свидетельствует прибытие к нему во время восстановления плотины посольств из Аксума, Византии и Ирана, а также от араб. владетелей - Лахмида аль- Мунзира III и Гассанидов аль- Хариса ибн Джабалы и его брата Абу Кариба ибн Джабалы . По примеру химьяритских царей V в. А. проводил активную политику во Внутренней Аравии, что подтверждает надпись (Ry 506), повествующая о победоносном походе А. против группы бедуинских племен в 552 г. Отождествлять эту кампанию с упомянутым в Коране (сура 105) «походом слона» на Мекку, к-рый арабо-мусульм. традиция приписывает А., нет оснований: по-видимому, в предании о «походе слона» отразился один из более поздних рейдов А. или его преемников на Хиджаз. Из-за сложных отношений с Аксумом А. взял курс на укрепление политических и религ. связей с Византией. Именно оттуда в годы его правления к химьяритским христианам был прислан правосл. еп. Григентий . Однако предположение о принятии при нем Православия в качестве офиц. религии Химьяра нельзя считать доказанным. О последних годах правления А. сведений нет. Вероятно, его кончина пришлась на кон. 50-х гг. VI в. Ему наследовал его сын Яксум. Ист.: Das Leben Muhammed " s nach Muhammed Ibn Ishâk bearbeitet von Abd el-Malik Ibn Hischâm/Hrsg. v. F. Wüstenfeld. Gött., 1858. Bd. 1/1. S. 26, 28-41; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1879-1898. P. 927-946, 950-952, 966; CIH 541//CIS. Pars 4: Inscriptiones Himyariticas et Sabaeas. P., 1911. T. 2. P. 278-296 (переизд. и рус. пер.: Лундин А. Г. Южноаравийская историческая надпись VI в. н. э. из Мариба//Эпиграфика Востока. М.; Л., 1954. Вып. 9. С. 3-24); Ry 506// Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes. 10 série//Muséon. 1953. Т. 66. P. 275-284; Прокопий. Войны. I 20. 3-8; 13. Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.; Л., 1951. С. 306-309, 314-331; Beeston A. F. L. Abraha//EI. Vol. 1. P. 105-106; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в.//ППС.

http://pravenc.ru/text/62478.html

Это событие, по соображению ученого Персеваля, относится к 492 г. или 493 г. по РХ. Но вскоре после того мы видим иудеев снова влиятельными жителями Ятриба. Влияние их, впрочем, теперь сказывалось не столько в области бытовой, сколько в области религии. Они делаются то богатыми, то бедными, но при этом увлекают в свою религию более и более арабских жителей. Как в Палестине во время тяжких бедствий, так и здесь они утешали себя надеждою на скорое пришествие Мессии, царя Избавителя; потеря владычества здесь побуждала настойчивее раскрывать язычникам веру в свое будущее. Иудеи говорили язычникам: «близко время, когда придет обещанный наш пророк, и мы, при помощи его, отомстим за себя». Как ни были арабы враждебны к ним, однако не могли не задуматься над этой угрозой и не вникнуть в веру иудеев. По крайней мере мусульманские предания сохранили нам следующий факт. В 497 г. по РХ 12 один тубба Йемена по имени Асад-Абу-Кариб, сын Калай-Кариба, из потомков Химьяра, отправился войной на персов, затем в Ятриб, покорил его и оставил в нем правителем своего сына. Вскоре на пути к дальнейшим завоеваниям он услыхал, что жители Ятриба убили его сына. Абу-Кариб решается отомстить жившим в Ятрибе иудейским племенам Курайза и Назир и арабским Аус и Хазрадж. Предвидя опасность, два иудея выходят к нему и предостерегают его, говоря: если ты разрушишь Ятриб, то подвергнешься небесному гневу. «Почему?» спросил Абу-Кариб. «Потому, – отвечали они, – что этот город назначен служить убежищем пророку, который должен явиться в последнее время, и который, по изгнании из своего отечества, сделает его своей резиденцией». Тубба поддался их доводам, даже изучил их религию и принял иудейство. Все войско его последовало его примеру. Возвратившись в Йемен вместе с иудейскими учеными, Абу-Кариб решился ввести иудейство между своими подданными. Химьяриты сначала воспротивились, но потом согласились, по предложению Абу-Кариба, решить вопрос о превосходстве иудейства над язычеством при посредстве чудесного огня. В Йемене было одно место, откуда показывался чудесный огонь, который у жителей слыл за решателя в важных делах. Сюда то пришли представители ложных богов с своими идолами и иудейские ученые с своими священными книгами. Те и другие прошли через огонь; но иудеи остались невредимыми, а языческие жрецы сгорели. Это чудо решило спор, и химьяриты приняли иудейство. 13

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В южно-аравийских государствах, где арабы жили оседло, существовали некоторые производства из глины, дере­ва и металла; но те принадлежности их домашнего быта, которые отличались некоторым изяществом и роскошью, были обыкновенно иноземного происхождения. Древние писате­ли вообще свидетельствуют, что арабы, не только кочевые, но и оседлые, не стремились к развитию у себя ремесел и промыслов, а предпочитали доставать все необходимое в готовом виде, выменивая это на предметы туземного происхождения. Лучшим доказательством этого может служить посещение Соломона Савской царицей: она прибыла в Иерусалим с верблюдами, навьюченными благовониями и великим множеством золота и драгоценных камней, и когда увидала дворец Соломона, то сказала царю: «я не верила словам, пока не пришла сама и не увидали глаза мои; мне и полови­ны не сказано, –мудрости и благ у тебя больше, нежели как я слышала ( 3Цар. 10:1–10 ; 2Пар. 9:1–9 ). Очевидно, царица Савская рассчитывала произвести на Соломона впечатление своим богатством, но была поражена царской обста­новкой еврейского царя, какой южно-аравийская царица, доволь­ствуясь естественными дарами своей страны, никогда не видела и не воображала. Что касается сабейской надписи на бронзо­вой плите, то по ней трудно судить о степени культуры Сабеев. Плита и надписи могли быть приготовлены в другой стране с более развитой техникой. (См. рисунок). Упоми­наемый в надписи Альмак Хирранский, по нашей догадке, должен быть царь (Альмалик) Герраев, упоминаемых у Страбона. (См. выше. стр.). Если верно, что Герраи были выходцы из Халдеи, тогда относительно Сабейской надписи излишне говорить: она была привозная… Сабейская надпись на бронзовой плите из Амрана в Южной Аравии Перевод надписи: «Рийаб и его братья, сыновья Мартада, и племя Амрана посвятили своему покровителю Альмаку Хирранскому эту надпись, потому что он услышал их просьбы и оказал милость урожаем, который он послал им после того, как зерно стояло в цене пшеницы во время посева… В год Амму-Кариба, сына Сумху-Кариба, сына Газфира татварского». (См. История человечества, сост. под редакцией д-ра Гельмольта. Том третий (СПБ. 1903), стр. 209–210).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Нольдеке считает такое уверение шиитов подозрительным до смешного и противоречащим общемусульманскому верованию. Причины, вызвавшие первое собрание Корана, продолжали существовать: число знатоков Корана постепенно уменьшалось, а в то же время большая часть последователей Мухаммеда не столько заботились об изучении Корана, сколько мечтали о войнах и военной добыче. Как мало распространено было знание Корана между мусульманами первого времени, видно из следующего предания: «После сражения при Кадесии, Омар написал военачальнику Саиду-бен-Абу-Ваккасу, чтобы он поделил большие остатки военной добычи между знатоками Корана. Исполняя приказание халифа, Саид позвал к себе Амра-бен-Магди-бен-Кариба. Но Амр, когда пришел, то на вопрос: в какой степени он знает Коран? отвечал, что он сделался мусульманином в Йемене и с тех пор почти все время провел в священной войне, так что ему и некогда было заучивать Коран наизусть. Саид ничего не назначил Амру из военной добычи. Потом пришел Бишр из Таифа и на предложенный ему Саидом вопрос отвечал, что он знает из Корана одно «Би-сми-Лляхи-р-рахмани-р-рахим» 106 . Присутствовавшие при этом рассмеялись, и Бишр также не получил ничего из военной добычи 107 . Но были и такие последователи Мухаммеда, которые знали Коран наизусть 108 и потому пользовались уважением среди своих единоверцев. К таким лицам мусульмане относились с доверием и часто предлагали им быть руководителями (имам) во время общественной молитвы. Таков, например, был Муджаммиг, молодой араб, служивший имамом у так-называемых «лицемеров». Во главе этой партии стоял некто Абу-Амр, который еще до прибытия Мухаммеда в Медину верил в воскресение мертвых, вел аскетическую жизнь, носил покаянную одежду и за все это пользовался большим уважением. При первой встрече с Мухаммедом, Абу-Амр спросил его: «Какой вере ты учишь?» Мухаммед отвечал: «Я учу религии Авраама». Абу-Амр сказал: «И я следую этой же религии». Но Мухаммед ответил: «Твоя вера – не религия Авраама». Абу-Амр возразил: «Нет; я всегда исповедовал эту религию, а ты ввел новое учение, чуждое вере Авраама; между тем я не выдумывал ничего нового, а проповедую религию Авраама в ее совершенной чистоте».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Таким образом, Мухаммад, провозглашая ханифство, как покорность Аллаху, также следует их доктрине о Едином Всемогущем Боге. Мухаммад считал себя последователем Ибрахима, который “… не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом” (сура 3:60). К ханифам он причисляет и других пророков: кроме Ибрахима (Авраама) и Мусу (Моисея), и Исма’ила (Измаила), и Исхака (Исаака) и его детей (2:130). Они провозглашали монотеизм, так Мухаммад говорит об этом. Из этого следует, что Мессия Иса-ал-Масих (Иисус Христос) не может быть Богом. “Не веруют те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам” (сура 5:19). Сура 112, ал-Ихлас, считается символом веры и особо почитается: “Он – Аллах, – един, Аллах, вечный”. И. Ю. Крачковский комментирует эту суру: “который не ест и не пьет; не рожденный и не рождавший; у которого ищут помощь; повелитель, царь; мудрец, которого не смущает неповиновение других; стоящий на высшей ступени; к которому взывают, который не имеет внутренних частей, компактный” 17 . Мы здесь прослеживаем явное влияние ханифов, которые провозглашали монотеизм, то есть ат-Таухид (ат-Тавхид; от глагола “ваххада” – “делать, считать что-либо единым, единственным”). В исламе ат-Таухид означало отрицание политеизма (ширк), выражающееся в формуле “нет никакого божества (идола), кроме Аллаха”. Ибн Таймийа включал в понятие ат-Таухида: Также ат-Таухид означает “предельное единство сущего, трансцендентное миру, рассматриваемому как эмпирическая реальность с пространственно-временными характеристиками, и тождественное ему, взятому в качестве вневременной и внепространственной целокупности” 18 . Еврейские поселения и их мессианские надежды Еврейские поселения в Аравии существовали примерно с 70 г. н. э., то есть со времени Второго разрушения Храма. Многие евреи поселились в северо-западной части Аравии. Эти иудейские поселения участвовали в строительстве городов, также они занимались караванной торговлей. Еврейские купцы и ремесленники сбывали свой товар в городах Ясриб (Медина) и Мекка. Многие, подобно бедуинам, кочевали от колодца к колодцу со стадами. В начале VI в. в Южной Аравии, в Йемене, образовалось небольшое еврейское государство и их религия была доминирующей в этих областях. Нам известно, что йеменский царь Абу-Кариб обратился в иудейство сам и обратил многих арабов. В 530 (525) г. преемник Абу-Кариба, Юсуф Зу-Новас принял еврейское имя Иосиф (это был последний химьяритский царь, правивший в 517–530 гг.), приверженец иудейской веры. Он погиб в битве с эфиопским царем Элесбаа. Император Ираклий усугубил положение изданием указа о насильственном крещении живших на территории империи иудеев. Часть из них, отказавшись принять крещение, бежали. Как отмечал после в VIII в. армянский писатель Гевонд, евреи подстрекали арабов к действиям против Византии: “Восстаньте с нами, – и избавьте нас от подданства царю греческому, и будем царствовать вместе” 19 .

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Длинная голова, крутой орлиный нос, высокий и круто назад откинутый лоб, толстые и слегка отвисшие губы, тонкая шея, рост высокий и гибкий, выражение лица воинственно-суровое: вот признаки этого типа. Немецкие учёные видят в нём тип Турецкий, характеризованный у Китайцев прозвищем конских голов. Ошибка довольна смешная! Таких Турок от роду не бывало, кроме тех земель, в которых Турки уже не Турки, а постоянным смешением с племенами Семитическими изменили совершенно свои физиономии. Принимать Турка Европейского, Мало-Азийского, Армянского, Карабагского или Персидского за образец Турка всё то же, что считать Кариба племенем чёрным потому, что в южной Америке Карибы, вырезав всех мужчин и взяв себе жён, мало по малу переродились и представили странное явление, повторявшееся некогда на Кавказе, – народа, у которого два наречия, одно женское, другое мужское. Очевидно, описание Турка Китайского представляет нам очерки совершенно чуждые коренному Турку, который, бесспорно, принадлежит Финской семье. Остаётся предположить, что Китайцы узнали ветвь Турецкую уже смешанной или, что Турки коренные суть отрасль Семитов, переселившаяся или загнанная в Среднюю Азию. Древность описания и некоторые отзвуки языка Турецкого, как в корнях, так и в грамматических формах, оправдывали бы предположение о Семитическом их происхождений; но, во всяком случае, дело бы шло о Турках первоначальных и весьма сомнительных, а не о теперешних Средне-Азийских Турках, которые одни только могут быть приняты в соображение. Памятники Палемке представляют не Турецкий, но Семитический тип, до сих пор явный в Армянах, отчасти в настоящих Грузинах, а особенно в евреях, т. е. В семье Араратской. Древность его доказана египетским портретом Ровоама, побеждённого Фараоном 148 , хотя фигуры в ваяниях Американских сравнительно весьма грубо обрисованы, но сходство коренное неоспоримо. Если бы цвет кожи был сохранён, то вопрос бы был разрешён; но нельзя полагаться на твёрдость краски, подверженной влиянию воздуха в продолжение стольких веков; отсутствие же бороды не должно считаться отрицательным признаком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Руски председник се срео с поглаварима и представницима Помесних Православних Цркава Москва, 26.jyл 2013 25. 2013. године у Великом дворцу председник Руске В.В.Путин се срео с Московским и целе Кирилом и поглаварима и представницима Помесних Православних Цркава су допутовали у Москву како би учествовали у прослави 1025. У су се први пут окупили поглавари свих 15 аутокефалних Православних Цркава – Руске, Српске, Румунске, Бугарске, Кипарске, Грчке, Албанске, Чешких и Словачке, као и Православне Цркве у Америци. У сусрету су учествовали Блаженство и целе Африке Теодор, Блаженство Светог града и целе Палестине Теофил, Светост Московски и целе Кирил, Светост и Блаженство целе II, светост Српски Светост Бугарски Неофит, Блаженство архиепископ Нове и целог Кипра Хризостом II, Блаженство митрополит Варшавски и целе Сава, Блаженство митрополит Америке и Канаде Тихон, митрополит Галски Емануил митрополит Мексика, Централне Америке, Кариба и Венецуеле митрополит Западновропски (Румунска митрополит Филипински, и Тасоски (Грчка Православна Црква), митрополит Корчински (Албанска Православна Црква), архиепископ Прешовски Ростислав (Православна Црква Чешких и Словачке), као и председник за црквене везе Московске митрополит Волоколамски Иларион. Поглаваре и Помесних Православних Цркава поздравио председник Руске државе. Затим се обратио Светост Московски и целе Кирил. владика саопштио да су поглавари и представници Православних Цркава су се окупили у Москви дали проблему и православног присуства на Блиском истоку и уручио текст документа В.В.Путину. Потом се у име представника Помесних Православних Цркава су се окупили на прославу председнику Руске обратио Блаженство Теодор. У наставку су поглавари и представници Помесних Цркава мисли и бриге поделили за председником По завршетку сусрета одржан кратак разговор В.В.Путина и поглавара Руске Православне Цркве. Поводом прославе 1025. годишице председник предао Светости Московском и целе Кирилу стару икону преподобних Зосиме и Светост на поклон шефу Руске државе уручио икону 26 июля 2013 г. ... Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/63047.html

И когда иудеи увидели, что ученики Христа начали исполнять Его заповедь, то стали бороться и с ними. Эта борьба продолжалась веками, даже и после того, как Римская империя стала христианской. Например, в 353 году евреи Диокесарии перебили гарнизон города и, выбрав своим главой некоего Патрикия, начали нападать на соседние деревни, убивая и христиан, и самарян. Это восстание было подавлено войсками. Нередко иудеи, жившие в византийских городах, оказывались предателями во время войн с внешними врагами. Например, в 503 году при осаде персами Констанции евреи прорыли подземный ход за город и впустили неприятельские войска. Евреи поднимали восстания в 507 и в 547 году. Еще позднее, в 609 году, в Антиохии восставшие евреи перебили много богатых граждан, сожгли их дома, а патриарха Анастасия влачили по улицам и после многих истязаний бросили в огонь. В 610 году восстало четырехтысячное еврейское население Тира. В V веке иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Юсуф Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. Самое массовое избиение христиан произошло в 523 году. Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой; всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьем. За несколько лет до того подобным же образом он истребил жителей города Зафар. Жестокие иудейские гонения на христиан произошли также и в 610–620-х годах в Палестине, захваченной персами при активной поддержке местных евреев. Персидские воины охотно распродавали захваченных в рабство христиан, «иудеи же, из-за своей вражды, покупали их по дешевой цене и убивали», – сообщает сирийский историк 27 . Так что когда разные гудманы, хиневичи и друзья Рокфеллера пытаются убедить вас в том, что будто бы Библия – это только для евреев, а христианство специально создано евреями для продвижения своих целей, то знайте, что вас держат за дураков, которым можно нагло врать в глаза и вешать лапшу на уши.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Армия рабов и освобожденных из тюрем под предводительством Абу Кариба Йазида ал-Хашаби после этого в течение двух лет удерживала район Нисибина 810 . Странное объяснение, которое дает Бар Пенкайе термину шурта, легко выводится из многократно встречающегося обращения ал-Мухтара и других военачальников к своим воинам: «О шурта Аллаха!» Под этим подразумевалось, что воины ал-Мухтара должны наводить порядок, предписанный Аллахом. Менее очевидно наименование отрядов рабов и мавали хашшабийа, которое обычно переводится как «палочники», «люди с дубинками». Какая-то часть их, несомненно, вооружалась дубинками из-за отсутствия другого оружия, но в некоторых случаях дубинки приобретали символическое значение, например дубинки мавали, которые во время хаджжа 66 г.х. прибыли оказать поддержку Мухаммаду б. ал-Ханафии 811 . Утвердившись в Мосуле, Ибрахим б. ал-Аштар фактически порвал с ал-Мухтаром, что во многом предрешило исход восстания. Боязнь новых преследований заставила многих куфийцев, даже не участвовавших в мятеже, бежать в Басру к Myc'aбy б. аз-Зубайру, недавно назначенному ее наместником. Рассказы о жестокой расправе над знатными и почтенными людьми вызвали негодование басрийской верхушки, которая прежде только посмеивалась над призывами ал-Мухтара присягнуть ему. Вожди пяти басрийских племенных объединений призвали Myc'aбa выступить против ал-Мухтара. Myc'aб не решался брать на себя организацию похода, если им не будет командовать ал-Мухал-лаб. Последний, увлеченный успехами в борьбе с азракитами, хотел сначала довести дело до конца; чтобы уговорить его, пришлось поехать Мухаммаду б. aл-Aш'acy. Узнав о подготовке басрийцев и куфийских беглецов к походу на Куфу, ал-Мухтар стал готовить ответные действия. Во главе войска, отправившегося к Басре, был поставлен Ахмар б. TTIy-мaйm. Мавли в нем составляли отдельный отряд, которым командовал мавла племени урайна Кайсан, бывший до этого начальником стражи ал-Мухтара. Оба войска встретились около Мазара. Среди куфийцев не было прежнего единства, некоторых арабов возмущало, что мавли пойдут в бой наравне с ними верхом на конях, и они настояли, чтобы те спешились якобы для того, чтобы сражались упорнее и имели бы меньше соблазна обратиться к бегство.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

782 Согласно ал-Балазури, Убайдаллах б. Зийад арестовал МО хари-джитов, вернувшихся от Ибн аз-Зубайра [Балаз., А., т. 4В, с. lOji]. 788 Балаз., А., т. 11, с. 86–87, 92–95, Таб., II, с. 581–582; Куфи, т. 6, с. 6. Один из источников ал-Балазури определяет численность отряда Харисы б. Бадра в 200 человек [Балаз., А., т. 11, с. 97]. 790 Твердой уверенности в том, что упомянутый мост был наведен через Тигр (понятия Шатт ал-Араб тогда не существовало, считалось, что в залив впадает Тигр, а Евфрат теряется в болотах), не имеется, так как местность «между двумя мостами» (байн джисрайн) неоднократно упоминается в связи с событиями в самой Басре, но в данном случае вероятнее всего, что наплавной мост был наведен через Тигр. 794 Там же, с. 102; Таб., II, с. 583. Абдаллах б. Хазим назван наместником Хорасана от Ибн аз-Зубайра в 64 г.х. [Таб., II, с. 537]. 797 Балаз., А., т. 11, с. 102–109; Куфи, т. 6, с. 12–27; Таб., II, с. 591–594; И. Абу-л-Хадид, т. 1, с. 216–217. 798 Балаз., А., т. 5, с. 223; Таб., II, с. 613. Поскольку сутки начинались с захода солнца, то это, по принятому у нас делению на сутки, – вечер 18 октября. 803 Прямого свидетельства освобождения ал-Мухтаром рабов, сражавшихся на его стороне, нет, но об этом свидетельствует предложение ал-Мухтара вернуть рабов хозяевам, если последние будут его поддерживать [Таб., II, с. 650], и обсуждение победителями ал-Мухтара вопроса о том, казнить рабов, участвовавших в восстании, или возвратить хозяевам [Таб., II, с. 750]. 810 Там же, с. 185, 157–158. Идентификация Абу Кариба с Йазидом ал-Хашаби принадлежит Г.Роттеру [Rotter, 1982, с. 216]. 816 Об аресте Мухаммада б. ал-Ханафийи вместе с его родственниками и приверженцами в ограде Замзама см.: Таб., II, с. 693–695; Йa'k., т. 2, с. 311–312. Сообщение о том, что Ибн аз-Зубайр грозил их сжечь, если не присягнут ему к определенному сроку, представляется измышлением. 818 Балаз., А., т. 11, с. 133–136. Согласно ал-Балазури, Абдаллах б. Умайр был послан Myc'aбoм, ат-Табари относит этот поход ко времени правления Хамзы [Таб., II, с. 752].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002