Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛ I [англ. Charles] (19.11.1600, Данфермлин, Шотландия - 30.01. 1649, Лондон), кор. Англии, Шотландии и Ирландии. Из династии Стюартов; второй сын кор. Англии и Шотландии Якова I Стюарта и Анны Датской. К. род. болезненным и хилым ребенком. По свидетельствам современников, старший брат, наследник престола принц Уэльский Генри, обещал сделать К. архиепископом Кентерберийским, видя его успехи на поприще изучения языков, риторики и теологии (кор. Яков I признавал авторитетность суждений юного К. в богословских вопросах). Карл, принц Уэльский. Гравюра. Нач. XVII в. Мастер С. де Пасс (Национальная портретная галерея, Лондон) Карл, принц Уэльский. Гравюра. Нач. XVII в. Мастер С. де Пасс (Национальная портретная галерея, Лондон) После смерти старшего брата в 1612 г. К. стал принцем Уэльским, унаследовав вместе с титулом земельные владения, коллекции предметов искусства и оружия. В этот период на него оказывали серьезное влияние Джордж Эббот, архиеп. Кентерберийский, и Джеймс Монтегю, еп. Бата и Уэльса, известные своими кальвинистскими воззрениями. С 1616 г. Яков I начал готовить наследника престола к управлению гос-вом: принц участвовал в заседаниях Тайного совета и парламента. Первым опытом международной деятельности стала его поездка в Испанию на переговоры о возможном браке с дочерью императора Свящ. Римской империи Фердинанда II. Этот династический союз по замыслу англ. двора был призван изменить ситуацию вокруг захвата войсками императора Пфальца и изгнания из него курфюрста Фридриха, женатого на сестре К. Елизавете. Главными условиями заключения брака, к-рые ставили испанцы, было смягчение политики англ. короны в отношении католиков, разрешение им открыто исповедовать свою веру и воспитывать детей в католич. вере. Англо-испан. переговоры вызывали сильное недовольство большинства англ. населения, для к-рого «испанец» и «католик» были синонимами врага со времен кор. Елизаветы I Тюдор (1557-1603). Переговоры затягивались, и К. вместе с фаворитом Якова I Джорджем Вильерсом, герц. Бакингемом, решил форсировать события и в февр. 1623 г. инкогнито отправился в Мадрид. Неожиданный приезд принца Уэльского вызвал удивление испан. придворных и, хотя и не оказал реального воздействия на переговоры, позволил К. ознакомиться с политической обстановкой и принять окончательное решение. Его возвращение спустя 7 месяцев в Лондон без инфанты и окончательный отказ от идеи брака с дочерью имп. Фердинанда II вызвало бурное ликование народа.

http://pravenc.ru/text/1681061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО [англ. Westminster Abbey], собор св. ап. Петра в юго-зап. районе совр. Лондона; место коронации англ. монархов, начиная с кор. Вильгельма Завоевателя (XI в.; исключение составляют только Эдуард V и Эдуард VIII). Аббат (в наст. время декан) играет важную роль в церемонии коронации. В соборе В. а. похоронены мн. монархи, от Генриха III до Георга II (в т. ч. Эдуард III, Генрих VII, Мария I, Елизавета I, Мария Стюарт). С нач. XIV в. до 1395 г. В. а. было также и местом заседаний палаты общин англ. парламента. Вестминстерское аббатство. Вид с запада Вестминстерское аббатство. Вид с запада Согласно легенде (возникшей, вероятно, в XIII в.), В. а. было основано в 616 г. и чудесным образом освящено св. ап. Петром; упоминается в хартии кор. Оффы (785), но достоверность этого документа оспаривается. В хронике Уильяма Малмсберийского отмечено, что мон-рь был восстановлен св. Дунстаном, архиепископом Кентерберийским. В сер. XI в. англ. кор. Эдуард Исповедник, освобожденный папой от обета совершать паломничество в Рим, основал бенедиктинское аббатство на месте старого англосаксон. мон-ря. В 1065 г. был освящен трансепт, строительство нефа завершилось к 1085 г., а весь первоначальный монастырский комплекс был построен к 1100 г. После канонизации кор. Эдуарда Исповедника (1161) его мощи были помещены в раку в хоре собора. Места для хора Места для хора В. а., хранящее мощи основателя, вскоре стало одним из богатейших мон-рей Англии. До правления кор. Якова I Стюарта (1603-1625) В. а. обладало правом предоставления убежища. В ср. века находилось под особым покровительством Римского престола. Аббат Лоренс (1158-1173) получил право носить митру. В 1222 г. В. а. было полностью изъято из юрисдикции епископа Лондонского и архиепископа Кентерберийского. С этого времени начинается период активного строительства. В 1220-1245 гг. возводится часовня Девы Марии. Сразу по ее завершении кор. Генрих III начал строительство нового собора в готическом стиле, существующего и в наст. время. К 1269 г. была завершена вост. часть храма и рака с мощами Эдуарда Исповедника была перенесена за алтарь. Строительство нефа не раз прерывалось и было завершено только в 1505 г. Кор. Генрих VII, стремившийся к канонизации своего предшественника Генриха VI, начал строительство часовни (закончена в 1519), где должны были покоиться его мощи. Совр. облик аббатства завершают зап. башни, спроектированные К. Реном и Н. Хоксмуром (завершены в 1735).

http://pravenc.ru/text/158240.html

Проводя значительную часть времени при дворе принца Вильгельма в Гааге, К. регулярно консультировал его по различным вопросам политической жизни Англии и Шотландии, сообщал сведения, почерпнутые им из переписки с многочисленными друзьями, участвовал в обсуждении планов поддержки англ. и шотл. пресвитериан (см.: Story. 1874. P. 141-156). Ситуация в Англии была одним из основных объектов внимания принца Вильгельма с сер. 80-х гг. XVII в., когда после смерти кор. Карла II на престол вступил его брат Яков II (1685-1688), убежденный сторонник католицизма . Направленная на восстановление влияния католич. Церкви политика короля вызывала неудовольствие как у исповедовавшего протестантизм простого англ. народа, так и у мн. представителей знати, в т. ч. у англикан. епископов и аристократов. Вместе с тем, надеясь, что после смерти не имевшего сыновей кор. Якова принц Вильгельм, бывший мужем его дочери, сможет вместе с ней законно занять престол, англ. и шотл. противники короля воздерживались от активных действий против него. Ситуация изменилась, когда 10 июня 1688 г. было объявлено о рождении у кор. Якова во 2-м браке с Марией Моденской (1658-1718) сына Якова Стюарта (1688-1766), ставшего претендентом на англ. корону. В ходе интенсивных письменных переговоров, в к-рых К. принимал участие как посредник, англ. влиятельные протестанты, пообещав принцу Вильгельму поддержку широких слоев общества, убедили его начать активные действия против кор. Якова, впосл. получившие у историков название «Славная революция». К. был с принцем Вильгельмом, когда тот во главе 20-тысячной армии 5 нояб. 1688 г. высадился на территории Англии близ Бриксема (графство Девон); он возглавил благодарственное богослужение, совершенное сразу после высадки ( Dunlop. 1967. P. 60). В нояб.-дек. 1688 г. войска принца постепенно приближались к Лондону, почти не встречая сопротивления и без боя занимая мн. города; после серии небольших боевых стычек кор. Яков убедился в отсутствии у него широкой поддержки как в войсках, так и среди знати, мн. представители к-рой перебегали в лагерь принца. Сочтя дальнейшее сопротивление бесполезным, он с женой и сыном с дозволения принца Вильгельма бежал во Францию. В дек. 1688 г. войска принца заняли Лондон; в янв. 1689 г. принц Вильгельм и его супруга принцесса Мария были признаны парламентом королем и королевой Англии на равных правах. Во время событий «Славной революции» К. неизменно находился рядом с принцем Вильгельмом; по просьбе принца он формально отказался от должности проповедника в Лейдене (см.: Story. 1874. P. 158-159) и остался при его дворе, выполняя обязанности проповедника и религ. советника.

http://pravenc.ru/text/1681173.html

Датой, с которой началось это не очень заметное вначале наступление, можно считать 1694 год − год создания Банка Англии. Банк Англии десантировался на берега Альбиона из Голландии-Амстердама вместе с новым «голландским» королем Англии Вильгельмом. Сменившим свергнутого короля Якова II Стюарта − все же из островной пусть и шотландской династии. Банк Англии, несмотря на свое название, не был государственным банком, а был «частной лавочкой», вкладчиками которой стали король и «лучшие люди» Англии. Особенность Банка Англии состояла в том, что никто никогда не проверил до конца его активы. Таким образом, практически, еще задолго до ФРС нынешних времен, это была своего рода машинка для печатания денег, теоретически обеспеченных золотым запасом. Но, повторим, никто и никогда глубину этого запаса не выявлял. Когда же в начале XVIII века такого же рода банк попыталось создать французское королевство, то просуществовал он считанные годы. В один непрекрасный для него (а по последствиям и для французской короны) день, все вкладчики во всей Франции, «словно сговорившись» − потребовали свои вклады обратно. Причем в звонкой монете. В тот же день, выражаясь фигурально, Банк Франции лопнул, со всеми последствиями и для банкиров, и для покровителей в лице королевского дома. Нанеся тем самым сильнейший удар по престижу династии. Парадоксальным образом, бумажные фунты Банка Англии и тогда, и много позже ценились на вес золота. Тем паче что «в разумных дозах» фунты на золото, считай до Первой мировой войны, всегда обменивались. Именно с появлением непотопляемого фунта и началось наступление мамоны на человечество. Финансовое наступление в сочетании с геополитическим Причем аксио-духовно-финансовое наступление с этих же лет стало сочетаться с наступлением геополитическим, известным под наименованием противостояния Океана − Континенту. Действительно, избрав местом своего пребывания Остров в лице английского королевства, Банк Англии, как руководящий орган всемирной мамоны, естественным образом, предпочел обезопасить себя от конкуренции со стороны оставленного им Континента.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/16/...

Ц.- выбран срединный путь (via media) между католичеством и протестантизмом. Однако это не удовлетворяло как англ. католиков, так и пуритан - сторонников радикальной реформы Церкви. Репрессивное законодательство против католиков, выработанное в 70-90-х гг. XVI в., обязывало их посещать англикан. богослужение под страхом штрафов и тюремного заключения. Католики лишались права занимать гос. должности, поскольку это было связано с присягой правящему монарху как главе Церкви, а также не могли получать ученые степени в ун-тах. Почти одновременно, в 1571 г., Елизавета I издала антипуританский акт «О некоторых беспорядках в отношении священнослужителей». Пуритане в это время перешли к критике офиц. А. Ц., главными ее объектами были епископат, церковная иерархия и чрезмерная пышность богослужения. В пуританском движении наметилось разделение на умеренное пресвитерианское и радикальное индепендентское, или конгрегационалистское. Не выказывая открытого неповиновения властям, пуританские проповедники сохраняли видимость принадлежности к А. Ц., нелегально совершая при этом богослужение по «женевскому» кальвинист. молитвеннику, нарушая предписания Книги общих молитв. Для борьбы с подспудно распространявшимся пуританизмом был использован особый суд Высокой комиссии . В результате деятельности этой комиссии многие пропуритански настроенные священники лишились своих должностей. При первых Стюартах критика епископального устройства А. Ц. со стороны пуритан усилилась. При восшествии на престол кор. Якова I Стюарта (1603-1625) они вручили ему т. н. «Тысячную петицию» (т. е. подписанную тысячей священников) с жалобами на притеснения кальвинист. проповедников и лишение их бенефиций, с критикой Книги общих молитв и англикан. духовенства. Король созвал конференцию представителей пуритан и англикан. епископов во дворце Хэмптон-Корт и обещал провести реформы. Однако если в богословском плане шотландец Яков I вполне разделял кальвинист. взгляды, то политические претензии пресвитериан на независимость от гос.

http://pravenc.ru/text/115120.html

Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи) Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи) В Англии 1-й случай посвящения в масоны зафиксирован в 1600 г., когда в шотл. ложу был принят ученый химик и математик Дж. Бозуэлл, лорд Окинлек. Распространению масонских лож в Англии способствовало утверждение на троне Якова I Стюарта (1603), к-рый покровительствовал «вольным каменщикам» Шотландии. С этого времени в Лондоне и в др. городах Англии (Йорк, Оксфорд, Уоррингтон) началось активное превращение «оперативных» масонских лож в «спекулятивные», к-рое патронировали влиятельные ученые-интеллектуалы (У. Стекли, Т. Вон (Воган), Э. Ашмоул, Р. Мюррей, Дж. Толанд и др.). Особая роль в процессе модернизации англ. М. принадлежала К. Рену, архитектору и строителю собора св. Павла в Лондоне - символа масонской гармонии. Главным итогом обновления масонских структур Англии стало учреждение 24 июня 1717 г. Великой ложи Лондона (эта дата считается началом офиц. истории М.), объединившей 4 ложи (наиболее ранняя из них, «Гусь и Противень», основана в 1691). Новая масонская структура заявила о своей лояльности Ганноверской династии, утвердившей в Англии дух либерализма и веротерпимости. С этого момента в истории М. помимо мифов и легенд появились архивы и уставные документы. В своей деятельности новые «вольные каменщики» руководствовались положениями «Книги конституций», к-рая была опубликована в 1723 г. благодаря усилиям инициаторов провозглашения Великой ложи - Дж. Андерсона, Дж. Пейна и Дж. Т. Дезагюлье. На страницах «масонской Библии» излагались история, идейные принципы М., устанавливались классические степени посвящения (ученик, подмастерье, мастер). Оппозицию Великой ложе Лондона составили представители «старого» М., не признавшие ее первенства. В 1729 г. Великая ложа Лондона была преобразована в Великую ложу Англии. В 1725 г. была основана Великая ложа Ирландии, в 1734 г.- Великая ложа Шотландии. В 1813 г. «новые» и «старые» масоны Соединённого Королевства провозгласили создание Объединенной Великой ложи Англии, к к-рой, сохраняя свою автономию, примкнули Великие ложи Ирландии и Шотландии.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

В 1677 г. Вильгельм Оранский женится на 15-летней кузине Марии, дочери Якова Стюарта, своего дяди и буд. кор. Якова II. Этот шаг существенно укрепил положение принца как возможного претендента на англ. престол в связи с тем, что у Якова не было сына. Вильгельм был не только ближайшим родственником муж. пола, но и зятем короля. Яков воспитывал дочерей Марию и Анну в англикан. вере, тогда как сам открыто перешел в лоно католич. Церкви. Его политика по насаждению католицизма в Англии, противоречившая установившимся порядкам и грозившая положению гос. англикан. Церкви, спровоцировала возникновение острого политического кризиса. Вильгельм не поддержал Якова. Его послание к королю, где излагались соображения по этому вопросу, повысили в королевстве авторитет Вильгельма как защитника гражданских свобод и протестант. религии. В Англии распространялись памфлеты, в к-рых он изображался человеком, способным возглавить движение против Якова. С конца зимы и на протяжении весны 1687 г. голл. послом были установлены тесные связи с противниками короля. Ход событий ускорила т. н. тарифная война, начатая Людовиком XIV с целью предотвращения дальнейшего проникновения голл. товаров на франц. рынок и рождение в июне 1688 г. наследника у кор. Якова. Опасения, что он будет воспитываться в католич. вере, а это впосл. приведет к более глубокому конфликту в стране, объединили тори и вигов, к-рые обратились к Вильгельму с просьбой прибыть в Англию. С согласия Генеральных штатов принц Оранский начал подготовку к вторжению. В нояб. его войско высадилось на англ. побережье, практически не встретив сопротивления. Яков с семьей бежал во Францию. В Англии собрался конвент (парламент без короля), к-рый постановил, что в связи с тем, что Яков покинул своих подданных, трон переходил к Марии и Вильгельму Оранскому. Они согласились на условия, выдвинутые парламентом и изложенные в т. н. «Билле о правах» (1689), существенно ограничивавшем власть монарха в Англии. Отныне король не мог без согласия парламента вводить или отменять законы, а также приостанавливать их действие, вводить налоги и содержать армию.

http://pravenc.ru/text/158654.html

Джеймса Фрэнсиса Эдуарда Стюарта, претендовавшего на англ. престол в качестве наследника кор. Якова II и признававшегося Римскими папами законным королем Великобритании и И. Признание в янв. 1766 г. папой Римским Kлuмehmoм XIII англ. королем Георга III вместо К. Э. Стюарта устранило одну из основных политических причин для преследований ирл. католиков. В 1768 г. в И. впервые после 1691 г. в католич. богослужение была включена молитва за англ. короля, а среди ирл. католиков возникли дискуссии о возможности принесения присяги, основанной на «Акте о супрематии» (1559). В 1771 г. ирл. парламент принял закон, существенно расширявший права католиков на аренду земли, в 1774 г. при содействии католич. комитета утвердил для католиков новый текст присяги на верность англ. королю, в к-ром не содержалось к.-л. вероучительных положений (в т. ч. относительно пресуществления), однако отрицалась светская власть папы Римского. Это вызвало неприятие текста присяги у мн. католиков, видевших в нем проявление галликанизма. Поскольку с началом в Сев. Америке войны за независимость (1775–1783) основная часть англ. гарнизона покинула И., опасность франц. вторжения в страну привела к созданию санкционированного англ. властями движения т. н. ирл. волонтеров, выполнявших функции охраны порядка и самообороны. Первые отряды волонтеров были созданы в марте 1778 г. в Белфасте из числа ирл. протестантов, к 1782 г. их было уже более 60 тыс. чел., в т. ч. большое количество католиков (вопреки запрету на ношение ими оружия). Движение было тесно связано с деятелями ирл. либеральной оппозиции, большинство волонтеров выступало с лозунгами предоставления И. автономии и отмены дискриминационных англ. законов. В окт. 1779 г. оппозиция в ирл. парламенте под рук. Г. Флада и Г. Граттана приняла обращение к англ. кор. Георгу III, призывая обеспечить свободный экспорт ирл. товаров. Угроза восстания в И. при поддержке вооруженных волонтеров привела к отмене англ. парламентом в 1780–1781 гг. большинства ограничений на импорт в И.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

время. Оба они были созданы небольшой группой священников и мирян под рук. Томаса Брея (1656-1730). Первое занималось созданием благотворительных христ. школ и б-к в В.; второе - просветительской деятельностью среди брит. подданных за пределами В., евангелизацией коренного населения в колониях Сев. Америки, Канады и в Вест-Индии. После смерти Вильгельма и Марии, к-рые были бездетны, престол унаследовала кор. Анна, дочь Якова II. При ней был заключен союз между Англией и Шотландией, в результате чего появилось гос. образование с одним монархом и единым парламентом: 45 шотландцев стали членами палаты общин, 16 - палаты лордов. Пресвитерианская Церковь Шотландии, восстановленная еще при Вильгельме III, получила гарантии свободнго отправления культа. В 1711 г. парламент, где тори составляли большинство, принял закон (Occasional Conformity Act), к-рый лишал диссентеров возможности обходить «Акт о присяге», что они делали, изредка принимая причастие в англикан. Церкви. XVIII в. В нач. XVIII в. положение в В. было достаточно сложным. Большинство населения Уэльса не говорили и не понимали англ. языка; в Ирландии жители говорили на гэльском и в основном принадлежали к Римско-католической Церкви; в Шотландии, к-рая объединилась с Англией и Уэльсом (1707), сохранялись пресвитерианство, традиц. система образования, правовые и культурные особенности. Такое внутреннее разделение страны таило в себе большие политические опасности. Шотл. корни и католич. вероисповедание сына кор. Якова II, Якова Фрэнсиса Эдуарда Стюарта, к-рый жил во Франции (его называли «Старый претендент» (Old Pretender)), вызывали симпатии у многих. В 1714 г. королем В. стал лютеранин по воспитанию и сторонник религ. толерантности Георг I (Георг Людвиг, электор Ганновера). В том же году состоялись парламентские выборы и виги, к-рых поддерживал король, получили большинство. В дек. 1714 г. в Шотландии высадился «Старый претендент», однако мятеж, к-рый он спровоцировал, был быстро подавлен. Среди участников мятежа оказались неск.

http://pravenc.ru/text/150119.html

В 1614 г. Собор католич. Церкви в И., собравшийся в Килкенни, принял решение о введении в действие постановлений Тридентского Собора (их выполнение было отложено до более благоприятного времени), а также реформировал литургию в соответствии с рим. служебником. Антикатолич. политика Якова I привела к существенному сокращению численности католического населения в И. На острове не осталось ни одного католич. епископа (вместо них из Рима назначались апостольские викарии). В начале правления кор. Карла I Стюарта (1625-1649) преследования католиков не носили массового характера. В 1627 г. католич. духовенство и ирл. знать предложили провести в И. реформы (англ. Graces) с целью увеличить участие католич. населения в управлении страной и гарантировать сохранение земельных наделов и титулов знати. Предложенные реформы были в целом утверждены парламентом (за исключением 2 пунктов - об установлении 70-летнего срока давности судебных дел и о закреплении титулов знати в Коннахте). К 1630 г. на острове действовали 17 католич. епископов и 13 апостольских викариев. В стране проповедовали францисканцы и доминиканцы. В кон. 20-х гг. XVII в. усилиями монахов нищенствующих орденов были основаны неск. католич. колледжей. Однако публичное исповедание католичества не разрешалось. Богослужения проходили в частных домах или на открытом воздухе, где алтарями служили камни или скалы (англ. Mass Rocks). Период религ. терпимости завершился в 1629 г.; согласно королевской прокламации, все иезуиты, монахи нищенствующих орденов и католич. духовенство должны были покинуть И. в течение 40 дней. С этого времени папский нунций, к-рому было поручено управлять делами католич. Церкви в И., пребывал в Брюсселе. Несмотря на запреты, мн. ирл. католики отправляли детей учиться в католич. страны, где в кон. XVI и в 1-й четв. XVII в. при нек-рых ун-тах были основаны ирл. колледжи. Самые крупные из них находились во Франции (в Париже (1578)), в Испании (в Саламанке (1592), в Лиссабоне (1593) и в Севилье (1612)), в Испанских Нидерландах (3 колледжа в Лувене - францисканский (1606), доминиканский (1608) и для секулярного духовенства (1624)), а также в Риме (1628). Инициатором создания колледжа в Лувене, а также колледжа в Антверпене (1629) выступил Дублинский католический архиеп. Томас Флеминг (1623-1651).

http://pravenc.ru/text/674067.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010