29. Если Аарон назван пророком потому, что объявлял слова фараону от Моисея, а Моисей — богом фараона, как царь и вместе первосвященник, как говорит к нему Бог: «Я поставил тебя богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком»; то почему и вам не считать посредников слова вашего пророками и не почитать епископов богами? 30. Ныне место Аарона занимает у вас диакон, а место Моисея — епископ. Итак, если Моисея назвал Господь богом, а Аарона пророком; то и вы чтите епископа, как бога, а диакона, как пророка его. Как Христос ничего не делает без Отца, так и диакон — без епископа; и как нет Сына без Отца, так нет и диакона без епископа; и как Сын обязан исполнять долг Свой в отношении к Отцу, так и всякий диакон — в отношении к епископу; и как Сын есть Ангел и Пророк Отца, так и диакон есть ангел и пророк епископа. Почему и всё, что только совершает он в отношении к кому–либо, да бывает известно епископу и чрез него да совершается. 31. Без епископа же пусть не делает он совершенно ничего, и без его воли ничего пусть не дает никому. Если он даст что кому–либо тайно от епископа, как бедствующему, то даст на злоречие епископа и выставит его нерадящим о бедствующих. А кто злословит епископа или словом или делом, тот раздражает Бога, не слушая слов Его: «богов не злословь»; ибо Он законополагал не о деревянных или каменных мерзостях, гнусных потому, что ложно носят божественное имя, но о священниках и судиях, которым и сказал: «вы — боги и сыны Всевышнего все». 32. Итак, если ты, диакон, знаешь кого–либо, как бедствующего, то напомни епископу и таким образом дай; но тайно на злоречие его ничего не совершай, чтобы не возбудить против него ропота; ибо ропот будет не против него, но против Господа Бога, и диакон и прочие услышат то же, что услышали Аарон и Мариамь, когда упрекали Моисея: «как вы не убоялись упрекать раба Моего Моисея?». И, опять, сам Моисей говорит собравшимся против него: «не на нас ропот ваш, но на ЯХВЕ, Бога нашего». Если кто из народа, сказавший «рака» или «безумный», не безнаказан, как оскорбивший имя Христово, то что будет, если кто скажет что–либо против епископа, чрез которого Господь дал вам Духа Святого при руковозложении, чрез которого узнали вы священные догматы, познали Бога и уверовали во Христа, чрез которого вы Богом познаны, чрез которого вы запечатлены елеем радости и миром разумения, чрез которого вы оказались сынами света, чрез которого во время просвещения вашего Господь, свидетельствуя о руковозложении епископа, над каждым и вас издал священный глас, говоря: «Ты — Сын Мой, Я ныне родил Тебя»?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

29 . Если Аарон назван пророком потому, что объявлял слова фараону от Моисея, а Моисей – богом фараона, как царь и вместе первосвященник, как говорит к нему Бог: «Я поставил тебя богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком»; то почему и вам не считать посредников слова вашего пророками и не почитать епископов богами? 30 . Ныне место Аарона занимает у вас диакон, а место Моисея – епископ. Итак, если Моисея назвал Господь богом, а Аарона пророком; то и вы чтите епископа, как бога, а диакона, как пророка его. Как Христос ничего не делает без Отца, так и диакон – без епископа; и как нет Сына без Отца, так нет и диакона без епископа; и как Сын обязан исполнять долг Свой в отношении к Отцу, так и всякий диакон – в отношении к епископу; и как Сын есть Ангел и Пророк Отца, так и диакон есть ангел и пророк епископа. Почему и всё, что только совершает он в отношении к кому–либо, да бывает известно епископу и чрез него да совершается. 31 . Без епископа же пусть не делает он совершенно ничего, и без его воли ничего пусть не дает никому. Если он даст что кому–либо тайно от епископа, как бедствующему, то даст на злоречие епископа и выставит его нерадящим о бедствующих. А кто злословит епископа или словом или делом, тот раздражает Бога, не слушая слов Его: «богов не злословь»; ибо Он законополагал не о деревянных или каменных мерзостях, гнусных потому, что ложно носят божественное имя, но о священниках и судиях, которым и сказал: «вы – боги и сыны Всевышнего все». 32 . Итак, если ты, диакон, знаешь кого–либо, как бедствующего, то напомни епископу и таким образом дай; но тайно на злоречие его ничего не совершай, чтобы не возбудить против него ропота; ибо ропот будет не против него, но против Господа Бога, и диакон и прочие услышат то же, что услышали Аарон и Мариамь, когда упрекали Моисея: «как вы не убоялись упрекать раба Моего Моисея?». И, опять, сам Моисей говорит собравшимся против него: «не на нас ропот ваш, но на ЯХВЕ, Бога нашего». Если кто из народа, сказавший «рака» или «безумный», не безнаказан, как оскорбивший имя Христово, то что будет, если кто скажет что–либо против епископа, чрез которого Господь дал вам Духа Святого при руковозложении, чрез которого узнали вы священные догматы , познали Бога и уверовали во Христа, чрез которого вы Богом познаны, чрез которого вы запечатлены елеем радости и миром разумения, чрез которого вы оказались сынами света, чрез которого во время просвещения вашего Господь, свидетельствуя о руковозложении епископа, над каждым и вас издал священный глас, говоря: «Ты – Сын Мой, Я ныне родил Тебя»?

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими (Иов 1:6–22 — 2:1–10). Свернуть Песнь 5 Пятая песнь посвящена пророку Моисею. Его имя переводится как «взятый из воды». Когда египетский фараон повелел истреблять всех новорожденных евреев, мать Моисея, Иохаведа, желая спасти сына, положила его в корзину и отправила по реке Нил. Младенца случайно нашла дочь фараона и взяла его к себе. Когда Моисей вырос, он однажды увидел, как египетский надзиратель издевается над евреем. Моисей убил египтянина и убежал в пустыню. Вспоминая это событие, Андрей Критский призывает душу усмирить гордыню, чтобы она не мешала покаянию. «Яко Моисей великий египтянина, ума уязвивши, окаянная, не убила еси, душе, и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?» (Подобно великому Моисею, поразившему египтянина, ты не умертвила, несчастная душа, гордого ума; как же, скажи, вселишься ты в пустыню от страстей через покаяние?) Впоследствии Моисей вывел еврейский народ из Египта через Красное море. Уходя от погони фараона, пророк ударил жезлом по воде. Море расступилось, и евреи смогли перейти его. Затем Моисей простер свой жезл над морем, после чего его воды сомкнулись над головами преследователей. Вспоминая это чудо, преподобный Андрей сравнивает действия Моисея с жезлом с крестным знамением и замечает, что с помощью Божией человек способен совершить великие вещи. «Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити» (Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий глубину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое). У Моисея также был брат Аарон, его ближайший помощник и первый израильский первосвященник. Андрей Критский противопоставляет благочестие Аарона нечестию двух его дальних потомков, сыновей первосвященника Илии Офни и Финееса. Последние жили уже в более позднюю эпоху. Они были священниками, но вели порочный образ жизни, за что в итоге и были наказаны. С ними автор сравнивает свою душу. «Аарон приношаше огнь Богу, непорочный, нелестный, но Офни и Финеес, яко ты, душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие» (Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный, но Офни и Финеес принесли, как ты, душа, отчужденную от Бога нечистую жизнь).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Ягве Моисею ( Исх. 16:33–34 ). Помимо свидетельства о попечительной милости Божией над Своим народом, сосуд с манной около ковчега прообразовательно указывал на грядущего Мессию, на истинный хлеб, сходящий с небес. О том св. Кирилл Александрийский : «Златая стамна, заключавшая в себе чувственную манну, являет нам свыше сшедшее и животворящее Слово, т.е. от Отца, как бы в священном и нескверном теле» О поклонении и служении в духе и истине, ч. 2, кн. 10, с. 456]. Христос Сам в Капернаумской синагоге сопоставил манну небесную с истинным хлебом жизни, Своей пречистой Плотию, даруемой верным во святой Евхаристии ( Ин. 6:31–33 ). Расцветший жезл Аарона. После бунта Корея, Дафана и Авирона, Ягве явил, что не всем дано священнодействовать, а только колену Левия. Из жезлов от всех колен израильских, положенных пред Ягве, расцвел только жезл Ааронов. И положил Моисей жезлы от всех колен израильских пред лицем Ягве, в скинии откровения. На другой день вошел Моисей (и Аарон) в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левина, расцвел, пустил почки, дал цветы и принес миндали ( Чис. 17:7–8 ). И вот, расцветший жезл Ааронов был положен у ковчега свидетельства для утверждения истинного священства, служителей славы Ягве во Израиле. Св. Кирилл Александрийский : «Итак, то, что жезл процвел, есть ясный признак того, что божественный Аарон светло и особенно избран был из рода Левиина на священнодействие. Но если перейти от этого жезла, как грубого еще образа, к духовному созерцанию, то снова воссияет таинство Христа» [там же, с. 457]. Христос – истинный Первосвященник по чину Мелхиседека и установил в Церкви Своей истинно апостольское священство. Жезл же Ааронов – строгое предостережение всем кореям, дафанам и авиронам всех времен, в том числе и беззаконным самочинным сектантским учителям и пасторам. – Свиток с книгой закона (Торы). Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Ягве, сказав: возьмите сию книгу закона, положите ее одесную ковчега завета Ягве, Бога вашего, и она там будет свидетельством...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Много чудес происходило с людьми во время скитаний по пустыне. Некоторые из них записаны в Ветхом Завете. От границы земли Ханаанской евреи по велению Божию возвратились назад в Аравийскую пустыню. Здесь они странствовали 40 лет, переходя с одного места на другое, пока не умерли все, кто вышел взрослым из Египта. Хотя они знали, что Господь послал им это наказание за неверие и неповиновение Богу, однако еще несколько раз во время странствования роптали на Моисея и на Самого Бога. Однажды левит Корей с Дафаном и Авироном подговорили народных старейшин взбунтоваться против Моисея и Аарона. Собравшись против Моисея и Аарона, они сказали: «Мы все равны, зачем же вы ставите себя выше всех и управляете нами?» За этот бунт старейшины были сожжены огнем небесным, а где стояли Корей, Дафан и Авирон, там расселась земля и поглотила их. На другой день весь народ собрался к Моисею и Аарону и стал роптать на них за то, что они были причиной гибели этих людей. Тогда Господь послал моровую язву, от которой умерло около 15 000 человек. Для того чтобы никогда не было спора о том, кому быть первосвященником, Моисей по велению Божию потребовал, чтобы от каждого колена (поколения) сынов Израиля был принесен жезл. Эти жезлы вместе с жезлом Аарона были положены в скинии перед ковчегом. На другой день оказалось, что жезл Аарона расцвел. Это было знаком, что Аарон и потомки его должны быть первосвященниками. На сороковом году своего странствования евреи однажды не нашли в пустыне воды и опять стали роптать. Бог сказал Моисею: «Возьми посох и вместе с Аароном созови народ и скажи скале, чтобы она дала воду». Моисей созвал народ, но не приказал скале дать воду, а ударил жезлом дважды по ней. Воды из нее действительно потекло много, но так как Моисей и Аарон не исполнили повеления Божия, то Господь сказал, что они не войдут в землю Ханаанскую. Вскоре после этого Аарон умер, а первосвященником стал его сын Елеазар. Еще раз евреи подняли на Моисея ропот за то, что не было у них хлеба, а кормили их одной манной. За это Господь послал на них ядовитых змей, от укусов которых много умерло людей. Потом, когда народ раскаялся в своем грехе, Моисей по велению Божию сделал из меди змея и повесил его на высоком шесте. После этого все укушенные, взглянув на медного змея, оставались живыми.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Моисей и Аарон приходят от народа пред двери скинии свидения и падают ниц: вот над ними является слава Господня. Господь говорит Моисею: возьми жезл свой и созови ты с Аароном, братом своим, народ и скажи пред ними камню, чтобы он дал воды, – и он даст вам воды. Когда изведете воду из камня, то напойте их и скотов их. И взял Моисей жезл из Святилища, как повелел Господь, и созвали Моисей с Аароном народ перед камень (скалу), и сказал народу Моисей: разве из камня извести нам воду? – и с этими словами, подняв руку, ударил в камень жезлом дважды: и потекла в изобилии вода, и напился весь народ и скоты его. Господь с гневом сказал Моисею и Аарону: так как вы не поверили, что Я прославлюсь в чуде пред израильтянами, то не введете вы этого народа в землю, которую Я дал им. Коль славен наш Господь в делах Своих! Кто Бог велий, яко Бог наш! [ Пс. 76,14 ]. Вскоре израильтяне приходят к горе Ор, что у границы земли Едомской. Здесь повелевает Господь Аарону умереть за то, что он с Моисеем прогневал Его неверием у камня, или у воды пререкания. Моисей возвел Аарона с сыном его в виду народу на гору, снял с него одежды первосвященнические и одел в них Елеазара, сына его, и Аарон умер на вершине горы; Моисей и Елеазар сошли с ней. Весь народ был свидетелем, что Аарон умер ста двадцати трех лет, и все израильтяне плакали по нем тридцать дней. Так ничтожен всякий человек пред Богом, Который сделает мановение, чтобы мы не жили больше, – и мы умрем. Жизнь наша со всем, что у нас есть, кроме грехов, есть дар Божий, которым нужно пользоваться с благодарностию и делать из него жертву, благоприятную Богу. Глава 22, 4. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Отличное, сильное сравнение! Каков же был страх этого царя (Валака), который представлял такою ужасною силу израильтян! О Валааме 21 , который не соглашался сначала по велению Божию проклинать евреев, согласился наконец отправиться к Валаку, царю Моавитскому, с послами его, на осле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Моисей и Аарон стали умолять Бога помиловать народ. Тогда Господь велел отделиться всем от Корея, Дафана и Авирона. Лишь только народ отступил от зачинщиков бунта, как земля разверзлась и поглотила трех бунтовщиков с их семействами, палатками и (стадами) имением, а на остальных 250 старейшин упал с неба огонь и сжег их. Народу, который собрался около скинии и видел все происшедшее, стало жаль своих старейшин, и он стал упрекать Моисея и Аарона в смерти этих людей. Тогда сошло облако и покрыло их, а огонь стал истреблять евреев. Моисей стал горячо молиться о прощении народа, а Аарону велел взять кадильницу, положить в нее огня с жертвенника и фимиама и стать между живыми и мертвыми. Аарон сделал так и огонь прекратился. Всех погибло от огня 14 700 человек. Чтобы еще более уверить народ, что Сам Господь избрал Аарона в первосвященники, Моисей, по повелению Божию, велел начальникам колен принести по жезлу из миндального дерева и на каждом из них написать имена. На жезле из колена Левия было написано имя: Аарон. Моисей сказал, что расцветет жезл того, кто избран Господом. Жезлы эти положили в скинию перед ковчегом завета. На другой день вынесли жезлы, и жезл Аарона дал почки и цвет и принес миндальные орехи. Это новое чудо успокоило возмутившийся народ. Господь велел положить жезл Аарона во святое-святых, перед ковчегом, для напоминания о том, что Господь избрал Аарона и потомков его на служение Себе в звании первосвященника и священников. Пятый класс Отчет об уроках по Закону Божию в 5 классе, данных слушательницей П-ъ Я дала 2 урока по Закону Божию. Ассистентками у меня были: П-я, Г-а, и Ж-а. Темой моих уроков послужили рассказы: Исцеление десяти прокаженных, Благословение детей, Наставление богатому юноше, Притча о равной награде работников в винограднике, Предсказание Иисуса Христа об ожидающих Его страданиях в Иерусалиме и просьба Саломии, Обращение Закхея, Притча о десяти минах, Исцеление двух слепых. Болезнь, смерть и воскрешение Лазаря. На первом уроке я прямо приступила к рассказу, так как детям ничего не было задано.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но вдруг над храмом явилась слава Господня, и Господь стал поражать израильтян. На этот раз не помогла и пламенная молитва вождя за свой народ. Моисей, видя, что Господь не принимает его молитвы, повелел Аарону взять кадильницу и кадить между умирающими и живыми. И только благодаря этому Господь прекратил поражать людей. В этот день погибло около пятнадцати тысяч человек. Так печально закончилось восстание израильтян против своего вождя и Богом утвержденных священников. Чтобы в еврейском народе окончательно прекратился спор о том, кому на самом деле принадлежит священство, Господь повелел Моисею взять у начальников колен жезлы и положить их в Святая Святых перед Ковчегом Завета. «И кого Я изберу, — сказал Господь, — того жезл расцветет !» (Чис. 17:5). Всех жезлов было двенадцать. На жезле, принадлежащем колену Левиину, было вырезано имя первосвященника Аарона. На следующий день к храму собрался весь народ. Моисей в торжественной обстановке взял в Скинии все двенадцать жезлов и вынес их к народу. И вот тысячи израильтян явились свидетелями чуда. Жезл, который принадлежал Аарону, «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» . Это было явным подтверждением того, что Аарон и его сыновья являются Богом избранными носителями священства. С этого времени народ смирился перед волей Божией и больше не осуждал род Аарона за привилегии, данные ему Богом. По повелению Божию прозябший (проросший) жезл Аарона был положен перед Ковчегом Завета. Сомнения Моисея и Аарона Чис. 20 Приближался сороковой год странствования евреев по пустыне. Недалеко от Кадеша, в пустыне Син, умерла Мариам, сестра Моисея и Аарона. Здесь израильский народ еще раз испытал бедствия от недостатка воды. Нетерпеливые израильтяне подняли на Моисея и Аарона ропот. Тогда братья обратились с молитвой к Богу, и Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду …» (Чис. 20:8). Моисей собрал весь народ, взял жезл и вместе с братом подошел к скале, чтобы совершить чудо; но увы, на этот раз Моисей и Аарон проявили свое маловерие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Лев.16:3 .  Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; Лев.16:4 .  священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их; Традиция иудейская подробно говорит о приготовлении первосвященника ко входу во святое святых и совершению обрядов для очищения, как-то: 7-дневном отделении первосвященника от своей семьи и пребывании в особой комнате при храме, о назначении ему заместителя (sagan) на случай его осквернения или смерти, об упражнениях его в совершении обрядов дня, о бдении накануне его, о клятве его в точности совершения обрядов и пр. (упомянутый тр. Иома, см. русск. перев. Переферковича, Талмуд. Мишна и Тосефта, т. II, Спб. 1900, с 318–353). Большая часть этих подробностей – позднейшего происхождения, но некоторые особенности ритуала, сохранившиеся только в предании, древнего происхождения. Лев.16:3 .  Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; Называются жертвы (тельца за грехи и овна во всесожжение), только приносимые первосвященником за себя и священство из собственного достатка, о жертвах от народа не говорится. Лев.16:5 .  и от общества сынов Израилевых пусть возьмет [из стада коз] двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. Традиция восполняет текст библ., свидетельствуя, что утром первосвященник обычную повседневную жертву совершал в своем обычном, золотом облачении; собственно же в день очищения назначенные жертвы первосвященник совершал в особых, белого цвета и льняных, одеждах, почти тождественных с священническими, исключая кидара. Что одежды были не золотые, как обычно, а льняные, это означало смирение и покаяние первосвящ. и народа. Белый цвет облачения мог выражать чистоту и непорочность, к какой призывался народ Божий по очищении его от грехов целого года. Пред облачением первосвященник в день очищения каждый раз (по традиции всего 5 раз) омывал водою все тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, отличительным свойством ветхозаветных первосвященников, служивших прообразом вечного Архиерея, Иисуса Христа, было то, что они, по самому званию своему обязаны были ходатайствовать перед Богом за народ, и как лица, избираемые из людей, a не из высших существ, сами причастны были немощам человеческим и, следовательно, тем с большим усердием должны были умилостивлять жертвами Бога, как за грехи вверенных им людей, так и за свои собственные. Такое высокое звание они не сами себе присваивали, a по призванию и повелению Божьему: « и никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон » (ст.4). Свойства, отличавшие ветхозаветных первосвященников, принадлежат и вечному Первосвященнику Иисусу Христу, только в безмерно-высшей степени, насколько Образ выше прообраза. Ветхозаветный первосвященник избирался из людей, «обложенных немощью», чтобы мог снисходить к согрешающим людям: Иисус Христос есть также истинный человек, только совершенный, могущий « снисходить невежествующим и заблуждающим .» Долг ветхозаветного первосвященника приносить Богу дары и жертвы за согрешающих: Иисус Христос принес в дар и жертву Самого Себя за грехи всего рода человеческого (Иоан. 1:29). Ветхозаветный первосвященник, как человек грешный, приносил жертвы не только за чужие, но и за свои грехи; Иисус же Христос, « не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого » (Евр. 7:27). Наконец, ветхозаветные первосвященники не самовластно присваивали себе первосвященническое достоинство, a по призванию от Бога. « Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека » (ст.5–6). Но как во всем, так и в этом случае первосвященник Христос безмерно превосходит прочих первосвященников, потому что Он принял, по человеческому своему естеству, славу и честь первосвященнического достоинства не только от Бога, как Аарон, но от Бога и вместе Отца, свидетельствующего о Нем, как о своем единородном Сыне и избравшого Его первосвященником « вовек по чину Мелхиседека .» Почему же по чину или по подобию Мелхиседека? Потому что, как о Мелхиседеке говорится в священном писании, что он « без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни » (Евр. 7:3), так и Иисус Христос по человечеству без отца, a по божеству без матери, безроден, безначален и бесконечен (Исаии 53:8). И как Мелхиседек, « пребывает священником навсегда » (Евр. 7:3), т. к. в священном писании умолчано о его смерти, так и Христос, « пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее » (Евр. 7:24). Поэтому Он может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7:25).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010