Все это результат действия тех темных сил, тех сил зла, о которых говорит в своем первом соборном послании возлюбленный ученик Христов св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, называя их: антихристы мнози ( 1Ин 2:18 ). Вспомним, что ведь и Сам Господь Иисус Христос предупреждал Своих учеников, а через них, конечно, и всех Своих последователей, о появлении в мире лжехристов и лжепророков ( Матф. 24:24 ). Вот эти-то «лжехристы» и «лжепророки», они же и «антихристы», в лице разных самозванных религиозных учителей, а также лжеучителей всякого рода, задавшихся подменить христианство другим учением, якобы способным облагодетельствовать человечество, в виду того, что христианство будто бы уже устарело или оказалось неспособно благоустроить и упорядочить жизнь людей, они-то и создали то ужасное, грозящее страшной мировой катастрофой, состояние, в котором ныне все человечество находится. И несмотря на это, они до сих пор держат массы людей в ослеплении, искусно внушая своим адептам, что причина всех современных зол и бедствий не в том, что они своими лжеучениями хотят вытеснить христианство, а в чем-то другом. Прекрасно разоблачает их св. Ап. Петр во 2-ой главе своего 2 соборного послания, называя их «лжепророками», «лжеучителями», «беззаконниками», «срамниками» и «осквернителями», «безводными источниками», «облаками» и «иглами, гонимыми бурею». Он говорит о них, что они введут пагубные ереси, что многие последуют их разврату и что чрез них путь истины будет в поношении; что они из любостяжания будут уловлять православных христиан льстивыми словами, что они идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, что они, как безсловесные животные, злословят то, чего не понимают, что глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха, что они прельщают неутвержденные души, что сердце их приучено к любостяжанию, что они, произнося надутое пустословие, уловляют в плотския похоти и разврат, обещают свободу, будучи сами рабами тления. Мы видим, как все эти характеристики удивительно подходят ко всем тем, кто отступил от чистой и безпримесной истины Христова учения, ко всем этим современным бесчисленным сектантам и всем пропагандистам новых общественно-политических учений, игнорирующих христианство . Всех их, как развратителей и губителей человечества, св. Ап. Петр, со всей справедливостью, называет сынами проклятия ( 2Петр. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Все это результат действия тех темных сил, тех сил зла, о которых говорит в своем первом соборном послании возлюбленный ученик Христов св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, называя их антихристы мнози ( 1Ин.2:18 ). Вспомним, что ведь и Сам Господь Иисус Христос предупреждал Своих учеников, а через них, конечно, и всех Своих последователей о появлении в мире лжехристов и лжепророков ( Мф.24:24 ). Вот эти-то лжехристы и лжепророки, они же и антихристы, в лице разных самозваных религиозных учителей, а также лжеучителей всякого рода, задавшихся подменить христианство другим учением, якобы способным облагодетельствовать человечество, в виду того, что христианство будто бы уже устарело или оказалось неспособно благоустроить и упорядочить жизнь людей, они-то и создали то ужасное, грозящее страшной мировой катастрофой, состояние, в котором ныне все человечество находится. И несмотря на это, они до сих пор держат массы людей в ослеплении, искусно внушая своим адептам, что причина всех современных зол и бедствий не в том, что они своими лжеучениями хотят вытеснить христианство, а в чем-то другом. Прекрасно разоблачает их св. ап. Петр во 2-ой главе своего 2 соборного послания, называя их «лжепророками», «лжеучителями», «беззаконниками», «срамниками» и «осквернителями», «безводными источниками», «облаками» и «мглами, гонимыми бурею». Он говорит о них, что они введут пагубные ереси, что многие последуют их разврату и что чрез них путь истины будет в поношении; что они из любостяжания будут уловлять православных христиан льстивыми словами, что они идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, что они, как бессловесные животные, злословят то, чего не понимают, что глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха, что они прельщают неутвержденные души, что сердце их приучено к любостяжанию, что они, произнося надутое пустословие, уловляют в плотские похоти и разврат, обещают свободу, будучи сами рабами тления. Мы видим, как все эти характеристики удивительно подходят ко всем, тем, кто отступил от чистой и беспримесной истины Христова учения, ко всем этим современным бесчисленным сектантам и всем пропагандистам новых общественно-политических учений, игнорирующих христианство. Всех их, как развратителей и губителей человечества, св. ап. Петр, со всей справедливостью, называет сынами проклятия ( 2Пет.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Всему свое время. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать»...  (Екклесиаст, 3, 1–4). Такую самоочевидную, казалось бы, истину высказал, по вдохновению от Духа Божия, еще в далекие от нас ветхозаветные времена премудрый Екклесиаст. Тот самый Екклесиаст, который, будучи царем над Израилем в Иерусалиме, изследовал и испытал мудростью все, что делается под небом, видел все дела, какие делаются под солнцем, и нашел, что  «все суета и томление духа»   ( Еккл. 1, 12–14 ). И вот к какому заключению пришел он: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом – все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо»  ( Еккл. 12, 14 ). Все эти Богооткровенные и непреложные истины навеки запечатлены для нас в Слове Божием и постоянно проповедуются Святою Церковью. Но не внемлет им человеческая греховная испорченность: упорно силится она на место Закона Божия поставить свой собственный закон. И делает это весьма часто вопреки всякому здравому смыслу... на собственную погибель. Так, много, очень много, нездорового, ненормального, противного Закону Божию, нравственно-разлагающего, духовно-растлевающего вошло в жизнь нашего русского общества перед страшной катастрофой, постигшей русскую землю, так называемой «революцией». Тяжко сетовали на это, постоянно говорили об этом и писали наши выдающиеся архипастыри, пастыри и лучшие представители верующего русского народа. Одной из таких нравственных болезней, подточившей здоровый нравственный организм православного русского народа и сыгравшей свою пагубную роль в деле крушения России, была все усиливавшаяся в последнее время у нас  страсть к развлечениям  – развлечениям неумеренным, нездоровым. Вот как говорил об этом еще в самом начале нынешнего ХХ-го столетия (в 1904 г.) наш великий всероссийский пастырь, молитвенник и чудотворец приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский в своей высокопоучительной беседе с сопастырями – священнослужителями г. Сарапуля:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот «взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его... доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время» – как толкует св. Андрей Кесарийский , под этой «тысячей лет» надо понимать всё время от воплощения Христова до пришествия антихриста. С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число 1.000 определённое – взято здесь вместо неопределённого, означающего вообще длительный период времени до второго Пришествия Христова. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дело было судить» и проч. – эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах – это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой ( 1Сол. 2:12 ). В сем лике св. Тайновидец выделяет в особенности «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие», то есть святых мучеников. «И увидел, – говорит св. Иоанн, – души обезглавленных» – отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в 1.000-летнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и «творят суд» не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, ещё не соединившихся с телами. Из этих слов видно, что святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они соцарствуют. «И ожили и царствовали со Христом тысячу лет» – оживление здесь разумеется нравственно-духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот «ятъ древняго, иже есть дiaboлъ и сатана, и связа и на тысящу лтъ, и въ бездну затвори его, и заключи его (…) дондеже скончается тысяща лтъ: и по сихъ подобаетъ ему отршену быти на мало время» – «взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его (…) доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Как толкует св. Андрей Кесарийский , под этой «тысячей лет» надо понимать все время от воплощения Христова до пришествия антихриста (гл. 60). С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число тысяча – определенное, взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период времени до Второго Пришествия Христова. Откр. 20:4. И видхъ престолы и сдящыя на нихъ, и судъ данъ бысть имъ: и душы растесаныхъ за свидтелство Иисусово и за слово Бoжie, иже не поклонишася зврю, ни икон его, и не npiяшa haчepmahiя на челхъ своихъ и на руц своей. И ожиша и воцаришася со Христомъ тысящу лтъ. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской, после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах–это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой ( 1Сол.2:12 ). В сем лике св, Тайновидец выделяет в особенности «растесаныхъ за свидтелство Иисусово и за слово Бoжie» – «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие», то есть святых мучеников. «И видхъ» – «и увидел», – говорит св. Иоанн, «душы растесаныхъ» – «души обезглавленных». Отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в тысячелетнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и «творят суд» не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, еще не соединившихся с телами. Из этих слов видно, что Святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они соцарствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вслед за тем св. Иоанну представляется другое дивное зрелище: «Народ мног, егоже исчести никтоже может, от всякаго языка и колена и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы и финицы в руках их. И возопиша гласом велиим, глаголюще: спасение сидящему на престоле Богу нашему и Агнцу» ( Откр 7:9–10 ) – по словам св. Андрея Кесарийского , «это суть те», о которых говорит Давид: «изочту их и паче песка умножатся» ( Пс. 138:18 ), – которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний. В руках у них пальмовые ветви – знамения победы над диаволом. Участь их – вечное ликование перед престолом Божиим. Один из небесных старцев объяснил св. Иоанну, что это «сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша (омыли) ризы своя, и убелиша ризы своя в крови Агнчи» ( Откр. 7:14 ). Все эти признаки указывают явно на них как мучеников за Христа, а выражение, что они «пришли от великой скорби», заставляет некоторых толкователей предполагать, что это христиане, которые будут избиты антихристом в последний период существования мира. Ибо об этой скорби возвестил Сам Христос Спаситель, говоря: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира и доныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Это и будет то дополнение числа мучеников, о котором сказано в ( Откр. 6:11 ). В качестве высшей награды, которую они получат, указывается то, что они будут пребывать пред престолом Божиим, служа Богу «день и нощь», чем указывается образно на непрерывность этого служения, ибо, как говорит св. Андрей, «ночи там не будет, но один день, освещаемый не чувственным солнцем, но духоносным Солнцем Правды». Черты блаженства этих праведников выражены еще в словах: «Не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной» ( Откр 7:16 ), то есть не будут больше терпеть никаких бедствий. Сам «Агнец» будет «пасти их», то есть руководить ими, они сподобятся обильного излияния Духа Святого ( «животныя источники вод»), «и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр 7:9–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вспомним, с какой суровой обличительной речью обратился Господь к духовным вождям еврейского народа книжникам и фарисеям, осуждая их за лицемерие и беззаконие:  «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!»  и грозя им судом Божиим ( Матф. 23, 39 ). А там, где слов оказывалось недостаточно, Он применял воздействие на беззаконников самым делом. Так, найдя, что «в храме продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики денег», Он,  «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков разсыпал, а столы их опрокинул»   ( Ин. 2, 14–15 ; Матф. 21, 12–13 ). Да и мало ли других примеров из Священной и Церковной истории мы знаем, когда одни слова убеждения оказывались недостаточными, и для пресечения зла необходимо было прибегать к более суровым мерам и решительным действиям. Важно только, чтобы в подобных случаях говорила в человеке действительно  одна чистая и святая ревность о славе Божией без всякой примеси самолюбия и всяких иных приражений страстей человеческих, только прикрывающих себя якобы святой ревностью о Боге! Такой подлинно-святой ревностью, с решительной непримиримостью ко злу, прославился в истории Церкви великий святитель Христов Николай, Архиепископ Мирликийский Чудотворец, память которого мы празднуем 6-го декабря по нашему православному календарю. Кто не знает этого дивного святителя Христова Николая? Знают его и благоговейно чтут не только христиане, но даже магометане и язычники, как великого и преславного чудотворца и скорого помощника людям во всех бедах и напастях. Кто бывал на берегах Черного моря, мог видеть не раз икону святителя Николая на турецких фелюгах. Можно было видеть ее и в убогих саклях и юртах многочисленных инородцев населявших север и восток России вплоть до Манчжурии и Китая. Наиболее характерная черта святителя Николая, давшая ему такую славу, это его необыкновенное христианское милосердие:  «Никола-Милостивец» – так обычно звали его среди простого русского народа, основываясь на данных его дивного жития и безчисленных случаях помощи его людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Встреча с Господом. МЫСЛИ НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ «И бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня»  ( Лк. 2, 26 ) В евангельском чтении на праздник Сретения Господня – 2 февраля по нашему православному календарю – говорится, что был некогда в Иерусалиме человек по имени Симеон. Мало, что говорит о нем Евангелие, но то немногое, что о нем сообщается, и есть самое важное, самое существенное. Он был  праведен и благочестив  и с нетерпением ждал  «утехи Израилевы»,  то есть пришествия давно-обещанного Богом Мессии-Искупителя, и «Дух Святый был на нем». И вот праведность его и благочестие достойно были вознаграждены Богом: ему было обещано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Долго ждал он исполнения сего великого обетования и, наконец, дождался. Когда Пресвятая Дева Мария со старцем Иосифом принесли Младенца Иисуса, в сороковой день по Его рождении, в Иерусалимский храм, чтобы совершить над ним законный обряд, Симеон, прозрев духом, Кто был этот Младенец, взял Его на руки, благословил Бога и сказал:  «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром!...» Осуществилась заветная мечта старца Симеона – узреть своими очами обетованного Богом Христа Господня, и дальнейшая жизнь его на земле потеряла для него всякий смысл. «Мне еже жити – Христос, и еже умрети – приобретение есть»,  так говорил потом св. Апостол Павел ( Филип. 1, 21 ). Так разсуждали и великие Отцы Церкви – так разсуждают и все истинные христиане. Земная жизнь для истинного христианина лишь постольку имеет смысл и цену, поскольку дает возможность узреть Христа духовными очами и соединиться с Ним еще в этой жизни, чтобы там – за гробом, зреть Его уже лицом к Лицу и вечно царствовать с Ним, как Он это Сам обещал всем верным Своим, в незаходимой славе «невечерняго дне Царствия Его». Горька, пуста, безцельна эта земная жизнь без Христа, страшна, мрачна, ужасна и безотрадна смерть для человека, не искавшего еще в этой жизни сретения со Христом и не сподобившегося узреть Его и познать Его, насколько это нам доступно, еще здесь, прежде наступления часа смертного!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Всякое другое единение будет ненатуральным, искусственным, неискренним – в нем будет ложь и фальшь. Ведь св. Апостол, призывая христиан к единению, ясно говорит, как он мыслит это единение, каким оно должно быть: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор. 1:10 ), или вот: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» ( Фил. 2:2 ). Полное единодушие и единомыслие – вот, что требуется, по учению слова Божия, для целесообразного, плодотворного и спасительного единения людей. Без единения в Истине недостижимо подлинное, настоящее единение людей в мире и любви между собой, объединяющее их друг с другом и соединяющее их с Богом. И о какой любви без единения в Истине можно говорить, когда св. Апостол ясно говорит, что любовь «не радуется о неправде, радуется же о истине» ( 1Кор. 13:6 )? Какое «единодушие» и «единомыслие», какое «единение в истине» может быть у православных с римо-католиками и протестантами? Какое подлинное «единение» может быть у христиан с иудеями, магометанами и язычниками? А ведь современные «объединители» готовы «объединиться» даже с безбожниками! Они хотят объединить людей совершенно разного духа, с разными мыслями – вопреки ясному увещанию св. Апостола, о коем мы говорили выше – и притом так, что каждый остается при своих заблуждениях, при своем отступлении от единой Христовой Истины. Всякий прозелитизм признается ими даже нежелательным, предосудительным и незаконным, и, как таковой, запрещается. Им важна не истина, которая одна только дорога и спасительна, а объединение на всякую цену и всеми средствами, как цель самодовлеющая. Но ведь «объединение» не может быть самодовлеющей целью: объединения бывают всякие, в том числе и явно предосудительные – с преступными целями, какова, например, банда разбойников, связанная иногда очень крепкой круговой порукой и даже на вид кажущимися весьма добрыми товарищескими чувствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Всякое сокращение Богослужения, если таковое теперь, по человеческой немощи, лености, отсутствию молитвенного горения и должного духовного подъёма, неофициально допускается, должно быть разумным – таким, чтобы при этом не страдала целостность и полнота того назидания, которое Св. Церковь , как наша заботливая Мать, в этом богослужебном чинопоследовании нам предлагает. 191. ВОПРОС: Почему у нас память св. Великомученицы Екатерины празднуется 24 ноября, а у греков – 25 ноября? ОТВЕТ : Известны три жития св. великомученицы Екатерины. Одно из них, принадлежащее Метафрасту, указывает днём мученической кончины св. Екатерины 25 ноября, что и принято греками. 192. ВОПРОС: Как Православная Церковь рассматривает обряд обрезания у иудеев? В связи с тенденцией, которая наблюдается в американских госпиталях, из соображений, якобы, гигиены, обрезывать новорожденных младенцев, вопрос этот ныне становится весьма актуальным. 1 . Допустимо ли обрезание с религиозной точки зрения? 2 . Какие могут быть последствия с физиологической точки зрения? 3 . Может ли отразиться эта операция на психике ребенка? ОТВЕТ : Обряд обрезания у иудеев в своё время – в эпоху Ветхого Завета имел великое значение и совершался над всеми младенцами мужеского пола в 8-ой день по рождении их, В ЗНАМЕНИЕ ЗАВЕТА БОГА С АВРААМОМ, как с родоначальником избранного народа Божия, каковым были иудеи в Ветхом Завете. «Авраам был девяносто девяти лет, и Господь явился Аврааму и сказал ему: Я БОГ ВСЕМОГУЩИЙ: ХОДИ ПРЕДО МНОЮ И БУДЬ НЕПОРОЧЕН, И ПОСТАВЛЮ ЗАВЕТ МОЙ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ... ЗАВЕТ ВЕЧНЫЙ В ТОМ, ЧТО Я БУДУ БОГОМ ТВОИМ И ПОТОМКОВ ТВОИХ ПОСЛЕ ТЕБЯ... ТЫ ЖЕ СОБЛЮДИ ЗАВЕТ МОЙ, ТЫ И ПОТОМКИ ТВОИ ПОСЛЕ ТЕБЯ В РОДЫ ИХ... ДА БУДЕТ У ВАС ОБРЕЗАН ВЕСЬ МУЖЕСКИЙ ПОЛ... И СИЕ БУДЕТ ЗНАМЕНИЕМ ЗАВЕТА МЕЖДУ МНОЮ И ВАМИ " (см. Быт.17:1–14 ). Это повеление об обрезании было повторено затем Моисею, как вождю избранного народа Божия, что видно из кн. Исх.12:44 и кн. Лев.12:3 . С тех пор иудеи с особой точностью и тщательностью соблюдали этот обряд обрезания. Обрезание стало главным посвятительным актом, обязательным для каждого мужчины-израильтянина, желающего быть полноправным членом избранного народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010