1959. С. 9-10). В IX или X в. западногруз. церковные кафедры, входившие в юрисдикцию К-польского Патриархата, стали обретать независимость. Постепенно в Зап. Грузии была сформирована автономно управляемая Церковь (см. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат ), главой к-рой стал западногруз. К., имевший титул «католикос Бичвинтский (Пицундский)» (Церковные док-ты. 1921. Т. 1. С. 41, 51-52; Исторические док-ты. 1958. С. 105-106). Его резиденция находилась в Бичвинте (Пицунде), где в X в. был выстроен кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы. Впервые «католикос Абхазии» Симеон упомянут в колофонах Ахалцихского Четвероевангелия (Ахалцихе. Ист. музей. Ркп. 186, XI в.; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 89-90; Силогава. 2006. С. 108-120). После объединения груз. земель и образования единой груз. монархии при царе Баграте III (975-1014) Западногрузинский Католикосат вошел в юрисдикцию Восточногрузинского (Мцхетского) Католикосата. К. Картли получил титул «католикос-патриарх всей Грузии»: первым стал Иоанн IV Окропири (ок. 980-1001), упомянутый в надписи церкви Пархали как «патриарх Картли и всего Востока» ( Данелия, Сарджвеладзе. 1997. С. 68). Западногруз. К. в XI-XV вв. имели скорее титулярный статус. В источниках XIII-XV вв. (Чин и порядок помазания на царство, XIII в.; Распорядок царского двора (Освящение мира), XIV в.; Наставление в вере, XV в.) отражена система полномочий обоих груз. К. Католикос-патриарх всей Грузии обладал практически всеми высшими полномочиями в ГПЦ: он имел право собирать Синод, созывать Собор, посвящать Западногрузинского К., совершать архиерейские хиротонии епископов не только Восточной, но и Зап. Грузии, а также помазывать на царство правителя всей Грузии. С 70-х гг. XV в., после распада единого Грузинского государства, Западногрузинский Католикосат стал фактически независимым. Восточногрузинский К. получил титул «католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский)» (первым стал Николай V (1479-1488)). Западногрузинский К. в источниках этого периода часто упоминается как Абхазо-Имеретинский, Абхазский, Пицундский.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Как свидетельствуют источники, в период вхождения территории Абхазии в состав Одишского княжества (до 30-х гг. XVII в.) католикос владел селениями и земельными наделами в районе Бичвинтского храма, в то время как сам Одиши подчинялся царю Имерети. В XVII в., когда граница между Одиши и Абхазией проходила по р. Келасури, большинство своих владений Абхазский католикос имел в Одиши. В XVIII в., после того как граница между упомянутыми княжествами переместилась южнее р. Ингури, католикос потерял земли по правому берегу Ингури. Первое упоминание имени Западногрузинского католикоса относится ко 2-й пол. XIII в.- в рукописях груз. мон-ря на Синае и в надписи Бедийского храма назван Абхазский католикос Николай (Николоз). По именам известны следующие Абхазские католикосы: Николоз (приблизительно 2-я пол. XIII в.), Арсений (1390), Даниил (приблизительно кон. XIV в.), Иоаким (70-е гг. XV в.), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.), Евдемон I (Чхетидзе;1557-1578), Евфимий I (Сакварелидзе;1578-1616), Малахия II (Гуриели; 1616-1639), Григорий I (1639), Максим I (Мачутасдзе; 1639-1657), Захария (Квариани;1657-1660), Симеон I (Чхетидзе; 1660-1666), Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673), Давид (Немсадзе; 1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе; 1696-1742), Виссарион (Эристави; 1742-1769), Герман (Цулукидзе; 2-я пол. XVIII в.), Иосиф (Багратиони; 1769-1776), Максим II (Абашидзе; 1776-1795), Досифей (Церетели; 1795-1814, Местоблюститель). Территория В XIII в. А. К. включал в себя территорию всей Зап. Грузии: его сев. граница проходила по Кавказскому хребту, естественной зап. границей являлось Чёрное м., на востоке территории А. К. ограничивал Лихский (Сурамский) хребет, на юге и юго-западе - Месхетский хребет и р.

http://pravenc.ru/text/62536.html

В 70-х гг. VIII в. в Армении произошло восстание против арабов, в к-ром участвовал эрисмтавар Картли Нерсе. Потерпев поражение, он был вынужден укрываться в Зап. Грузии. В кон. VIII - нач. IX в. власть Халифата стала ослабевать, карательными экспедициями арабы безуспешно пытались сохранить его господство в Г. В IX-X вв. в гос-вах Ближ. Востока, включая Г., началось интенсивное развитие всех отраслей сельского хозяйства и городской жизни. На территории Г. формировались новые царства и княжества, ставшие основой объединения раздробленных груз. земель. Так, в кон. VIII в. в Вост. Грузии было создано Кахетинское княжество (столица Тианети), его владетельный князь, представитель Цанарети (сев. провинция Кахети), носил титул хорепископа. К югу от Кахети образовалось княжество Эрети (столица Шаки), князь к-рого с кон. IX в. носил титул царя. В Зап. Грузии при поддержке Византии усилилось Абхазское царство, присоединив к себе соседние княжества, оно возглавило борьбу с арабами. В середине века брак племянницы бездетного правителя Эгриси и эрисмтавара Картли Арчила и абх. кн. Леона I привел к объединению Эгриси и Абхазии и созданию единого Западногрузинского гос-ва. Поскольку царская династия происходила из Абхазии, гос-во в груз. источниках называется Абхазским, в арм. источниках (Ованнес Драсханакертци) - Эгрисским, а его жители - эграми. В кон. VIII в. Леон II освободил Зап. Грузию от вассальной зависимости Византии и провозгласил себя царем. Столицей царства стал Кутатиси (Кутаиси). В нач. IX в. эрисмтавар Картли св. царь Ашот I Великий , потерпев поражение от тбилисского эмира, вместе с двором перебрался в крепость Артануджи в Шавшет-Кларджети (Юго-Зап. Грузия). Получив поддержку Византии, он был пожалован титулом куропалата. В кон. IX в. его преемник получил титул «царь картвелов». Власть эмира во 2-й пол. VIII в. распространялась только на Картли, в нач. IX в.- на Тбилиси и Квемо-Картли. С ослаблением власти Халифата попытки обрести независимость предпринимали не только груз. цари и князья, но и тбилисские эмиры, оставлявшие себе собранную дань и стремившиеся превратить свою должность в наследственную. В нач. IX в. Халифат регулярно посылал на Юж. Кавказ военные экспедиции для усмирения как груз. правителей, так и эмиров; в зависимости от своих интересов груз. цари и князья примыкали к одной из 2 противоборствующих мусульм. сторон. Самым жестоким стало нашествие араб. военачальника Буга-Турка в 853 г.: эмир был казнен, Тбилиси предали огню, было вырезано 50 тыс. жителей. Попавший в плен кн. Картли мч. Константин-Каха за отказ принять ислам был предан смерти. В 80-х гг. IX в. в Г. утвердились эмиры из династии Джафаридов, в 50-х гг. Х в. ставшие фактически независимыми от багдадского халифа. Объединение Г. при Баграте III

http://pravenc.ru/text/168205.html

В 7-й нотиции (901-907) отражены результаты церковной реформы нач. X в., проведенной К-польской Церковью; западногруз. церковные центры в ней не значатся. Т. о., можно предположить, что отделение церковных центров Зап. Грузии от К-польского Патриархата произошло между 879 и 901/7 гг. Трапезундская митрополия отмечена в 6-й нотиции без наименования «епархия». В 7-й нотиции западногруз. церковные центры обозначены как «Трапезунт Лазики». Это указывает на существование в Церкви Зап. Грузии тенденций к сепаратизму и как следствие этого - на превращение Трапезунда в альтернативную Фасису митрополию, к-рая в дальнейшем становится центром Лазикской епархии в юрисдикции К-поля. Не исключено, что постепенное выдвижение Трапезундского архиерея (первоначально подчинявшегося митрополиту Неокесарии), сначала до статуса архиепископа, а затем - митрополита, было связано именно с процессами, происходившими в Зап. Грузии. Эти обстоятельства служили сохранению престижа и являлись гарантом стабильности положения К-польского Патриархата в этом регионе. Сведения нотиций также фиксируют изменения церковной организации в IX в. к северо-западу от Абхазского (Западногрузинского) царства, связанные, по-видимому, с процессом отделения западногруз. кафедр от К-польского Патриархата. В 3-й нотиции (787) появляются 2 новые кафедры: Сугдея (Крым) и Таматарха (Матараха) (Керченский прол.). Сугдея расположена в епархии Зихии, а Никопсия, к-рая следует за первыми 2 кафедрами в др. нотициях, относится к епархии Абазгии. В кон. VIII в., к времени формирования Абхазского царства и достижения независимости от Византии, Никопсия входила в состав Эгрис-Абхазского царства. Можно предположить, что та часть паствы Никопсии, к-рая осталась за пределами сев.-зап. границы Западногрузинского царства, была введена в юрисдикцию епископской кафедры Таматарха. В 20-х гг. X в. (8-я нотиция) кафедра Таматарха (Зихия) уже представлена в ранге архиепископской кафедры. Лит.: Кудава Б. К-польский Патриархат и западногруз. церк. кафедры: IX в.//Историани. Тбилиси, 2000. С. 43-48 (на груз. яз.); Диасамидзе Б. Христианство в Зап. Грузии: I-X вв. Батуми, 2002 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Между 957 и 967 гг. [груз. ], жен. мон-рь (2002) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен на левом берегу р. Проне, близ Гори (Вост. Грузия). Из строений архитектурного комплекса сохранились ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, колокольня, руины архиерейского дома и марани (винного погреба), фрагменты окружной стены и крепости позднего средневековья. Церковь была построена между 957 и 967 гг., на что указывают строительные надписи вост. фасада, высеченные на асомтаврули и нусхури . В них упоминаются имена абх. (западногрузинского) царя Леона III (957-967), эристава Картли Иоанна (2-я пол. X в.), настоятеля храма Авраама и жертвователей Отинисдзе, Тевдоре, Гурама (X в.). Первые известия о мон-ре относятся к XVI в. Новаторский для груз. искусства подход к заказу росписей церкви Д. и высокое мастерство исполнения, отражающее связь с культурными центрами Византии, говорят о влиятельном и просвещенном ктиторе Д. в XIV в. Изображения ктиторов не сохранились - возможно, они располагались на зап. стене или на месте поздней арки юж. стены. Согласно грамотам царей Картли Симона I (1556-1569, 1578-1600) (грамота 1583 г.), Ростома (1632-1658) (грамота 1653 г.) и Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) (грамота 1785 г.), «обязательству» (1798) настоятеля Крестового мон-ря в Иерусалиме Афанасия, а также сведениям груз. историка XVIII в. Вахушти Багратиони , церковь Д. в XVI-XVIII вв. одновременно принадлежала Крестовому мон-рю и Гробу Господню в Иерусалиме, которыми в тот период владели грузины. Известно, что храм Д. выплачивал налоги Крестовому мон-рю до нач. XX в., когда мон-рем владели греки ( Макалатия. 1963. С. 27-29). Однако характерные особенности иконографической программы росписи храма и некоторые косвенные источники XIV в. (напр., сведения араб. историка Фадлаллаха аль-Умари, использовавшего рассказы груз. монахов Крестового мон-ря - Джапаридзе. 1985. С. 183-185) указывают на то, что уже в этот период Крестовый мон-рь владел имуществом в Грузии, и позволяют предполагать существование связей Д. со Св. землей в XIV в.

http://pravenc.ru/text/178533.html

В отместку Тамерлан разорил Картли и сжег Квабтахевский мон-рь вместе с его насельниками, на полу храма до сих пор видны отпечатки сожженных тел Квабтахевских мучеников . В одной из записей мон-ря Ркони говорится о 6-м набеге Тамерлана, во время к-рого были уничтожены жители деревни и насельники мон-ря. Тамерлан вывез много церковных ценностей и книг. К кон. XIV в. прекратила существование и вошла в состав Тбилисской Манглисская епархия. Весной 1400 г. Тамерлан объявил Грузии «священную войну»: число пленных грузин достигло 60 тыс. К этому времени относится подвиг Иотама Зедгинидзе (1386/87). В лагерь царя были засланы убийцы, Иотам упросил царя позволить ему лечь в царском шатре и той же ночью был заколот ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 285). В сент. 1401 г. Георгий VII и Тамерлан подписали договор, по к-рому груз. сторона обязывалась платить дань и «в сражении поддерживать войском», за что была разрешена свобода вероисповедания для православных. При католикосе-патриархе Елиозе (Гобирахисдзе) улучшилось материальное положение Церкви: царь Георгий VII (1393-1407) подписал грамоту об иммунитете земель Патриархата, царский двор неск. увеличил число церковных азнауров, над которыми царь сохранял право сеньора. Ист.: Фома Мецопели/Введ., коммент.: Л. Меликсет-беков. Тбилиси, 1937 (на груз. яз.); Сведения араб. историков XIV-XV вв. о Грузии/Пер., введ. и примеч.: Д. Гочолеишвили. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.). Лит.: Урбнели Н. Уложение царя Георгия Блистательного. Тифлис, 1890 (на груз. яз.); Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1984. С. 209-212 (на груз. яз.); Джапаридзе Г. Грузины в Иерусалиме (по араб. док-там)//Лит. Грузия. Тбилиси, 1986. 15 февр. (на груз. яз.); Кикнадзе В. Грузия в XIV в. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Нинидзе Д. «Святые места» и груз. дипломатия XIII-XV вв.//Груз. дипломатия. Тбилиси, 1998. Вып. 5 (на груз. яз.). Г. Джохадзе Западногрузинская Церковь в период единства Церкви Абхазский Католикосат в период единой ГПЦ не был упразднен, источники одновременно упоминают 2 католикосов (КЦ. Т. 1. С. 281; Т. 2. С. 21, 157, 168; КЦ: список царицы Мариам. С. 29; Грамота Георгия IV//Корпус груз. Т. 1. С. 106, 176, 182; Такаишвили. Древности. Т. 1. С. 435; Жордания. Хроники. Т. 2. С. 131). Однако в XI-XII вв. католикос Абхазии был умален в правах: помазание царя на царство, посвящение Западногрузинского католикоса, а также рукоположение во епископов западногруз. кафедр совершал католикос-патриарх Грузии (Чин и порядок помазания на царство. XIII в.; Распорядок царского двора. XIV в.; Наставление в вере. XV в.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН УБИСЕЛИ [Убели, Убисский; Иерусалимский; груз. ], прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, строитель и первый настоятель (1-я пол. IX в.) монастыря Убе (ныне Убиси ) в Зап. Грузии близ Ципского перевала. Сведения об И. У. содержатся в созданном в 951 г. прп. Георгием Мерчуле Житии прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) (Hieros. Patr. 2, XI в.). Агиограф описывает преподобного как старца, «заслуживающего доверия», а также отмечает, что он, подвизаясь в одном из мон-рей Иерусалима, вероятнее всего в лавре св. Саввы Освященного - Сабацминде, где в то время существовала груз. лит. школа (см. «Литературные школы палестинских мон-рей» в разд. «Литературные школы» ст. Грузинская Православная Церковь ), писал «хорошие книги». Затем И. У. поселился в основанном прп. Григорием мон-ре Хандзта (Ханцта) в Кларджетской пуст. Когда движимые желанием основать новые обители ученики прп. Григория - преподобные Феодор и Христофор - тайно покинули мон-рь, И. У., несмотря на преклонный возраст, последовал за ними. Прп. Григорий, отправившийся на поиски учеников, нашел их в Западногрузинском (Абхазском) царстве, у царя Деметре II (825-861). Преподобных Феодора и Христофора учитель забрал в Ханцту, а И. У. разрешил остаться в Убе - в обители, основанной по просьбе царя по благословению прп. Григория, где И. У. впосл. стал настоятелем. В Житии также сообщается, что прп. Григорий отдал в этот мон-рь книги, к-рые имел при себе, а царь Деметре II «исполнился радости от построения монастыря, сделал много пожертвований на его постройку, подарил отцу Григорию и его друзьям десять тысяч драм и наполнил их всяким добром» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 68). И. У. был причислен к лику святых в 2003 г. Ист.: Григорий Мерчуле. Труд и деяния достойной жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, создателя Ханцты и Шатберди, и вместе с ним память многих блаженных отцов//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 268. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/389235.html

В Грузии завершена реставрация Мартвильского монастыря Тбилиси, 30 октября 2008 г. В монастырском комплексе Успения Пресвятой Богоматери западногрузинской Чкондидской епархии, основанном на рубеже VI-VII вв., завершены крупномасштабные реставрационные работы, сообщает Благовест-инфо . Этот монастырский комплекс входит в число памятников международного культурного значения. Он являлся крупным культурно-просветительским центром, где с X по XIX век вели свою деятельность видные грузинские священнослужители, богословы и учёные – Стефан Саноисдзе, Георгий Чкондидели, Иоанн Архиепископ, Иоанн Столпник, святой Антон Цагарел-Чкондидский, Романоз Столпник и другие. Мартвильский монастырский комплекс находится на вершине горы, откуда как на ладони виден весь регион Имерети-Самегрело. С 2007 г. по благословению архиепископа Чкондидского Петра (Цаава) в Мартвили возродилась монастырская жизнь. На территории комплекса была возведена Патриаршая резиденция. Были основаны мужской монастырь Андрея первозванного и женский монастырь святой Нино. В известной Царской комнате эпохи позднего средневековья был обустроен молитвенный музей-хранилище, где находятся монастырские святыни. Во время реставрационно-реабилитационных работ специалистами под вековыми наслоениями были обнаружены уникальные фрески, изучение которых только начинается. 30 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28080.html

В Грузии кровоточит икона Спасителя Зугдиди, 27 марта 2014 г. В Крестовом храме западногрузинского регионального центра Зугдиди из иконы Спасителя текут кровавые слезы, сообщает Благовест-Инфо со ссылкой на газету «Алия». Информацию об этом чуде подтверждает протоиерей Иларион Шенгелия. «После службы одна из прихожанок приобрела икону Спасителя. По приходе домой члены ее семьи заметили, что из вежд Спасителя выделяется красная жидкость. Они были сильно напуганы, поскольку несколько месяцев назад в семье произошел подобный случай – кровоточила икона святого Георгия, а спустя некоторое время их дом сгорел, и два этих явления они связали между собой. Невозможно утверждать или отрицать связь этих явлений, но из Святого Писания мы знаем, что покаянием, молитвой, постом и милосердными делами можно предотвратить великие бедствия», – сказал отец Иларион. Это произошло 23 марта 2014 года , сообщают в Зугдидско-Цаишской епархии. 27 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69463.html

Губернатор Гурии (Западная Грузия) стал крестным отцом турецкого бизнесмена 16 декабря 2006 г. 11:53 Губернатор западногрузинской провинции Гурия Михаил Свимонишвили стал крестным отцом турецкого бизнесмена, пожелавшего не разглашать своего имени, сообщает газета «Алиа». Таинство было совершено в храме Самеба-Джихетского женского монастыря, в котором венчался сам Свимонишвили в бытность министром сельского хозяйства. Новый губернатор Гурии уже не первый год оказывает действенную помощь православным духовным центрам и, в особенности, Самеба-Джихетскому монастырю, где при его содействии построена гостиница, музей, обновлено и расширено подсобное хозяйство. Новокрещенный турецкий бизнесмен планирует вложить в регион солидные инвестиции. Названный случай — далеко не первый в Гурии, когда представитель иного вероисповедания принимает православное крещение. Из десятков подобных «Алиа» отмечает, как самый резонансный, факт принятия Православия азербайджанским футболистом, прибывшим в Гурию на международный турнир этим летом. Команда осудила принятое коллегой решение, и он предпочел остаться в Гурии, где был пристроен и окружен заботой. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/171333.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008