Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Павлович Арефьев (27.06.1865, г. Калуга - 23.11.1937, там же), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). До 1917 г. был приказчиком и доверенным лицом одного из калужских фабрикантов. С 1928 г. член церковного совета Одигитриевской ц. в Калуге. В окт. 1937 г. М. был арестован, проходил по одному делу с Калужским архиеп. сщмч. Августином (Беляевым) , архим. прмч. Иоанникием (Дмитриевым) , прот. сщмч. Иоанном Сперанским , псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым , Николаем Смирновым , Аполлоном Бабичевым , мученицами Феоктистой Ченцовой , Анной Остроглазовой и Ольгой Масленниковой . В предъявленных ему на допросах обвинениях виновным себя не признал. Был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Калужской обл. от 19 нояб. 1937 г. вместе с архиеп. Августином (Беляевым), архим. Иоанникием (Дмитриевым), прот. Иоанном Сперанским, псаломщиками Алексеем Горбачёвым и Аполлоном Бабичевым. Погребен вместе с ними в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-14013. Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 405, 410, 416. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ († 1922), мц., (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Остроглазова (1900 - кон. 1930-х гг.), мц. (10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Васильевна Серова (? - нач. 1940-х гг.), мц. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2563580.html

2 мая И.В. Сталин распорядился опросить членов Политбюро о возможности помилования. Большинство проголосовало за расстрел. Через три дня Президиум ВЦИК, следуя распоряжению Политбюро, утвердил приговоры. О том значении, которое придавали в Москве Иваново-Вознесенскому процессу, говорит и тот факт, что с 25 апреля по 4 мая Политбюро возвращалось к нему не менее пяти раз. Протоиерей П. Светозаров, иерей И. Рождественский и мирянин П. Языков были расстреляны 10 мая ночью на окраине Иваново-Вознесенска. В выдаче тел родственникам было отказано. Из всех шуйских новомучеников достоверно установлено и сохранилось только место захоронения погибшего у собора А. Калашникова. Очевидно, что шуйские события стали первым протестом против антицерковной политики советского государства и явились поводом для государственных репрессий против Церкви в 1922-1923 годах, точно так же, как и убийство С.М. Кирова 1 декабря 1934 года для Большого террора 1937 года. В шуйском восстании участвовало несколько тысяч верующих, по разным оценкам — от двух до шести тысяч человек. По уточненным данным, после этих событий и не менее резонансных протестов в Москве, Петрограде, Смоленске, Старой Руссе и в других местах (всего известно более 1400 инцидентов, связанных с изъятием ценностей) пострадало за веру более 35 тысяч человек, из них не менее 8 тысяч Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Павел Светозаров и иерей Иоанн Рождественский причислены к лику священномучеников; миряне Петр Языков и погибшие у стен собора 15 марта 1922 года Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергий Мефодиев, девица Анастасия (ее фамилия — Шилова — была установлена только в 2007 году) причислены к лику мучеников. Они вошли в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Воскресенский собор, свидетель и немой участник событий 1922 года, где после закрытия в 1939 году находился склад стройматериалов, был возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году. В 1993 году собор посетил Патриарх Алексий II и в своем слове после молебна сказал о значении шуйских событий и этого места для истории русского Православия XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И ТИРИЧАН [Таричан; груз. ] († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Мученичество Д. и Т. сохранилось в единственной груз. рукописи X в. (Ath. Iver. 8), переписанной в Иверском мон-ре на Афоне учениками и последователями прп. Евфимия Святогорца - преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе) . Рукопись обнаруживает мн. черты, характерные для тао-кларджетской литературной школы. Арм. версия Мученичества не найдена. Согласно мученичеству, Д. и Т. были сыновьями благочестивых родителей-армян Вардана и Тагине. После смерти отца их дядя, брат матери язычник Феодосий, задумал присвоить себе их наследство и стал уговаривать Тагине, Д. и Т. принять язычество. Тагине бежала с детьми в Юж. Грузию. Феодосий, боясь, что дети вырастут и вернут себе имение, разыскал их в Тао-Кларджети и убил братьев, пасших в горах скот. По свидетельству агиографа, убийца сразу же ослеп. Оплакивающая детей Тагине, сжалившись над братом, помазала его глаза землей, впитавшей кровь Д., Феодосий тотчас прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Д., а мощи Т. увез в Армению правитель Диври, где была выстроена ц. во имя св. Т. Армянская Церковь не почитает Д. и Т. Это связывают с тем, что мученичество Д. и Т. было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами св. отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на груз. языке и поэтому попал в календарь ГПЦ, а позже Д. и Т. стали почитаться как груз. святые. Ист.: Мученичество святых отроков, двух братьев, Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-191 (на груз. яз.); Абуладзе И. , сост. То же//Груз.-арм. лит. связи IX-X вв. Тбилиси, 1944. С. 178-184 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1889. Март. С. 21-22; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 416-417 (на груз. яз.); Сабинин М. Иверский патерик. М., 2004. С. 672. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/168564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Алексей Трофимович Коротков; † 8/21.02.1918, Пермь), мч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Род. в Осинском у. Пермской губ. в благочестивой крестьянской семье. Отец А. скончался послушником в Белогорском Свято-Николаевском мон-ре Пермской епархии. Вместе с братом Владимиром (впосл. иеродиак. Евфимий) А. поступил послушником в тот же мон-рь, принял иноческий постриг. 21 февр. 1918 г. А. вместе с братом был зверски замучен большевиками на берегу Камы. 2 июля 1998 г. канонизирован как местночтимый святой Пермской епархии, Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 19-20; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 622. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/64626.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Васильевич Бордан (1895, с. Слободзея Тираспольского у. Херсонской губ. (ныне г. Слободзея (Слобозия), Молдавия) - 8.09.1937, Карлаг Карагандинской обл. Казахской ССР), мч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мирянин. В 1915-1917 гг. служил в царской армии. 4 февр. 1936 г. арестован по обвинению в отказе вступать в колхоз. Постановлением особого совещания при НКВД СССР приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Ортауском отд-нии Карлага. 22 авг. 1937 г. арестован в лагере по обвинению в систематической антисоветской агитации. Проходил по делу вместе с мч. Димитрием Морозовым. Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 31 авг. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 02206. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2580262.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Данилович Зверев († 27.08.1918, между Пермью и Вяткой), мч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), миссионер. Род. в крестьянской семье, служил миссионером в Московской епархии. В 1917 г. избран делегатом от мирян на Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг. Направлен в Пермь в составе комиссии Собора для расследования обстоятельств убийства сщмч. Андроника (Никольского) , архиеп. Пермского. Когда, окончив расследование, комиссия возвращалась в Москву, в вагон ворвались красноармейцы, убили всех членов комиссии и выбросили их тела из поезда. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество, власти вырыли тела и сожгли. А. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 202. Л. 25-28. Лит.: Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 13-19; Ильинский П. Всемирные заговорщики. Новониколаевск, 1919. С. 63; Агафонов П. Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Владимир Никольский). Пермь, 1995. С. 60. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/64624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Афанасьевич Александрин (1872, с. Вертелим Инсарского у. Пензенской губ. (ныне Старошайговский р-н Мордовии) - 26.08.1942, Горьковская обл.), мч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик. Из зажиточной крестьянской семьи. В 1918 г. приходским собранием был избран псаломщиком в храм родного села, 14 авг. утвержден в должности Пензенским епархиальным управлением. В авг. 1929 г. священник храма, в к-ром служил В., по требованию местных властей составил его характеристику, в к-рой указывалось, что В. «поведения отлично-хорошего, обязанности псаломщика знает, читает, поет превосходно, заведует хором, к службам церковным является аккуратно и своевременно, в небогослужебное время проводит жизнь подобающе православному христианину». В 1929 г. семья В. была раскулачена, и он покинул село; вернувшись в 1932 г., снова стал служить псаломщиком. В 1934 г. власти решили забрать здание храма под кузницу, но благодаря усилиям В. церковь оставили верующим, сам же он за неподчинение решениям сельсовета был подвергнут кратковременному аресту. 17 окт. 1937 г. В. вновь был арестован, заключен в тюрьму в Саранске, обвинен в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации, направленной против политики партии и советского правительства». В. виновным себя не признал. Постановлением тройки УНКВД Мордовской АССР был приговорен к 10 годам исправительных работ, срок отбывал в Унженском лагере (ст. Сухобезводное Горьковской ж. д.), где скончался. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ РФ по Респ. Мордовия. Д. 901-С. Игум . Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/150645.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР Матвеевич Матвеев (11.10.1871, г. Боровичи Новгородской губ.- 31.12.1937, Казахстан), мч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), отшельник. В юности был парализован, исцелен прав. Иоанном Кронштадтским , к-рый благословил В. на странничество. В течение мн. лет В. странствовал по России, в 1906 г. поселился в 30 км от г. Верного (ныне Алма-Ата) на горе Горельник, где построил небольшую келью и начал вести строгую подвижническую жизнь. Имел дар непрестанной Иисусовой молитвы и дар прозорливости; часто бывал в Никольской ц. в Верном. После 1923 г. В. нек-рое время подвизался на Горельнике вместе с прмч. Пахомием (Русиным) . По воспоминаниям жителей Верного, В. был маленького роста, сухощав, с негустой темно-русой бородой и темными длинными волосами; никогда не мылся, лишь изредка протирался керосином, круглый год ходил в брезентовом плаще, зимой - в 2 плащах. 2 сент. 1935 г. В. был арестован вместе с жившими в горных скитах монахами и мирянами, 28 янв. следующего года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ссылки, направлен в пос. Орловка Чаяновского р-на Южно-Казахстанской обл. В дек. 1937 г. В. был арестован вместе с жившими в ссылке священниками, обвинен в «контрреволюционной деятельности». виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 30 дек. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив КНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 2041. Лит.: Крест на Красном обрыве. М., 1996. С. 40-56. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/158526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ [Антонин], мч. Александрийский (пам. 9 авг.), время жизни неизвестно. Согласно греч. синаксарному житию, происходил из г. Александрия; проповедовал христианство, за что был приведен к градоначальнику и подвергнут пыткам: святого повесили на дереве и строгали железными орудиями, а затем осудили на сожжение. После кончины тело мученика было найдено неповрежденным. В визант. календарях А. часто называется Антонином. Память А. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 366), Синаксаре К-польской ц. (Syn. CP. Col. 881-882), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 577-578) и др. месяцесловах. Последование А. неизвестно. В совр. греч. Минее по 6-й песни канона помещен стишной синаксарь (Μηναον. Αγουστος. Σ. 101). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав к-рого было включено краткое житие А. (древнейший список: БАН. 4. 9. 31. Л. 4 об., XIII в.- Пергаменные рукописи БАН СССР. С. 60), имеющее существенные разночтения с житием Минология Василия II. Стих А. переведен в 1-й пол. XIV в. в составе слав. Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложное житие и стих А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 407 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 490; Aug. T. 2. P. 413; SynCP. Col. 881-882; ЖСв. Август. С. 143-144. Лит.: Ruzi è rs U. Antonin (6)//DHGE. T. 3. Col. 852; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 962; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 47. А. Ю. Виноградов, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/115892.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ († ок. 316), мч. Анкирский (пам. 28 июля). Служил в имп. войске, был схвачен, приведен к правителю Анкиры (ныне Анкара) Корнилию и смело исповедовал Христа. Его жестоко били, затем просверлили лодыжки, связали веревками и протащили ок. 50 км из города до р. Сангарий (ныне Сакарья) в сопровождении правителя. Там Е. положили в ящик и бросили в воду. По благоволению Божию ангел вынес ящик на сушу, так что Е. остался невредим. Узнав об этом, Корнилий понял, что побежден христианином, и покончил жизнь самоубийством. Е., помолившись и приняв Св. Дары от посланного к нему с небес голубя, предал дух в руки явившегося ангела. Честные останки святого были погребены в Анкире. Первоначальное Мученичество Е. не сохранилось. Краткое синаксарное сказание, изобилующее невероятными деталями, сходно со 2-й редакцией Мученичества ( Latyšev. Menol. P. 222-224), которая, однако, не содержит сведений о смерти Корнилия и чудесном причащении Е. По мнению зап. исследователей, текст не представляет интереса с исторической т. зр. из-за отсутствия хронологических указаний. И. Делеэ обратил внимание на близость дней памяти Е. и мч. Евстафия Мцхетского (29 июля) и предположил, что имя груз. мученика попало в греч. церковные календари с топографическим обозначением «Анкирский». Совершенное различие Житий святых бельг. ученый объясняет отсутствием у греков к.-л. сведений о Евстафии Мцхетском, о к-ром и было составлено легендарное сказание. Ист.: BHG, N 2137; ActaSS. Iul. T. 6. P. 546-547; PG. 117. Col. 563 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 310; SynCP. Col. 851, 853; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 125-126; ЖСв. Июль. С. 643-644. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 226; Т. 3. С. 289; Византийская Царская Минея/изд.: В. В. Латышев. Пг., 1915. С. 255-256; Εστθιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1088; Sauget J.-M. Eustazio//BiblSS. Vol. 5. Col. 295-296; Janin R. Eustathe (1)//DHGE. T. 16. Col. 12-13; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 152. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187430.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010