Е Евейский Успенский монастырь Минской Епархии заштатный, приписной к Виленскому Святодухову, мужской. Находится при местечке Евесе и озере, построен Князем Богданом Матфеевичем Огинским, бывшим Подкоморием Дерсунским и Кормяловским старостой, и супругой его Госпожой Региной Львовичевой Огинской. Они в принадлежавшем им тогда местечке Евесе соорудили собственным своим иждивением в 1619 году две церкви: одну во имя Вознесения Господня, а другую во имя Успения Пресвятой Богородицы и учредили при сих церквах монастырь, а для печатания книг типографию, назвав монастырь, по местечку Евье, Евейским. Но ни церкви Вознесенской, ни типографии ныне уже нет, а осталась только Свято-Успенская деревянная об одном престоле церковь , покрытая тёсом, но и та очень ветха; при той же самой церкви от ворот находится колокольня покрытая тоже тёсом. Оный монастырь имеет земли 24 десятины и 400 квадратных саженей. К нему принадлежит также деревня Берцелищи, в коей крестьян мужского пола 36, женского 25, а обоего 61. Настоятельство в монастыре сем издавна Строительское. Егломская или Елгомская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Новгородской Епархии, в Каргопольском уезде, расстоянием от Новгорода 850, от Каргополя к востоку 118 вёрст, при озере Чексенском и при устье речки Чечексы. Строения в нём ныне одна только церковь деревянная во имя Рождества Божьей Матери, при которой имеют жительство одни священно и церковнослужители. До учреждения Духовных Штатов в 1764 году было за этой пустынью 50 душ крестьян; пахотной земли 18½ десятин, и приписная другая пустынь Ямецкая. Настоятельство же Игуменское, а потом и сама приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю, но по Штатам оставлена на своём содержании и вскоре обращена в приходскую церковь . Егорьевский Старо-Русский монастырь Упразднённый. См. Георгиевский Старо-Русский. Единоверческий Корсунский монастырь Екатеринославской Епархии 3 класса мужской. Находится расстоянием от Херсона в 30 вёрстах, по течению реки Днепра. Этот монастырь построен в 1787 году несколько повыше сего места, а там где теперь он стоит, сооружён после бывшего в нём пожара. Екатерининская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Плесецкий священник возглавил крестный ход на снегоходах Плесецк, 10 апреля 2013 г. Крестный ход на снегоходах к Благовещенскому храму в Ямецкую пустынь на берегу р. Онеги состоялся в Плесецком районе Архангельской области. Благочинный Плесецкого округа протоиерей Николай Ласточкин отслужил в храме молебен Благовещению Пресвятой Богородицы и установил икону праздника в благовещенском приделе. Впервые за многие годы на престольный праздник в древнем храме звучала молитва, сообщается на сайте Архангельской епархии. В «Пустыньке», как ее называют жители ближайших поселков, в летнее время проживает несколько человек, которые и поддерживают порядок в храме. Если зимой до поселка можно добраться на снегоходе или на лыжах, то летом к нему удобнее всего спуститься по реке Онеге. «В Великий пост крестный ход в Пустыньку, где некогда находилась монашеская обитель, становится традиционным, — рассказал отец Николай. — Сегодня крестный ход и молебное пение — это наша малая лепта в благодарение Господа и Пресвятой Богородицы». По преданию, Свято-Благовещенская Ямецкая пустынь существовала уже в начале XVI века. Через нее на место своих будущих подвигов проходил преподобный Антоний Сийский. В середине XVIII века монастырь был присоединен к Елгомской пустыни, потом к Спасо-Каргопольскому монастырю. Впоследствии он был упразднен и обращен в Ямецкий приход. Монашеская жизнь в пустыни возобновлена в 1896-97гг., когда при приходе создали женскую общину, ставшую затем монастырем. Он был закрыт в 1920 году. В 1960-е годы на месте монастыря открыт психоневрологический интернат, который просуществовал до начала 1990-х. В здании храма был устроен склад. 10 мая 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/60733.html

Мужская, была приписана к Крестному монастырю (см. ч. IV, стр. 358. 44 .. Благовещенская Сретенская пустынь Женская, упразднённая. Находилась в Архангельской Епархии в Онежском уезде, от города Онеги во 177 вёрстах. Строения в ней все деревянные ветхие. Благовещенская Ямецкая пустынь См. Ямецкая Благовещенская. Благовещенский Астраханский монастырь 3 класса женский. Местоположение имеет в городе Астрахани на гористом месте за белым городом, против восточных городских, называемых Вознесенских ворот, от реки Кутулевы в 120 саженях. Строения в этом монастыре как ЦЕРКВИ (из которых главная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, почему и монастырь название своё Благовещенского имеет), так Игуменьинские и монахиньские КЕЛЬИ и ОГРАДА, в 1754 году построенная Преосвященным Мефодием, Епископом Астраханским, в бытность его ещё Архимандритом в Спасо-Преображенском монастыре, на иждивение Преосвященного Илариона, Епископа Астраханского, все деревянные. Благовещенский Виленский монастырь См. Виленский Благовещенский. Благовещенский Винницкий монастырь См. Винницкий Благовещенский. Благовещенский Вязниковский монастырь См. Вязниковский Благовещенский. Благовещенский Друйский монастырь См. Друйский Благовещенский. Благовещенский Дуниловский монастырь См. Дуниловский Благовещенский. Благовещенский Медынский или Мядынский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Медынском уезде Калужской Губернии и Епархии. До 1764 года состоял он приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю, а с тех пор оставлен на своём содержании и потом вскоре упразднён. Благовещенский Муромский монастырь Владимирской Епархии, 3 класса мужской, находящийся в конце города Мурома, в старом Городище на горе, над рекой Окой. Построен в 1563 году по Указу Государя Царя Иоанна Васильевича из Государственной казны. Название Благовещенского имеет по главной каменной, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы церкви, в коей почивают в одной раке мощи святых благоверных Муромских Князей, Константина и чад его, Михаила и Феодора, по верху земли открыто. Начальство в сем монастыре от самого основания оного доныне продолжается Игуменское. До учреждения Духовных Штатов было за ним 108 душ крестьян. Благовещенский Монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Челмы, близ впадения ее в оз. Монастырское; основан предположительно на рубеже XIV и XV вв., документально известен с 1544, возобновлен в 1845, закрыт в 1919), Кенская Пахомиева Спасо-Преображенская пуст. (мужская, в 4 км от совр. дер. Вершинино Плесецкого р-на Архангельской обл.; основана в кон. XV в.), Емецкая (Ямецкая) Благовещенская пуст. (ныне пос. Пустынька Плесецкого р-на Архангельской обл.; основана как мужская не позднее нач. XVI в., в кон. XIX в. возрождена как жен. община, в нач. XX в. община преобразована в монастырь, к-рый был закрыт в 20-х гг. XX в.), Андрусова (Ондрусова) Николаевская пуст. (мужская, близ совр. пос. Ильинского Олонецкого р-на Карелии; основана во 2-й четв. XVI в., восстановлена в 1817 как приписная к Валаамскому мон-рю С.-Петербургской епархии, в 1829 перечислена во вновь учрежденную Олонецкую епархию, закрыта после 1917, возобновлена в 2014, когда на это место переселили братию Митрофаниевской пуст. из пос. Интерпосёлок Олонецкого р-на Карелии), Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня (Задненикифоровская Важеозерская Спасо-Преображенская пуст.) мужской, в совр. пос. Интерпосёлок Олонецкого р-на Карелии; основан в 1-й пол. XVI в., возобновлен в 1846, закрыт в 1-й пол. 20-х гг. XX в., в 1992 возобновлен как Задненикифоровская жен. пуст., к-рая в 2000 была переименована в мон-рь, в 2001 мон-рь преобразован в мужской), Паданская Корнилиева Введенская пуст. (мужская, близ совр. с. Винницы Подпорожского р-на Ленинградской обл.; основана в сер. XVI в., на ее месте в 1897 учреждена жен. община, преобразованная в 1900 в жен. Введенский Паданский мон-рь, к-рый был закрыт в 20-х гг. XX в.), Стороженский Николаевский (мужской, ныне дер. Сторожно Волховского р-на Ленинградской обл.; основан в сер. XVI в.), Машезерская (Машина) Ильинская пуст. (мужская, ныне дер. Машезеро Прионежского р-на Карелии; основана в сер. XVI в.), Сяндебская (Сяндемская) Успенская пуст. (мужская, близ дер. Сяндеба Олонецкого р-на Карелии; основана в сер. XVI в., в 1821 восстановлена и приписана к Андрусовой пуст., приписной к Валаамскому монастырю С.-Петербургской епархии, в 1829 перечислена во вновь учрежденную Олонецкую епархию, с 1902 самостоятельная, в 1909 обращена в женскую, закрыта после 1917, возобновлена как жен.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Числительные порядковые как имена прилагательные с полным окончанием: пятый, девятый склоняются как прилагательные богатый, 6еловатый; шестой как пустой; третий как рыбий. Вот числительные, которые склоняются несколько иначе, чем все прочие, как количественные, так и порядковые: один динъ, изменяющееся подобно местоимениям; десять, сто подобно существительным; обои, третий подобно прилагательным; два, трие, три, четырие, четыре – смешанно. Мужск. род Женск. род Средн. род Мужск. род Женск. род Средн. род Единственное число одного одного динаго дины динаго одному одному диному динои диному один, одного динъ, динаго динмь, динымъ дино динмъ, динымъ Предл. об одном динемь, диномъ динои динмъ, диномъ Двойственное число Им, вин. Род., предл. диною Дат., твор. динма Множественное число динхъ динмъ одни, одних одне, однех дины, дина одними однеми одними динми Предл. динхъ Образцы числительных, изменяющихся подобно существительным и прилагательным, оказывается лишним приводить здесь, потому что изменение их легко представить по сходным образцам имен существительных и прилагательных. Склонение числительных два, три, четыре По-русски По-славянски Мужск. исредн. род Женск.род Двойственное число Мужск. исредн. род Женск.род Им., вин. Род., предл. дъвою, дву дъвма Им., вин. четыре трие, три четырие, четыри Род., предл. четырех триихъ, трехъ четырь, четырехъ четырем тремъ четыремъ четырьмя четырьми Спряжение глаголов Начальной формой всех глаголов признают неопределенное наклонение, как в именах и местоимениях именительный падеж. Неопред. наклон. по-русски оканчивается на -ти, -ть и -чь: идти, мести, плести, цвести; ходить, сидеть, читать, говорить; жечь, печь, сечь, течь. В церковнославянском языке неопределенное наклонение оканчивается на -ти и -щи: быти, рещи. Спряжение глагола быть быти Неопределенное наклонение: быть быти. Достигательное наклонение (не имеет). Изъявительное наклонение Настоящее время Единственное число Двойственное число

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

И во аде возведь очи свои, сый в муках узре Авраама издалеча и Лазаря на лоне его ( Лк.16:22–23 ). Эти слова рябиновцы толкуют так: погребенный с торжественностью непременно должен быть в аде, тем более, что и Андрей юродивый видел, что при погребении некоего богача, совершавшемся торжественно, ликовали бесы 43 . Это отличительные обычаи в Рябиновщине. Нечего и говорить при этом, что её последователи покланяются иконам только старинным, новый год считают с сентября и восемью годами вперёд 44 и т. п., т.е. держатся преданий и обрядов, общих всем раскольническим сектам. Н. Ивановский 4 В 1851 г. в официальных документах раскольников рябиновкой секты значилось: казанской губернии, в г. Чистополе; муж. 202, женск. 257, в чистопольском уезде: муж. 65, женск. 77, в лаишевском уезде: муж. 396, женск. 488, в мамадышском уезде: муж. 6, женск. 23, а всего в казанской губернии 1,514 человек (Дело казанской духовной консистории за 79, начавшееся в 1846 г., л. 304 и 305): – цифра довольно значительная, особенно, если принять во внимание, что официальные показания о числе раскольников не всегда соответствовали действительности, но уменьшали ее (об этом предмете мы надеемся говорить особо, так как в последнее время по поводу его возникли разногласия). О численности последователей Рябиновщины в других местностях, в которых она несомненно существует, например, в самарской, пермской и нижегородской губерниях, мы не имеем под руками никаких данных. 7 Начало этого дела принадлежит главным образом гражданину Льву Алексеевичу Саровскому, который вступил в звание министра внутренних дел в сентябре 1841 г. Во всеподданнейшем своём отчёте за 1842 г. министр писал, что действительное состояние подведомственных министерству частей не было ему известно в настоящем виде, потому что сведения о них ограничивались одними письменными донесениями местных начальств, что это обстоятельство с одной стороны поселяло в местных начальствах беззаботность, а с другой затрудняло и самое министерство по недостаточности сведений о настоящем положении местного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Единственное число Мужск. род Женск. род Средн. род твердое, мягкое как мужск. -у, -ю как мужск. -ъ, -а, -ь -, -, -, -ю как им. -е, -ъ, -е, -ь сход. с им. как им. -ъмь, -ымь, -ьмь, -имь -о, -ою, -е, -ею как в мужск.роде Предл. Двойственное число Мужск. род Женск. род Средн. род Им, вин. -а, -, - -а, -и, - Род., предл. -у, -ю как мужск. Дат., твор. -ама, -ема, -ыма, -има -ама, -ма, -има как мужск. Множественное число Мужск. род Женск. род Средн. род Им., зват. -ы, -, -и как мужск. -омъ, -ымъ, -имъ, -емъ -амъ, -мъ, -ымъ, -имъ как мужск. -ы, -и, - как мужск. -ы, -ами, -ми, -ими как мужск. Предл. -хъ, -ыхъ, -ихъ как мужск. Прилагательные полные склоняются так же, как и краткие, но только с прибавлением местоимения и: младъ-и, млада- , младо-, млада-его, млады-е и т. д. С течением времени неприятное стечение гласных стали заменять уподоблением, т. е. одну из гласных заменяли другой, подобной первой, чрез что вместо форм млада-его, младу-ему явились формы млада-аго, младу-уму; а наконец эти формы приняли тот вид, в котором они доселе употребляются в новом церковнославянском и русском языках: млад-аго, млад-ому и проч. Молод-и=молодой, молода-я, молодо-е, молодаго, молодой, молодому и т. д. На основании всего сказанного об изменении прилагательных, кажется, не будет надобности представлять и образцы их склонений. Прилагательные сравнительной степени, равно как и причастия при склонении, не представляют особенностей и разнятся от склонений прочих прилагательных только суффиксами, какие прибавляются к формам женского и среднего рода в именительном падеже, а также во всех косвенных. Так, прилагательное бол- женский род имеет больши, средний – больше и склоняется как все существительные, без прибавления или с прибавлением местоимения 3-го лица. Склонение имен числительных Почти все имена числительные количественные склоняются как имена существительные: так, шесть как сущ. шерсть, но только в одном единственном числе; миллион как закон; тысяча как туча.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мужск. род Женск. род Средн. род Настоящее время сый, сущий Прошедшее время бывший бывшая бывшее Будущее время будущий будущая будущее Деепричастие Настоящее время будучи Прошедшее время быв, бывши В церковнославянском языке, как новом, так и древнем, нет деепричастий, зато есть причастия полные и краткие – склоняемые, выражающие род, число и падеж, и спрягаемые, оканчивающиеся на -лъ и употребляющиеся, подобно русским прилагательным качественным, в одном именительном падеже всех чисел. Мужск. род Женск. род Средн. род Настоящее время краткое полное Прошедшее время краткое полное бывши бывше Спрягаемое Единств. число Двойств. число Множеств. число былъ, -а, -о была, -и О склонении причастий сказано выше; тем не менее, нужно и здесь прибавить для большей ясности, что при склонении от именительного падежа берется более полная форма, к которой уже прибавляются падежные окончания. Так, родитетльный падеж настоящего причастия будет выглядеть следующим образом: Мужск. род Женск. род Средн. род Краткое Полное сщаго сщаго По данному образцу и по вышеприведенному образцу спряжения глаголов нести, горти можно проспрягать какой угодно глагол действительного или среднего залога. Если же встретится глагол, к которому прибавлено местоимение ся, то и тут не следует затрудняться, потому что это местоимение при изменении глагола остается без перемены: одевать-ся, одеваю-сь, одеваешь-ся. одевал-ся и т. д. Проспрягать сначала устно, а потом письменно глаголы: вдти, сти, дати, ти, имати. Спряжение страдательных глаголов В русском языке из страдательных глаголов только сложенные с местоимением ся имеют самостоятельные формы: запрягаться, запрягаюсь, запрягался, буду запрягаться, запрягайся и проч.; все прочие глаголы страдательного залога образуют различные формы, выражающие наклонения, время, число и проч., из кратких причастий с прибавлением к ним вспомогательного глагола, который выражает и наклонения, и время, и число, и лицо. Причастия страдательного залога По-русски По-церковнославянски

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ГРАЖДАНИН , -а, м., мн. граждане, прост. граждане. Взрослый человек, мужчина. Неизвестный гражданин раздавлен трамваем/норма обращения к мужчине. Гражданин , постойте! ГРАЖДАНКА , -и, женск. к гражданин. Обращение к незнакомой женщине. ГРАЖДАНОЧКА , -и, ж., уменьшит.-ласкат. к гражданка (редко)/то же, что гражданка, преимущественно в обращении к незнакомой женщине (прост.). Откуда, говорю, ты, гражданка ? Из какого номера? (М. Зощенко. Аристократка) М. Зощенко пародирует распространенность этого обращения и неуместность употребления: его герой так обращается к женщине, за которой ухаживает, но, очевидно, не знает ее имени и не считает нужным знать. Заплатил [за пирожное в театральном буфете. – О.Е.]. Обращаюсь к даме: – Докушайте, – говорю, – гражданка . Заплачено (М. Зощенко. Аристократка). СУД " АРЫНЯ , -и (устар.), женск. к сударь. СУДАРЬ (сударь реже), -я, м. (устар.). Господин (употреблялось преимущественно как вежливое, учтивое, иногда ироническое обращение к лицу из господствующих классов, а также между равными в социальном отношении людьми из интеллигентской дворянской среды) (сл. Уш.). Сударь, -я, м. (устар.). Форма вежливого, учтивого, иногда иронического обращения, господин (Ож. – Шв.). – А вас, милостивый государь , прошу снять ваш головной убор, – внушительно сказал Филипп Филиппович. – Я вам не милостивый государь , – резко заявил блондин, снимая папаху (М. Булгаков. Собачье сердце). Обращение сударыня встречалось в речи людей старшего поколения. Не помню, чтобы в 30-е годы употреблялось слово сударь. Ср.: Денег от нее старичок не взял. – Нет, сударыня , – сказал он, – позвольте уж мне из своих скромных средств делать христианское дело (М. Зощенко. Последнее рождество). ТОВАРИЩ , -а, м. При фамилии или звании человека партийной, советской среды. Обратитесь к товарищу коменданту/При фамилии или звании обращение к человеку такой среды (нов.). Товарищи матери, берегите здоровье своих детей/Без упоминания имени или звания – обращение к любому взрослому незнакомому человеку в советской среде, за исключением случаев, когда известна или предполагается его принадлежность к чуждой социальной среде. Товарищи , соблюдайте очередь (сл. Уш.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/z...

С 1843 года причт, по штату 1-го класса, получает 800 р. с., но сохранились также Петровшина и Осеньшина. – Руга уничтожена в 1850 году, когда крестьяне обязались вместо 198 десятин, отмежеванных причту, платить ругу. Так как они этого обязательства, не исполнили, то причт стал на них жаловаться в палату государственных имуществ. Но жалобы, по положению о руге в 1816 году, запрещались; поэтому палата отказала причту и таким образом причт лишился и руги, и земли. Ныне церковной земли считается: пахатной 11 дес. и сенокосной – 37. Вся земля около церкви, кроме сенокосного участка «Кривули» – в двух верстах от церкви. Церковного дохода получается до 900 р. сер. От 23 деревянных лавок получается, в пользу церкви, около 35 р. сер. в год. Причт живет в собственных домах. Приход граничит, с севера, с мызою Любочево, Рождественского Сясьского погоста, с юга – Прусынским приходом, а потом – лесом и мхами, вплоть до Тихвина, с востока – Никольским Сясьским приходом и владениями Зеленецкого монастыря, с запада – Гостинопольским, Петропавловским и Ильинскими приходами. Приход составляют деревни: Усадище и Бор – у церкви; Елошня и Польская – в версте от церкви, Сорокино – в 2-х верстах, Охромовщина, Борок, Подвязье, Ручей, Мыслино, Дуброво, Конец. Колодец, Кукли, Пол, Безово, Леоновщино и Селище – в 3-х, Карпино – в 4-х, Славково, Лынно, Веретье, Раменье и Устье – в 5, Кроватыни и Ясновицы – в 6, Зеленец и Теребонижье – в 7, Вячково и Заднево – в 10. С учреждением в 1875 году  Верховинского прихода, туда перечислены деревни: Верховины и Елешково. Православных прихожан мужского пола 2,091, женск. 2,338. Раскольников мужского пола 427, женск. 504. В приходе три речки: Лынна, Полона и Елошня. Прихожане занимаются земледелием, коновальством, истреблением в С.-Петербурге клопов, тараканов и крыс, выпаиванием телят, выделкою кож, обработкою клея и пр. Прихожане большею частью неграмотные. Училище открыто было при волостном правлении и с 1860 года разделено на мужское и женское. В училище учили священники, получая от палаты по 50 р. в год и учительница, дочь умершего здешнего священника, с платою по 75 р. в год. Ныне в приходе две земских школы: в Заболотье, в доме попечительства и в дер. Кукли, в наемном доме. В Заболотской школе учится до 110 челов. обоего пола, в кукольской до 60.

http://sobory.ru/article/?object=56019

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010