Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Яхромская (Яхремская, Ахренская) " Считается, что название " Ахренская " (встречающееся, в основном, в старых дореволюционных книгах) - это искаженное " Яхремская " или " Яхромская " , хотя на некоторых сайтах об этом не упоминается, и может создаться ошибочное впечатление, что существовали две разные иконы - Ахренская и Яхромская. Описания иконы Описание иконы Яхромская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Яхромская икона Божией Матери явилась отроку Косме (память 18 февраля), сопровождавшему больного. Косма остановился на берегу реки Яхромы, недалеко от Владимира, и больной уснул. Внезапно Косма увидел яркий свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Свет исходил от иконы Успения Пресвятой Богородицы, явившейся на дереве. Отрок Косма снял икону, поднес к больному, и тот немедленно исцелился. После этого Косма направился в Киево-Печерскую обитель, где был пострижен и возрос для самостоятельных духовных подвигов. По тайному внушению Божию преподобный Косма взял с собой чудотворную икону и удалился на берег Яхромы в то место, где обрел этот образ. Преподобный Косма соорудил храм в честь Успения Божией Матери, в котором поставил Яхромскую икону. Впоследствии там образовалась обитель. Икона Яхромская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Летописное сказание повествует, как двое странников, один из которых был болящий старец, остановились на отдых возле источника, неподалёку от реки Яхрома (Яхрена), в сорока километрах от Владимира. Утомлённые долгим переходом, путники задремали. Вдруг отрок Косма, сопровождавший болящего старца, был пробуждён видением необыкновенного света и увидел на дереве икону Пресвятой Богородицы. Взяв икону, отрок отнёс её старцу, который, приложившись к ней, тут же исцелился от своих недугов. Явление иконы произошло 14 октября 1482 года. Впоследствии инок Косма построил на месте явления иконы храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, святыней которого стала Яхромская икона Божией Матери. Сам инок Косма, преставившийся 18 февраля 1492 года, был причислен к лику святых с именем преподобный Косма Яхромский (память 18 февраля по старому стилю). Примечательно, что, согласно преданию, странники обнаружили икону «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» , потому и храм был освящён в честь этой иконы, но до[...]

http://pravicon.com/icon-364

Икона Яхромская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Яхромская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Яхромская (Яхремская, Ахренская) Летописное сказание повествует, как двое странников, один из которых был болящий старец, остановились на отдых возле источника, неподалёку от реки Яхрома (Яхрена), в сорока километрах от Владимира. Утомлённые долгим переходом, путники задремали. Вдруг отрок Косма, сопровождавший болящего старца, был пробуждён видением необыкновенного света и увидел на дереве икону Пресвятой Богородицы. Взяв икону, отрок отнёс её старцу, который, приложившись к ней, тут же исцелился от своих недугов. Явление иконы произошло 14 октября 1482 года. Впоследствии инок Косма построил на месте явления иконы храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, святыней которого стала Яхромская икона Божией Матери. Сам инок Косма, преставившийся 18 февраля 1492 года, был причислен к лику святых с именем преподобный Косма Яхромский (память 18 февраля по старому стилю). Примечательно, что, согласно преданию, странники обнаружили икону «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» , потому и храм был освящён в честь этой иконы, но до наших времён дошёл совершено другой образ Божией Матери – типа «УМИЛЕНИЕ». В некоторых источниках Яхромскую икону называют Ахренской. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Яхромская (Яхремская, Ахренская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-544

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (142) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2018-06-19) Происхождение изображения: Загружено 2018-06-19, анонимно. Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ ЯХРОМСКАЯ (ЯХРЕНСКАЯ) Последняя треть XVIII века Дерево, темпера. 10,6 × 7,5 см КП 7430 Согласно житию преподобного Космы Яхромского (XVI век), святой обрел небольшую икону Успения Богоматери близ Юрьева-Польского у источника, именовавшегося Яхрень . С ней он затем ушел в Киево-Печерский монастырь, а вернувшись через несколько лет, основал на месте явления Успенский монастырь. По другим, более поздним источникам, преподобный Косма обрел не икону Успения, а богородичный образ, причем не живописный, а меднолитой. Икона приносилась в Москву через некоторое время после смерти преподобного и была возвращена в монастырь в 1685 году. К концу XVII века в Козмине Яхромском монастыре, действительно, помимо образа Успения почиталась как явленная икона Богоматери в типе Гликофилусы (Умиление). Более того, там имелось два таких образа – живописный и серебряный, выполненный на крышке небольшого ковчежца-мощевика . Иконография их была схожей, но не идентичной, и очень близка типу Богоматери Ярославской, причем живописная была зеркальной относительно серебряной. Однако, в отличие от Ярославской иконы, на обеих Яхромских дальняя от зрителя ножка Младенца была подвернута под другую и обращена стопой к зрителю. На живописном образе держащая свиток рука Младенца была опущена вниз. Такой извод в прямом, переводе, имел распространение в русской иконописи с XV века. Богоматерь Яхромская была изображена в серии гравюр Г.П. Тепчегорского на тему чудотворных богородичных икон в 1714-1715 годах, и ею было проиллюстрировано позднее сказание о ней в экземплярах рукописного сборника " Солнце пресветло " . Это изображение при общем типологическом сходстве не соответствовало ни Ярославскому, ни Яхромскому образу. Младенец на нем обнимает Богоматерь обеими ручками за шею, а не касается ее лика правой ладонью. Кроме того, он совершенно иначе сидит на ее левой ладони – как бы верхом, так что зрителю видна только левая ножка. Эта идущая от гравюры иконография в зеркальном воспроизведении закрепилась в иконописных иконах-сводах чудотворных богородичных образов. Икона из собрания музея была частью такой большой иконы, и ее изображение соответствует распространенной в подобных памятниках иконографии Яхромского образа. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Яхромская (Яхремская, Ахренская) " .

http://pravicon.com/image-32136

Вид Космина Яхренского мон-ря. Литография по рис. Д. Струкова. 1864 г.м Вид Космина Яхренского мон-ря. Литография по рис. Д. Струкова. 1864 г.м В 1875 г. по распоряжению епархиального начальства в Успенский собор из Спасской ц. был перенесен придел во имя прп. Космы, т. к. мощи прп. Космы покоились под спудом собора и 1-й посвященный ему придел сооружен в XVII в. именно в этом храме. В 1889 г. придел был перенесен в алтарь церкви, в стене был устроен жертвенник (РГАДА. Ф. 281. Оп. 1. 2131. Л. 1; ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 109. 264. Л. 200; 476. Л. 290 об.). В описи 1665 г. впервые указана святыня обители - гробница над пребывавшими под спудом мощами прп. Космы у юж. дверей Успенского собора. На гробнице лежал шитый золотом и серебром покров с образом преподобного. Над ней находилась икона прп. Космы в медном окладе с серебряным венцом, украшенным 13 камнями. Нек-рые историки предполагают, что гробница, покров и иконы были перенесены в новую каменную Успенскую ц. из упраздненной и разобранной (при строительстве каменного собора в сер. XVII в.) ц. св. Параскевы Пятницы. В XIX в. покров почитался как самостоятельная икона и находился в Никольской ц.; еще до 1917 г. он поступил в епархиальный музей - Древлехранилище братства св. блгв. Александра Невского, а в нач. XX в.- во Владимирский губ. музей. В 1746 г. по указу Синода было проведено вскрытие гробницы, но она впосл. оставалась на своем месте. В описи 1763 г. указана «у южных дверей рака прп. чудотворца Козмы Ахренского, на ней дска во имя его, писана краски, венец и цата серебряные резные... При гробнице решетка железная, позолочена; над ракой образ Пресвятой Богородицы Казанская с Превечным Младенцем, писана краски на золоте... У подножия раки образ чудотворца Козмы...» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 238. Л. 35-35 об.). В 1766 г. на гробницу были изготовлены резные «клейма». В описи 1871 г. сообщается, что «над ракой прп. Космы сооружена новая болдахинь». Четырехъярусный иконостас Успенского храма, по описи 1665 г., состоял из местного ряда, 16 образов Деисусного чина, 12 праздников и 20 пророков и праотцев. В 1671 г., при игум. Митрофане, был поставлен иконостас, состоявший из 62 икон. В сент. 1798 г. установлен новый иконостас. Иконы были приобретены после упразднения Всехсвятской ц., приписанной к Переславскому архиерейскому дому Переславской епархии. Старый иконостас Успенского собора был продан в храм с. Брутовского Владимирского у. Новый иконостас был установлен после ремонта собора, проведенного в 1865-1867 гг. на собранные пожертвования, резьба вызолочена на полименте червонным золотом. Иконы обновляли в 1880-1882 гг., последний раз - в 1906 г., когда в храме было устроено «духовое отопление» (ГА Владимирской обл. Ф. 195. Оп. 1. 565. Л. 37 об.- 38; Оп. 1. 153. Л. 10; 156. Л. 9-9 об.; Ф. 556. Оп. 111. 775. Л. 6161; 935. Л. 204 об.- 206; Ф. 40. Оп. 1. 20435. Л. 1-13; Тр. Владимирской ГУАК. Владимир, 1900. Кн. 2. С. 4).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Файл 32073.jpg:   Размер: 633x773, 0.49 MPix, 217 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (177) , (5) . Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ ЯХРОМСКАЯ (ЯХРЕНСКАЯ) Последняя треть XVIII века Дерево, темпера. 10,6 × 7,5 см КП 7430 Согласно житию преподобного Космы Яхромского (XVI век), святой обрел небольшую икону Успения Богоматери близ Юрьева-Польского у источника, именовавшегося Яхрень . С ней он затем ушел в Киево-Печерский монастырь, а вернувшись через несколько лет, основал на месте явления Успенский монастырь. По другим, более поздним источникам,[...] Файл 32136.jpg:   Размер: 596x838, 0.5 MPix, 138 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (142) , (3) . Описание: Богоматерь Яхромская. Около 1883 г. 31 х 25,6 х 0,5 см. Материал, техника: Дерево, левкас, темпера. Государственный исторический музей, Москва. Файл 34472.jpg:   Размер: 649x773, 0.5 MPix, 162 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (101) , (2) . Описание: Богоматерь Яхромская. Иконный образец. XIX в. Комплект: Иконография Богоматери. Альбом А.С. Уварова (разобранный). Место создания: Россия. 43,7 х 35,5 см. Материал, техника: Бумага, сажа, охра, оттиск. Государственный исторический музей, Москва. Файл 35177.jpg:   Размер: 571x830, 0.47 MPix, 149 Kb. Дата: 2020-11-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (54) , (0) . Описание: Изображение чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы Яхремския. Фрагмент гравюры. Первая половина XVIII в. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 80 икон Пресвятой Богородицы]. РНБ Файл 35400.jpg:   Размер: 613x1077, 0.66 MPix, 306 Kb. Дата: 2021-01-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (54) , (0) . Описание: Фотография. Икона. Богоматерь Яхромская. Период создания: конец XIX - начало XX вв. Материал, техника: бумага, эмульсия, картон, альбуминовый отпечаток Размер: фотография: 21,6х18,5 см; паспарту: 31,2х26,5 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 43349496 Номер по КП (ГИК): ГИМ 73469 Инвентарный номер: ДРЖ Фот. 330 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " см. http://pravicon.com/image-34472

http://pravicon.com/icon-364

Описание иконы Яхромская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Она находится во Владимирской епархии, верстах в 60 от города Владимира, в соборной церкви мужского Косминского монастыря, построенного на реке Яхроме. Летописное сказание так повествует о явлении этого образа. Однажды около источника расположились для отдыха два путника — больной старец и сопровождавший его отрок Косма. Утомленные долгим путем путники погрузились в крепкий сон. Вдруг Косма был пробужден видением необыкновенного света и услышал таинственный голос: — Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ. В это же время отрок узрел на дереве икону Успения Богородицы, от которой исходили ослепительные лучи. Он благоговейно взял икону Богоматери и поднес ее к болящему. Старец, облобызав ее, здесь же получил исцеление от своей немощи. Повинуясь небесному внушению, Косма вслед за этим тайно покинул старца и пришел другой дорогой в Киево-Печерскую лавру. Отдав образ братии, Косма принял пострижение в этой же [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Яхромская (Яхремская, Ахренская) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: из книги: Кондаков, Никодим Павлович (1844-1925). Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 216, 17, VII с. : ил. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003418173#?page=70 Файл 26449.jpg:   Размер: 750x1201, 0.9 MPix, 161 Kb. Дата: 2016-03-26, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 3 (167) , (3) . Описание: Богоматерь Яхромская. XV век. Материал, техника: скань, ткань, дерево, ткачество, н/д металл, серебро, стекло, басма, золочение, темпера. 38.3 х 28.6 х 2.3 см. Место создания: Россия. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.

http://pravicon.com/icon-364

Сохранилось такое описание: «Тогож месяца мая в 15 день, — говорится, в Дворцовых разрядах, — государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверския, которая принесена в царствующий град Москву из Царяграда, от Парфения, патриарха Цареградского (т. е. из Греции, при тогдашнем патриархе Константинопольском Парфении (1647— 1650 гг.)), а за тем образом (т. е. для сопровождения его) отпустил государь в Вязьму Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского (и с ним трех архимандритов, да трех игуменов). А из соборныя церкви (т. е. из Успенского собора, куда Иверская икона была принесена, вероятно, перед самым отправлением ее) образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси, да святейший Никон, патриарх Московский». После похода икона водворена опять в царицыных покоях, и затем сведения о ней прекращаются. Афонская икона, по мнению исследователей, не есть известная всей Москве чудотворная Иверская икона, развозимая по городу и на краткое время бывающая в своей часовне у Воскресенских ворот. Указывают на несоответствие размеров и формы доски этой иконы с иконой подлинной. Некоторые предполагают, что Афонская икона стоит забытой в Московском Новодевичьем монастыре, на южной стене монастырского собора, и появление здесь иконы объясняют тем, что царица Мария Ильинишна (Милославская) благословила ею дочь свою, царевну Софию. София заключена братом Петром в Новодевичий монастырь, пострижена с именем Сусанны и скончалась в схиме с именем Софии 7 июля 1704 г. Ее гробница стоит, как и икона, у южной стены соборного храма монастыря. 14 октября Яхромская или Ахренская икона Она находится во Владимирской епархии, верстах в 60 от города Владимира, в соборной церкви мужского Косминского монастыря, построенного на реке Яхроме. Летописное сказание так повествует о явлении этого образа. Однажды около источника расположились для отдыха два путника — больной старец и сопровождавший его отрок Косма. Утомленные долгим путем путники погрузились в крепкий сон. Вдруг Косма был пробужден видением необыкновенного света и услышал таинственный голос:

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа " Умиление " относятся: " Владимирская " , " Волоколамская " , " Донская " , " Федоровская " , " Жировицкая " , " Гребневская " , " Ахренская " , " Ярославская " , " Взыскание погибших " , " Почаевская " и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе " Корсунская " . Разновидностью иконографического типа " Умиление " является тип " Взыграние " . Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к " Умилению " , с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить " Яхромская " . В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду. Еще одна разновидность иконографии " Умиление " - " Млекопитательница " . Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас " чистым словесным молоком " Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12). Итак, три названных нами иконографических типа - " Знамение " , " Одигитрия " и " Умиление " являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Ярославская 304 8 июн. Ярославская Казанская 8 июл. 1565. Ярославская Печерская 14 мая. 1563. Яскинская 305 3 мая. Ястребская 306 20 апр. Яхромская – См. Ахренская. Феодоровская Костромская 14 мрт. 117–118, 1454, 1481, 1503, 1518, 1524, 1527, 1533,1544, 1546, 1564. Феодотьевская 307 2 июл. Статистические сведения о монастырях, церквах, духовенстве и проч. По статистическим данным Всеподданнейшего Отчета, к 1908 г. состояло: в мужских монастырях монашествующих 9317 и 8266 послушников, в женских монастырях и общинах монашествующих 12652 и 40275 белиц; больниц при монастырях 184 на 1789 лиц, богаделен 148 с 1960 призревавшимися. Всех православных церквей состояло 51413, в том числе 735 соборных, 1765 монастырских, 38588 приходских и ружных, 2173 домовых и при учебных заведениях, 415 единоверческих, 5280 приписных и упразднённых и 2457 кладбищенских: часовен и молитвенных домов 20113; библиотек при церквах и благочиннических 30323: церковно-приходских попечительств 20045; общая сумма пожертвований, сделанных попечительствами, равнялась в 1907 г. – 4288104 p.; больниц при церквах 64 на 1932 лица, богаделен 853 с 12024 призревавшимися; духовенства при церквах – протоиереев 2706, священников 45330, диаконов 14177 и псаломщиков 44411. Из духовно-учебных заведений в 4 академиях состояло в 1906–7 учебном году: начальников и наставников 119, студентов 862; на содержание академий израсходовано 768723 р. 38 к., общая средняя стоимость студента 892 p.: в 57 семинариях – ректоров и инспекторов 57, помощников инспектора и надзирателей 173, преподавателей 866, учащихся 20450: на содержание семинарий израсходовано 4315964 р. 24 κ., в том числе из местных епархиальных средств 555294 p., средняя стоимость воспитанника 211 р. 39 к.; в 185 духовных училищах, – смотрителей 183, помощников их 184, надзирателей 415, учителей 1333. Учащихся 30143; на содержание училищ израсходовано 6404368 р. 74 κ., в том числе из местных епархиальных средств 4476910 р. 31 κ., средняя стоимость ученика 217 p.; в 59 епархиальных женских училищах общее число воспитанниц было 21427, содержание училищ стоило 3535385 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...