Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла APPROBATIO [лат.- признание, утверждение, согласие], понятие в католич. каноническом праве, подразумевающее одобрение определенных действий, как правило утверждение церковным вышестоящим лицом действий своего подчиненного. В ср. века термин «А.» соотносился с практикой обязательного утверждения папой Римским кандидатуры избранного курфюрстами нем. короля и императора (избранный нем. король получал сан императора при коронации папой). Иннокентий III в декреталии «Venerabilem» (1202), вошедшей в офиц. свод канонического права Liber Extra (1234; см. Декреталии Григория IX ), сформулировал понятие «А.» как право понтифика проверить, достоин ли избранный король или император быть облеченным столь высоким саном. Окончательно теория о необходимости папской А. оформилась при Бонифации VIII , во 2-й пол. XIII в., в условиях ослабления центральной власти в Германии. Согласно этой теории, не признанный папой нем. король именовался «rex Alemanniae» (король Алеманнии) или «in Romanorum regem electus» (избранный королем римлян), папская же А., имевшая обязательную юридическую силу, давала ему статус «Romanorum rex» (король римлян) со всей полнотой власти в империи (до имп. коронации мог употребляться только термин «regnum» - королевство, но не империя). Однако из-за политического ослабления папства в период «Авиньонского пленения пап» в XIV в. и оппозиции герм. императоров (особенно Людвига Баварского (1314-1347)) и нем. князей эта теория не нашла практического применения: в 1338 г. курфюрсты признали за избранным королем титул «rex Romanorum» и всю полноту королевской власти без к.-л. папской А.; эти положения были подтверждены в «Золотой булле» (1356) герм. имп. Карла IV, регламентировавшей выборы нем. короля. Как утверждение к.-л. действий или документов для придания им законной силы существует А.: а) статутов и постановлений. Решения кафедрального капитула утверждаются епископом (CIC can.

http://pravenc.ru/text/75778.html

Антипапа Климент VII (слева в нижнем ряду) среди пап периода " Авиньонского пленения " . 1870 г. Худож. Ш. Гарнье (собор Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне) Антипапа Климент VII (слева в нижнем ряду) среди пап периода " Авиньонского пленения " . 1870 г. Худож. Ш. Гарнье (собор Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне) Роберт Женевский участвовал в нескольких дипломатических миссиях, гл. обр. в Италии. Еще при Урбане V делались попытки вернуть Папский престол из Авиньона в Рим; мн. известные люди прилагали усилия к тому, чтобы убедить понтификов сделать это, в т. ч. католич. святые Биргитта Шведская и Екатерина Сиенская . Однако за время «Авиньонского пленения пап» влияние папы в Италии существенно ослабло, часть земель Папского гос-ва вышла из-под контроля курии. Папе было необходимо восстановить былое влияние на Апеннинском п-ове; этому противились итал. города во главе с Флоренцией и Миланом, которые не желали лишиться свобод и привилегий, приобретенных во время отсутствия пап в Италии. Кроме того, в итал. гос-вах было велико недовольство политикой папских легатов, назначаемых гл. обр. из числа французов. После того как Роберт Женевский успешно выполнил неск. дипломатических поручений в Сев. Италии (1374), Григорий XI назначил его легатом в Романье и Анконской марке (27 мая 1376). В это время конфликт Папской курии с коммунами перешел в вооруженную борьбу, «войну 8 святых» (1375-1378). Роберт Женевский собрал войско из бретонских наемников, которые принимали участие в сражениях Столетней войны (1337-1453), но в связи с кратковременным затишьем пребывали в бездействии. Во главе армии он выступил из Прованса, перешел через Альпы, добился от Милана разрешения на беспрепятственный проход через Ломбардию и прибыл в Эмилию. Целью был захват Болоньи, где 20 марта 1376 г. началось восстание против папы Римского. Болонья присоединилась к возглавляемой Флоренцией антипапской коалиции. На помощь Роберту Женевскому должно было прийти находившееся к тому моменту в Италии папское войско под командованием английского наемника Дж. Хоквуда. Войска окружили Болонью и начали грабить городские окрестности (4 июня 1376). Положение города осложнялось тем, что во время начала осады в нем оказался Роберто да Камерино, главнокомандующий армией антипапской коалиции. Роберт Женевский попытался спровоцировать в Болонье переворот, в результате к-рого к власти должны были прийти пропапские силы, но когда заговор был раскрыт, осаду ужесточили.

http://pravenc.ru/text/1841389.html

Филипп Красивый, имевший влияние на выбор, взял с нового папы клятву отменить все распоряжения Бонифация относительно него, осудить Бонифация и уничтожить орден тамплиеров. Опасаясь встретить неприятности в Риме за свою уступчивость Франции, Климент решил остаться навсегда во Франции, вызвал туда кардиналов и в 1309 г. утвердил свое местопребывание в Авиньоне. Здесь папы находились до 1377 г., и это почти семидесятилетнее пребывание их в Авиньоне известно в истории под названием авиньонского пленения пап. Авиньонские папы, начиная с Климента V, попали в полную зависимость от французских королей и действовали под их влиянием. В то же время они вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников, чем еще больше ослаблялось их влияние. При всем том, авиньонские папы стремились играть роль всемирных повелителей, если не во Франции, то в других государствах. Но это им не удавалось. Сознание независимости светской власти от духовной созрело уже повсюду. Вслед за Францией выступила с протестами против папских притязаний Германия. Напрасно папы посылали туда отлучения и интердикты, — на них никто не обращал внимания. В 1338 г. германский император Людовик Баварский, герцоги и курфюрсты решились даже торжественным актом засвидетельствовать независимость светской власти от духовной. Заявив, что папские притязания на распоряжение императорской короной незаконны, они решили в будущем при избрании императора обходиться без папского утверждения. То же самое было проведено в " золотой булле " (1356 г). императора Карла IV. Англия, находившаяся со времен Иоанна Безземельного (Lackland) в полном порабощении пап, во время авиньонского пленения пап, также освободилась от их влияния. При Эдуарде III (1327-77) была прекращена ленная подать папам и отменена апелляция в Рим. Даже в Италии власть пап значительно упала. Только в церковной области папу признавали повелителем формально, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папства опасались за полное уничтожение папской власти в Италии, если папы будут оставаться в Авиньоне, и потому приглашали их возвратиться в Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2168...

Авиньонский двор сделался образцом безнравственности. Папу мало заботила жизнь Западной Церкви, все его силы уходили на пиры, развлечения и интриги французского двора. Знаменитый поэт Петрарка, живший в то время, писал про «Папский замок»: «Это лабиринт, где живет ужасное чудовище. Чтобы задобрить его, нет другого средства, кроме золота и наслаждений плоти. За них там продадут и Самого Христа». Авиньонский дворец наполняли сказочная роскошь и нравственная распущенность. О религии не было и речи. Большинство авиньонских пап вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников Западной Церкви, и этим еще более ослаблялось их влияние в обществе. За папами по пути безнравственности следовал папский двор: кардиналы, епископы и клирики. Они стремились подражать тому, что видели в авиньонском дворце. Высших иерархов занимали лишь политика, рыцарские состязания, любовные романы и дворцовые интриги. Епископы смотрели на свои церковные должности как на источник доходов для удобной и роскошной жизни. Пастырские обязанности они считали делом второстепенным и даже излишним. Один реймсский архиепископ жаловался, что «реймсское архиепископство составляло бы нечто хорошее, если бы только для получения доходов можно было не совершать богослужение». Жажда наживы пронизывала все слои высшего духовенства. Папские представители – легаты, отправлявшиеся в разные страны по поручениям римского епископа, при исполнении своих миссий старались получить от этого максимальную выгоду. С нескрываемым удивлением рассказывает один церковный писатель того времени о папском легате, который «вернулся из своего посольства совершенно без денег». В то же время в течение всего периода «авиньонского пленения пап» шла активная борьба Франции с Италией за обладание Римским престолом. Эта борьба в конечном итоге привела в XV веке к расколу. Многие недовольные оставлением римскими епископами престола святого Петра поддержали римлян в их борьбе с Францией. При очередных выборах папы они избрали его из среды итальянцев, желавших вернуть кафедру на свое историческое место. В Авиньоне с этим не согласились, и папой был избран француз. Около полувека двое пап предавали друг друга анафеме, соревнуясь в интригах и взаимных проклятиях. Существование одновременно двух пап принесло смущение западным христианам, привыкшим смотреть на папу как на единственного главу христианской Церкви. Однако самих пап это не смутило. Они скорее не столько заботились о вере, сколько о своей власти, что еще сильнее подрывало уважение к Римскому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Здесь папы находились до 1377 года, и это почти семидесятилетнее пребывание их в Авиньоне известно в истории под именем авиньонского пленения пап. Авиньонские папы, начиная с Климента V, стали в полную зависимость от французских королей и действовали под их влиянием; в то же время они почти все вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников, чем еще более ослаблялось их влияние. При всем том и авиньонские папы стремились играть роль всемирных повелителей, если не во Франции, то в других государствах. Но это им не удавалось. Сознание независимости светской власти от духовной созрело уже повсюду. Вслед за Францией выступила с протестами против папских притязаний Германия. Напрасно папы посылали туда отлучения и интердикты – на них никто не обращал внимания. В 1338 году германский император Людовик Баварский, герцоги и курфюрсты решились даже торжественным актом засвидетельствовать независимость светской власти от духовной; на одном собрании, заявив, что папские притязания на распоряжение императорской короной незаконны, они решили на будущее время при избрании императора обходиться без папского утверждения. То же самое проведено было и в золотой булле (1356 г.) императора Карла IV. Англия, находившаяся со времен Иоанна Безземельного в полном порабощении папам, во время авиньонского пленения пап также мало-помалу освободилась от их влияния. При Эдуарде III (1327–1377 гг.) прекращена была ленная подать папам и отменена апелляция в Рим. Даже в Италии власть пап значительно упала. В церковной области только по форме признавали папу повелителем, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папства опасались за совершенное уничтожение папской власти в Италии, если папы будут оставаться в Авиньоне, и потому приглашали возвратиться их в Рим. Это понимали и сами папы. Григорий XI (1370–1378 гг.), запасшись наемными войсками для своего водворения в церковной области, перенес наконец свою резиденцию в Рим (1377 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Grayson. Oxf., 1980. P. 18-43; Housley N. Pope Clement V and the Crusades of 1309-1310//J. of Medieval History. Amst., 1982. Vol. 8. P. 29-43; idem. The Avignon Papacy and the Crusades, 1305-1378. Oxf., 1986; Menache S. Un peuple qui a sa demeure à part: Boniface VIII et le sentiment national français//Francia. Sigmaringen, 1984. T. 12. P. 193-208; eadem. Clement V. Camb., 1998; eadem. When Ideology met Reality: Clement V and the Crusade//La papauté et les croisades: Actes du VIIe Congrès de la Society for the Study of the Crusades and the Latin East, Avignon, 27-31 août 2008/Publ. M. Balard. Farnham, 2011. Р. 105-116; Zutshi P. N. R. Some Early Letters of Pope Clement V (1305-1314) in the Public Record Office//Archiv für Diplomatik. Münster; Köln, 1987. Bd. 33. S. 323-335; Fédou R. Les papes du Moyen Âge à Lyon. Lyon, 1988; Ferguson P. C. Clement V to Scone Abbey: An Unprinted Letter from the Abbey Cartularies//The Innes Review. Glasgow, 1989. Vol. 40. N 1. P. 69-72; Schmidt T. Der Bonifaz-Prozess: Verfahren der Papstanklage in der Zeit Bonifaz VIII. und Clemens V. Köln, 1989; Gauthier M.-M. Uzeste: L " église Notre Dame, ancienne collégiale, et le tombeau de Bertrand de Got, pape sous le nom de Clément V (1305-1314)//Bordelais et Bazadais/Congrès archéol. de France; Soc. franç. d " archéologie. P., 1990. P. 271-324; Schein S. Fideles Crucis: The Papacy, the West, and the Recovery of the Holy Land (1274-1314). Oxf., 1991; Rapp F. L " Église et la vie religieuse en Occident à la fin du Moyen Âge. P., 19996; Paravicini Bagliani A. Clemente V//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 501-512; Bercegol P., de. Clément V, le pape d " Aquitaine: Légendes et réalités. Bordeaux, 2006; Осипян А. Л. Роль Киликийской Армении в латино-монгольских отношениях и проект совместного крестового похода (1247-1307)//СВ. 2007. Вып. 68. 1. С. 129-153; 3. С. 27-53. С. К. Цатурова Рубрики: Ключевые слова: ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici) ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист ИОАНН XXII (1244/45 - 1334; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» КЛИМЕНТ VI (1290 или 1291 - 1352, до избрания папой - Пьер Роже), папа Римский эпохи «Авиньонского пленения пап» (с мая 1342) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Хьюдж). При Григории IX (1227–1241) 5 сентября 1234 г. буллой Rex Pacificus был утвержден свод канонического права, к которому Бонифаций VIII в 1296 г. добавил 6 книг декреталий (Sextum), а Иоанн XXII буллой Quoniam nulla от 25 октября 1317г. – уложения своего предшественника Климента V («Климентины»), Это собрание норм церковного права, систематизированных под сильным влиянием римского права, содержало постановления соборов и пап (как аутентичные, так и подложные) по общецерковным вопросам и частным случаям. Реорганизованный папой Бенедиктом XII буллой In Agro Dominico от 8 апреля 1338 г. Верховный трибунал Апостольской пенитенциарии (Sacra Poenitentiaria), состоявший из экспертов-богословов и канонистов и возглавлявшийся кардиналом – великим пенитенциарием, получил обширный свод законодательных норм, уяснивших его компетенцию касательно диспенсаций (разрешений, представляемых Святым престолом в порядке исключения на определённый срок в случае наличия различных сакраментальных препятствий), индульгенций (возможности давать отпущение грехов) и снятия отлучения от церкви latae sententiae (букв. – заранее вынесенное решение) – т.е. при совершении конкретных поступков (отступничество, ересь, схизма, кощунство и т.п.), влекущих автоматическую экскоммуникацию, которая предполагает соответствующие духовные наказания и определённую процедуру обратного соединения с католической церковью. 4. Пастырские реформы Основной проблемой для пап авиньонского периода была извечная проблема пастырского окормления верующих. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что в понтификат Uoahha XXII начинается новый этап литературной критики папства. Теперь, в отличие от критики папства Данте и Иоанном Парижским, подвергались сомнениям духовные функции папы. Поводом к критике стали конфликт с Людвигом Баварским и споры Св. престола с францисканцами-спиритуалами. Рассадником антипапской пропаганды и прибежищем памфлетистов становится двор Людвига Баварского, а основными действующими лицами – Марсилий Падуанский и Оккам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все началось с конца «Авиньонского пленения» (1378). Папа получил возможность вернуться в Рим, но французские кардиналы избрали своего папу в Авиньоне. Оказалось одновременно двое пап – итальянец и француз, – каждый из которых считал себя единственно законным и предавал анафеме другого. Так начался «великий раскол» в католической церкви (схизма). Европа была повергнута в шок. Население не знало, кому верить и за кого молиться. Часть государств (Италия, Польша, Венгрия, Англия, Германия, Скандинавия) признала римского архипастыря, часть – авиньонского (Франция, Испания, Шотландия, Южная Италия). Поскольку создавшееся положение стало угрожать феодальным устоям всего общества, а к этому прибавилась еще новая «ересь» – выступление Яна Гуса против папства за создание национальной чешской церкви, – князья и прелаты решили незамедлительно созвать собор, чтобы официально покончить со всеми неприятностями. Собор был созван в Пизе в 1409 году и не дал результатов: отцы собора избрали нового папу, но двое прежних и не подумали подчиниться, в результате чего теперь уже трое первосвященников проклинали и объявляли «антихристами» друг друга 4 . Понимая, что дальнейшее промедление, усиливая «соблазн для верующих», может быть чревато полной катастрофой, сильные мира во главе с самим императором созвали в 1414 году новый, весьма представительный собор в Констанце. На важность этого мероприятия указывает уже и то, что собор заседал четыре с лишним года (до 1418). Собравшиеся поставили перед собой три основные задачи: 1) покончить со схизмой; 2) расправиться с гуситской «ересью» и 3) сделать впредь подобные «бесчинства» невозможными. Казалось, задачи эти удалось выполнить. Все трое прежних пап были низложены, их сменил новый, единственный папа, избранный собором. Ян Гус, несмотря на охранную грамоту, данную ему императором, был осужден и сожжен. Князья и прелаты вынесли решение, что «собор выше папы» и может решать любые теологические конфликты любого уровня. Но победа оказалась непрочной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Папа торжественно клялся в неправдивости обвинений, лишил Парижский университет права давать степени в теологии, каноническом и гражданском праве – за сотрудничество с Филиппом, запретил выбирать во Франции новых епископов на вакантные места, приостановил членство подданных французского короля во всех церковных органах и назначил на 8 сентября 1303 г. обнародование буллы Super Petri solio, отлучавшей Филиппа от церкви и признававшей все присяги ему его подданных недействительными. Филипп отдал приказ об аресте папы, и накануне назначенной даты Ногаре и Шьяра Колонна во главе отряда наемников ворвались в папский замок Ананьи, без особого сопротивления прорвались к папской резиденции и арестовали Бонифация VIII, причем вели себя крайне непочтительно (есть даже версия о пощёчине, данной папе). Папа отверг предложение отдаться «под покровительство короля Франции» и готовился отлучить Филиппа Красивого, а тот предполагал подвергнуть папу суду. Через два дня настроение жителей Ананьи изменилось, они освободили папу, но тот, не пережив нанесенных оскорблений, месяц спустя скончался в Риме – то ли от лихорадки, то ли от апоплексического удара. 22 октября новым папой был единогласно избран верный сторонник Бонифация – глава ордена доминиканцев Николо Боккасини, принявший имя Бенедикта XI (1303–1304). Он примирился с Филиппом Красивым, разрешил собрать налоги с церкви, отлучил обидчиков Бонифация, но вскоре умер, и следующего папу избирали почти год под постоянным давлением короля Франции, которому нужен был папа тихий и желательно профранцузски настроенный. 2. Начало Авиньонского пленения. Вьеннский собор Папой стал архиепископ Бордоский Бертран де Го – Климент V (1305–1314), которого декан коллегии кардиналов Наполеон кардинал Орсини изобразил посмертно в письме Филиппу Красивому как одного из худших пап, попавшего на Св. престол при помощи симонии и продававшего потом за деньги должности и церковные имущества или раздававшего их своим непотам, как виновника несчастий Рима, Церковного государства и всей Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIII. Унионистские переговоры. «Авиньонское пленение» папства. Великий западный раскол. Куриалисты и консилиаристы Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Papadakis; Previte-Orton; Runciman, The Fall of Constantinople; Runciman, The Great Church; Tierney, The Crisis of Church and State; Southern; Walker; Gill J. The Council of Florence. Cambridge, 1959; Head, The Imperial Twilight; Ostrogorsky, History of The Byzantine State; Vasiliev. 1. Вся вторая половина XIV в. прошла в постоянных переговорах об объединении Церквей. Многим в Византии было очевидно, что без помощи Запада Империи не выжить. Эти люди считали, что если такую помощь можно получить лишь ценой подчинения Православной Церкви Риму, то на это необходимо пойти, ибо альтернативой является только гибель. Так думал, например, Михаил Палеолог, подписавший Лионскую унию. Однако она была отвергнута народом. Но теперь положение стало куда более угрожающим. Уния стала нужна уже не чтобы откупиться от врагов-христиан, а чтобы заручиться поддержкой в борьбе против постоянно наступающих неверных. Тем не менее лучшие люди в Церкви весьма обоснованно сомневались, стоят ли любые политические выгоды отказа от правой веры и вечного спасения. Но для интеллигентов-гуманистов высшей ценностью было эллинистическое культурное возрождение, естественно, немыслимое под турецкой властью. Ввиду этого никакая цена за спасение Константинополя не казалась им слишком дорогой. Но они не были политическими реалистами. Тот бесконечный торг - уния за крестовый поход или крестовый поход за унию, - который императоры постоянно вели с папами, походил на разговор двух глухих. Папы ошибочно считали, что императоры располагают достаточной властью, чтобы заставить свою Церковь и свой народ принять унию. А императоры ошибочно считали, что папы располагают достаточной властью, чтобы заставить все западное христианство отправиться в крестовый поход на турок. Но к XIV в. эра крестовых походов ушла в невозвратное прошлое. Папы слишком долго и охотно пользовались этим инструментом, провозглашая крестовые походы против язычников на севере Европы, против еретиков на юге Франции, против своих политических врагов в Германской империи и, наконец, против врагов французских королей, под чьей властью они находились с 1309 г. Произошла девальвация понятия, и призывы пап к священной войне уже никто не воспринимал всерьез, тем более что европейские государства слишком глубоко были погружены в свои собственные проблемы, выяснения отношений и дрязги, чтобы обращать внимание на далекую восточную окраину. И наконец, для многих в Западной Европе греки были еще отвратительнее турок. Например, Петрарка писал: «Турки - враги, а греки - схизматики, и значит - хуже врагов».

http://sedmitza.ru/lib/text/434826/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010