Золотилово. Церковь Василия Великого. Старообрядческий храм Церковь. Не действует.   Престолы: Василия Великого Год постройки:Между 1895 и 1915. Адрес: Ивановская область, Вичугский район, с.Золотилово Координаты: 57.318863, 41.641703 Проезд:от Вичуги и от Приволжска до Золотилово асфальт, храм на краю селения у дороги. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Старообрядческий храм принадлежал Древнеправославной Церкви Христовой, крупными деятелями которой в первой половине XX в. были братья Лакомкины, уроженцы Золотилово. Лакомкин Георгий Иванович (ок. 1867-1932), в иночестве о. Геннадий. С 1891 по 1910 г. священник молельного дома в Золотилово. В 1910-1932 гг. – епископ Донской епархии. В 1932 г. осужден и расстрелян. Лакомкин Григорий Иванович (1872-1951), в иночестве о. Геронтий. В 1906-1912 гг. – священник храма в с. Стрельниково близ Костромы. В 1912-1932 гг. – епископ Петроградско-Тверской епархии. В 1915 г. по его инициативе и содействии и при его участии был открыт каменный храм в Золотилово. В 1932-1942 гг. был в заключении. С 1942 г. – епископ Ярославско-Костромской епархии. Также работал помощником архиепископа, служил в Покровском кафедральном храме Рогожского кладбища в Москве, издавал церковный календарь. Из книги " Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2 " . Расположена на равнинном рельефе у проселочной дорги на окраине села. Сложена из кирпича и побелена. Из-за исчезновения всех пяти куполов и южного притвора утратила первоначальный облик, однако представляет интерес как образец русского стиля. Первоначально композиция церкви строилась на ступенчатом нарастании объемов. Двусветный, квадратный в плане основной четверик возвышался над более низкими, примыкавшими к нему с трех сторон прямоугольными притворами и трехчастным алтарем. Композиция каждого фасада строго симметрична. Особенности построения западного и боковых фасадов – с полуциркульным подвышением посредине и тремя окнами верхнего света с более широким в центре — повторены в притворах. В нижнем ярусе, по сторонам притворов стены, прорезаны узкими, очень высокими окнами. Все проемы имеют арочную форму. Оконные и дверные перемычки первого света дополнены рельефными рустованными архивольтами, окна второго света – в рамочных наличниках. Углы четверика и притворов закреплены широкими лопатками. В окнах сохранились решетки, звенья которых имеют рисунок в виде трех концентрических кругов.

http://sobory.ru/article/?object=06032

Кубообразный двусветный четверик церкви, прежде завершавшийся четырехскатной кровлей, увенчан пятью вытянутыми цилиндрическими барабанами глав, имевших луковичную форму с чешуйчатым металлическим покрытием. С востока к нему примыка-ет слегка зауженная невысокая полуциркульная апсида, с запада – широкая трапезная с южным приделом. Северная стена трапезной продолжает линию фасада четверика, а полуциркульный алтарь сильно выступающего придела частично прикрывает фасад храма. Колокольня поставлена по оси храма. Над ее нижним четвериком возвышается высокий восьмигранный столп, несущий стройный шатер с маленькой главкой. Все объемы церкви связаны низким цоколем с узкой лентой поребрика. Углы четверика фиксированы огибающими лопатками, крепующими карниз с трехрядной пилой и высокий аттиковый ярус, украшенный тремя полукружьями ложных закомар. Из-за примыкания южного придела композиции трехосевых боковых фасадов слегка различаются между собой. Три окна второго света с трехцентровыми перемычками заключены в наличники с боковыми полуколонками с перехватами, профилированными подоконниками, опирающимися на маленькие консольки и сандриками в виде трехлопастных кокошников с высокими килями. В нижнем ярусе на оси, ближайшей к алтарю, находится еще одно окно в таком же оформлении. Арочный входной проем на северном фасаде заглублен в плоскую прямоугольную нишу и украшен порталом, полуколонки которого, перебитые дыньками, несут профилированный сандрик с крупным полуциркульным фронтоном и маленьким прямоугольным киотом в его тимпане. На западном фасаде необычно размещенное асимметрично восьмигранное окно в профилированном обрамлении. Ложные закомары, где ранее располагались живописные композиции на металлических листах, по контуру подчеркнуты обводами из валиков с узкой лентой поребрика. Декор барабанов глав с аркатурой из валиков с бусинами и карнизов на ступенчато расширяющихся кронштейнах типичен для ярославской школы строительства. На стенах апсиды узкие лопатки чередуются с окнами, высокие очелья которых, такие же, как в храме, перерезают горизонтали трехчастного карниза, дополненного лентой поребрика. Аналогичный карниз венчает фасады трапезной, но оконные наличники здесь завершены профилированными полуциркульными фронтонами.

http://sobory.ru/article/?object=13237

Церковь сложена из плиты и кирпича больших размеров, старинною сплошною кладкою. Со всеми позднейшими пристройками она имеет в плане форму узкого и длинного прямоугольника, коего длина 50 и ширина 15 шаг. На восточной стороне находятся 3 алтарные абсиды, но контуры боковых абсид так мало выступают вперед, что все три с первого разу можно принять за одну. В местах соединения боковых абсид со среднею поставлены колонны. Каждая абсида снабжена одним окном, из них среднее и северное украшены затейливыми наличниками, перешедшими, несомненно, с деревянного зодчества. Над прямыми перемычками тех же двух окон сделаны кирпичные разомкнутые вверху фронтоны во вкусе Московского зодчества конца XVII и начала XVIII века. Окно же южной абсиды осталось безо всяких украшений. На северном фасаде находятся 7 окон. Из них 2 левых, т. е. ближайших к абсидам, вполне напоминают церковное зодчество средней России половины XVII века: по бокам их поставлены по две колонки с балясинками посредине, а сверху, над перемычками, сделаны кокошники в виде фронтонов с двумя дугами по сторонам. Остальные 5 окон северного фасада - обыкновенные, современного типа. Под левою парою окон, внизу, идет поясок из углубленных квадратов, в которые вставлены поочередно: кирпичный кубик, поставленный на угол, и пара маленьких кирпичных кувшинчиков или балясинок. Правее левой пары окошек находится вход во храм, сделанный в виде перспективного портала, очень изящного и чрезвычайно затейливого по отделке. Общий его характер напоминает порталы некоторых Московских, Ярославских, Владимирских и Костромских церквей. Сверху входа идет по стене широкий пояс из зеленых кафелей. По южному фасаду окна расположены в два яруса. Правая пара окон по своему положению соответствует левой паре северного фасада и, подобно ей, имеет кирпичные наличники, но несколько иного типа, чем на северной паре; они отчасти напоминают наличники монастыря Саввы Звенигородского (XVII века). Под этими окнами, в нижней части стены, идет такой же пояс из углубленных квадратов, как и на северной стороне. Левее этой пары окон расположены еще 9 окон, из них 5 в верхнем ярусе и 4 в нижнем; правая нижняя пара окон украшена по бокам кирпичными полуколонками, остальные же 2 окна, так же как и 5 верхних, имеют современный тип. Глава поставлена над восточною частью прямоугольника. В шее ее проделаны узкие окна с дугоообразными перемычками. Над окнами идет поясок из кружал с заостренными подвышениями. Западная стена совершенно гладкая, без дверей и с одним обыкновенным окном.

http://sobory.ru/article/?object=08119

В конце XIX столетия церковь реставрировали под руководством известного исследователя древнерусской архитектуры академика В.Суслова. В 1940 году церковь Петра Митрополита еще находилась в ведении общества верующих. Через несколько лет ее закрыли и использовали как склад. В 1950-1960-х гг. Ярославская научно-реставрационная мастерская восстановила древнюю форму кровли и первоначальные формы оконных проемов, частично укрепила кладку стен и вскрыла под толстым слоем штукатурки древние арки. Церковь Митрополита Петра сохранилась до настоящего времени как памятник государственного значения . Этот великолепный храм является одним из последних памятников, завершающих «классический» период в развитии древнерусского зодчества. В настоящее время церковь передана Русской православной церкви. По материалам книги Н.Ермаковой «Храмы Переславля: существующие и утраченные», Славпринт, 2004 Петромитрополитская церковь в честь св. Петра, митрополита московского нужно считать древнейшею каменною церковью после Спасопреображенского собора. По старинным актам она значится на государевом старом дворе или в теремах. О времени построения этой церкви не сохранилось никаких письменных свидетельств. По преданию, эта церковь построена или в конце XIV или вначале XV вв. В виду того, что церковь значится с XVII в. на государевом старом дворе, можно думать, что она была домовой дворцовой церковью и что строителем ее был кто-нибудь из великих князей московских. Относить постройку данной церкви к XV в. заставляет и оригинальный шатровый верх ее, который появляется в архитектуре наших церквей с этого времени. Церковь сложена из кирпича с дубовыми связями в форме равноконечного креста. Каждая сторона храма снаружи разделена на 3 части плоскими колоннами, вверху соединенными дугообразными перемычками. В середине находится по одному окну, расширенному уже впоследствии. Прямо на сводах, без внутренних столбов, утвержден восьмигранный фонарь, оканчивающийся вверху висячим карнизом, поддерживаемым на каждой грани двумя кронштейнами; по карнизу выведены дугообразные небольшие лопатки с небольшими промежутками. Над фонарем выведен конусообразный восьмигранник, на вершине которого небольшой восьмигранный фонарь с щелеобразными окнами. Он отделен от конуса поясом, на фонаре чешуйчатая железная глава в виде срезанной луковицы. Все здание горизонтальным поясом разделено на два яруса; в нижнем этаже с конца прошлого столетия устроена теплая церковь. С трех сторон церкви устроена крытая галерея на полукруглых арках. В настоящее время эти арки заложены и галерея непосредственно соединена с теплой церковью. В верхнюю церковь ведут 3 двери; притолоки - в виде полукруглых колонок, верх стрельчатый.

http://sobory.ru/article/index.html?obje...

Иконостас (устроен 1812 г.) трехъярусный по золотому полю с цыровкою; местные иконы в медных посеребренных ризах. Алтарь троечастный с низкими сводами, освящен 5-и окнами. Антиминс освящен преосвящ. Самуилом, архиеписк. Ростовским и Ярославским в 1780 г. Ноября 1 дня 18 . Средина храма помощена чугунными плитами, а около стен и в алтаре белым плитняком. Солея возвышена на 2 ступени. Дверей входных двое, обе двойные. 2) Теплая церковь во имя Знамения Божией Матери, с приделом в притворе во имя трех святителей, построен в 1823 г. строителем о. Венедиктом, освящена в 1825 г. Она заменила в обители небольшую каменную церковь того же Наименования, построенную в 1793 г. строителем монахом Серафимом, стоявшую по левую сторону колокольни. Церковь домового расположения: внизу в подвальном этаже выход, а вверху храм; квадрат его с каждой из боковых сторон украшен фронтонами и освещен тремя окнами с прямыми перемычками; крыша высокая куполообразная, по деревянным стропилам крыта железом. С западной стороны приделана паперть; внизу входная дверь и лестница во второй этаж служащий трапезою церкви: здесь с правой стороны устроен придел во имя трех святителей. паперть эта освещена с северной стороны двумя большими окнами дуговыми перемычками. Под одну крышу с папертью пристроено в 1857 г. двухэтажное здание братской трапезы (см. ниже). Иконостас с 4-мя колоннами и аркою над царскими дверьми, поле темно-голубого цвета, а капители колонн и карнизы позлащены. Местные образа в медных посеребренных ризах. Против левого клироса помещается икона Владимирской Божией Матери, перенесенная сода из упраздненного Шаровского монастыря (описание ее смот. в главе достопримечат. вещей). В приделе трех святителей антиминс перенесен из старой Знаменской церкви, освящен в 1703 г. преосвящ. Афанасием епископом Коломенским и Тульским. Иконостас одноярусный, поле белое с позолотою, на местных иконах медные посеребренные венцы. 3) Церковь при архиерейском доме каменного здания двухъярусная, внизу во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху на хорах: во имя Вознесения Господня. Эта церковь устроена по мысли и на половину иждивением преосвящ. Дамаскина, и освящена: нижняя в 1848 г. Ноября 7-то, а верхняя в 1843 г. июня 5 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Один из наиболее почитаемых образов храма - " Христос в Темнице " , скульптурная композиция, датируемая XVIII столетием. В центре её - деревянное резное изображение Иисуса Христа с терновым венцом на голове. В 2005 году на праздничную рождественскую службу в Городню приезжал Президент России Владимир Путин. Богородице-Рождественская церковь изначально представляла собой четырёхстолпную, крестово-купольную архитектурную композицию с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. После очередного пожара 1716 года церковь Рождества Богородицы в Городне восстановил Пётр Алексеевич Бем. При нём храм был не только отремонтирован, но и расписан, были пристроены кирпичная трапезная (с приделом праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) и шатровая колокольня. Мастера использовали обычный для того времени набор архитектурных деталей, восходивший к русской архитектуре XVII века. Главка над барабаном зиждается на тонкой шейке, а колокольню " накрывает " открытая паперть и шатёр со слухами. Такие шатровые колокольни очень часто встречаются при храмах, датируемых семнадцатым веком, в Костромской, Ярославской и Московской областях. Выделяются оригинальные боковые порталы с арочными архивольтами, а также узкие лопатки на апсидах, напоминающие нижегородский стиль. Порталы и проёмы строители немного приукрасили наличниками из белого камня, которые образуют " хорошо читаемые и видимые издалека светлые пятна на фасадах колокольни и трапезной " . Очертания окон довольно просты и имеют луковичные перемычки. Окна основного объёма выполнены " раструбом " , что, видимо, требовалось, чтобы защититься от вражеских нападок. Строители, пытаясь подчеркнуть значение древнего объёма и не дав ему потеряться за новыми постройками, покрыли храм обычной скатной кровлей. Вероятно, с той же целью старый световой барабан надстроили новым, но глухим и маловыразительным. А вот большая луковичная глава придала храму необходимую стройность и не дала ему потеряться в окружающем ландшафте. Над главным входом в храм, в нише находится икона " Рождество Пресвятой Богородицы " . В честь этого праздника и была освящена церковь в Городне. С северной и южной стороны четверик имеет порталы в виде арочных полуколонн, вырезанных из белого камня, и стрельчатые окна, напоминающие скорее бойницы.

http://sobory.ru/article/?object=00850

Прямоугольные проёмы окон были увенчаны белокаменными сндриками на кронштейнах. Любопытно, что алтарные окна были фланкированы узкими нишами, воспроизводившими композицию тройного «итальянского» окна. Стены квадратного в плане четверика храма были выше, чем у алтаря и трапезной. Его доминирующая роль в композиции здания была подчеркнута увенчанным миниатюрной главкой широким пологим куполом на невысоком барабане и четырёхколонными портиками на северном и южном фасадах. Пристенные колонны портиков, оставленных на высоком цоколе, поднимали треугольные фронтоны так высоко, что они зрительно перекрывали барабан купола. Между средними колоннами портиков располагались перекрытые арками высокие входные проёмы, к которым вели крыльца в четыре ступени. Между боковыми колоннами были высокие окна, также завершенные арочными перемычками. При ремонте церкви была произведена замены оконных рам, дверей и полов. С наружной стороны храма живописные работы были выполнены дворовым человеком господина Кожина живописцем Гавриилом Матвеевым (Березиным). В 1834 году с запада был пристроен небольшой притвор с простыми лопатками на фасадах и входным крыльцом с северной стороны. Внутри притвора капитальная поперечная стена отделяла западное помещение для ризницы. В 1857 году рыбинский почётный гражданин Николай Ионович Тюменев подал прошение о дозволении устроить в Георгиевской церкви новый иконостас «на его кошт с пособлением других доброхотных дателей». Высокопреосвященнейший Нил (Исакович), архиепископ Ярославский и Ростовский, на поданном прошении надписал: «Жертвователей Господь наградит, а к делу приступить». По общему решению церковного старосты и причта собора, по разрешению духовного начальства старый иконостас был пожертвован в «погоревшую церковь Романово-Борисоглебского уезда села Раменья». С именем купца первой гильдии Николая Ионовича Тюменева (1823-1897) связаны значительные перестройки храмов Георгиевского кладбища в последующие годы. Продолжатель традиций меценатства этого известного в городе купеческого рода Николай Ионович, будучи с 1875 года старостой церквей Георгиевского кладбища, жертвовал значительные средства на их благоустройство и благолепие.

http://sobory.ru/article/?object=03040

С разрешения Императорского Московского Археологического Общества была образована для наблюдения за работами по реставрации Белой Палаты особая Комиссия, в состав которой вошли: И. А. Вахромеев, Д. А. Булатов, А. А. Титов , И. А. Шляков и священник Ростовскаго собора о. Василий Мансветов; от городского общества представителем был городской голова Е. Н. Хомяков. Начальник губернии В. Д. Левшин был избран председателем Комиссии, а преосвященнейший Ионафан, бывший архиепископ ярославский и ростовский, почётным её членом. Белая Палата (после реставрации). Здание Белой Палаты было восстановлено в прежнем его величественном виде, причём Комиссия старалась сохранить все детали, какие только можно было уловить по тем или иным едва уцелевшим образцам; всё найденное тщательно рассматривалось, зарисовывалось, проверялось по другим образцам и только по всестороннем обсуждении – бралось в основание работы. Так, во время разборки стен открыто было древнее окно с перемычкою из двух висячих арок с гирькою; по этому образцу восстановлены были все окна Палаты. Оконные рамы сделаны были по рисунку члена Комиссии И. А. Шлякова, составленному применительно к рамам Исторического Музея и одобренному вице-президентом Археологического Общества В. С. Румянцевым. Рисунки для некоторых дверей и слуховых окон дал строитель Исторического Музея в Москве архитектор А. П. Попов. Двери в Белой Палате с правой стороны исполнены по образцу дверей Ростовскаго Борисоглебского монастыря. Красивые, остроконечно опускающиеся к стенам, а по средине опирающиеся на один массивный каменный столб, своды дополнены серьгами, отпиленными при митрополите Иоасафе Лазаревиче; все переделки этого владыки Комиссия старалась уничтожить, и Белая Палата восстановлена по первоначальному плану своего знаменитого строителя, митрополита Ионы Сысоевича. Печи, а для предположенного книгохранилища и Музея – шкафы, витрины и мебель исполнены были в стиле XVII века. 28 октября 1883 года происходил торжественный акт освящения и открытия Белой Палаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

В целом в облике Успенского собора сочетаются строгое соблюдение русских церковных традиций (вплоть до крестообразности в плане) и програмные требования классицизма, такие как чёткая геометрия форм и монументальность сооружения. Ротонда и боковые барабаны сделаны соразмерными, равно как и главы над ними; центральный барабан богато остеклённый, угловые - глухие. Эти последние как бы " вырастают " из дополнительных цилиндрических объёмов по углам четверика - пример осмысленного творчества зодчего в заранее задуманных архитектурной стилистикой рамках. Центральная глава храма фигурная: почти идеальная сфера с перемычкой внизу увенчана подобием " ярославской вазы " под яблоком креста. В отличие от многих классических проектов, стремившихся к минимизации главки, проект Манфрини изначально предполагал крупную " луковицу " . Барабан заниженный, уплощённый, пропорциями перекликающийся с большой ротондой. Окна трапезной как бы " мирят между собой " тройные окна ротонды и ординарные, с циркульным вторым светом, - основного объёма. В нижнем ярусе - вариация на тему тройного проёма, центральное окно - широкое, как у основного объёма (и даже подчёркнутое собственным фронтончиком!), боковые уже и ниже; в верхнем ярусе - полуциркульное окно, характерное для зрелого классицизма, также трёхчастное. Интересна сама по себе и апсида собора. Она здесь подчёркнуто развитая, как бы вырастает из дополнительных " цилиндров " северо-восточного и юго-восточного углов, что в целом усложняет восточный фасад. В алтаре многочисленные широкие прямоугольные окна, над ними вторым ярусом идут циркульные - причём сквозные чередуются с ложными. В межоконных проёмах размещены пилястры, дополняющие рисунок колонн северного и южного фасадов. В интерьере собора всё подчинено развитию главного замысла архитектора - максимальному конструктивному и зрительному увеличению пространства внутри грандиозной ротонды. На достижение этого эффекта работают и относительно небольшая, как бы " сокращённая " трапезная, а в антитезу ей - развитая апсида с обширной конкой, как бы дополняющей подкупольное пространство.

http://sobory.ru/article/?object=00488

Kunde von Russland von Ermann», 1865, B. 23, S. 647; «Нов. Врем.», 1879, 137; 1880, 1572; «Педагогич. хроника», 1879, 37; XIX присужд. Уваровской премии» (ст. Тихонравова); Соч. Котляревского, т. II, стр. 415; «Вестник Европы», 1880, 8; «Современ. Летопись», 1863, 23; «Рус. Слово», 1861, 10, отд. 2, стр. 757; «Соврем. Листок», 1861, 12 и 13; «Рус. Речь», 1861, 87; «СПб. Вед.», 1864, 305; «Рус. Вестник», 1861, 12; «Русский Филологич. Вестник», 1880, 2, т. 3, стр. 54; «Соврем. Изв.», 1881, 13; «Христ. чтение», 1886, 7, 8; «Гражданин», 1876, 15, стр. 403, 16, стр. 459; Белинский, Сочинения, т. X, стр. 160, 292; Семевский, «Альбом»; К. Полевой, «Записки», стр. 420; Котляревский, т. 6, стр. 292; «Почин», вып. I, стр. 210, вып. 2 (письма Белинского, письмо I, стр. 157); Чернышевский, Очерки Гоголевского периода; Михневич, Наши знакомые; «Рус. Мысль», 1892, 6, стр. 290, (Д. Корсаков, Из литер. переп. Кавелина); 1895, 9, стр. 133; «Харьков. Губ. Вед.», 1892, 298; «Самарская газета», 254, 1892; «Рижский Вестник», 1892, 253; «Рус.Обозр.», 1894, VI, стр. 386; «Литературная Газета», 1843, 14; 1844, стр. 740; 1848, 15; «Маяк», 1844, кн. 26, т. XIII, стр. 85; «Северная Почта», 1848, 191, (ст. Сухарева); «Журнал для воспит.», 1857, т. 2; «Соврем. Листок», 1862, 11, 12, 13; «Книжник», 1865, 1; Венгеров, «Источники словаря рус. писателей»; «Юбилейный сборник литературного фонда», СПб., 1910; «Рус. хрестоматия Г.»; «Хрестоматия для детей» Галахова; «История рус. литер. Г.»; «Вестник Европы», 1892, т. 6, 12; «Книжки недели», 1892, 2, 3, 12; «Всемирная Иллюстрация», 1892, 265; «Виленский Вестник», 1892, 247; «Библиограф», 1892; «Библиот. для чтения», 1848, т. 88, отд. 6, стр. 28; Словари Брокгауза и Ефрона, Березина и Толя, дополн.; «Северная Пчела», 1858, 69; «Рассвет», 1859, «Ярославск. Губ. Вед.», 1864, 2; «Весть», 1866, 162; «Рус. Архив», 1889, т. II, стр. 513; 1891, т. II, стр. 449; 1895, т. II, стр. 326 и 541; Пыпин, Общ. движ. в России при Александре I, СПб., 1908, стр. 196, 324; Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004