О почитании И. в Египте свидетельствует упоминание в папирусе из Джеме (Фивы) церкви в его честь ( Lemm. 1913. С. XII) и в посвятительной надписи, обнаруженной при раскопках в Дейр-эль-Медина. Имя И. фигурирует также в одной из надписей в монастыре прп. Павла Фивейского ( Munier. 1918. P. 99. Not. 3). По мнению издателя Мученичества А. Мюнье и Т. Орланди, И. является одним лицом с мч. Исидором Хиосским (пам. 14 мая). Несмотря на различие хронологических, географических и биографических указаний, в копт. Мученичестве сохранены имя и основные «агиографические координаты» этого святого: день памяти и местонахождение мощей. Однако Ж. М. Соже полагал, что этого недостаточно для отождествления 2 одноименных мучеников, а их памяти могли быть отнесены на один день из-за совпадения имен. Р. Обер считал разными святыми не только И. и Исидора Хиосского, но и героя пространного копт. Мученичества и мч. Исидора из копт. Синаксаря. Вероятнее всего, в копт. традиции произошло смешение неизвестного ныне мч. Исидора и одноименного святого, пострадавшего на о-ве Хиос. Ист.: SynAlex. Vol. 4. P. 398; SynAlex (Forget). Vol. 2. [Versio]. P. 128-129, 254; Lemm O., von. Bruchstücke koptischer Märtyrerakten//ИИАН. Сер. 8. 1913. Т. 12. 1. C. 29-40, 60-66; Munier H. Les Actes du martyre de saint Isidore//BIFAO. 1918. Vol. 14. P. 97-190; Till W., hrsg. Koptische Heiligen- und Martyrerlegenden. R., 1935. Tl. 1. S. 202-205. (OCA; 102). Лит.: Sauget J.-M. Isidoro di Antiochia//BiblSS. Vol. 7. Col. 959-960; Baumeister T. Martyr Invictus: Der Märtyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen Koptischen Kirche. Münster, 1972; Orlandi T. Isidorus, Saint//CoptE. Vol. 4. P. 1307-1308; Aubert R. Isidore (2), Isidore (3)//DHGE. T. 26. Col. 185-186. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/674876.html

Память И. б. А. встречается под 26 июня и/или 4 нояб. в сир. календарях VII-XVII вв. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd., trad. F. Nau. P., 1912. (PO; T. 10. Fasc. 1); Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 141, 166), однако в совр. календаре она не отмечена. Несмотря на это, о почитании И. б. А. в Сирийской яковитской Церкви в наст. время свидетельствует освящение церкви в его честь в Кранбери (шт. Нью-Джерси, США). Соч.: CPG, N 7484-7485. Ист.: Vie de Jean bar Aphtonia/Éd., trad. F. Nau// Clugnet. Bibl. orient. 1902. Vol. 2; The Syriac Chronicle Known as that of Zachariah of Mitylene/Transl. into English by F. J. Hamilton, E. W. Brooks. L., 1899. P. 208-210, 253. (Byzantine Texts; 3); Chronicle (Known also as the Chronicle of Zuqnin). Pt. 3/Transl., not. and introd. W. Witakowski. Liverpool, 1996. P. 66. Лит.: Райт. Очерк. С. 58-59; Nau F. Histoire de Jean bar Aphtonia//ROC. 1902. Vol. 7. P. 97-135; Kr ü ger P. Johannes bar Aphtonaja und die syrische Übersetzung seines Kommentars zum Hohen Lied//Oriens Chr. 1966. Bd. 50. S. 61-71; K ö bert R. Syrische Fragmente eines griechischen Kommentars zum Hohen Lied//Biblica. 1967. Vol. 48. P. 111-114; Graffin F. Jean bar Aphtonya//DSAMDH. 1974. Vol. 8. Col. 284-285; V öö bus A. Neue Entdeckungen für die Biographie des Severus von Antiochien von Johannan von Bet Aphtonja//OS. 1975. Bd. 24. S. 333-337; Watt J. W. A Portrait of John bar Aphtonia, Founder of the Monastery of Qenneshre//Portraits of Spiritual Authority: Religious Power in Early Christianity, Byzantium and the Christian Orient/Ed. J . W. Drijvers, J. W. Watt. Leiden; Boston, 1999. P. 155-170. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БАР КУРСУС (ок. 483 - 538), еп. г. Телла (Константина), видный деятель монофизитства, церковный писатель, канонист, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 6 февр.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/469822.html

Патриаршество Вениамина I и араб. завоевание Египта стали началом нового этапа в истории Скита. Скитские монахи этого поколения оставляют пустыню и готовят себя для епископского служения и деятельного попечения о христ. общинах среди мусульм. окружения. Многие из них были учениками И. и прославились на лит. поприще: Исаак, впосл. патриарх Александрийский, Мина, еп. Тмуитский, Епимах, еп. Арватский, Захария, еп. Сахайский. Однако И. и нек-рые из его учеников сохранили верность отшельнической жизни, посвященной исключительно молитве и созерцанию. Так, последние годы И. провел с подвижниками Авраамом и Георгием в уединенном месте неподалеку от мон-ря св. Макария; они были названы «последними великими светильниками». Ист.: Zanetti U. La Vie de St. Jean higoumène de Scété au VIIe siècle//AnBoll. 1996. Vol. 114. P. 273-405; SynAlex. Vol. 2. P. 541-543; SynAlex (Forget). T. 1: [Textus]. P. 181-182; [Versio]. P. 289-290; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts. P., 1910. [Vol.] 3. P. 82. (PO; T. 5. Fasc. 1); The Life of Samuel of Kalamun by the Presbyter Isaak/Ed. A. Alcock. Warminster, 1983. P. 6, 15-17, 23 [текст], 80, 91-92, 99-100 [пер.]; Les quarante-neuf vieillards de Scété/Texte copte inéd., trad. S. Ricci, O. Winstedt//Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Nationale et autres bibliothèques. P., 1910. T. 39. N 2. P. 323-358. Лит.: Cauwenbergh P., van. Étude sur les moines d " Égypte. P., 1914; Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wadi " n Natrûn. N. Y., 1932. Pt. 2: The History of the Monasteries of Nitria and of Scetis. P. 275-286; Coquin R.-G. John, Hegumenos of Scetis//CoptE. Vol. 5. P. 1362; Zanetti U. Jean de Scété//DHGE. Т. 27. Col. 600-601. Н. Г. Головнина Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/469420.html

Первое житие В. написано пресв. Вольфхардом из мон-ря Херриден (еп-ство Айхштетт) и состоит из 4 книг, в к-рых неск. глав посвящены жизни В.; большая часть произведения представляет собой повествование о ее посмертных чудесах. Второе житие написано Адельбольдом, еп. Утрехтским (1010-1027), в последних главах он повествует о чудесах, бывших от мощей В. в Тиле. Стихотворное житие написано неким Медибардом или Медингаудом. Жизнеописание В. включил в свое «Историческое предание» (Relatio historica) Альдеберт Хайденхаймский. Пятое житие было написано Филиппом, еп. Айхштеттским ок. 1306 г. Праздник начала весны у древних германцев и по средневек. нем. народным поверьям праздник ведьм («великий шабаш»), отмечавшийся в ночь на 1 мая, получил название Вальпургиевой ночи из-за совпадения с празднованием 1 мая памяти В. Обычно В. изображается как аббатиса с посохом в одной руке и книгой в другой, иногда над ее головой появляется корона. В правосл. слав. книжности обращение к В. с просьбой о заступничестве содержится (в форме «Валъпурга») в «Молитве на дьявола», авторство к-рой в последнее время предположительно приписывается св. Мефодию , архиеп. Моравскому ( Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 77-79), а также (в искаженном виде «Каръпрогия») в «Молитве потребной всем святым и на всяк день» ( Соболевский А. И. Мат-лы и исслед. в собласти слав. филологии//СбОРЯС. СПб., 1910. Т. 88. С. 39). Ист.: Acta SS Febr. T. 3. P. 523; Wolfhardus presbyter Hasenrietanus. Vita Sanctae Walburgis abbatissae Heidenheimensis in Germania//PL. 129. Col. 866-867; Adelboldi Vita Sanctae Walburgis//PL. 140. Col. 1099-1102. Лит.: Bang-Kaup A. Walburga//LTK. Bd. 10. Sp. 928. Д. В. Зайцев, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ГЛОТЕСИНДА († ок. 608), прп. (пам. зап. 25 июля, 14 марта - перенесение мощей), аббатиса жен. мон-ря близ г. Меттис (совр. Мец, Франция) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/154029.html

Лит.: David J. Bessarion//DHGE. T. 8. Col. 1080-1081; Sauget J. -M. Bessarione//BiblSS. T. 3. Col. 140-141; Παπαδπουλος Σ. Τ. Βησσαρ ων//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 846-847; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Regnault L. Bessarion, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 379. А. А. Войтенко Гимнография Память В. с памятью прп. Илариона 6 июня указывается во всех списках Иерусалимского устава, начиная с древнейших ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) и до греч. и слав. печатных изданий (Типикон. Венеция, 1577. Fol. 52; старопечатные московские Типиконы - 1610, 1633, 1641). Их памяти сопровождаются указанием «Аллилуия» , т. е. в этот день совершалась будничная служба с поклонами, на утрене вместо «Бог Господь» пели «Аллилуия», тропаря у В. не было. В реформированном тексте Типикона 1682 г. появляется ремарка: «Аллилуия или тропарь», выписывается общий тропарь преподобных. Это изменение произошло в связи с общим процессом добавления тропаря для всех святых, не попадающих в период Великого поста. В совр. греч. Минее приводится только последование прп. Илариона. Совр. последование В. включает в себя: общий тропарь В. и прп. Илариону (      ); кондак 2-го гласа на подобен «Твердыя»: (                  ); канон 2-го гласа творение Иосифа (            ) (                    ). В рукописях встречаются также др. каноны В.: 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, без акростиха, ирмос: «Κματι θαλσσης» (    ), нач.: «Χριτος τς θεας ανδα μοι στξον» (Благодать божественной капли мне пролей); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Βισαρων (sic), ρον νσους Αρσενου» (Арсения), с именем Арсения в 8-й песни канона, ирмос: «λδβλθυοτεΙππον κα ναβτην» (      ), нач.: «Βλμματι κοιμτ βλπων πσαν τν γν» (Взору неусыпающему, видящему всю землю) (Ταμεον. Σ. 212). А. А. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.)

http://pravenc.ru/text/158760.html

Силы (Кукиариса) о том, что житийный цикл П. следует видеть в памятниках искусства на Балканах и в М. Азии, поздне- и поствизант. фресках храмов на о-ве Крит и на Пелопоннесе, нуждается в уточнении (в отличие от почитания в Древней и Польско-Литовской Руси). В греч. традиции, как церковной, так и светской, циклы страданий святой с именем Параскева соотносятся с П., напр. на иконе письма изографа Митрофана Хиосского из мон-ря Каракал на Афоне (1776). В среднике фигура святой представлена как кефалофор: она держит на правой руке перед грудью чашу со своей главой, подобно прор. Иоанну Предтече или вмч. Георгию (чаша, нимб над усеченной главой и левая рука святой обложены металлическим окладом идентично нимбу вокруг головы самой мученицы). В правой поднятой руке она держит наперевес крест. Средник обрамляет житийный цикл из 16 клейм: исповедание веры пред царем, мучение раскаленной шапкой, железными когтями, ввержение в котел (2 раза), явление ангела с обетованием венца или 2 ангелов, исцеляющих измученное тело святой, низвержение идолов, усекновение главы и поклонение усеченной главе и погребение П. Сама святая в среднике изображена в платье и мафории темных цветов. В руководстве В. Д. Фартусова П. упоминается под 25, а не 26 июля, как преподобномученица. Ее рекомендуется писать «римского типа», средних лет, худую, в белой тунике, темной короткой мантии и белом апостольнике, на свитке следовало помещать надпись, указывающую на ее аскезу ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 363). Лит.: Σλας (Κουκιρης), αρχιμ. Ο κκλος του βου της αγας Παρασκενς της Ρωμαιας και της εξ Ικονου στη χριστιανικ τχνη. Αθνα, 1994; Χατξολη Γ. Η δεσποτικ εικνα της αγας Παρασκενς απ το τμπλο του ομνυμου ναο της σινοιχας Βαρουσου Τρικλων//Τρικαλιν, 1997. Τ. 17. Σ. 213-238; Εικνες της Ιερς Μονς Καρακλλου/Συν. Ε. Τσιγαρδας. Αγιον Ορος, 2011. Σ. 344-347. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2579000.html

покровители обители - праведные Иоаким и Анна. В центре иконы с точностью воспроизведен архитектурный облик Московского Кремля, ниже представлен совр. вид Зачатьевского мон-ря с 5-главым собором, одноглавой ц. Сошествия Св. Духа, надвратным храмом и монастырскими стенами красного цвета. Единоличные ростовые парные образы святых располагаются по сторонам входа на фасаде храма Покрова Пресв. Богородицы в Барвихе (подворье Зачатьевского мон-ря в Одинцовском р-не Московской обл.). И. изображена слева в оливковой рясе и красно-коричневой мантии, с посохом игуменьи в левой руке, в правой - развернутый вверх свиток. Е. представлена справа в светлой охристой рясе и темно-коричневой мантии, ее правая рука поднята к груди, в опущенной левой - свиток с текстом. Ростовые парные иконы подобной иконографии (2008) находятся в трапезной Зачатьевского мон-ря; на свитках преподобных жен тексты: «                  » (у И.), «                  » (у Е.). На храмовой иконе (2011, иконописец Л. Н. Шеховцова) в иконостасе придела, освященного во имя И. и. Е. в Рождественском соборе, преподобные изображены в монашеских одеяниях, держат в руках модель обители (совр. вид). Лит.: Первый на Москве: Зачатьевский жен. мон-рь. М., 2010. С. Н. Липатова Рубрики: Ключевые слова: ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/1237863.html

8 мая 2008 г. решением Синода УПЦ учреждено празднование Собору преподобных отцов Глинских, в к-рый включено и имя М. Торжественное прославление Собора состоялось 16 авг. 2008 г. в Глинской пуст., службу возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . 11 июня того же года были обретены мощи преподобного, которые открыто почивают в монастырском Никольском храме (построен в 2000-2001 на фундаменте взорванной Успенской ц.). Частицы мощей М. хранятся в Ксении Петербургской блаженной женском монастыре в дер. Барань Минской обл. (Республика Беларусь) и в храме свт. Николая Чудотворца г. Ухта Республики Коми. На могиле, где покоился М., поставлен крест. В Глинской пуст. мон. Ириной была написана икона с поясным изображением преподобного. Лит.: Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхим. Макария. Курск, 1893. Од., 19012; Глинская пустынь: Очерк совр. состояния обители: С видом мон-ря и портретами замечательных Глинских подвижников. Од., 1901. С. 38-41. Курск, 19123. С. 35-36; Иеросхим. Макарий Глинской пустыни//ЖПодв. Февр. С. 262-287; Иеросхим. Макарий прозорливый (пам. 21 февр.)//Рус. инок. 1912. 7. С. 41-48; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь. М., 1992; он же. Глинский патерик. М., 1997. С. 134, 188, 241-266, 347, 367, 418-421, 497, 505. Д. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: МАРТИРИЙ (Кириченко Матфей; 1800 (1801 ?) - 1865), мон., прп., Глинский (пам. 5 апр. и 9 сент. в Соборе Глинских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2561320.html

дан в иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в.: «…подобием сед, брада и власы аки Климентовы [свт. Климента, папы Римского], кудреват, ризы преподобническия, мантия багряная, исподняя вохра с белилом» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 270; Большаков. Подлинник иконописный. С. 73). В руководстве для иконописцев, составленном в 1910 г. акад. В. Д. Фартусовым, описание облика М. имеет признаки смешения неск. источников. Так, несмотря на уподобление облику свт. Климента, характерной чертой к-рого является короткая клиновидная борода, в руководстве о бороде М. сказано: «...более [длиннее] средней величины»; его изображают «с большой проседью, волосы кудрявы… очень худ от поста, но красив; в одной грубой монашеской одежде. Можно писать ему хартию с надписью: «Воюй на страсти покаянием, да тако возможеши посрамити лукавого»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 184-185). Образ святого представлен на отдельных иконах на февр. из комплекта годовых миней (кон. XVI в., ВГИАХМЗ; нач. XVII в., ЦАК МДА; икона кон. XIX в. с образами Пресв. Богородицы на полях (частное собрание; см.: Бенчев. 2007. С. 69)); на иконах «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ)) и др.- как правило, везде старец монах с недлинной седой бородой, в руке держит закрытый свиток. На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1714, 1722; оттиски 2-й четв. XVIII в., РГБ) на листе на февр. М. представлен на фоне перспективного пейзажа (частично утрачен), с горками и облаками, старцем в монашеском облачении, голова покрыта куколем, у него длинная седая борода, правая рука опущена, левую прижимает к груди (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра на меди. 2004. С. 41. Кат. 33. 6). На миниатюре Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под руководством и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева в 50-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 218. 812. Л. 100), М. изображен вполоборота влево, старцем с округлой бородой до середины груди, куколь на голове, левая рука в молении, в правой - свиток. Лит.: Менолог. С. 275, 356, 385; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 58; С. 63. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 277; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνμειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος - 17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 92, 93, 189, 244, 264, 342, 348, 356, 405. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562432.html

Кроме того, в одном из альбомов с рисунками худож. В. Е. Раева содержатся, вероятно, натурные, карандашные наброски видов Саровской пуст. и лесных мест уединения саровских подвижников (сделаны до 1837, ГТГ). Один из них подписан автором как «Пустынь Схимонаха Марк[о?]»: в центре композиции на невысоком холмике изображен поклонный крест, за которым полускрыт вход в небольшую келью-землянку; справа невысокий столб с иконой, увенчанный крестом. Иконописные изображения М. М. в храмах Тамбовской и Нижегородской епархий почти не встречаются, за исключением композиции «Собор Тамбовских святых» (кон. XX в., кафедральный Преображенский собор Тамбова). В том же изводе, как и на живописных портретах, в куколе, с перстом возле уст,- преподобный изображен на ростовой иконе из местного ряда иконостаса ц. прп. Серафима Саровского в Сарове (2003, мастерская «Палехский иконостас»). Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1255; Духовные светочи России. С. 202-203. Кат. 181; Прп. Серафим Саровский: Агиография. Почитание. Иконография/Сост.: Н. Н. Чугреева. М., 2004; «Российския державы славо и ограждение»: Прп. Серафим Саровский в ист.-культ. и худож. наследии России: Альбом/Ред.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 2015. С. 64, 72, 76-77, 100. Ил. 43, 46, 63. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) ИЛАРИОН (Фомин [Фокин] Иларион Мефодиевич; 1774 - 1853), прп., Троекуровский (пам. в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий) МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562264.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010