Вятский историк В.В.Низов в своем биографическом очерке о жизни старца так пишет о его жизни в то время (1899-1917 гг.): «Знавшие о.Матфея в яранский период его жизни люди вспоминают, что это был благообразный старец, роста ниже среднего. Несмотря на постоянную бледность и худобу, лицо его в старости не утратило былой привлекательности и приятности. Волосы были длинные, курчавые и седые, борода и усы – черные, позднее – с проседью. Глаза умные, проницательные, глядя на собеседника, пронзал его душу насквозь. Стремление жить страннически, достигая внутреннего монашества вниманием к себе и молчанием, наложило отпечаток на его поведение. Он постоянно тяготел к уединению, был молчалив, ходил, опустив голову, погруженный в молитву. Пустых разговоров не вел, избегал шуток и смеха, праздничного времяпровождения. Любопытство считал одним из самых тяжких грехов. Но за этой внешней суровостью, неприветливостью скрывались ум мудреца, по-детски доброе сердце и душа праведника. Обстановка его келии отличалась строгой простотой. В переднем углу стояли большое распятие, несколько икон (Нерукотворного образа Спасителя, Казанской Божией Матери и ряд других) с лампадою, да аналой с Евангелием. Около двери висели ряса и подрясник с мантией. Одежду носил скромненькую, порой залатанную. На деревянной кровати лежали холщовый, набитый соломой тюфяк и такая же подушка. Для приема гостей имелось несколько стульев. Повседневная жизнь о.Матфея началась с келейного правила. Вставал очень рано, одним из первых среди братии. Затем шел в храм и служил чаще – один. Пение любил негромкое, молитвенное, простое, а освещение храма полутемное. От торжественных богослужений, соборных служений и поздних литургий старался уклониться. Избегал ходить и на общую трапезу. В употребление же пищи соблюдал крайнее воздержание, принимая ее только для того, чтобы поддержать грешную плоть. В последние годы его часто беспокоили сильные боли желудка, но он никогда не скорбел, не стонал, считая болезнь явным действием Промысла Божьего, и возлагал всю надежду на Господа и Его Пречистую Богоматерь.

http://sobory.ru/article/?object=37142

Утешение и поддержку своим силам о.Матфей находил исключительно в молитве. Для уединенной молитвы он, случаясь, удалялся на монастырскую дачу в д.Ершово Беляевской волости. Уходя в себя, старец простирал к небу руки и в слезной молитве просил милосердного Господа о ниспослании благодатного утешения и покоя в души его духовных чад. Не ограничиваясь ни местом, ни временем, старец постоянно пребывал в Иисусовой молитве, заключая весь свой ум в ее немудреные слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Аминь! Был старец любим и уважаем не только в обители. Молва о его подвижничестве и прозорливости вскоре вышла за ее пределы и пошла по Вятской земле, донеслась до Казанской и Нижегородских губерний. Как рассказывают, на исповедь к о.Матвею людей шло больше, чем к другим священникам обители. До нас дошли некоторые факты его прозорливости. Например, в 1902 г. он предсказал иеромонаху Пахомию Кедрову получение святительского сана и то, что он пострадает за веру. Так оно и случилось. В 1920е годы уже как епископ Черниговский и Нежинский после репрессий вернется в Яранск, где и скончается… У старца было немало духовных чад за пределами монастырской ограды. Одним из них был житель Яранска Дмитрий Бакшаев. Перед тем как ехать с женой на северные прииски он пришел за благословением к старцу. Слова духовного наставника были такие: «Поезжай, только тебе дадут всего мало. Мое благословение тебе такое: с копейки наживешь тысячи». Как обычно бывало, слова старца никто не понял. Бакшаевы уехали. Несколько лет Дмитрий работал молотобойцем, а с началом войны был призван в действующую армию. Жена с тремя детьми вернулась в родные места. На приисках они смогли скопить около 2 тысяч рублей, но в годы смуты все потеряли. Впоследствии Дмитрий принял сан и около 20 лет служил диаконом в Успенском соборе г.Яранска; схоронен он был удостоен чести возле могилы своего духовного наставника…. О.Матфей, как и его наставник о.Стефан, неохотно принимал посетителей, поскольку они отвлекали его от молитвы, в основном отсылая их к настоятелю («Идите к батюшке, он рассудит лучше меня»), сторонился славы людской, считая, что она мешает получить те добродетели, которые необходимы для достижения Царствия небесного. Ходил он, низко опустив голову, ни на кого не обращая внимания, а подходивших благословлял как бы нехотя, совершенно не интересуясь, откуда человек прибыл. Вообще говорил старец мало и то только в случае необходимости.

http://sobory.ru/article/?object=37142

В скором времени с ней случилось несчастье: сгорел дом и все постройки. Осталась она с тем, в чем выскочила из огня. И в течение трех лет питалась именем Божиим, то есть собирала милостыню по деревням и селам. И только тогда поняла, что таким образом прозорливый батюшка предрек беду, о которой, видимо, прямо сказать не решился, чтобы в душе не посеять гнев и ропот на волю Божию. Анно-Пророчицкий монастырь В 1899 году в 10 километрах от Яранска, в имении покойной купчихи Анны Дмитриевны Беляевой, был заложен новый мужской монастырь. Главный его престол освятили во имя праведной Анны Пророчицы . Его строителем и настоятелем был назначен иеромонах Нил (Пиляков), человек богоугодной жизни, оставивший о себе впоследствии добрую память. Собственно, судьба игумена Нила лишь пунктиром проходит через жизнеописание старца Матфея Яранского и словно остается в тени. Но стоит рассказать о подвижнике, чью память яраничи долго чтили и ставили его портрет рядом с иконами. На долю отца Нила выпало много трудов по первоначальному устроению Пророчицкой обители. Он ввел отправление служб по образцу афонских монастырей и, подавая пример братии, неустанно трудился сам, несмотря на то что был очень слаб здоровьем. За свое недолгое управление он в монастыре многое успел сделать: завел живописную, позолотную, столярную, кузнечную, портняжную и сапожную мастерские, просфорню и даже фотографию! При монастыре была открыта церковно-приходская школа. Но о. Нил не останавливался на достигнутом, основав на свои средства при деревне Цепечино школу для обучения девочек. В дни голода многие из жителей находили в монастыре пропитание. Бедных учеников школ монастырь тоже кормил. О. Нил (Пиляков) В одном из братских корпусов молодой настоятель любил устраивать народные чтения с картинами, на которые собирались не только крестьяне окрестных деревень, но и горожане. И эту любовь к слову он с естественной радостью переносил в свои проповеди, которые часто говорил экспромтом и которые производили огромное впечатление не только на простолюдинов, но и на образованных людей. При этом о. Нил никогда не забывал о главном деле инока — покаянии и молитве о спасении себя и ближних. Спал он всего два-три часа и всегда старался быть у служб, оставаясь в келье, только если болезни особенно одолевали немощную плоть. В помощь отцу Нилу в ноябре 1899 г. указом Вятской духовной консистории в Пророчицкий монастырь был перемещен иеромонах Матфей. Как говорит устное предание, нелегко было ему покидать родную обитель, в земле которой покоился его дорогой наставник. В трудах о. Стефана мы можем встретить такое наставление: «Многое испытав в жизни, я не нашел ничего лучшего для мира и спокойствия души моей, как умеренное принятие пищи, пребывание на одном месте и прилежное занятие Божиим словом, ибо от сего происходит отдаление от всех суетных людей, постоянное богомыслие, очищение сердца, озарение ума, который, прозревая в таинственную жизнь будущего века, успокаивает душу небесною тишиною».

http://pravoslavie.ru/103850.html

29 августа 1890 г. – кончина св. Стефана. Обрел упокоение близ алтаря Успенского храма. Сентябрь 1890 г. – официальное открытие (после 30 лет «неофициальной» истории) Александро-Невского монастыря на Филейке. В обители был принят и исполнялся Афонский устав, поэтому этот монастырь именовали " Вятским Афоном " . Церковь св.Александра Невского заложена в 1890 году в день официального открытия обители. До момента открытия монашеская жизнь на сем месте теплилась около трех десятилетий, т.к. еще в 60-е годы XIX века св. Стефан поставил уединенную келию на месте будущей обители и начал здесь свой молитвенный подвиг. Вскоре к нему стали стекаться люди, стремящиеся к спасению души и ищущие духовного руководства. Так возникла община - основа будущего монастыря. 1891 г. – в Филейский монастырь поступил Митрофан Швецов, духовный сын о.Стефана – будущий преп. Матфей Яранский чудотворец. 1891-1899 гг. – годы жительства и духовного возрастания преп. Матфея на Филейке. Преподобный Матфей Яранский родился во граде Вятке в 1861 году. В молодости работал в купеческой лавке, был духовным сыном преп. Стефана Филейского, в 1891 году поступил послушником в Александро-Невскую обитель. Прошел в ней путь от послушника до иеромонаха. Духовно окреп и вырос здесь, и в 1899 году был переведен в Яранский Пророчицкий монастырь, где стал духовником обители. Паломники начала XX в. описывают необычайную устроенность монастырского быта: «монастырь поражает деловитостью и хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменною стеною в ограде 2 каменных корпуса и 2 храма. За оградой 2 громадные гостиницы, мельница, скотный двор. С западной стороны от ограды возвышается постройка нового собора. 30 августа 1904 г. началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор И.А. Чарушин. Собор был в основном выстроен к 1917 году, но отделать собор изнутри и освятить его не успели. Собор по виду напоминает Александро-Невский собор в Вятке, но вместимостью больше его. Площадь, принадлежащая монастырю, покрыта строевым хвойным лесом. Над монастырем крутой лесистый обрыв (имеется ввиду лесистый склон у лесопарка близ нынешней Северной больницы, монастырь располагался от этого склона до нынешних гаражей, тянущихся вдоль трассы к новому мосту), с которого бегут источники холодной воды, распределенной по трубам в разных направлениях для надобности монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=32815

В новой обители братии было немного - настоятель и два иеромонаха, причем игумен Нил и один из иеромонахов были болящими и не могли работать в полную силу. Поэтому на о.Матфея было возложено много обязанностей – вести богослужение, исполнять требы, следить за ходом строительства, а также исполнять обязанности келейника у больного настоятеля. У последнего приходилось топить печь, готовить пищу, стирать белье. К 1902 г.о.Нил уже не смог исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, а 2 ноября того же года отошел ко Господу. Временным настоятелем монастыря был назначен иеромонах Пахомий Кедров, но фактически управляющим монастыря был о.Матфей, т.к. о.Пахомий приезжал сюда очень редко. 12 февраля того же года о.Матфей был назначен благочинным и духовником нового монастыря с возложением должности казначея на другое лицо (по другим данным он был назначен на эти должности еще 17 декабря 1900 г.). 29 сентября все того же 1902 г. у обители вновь сменился настоятель, на сей раз в последний раз за все дореволюционные годы. Им был назначен хорошо известный о.Матфею иеродиакон Геннадий (Парфентьев), возведенный в сан игумена. О.Геннадий, хорошо зная о.Матфея и его торговое прошлое, вновь назначил его казначеем обители с возложением должности благочинного на другое лицо. 14 марта 1903 г. Консистория утвердила это назначение. В обязанности монастырского казначея входили не только финансовые вопросы, но и все недвижимое имущество монастыря, а оно не было малым! По завещанию А.Д.Беляевой во владение монастыря было отдано все ее имение, составлявшее 568 дес. 1632 кв. сажени земли (по современному около 620 гектар); из всей земли в окрестностях монастыря находилось только 134 дес., а остальная в 434 дес. находилась при сельце Покровском Шешургской волости Яранского уезда, в расстоянии 7 верст от обители. Кроме этого, по завещанию Беляевой монастырь получил в свое владение два усадебных места в Яранске на Трудовой и Никольской улицах площадью в 416, 5 и 316, 25 кв. саж. и наличный капитал, проценты с которого составляли ежегодно 970 р. Также по завещанию купчихи монастырю отошло несколько зданий – ее дом в городе, переданный под монастырское подворье (позднее был арендован мужской гимназией), одноэтажный дом на каменном фундаменте, крытый железом, и полукаменный двухэтажный дом, крытый тесом. Все это обширное хозяйство стало еще одной заботой о.Матфея, с которой он успешно справлялся.

http://sobory.ru/article/?object=37142

 В Филейском Александро-Невском монастыре отец Матфей пробыл 10 лет. В 1899 году в 10 километрах от Яранска был заложен новый мужской монастырь. Туда был направлен иеромонах Матфей. В Пророчицком монастыре отцу Матфею пришлось много трудиться.  В 1902 году умер настоятель монастыря иеромонах Нил. Новому настоятелю, иеромонаху Пахомию (Кедрову), отец Матфей задолго предсказал получение святительского сана и вместе с этим многие скорби и горести. Отца Пахомия в должности настоятеля сменил постриженник Филейской обители игумен Геннадий. Он уважал мнения старца Матфея, и без его совета ничего, касающегося обители, не предпринимал. При нем на отца Матфея было возложено тяжелое послушание эконома и казначея монастыря.     Знавшие старца Матфея рассказывали, что у благообразного старца седые волосы были длинные и курчавые, а борода и усы – черные, позднее с проседью. Глаза умные, проницательные. Многие отмечали его удивительное смирение. Погруженный в молитву старец всегда ходил, опустив голову, не обращая внимания ни на что и ни на кого. Он никогда не допускал пустых разговоров. Никто ни разу не слышал от старца жалобы, несмотря на то, что у него сильно болел желудок.           Перед революцией прозорливец  предсказывал: «Грядет скорбь великая, но через нее очистится народ, переродится. На крови мучеников возрастет древо святости, от которого будут питаться многие и насытятся».       В 1921 году закрыли Пророчицкий монастырь, выгнали всех монахов. Старец переселился сначала на монастырскую пасеку, а потом в деревню Ершово, Беляевской волости. Вскоре в деревню Ершово за советом и помощью стали приходить жители многих губерний. Сохранилось множество свидетельств о чудесах, совершенных старцем.  Однако  с годами старец ослабел, предвидя свою близкую кончину, он говорил своим духовным чадам: «Приходите на мою могилку, излейте все свое горе, расскажите как живому все ваши беды и печали, и если я буду иметь дерзновение у Господа, то не оставлю вас без утешения».        Старец мирно скончался l6/29 мая 1927 года. Его похороны превратились в полноводный Крестный ход, свидетельство торжества православной веры.     

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За свою многополезную службу на пользу монастыря за 16 лет о.Матфей был удостоен двух наград – набедренника (18 декабря 1902 г.) и грамоты от Святейшего Синода (6 марта 1912 г.). О последнем награждении в «Вятских епархиальных ведомостях» сообщалось: «Указом Синода от 14 марта 1912 г. за за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества, благословением с грамотой удостаивается иеромонах Яранского Пророчицкого монастыря Матфий». В «послужном списке» старца за 1915 г. кратко отмечалось: «душевных качеств, исполнителен». С духовного окормления братии обители началось старческое служение о.Матвея. Каждый из насельников поверял ему свою душу и получал утешение. Часто самыми простыми словами он учил братию находить внутренне успокоение в самоиспытании и самоукорении, поскольку сам убедился в полезности этих действий на себе. Особенно внимателен и отечески попечителен он был к новым послушникам, недавно поступившим в монастырь. Многие из них были именно ему обязаны своим поступлением в обитель. Сам настоятель прислушивался к советам старца и без его совета не предпринимал ни одно важное дело. Духовник же для разрешения духовных нужд братии использовал и советовал читать братьям два тома сочинений своего дорогого учителя с различными поучениями, часто при этом говорил: «Внимайте и исполняйте, как учил тот, в ком жил Дух Святой!» Именно как духовник и благочинный, имевший уже солидный опыт монашеской жизни о.Матфей определял всю внутреннюю жизнь обители, а потому настоятель и братия смиренно подчинялись его духовному водительству, открывая перед ним свои помыслы. А старец считал своей главной задачей указать каждому путь ко спасению во Христе. Он был убежден, что первопричина всех расстройств человека крылась в нарушении им заповедей Христовых, и в качестве исцеления предлагал чистосердечное покаяние в грехах и причащение святых Таин. Епископ Вениамин (Милов) вспоминал в своей книге воспоминаний «Дневник инока»: «Ученик знаменитого филейского старца иеросхимонаха Стефана – иеромонах отец Матфей – учил меня читать книги аскетического характера, обличал в неимении страха Божия, рассказывал о своем тернистом шествии от мира к монастырю».

http://sobory.ru/article/?object=37142

Опытное Поле. Яранский Пророчицкий мужской монастырь. Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:Между 1899 и 1921. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, Яранский район, местечко Опытное Поле. Координаты: 57.382619, 47.921246 Проезд:Трасса Р-176 " Вятка " , участок Яранск-Тужа. От Яранска около 10км, затем правый поворот на Опытное Поле (напротив поворота на с.Рождественское). От трассы примерно 1 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1899 году далеко на юге Вятской земли, в 10 верстах севернее Яранска, был учрежден новый мужской общежительный монастырь во имя Праведной Анны Пророчицы. Появился он на земле, принадлежавшей ранее умершей купеческой вдове Анне Дмитриевне Беляевой, завещавшей ее под новый монастырь. Для того времени это было появление уже далеко не первого нового монастыря на Вятской земле, и рост их продолжался. Незадолго до этого поблизости того же города Яранска был основан женский Знаменский монастырь, в соседнем Уржумском уезде два года назад появилась Куженерская женская община; в 1901 г. появится аналогичная община в местечке Арбаж в соседнем Котельничском уезде. Это было новое чудесное явление вятской православной жизни тех лет. Строителем и настоятелем новой обители был назначен келейник архиепископа Вятского и Слободского Алексия (Опоцкого) иеромонах Нил, который был известен своей богоугодной жизнью. 25 сентября 1899 г. монастырь был освящен, но продолжал строиться. В помощь о.Нилу было послано из Вятки несколько самых достойных священнослужителей. 18 июня 1899 г.указом Вятской духовной консистории туда был отправлен диакон Филейского монастыря Николай Константинович Люстрицкий, а 24 ноября 1899 г. указом Вятской духовной консистории перемещен иеромонах Матфей с должностью казначея. Как говорит устное предание, нелегко было ему покидать родную обитель, в земле которой покоился его дорогой наставник, но он смиренно подчинился указу духовной власти, к тому же командировка сначала намечалась как «временная», но как оказалось – на всю оставшуюся жизнь. Указом Вятской духовной консистории за 17861 от 21 декабря 1900 г. о.Матфей был окончательно оставлен в Пророчицком монастыре. Впрочем, как уже говорилось, связь его с Филейским монастырем осталась и в дальнейшем.

http://sobory.ru/article/?object=37142

Все храмы Анны пророчицы (28 всего, 28 на карте) Брянская область Рогнединский район. Снопоть. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Анны пророчицы) Владимирская область Суздальский район. Расловское, урочище. Анны Пророчицы, церковь Воронежская область Воронеж, город. Воронеж. Покровский Девичий монастырь. Церковь Анны пророчицы в надвратной колокольне Ивановская область Кинешемский район. Кинешма. Сретения Господня, церковь (с приделом Анны пророчицы) Калужская область Сухиничский район. Брынь. Димитрия Солунского, церковь (с приделом Анны пророчицы) Кировская область Яранский район. Опытное Поле. Яранский Пророчицкий мужской монастырь. Церковь Анны Пророчицы Ленинградская область Волховский район. Чаплино. Анны пророчицы , церковь Лужский район. Рель. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Анны пророчицы) Волховский район. Вегота, урочище. Анны пророчицы, церковь Московская область Ленинский городской округ. Молоково. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Анны пророчицы) Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв. Могильцы (Богословское). Иоанна Богослова, церковь (с приделом Анны пророчицы) Луховицкий городской округ. Ловецкие Борки. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Анны пророчицы) Нижегородская область Краснобаковский район. Носовая. Анны пророчицы, церковь Новгородская область Боровичский район. Боровичи. Анны пророчицы при бывшей Боровичской женской гимназии, домовая церковь Великий Новгород, город. Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа (с приделом Анны пророчицы) Новосибирская область Тогучинский район. Буготак. Анны Пророчицы, часовня Оренбургская область Первомайский район. Фурманов. Анны Пророчицы, церковь Республика Башкортостан Стерлитамакский район. Рязановка. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Анны пророчицы) Республика Крым Кировский район. Старый Крым. Анны пророчицы, часовня Республика Мордовия Зубово-Полянский район. Жуковка. Анны Пророчицы, церковь Республика Татарстан Зеленодольский район. Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь. Собор иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (с приделом Анны пророчицы)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=580

В последние годы существования монастыря его территория оказалась плотно застроенной, и места под новые постройки уже не хватало из-за того, что большая часть ее была отведена под строительство нового большого храма, была занята кладбищем, садом и кедровой аллеей. Появилась гостиница с хозяйственными постройками, ферма для дойного стада коров; для прогона скота на заливные поля через болото построили насыпь. Уже за монастырской стеной был построен конный двор на каменных столбах. Также некоторые постройки имелись на земле, принадлежавшей монастырю в Шешургской волости (они не обозначались в монастырской ведомости, как не стоявшие в ограде монастыря) – несколько домов в полукаменном исполнении, изба-амбар на пчельник, баня и каретник. В ведомости монастыря за 1915 г. о церковных зданиях значилось: «Дома для священноцерковнослужителей построены на церковной усадебной земле, построены тщанием той же Беляевой по духовному завещанию… В ограде монастырской 3 корпуса 2хэтажных на каменном фундаменте, крыша железная, обшитые тесом, окрашены, внутри оштукатурены… Состояние домов: все строения в исправном виде, дома деревянные построены на фундаменте, обшиты тесом, окрашены и покрыты железом». Вся территория обители была обнесена деревянной оградой; с западной стороны она была кирпичная с красивыми железными воротами и островерхими башенками по углам. На территории монастыря росли кедр, вишня малина; ввиду того, что кедру опасно вытаптывание почвы, ходить можно было только по особым тропинкам. Все корпуса были соединены тропинками под сенью молодых аллей. В ограде же находилось и два кладбища – монастырское и для мирян, пожелавших быть схороненными здесь. Обнесенный оградой монастырь производил очень приятный вид, все здесь было красиво и благоустроено. Число насельников обители постепенно увеличивалось. Здесь не было такой строгости как в Филейском монастыре и принимали многих. Еще в самом начале основания монастыря к о.Нилу стало приходить множество людей с просьбой принять их в обитель. Он никому не отказывал. Набралось 25 человек с разными навыками и знаниями. В 1909 г. в монастыре жило 18 монахов и 57 послушников, в 1915 г. – 23 монаха, 20 рясофорных и 20 послушников (в том числе 1 игумен, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона), в 1916 г. – 28 монашествующих и 38 послушников. Все они были духовными чадами старца Матвея.

http://sobory.ru/article/?object=37142

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010