Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ АБХАЗСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Арсений (упомин. 1390), католикос Абхазский (Западногрузинский) Уроженец Западной Грузии. Оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамека Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году. Именно эта дата рядом исследователей принимается датой образования независимой Абхазской Церкви, на основании работы М. Броссе «Essai chronologique sur la serie des Catholicos опубликованной в 1844 г. в «Bulletin Historico-philologique». Броссе описывает проблему одновременного существования Абхазского и Грузинского Католикосатов и дает сведения обо всех католикосах. Эту же дату повторяет грузинский историк К. Цинцадзе . Дурново Н.Н. указывал, что в 1390 году Константинопольский Патриархат принял решение о признании автокефалии Абхазской Церкви, за католикосами Бичвинтскими, Абхазскими и Имеретинскими признавался титул патриарха . Несмотря на это решение Константинополя, католикосы-патриархи всея Грузии с резиденцией во Мцхете продолжали считать территорию Абхазии своей канонической территорией. Об этом свидетельствуют титулы католикосов Восточногрузинских до конца XV в. После возведения на кафедру католикос Арсений жил в Пицунде . Будучи выходцем из западногрузинской знатной фамилии, он обеспечил преемственность на кафедре католикоса Абхазии представителей знатных имеретинских и мегрельских фамилий. Литература Использованные материалы   Цинцадзе К., свящ. Историческая справка по вопросу об автокефальности Грузинской Церкви. Тифлис, 1906.   Дурново Н.Н. Историческое исследование о патриарших и архиепископских (автокефальных) престолах в Православной Восточной Церкви. М., 1910. Редакция текста от: 19.10.2013 13:11:00 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/25706.html

В главах, написанных для сб. «Очерки истории Грузии», и в соч. «Абхазы и Абхазия» рассмотрены вопросы, связанные с политикой эгрис-абх. царей IX-X вв., направленной на церковное объединение Зап. и Вост. Грузии; с обретением независимости от К-польского Патриархата и с формированием Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; с церковным воссоединением Церквей Зап. и Вост. Грузии и с формированием единой структуры ГПЦ. Л. установила, что церковное объединение Грузии предшествовало политическому. Л. принадлежит критический перевод на рус. язык памятников груз. исторической письменности, включенных в свод «Картлис Цховреба» : это «Матиане Картлиса» (Летопись Картли) и «История и повествование о Багратионах» Сумбата Давитис-дзе. Также Л.- соавтор сборника «Цари Грузии» (2000), соавтор 2-томного учебника для вузов «История Грузии» (2006. Т. 1; 2008. Т. 2). Л.- заслуженный деятель наук Грузии (1975); лауреат мн. национальных премий, награждена гос. и церковными орденами (в т. ч. орденом Чести, 1997; орденом св. Георгия, 2011); она - почетный гражданин г. Тбилиси (1988), имеет титул «Мать Грузии» (2011). Изд.: Матиане Картлиса/Пер. на рус. яз., введ., примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тб., 1976; То же [Летопись Картли]//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 139-180; Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах/Пер. на рус. яз., введ., примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тб., 1979; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 221-302. Соч.: Политическое объединение феод. Грузии, IX-X вв. Тб., 1963 (на груз. яз.); Грузинская раннефеод. ист. лит-ра. Тб., 1966 (на груз. яз.); Эпоха Руставели. Тб., 1966 (на груз. яз.); К вопросу о надписях храма Джвари в Мцхета//Мацне (Вестник)/АН Грузии. Тб., 1968. Вып. 4(43). С. 190-200; История Грузии XI - нач. XIII вв. Тб., 1974; Картли во 2-й пол. V в. Тб., 1979 (на груз. яз.); Что такое «Картлис Цховреба». Тб., 1989 (на груз. яз.); Возникновение груз. феод. княжеств//Очерки истории Грузии. Тб., 1973. Т. 2. С. 372-506 (на груз. яз.); Эгрис-Абхазское царство//Там же. С. 416-445 (на груз. яз.); Абхазы и Абхазия. Тб., 1989, 20122 (на груз., рус., англ. языках); Тбилиси, IV - нач. XII вв.: Ист. очерк. Тб., 1991; Царь Баграт III. Тб., 2002 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2110732.html

В " Наставлении " делается каноническое обоснование права самостоятельного существования Абхазского католикосата . Со времени католикоса Иоакима можно говорить о полной независимости Абхазской Церкви. В документе также описаны территории, входившие в юрисдикцию Западногрузинского Католикосата: " ...по сю сторону Чорохи, Овсети (Осетии), моря Понтийского (Чёрного), доколе простирается Бичвинта Великая (Пицунда) " , т. е. перечислены западногрузинские исторические провинции Имерети, Гурия, Одиши и Абхазия. По мнению груз. историка И. Джавахишвили, во владения Западногрузинского католикоса входили также и южногруз. исторические провинции Аджария, Шавшети и Кларджети. Как видно из документа, основной задачей Иоакима на первосвятительском престоле было укрепление Православия в Абхазии: мигрирующие на юг и юго-запад северокавказские горцы-язычники теснили грузинское православное население к юго-востоку, в пределы Одиши. Иоаким стал первым предстоятелем Абхазского (Западногрузинского) католикосата, возведенным на престол без участия Мцхетского (Восточногрузинского) католикоса , что фактически означало разделение единой Грузинской Церкви на равноправные Западногрузинскую и Восточногрузинскую. О том, что Грузинская Православная Церковь согласилась с автокефалией Церкви в Абхазии, свидетельствует исчезновение из титула католикоса Восточной Грузии упоминания Абхазии, начиная с грузинского католикоса Николая V (1479 - 1488). О независимости Абхазской Церкви от Константинополя и Антиохии свидетельствует тот факт, что все последующие католикосы Абхазии поставлялись без участия патриархов этих Церквей. До сих пор не найдено ни одного документа, свидетельствующего об обратном. Западногрузинский католикос был уравнен в правах с Мцхетским католикосом-патриархом Восточной Грузии. Отныне первосвятитель Западной Грузии мог сам поставлять епископов, созывать Соборы. Церковь Западной Грузии получила право варить миро и избирать предстоятеля на Соборе без участия других патриархов, что позволило Западногрузинскому первоиерарху уже в начале XVI века именоваться католикосом-патриархом (первым был Малахия I Абашидзе ).

http://drevo-info.ru/articles/25772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ [Иоваким; груз. , ], Абхазский (Западногрузинский) католикос (ок. 70-х гг. XV в.), 1-й Предстоятель Абхазского (Западногрузинского) Католикосата , возведенный на престол без участия Мцхетского (Восточногрузинского) католикоса, что фактически означало разделение единой Грузинской Церкви на равноправные Западногрузинскую и Восточногрузинскую. Интронизацию И. совершил патриарх Антиохийский Михаил IV (1470/74-1484), собиравший в Зап. Грузии пожертвования, по распоряжению груз. царя Баграта VI (1466-1478), воспользовавшегося политической раздробленностью Грузии на Западную и Восточную, и при поддержке владетельного кн. (мтавара) Одиши (Мегрелии) Шамадавле Дадиани. Разделение Церквей было закреплено юридически: от имени патриарха Михаила IV был составлен документ церковного права «Мцнебай сасджулой» (Духовное постановление, или Судебник) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 221-233). Западногрузинский католикос был уравнен в правах с католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским). Отныне первосвятитель Зап. Грузии мог сам поставлять епископов, созывать Соборы. Церковь Зап. Грузии получила право варить миро и избирать Предстоятеля на Соборе без участия др. патриархов, что позволило Западногрузинскому Первоиерарху уже в нач. XVI в. именоваться католикосом-патриархом (первым был Малахия I (Абашидзе) ). Михаил IV упоминается в документе как патриарх Антиохийский и Иерусалимский; возможно, он совершил поставление католикоса с разрешения Иерусалимского патриарха. В «Мцнебай сасджулой» И. назван «десницей иерусалимской... католикосом Лихт-Имери и Абхазети», преемником на престоле св. ап. Андрея Первозванного (Там же. С. 222). В документе также описаны территории, входившие в юрисдикцию Западногрузинского Католикосата: «...по сю сторону Чорохи, Овсети (Осетии), моря Понтийского (Чёрного), доколе простирается Бичвинта Великая (Пицунда)» (Там же. С. 223), т. е. перечислены западногрузинские исторические провинции Имерети, Гурия, Одиши и Абхазия. По мнению груз. историка И. Джавахишвили , во владения Западногрузинского католикоса входили также и южногруз. исторические провинции Аджария, Шавшети и Кларджети.

http://pravenc.ru/text/468883.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Святитель. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Мокви. XII в. [Груз. ], Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви во имя Успения Пресв. Богородицы. География Территории М. е. находились в северо-западной части груз. исторической пров. Самегрело в Зап. Грузии. Наиболее ранние сведения о границах М. е. относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони , «на этой реке (Мокви.- Авт.), в горах, в Мокви (селе.- Авт.), стоит церковь со сводом, большая. Сидит там епископ, пастырь земель между реками Кодори и Мокви» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 781). Высказано предположение о том, что вост. граница М. е. проходила восточнее р. Мокви, по пограничной р. Галидзга (на мегрельском языке Галидзга означает «межевая речка»), к-рая отделяла земли М. е. от территорий Бедийской епархии (Атлас. 2016. С. 58). С запада и севера по нижнему течению р. Кодори и вдоль хребта Кодори М. е. граничила с Драндской епархией ; с юга епархию омывало Чёрное м. Т. о. территория М. е. охватывала историческую обл. Шуа-Сопели (груз.- Средняя страна, в абх. переводе - Абжуа), расположенную на границе Самегрело и Абхазии. Моквели (Моквский архиерей) окормлял христиан не всех земель, находившихся на территории между Галидзга и Кодори. Так, согласно источникам XVI-XVII вв., Бичвинтскому (Пицундскому) патриаршему кафедральному собору (т. е. Абхазскому (Западногрузинскому) католикосу) принадлежали земли и крестьяне в селах Ткакуру (Ткавру, Искурия, ныне Скурджинский), Мармарискари (Мармарка, на территории совр. с. Адзюбжа), Тилити (совр. Абаажваху, Очамчирский р-н), Чала (совр. Члоу), Зегани (совр. Заган), Галидзга (совр. Беслаху) (все в Очамчирском р-не), Хаужели (не локализуется), Ниджаиано (Саджаиано, груз.- «владение князей Джаиани», не локализуется). Часть этих селений Бичвинтскому собору была пожертвована мегрельскими владетельными князьями Дадиани (Дарственная грамота неизвестного Абхазского католикоса, 1611-1657// Такаишвили. Древности. 1920. Т. 1. С. 34; Дарственная грамота кн. Левана II Дадиани Бичвинтскому собору, 1628// Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 41; Бичвинтская Минея, 1525-1550//ПГП. 1965. Т. 2. С. 179; Список ополченцев католикоса Малахии II Гуриели, 1616-1621//Там же. 1970. Т. 3. С. 481; Свод налогов в пользу Абхазского католикоса, 1621//Там же. С. 428-434; Дарственная грамота католикоса Малахии II Гуриели Бичвинтскому собору, 1616-1639//Там же. С. 500-501). История

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА [Груз. , ] († 1735), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 18 июля). Сведения о нем сохранились в соч. «Мерное слово» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). По его данным, К.- сын мцигнобартухуцеси (главного везира), иеромонах из пуст. Гареджи , был родом из Кахети. Антоний I встречался с К., когда тот гостил у его матери. Католикос-патриарх характеризовал его как человека праведного и грамотного, «от безбожных варваров» за Христа убиенного. Антоний I также указал, что видел метафрастическое сочинение К., посвященное мученичеству царицы вмц. Кетеван ,- «Восхваление царицы Кетеван» (не сохр.) ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 278-279). По сведениям историка XIX в. П. И. Иоселиани , основывавшегося на нарративных и неизвестных на данный момент письменных источниках и подтвердившего в т. ч. сведения Антония I, К., «возвратившись в Кахети, был убит лезгинами», совершавшими набеги на монашеские поселения с целью грабежа. В календаре ГПЦ годом кончины К. ошибочно назван 1630-й. Ист.: Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 278-279, 356 (на груз. яз.). Лит.: Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 309; Кавтария М. Литературная школа Давидгареджи. Тбилиси, 1965. С. 71 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1981. Т. 2. С. 496; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 115-116. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/2458779.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Епископат ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ДАВИД ТБЕЛИ (X-XI вв.), еп. Тбетский (Юж. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), церковный деятель и переводчик ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/rubrics/121448_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Евфимий (Шервашидзе). Икона. Кон. XX в. [груз. ] (Шервашидзе) (1746, с. Эркети, Гурия - 21.04.1822, Александров Свирский мон-рь), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель. Род. в семье гурийского эристава Христофора Шервашидзе в с. Эркети. Представителям рода Шервашидзе принадлежали церкви во имя св. Архангелов в с. Эркети, где находился склеп эриставов Гурии, и во имя вмч. Георгия в с. Гамочинебули, где Е. служил диаконом и где находилась могила его отца. У Е. было 2 брата - Давид и Ростом; его дядей был митр. Джуматский Максим, духовным наставником - Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Иосиф (Багратиони) . До Гелатской кафедры Е. занимал Джуматскую, его имя упомянуто в грамоте 1767 г. ( Бакрадзе. 1988. С. 252). Е. много жертвовал и активно занимался церковным строительством. В грамоте от 7 апр. 1787 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 967-970) указано, что он восстановил храм во имя свт. Николая в мон-ре Гелати и даровал храму крестьян. В 1790 г. он пожертвовал Георгиевской ц. в с. Гамочинебули крепостных крестьян, приобретенных им на собственные средства в вотчинах груз. эриставов (Там же. С. 994-995). В 1804 г. передал в дар мон-рю Гелати с. Бослеви, в к-ром расселил гелатских крестьян (Там же. С. 1124, 1129, 1131). По приказу царя Имерети Соломона II (1789, 1790-1810) Е. на собственные средства построил в с. Мухакруа церковь и пожертвовал ей крепостных крестьян, в 1810 г. поставил настоятелем церкви свящ. Кубанеишвили. Е. был сторонником объединения Грузии. Вместе с митр. Кутаисским сщмч. Досифеем (Церетели) (в 1795-1814 местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса) возглавил делегацию, отправленную в 1789 г. царем Соломоном II в Картли и Кахети к царю Ираклию II с предложением об объединении царств. Однако переговоры не имели успеха.

http://pravenc.ru/text/187673.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Грузинской Православной Церкви ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВАГРИЙ МГВИМЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв.- в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр.) - см. Евагрий Шиомгвимский ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/122334_2.html

  001     002    003    004    005    006    007    008