между двумя его половинками (Иер 34,18). Авраам поступил так же, заключая Завет с Господом, и вот «дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными» (15,17). Это означало, что на сей раз не человек, а Бог устанавливает союз с избранником. В час заключения Завета Авраам переживает мистический страх от близости Бога («напал на него ужас и мрак великий»). В вещем сне он слышит пророческие слова об испытаниях, которые ждут его потомков: путь народа Божия будет нелегким. Но обещанное исполнится вопреки всему. Что же требовалось от самого Авраама по этому Завету? Первая его заповедь: «Я Бог Всемогущий (Эль Элион): ходи передо Мной и будь непорочен» (17,1). В Быт 18,19 Господь говорит: «Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд » (т. е. правду и справедливость). Знаком Завета стало имя патриарха — Авраам . Прежде он именовался Аврам, что значит «Высший (Бог) — Отец»; новое имя переводится как «Отец множества». Само переименование, как мы знаем, указывало на то, что отныне патриарх принадлежит Богу (см. §17,б). Другим знаком было . Обряд этот очень древний. Он был распространен среди многих народов (египтян, хананеев и др.). Знаменовал он посвящение человека божеству. Для Авраама обрезание было символом посвящения Богу Всевышнему. Впоследствии, когда иудеи соприкоснулись с грекоримским миром, не знавшим этого обычая, оно стало отличительным вероисповедным знаком иудеев. В Новом Завете обряд этот утратил свой прежний религиозный смысл, ибо был заменен крещением (в некоторых древневосточных церквах он, однако, сохранен). 5. Испытания Авраама. Долгая жизнь Авраама представлена в Библии как путь человека, которого испытывает Бог. Вера его проходит через очищающее горнило. I. Ничто не доказывало, что у Авраама или его потомков явится возможность окончательно закрепиться на богоизбранной земле. До самой смерти патриарха на это не было почти никакой надежды. Авраам со своими людьми и стадами странствует по Ханаану, направляясь с севера на юг, и нигде не может прочно обосноваться. Кн. Бытия отмечает следуюшие этапы его кочевья:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

В качестве примера отца, который принял на себя и осуществил свою ответственность управителя домом, или царя в своем доме, мы можем указать на Авраама. Есть очень важное место в книге Бытия, где Господь говорит об Аврааме и где Он открывает, почему Он избрал Авраама быть главой израильского народа, который в конечном итоге принес искупление всему человечеству. Почему Бог избрал Авраама? Он искал нужного человека среди множества людей и из всех избрал одного. Бог так говорит о своем выборе: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходитъ путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» ( Быт. 18, 7-19 ). Мы укажем на некоторые принципиально важные для понимания отцовства моменты. Прежде всего это само имя Авраам. Вначале его имя было Аврам, что значит «высокий или возвышенный отец». При заключении с ним завета, когда Бог обещал патриарху несчетное количество потомков, Он изменил его имя на Авраам, что значит «отец множества». Но как в первом, так и во втором случае его имя характеризуется тем, что содержит в себе слово «отец». То есть Бог избрал Авраама именно как отца. Во-вторых, мы видим, что это реализованное одним человеком отцовство созидает великий народ. Бог дал Аврааму обетование о том, что тот станет отцом народов потому, что прозрел в нем возможность стать лучшим отцом для одного. Причиной послужило то, что Авраам заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд. Бог мог довериться Аврааму в том, что он исполнит свои обязанности управителя своей семьи, как потом Он доверил Марии и Иосифу Своего Сына. Авраам был человеком долга и чести, и он исполнил свое предназначение. Есть некоторые ситуации, в которых человек имеет право нечто приказать своей семье. Он обязан, часто вопреки мнению окружающих, совершить то, о чем подсказывает ему совесть, несмотря на то, что его решение может показаться «непопулярным ».

http://azbyka.ru/deti/ottsy-i-deti-segod...

Ветхий Завет, который заключен между Богом и Авраамом, ничуть не напоминает такие магические договоры. Напротив, он являет абсолютную свободу Божества как действие высшего милосердия. Завет представляет собою обетование, тем самым он — милость из милостей. Бог обещает, что придет время, когда потомки Авраама уже не будут изгнанниками на чужой земле, а превратятся в народ и получат землю Ханаанскую во владение. Этот завет уже не носит узко племенного характера, он распространяется на всех людей, живущих на земле, потому что «в тебе благословятся все племена земные» . Это одно из самых поразительных пророчеств Ветхого Завета.   Обетование связано с требованиями, носящими нравственный и религиозный характер. Вера, которую являет Авраам, является важнейшим аспектом ветхозаветной нравственности, важнейшей исходной добродетелью, открывающей путь всем другим добродетелям. Именно поэтому ап. Павел называет Авраама «отцом верующих» (Рим 4:11).   Вера Авраама — религиозная вера, она порождается не физическим страхом перед чем-либо грозным о опасным, не любопытством перед чем-то неизведанным, а глубоким постоянным стремлением восстановить разорванную связь земли и неба, человека и Бога, жизни настоящей и жизни будущей. Именно слово Божие, и только одно оно, дает Аврааму потомство. Само существование поставлено в зависимость от веры слову Божию — в этом весь Авраам. Первое требование этой веры: покинуть общество идолопоклонников и идти в землю, которую укажет Господь. Второе требование: «Я Бог Всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен» (Быт 17:1). Согласно Библии, Бог избирает Авраама для того, чтобы он, как сказано в книге Бытия (Быт 18:19), «заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» . И вера Авраама была непосредственная, импульсивная, простая. Эта вера не требовала ни изображений, ни храмов, и где бы ни был Авраам — в Ханаане или в Египте, — он знал, что Бог с ним.   Пожалуй, ничто так ярко не свидетельствует о вере Авраама, как история с жертвоприношением. Перед нами библейское повествование о принесении Исаака в жертву (Быт 22 гл.). У Авраама растет долгожданный, обещанный ему сын Исаак. И однажды Бог обращается к Аврааму —

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Вот здесь возникает вопрос: почему в Библии дважды повторяются события, связанные с Елиезером? Казалось бы, каждый священный стих очень лаконичен, целиком пропитан святыней повествования. И ничего лишнего… Таким образом, Священное Писание выделяет Елиезера как преданного слугу патриарха Авраама. Оказывается, что те, кто служит праведным, кто находится на послушании у святых, у таких старцев, как Авраам, заслуживают особого Божьего одобрения. Поэтому история Елиезера повторяется дважды из уважения к его усердию в деле служения Божиим людям. Древнееврейский экзегет Торы раби Аха, учил: «Обыденная беседа (не евреев, – О. С.) рабов наших праотцев более приятна Вездесущему, чем учение потомков (праотцев, – О. С.), поскольку рассказ (о путешествии, – О. С.) раба Авраама в Торе повторяется дважды (с перечислением всевозможных подробностей, – О. С.), в то время как множество основополагающих принципов Торы лишь обозначены косвенными указаниями» 252 . То есть любой христианский послушник, выполняющий послушание своего духовника, в этот момент оказывается на одном уровне со своим духовником или даже выше. И еще один важный момент, как Елиезер приводит слова Авраама: «Он сказал мне (Елиезер рассказывает здесь про Авраама, – О. С.): Господь, пред лицем Которого я хожу…» (( Быт. 24:40 ) Вот, оказывается, как жил Авраам! Он ходил перед лицом Божиим. То есть жил, осознавая, что живет в присутствии Бога! И вот Елиезер приводит эти слова Авраама: « Господь [Бог], пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего; тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей » ( Быт. 24:40–41 ). Слова: «то будешь свободен от клятвы моей» ( Быт. 24:41 ), понимаются иногда и так: «Если Ревеку не дадут тебе, то можешь начать сватать за Исаака свою дочь». То есть Елиезер, строго исполняя данное ему от Авраама послушание, внешне действовал и во вред своим собственным родовым интересам. Тем более ценно это его усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Все это описано в наставление нам, достигшим последних веков Оказывается, личность Авраама имеет очень большое значение в истории всего домостроительства Божиего! Как апостол Павел записал о древних ветхозаветных людях: Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор. 10, 11). Итак, мы читаем далее. Господь говорит: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12, 3). Вот эта последняя часть третьего стиха называется «Евангелие». Евангелие — это Благая или Радостная весть об Иисусе Христе. Здесь говорится, что в семени Аврама благословятся все племена земли. Но о современном еврейском народе, о современных евреях, о которых апостол Павел пишет таким образом: которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся (1Фес. 2, 15), не скажешь, что они «в семени Аврама благословятся». И ни в какой мере этот текст применить к ним нельзя, в теперешней их ситуации, невозможно — это было бы нелепо! Но прочитаем снова эти слова: «и благословятся в тебе». Здесь «в тебе» — то есть во Христе, потомке Авраама. На это обращает внимание апостол Павел: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). И далее: и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12, 3) — это пророчество об Иисусе Христе, Который называется сыном Авраама и произошел из чресл Авраама по плоти, и через Которого все народы и все племена реально получили величайшее благословение, просвещенные светом познания о Создателе и Его Святом Законе. «И ветхозаветное Писание называет обетование, бывшее Аврааму, заветом Божиим… Обетовал же Бог всяческих благословить народы семенем Авраама; а это семя есть Сам Владыка Христос. Ибо обетование это Им приведено в исполнение, и народы приняли благословение. Все же прочие, даже достигшие самой высокой добродетели: Моисей, Самуил, Илья, одним словом, все ведущие род от Израиля по естеству, — хотя и называются семенем Авраамовым, однако же не суть Семя, принесшее источник благословения народам. Ибо это говорит божественный апостол: Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). Следовательно, не потому, что и они ведут род от Авраама, именуются семенем Авраамовым, но потому, что Христос в собственном смысле имеет это наименование, как единственный, имевший по обетованию даровать благословение народам» 10 .

http://pravoslavie.ru/98709.html

е. деятельным применением её, без которой не могло бы совершиться спасение всего человеческого рода. Вследствие таких высоких качеств, за которые Бог возлюбил Авраама и называет Себя Богом Авраама, а в св. Писании называется он «другом Божиим», как ветхозаветные потомки его и даже сами святые перед Богом Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и Новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном ( Лк.16:19–31 ). О племяннике Авраама Лоте, который последовал за дядей своим в неизвестную обетованную страну и сохранил своё благочестие, несмотря на то, что жил в погибающей от разврата Содомской стране, известно ещё из свящ. Пис., что Господь не оставил уповающего на Него и вывел Лота с семьёй его невредимыми из Содома, когда были попалены огнём и серой нечестивые города, на месте которых образовалось серное озеро, названное впоследствии Мёртвым морем... «Праведного Лота, – свидетельствует св. Апостол Пётр ( 2Пет.2:7–8 ), – утомлённого обращением между людьми неистово-развратными, избавил Господь, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ... Указывая на спасение Лота в то время, как были обречены на истребление Содомские и Гоморрские города за крайнее нечестие обитавших в них, св. Ап. Пётр поясняет, что «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ... ( 2Пет.2:9 ). 133 Ор. Chrysostomi 1, 328–411. Содержание другого сочинения его – «апологии монашеству» см. в учении об отцах Церкви, 2, 317. 134 Так говорит бл. Феодорит, Ист. 3, 16. Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусой (Сократа ист. 6, 3). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в Апамейского епископа (Феодорита ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Здесь, конечно, наблюдалась Иаковом будущность его потомков: их восхождение, и падение, и вновь восхождение. Он видел и ангелов целых народов, как высоко они поднимались и как потом низко падали. Поэтому вот эта лестница от земли до неба имеет для нас больше символическое значение. И мы читаем далее: « И вот, Господь стоит на ней, и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему » ( Быт. 28:13 ). Обычно, когда Господь является символически в пророческих видениях, Он восседает на троне – это и Апокалипсис ( Откр. 20:11 ), и великие пророки ( Иез. 43:7 ; Дан. 7:9 ). А что означает Бог, который встает на этой лестнице судьбы? Господь, тут прочитали мы, который «стоит на ней» ( Быт. 28:13 ) – это означает решение, которое вынесено. Это означает решение, которое провозглашено. Почему? Потому что на Востоке, когда проходило любое судебное разбирательство, все сидели. Но когда выносилось решение, то судья, который выносил приговор, вставал обязательно и объявлял приговор стоя. Так как Моисей писал для людей своего времени, он использует, по вдохновению от Духа Святаго, вот такой распознаваемый образ. То есть Бог уже не переменит ничего! Исав будет оставаться злодеем, а Иаков – патриархом Божьим! Но здесь возникает другой вопрос: «И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» ( Быт. 28:13 ). Как это – «Авраама, отца твоего» ( Быт. 28:13 )? У Иакова отец был Исаак, а почему здесь сказано: «Авраама, отца твоего» ( Быт. 28:13 )? И только потом про Исаака говорится… Иаков был духовным воспитанником Авраама! Авраам воспитывал их, Иакова и Исава до пятнадцатилетнего возраста, не забывайте об этом! Для меня есть великое утешение в том, что Иаков называется «сыном Авраама». Почему? Те люди, которые дали обет безбрачия или монашествующие, иногда чувствуют внутреннее беспокойство: «Нет детей!» Я читал записки одного священника, он отвечает другому, молодому еще отцу, такими словами: «Ты говоришь, что нет детей, и это проблема? Почему: «нет детей»? Все дети – твои дети! Тебя же называют «отцом»! И будь для них, настоящим отцом!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010