Объяснение православного: Приводимое сектантами место из той же книги Деяний ясно обличает их заблуждение, ибо антиохийцы не послали собранное подаяние прямо пресвитерам, а вручили его апостолам Павлу и Варнаве, которые, как епископы, по своему усмотрению, распределили пособие между пресвитерами Иудеи. Не пресвитеры распоряжались церковным имуществом и пособиями, а те, кто устанавливали и самые сборы церковные, т. е. св. Апостолы: «Касательно же сбора для святых поступайте так, пишет ап. Павел Коринфянам, как я установил в церквах Галатийских“ ( 1Кор. 16: 1 ). Самый суд над пресвитерами, как и право награждать их, принадлежал тем, кто их рукополагал, т. е. епископам: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях“. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении“ ( 1Тим. 5: 17, 19 ). II. Вопросы и ответы православного 1) Может ли быть Церковь Христова без священства? Нет, не может, ибо Христос основал Церковь со священством, а не без него: «Он поставил (в Церкви) одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями“ ( Ефес. 4: 11 . 1Кор. 12: 28 ). О новозаветном священстве в Церкви Христовой было предсказано еще пророком Исаией (66: 18 и 21). Христиане без пастырей, – что стадо без пастуха. Где нет законно-рукоположенного священства, там нет и Церкви Христовой, нет, следовательно, и спасения. . 2) Всякий ли, кто захочет или кого изберет народ, может уже быть священником и нести его службу? Нет: «Никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя“ ( Евр. 5: 4–5 ). 3) Как же были призваны и поставлены Аарон и все ветхозаветное священство? «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне, – Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником», но получил эту славу от Отца ( Евр.5:1–6 ). Однако священство Христа – не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, царя Салимского ( Евр.7:11 ). Упоминаемый в Библии Мелхиседек, который вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином в руках ( Быт.14:18 ), является одним из самых загадочных персонажей Библии. Апостол Павел пишет о нем: «Ибо Мелхиседек, царь Салимский… без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священ- Прав. Мелхиседек. Роспись церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. ником навсегда» ( Евр.7:1–3 ). Он – прообраз истинного Первосвященника, «прошедшего небеса» ( Евр.4:14 ), «пребывающего вечно и имеющего священство непреходящее» ( Евр.7:24 ). В рассматриваемой нами молитве ничего не говорится ни о Мелхиседеке, ни о разнице между Аароновым священством и священством Христа. Напротив, Евхаристия мыслится как прямое продолжение того ветхозаветного культа жертвоприношений, в котором участвовали Авель, Ной, Авраам, Моисей и Аарон, Самуил. Имя Мелхиседека ни разу не будет упомянуто в молитвах Литургии Василия Великого , однако учение апостола Павла о священстве Христа, несомненно, известно автору этой Литургии: оно как бы незримо пронизывает собой все ее молитвы. Евхаристия является той единственной жертвой, которая необходима для спасения и которая заменяет все ветхозаветные жертвоприношения и всесожжения. Церковная община при совершении Евхаристии являет собой «дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). Прор. Моисей и праотец Аарон. Царские врата. Монастырь вмц. Екатерины на Синае. 1200–1250 гг. Третья часть молитвы В то же время, совершая Евхаристию, церковная община продолжает дело апостолов. Об этом говорится в заключительном разделе молитвы приношения: Якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу, сице и от рук нас, грешных, приими Дары сия по благости Твоей, Господи, яко да, сподобльшеся служити без порока святому Твоему жертвеннику, обрящем мзду верных и мудрых строителей в день страшный воздаяния Твоего праведнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Ты, вопрошатель, говоришь, что Никон поносит государя за то, что он установил Монастырский Приказ и посадил в нем мирских людей, и за то, что царь назначает в монастыри архимандритов и игуменов по своему собственному избранию. Никон не поносил и не поносит царя, но не перестает упрекать его за зло. Послушай, как в древнее время чтил Господь священство и как, когда хотели сделать насилие над первым Патриархом Авраамом из за жены его Сарры (для царя Египетского, желавшего взять ее от мужа), Бог поразил за это его язвой, и он отпустил Патриарха со славой и богатством. Также и Авимелеху Бог явился во сне и велел отпустить Сарру. Фараон неправедно хотел держать в рабстве народ Божий и был поражен гневом Божиим. Так и теперь, если кто обидит Божиих первосвященников-Епископов, Бог накажет его с неменьшей строгостью. «И взошел Моисей на гору, а старшинам сказал: оставайтесь здесь, пока мы возвратимся к вам, и вот, Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним» ( Исх. 24, 13, 14 ). Видишь, вопрошатель, не старейшинам Он вручил суд, а Первосвященнику». И снова Бог сказал ( Исх. 28, 29 ): «И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего». Но когда Корей, Дафан и Авирон из племени Рувимова, а не из священнического племени, поднялись против Моисея и Аарона, то Моисей, услышав об этом, пал на лицо свое и сказал Корею и его товарищу: завтра покажет Господь, кто Его и кто свят, чтобы приблизить Его к Себе и кого Он изберет, того и приблизит к Себе ( Числ. 16, 5 ). Они не послушались Моисея и неистовствовали против священства; они взяли кадильники и воскурили фимиам, Земля разверзлась и поглотила их и их дома и всех людей, бывших с Кореем, и их скот. Они и все бывшие с ними пали живыми в пропасть, и земля покрыла их, и они погибли среди собрания. Снова на другой день сыны Израилевы возроптали на Моисея и Аарона, говоря: ты погубил народ Божий. И Бог поразил четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву. Так и теперь, если кто либо не вразумится этими примерами, осмелится судить и господствовать над священством и его собственностью, того и Бог накажет также…» (I, 293, 294).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Что касается ношения священниками длинных волос, то в этом обычае они подражают назореям, как люди, подобно им, посвятившие себя на служение Богу ( Чис. 6:5 ), ( Суд. 13:5 ). Сам Христос, как Назорей ( Деян. 22:8 ), носил длинные волосы, что подтверждается не только историей, но и изображениями Христа, сохранившимися и найденными в древних христианских катакомбах, или подземных кладбищах, где гонимые язычниками христиане хоронили тела мучеников и совершали тайно богослужение 2 2). Несомненно, и ап. Павел носил длинные волосы, которые однажды «остриг» в Кенхреях «по обету» ( Деян. 18:18 ). Есть указание, что и некоторые христиане, очевидно, но обету носили длинные волосы ( Деян. 21:24 ). Нося длинные волосы, служители Церкви Христовой подражают назореям. Христу и апостолу Павлу. II. Вопросы и ответы православного Сектант: 1) Может ли быть Церковь Христова без священства? Объяснения православного: 1) Нет, не может, ибо Христос основал Церковь со священством, а не без него: «Он поставил (в Церкви) одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» ( Еф. 4:11 ), ( 1Кор. 12:28 ). Христиане без пастырей, – что стадо без пастуха. Где нет законно рукоположенного священства, там нет и Церкви Христовой, нет, следовательно, и спасения. Сектант: 2) Всякий ли, кто захочет или кого изберет народ, может уже быть священником и нести его службу? Объяснения православного: 2) Нет: «никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Евр. 5:4–5 ). Сектант: 3) Как же были призваны и поставлены Аарон и все ветхозаветное священство? Объяснения православного: 3) «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевьх, чтобы он был священником Мне, – Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. И сделай священныя одежды брату твоему для славы и благолепия.., для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которыя они должны сделать: наперсник, ефод 3 3), верхняя риза, хитон 4 4 стяжной, кидар 5 5 и пояс... Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы и головныя повязки, сделай им для славы и благолепия. И облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и посвяти их, и они будут священниками мне...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Язва, которая поражала народ, тотчас же прекратилась. За этот подвиг благочестивой ревности Бог чрез Моисея объявил Финеесу, что священство навсегда будет принадлежать потомству его. Умерших же от язвы и преданных смертной казни было двадцать четыре тысячи 61 . Когда после этого поражения исчислен был народ, оказалось, что изо всех Израильтян, вышедших из Египта с Моисеем, остаются в живых только Халев и Иисус Навин. Приготовление Моисея к смерти, его последние распоряжения и кончина Втор. 3:23–28 ; Чис. 27:12–23 Моисею самому определено было умереть вне земли обетованной. Он знал, что час смерти его близок, потому что брат его, Аарон, уже умер, и сороковой год странствования Израильтян приближался к концу. И стал он молиться, чтобы Господь дал ему перейти за Иордан, и увидать ту прекрасную землю, которая Им обещана, и знаменитую гору Ливан. Но Господь отвечал: «не проси Меня более об этом. Взойди на гору Аварим, на вершину Фасги и посмотри (на запад) к морю, и к северу, и к югу, и на восток: ты увидишь землю, которую Я даю сынам Израилевым. Посмотревши на нее, отойди к народу своему и ты, как отошел Аарон, брат твой: это за то, что вы во время мятежа народного в пустыне Цин не прославили Моего могущества при изведении воды из камня». Моисей просил, чтобы Господь указал ему преемника, дабы народ не оставался, как овцы без пастыря. Господь повелел ему сделать участником власти своей Иисуса Навина, как человека, имеющего Духа Божия, и посвятить его на великое служение перед всем народом чрез возложение рук. Моисей поставил Иисуса перед Элеазаром первосвященником и перед всем обществом возложил на него руки свои, в знак возлагаемого на него звания вождя Евреев, и дал ему нужное наставление. Числ. 31 ; сн. 25, 16–18 Между тем Бог повелел Моисею, прежде чем он отойдет к отцам своим, отмстить Мадианитянам за соблазн, в который они ввели сынов Израилевых. Отобрано было по тысяче от каждого племени: и это двенадцатитысячное войско, отправленное с Финеесом, истребило всех Мадианитян с пятью царями их и вместе с Валаамом, который в это время находился между ними. Чис. 32 Завоеванные на восточной стороне Мертвого моря и Иордана царства Сигона Есевонского и Ога Васанского изобиловали пастбищами. Богатые скотом, колена Рувимово и Гадово и отчасти Манассиино стали просить у Моисея земли эти себе во владение. Моисей отдал им эти земли, но с тем условием, чтобы они, оставивши в укрепленных городах жен и детей своих и в особо устроенных дворах свой скот, сами, вооружившись вместе с прочими коленами, шли за Иордан и помогали братьям своим истреблять Хананеев, доколе они не займут своих уделов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Постановление относительно внесения в святое святых курения прежде внесения туда крови, изложено в 16 гл. довольно подробно. «И возьмет читаем здесь, Аарон полную кадильницу горящих угольев с жертвенника, который пред лицом Господним, и полные горсти благовонного, мелко истолченного курения, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, чтобы ему не умереть» (12:13). Но тем не менее иудейское предание сообщает еще много, хотя и не особенно существенных, но тем не менее важных подробностей относительно акта каждения в святом святых. По данным 16 главы и предания, каждение в святом святых происходило следующим образом. Первосвященник брал кадильницу и наполнял ее углями. 179 Кадильница эта, по преданию, отличалась от обыкновенно употреблявшейся кадильницы. Она была более легкая и имела для удобства более длинную рукоятку, чем обыкновенная кадильница. Сделана она была из красного, а не из желтого золота. 180 Угли первосвященник брал с жертвенника, «который пред лицом Господним». Какой это жертвенник, автор 16 гл. не указывает. Нельзя думать, что здесь разумеется кадильный жертвенник, так как на кадильном жертвеннике не было совсем углей. Несомненно, здесь имеется в виду жертвенник всесожжений, где постоянно поддерживался огонь ( Лев.6:9, 1213 ). Иудейское предание свидетельствует, что угли первосвященник брал с жертвенника, стоявшего во дворе. 181 Впрочем, раввинская литература говорит более о том только, что угли первосвященник должен брать с западной стороны 182 жертвенника, и о том, с какого жертвенника он должен брать. Она не говорит, предполагая, что здесь само собой разумеется жертвенник всесожжения, так как нигде, кроме этого жертвенника, не поддерживался тот вечный огонь, о котором говорится в кн. Левит (6:1213). 183 Набрав полную кадильницу углей, первосвященник шел за курением. Священники, по преданию, подносили ему сосуд с курением, из которого он брал полные горсти курения и клал в небольшой, специально для этого дня приготовленный сосуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Руки и ноги первосвященник умывал прежде, и после всякого надевания одежд. 163 Что умывание имело важное значение, это видно из того, что Бог под страхом смерти повелевает исполнять постановления об умовении ( Исх.30:20–1 ). Понятно, умовения дня очищения имели еще более важное значение, чем умовение других дней, так как в этот день первосвященник входил в святое святых, приближался пред лице Бога. Иудейское предание считает умовения дня очищения настолько важными, что раз они не исполнены совсем, то совершенное первосвященником священнодействие будет незаконно, а сам первосвященник достоин смерти. Если же первосвященник не исполнит одного какого-либо умовения, но утром, пред началом священнодействий умоет руки и ноги, а также все тело, то его священнодействие будет законно. 164 Омыв все тело свое, и облачившись в белые, льняные одежды, первосвященник приступал к совершению церемоний очищения. Прежде всего, он брал необходимых для очищения животных. От своего лица, и от лица всего священства, он брал тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, а от общества сынов израилевых он брал двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. «Вот с чем должен входить Аарон в святилище, читаем в 16 гл. с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение. И от общества сынов израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение» (З:5). За грех первосвященника обыкновенно приносился телец, равным образом для всесожжения от лица священника обыкновенно избирался овен, как это видно из Лев.4:34, 8:18, 9:2 . Поэтому жертвы лица первосвященника в день очищения по материалу своему ничем не отличались от обыкновенных жертв первосвященника. Что касается жертв, приносимых в день очищения от лица народа, то они несколько отличались от обыкновенных жертв. Обыкновенно за грех всего народа приносился телец ( Лев.4:13 21 ), во все праздники, новомесячия, при освящении скинии и храма приносили козла ( Числ.7, 16, 22; 28, 15, 22, 30; 29:5, 11, 16, 19 ; Лев.9:2 ; Езд.6:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Совершив, вышеописанным образом, очищение святилища, скинии собрания и жертвенника 768 , первосвященник приводил ко входу скинии другого козла, назначенного для отпущения, исповедовал над ним все беззакония сынов израилевых и отсылал его c нарочитым человеком в пустыню. Писание не говорит о дальнейшей судьбе козла; но раввины иудейские говорят, что сей козел низвергаем был со скалы, – конечно в знак уничтожения грехов народных. Первый же козел, заколотый в жертву за грехи народа, равно как и телец о грехе первосвященника, – поскольку кровь их вносилась в само святилище, – сжигаемы были вне стана и с кожами их и с мясом, и с нечистотами, как требовал закон 769 ; только тук их воскурился на жертвеннике, по общему закону о туке. Сжигавший их человек должен был вымыть одежды свои и омыть все тело, равно как и тот, кто отводил коала в пустыню; ибо они прикасались к животным, которые понесли на себе грехи и нечистоты народа израильского. После сего начинались жертвы всесожжения. Проводив козла отпущения со двора скинии, первосвященник опять возвращался во святилище скинии, снимал там с себя льняные одежды (т. е. хитон священнический) и омывал все тело свое водой из умывальницы, находившейся у входа во святилище. Сие омовение было символом чистоты, приобретенной жертвами о грехе. После сего, первосвященник облачался во все свои первосвященнические одежды, ибо по совершении очищения должны были миноваться все знаки покаянной скорби и плача. Наступала же торжественная и радостная жертва всесожжения, которую первосвященник мог не иначе совершить по закону, как в первосвященническом облачении. Как за себя, так и от народа, во всесожжение употреблены были два овна. Сии жертвы были как бы заключительным актом очищения всего народа израильского; ибо хотя жертвы всесожжения приносились главным образом в знак всецелой преданности Богу и подчинения, однако же, и они не лишены были очистительного и умилостивительного значения 770 . Посему-то в Писании и говорится, что по принесении жертв всесожжения Аарон очистил себя и народ 771 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 8 Евр.8:1 .   Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах Евр.8:2 .   И есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. «Глава же о глаголемых: такова имамы Первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех» , «святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек» . Наибольшую честь Апостол отложил напоследок и сказал, что Он сидит «одесную престола величествия» . Как предок священников Аарон, первый приявший сан первосвященства, со страхом и трепетом входил в скинию Божию, так Христос имеет седение одесную. Присовокупил же Апостол название: «служитель» , потому что ведет речь о Первосвященнике. Ибо какое совершает служение, однажды принесши Самого Себя и не принося уже другой жертвы? Да и как возможно одному и тому же вместе и восседать, и служить? Разве кто назовет служением спасение людей, которое совершает Владыка Христос. А «скиниею» назвал Апостол небо, где Христос, будучи создателем оного, по слову Апостола, служит как человек. Евр.8:3 .   Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. «Всяк бо первосвященник, во еже приносити дары же и жертвы, поставляемь бывает: темже потреба имети что и Сему, еже принесет» . Первосвященнику свойственно «приносити дары» Богу всяческих. Посему-то Единородный, вочеловечившись и восприяв на Себя наше естество, его-то и принес за нас. Евр.8:4 .   Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, по­тому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары. Евр.8:5 .   Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. «Аще бы бо был на земли, не бы был священник, сущым священником приносящым по закону дары» , «иже образу и стени служат небесных» . Это Апостол сказал в оправдание закона, научая, что не осуждает закон, но признает, что и он досточтим, как служащий прообразом небесного. Поэтому-то сказал, что излишне было называть Христа Священником, пока жил на земле, когда подзаконное служение исполняли священники по закону. Посему если священство подзаконное прияло конец и Первосвященник по чину Мелхиседекову принес жертву и другие жертвы соделал ненужными, то для чего же священники Нового Завета совершают таинственное служение? Но для обучившихся Божественному явно, что не иную какую приносим жертву, но творим воспоминание оной единой и спасительной жертвы. Ибо сие повелел нам Сам Владыка: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ), чтобы при воззрении на образ воспоминали мы понесенные за нас страдания, возгорались любовию к Благодетелю и ожидали вкушения будущих благ. Божественный же Апостол, служение подзаконное назвав «стению небесных» , подтверждает слово свое свидетельством Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Здесь же он ставил и кровь козла, по совершении ею кропления в святом святых. 217 Затем он брал кровь тельца и кропил ею на завесу, отделявшую святилище от святого святых, сначала вверх один раз, а потом семь раз вниз, перед завесою прямо против ковчега. Так же кропил он и кровью козла. 218 После кропления перед завесой первосвященник кропил на рога жертвенника, согласно Исх.30:10 . Как совершалось это кропление, смешанною ли кровью тельца и козла, или каждою отдельно, неизвестно. Из Исх.30:10 можно выводить заключение скорее в пользу кропления кадильного жертвенника смешанною кровью. Такое заключение подтверждается иудейским преданием, по которому первосвященник смешивал кровь тотчас после кропления пред завесой, 219 и очищал кадильный жертвенник смешанною кровью. Правда то, что говорит предание об очищении кадильного жертвенника, нужно отнести к жертвеннику всесожжений, как это будет показано ниже. Но для нас в данном случае важно лишь то, что по сознанию предания, кадильный жертвенник очищался смешанною кровью. С. За очищением святилища следовало, согласно 16 гл., очищение жертвенника всесожжений. Об очищении жертвенника всесожжений говорится в 16 гл. довольно подробно. «И выйдет он (Аарон) к жертвеннику, – читаем здесь, – который пред лицом Господним, и очистит его; и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон, и покропит на него кровью с перста своего семь раз, очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых» (ст. 18–19). Но прежде, чем объяснять как совершалось очищение жертвенника всесожжений, необходимо доказать, что в приведенных словах говорится об очищении именно этого жертвенника, а не кадильного жертвенника, как говорит иудейское предание, а за ним многие новейшие толковники. По иудейскому преданию, 220 первосвященник непосредственно после кропления перед завесой приступал к очищению алтаря кадильного. Причем очищение это он совершал не согласно кн. Исх. 30:10 , а согласно приведенным словам 16 гл. Об очищении жертвенника всесожжений предание ничего не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010