Все это вынуждает беспристрастного исследователя признать, что поздний иудаизм – совершенно иная религия, ничуть не в большей степени связанная с ветхозаветным иудаизмом, чем самарянство или ислам. 8. Христианство и поздний иудаизм В целом, Талмуд насаждает резко негативное, презрительное отношение ко всем не-иудеям, в том числе к христианам; подобный факт, естественно, не относится к числу условий, способных обеспечить уважительное совместное существование людей различных религий. «От ближнего не отымай ничего, как гласит заповедь, но ближний твой еврей, а не прочие народы света» (Санхедрин, 7), «если кто скажет, что Бог принял на себя плоть человеческую, то он лжец и достоин смерти, посему на такого человека еврею дозволяется свидетельствовать ложно» (там же), «иноверец, убивший иноверца, равно и еврей, убивший еврея, наказывается смертью; но еврей, убивший иноверца, не подлежит наказанию» (там же). Книга поздних галахических постановлений Шулхан-арух предписывает, по возможности, уничтожать храмы христиан и все, им принадлежащее (Шулхан-арух, Иоре де’а 146); запрещается также спасать христианина от смерти, даже если бы сей последний упал в воду и обещал все свое состояние за спасение; разрешается испытывать на христианине, приносит ли лекарство здоровье или смерть; и, наконец, иудею вменяется в обязанность убивать еврея, который перешел в христианство (Шулхан-арух, Иоре де’а 158, 1; Талмуд Абода зара 26). В Талмуде содержится немало оскорбительных, кощунственных высказываний о Господе Иисусе Христе и Пресвятой Богородице. В раннем средневековье среди иудеев получило широкое распространение антихристианское сочинение – «Толдот Иешу» («Родословие Иисуса»), переполненное крайне кощунственными оскорбительными вымыслами о Христе, показавшими нравственную деградацию тех, кто их сочинил, читал и переписывал из века в век. Кроме того, в средневековой иудейской литературе существовало еще несколько десятков антихристианских трактатов. В раннее средневековье иудеи совершили ряд чудовищных преступлений против христиан, которые и дали толчок европейскому антисемитизму. Около середины V века иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. He было такого мучения, которому не подвергались бы христиане во время его правления. Самое массовое избиение христиан произошло в 524 г. Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего всех жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой, всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьем 50 . В ответ на это союзники Византии – эфиопы – вторглись в Химьяр и положили конец этому царству.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Расправившись с внутренней оппозицией, Абдалмалик наконец смог решить проблему подчинения Киркисийа, несколько раз безуспешно осаждавшейся его войсками. Город успешно оборонялся несколько недель, несмотря на применение против него большого числа осадных машин 829 . Упорство осажденных определялось вполне оправданным страхом кайситов перед местью калбитов, составлявших ядро войска Абдалмалика, за своих собратьев, убитых в междоусобицах предыдущих лет. Не желая тратить время и губить своих людей во время штурма, Абдалмалик вступил в переговоры с Зуфаром б. ал-Харисом и предложил такие выгодные условия, что тот не мог их не принять: кроме гарантии неприкосновенности ему и его людям он получил заверение, что не будет принуждаем воевать против Ибн аз-Зубайра, которому присягал на верность, и, несмотря на это, он и его люди будут получать равное со всеми жалованье. Калбиты были недовольны такой снисходительностью халифа, так как жаждали расправиться с кайситами при штурме города. Заключая такое соглашение, Абдалмалик избавлялся от опасного противника, беспокоившего его несколько лет, не возбуждая враждебных чувств у кайситов, которые возникли бы после кровавого штурма города, и, кроме того, создавал условия для прекращения их вражды с таглибитами. Чтобы окончательно привязать к себе Зуфара, Абдалмалик женил своего сына Масла-му на одной из дочерей Зуфара, демонстрируя этим, что считает его равным себе 830 . Следующей целью Абдалмалика становился Нисибин, второй по значению после Эдессы (Руха) город Джазиры того времени. Как говорилось в предыдущей главе, он в это время находился во власти некоего Абу Кариба Йазида, возглавлявшего войско беглых рабов и бедняков, в основном христиан или бывших христиан. Бар Пенкайе, современник этих событий, видел в них залог победы христианского мира над арабами-угнетателями 831 , хотя идеология движения в основе была мусульманской, шиитской. Такое смещение представлений объясняется тем, что по крайней мере до конца VII в. даже многие церковники видели в исламе ветвь или секту христианства, особенно якобиты, которые после арабского завоевания избавились от религиозных преследований 832 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вот другой факт. Дзу-Новас потомок и один из ближайших преемников Абу-Кариба (между 490 и 525 гг.) объявил себя сторонником иудейства. Он принял имя Юсуф, и старался пропагандировать в Йемене иудейскую веру. Действительно, иудейство в его царствование сделало много успехов. 14 По мнению Нувейри, побудило его принять иудейство следующее обстоятельство: иудейские ученые, желая доказать превосходство своего культа над язычеством, явились с Пятикнижием в руках в одно место, где почитался демон, потушили огонь своим чтением священного писания и изгнали демона. 15 Но Хамза говорит, что Дзу-Новас сам, без всяких внешних поводов, почувствовал склонность к религии Моисея и сделался её последователем во время путешествия своего в Ятриб, население которого состояло на половину из иудеев и на половину из язычников. 16 Персеваль держится того мнения, что Дзу-Новас был обращен, вероятно, йеменскими же иудеями, поскольку жители Йемена еще задолго до него исповедовали иудейство; путешествие же его в Ятриб было не причиной, а скорее следствием его обращения. Он слышал, что здесь его единоверцы терпят притеснение со стороны язычников, и решился возвратить им прежнее значение их в Ятрибе. Как бы то ни было, история подтверждает, что Дзу-Новас был иудеем и заботился о распространении своей религии. Между прочим, он столкнулся и с христианством, которое к тому времени, особенно, процветало в Наджране. Вот так рассказывает об этом ученый Персеваль. По мнению Ибн-эль-Кельби, умервщление двух иудейских юношей, совершенное наджранитами, было поводом или предлогом к вооружению Дзу-Новаса против Наджрана. Он собрал, говорит Кельби, 120 тыс. войска и осадил Наджран. Сопротивление было отчаянное, так что Дзу-Новас, не надеясь победить силою, прибег к хитрости. Он обещал жителям Наджрана не сделать им никакого зла, если они отворят ему ворота. Те сдались... Но Дзу-Новас, лишь только вошел в город, как отобрал их богатства, и самим им представил на выбор или иудейство, или смерть. Те предпочли смерть. По приказанию Дзу-Новаса, был вырыт громадный ров, который был наполнен горючим материалом. Зажгли хворост, и бросили сюда большое количество христиан. 17 Других христиан Дзу-Новас погубил раскаленным железом. Число жертв его жестокости, по Ибн-Исхаку, простиралось до 20 тысяч лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В 529 году святой император Юстиниан I принял новые законы, ограничивая права иудеев на собственность, права наследования, также он запретил читать в синагогах талмудические книги , а вместо этого предписал читать только книги Ветхого Завета, причем на греческом либо латинском языке. Кодекс Юстиниана запрещал евреям любые высказывания против христианской религии, подтверждал запрет смешанных браков, а также переход из Православия в иудаизм. На православном Западе в отношении иудеев принимались меры, аналогичные византийским. Например, при вестготском короле Рикардо в 589 году иудеям Испании было запрещено занимать правительственные посты, иметь рабов-христиан, подвергать своих рабов обрезанию и предписано, что дети от смешанных еврейско-христианских браков должны быть обязательно крещены. В отношении иудеев в христианских странах раннего средневековья действительно случались преступления, когда, например, толпа могла разрушить синагогу или подвергнуть избиению евреев, а некоторые указы императоров с точки зрения современных реалий кажутся дискриминационными. Однако стоит учитывать, что в тех случаях, когда иудеи приходили к власти, подчиненных им христиан ждала ничуть не лучшая участь, порой же намного худшая. В V веке иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Юсуф Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. Не было такого мучения, которым не подвергались бы христиане во время его правления. Самое массовое избиение христиан произошло в 523 году. Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой; всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьем . За несколько лет до того подобным же образом он истребил жителей города Зафар. В ответ на это союзники Византии – эфиопы вторглись в Химьяр и положили конец этому царству. Жестокие иудейские гонения на христиан произошли также и в 610–620-х годах в Палестине, захваченной персами при активной поддержке местных евреев. Когда персы осадили Иерусалим, иудеи, жившие в городе, войдя в сговор с врагом Византии, открыли ворота изнутри, и персы ворвались в город. Начался кровавый кошмар. Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причем в этом погроме евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 000 христиан были убиты и 35 000 проданы в рабство. Притеснения и убийства христиан иудеями происходили тогда и в других местах Палестины.

http://pravoslavie.ru/28768.html

Вот в каком виде представляется Кааба в то время, как Мухаммед выступил в качестве пророка. Существенный характер сохранился за ней и в исламе, потому что Мухаммед оставил Каабу и все её существенные пристройки, уничтожив лишь одних идолов, да и то не всех, например, черный камень, бывший идолом, оставлен. Уже из одного того, что Мухаммед оставил Каабу и даже удержал, большинство её обрядов в исламе, мы можем заключить, что Кааба пользовалась огромным уважением и почетом у арабов, и Мухаммед волей, не волей должен был ее сохранить, чтобы не вооружить против себя всех. Действительно, мы имеем много данных, показывающих то огромное почтение и благоговение, какое питали к этому храму арабы-язычники. Так мекканцы имели столь глубокое почтение к своему храму, что не дерзали строить своих жилищ близ него, и Косаю стоило большего труда заставить их поселиться окрест Каабы. Даже никто не решался срубить ни одного дерева из тех, которые росли подле Каабы, и только энергический пример Косая и строгое приказание своим воинами, рубить эти деревья заставили мекканцев последовать этому примеру 1841 . Это же глубокое убеждение в неприкосновенности Каабы мы видим и в коварном совете гюзейлитов Абу-Карибу. Именно арабы этого колена с целью избавиться от влияния йеменского тоббы (царя) и погубить его, советовали ему при походе в Хиджаз двинуться к Мекке и ограбить Каабу, соблазняя его огромными сокровищами, какие будто бы находились в этом храме, будучи твердо уверены, что за подобную попытку нарушить неприкосновенность Каабы Бог поразит Абу-Кариба и его войско 1842 . Точно также, когда Абраха шел походом против Каабы с целью её разрушить, то арабские колена, жившие на пути его движения, считали своею священною обязанностью дать ему отпор не смотри на превосходство сил своего соперника. Первым, попытавшимся заградить путь войскам Абраха к Каабе, был Дзу-Нефр. Он пригласил на защиту Каабы свое и все соседние колена, и на его зов собралось значительное число арабов. Но битва ими была проиграна и Дзу-Нефр попал в плен 1843 . Тоже благоговение к Каабе и взгляд на неё, как на неприкосновенную святыню, показывает и дальнейшая история похода Абрахи, как её передаёт фантастическая легенда арабов. Абраха, йеменский Тобба, желая, по этой легенде, отвлечь арабов от священного путешествия к Каабе в Мекке, устроил великолепный храм в Сане и приглашал или, лучше сказать, издал повеление, чтобы арабы путешествовали именно в Сану, а не в Мекку. Но религиозное уважение арабов к Каабе слишком было велико, чтобы оставить мекканский хадж и совершать путешествие в Сану. Никто не послушался приказаний Тоббы; мало того, один язычник фанатик, вероятно, страстный приверженец культа Каабы, осквернил, самым непристойным образом, вновь устроенный храм в Сане. Хотя это был и не мекканец, но Абраха ясно видел в подобном человеке иступленного фанатика язычника, приверженца культа Каабы, и решился уничтожить Каабу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Успех Абу Кариба породил в местном населении надежду на скорое избавление от мусульманской власти. Семь лет гражданской войны, от которой страдали не столько ее участники, сколько мирное население, подвергавшееся поборам, конфискациям и насилиям, усугубились двумя волнами чумы и несколькими голодными годами, когда хлеба то сгорали, то вымокали. Казалось, что хуже быть уже не может и должен наступить конец всему – пришествие Антихриста и Страшный суд. В появившемся в эти годы Апокалипсисе, приписывавшемся епископу Мефодию, принявшему мученичество в 312 г. 833 , после картины падения нравов, предшествующего второму пришествию, красочно описывается ситуация, характерная для конца 80-х годов VII в.: «В седьмую неделю 834 , когда их победа будет полной, мученья увеличатся. Двойное наказание постигнет людей, скот и диких зверей, наступит великий голод, и многие умрут; их тела будут брошены, как мусор, на улицах, так как некому будет их погребать. В один из этих дней мучительства будут посланы на людей, по два и три в один день. Человек ляжет спать вечером, а утром увидит у своих дверей двух или трех человек, которые будут требовать силой дань или деньги. Все расчеты, что было дано и получено, исчезнут на земле. В это время люди будут продавать свою медь, и железо, и погребальные одежды. В эту седьмую неделю, когда все будет израсходовано, люди станут отдавать неверующим своих сыновей и дочерей за деньги… После этих мучений и испытаний со стороны сынов Исмаила, в конце этой недели, когда люди будут брошены на муки истязаний и когда не будет надежды на избавление от этого жестокого порабощения, когда они будут преследуемы и мучимы, задавлены голодом и жаждой, истязаемы жестокими наказаниями, эти варварские тираны будут наслаждаться роскошными яствами и питием в свое удовольствие, чванясь своей победой и тем, как они разрушили и опустошили персов и армян, киликийцев, исав-рийцев, каппадокийцев, африканцев, сицилийцев, людей Эллады и тех, кто живет в земле ромеев и на всех островах моря. Они будут разодеты, как женихи, и разукрашены, как невесты, и будут богохульствовать, говоря: „Нет у христиан Спасителя!»

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Коран везде говорит о Марии, как о редкой женщине. Имея сродников, людей благочестивых и покорных Богу, воспитанная при Захарии, она была избрана и очищена Богом, предпочтительно пред женщинами миров (К3:37), она верила словам Господа её и Его Писанию и была из благоговейных (К66:12), т.е., говорит толковник, «она верила законам, которые установил Бог для рабов своих, ниспослав свое слово посланникам своим», и «книгам, ниспосланным через Авраама, Моисея, Давида и Иисуса, да будет над ними благословение и мир». Толковники Корана сохранили у себя предания непосредственных учеников Мухаммеда, будто бы он в устных беседах всегда почтительно говорил о Марии. Так, Алий Ибн Абу-Талиб, сподвижник и превосходный, как выражаются мусульмане, из учеников Мухаммеда, передает: «я слышал, как посланник сказал: самая прекрасная из женщин Мария, дочь Имрана, и самая прекрасная из женщин Хадиджа, дочь Хувайлида». По преданию Абу Кариба, Вакиг, когда воспроизводил это предание Алия, указывал на небо и землю, как будто давая тем знать, что между небом и землей Мария самая лучшая женщина. «От Абу-Мусы передают, что посланник сказал: было много совершенных мужчин, но из женщин не было совершенных кроме Марии, дочери Имрана, и Асии, жены фараона». 292 В изложении сказания о рождестве Иисуса Коран ни одним словом не указывает на близость к ней какого-либо мужчины, напротив, он передает об изумлении её родных, как она родила, когда они не знают её мужа? Хотя они и перетолковали её зачатие в другую сторону К19:29, однако мужа её указать не могли. Затем последовала чудесная речь Иисуса, по мнению толковников, будто бы подтвердившая безгрешность его матери. В 4 суре Мухаммед, по словам толковников, подтверждает эту мысль еще решительнее. Здесь мы читаем про людей Писания следующее: «за то, что они не поверили и сказали жестокую клевету на Марию.... Мы приготовили сим неверным лютую муку». 295 Хазин объясняет сжатые слова Корана, говоря: «т.е. когда они обвиняли ее в любодеянии, а именно они не признавали могущества Божия на то, чтобы сотворить дитя без отца; не признающий же могущества Божия – неверный...

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Причины, вызвавшие первое собрание Корана, продолжали существовать: число знатоков Корана постепенно уменьшалось, а в то же время большая часть последователей Мухаммеда не столько заботились об изучении Корана, сколько мечтали о войнах и военной добыче. Как мало распространено было знание Корана между мусульманами первого времени, видно из следующего предания: «После сражения при Кадесиа, Омар написал военачальнику Саиду–бен–Аби Ваккасу, чтобы он поделил большие остатки военной добычи между знатоками Корана. Исполняя Приказание халифа, Саид позвал к себе Амра бен-Магди-бен-Кариба. Но когда пришел Амр, то на вопрос: в какой степени он знает Коран? – отвечал, что сделался мусульманином в Емене и с тех пор почти все время провел в священной войне, так что ему и некогда было заучивать Коран наизусть. Саид ничего не назначил Амру из военной добычи. Потом пришел Бишр из Танфа и на предложенный ему Саидом вопрос отвечал, что он знает из Корана одно «Бисмиляги–р–рахмани–р–рахим» 111 . Присутствовавшие при этом рассмеялись, и Бишр также не получил ничего из военной добычи 112 . Но были и такие последователи Мухаммеда, которые знали Коран и потому пользовались уважением среди своих единоверцев. К таким лицам мусульмане относились с доверием и часто предлагали им быть руководителями (имам) во время общественной молитвы. Таков, например, был Муджаммиг, молодой араб, служивший имамом у так называемых лицемеров. Во главе этой партии стоял некто Абу–Амр, который еще до прибытия Мухаммеда в Медину верил в воскресение мертвых, вел аскетическую жизнь, носил покаянную одежду и за все это пользовался большим уважением. При первой встрече с Мухаммедом, Абу–Амр спросил его: «Какой вере ты учишь»? Мухаммед отвечал: «Я учу религии Авраама». Абу–Амр сказал: «И я следую этой же религии». Но Мухаммед ответил: «Твоя вера – не религия Авраама», Абу–Амр возразил: «Нет; я всегда исповедовал эту религию, а ты ввел новое учение, чуждое вере Авраама, между тем, как я не выдумывал ничего нового, а проповедую религию Аврамма в ее совершенной чистоте».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕГРАНСКИЕ МУЧЕНИКИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 4300 мучеников Негранских, среди них Арефы градоправителя, Синклитикии и двух ее дщерей (+ 523 ). Память 24 октября В V веке иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба , царя южноарабского царства Химьяр . Его преемник, Юсуф Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. Решив уничтожить Христианство в стране, издал указ об убиении всех последователей Христа . Самое массовое избиение христиан при нем произошло в 523 году, когда он вероломно захватил христианский город Негран ( Наджран ). В то время правителем города был Арефа . Зу-Нувас пришел с большим войском разорить город. У стен Неграна глашатаи возвестили, что царь оставит в живых только тех, кто отречется от Распятого Галилеянина и Креста Его, который есть " знамение проклятия " . Не сумев взять христианский город силой, Зу-Нувас пошел на обман, поклявшись, что не будет принуждать христиан переходить в иудейство, а лишь обложит данью. Жители города не послушались совета святого Арефы и открыли ворота. На другой день вероломный царь повелел разжечь огромный костер, бросить туда всех клириков Церкви города, чтобы запугать остальных христиан. Так сожгли 427 человек. Правитель Арефа и другие старейшины были посажены в темницу. Затем мучитель разослал по городу своих проповедников, чтобы обращать христиан в иудейство. Сам же беседовал с приведенными из темницы жителями, говоря: " Я не требую от вас, чтобы вы отреклись от Бога неба и земли, не хочу, чтобы вы поклонялись идолам, но желаю только, чтобы не верили вы в Иисуса Христа, потому что Распятый был человек, а не Бог. " Святые мученики на это ответили, что Иисус - Бог Слово, Вторая Ипостась Святой Троицы , для спасения людей принявший плоть человеческую от Духа Святого и Марии Девы . " Не отречемся от Христа, ибо Он для нас - Жизнь, а смерть за Него - приобретение, " - заявили страдальцы. Тогда горожан стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой и всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьем. Более четырех тысяч христиан - мужчин, женщин, стариков и детей - из города Неграна и окрестных селений приняли тогда мученическую кончину за Христа. Особо поминаются мученицы Синклитикия и ее дочери - твердо исповедавшую Христа мать напоили кровью ее дочерей, прежде чем обезглавить.

http://drevo-info.ru/articles/13978.html

   001   002