Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВЕНАНТЕРЫ [от англ. covenant - завет, торжественная клятва, договор], участники религ. движения в Шотландии, выступившие против введения в стране епископальной системы управления Церковью и одобрившие «Национальный Завет» (National Covenant, 1638) и «Славную Лигу и Завет» (Solemn League and Covenant, 1643), которые закрепляли пресвитерианскую форму управления Церковью. Приняв идею ограничения королевской власти, движение К. приобрело религиозно-политический характер. Религиозно-политические соглашения (Заветы) являлись отличительной чертой Церкви Шотландии, основоположники реформатской Церкви Дж. Нокс (ок. 1514-1572) и Э. Мелвилл (1545-1622) взяли за образец ветхозаветные прецеденты - Заветы с Богом, к-рые заключали Авраам , Моисей и др. пророки. В Шотландии принятие «Заветов» служило делу защиты реформатской Церкви и происходило, как правило, в периоды объединения национальных и религ. устремлений шотландцев. Дж. Нокс. Скульптура в соборе Сент-Джайлс в Эдинбурге. 1904 г. Скульптор М. Гилливрей Дж. Нокс. Скульптура в соборе Сент-Джайлс в Эдинбурге. 1904 г. Скульптор М. Гилливрей Реформация в Шотландии началась довольно поздно, что было связано со слабой централизацией власти и постоянным соперничеством между протестант. Англией и католич. Францией за влияние на территории страны. Шотл. король Яков III Стюарт (1460-1488) присвоил себе право назначения епископов без их избрания собранием каноников и без папского одобрения. При Якове V Стюарте (1513-1542) процветала симония, большую часть высших церковных должностей получали королевские бастарды и фавориты, не только не достигшие совершеннолетия, но и не имевшие духовного сана. Т. о., доходы Церкви уходили семьям знати. В период правления Якова V в Шотландии впервые появились проповедники протестант. вероучения и начались преследования его сторонников. Так, 29 февр. 1528 г. на костре инквизиции был сожжен П. Гамильтон, ученик М.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАМИЛЬТОН [англ. Hamilton] Джон (ок. 1511 - 6.04.1571, Стерлинг), последний католич. архиеп. Сент-Андруса (Шотландия) перед Реформацией (в 1546-1560 и в 1567-1571). Сын Джеймса, 1-го графа Аррана. Детство провел в бенедиктинском аббатстве в Килуиннинге, но в орден так и не вступил. Став монахом в аббатстве Пейсли, в 1525 г. при содействии шотл. кор. Якова V получил это аббатство в качестве бенефиция. После обучения в Глазго поступил в Парижский ун-т, по окончании к-рого вернулся в Шотландию (1543). Его брат Джеймс, 2-й граф Аррана, регент при малолетней кор. Марии Стюарт, способствовал продвижению Г. по службе. В 1543 г. Г. стал хранителем малой гос. печати Шотландии, в 1545 г.- епископом Данкелда, в 1546 г. сменил на посту главного казначея королевства кард. Дейвида Битона. Г. был щедрым благотворителем кафедрального собора Сент-Андруса, основал и содержал колледж св. Марии, укрепил городской замок, построил неск. зданий и 14 мостов в окрестностях города. Г. способствовал преодолению протестант. ориентации Аррана. На церковных Соборах 1549, 1552 и 1559 гг. он принимал участие в создании уставов для духовенства и наставлений для мирян. Г. не считал Реформацию чем-то серьезным и поэтому не протестовал против ее проникновения в Шотландию. Только когда парламент 1560 г. утвердил принятие протестант. «Исповедания веры», он возглавил оппозицию, выступившую против этого решения. В том же году вместе с братией Г. вынужден был оставить аббатство Пейсли, к-рое было разрушено. В 1563 г. Г. был схвачен и отдан под суд вместе с 47 католич. клириками по обвинению в служении мессы и проведении таинства исповеди, но при поддержке Марии Стюарт был освобожден. В дек. 1566 г. он крестил принца Якова (буд. кор. Яков VI). В 1567 г. королева восстановила архиеп-ство, упраздненное парламентом и Г. вновь занял кафедру. Как верный сторонник Марии Стюарт архиепископ приложил все усилия, чтобы предотвратить отъезд королевы в Англию, но отъезд состоялся, и Г. пытался скрыться в замке Дамбартон. В 1571 г. он был арестован и повешен в Стерлинге.

http://pravenc.ru/text/161620.html

Лютера . Разрыв Генриха VIII Тюдора (1509-1547) с Римом и династический союз Шотландии и Франции (Яков V был женат на дочери Франциска I Мадлен Валуа, а затем на Марии де Гиз) сделали отношения между Шотландией и Англией довольно напряженными. В авг. 1542 г. Генрих VIII вторгся в Шотландию, но его войско было разбито Дж. Гордоном, графом Хантли, при Хаддон-Риге. Однако 24 нояб. шотл. отряд, посланный королем Яковом, потерпел поражение от англичан при Солуэй-Моссе, а сам король умер спустя несколько дней и через 6 дней после рождения дочери Марии. Регентом при малолетней королеве стал Дж. Гамильтон, граф Арранский, проводивший проангл. политику. Он прекратил преследования протестантов и начал переговоры о браке Марии Стюарт с наследником англ. престола принцем Эдуардом. Был подписан Гринвичский договор, по к-рому после заключения брака должно было состояться объединение королевств. Однако требование Генриха VIII отдать ему малолетнюю королеву привело к протестам шотл. дворянства и приходу к власти профранц. партии во главе с королевой-матерью Марией де Гиз и кард. Д. Битоном. В ответ в 1544-1545 гг. англ. отряды Э. Сеймура, графа Хартфорда, регулярно вторгались на шотл. земли. В сент. 1547 г. шотландцы потерпели поражение от англичан при Пинки и потеряли основные крепости на востоке страны. Мария де Гиз подписала договор о браке Марии Стюарт с франц. дофином Франциском, и в Шотландию были отправлены франц. войска. К 1550 г. англичане были изгнаны. Свадьба Марии Стюарт и дофина Франциска состоялась 24 апр. 1558 г. в соборе Парижской Богоматери. Согласно секретному приложению к брачному договору, в случае отсутствия детей от этого брака Шотландия переходила под скипетр франц. монарха. В кон. 1558 г. на англ. престол взошла кор. Елизавета I Тюдор , которая поддерживала шотл. протестантов. С т. зр. католич. Церкви Елизавета являлась незаконнорожденной, а Мария Стюарт как правнучка Генриха VII Тюдора обладала всеми правами на престол. Поэтому Мария Стюарт также объявила себя королевой Англии.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Центральный неф базилики аббатства Данфермлин. Кон. XI в. Центральный неф базилики аббатства Данфермлин. Кон. XI в. Во время войны за независимость мон-рь был сожжен по приказу англ. кор. Эдуарда I (1304), однако церковь сохранилась. Шотл. кор. Роберт Брюс в грамоте «церкви Св. Троицы и св. королевы Маргариты в Данфермлине» повелел поддерживать у раки Маргариты неугасимую восковую свечу. В 1329 г. Роберт был погребен в предалтарной части монастырской церкви. Из шотл. монархов последней в обители была похоронена Аннабелла, вдова Роберта III (1403). Королей из династии Стюартов в Д. не хоронили. В XVI в. аббатству принадлежало в разных местах 43 церкви и капеллы, не считая земельных владений. К нач. XVI в. богатый и влиятельный мон-рь превратился в источник доходов для членов королевской семьи и рим. кардиналов, к-рые формально числились настоятелями Д. Лорд-аббат мон-ря стал одним из влиятельных должностных лиц в Шотландии; так, последний настоятель, Джордж Дьюри (1549-1560), был архидиаконом Сент-Андрусской кафедры, членом регентского совета и хранителем гос. печати. В янв. 1560 г. с приближением Реформации он бежал в Эдинбург, взяв с собой мощи св. Маргариты. 28 марта 1560 г. отряд сторонников Реформации, направляясь в Стерлинг, полностью разгромил аббатство. Летом того же года в Д. был назначен Д. Фергюсон, протестант. проповедник, дважды избиравшийся модератором Генеральной ассамблеи Шотландской Церкви. В 1564 г. часть храма восстановили и приспособили для проповеди. При храме, по крайней мере 20 лет, подвизалось неск. монахов, к-рые ухаживали за королевскими гробницами. Обширные владения мон-ря постепенно были распределены среди протестант. знати, значительная часть досталась распорядителю монастырским имуществом Р. Питкэрну, называвшему себя аббатом. В 1587 г. кор. Яков VI (впосл. англ. кор. Яков I Стюарт ) отобрал оставшиеся владения в свою пользу. Формально аббатство было упразднено в 1593 г., когда оно окончательно перешло в руки короны. Часть построек аббатства использовалась как резиденция кор. Анны Датской, жены Якова VI; в 1600 г. здесь род. буд. кор. Карл I Стюарт . Др. часть мон-ря стала приходской церковью для горожан. В церковных документах встречаются упоминания о плохом состоянии храма, где нередко обваливались стены. В 1817-1821 гг. вост. часть храма была разобрана, на ее месте возведена новая церковь. При строительстве было обнаружено захоронение Роберта Брюса. В наст. время храм бывшего аббатства принадлежит пресвитерианской Шотландской Церкви. Архитектура

http://pravenc.ru/text/171357.html

Титульный лист изд. «A Farewell Sermons». Гравюра. Сер. XVII в. (Национальная портретная галерея, Лондон) Титульный лист изд. «A Farewell Sermons». Гравюра. Сер. XVII в. (Национальная портретная галерея, Лондон) К нач. 70-х гг. XVI в. священники-кальвинисты нового поколения призывали к полному искоренению остатков католицизма в Церкви Англии во всем, что касалось обрядности, а также к упразднению епископата. В 1570 г. Т. Картрайт в Кембридже прочитал курс лекций о «Деяниях апостолов» и организации Древней Церкви, заявив, что структура Церкви Англии противоречит Свящ. Писанию; схожие идеи были высказаны в «Предостережении парламенту» 1572 г. Эти выступления положили начало пресвитерианскому направлению в англ. пуританизме, из которого в 80-90-х гг. XVI в. выделились более радикальные индепенденты (конгрегационалисты), которые де-факто вышли из Церкви Англии; нек-рые из них испытали влияние анабаптистов и меннонитов, известных в Англии с 1-й пол. XVI в. Значительные группы сепаратистов образовались в Вост. Англии (браунисты, последователи Брауна) и в Лондоне (барроуисты, последователи Генри Барроу). При восшествии на престол кор. Яков I Стюарт (1603-1625) попытался достичь компромисса с различными группами англ. протестантов, если они признавали его власть как монарха и главы Церкви, для чего в 1604 г. в Хамптон-Корте была созвана конференция, в к-рой участвовали пуритане и представители офиц. Церкви. Несмотря на определенные договоренности (король обещал провести реформу канонического права, поддержать создание нового перевода Библии и т. д.), к-рые были выполнены, нек-рые священники-пуритане отказались признать королевскую супрематию и были лишены приходов. Деятельность пуританской оппозиции и ее недовольство арминианскими симпатиями кор. Карла I Стюарта (1625-1649) и архиеп. Кентерберийского У. Лода стали причиной конфликтов монарха с парламентом. В 1-й пол. XVII в. и в период Английской революции среди индепендентов возникали многочисленные радикальные группы диссентеров - баптисты , квакеры , люди пятой монархии и др. В годы революции и протектората О. Кромвеля отменен Акт о единообразии и была предпринята попытка реформировать Церковь Англии по пресвитерианскому образцу и инкорпорировать в нее радикалов, влияние которых в отдельных регионах страны было весьма значительным. В 1654 г. создана пресвитерианская гос. Церковь, священники к-рой не должны были подписывать доктринальных документов, при этом отношение к не признавшим ее диссентерам оставалось терпимым.

http://pravenc.ru/text/нонконформистов.h...

Опасаясь сговора пресвитариан с королем, Кромвель добился удаления наиболее активных из них из парламента. После этого по приговору парламента король Карл I был казнен. В 1649 г. Англия стала республикой, во главе которой стояли индепенденты. Начался новый этап Английской революции. Волнения низов, ничего не выигравших от победы парламента, мятежи сторонников короля, война с торговой соперницей Англии – Голландией, покорение Ирландии были тем историческим фоном, на котором росла личная власть Кромвеля. В 1653 г. он стал лордом-протектором (“защитником”) Англии, Шотландии и Ирландии с фактически неограниченными полномочиями. Так Англия через революцию от королевской тирании пришла к диктатуре Кромвеля. После смерти лорда-протектора начались беспорядки, и в 1660 г. при поддержке армии была восстановлена королевская власть. Начавшаяся феодальная реакция, угроза восстановления католицизма вызывали большое беспокойство у укрепившейся во время революции буржуазии и нового дворянства (преимущественно протестантов). В 1688 г. парламент обратился к правителю Нидерландов протестанту Вильгельму Оранскому (1689–1702) с предложением занять английский престол. Во главе сильного войска Вильгельм высадился в Англии. Яков II Стюарт бежал из страны. Эти события получили название “Славной революции”. Принятый в 1689 г. парламентом и подписанный Вильгельмом Оранским “Билль о правах” означал переход к парламентской монархии. Согласно новым представлениям король получал власть не милостию Божьей, а по воле парламента. За парламентом закреплялось право решения финансовых вопросов, включая содержание армии и определение расходов короля. Все англичане теперь могли рассчитывать на неприкосновенность их частной собственности; должны были платить только утвержденные парламентом налоги; получали право на неприкосновенность жилища и справедливое судебное разбирательство в гласном суде в присутствии присяжных. Итогом Английской революции стало превращение страны к концу XVII в. в буржуазную республику. Это способствовало быстрому экономическому подъему Англии.

http://pravmir.ru/isaak-nyuton-na-sluzhb...

В 1570 г., после убийства графа Морея, в Шотландии началась гражданская война между сторонниками Марии Стюарт и Якова VI, через 3 года при посредничестве Елизаветы I стороны подписали Пертское примирение (23 февр. 1573), по которому королем Шотландии признавался Яков VI. На неск. лет воцарился мир, к-рый удавалось поддерживать регенту короля графу Мортону. В 1578 г. радикально настроенные Дж. Стюарт, граф Атолл, и К. Кэмпбелл, граф Аргайл, захватили Якова и объявили его совершеннолетним, тем самым положив конец регентству графа Мортона. В 1579 г. шотландский парламент восстановил пресвитерианскую форму правления. В 1581 г. Дж. Крейг, последователь идей Нокса, составил документ, к-рый получил неск. названий: «Второе шотландское исповедание», «Королевское исповедание», «Негативное исповедание» и «Национальный завет». В нем подтверждалось Исповедание веры 1560 г. и вновь был выражен протест против папизма: «...тирании римского антихриста над Священным Писанием, над Церковью, гражданским магистратом и совестью людей; против всех его тиранических законов, направленных на свержение христианской свободы… против пяти его поддельных таинств со всеми их обрядами, церемониями и ложными учениями, добавленных к истинным Таинствам, но не имеющих подтверждения в Слове Божием; против его жестокого осуждения младенцев, лишенных Таинства крещения; против его учения об абсолютной необходимости крещения; против его богохульного взгляда на пресуществление; против его дьявольской мессы, богохульного священства, нечестивого жертвоприношения за грехи мертвых и живых... против его земной монархии и греховной иерархии; против трех его торжественных обетов, ошибочных и кровавых декретов, принятых на Тридентском Соборе, со всеми принадлежащими этой жестокой и кровавой организации подписавшими и одобрившими все это вопреки Церкви Божией» (цит. по: Shaff. 1877. P. 687). 28 янв. 1581 г. в Эдинбурге документ подписали Яков VI, его двор и многие дворяне и служители Церкви, а в марте того же года - утвердили Генеральная ассамблея и представители 3 сословий.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

В этой ожесточенной борьбе Общество Иисуса немедленно пришло на помощь католикам обоих островов. Уже в 1542 году Сальмерон и Брет объездили Ирландию в качестве папских миссионеров. Папа, Филипп II и Мария Стюарт основали в Дуэ, Пон-а-Муссоне и Риме семинарии для подготовки английских, шотландских и ирландских священников. Руководство ими взяли на себя иезуиты. Они развернули в Англии энергичную католическую пропаганду. Восстание, организованное папой в Ирландии, было подавлено незадолго до того, как иезуиты впервые высадились в Дувре в июне 1580 года. Они немедленно созвали большое собрание католиков в Сузсуэрке, недалеко от Лондона. Затем, переодевшись в разные костюмы, они начали переходить из графства в графство, из замка в замок. По вечерам они исповедовали, по утрам произносили проповеди и причащали, а затем исчезали так же таинственно, как и приходили. Уже 15 июня Елизавета объявила их вне закона. Только ежедневно меняя свое местопребывание, костюмы и имена, они могли некоторое время ускользать от рук полиции. Но именно этот романтический характер их предприятия действовал чудодейственным образом на души людей. 25 июня 1581 года оксфордские студенты были чрезвычайно поражены, получив неожиданно памфлет против национальной английской церкви. Его автором был один иезуит, а другой иезуит в глубокой тайне, укрывшись в хижине Стонорского парка близ Генлея, его напечатал. Но кое-кто из эмиссаров папы уже попал в руки властей. 16 июня донос позволил схватить отца Кампиана. 1 декабря он был повешен, признанный виновным в государственной измене. Конечно, он был мучеником, но не только мучеником за веру, но и мучеником за папскую политику, грозившую жизни и власти Елизаветы. Смерть Кампиана только возбудила рвение его товарищей. Персоне организовал католическую пропаганду в самом Лондоне; отцы Гэй и Крайтон пытались в Эдинбурге склонить на свою сторону шотландского короля Якова [Яков (Иаков) VI Шотландский, он же Яков I Английский (1566– 1625) – король Шотландии (1567–1625) и Англии (1603–1625; первый из династии Стюартов). Первый король, правивший одновременно Англией и Шотландией]. Отец Гордон миссионерствовал на севере Шотландии. Между тем и в католическом, и протестантском лагерях страсти разгорались день ото дня, пока наконец 18 февраля 1587 года не скатилась с эшафота голова Марии Стюарт. Небывалый взрыв патриотизма, объединивший вскоре, в год Армады, всю нацию, не исключая и католиков, вокруг находившегося в опасности трона Елизаветы, разрушил все замыслы иезуитов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Во второй четверти текущего столетия начинается и в половине его умножается новый ряд безбожников. Сюда принадлежат по порядку времени: Фейербах, бывший сначала левым Гегельянцем, зоолог Карл Фогт, Людвиг Бюхнер, Яков Молешотт и другие, менее известные. Безбожие этих учёных коренится в их материалистической философии и в материалистическом естествознании. К концу своей жизни к безбожию склонился и Давид Штраус, известный немецкий критик Евангелий, рационалист и пантеист. К материалистическому безбожию примкнули и некоторые крайние эволюционисты, например, глава немецких эволюционистов Геккель. На перепутье между пантеизмом и атеизмом стоят и пессимисты – Артур Шопенгаэур и Эдуард Гартман, а один из последователей Шопенгауэра Маинлендер, принимая исходным пунктом бытия до-мирное простое единство, которое будто бы переходит в мировую множественность с тем, чтобы превратиться в ничто, – сделал попытку научно обосновать атеизм, как „философию освобождения”. Современные социалисты также большей частью безбожники. Государство, которое они мечтают основать в будущем, по их планам будет обществом без Бога и без религии, и идолом его будет светская культура, исключительно материальное благосостояние людей. Материализм и атеизм современных социалистов есть чисто практический, а теоретическими источниками, из которых он вышел, служат все вообще современные противорелигиозные учения, преимущественно же философский и естествознательный материализм, позитивизм, материалистический эволюционизм. Представители новейшего социализма суть Карл Маркс, Лассаль, и другие. Что касается до позитивистов, то менее решительные из них, как Джон Стюарт Милль, должны быть признаны скептиками: они ни отрицают, ни утверждают истину бытия Божия, а более решительные могут быть признаны прямо безбожниками. Должно заметить, что в подонках как эволюционизма, так и позитивизма, безбожие обнаруживается часто решительнее, нежели в первых и главных представителях его. Всем вообще позитивистам следует приписать отрицательное безбожие, так как религию они отрицают в самом принципе и к бытию Божию относятся скептически, а крайним позитивистам не чуждо и положительное безбожие. Главами позитивизма были – во Франции Огюст Конт, в Англии Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер: из второстепенных следует указать Литтре и Гюйо во Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Марии Стюарт. Неизвестно, знал ли Н. об этом заговоре заранее, однако он оценил это событие как смерть идолопоклонника, оказывавшего пагубное влияние на королеву. Когда 17 марта она вернулась в Эдинбург с намерением наказать убийц, Н. предпочел уехать в Эршир, где в последующие неск. месяцев работал над «Историей Реформации в Шотландии». В дек. 1566 г. он уехал в Англию, чтобы навестить сыновей. Возможно, он также побывал в Лондоне. Из-за этой поездки Н. не принимал участия в событиях, происшедших в Шотландии в февр.-июле 1567 г., когда был убит лорд Дарнли, а королева вышла замуж за Джеймса Хепберна, гр. Ботуэлла, к-рого считали наиболее вероятным организатором убийства, что спровоцировало восстание, закончившееся поражением Марии Стюарт и ее заключением в замке Лохливен. Н. вернулся в Эдинбург в кон. июня 1567 г., когда споры относительно буд. судьбы королевы были в самом разгаре. В проповеди 19 июля он обвинил королеву в прелюбодеянии и соучастии в убийстве и потребовал ее казни, в то же время он приветствовал восшествие на престол годовалого кор. Якова VI (в 1603 стал также королем Англии под именем Яков I), регентом стал лидер шотл. протестантов граф Морей. Н. произнес проповедь на коронации в Стерлинге 29 июля 1567 г. и сравнил монарха с ветхозаветным Иоасом. С этими переменами Н. связывал надежды на возвращение Шотландии в русло истинной веры, в частности, в проповеди на открытии парламента в дек. 1567 г. он призывал к восстановлению того порядка, к-рый был утвержден парламентом 1560 г. Тем не менее Н. не выказывал желания возвращаться к политике и практически не принимал участия в гражданской войне между «партией короля» и «партией королевы» в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в. Но убийство 23 янв. 1570 г. регента, графа Морея, Н. оценил как Божие наказание для Шотландии, не ценившей даров Господа - освобождения от гнета Франции, католич. Церкви, а затем и католич. королевы. В проповеди на похоронах графа Морея Н. назвал его одним из «умерших во Господе». Осенью 1570 г.

http://pravenc.ru/text/Нокс.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010