Французский король призывал обоих понтификов отречься; все авиньонские кардиналы, кроме двух, высказались за это средство: одновременное добровольное отречение обоих соперников было бы наиболее здравым решением – в этом случае кардиналы обеих коллегий могли бы совместно избрать нового папу. Однако Бенедикт XIII заявил, что всё это предполагает принуждение, и выпустил буллу с осуждением данного предложения. Тем временем народы Европы устали от проклятий одного папы в адрес другого, от раскола епархий и приходов, от открытой торговли бенефициями и церковными привилегиями. Парижский университет призывал принять меры, чтобы урегулировать раскол. Генрих Лангенштейн (ок. 1325–1397), вице-канцлер Парижского университета, философ, математик и богослов, говорил, что, возможно, Богу угодно, чтобы существовало два папы – как и царство Давида разделилось под властью двух правителей, но другие открыто заявляли, что-де неважно, сколько пап – два, три, десять, двенадцать или по одному для каждого народа, как было сказано в письме, посланном 17 июля 1394 г. Парижским университетом Клименту VII (nihil curandum quot papae sint, et non modo duos aut tres, sed decem aut duodecim immo et singulis regnis singulos prefici posse, etc.). B конце концов ситуация вышла из-под контроля пап, на первый план выдвинулись кардиналы: невзирая на отсутствие канонических прецедентов, они приняли курс, который в итоге привел к воссоединению церкви под одним главой. «Великая западная схизма», ослабив папство, привела к возрождению в католицизме концепции церковного управления, отрицавшей полноту власти папы и передававшей ее всецерковным соборам. 3. Концилиаризм Неспособность обоих пап преодолеть схизму естественно приводила к мысли о необходимости созыва собора всей католической церкви для разрешения проблемы. Это заставляло прислушаться к «соборному» учению о сущности и устройстве церкви (концилиаризм), которое было выдвинуто Гильомом де Ногаре и Марсилием Падуанским в ходе их полемики, направленной, соответственно, против Бонифация VIII и Uoahha XXII . Согласно концилиаристскому учению, Церковь понималась как совокупность всех ее членов – духовенства и мирян, которым и принадлежит верховная власть. Папы – высшие руководители церкви, однако они не наделены абсолютной властью и подчинены высшей власти церкви как единого целого, волю которой выражает всецерковный собор – concilium (подобно тому, как парламент выражает волю народа в государстве). Тем самым всецерковный собор стоит выше папы: он устанавливает и изменяет обязанности и права пап и может низложить папу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это положило начало периоду так называемого Авиньонского пленения в истории папства (1305–1378), когда папство полностью оказалось в руках Капетингов. Во всяком случае, в глазах всего мира папа превратился в орудие французской политики, и в этом качестве он уже не вызывал доверия и тем более не мог считаться беспристрастным. Неудивительно, что затянувшееся пребывание папы в Авиньоне – с 1305 по 1378 годы – вызывало большие подозрения. До недавнего времени оно вызывало традиционно критические суждения. Основой для негативных оценок служило то, что папство будто бы пошло по пути компромисса и приспособления к французским политическим интересам, что по понятным причинам не нравилось англичанам и немцам 810 . Конечно, невозможно игнорировать тот факт, что все семеро римских пап авиньонского периода были по национальности французами, равно как и 112 из 134 назначенных ими кардиналов (не говоря о том, что французы преобладали и в папской курии) 811 . Кроме того, считалось, что по ту сторону Альп папство погрязло в безнравственности и непомерном корыстолюбии. В борьбе кланов, вымогательстве налогов и открытом непотизме папства (Климент V сделал кардиналами пятерых своих родственников) видели источник многих бед церкви в XIV столетии. В итоге все это и привело к последующему расколу Западной церкви. Безусловно, такие события, как осуждение папой Иоанном XXII доктрины апостольской бедности, трагическая судьба французских тамплиеров на Вьеннском соборе, ставшие притчей во языцех роскошь и коррумпированность авиньонских «пап–ростовщиков» (не говоря уже об алчности курии), так или иначе подтверждают подобные оценки. Примечательно также, что Иоанн XXII, как известно, потратил более половины папской казны на военные действия. Но хотя привычный образ авиньонского папства полностью не исчез из литературы, в последнее время исследователи его смягчили, а порой даже до неузнаваемости изменили 812 . Прежде всего был выдвинут тезис о том, что покорность и нерешительность римских пап преувеличены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Петра, над к-рым имп. Константин I (1-я пол. IV в.) возвел трехнефную базилику. В наст. время уровень и размеры первоначальной базилики отмечают Ватиканские гроты - место захоронения пап и выдающихся церковных деятелей (там же выставлены архитектурные фрагменты, части скульптур и мозаик, саркофаги и т. д., сохранившиеся от первоначальной базилики и более поздних времен). С рубежа III-IV вв. В. становится одним из основных паломнических центров Рима, соперничавшим по популярности с резиденцией городских епископов на Латеране. Строительство резиденции рим. понтифика относится ко времени папы Симмаха (498-514), воздвигшего с двух сторон от базилики дома для клира. После набега сарацин папа Лев IV в 848-852 гг. окружил территорию храма с резиденцией мощными стенами (т. н. город Льва), обозначив т. о. границы средневек. Рима. Гробница папы Николая V. Сер. XV в. Гроты Ватикана Гробница папы Николая V. Сер. XV в. Гроты Ватикана Новый этап строительных работ в В. приходится на XII-XIII вв., когда усилиями 3 пап ( Евгения III , Александра III и Иннокентия III ) постройки папы Симмаха были увеличены до размеров дворцового комплекса к северу от базилики св. Петра, вокруг совр. двора Попугая (Cortile de Papagallo). Папа Николай III († 1280) завершил реконструкцию Ватиканского дворца (до наст. времени сохр. дворцовая часовня, украшенная фресками Фра Беато Анджелико ) и освоил земли, известные сейчас как сады В. (Boscareccio). До нач. XV в. Ватиканский дворец и прилегающие к нему сады пребывали в запустении; в качестве рим. резиденции папы использовался Латеранский дворец (справа от базилики Сан-Джованни). Лишь после возвращения Папского престола в Рим из Авиньона (1378; см. ст. Авиньонское пленение пап ) папа Мартин V выбрал в качестве постоянной резиденции В., куда 28 сент. 1420 г. была переведена церковная администрация. Из построек сер. XV в. до наст. времени почти неизмененной дошла башня папы Николая V , защищавшая дворец со стороны замка св. Ангела. С этого времени в основных своих формах складывается квартал Ватиканского дворца: к кон.

http://pravenc.ru/text/149913.html

Благодаря интенсивности торговли и накоплению капиталов в И. возникли элементы мануфактурного производства: формы рассеянной мануфактуры развивались в сукноделии (Флоренция, Сиена, Лукка, Болонья) и в шелкоткачестве (Лукка, Венеция), централизованной мануфактуры - в судостроении (Пиза, Венеция), в производстве артиллерийского вооружения, в типографском деле. Итал. купцы занимали лидирующее положение в европ. торговле. Филиалы крупных торговых домов Венеции, Генуи, Флоренции, Милана, Сиены находились во мн. странах Европы, в Византии, в Сев. Африке, на Ближ. Востоке. Мн. компании совмещали торговую и финансовую деятельность, кредитовали не только торговлю, ремесленное производство и сельское хозяйство, но и гос. власть и католич. Церковь. Особую известность в XIV в. имели флорентийские компании Барди и Перуцци, а в XV в.- банк Медичи. Именно в И. впервые появились векселя и двойная бухгалтерия (со строгим учетом дебета и кредита), монеты нек-рых итал. гос-в (напр., золотые флорентийский флорин и венецианский дукат) были мировыми валютами. Специфика И.- наличие городских республик, где за власть боролись разные общественные группы: феодальная и торговая знать, цеховая верхушка, городские низы. В XIV-XV вв. власть в итал. городах переходила к единоличным правителям. В XIV в. в И. продолжился конфликт из-за распределения полномочий духовной и светской властей. В этом противостоянии, где главными противниками Римских пап выступали императоры Свящ. Римской империи, Папский престол поддерживали франц. короли. В нач. XIV в. франц. кор. Филипп IV Красивый стал взимать в своих владениях налоги с католич. духовенства и подчинять его своей юрисдикции. В ходе конфликта король подверг папу Римского Бонифация VIII аресту. Избранный в 1305 г. на Папский престол француз Климент V через неск. лет перенес папскую резиденцию из Рима в г. Авиньон (владение неаполитанских королей, впосл. выкупленное папами) (см. «Авиньонское пленение пап» ). Отсутствие Римских пап в И. способствовало нарастанию политических конфликтов, в т.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II (1119-1124). В период между сер. VII в. и «Авиньонским пленением пап» в нач. XIV в. известно более чем о 80 Соборах, проходивших под председательством пап Римских в Латеранском комплексе в Риме (см.: Aubert. 2008). С IX в. участники Соборов заседали в особом зале, т. н. триклинии Льва III, примыкавшем к Латеранской базилике. Большое распространение практика проведения Соборов в Риме получила во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. в связи с движением за реформирование католич. Церкви (см. Григорианская реформа ) и со спором об инвеституре . Вместе с тем по причине частых в этот период схизм в католич. Церкви (см. ст. Антипапа ) Римские папы нередко оказывались изгнаны из Рима и вынуждены были проводить церковные Соборы в Сев. Италии и во Франции. Совр. исследователи отмечают, что Л. С. по представительности и влиянию на жизнь Церкви принципиально не отличался от др. Соборов этого периода, проходивших под председательством пап Римских: Пьяченцского (март 1095), Клермонского (нояб. 1095), Латеранского (апр. 1099), Тулузского (июль 1119), Реймсского (окт. 1119) и др. ( Duggan. 2008. P. 319-320; см. также: Gresser. 2006). В источниках XII в. Л. С. назывался «всеобщим Собором» (consilium generale), однако в средние века так могло обозначаться любое крупное собрание духовенства под председательством Римского понтифика или даже без его участия ( Larson. 2007). Поводом к созыву Л. С. стало достижение компромисса между папой Римским Каллистом II и имп. Генрихом V (1111-1125) в споре об инвеституре, оформленного Вормсским конкордатом (23 сент. 1122). Однако подготовка Л. С. началась еще до подписания этого документа: Каллист II в письме Бальдериху, архиеп. Дольскому (1107-1130), от 25 июня 1122 г. объявлял о проведении в следующем году в 3-е воскресенье Великого поста (18 марта 1123) в Риме «всеобщего Собора» c участием «архиепископов, епископов, аббатов и благочестивых мужей» для обсуждения различных важных нужд Церкви (pro magnis et diversis Ecclesiae negotiis - PL. 163. Col. 1249). Приглашения на Собор рассылались вместе с копиями 2 грамот, составлявших Вормсский конкордат,- папской (Calixtinum) и императорской (Heinricianum) ( Stroll. 2004. P. 415-416); на самом Соборе его участники утвердили текст Вормсского конкордата.

http://pravenc.ru/text/2463159.html

Папа Римский Климент V в соборе г. Комменжа. Гобелен. XV в. (собор в Сен-Бертранде-Комменж) Папа Римский Климент V в соборе г. Комменжа. Гобелен. XV в. (собор в Сен-Бертранде-Комменж) Филипп Красивый надеялся, что папский двор останется во Франции, но К. отверг эту идею под предлогом дороговизны жизни и бедности кардиналов (настоящей причиной, вероятно, было стремление остаться свободным от влияния короля). Папа не пожелал устроить резиденцию и в англ. владениях, т. к. кор. Эдуард II вряд ли мог обеспечить его безопасность. Тем не менее постоянные переезды вызывали неудобства: куриальное управление замедлилось, размещение двора требовало больших расходов. Консистории не проводились, было затруднительно принимать послов, утверждать назначения прелатов, изучать судебные дела. В 1309 г. папа выбрал в качестве резиденции Авиньон, небольшой город на левом берегу Роны, находившийся под властью папского вассала Роберта Анжуйского, гр. Прованса и кор. Неаполя (1309-1343). Авиньон, центр графства Конта-Венессен, не был франц. городом, но находился недалеко от Французского королевства. В Авиньоне проживало 5-6 тыс. чел., в 1303 г. там был основан ун-т. Город располагался на перекрестье наземных и речных путей, организовать сообщение с др. странами из Авиньона было проще, чем из Рима (до Рима папские легаты могли доехать меньше чем за неделю - через Марсель, затем морским путем до Остии или Корнето). С марта 1309 г. К. жил в пригородном мон-ре доминиканцев, но лето обычно проводил в замке Монтё близ Карпантра и считал Авиньон местом временного пребывания (строительство папского дворца началось в 1335 по указанию папы Бенедикта XII). Эпоху пребывания Римских пап в Авиньоне (1309-1378) принято называть «Авиньонским пленением пап», хотя К. переехал в Авиньон добровольно, сочтя его более безопасным, чем неподконтрольный ему Рим. В Авиньоне папа оставался епископом Рима и соответственно преемником ап. Петра. В период пребывания пап в Авиньоне получило развитие представление об универсализме папской власти, отразившемся в изречении «где папа, там и Рим» (ubi papa, ibi Roma). Реформа папской курии

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Сомнения возникают также по поводу того, могли ли те же самые кардиналы, которые избрали Урбана, сместить его и, опираясь на закрепленные за ними права, единогласно избрать на его место Робера. Вопрос о праве священной коллегии так поступать остается открытым. Действительно, был прецедент, когда коллегия приняла отречение Целестина V и при его жизни избрала ему преемника, – но в том случае папский престол оказался вакантным по воле самого папы. Урбан со слезами на глазах пожалел о своем бестактном и своевольном поведении, назначил 29 новых кардиналов, желая укрепиться на папском престоле, и отлучил от церкви Климента и его сторонников, но было слишком поздно. Климент ответил тем же. В результате формально весь католический мир оказался отлученным от церкви. Начался раскол, которого так боялся Григорий XI и который можно было бы предотвратить, если бы папский престол занимал житейски мудрый человек. Известный католический церковный историк Л. фон Пастор назвал этот раскол «величайшим несчастьем для церкви, какое только можно было вообразить». Раскол произошел по национальному признаку: Франция и ее союзники поддержали авиньонского папу, итальянцы и противники Франции – римского. Наиболее важным последствием великой западной схизмы стало ослабление власти и престижа папства, возросшее могущество кардиналов и усиление контроля европейских монархий над национальными церквами: именно в эту эпоху возрождается принцип галликанизма, согласно которому Поместные церкви должны быть полностью независимы от духовной власти папства. Западный христианский мир в смущении созерцал борьбу двух претендентов за папский престол, – при том, что церковь всегда осуждала подобную борьбу мирских владык за свои троны. Стали подвергаться сомнению сами притязания папства на божественное происхождение: ни один из понтификов не мог считаться в полной мере законным, но невозможно было также с точностью сказать, кто на всем протяжении схизмы может считаться истинным папой. Содержание двух пап было великим финансовым бременем, и оба папских двора прибавляли к старым поборам новые, желая обеспечить себя источниками дохода. Народы, пользуясь сложившейся ситуацией, укрепляли свое положение в ущерб папской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа 1 ноября 1302 г. созвал собор по делу исправления короля. На соборе была опубликована другая знаменитая папская булла «Unam Sanctum» («Едину Святую»), в которой, в частности, говорится: «Евангелие учит, что во власти Церкви находится два меча - духовный и светский. Ибо когда Апостолы сказали: «се ножа два зде», то есть в Церкви, Господь не сказал «этого мало», но сказал «довольно есть». А тот, кто не признает за Петром право на светский меч, плохо вникает в слова Господа, сказавшего: «Вложи нож твой в ножны». Так что в обладании Церкви находится два меча - духовный и материальный». Далее в булле говорится о подчинении светского меча мечу духовному, что власть низшего порядка должна судиться высшею властью, а высшая, в случае уклонения, может быть судима только Богом, но не людьми. Как свидетельствует Апостол «духом человек судит вся, сам же ни от кого не судится». На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу. Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале 1303г., соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа (даже есть предание, что один из членов семьи Колонна оскорбил папу действием, первым ворвавшись к нему). Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября 1303 г. Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище). После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап. Глава 7. Папство в XIV - XV веках. Эпоха великих соборов Авиньонское пленение пап В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап (до 1377 года). В этот период римские папы находились в полном подчинении у французского короля (и Климент V - ставленник Филиппа IV Красивого).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вновь складывается практика, когда коллегия кардиналов (наделенных декретом папы Николая II в 1059 г. исключительным правом выбора папы) начинает оказывать влияние не только на выборы, но и на текущую деятельность папы по управлению католической церковью. Число членов коллегии ограничивается (в 1305–1378 гг. членов конклава было в разные периоды от 18 до 26, но никогда после Бонифация VIII не снижалось ниже 12). Все они имеют доходы от многочисленных бенефициев, приходов, аббатств, диоцезов, в которых, как правило, они никогда в жизни не бывали. В авиньонский период коллегия была по преимуществу французской: 7 французских пап назначили 134 кардинала, из них – 111 французов, 16 итальянцев, 5 испанцев и 2 англичан. Давление коллегии на пап становится постоянным – вплоть до произведенного Львом X «переворота», когда в 1517 г. он одним актом назначил 31 нового кардинала, чтобы тем самым разрушить единство оппозиции и подавить ее. Состоявшая из кардиналов и возглавлявшаяся папой всекомпетентная консистория становится местом, где принимаются основополагающие акты, касающиеся церковного управления, решаются политические и экономические вопросы, вершится папский суд. Консенсус кардиналов становится основным механизмом церковного управления. Возникает почва для коррупции, поскольку правители европейских государств понимают, что добрые отношения с кардиналами являются залогом успеха любых инициатив при Святом престоле. Щедрость приходилось проявлять и папам – так, после конклавов Иоанн XXII в 1316 г. и Бенедикт XII в 1334 г. роздали кардиналам каждый по 100 тыс. флоринов, Климент VI в 1342 г. – 108 тыс., Иннокентий VI в 1352 г. – 75 тыс., Урбан V в 1362 г. – 40 тыс. Кардиналы становятся все менее популярными в обществе. Полтора столетия после Авиньонского пленения все требования внутренних церковных реформ начинаются с того, чтобы ограничить княжескую пышность их дворов, сократить их владения, уменьшить число прислуги, сделать так, чтобы кардиналов обслуживали только клирики, – наконец, просто заставить их носить только подобающую сану церковную одежду (дело ведь дошло до того, что голландский кардинал – будущий папа Адриан VI, впервые прибывший в 1521 г. в Рим по случаю конклава, не сразу понял, что приветствовавшие его разодетые князья – и вправду кардиналы святой Римской церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Авиньон. Вид на мост св. Бенедикта и папский дворец [франц. Avignon], город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса. Население 89,5 тыс. чел., столица деп. Воклюз и Авиньонского архиеп-ства. На территории департамента 178 католич. приходов, проживает 476 тыс. чел., из них 350 тыс. католиков (Annuario Pontificio, 1999. P. 59). В период « авиньонского пленения пап » (1309-1378) резиденция папы Римского; в 1379-1403 гг. резиденция антипап авиньонской линии Климента VII и Бенедикта XIII (см. Схизма в католической Церкви ). С VI-V вв. до Р. Х. поселение на месте А. являлось торговой колонией Марселя, затем галло-рим. муниципием (рим. название Civitas Avennicorum). В V-VI вв. по Р. Х. А. принадлежал бургундам, остготам (см. Готы ) и, наконец, франкам . В 737 и 739 гг. правителю франк. королевства Карлу Мартеллу (715-741) пришлось отвоевывать А. у захвативших его арабов (см. Арабские завоевания ). С XI в. А. номинально подчинялся Римско-Германской империи , а фактически находился под властью южнофранц. сеньоров и епископа, в нач. XII - сер. XIII в. пользовался коммунальным самоуправлением. С 1290 г. А. перешел в единоличное владение графов Прованса из Анжуйской династии, у к-рых с санкции имп. Карла IV (1347-1378) был выкуплен папой Климентом VI (1348). Авиньонский ун-т, основанный в 1303 г., к кон. XIV в. насчитывал 1500 студентов. С 1433 г. городом и прилегающим к нему графством Венессен, приобретенным папой еще в 1274 г., управляли папские легаты. 14 сент. 1791 г. постановлением революционного Учредительного собрания А. и Венессен присоединены к Франции. Христианство известно в А. с кон. III - нач. IV в. Первый доподлинно установленный еп. Нектарий участвовал в Соборах между 439 и 455 гг. Вплоть до XIV в. еп-ство А. в подчинении Арля ничем не выделялось из ряда подобных ему небольших еп-ств Юж. Франции. Впервые папа Климент V останавливался в А. в мон-ре доминиканцев в 1309 г. После того как в 1316 г. папой был избран еп. А. Жак Дюэз из Кагора (1310-1312) - Иоанн XXII , в А. окончательно переместилась резиденция пап, местный же епископ был возведен Иоанном XXII в сан кардинала. Епископская кафедра в период «авиньонского пленения» часто оставалась вакантной - в общей сложности ок. 40 лет она управлялась генеральным викарием, а доходы еп-ства прямо поступали в папскую казну. В 1475 г. Сикст IV превратил А. в архиеп-ство для Джулиано делла Ровере, буд. папы Юлия II , подчинив А. еп-ства Кавайон, Карпантра и Вьерзон. По конкордату 1801 г. А. стал еп-ством; с 1822 г. А. вновь архиеп-ство с подчиненными ему еп-ствами Монпелье, Ним, Валанс и Вивье. Архитектура

http://pravenc.ru/text/62768.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010