Заметное влияние на развитие христианства в К. оказала япон. оккупация страны (1931-1945). Япон. власти, преследуя свои интересы, создали т. н. Христианскую ассоциацию, целью к-рой было разорвать связи кит. христиан с зап. церквами. Однако большинство кит. христ. орг-ций и их лидеров оставались на патриотических позициях. На оккупированных территориях численность протестантов сократилась почти в 2 раза, а в районах, оставшихся под властью Гоминьдана, увеличилась на 30%. В 1936 г. в 784 кит. городах находилось 6059 амер. миссионеров, в стране было 536 тыс. китайцев-протестантов ( Цыганкова. 1992. С. 26). Члены христ. общин вместе с зап. миссионерами поддерживали антияпон. и проамер. политику гоминьдановского правительства Китайской Республики во второй мировой войне. В 1946-1949 гг., после разгрома Японии и окончания войны, численность христ. населения и работающих в К. зап. миссионеров, значительно увеличилась. У Яоцзун и Мао Цзэдун. Фотография. 1950 г. У Яоцзун и Мао Цзэдун. Фотография. 1950 г. Приход к власти коммунистов и образование КНР (1949) во многом определили развитие христианства в стране. В апр. 1950 г. на встрече с религ. деятелями 1-й премьер Гос. совета КНР Чжоу Эньлай, воспитанник основанной амер. миссионерами школы в Тяньцзине, обещал, что власти будут защищать интересы религ. орг-ций, но в то же время не допустят деятельности «империалистических шпионов» среди протестантов и католиков. Первоначально христ. церкви были в ведении Иностранного отдела Центрального народного правительства КНР, в 1954 г. были переданы в ведение Отдела по делам религий при Госсовете, где должны были согласовываться все назначения и переводы священнослужителей. Протестанты первыми среди христиан откликнулись на предложение о «сотрудничестве с властями на патриотической основе». В рамках нового авторитарного гос-ва протестант. церкви были вынуждены объединяться. В июле 1950 г. 40 христ. лидеров под рук. У Яоцзуна (1893-1979), возглавлявшего группу кит. протестантов, настроенных сочувственно к левым, подписали декларацию «Направление усилий китайских христиан в строительстве Нового Китая», выступив «за три принципа самостоятельности церкви»: самоуправление (цзы чжи), самообеспечение (цзы ян), самораспространение (цзы чуань). В сент. того же года декларацию приняли 1527 протестант. лидеров, впосл. под ней подписалось более 400 тыс. протестантов. В апр. 1951 г. был создан Комитет по подготовке движения сопротивления США, поддержки Кореи и обновления кит. протестантов в духе тройственной независимости. В опубликованных документах осуждались США, являвшиеся в то время основным источником финансовой поддержки всех протестант. миссионерских орг-ций в К.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

– Это, видите ли, моя давняя привычка. Каждое вино, грузинское в особенности, обладает своим вкусом и ароматом. Соединением красного с белым я как бы обогащаю вкус, а главное, создаю букет, как из пахучих степных цветов. – Какое же, товарищ Сталин, вино вы предпочитаете, красное или белое? – спросил Мао Цзэдун. – Чаще пользуюсь белым виноградным, но верю в красное, которым как-то, давно это было, во время болезни тифом в ссылке один добрый врач в тюремном госпитале тайком отходил меня малыми дозами красного вина, кажется испанского. Спас меня от верной смерти. С тех пор я как-то проникся сознанием его целебности, – задумчиво сказал Сталин. Минул январь 1950-го года. Приближалась февральская дата – день подписания Договора о дружбе, взаимной помощи между СССР и Китаем. – Нам хотелось бы, товарищ Сталин, устроить небольшой прием после подписания договора, – обратился Мао Цзэдун с этой просьбой во время очередной встречи. – Естественно, – сказал хозяин. – Но не в Кремле, где меня разместили, а в другом месте, например, в «Метрополе». – А почему не в Кремле? – Видите ли, товарищ Сталин, Кремль – это место государственных приемов Советского правительства. Не совсем это подходяще для нашей страны и суверенного государства… – Да, но я никогда не посещаю приемов в ресторанах или иностранных посольствах. Никогда… – Наш прием без вас, товарищ Сталин… Нет, нет, просто немыслимо. Мы вас просим, очень просим, пожалуйста, согласитесь, – настаивал Мао Цзэдун. Наступила пауза, с ответом Сталин не спешил. Он как бы сосредотачивался. Мао Цзэдун исповедально ждал согласия хозяина, не сводя с него глаз. – Хорошо, товарищ Мао Цзэдун, я приду, если вы этого хотите, – произнес Сталин, наконец, и заговорил на другую тему. Так был нарушен собственный обет, который Сталин неукоснительно соблюдал весь свой век. СТАЛИН И МАРШАЛ РОКОССОВСКИЙ. При настойчивом желании убедить Сталина о необходимости присвоения ему звания «Генералиссимуса Советского Союза» маршал Рокоссовский приводит аргумент. «Товарищ Сталин, – четко обращается Рокосссовский к Сталину. – Вы маршал и я маршал – мы с вами в одном звании, и Вы не можете меня наказывать как маршал, только как генералиссимус».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/23/ne...

Е. К. Никифоров: Цифры чудовищные. В. Н. Земсков: Чудовищные цифры это холокост, а сталинские репрессии чудовищные или как ни называй, они всё равно меньше, даже расширительно. Даже с учётом тех младенцев или с учётом кулацкой ссылки или выселенных калмыков, крымских татар и прочее. Как ни крути, всё вместе не более двух с половиной миллионов. Всё вместе, в самом широком плане, умершие на пути в ссылку и прочее. А основу там составляют расстрелянные 828 000 по 58 статье. А всего, если очень широко брать, то два с половиной миллиона, максимум. Это не шесть миллионов, как Гитлер и Гиммлер устроили. И не Сталина надо на первое место ставить. На первом месте Гитлера и Гиммлера так и надо оставить, они заслуженно там находятся, как главные гуманитарные преступники ХХ века. Е. К. Никифоров: Вот и сейчас к концу программы, когда вы сказали, то слово, ради которого я и хотел с вами поговорить: «гуманитарный преступник». В какой степени Сталин или Ленин и его последователи могут быть названы «гуманитарными преступниками». В. Н. Земсков: Мне вот говорят, есть хорошие революционные вожди, например, Эрнесто Че Гевара. Насколько он лучше Сталина и Мао Цзэдуна… Е. К. Никифоров: Красивый такой, в берете! В. Н. Земсков: А я говорю, как вы заблуждаетесь. Почему на руках Эрнесто Че Гевары нет столько крови? Да потому что он не занимал таких должностей как Сталин и не смог развернуться как Сталин. А на самом деле они одинаковые Эрнесто Че Гевара, Сталин, Ленин, Мао Цзэдун. Собственно, почему Мао Цзэдун намного хуже выглядит на фоне Дэн Сяопина. У Мао Цзэдуна много крови, а у Дэн Сяопина крови почти нет. Почему? А потому что всю грязную кровавую работу сделал Мао Цзэдун за Дэн Сяопина и тому на этом поприще просто негде развернуться. Сфера деятельности сужена. Сталин вроде как тиран и палач кровавый, а на его фоне Брежнев и Хрущев выглядят почти как ангелы. А почему так? Неужели они лучше Сталина? Просто Сталин сделал за них всю грязную и кровавую работу и так основательно, что им на этом поприще, хоть бы они и захотели никак не развернуться. Вся эта паства, которая Сталиным уничтожалась, её очень мало осталось, не развернёшься. Поэтому Хрущёв и Брежнев на фоне Сталина просто вынуждены выглядеть очень хорошо.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-18-02-20...

Сталин и Валерий Чкалов. Во время авиационного парада на летном поле Центрального аэродрома 2 мая 1935 г. Сталин задержался у истребителя И-6. Чкалов В.П. ответил на вопросы о самолете. Сталин уже знал летчика по рассказам. Внимательно выслушав его, спросил: – А почему вы не пользуетесь парашютом? – Я летаю на опытных, очень ценных машинах, – ответил Чкалов. – Их надо беречь во что бы то ни стало. Вот и тянешь до аэродрома, стараешься спасти машину. Сталин сказал серьезно: – Ваша жизнь дороже нам любой машины. Надо обязательно пользоваться парашютом, если есть необходимость! На приеме в Кремле Сталин подошел с рюмкой к столу, за которым сидел Чкалов: – Хочу выпить за ваше здоровье. Валерий Павлович! – Спасибо, оно у меня и так прекрасное, – не стушевался Чкалов. – Давайте лучше, Иосиф Виссарионович, выпьем за ваше здоровье! В рюмочке Сталина был «Боржоми» или «Нарзан» – видно по пузырькам на стенках. Чкалов налил два фужера водки, взял у Сталина рюмку и, отдавая ему фужер, добавил: – Выпьем, Иосиф Виссарионович, на брудершафт! Сталин едва пригубил, Чкалов же выпил всё до дна, обнял Сталина за шею, к немалому беспокойству охраны… Рассказывал Герой Советского Союза Г.Ф. Байдуков: «Чекисты побелели, когда на приеме Чкалов полез к Сталину пить на брудершафт. Они попросили меня подействовать на Чкалова, а я им говорю: „Ничего, все образуется“. И действительно, Сталин выпил с ним на брудершафт, и они перешли на „ты“». СТАЛИН И МАО ЦЗЭДУН. На подмосковной даче в 1949 г. состоялась встреча Сталина с Мао Цзэдуном. Переводчиком был Н.Ф. Федоренко, член-корреспондент АН СССР. Гость спросил его шепотом, почему Сталин смешивает красное и белое вино, а остальные товарищи этого не делают. Он ответил Мао Цзэдуну, что затрудняется объяснить и предложил спросить об этом Сталина. – Что у вас там за нелегальное перешептывание, от кого утаиваете? – раздался голос Сталина. – Товарищ Мао Цзэдун интересуется, почему вы смешиваете разные вина, а другие этого не делают, – выпалил Федоренко. – А почему вы не спрашиваете меня? – старался он пригвоздить Федоренко. – Я давно уже заметил, что он подозревает меня в чем-то, не доверяет. – Извините, но Мао Цзэдун настаивает этого не делать, считая такое обращение к вам нарушением приличий… – А вы кого предпочитаете здесь слушать, – не без лукавства спросил Сталин Федоренко, и, улыбнувшись из-под своих усов, хозяин стал объяснять гостю, почему он смешивает вина.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/23/ne...

У них сейчас такая формула есть: помнить изначальные идеалы, твердо понимать свою миссию. Китайцы любят называть периоды истории разными красивыми названиями. Время правления Дэн Сяопина - «реформы и открытость». Си Цзиньпиновские первые десять лет называются «новая эпоха». А с XX съезда - это «новый поход». Это прямо отсыл к «Великому походу» Мао. Неслучайно возник и 2035 год, к которому будет достигнуто «всеобщее благоденствие». Это будет столетие Великого похода под руководством Мао Цзэдуна. Чтобы сомнений не было, куда идет страна и партия, Си Цзиньпин сразу после XX съезда вместе с шестью другими постоянными членами Политбюро поехали в Яньань. Там в музей превращен «пещерный город», где жил Мао и другие лидеры Компартии. Кстати, Си Чжунсюнь, папа Си Цзиньпина, был «завхозом» всего пещерного города. Почему пещерного? Яньань в провинции Шэньси. Там горы сложены из породы «лесс», спрессованный ил. Так как он мягкий, в нем легко строить пещеры. Местные крестьяне испокон веков жили в пещерах, потому что зимой там сравнительно тепло, а летом - прохладно. Туда пришли войска Мао Цзэдуна, они нарыли себе пещер, жили там. У Мао было три пещеры рядом. Весь этот пещерный город, описанный в книжке «Особый район Китая». Туда приезжают сотни тысяч, миллионы китайцев. Неподалеку там город Сиань, бывшая столица Китая. 12 разных династий на протяжении сотен лет там держали свою столицу. А чуть севернее есть городок Фупин, откуда родом отец Си Цзиньпина, их семейное гнездо. Я там был. У них крестьянский домик, яблоневый сад. Самые лучшие в Китае яблоки считаются из этой области. И во дворе дома яма вырыта, а там пещера. Для них нет совершенно ничего странного в том, чтобы летом, когда жарко, переселиться жить в прохладную пещеру, как на дачу. Чан Кайши и его армия, а также японцы, которые оккупировали тогда Китай, бомбили штаб-квартиру коммунистов, но бомбить пещеры бесполезно. Мао Цзэдун и его команда просидели там с 1935 по 1947 год. Потом гражданская война, и они после победы в гражданской войне победили во всем Ките, вошли в Пекин. Папа Си Цзиньпина стал сначала заведующим отделом пропаганды, что полностью не соответствовало его профилю. Он был экономист, знал, как устроить дела. Потом он стал правой рукой премьера Чжоу Эньлая. Потом сидел во время культурной революции, 16 лет сидел. Вышел, но не потерял веру в ценности коммунизма, партию. Его послали в провинцию Гуандун на берегу моря, где Гонконг. Там он придумал «специальные экономические зоны», которые фактически были слепком пещерной республики. Когда Си Чжунсюнь руководил экономикой пещерного района, то если бы реализовали принципы военного коммунизма, то просто подохли бы с голоду. Но он наладил отношения с помещиками, кулаками, зажиточными крестьянами, снизил налоги, помогал промышленникам. Все эти наработки они использовали после смерти Мао Цзэдуна, когда к власти пришел Дэн Сяопин.

http://radonezh.ru/2024/02/08/socializm-...

Е.Никифоров: - Что означает этот новый коммунизм? А.Девятов: - Старый коммунизм был сформулирован в «Манифесте коммунистической партии» Маркса и Энгельса на немецком языке в 1848 году: Проект оказался неисполненным, пришлось начинать заново.В китайском менталитете коммунизм - это «общество общего дела». 2 года назад китайцы стали говорить об «обществе общего блага». Е.Никифоров: - Что оно предполагает? Ведь был военный коммунизм у нас, бесчеловечная система, где человек никак не признавался личностью, был винтиком.Мечтали: от каждого по способностям, каждому по потребности. А.Девятов: - ЭтоПрограмма КПСС XXII съезда. Е.Никифоров: - А у китайцев что за коммунизм? А.Девятов: -Мао Цзэдун иностранных языков не знал, осваивал истину марксизма не весть в каком переводе, а перевод в иероглифы заведомо убивает изначальный смысл.Он остался в истории как мыслитель, который добавил к марксизму-ленинизму идеи Мао Цзэдуна. Это другой взгляд на сообщество единой судьбы человечества. Китай в трудах Мао Цзэдуна продемонстрировал свою историческую, культурную, цивилизационную самость.Дэн Сяопин, выступая в 1972 году с трибуны ООН заявил так: теория председателя Мао Цзэдуна о делении мира на три части - величайший вклад в марксизм-ленинизм. Е.Никифоров: - И какие это части? А.Девятов: - Все равно какие. На три! Никто не может объяснить, что происходит в Китае. Если говорить об экономике, то вообще никто. Нобелевский лауреат по экономике Дуглас Норд сказал, что ни одна экономическая теория запада не может объяснить то, что происходит в Китае. А там происходит то, что запад 300 лет развивался в индустриальном обществе, а это капиталистический, западный способ производства с разделением труда, прибавочной стоимостью, и так далее. А китайцы жили себе спокойно в азиатском способе производства. Мао Цзэдун и его последователи практику государственного строительства взяли из сочинений Ленина, где сказано:  бери от всех самое лучшее. Сначала были наши технологии, а потом мы же тихо отставали, а китайцы брали там, где технологиибыли передовые. Нам нечего отдать китайцам: ничего уже нет.

http://radonezh.ru/2020/03/29/mandat-neb...

В 1954 году председатель Мао пригласил Далай-ламу в Пекин, чтобы лично убедить его в пользе китайской оккупации. Это было первым знакомством его святейшества с китайцами и их вождем. Речь кормчего звучала убедительно, но была ложью и притворством от начала до конца. Мао говорил: «Тибет - это великая страна. У вас удивительная история. Много лет назад вы даже завоевали большую часть Китая. Но теперь вы отстали, и мы хотим помочь вам. Через 20 лет вы нас обгоните, и тогда будет ваша очередь помогать Китаю». Он сумел очаровать абсолютно неопытного в мирских делах Далай-ламу и даже добиться его согласия вступить в компартию, а также заняться китайской гимнастикой ушу. Сущность кормчего открылась его святейшеству только тогда, когда разговор зашел на духовные темы. «Религия - это яд. Во-первых, она уменьшает население, потому что монахи и монахини не должны жениться. А во-вторых, она пренебрегает материальным прогрессом», - сказал Мао. Он уже считал молодого собеседника своим единомышленником и союзником. Возможно, потому, что Далай-лама живо интересовался научно-техническими достижениями и искренне хотел модернизировать Тибет до уровня Китая. По канонам буддизма каждый верующий должен самостоятельно проверять правильность своих убеждений и моральных оценок, поэтому Далай-лама без всяких предубеждений воспринимал открывшиеся ему материальные истины. А Мао решил, что религия для него всего лишь ширма или привычка. Реформы по Мао Далай-лама пробыл в Пекине 10 недель. Мао лично проводил молодого монаха до автомобиля и долго махал вслед рукой, стоя под накрапывающим дождем без шляпы и плаща. Его святейшество вернулся в Лхасу в июне 1954 года. Китайские гарнизоны к тому времени стояли в большинстве городов страны, кроме столицы. Коммунистический режим принялся засучив рукава убеждать местных жителей в своей пользе: началось строительство железной дороги, потянулись автоколонны с мукой, рисом и другим продовольствием, улицы Лхасы заполнили сотни автомобилей советского производства, доставленные из Пекина. Активное сопротивление чужакам сменилось пассивным недовольством, отношение оккупационной администрации к Далай-ламе стало откровенно угодливым из-за встреч и хвалебных отзывов Мао. Внешний мир окончательно повернулся к Тибету спиной: премьер-министр Индии Джавахарлал Неру подписал с китайцами новый договор, который включал меморандум «Панча Шила» о взаимном невмешательстве во внутренние дела и признании Тибета частью Китая.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Став председателем Коммунистической партии Китая в 1945 году, Мао Цзэдун управлял ею до самой своей смерти в 1976 году. Его правление было типичным примером жестокого подавления политических оппонентов как внутри партии, так и среди тех, кто считались правыми. Ошибочная экономическая политика Большого скачка и чистки Культурной революции привели к гибели от 40 до 70 миллионов человек, что делает Мао виновником наибольшего геноцида за всю историю. Двумя любимыми книгами председателя Мао были книги эволюционистов Дарвина и Хаксли. О десятках миллионов, умерших от вызванного им голода, Мао, как записал его врач, сказал: «У нас так много людей, что мы можем позволить себе потерять небольшую часть». 546 Камбоджа и Пол Пот Смерть в 1998 году в Камбодже Пол Пота поставила точку в жизни одного из ужаснейших массовых убийц в мировой истории. С 1975 по 1979 год он возглавлял красных кхмеров, проводивших геноцид против собственного народа; это было время кровожадного правления, вдохновлённого сталинским коммунизмом в СССР и китайским коммунизмом пресловутого Мао Цзэдуна. От двух до четырёх миллионов людей погибли в те страшные годы в этой маленькой стране (возможно, более 20% населения) из-за их версии коммунизма, и всё это оправдывалось эволюционной теорией. Популярным лозунгом красных кхмеров был «Оставлять вас нет никакой выгоды, уничтожить вас ничего не стоит», и это согласуется с прямым применением принципов эволюционного атеизма. Трагедия в школе «Колумбайн» В 1999 году 15 человек погибли в результате стрельбы в старшей школе «Колумбайн» в штате Колорадо, США. Позже многие задавались вопросом, о чём думали двое несовершеннолетних убийц – Эрик Харрис и Дилан Клеболд. Вскоре выяснилось, что один из убийц был одет в белую футболку с надписью спереди «Естественный отбор» и что убийцы были увлечены нацистскими убеждениями, идеями «расы господ» и дарвиновской борьбы за выживание. Большинство государственных школ в странах западного мира в настоящее время учат, что насилие и смерть – это «естественные» эволюционные механизмы, которые совместно со случайными процессами за миллионы лет привели к появлению человека. Что такое обучение может предложить в ответ на это ужасное массовое убийство? Трагические уроки от Финляндии

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ahi...

Е. К.: Жертвы грандиозные - всё равно, миллион это или сто тысяч жертв репрессивного режима, это ужасно. В. Н.: Подождите, ужасно или не ужасно. Но специально придумали и распространили по всему свету, что в 1937-1938 годах было расстреляно 7 миллионов человек. Специально распространили по всему свету. А для чего? А для того, чтобы Гитлер и Гиммлер находились на втором месте, а Сталин на первом. На самом деле было расстреляно682 000 тысячи, то есть преувеличение ровно в десять раз. Но поскольку известно, что жертвы холокоста составляют около шести миллионов, то надо было обязательно придумать такое число расстрелов в 1937-1938 годах, чтобы на первом месте получился Сталин. То есть Сталин по своим размахам в уничтожении, якобы, превосходил Гитлера и Гиммлера. Это сделано за счёт прямого мошенничества. Сталинские репрессии, чудовищные, как ни называй, они всё равно меньше, даже расширительно. Даже с учётом нерожденных младенцев или с учётом кулацкой ссылки или выселенных калмыков, крымских татар, и прочее. Как ни крути, всё вместе не более двух с половиной миллионов. Всё вместе, в самом широком плане, плюс умершие на пути в ссылку, и прочее. А основу составляют расстрелянные, 828 000 по 58-ой статье. А всего, если очень широко брать, то два с половиной миллиона, максимум. Это не шесть миллионов, как устроили Гитлер и Гиммлер. И не Сталина надо на первое место ставить. На первом месте Гитлера и Гиммлера так и надо оставить, они заслуженно там находятся, как главные гуманитарные преступники ХХ века. Е. К.: В какой степени Сталин или Ленин и их последователи могут быть названы «гуманитарными преступниками»? В. Н.: Мне вот говорят: есть хорошие революционные вожди, например, Эрнесто Че Гевара. Насколько он лучше Сталина и Мао Цзэдуна…А я говорю: как вы заблуждаетесь! Почему на руках Эрнесто Че Гевары нет столько крови? Да потому что он не занимал таких должностей, как Ленин и не смог развернуться, как Сталин. А на самом деле они одинаковые: Эрнесто Че Гевара, Сталин, Ленин, Мао Цзэ-дун. Собственно, почему Мао Цзэ-дун намного хуже выглядит на фоне Дэн Сяо-пина? У Мао Цзэ-дуна много крови на  руках, а у Дэн Сяо-пина почти нет. Почему? А потому что всю грязную кровавую работу сделал Мао Цзэдун за Дэн Сяо-пина, и тому на этом поприще просто негде было развернуться. Сфера деятельности сужена. Сталин вроде как тиран и палач кровавый, а на его фоне Брежнев и Хрущев выглядят почти как ангелы. А почему так? Неужели они лучше Сталина? Просто Сталин сделал за них всю грязную и кровавую работу, и так основательно, что им на  этом поприще, хоть бы они и захотели – никак не развернуться.

http://radonezh.ru/analytics/stalin-i-na...

L., 2003; Деопик Д. В., Лаптев С. В. Культура Лянчжу и проблемы археологии сев. части прото-юго-восточной Азии. М., 2005; Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин, XVII - нач. ХХ в. М., 2005; Шорт Ф. Мао Цзэдун. М., 2005; Лаптев С. В. Предыстория и история народов Вьет: Археология Ниж. Янцзы и Юго-Вост. Китая периода от раннего неолита до раннего железного века. М., 2006-2007. 3 т.; Усов В. Н. История КНР. М., 2006. 2 т.; История Китая/Ред.: А. В. Меликсетов. М., 20074; История Китая: Мат-лы китаевед. конференций ИСАА при МГУ/Ред.-сост.: М. Ю. Ульянов. М., 2007; Панцов А. В. Мао Цзэдун. М., 2007; Chang J., Halliday J. Mao: The Unknown Story. L., 2007; Taiwan: A new history/Ed. M. A. Rubinstein. Armonk (N. Y.), 20073; Weggel O. Geschichte Taiwans: Vom 17. Jh. bis heute. Münch., 2007; Spence J. D. Chinas Weg in die Moderne. Bonn, 20082; Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая: Древность, средневековье, новое время. М., 2010; Духовная культура Китая/Гл. ред.: М. Л. Титаренко. М., 2006-2010. 6 т; Кучера С. Р. История, культура и право Древнего Китая. М., 2012; История Китая с древнейших времен до начала XXI века/Гл. ред.: С. Л. Тихвинский. М., 2013. Т. 2, 7. Христианство в К. Сиро-уйгурское христианство По известным данным, христианство в К. не имеет апостольского происхождения. Достаточно поздним следует считать предание об ап. Фоме как о просветителе К. (подробнее см.: Tubach. 1995/1996), к-рое встречается в средневек. текстах сир. традиции: т. н. Зукнинской хронике (VIII в.; см. Дионисия Телль-Махрского хроника ), соч. «Христианское право» Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки († 1043), «Номоканоне» Авдишо бар Брихи († 1318), восточносирийском богослужебном сб. «Худра» - и в Новое время активно использовалось зап. и рус. миссионерами для подтверждения древности кит. христианства. Авдишо бар Бриха передавал предание, согласно к-рому учреждение в К. церковной иерархии во главе с «митрополитом Синастана» приписывается католикосам Церкви Востока Ахаю (нач.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010