Глава 9 1–7. Пятая казнь – мор на скот. 8–11. Шестая казнь – воспаление с нарывами. 12–26. Предупреждение о седьмой казни и самая казнь – град. 27–35. Раскаяние фараона и новое ожесточение. Исх.9:1 .  И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; Исх.9:2 .  ибо если ты не захочешь отпустить [народ Мой] и еще будешь удерживать его, Исх.9:3 .  то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; Исх.9:4 .  и разделит Господь [в то время] между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израилевых не умрет ничего. Исх.9:5 .  И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. Пятая казнь – тяжкий мор на скот одних египтян, имеющая для себя аналогию в известных из древнеегипетских памятников, а равно и свидетельства новейших путешественников о случаях эпизоотии, не может быть отождествляема с этими последними и объясняема естественными причинами. Все обстоятельства казни – предсказание ее наступления (ст. 3), быстрота этого последнего (ст. 5), освобождение от нее земли Гесем (ст. 4), а также опустошительная сила ее действия (ст. 3), все это несомненные признаки сверхъестественного, чудесного явления. Исх.9:6 .  И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. Как видно из 9–10 и 19 ст. данной главы, выражение: «вымер весь скот египетский» нельзя понимать в буквальном смысле. Оно имеет в виду или скот, бывший в поле, или указывает на все виды скота (ст. 3), поражение которых составляет отличие казни от обычных эпидемий, ограничивающихся одной какой-нибудь породой. Исх.9:7 .  Фараон послал узнать, и вот, из [всего] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа. Несмотря, однако, на это удостоверение в могуществе Иеговы, сохранившего, согласно предсказанию, скот Своего народа, фараон не отпускает евреев. Причины этого заключаются всего скорее в том, что, будучи чувствительной для бедных, новая казнь не нанесла особенного ущерба состоянию самого фараона. В виду этого он желает лучше перенести меньшее бедствие, чем подвергнуться большему – лишиться даровых работников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

27.03.2024 Я выведу вас от угнетения Египетского в землю, где течет молоко и мед. Исх. 3:17 Четыреста лет пребывал еврейский народ в египетском рабстве. И вот пришло время вернуться народу в землю своих отцов. По повелению Божию, Моисей должен был вывести народ из Египта. Он и его брат Аарон явились перед фараоном и от имени Божия потребовали отпустить евреев из Египта. Фараон-язычник не внял словам Моисея. Не желая терять рабочую силу, он повелел Моисею возвращаться к своей работе и не смущать народ. Он повелел еще больше увеличить повинности евреев, чтобы у них не оставалось времени для бесплодных мечтаний о свободе. Но никакой земной владыка не в силах противостоять воле Владыки Небесного. Моисей силою Божьей навел на Египет десять страшных бедствий, которые получили название казней египетских. Эти бедствия должны были показать язычникам силу и могущество истинного Бога, которому подчиняются все стихии земли. Так, по слову Моисея, вода в реках, озерах и колодцах превращалась в кровь. Град и саранча истребляли все живое. Страшное нашествие жаб, ядовитых мошек, моровая язва поражали Египет. Как ни тяжелы были все эти бедствия, но они не сломили упорства фараона. Тогда Господь подверг Египет самой страшной казни, десятой. Она наступила ночью, и эта ночь стала последней ночью рабства для еврейского народа. По повелению Божию, евреи должны были бодрствовать этой ночью и совершить торжественный обряд. Каждая семья должна была заколоть однолетнего агнца, испечь и съесть его с пресным хлебом и горькими травами. Кровью агнца нужно было помазать косяк двери. В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел только мимо тех дверей, которые были помечены кровью. Засиявшее утро осветило египтянам то ужасное бедствие, которое разразилось над ними в эту ночь. «И сделался великий вопль во всей земле египетской: ибо не было дома, где не было мертвеца». Фараон в своем дворце оплакивал своего наследника. Ангел смерти поразил всех первенцев египетских « от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника».

http://old.pobeda.ru/besedyi-o-duhovnoy-...

36. Казни египетские Моисей отправился в Египет. На дороге встретил его брат его Аарон. Они пришли в Египет и передали жившим там евреям все слова, которые Господь говорил Моисею, и совершили знамения пред глазами народа. Народ поверил Моисею и Аарону и поклонился, услышав от них, что Господь увидел народные страдания и умилостивился над народом. Моисей и Аарон после этого пошли к фараону и сказали ему о данном Богом повелении отпустить народ еврейский в пустыню, чтобы он совершил там праздник. Но фараон отвечал, что он не знает Господа и народа не отпустит. В тот же день фараон дал повеление приставникам и надзирателям над народом, чтобы они не давали ему соломы для обжигания кирпичей и чтобы народ сам собирал себе солому. Тогда по повелению Божию Моисей и Аарон совершили пред фараоном знамения, которые Бог у горевшей купины показал Моисею. Аарон бросил жезл, и он превратился в змея. Фараон позвал египетских жрецов, каждый из них бросил жезл, и жезлы их также сделались змеями. Но змей из жезла Аарона поглотил всех змей. Сердце фараона ожесточилось, он не хотел отпустить народа. За упорство и неповиновение фараона Бог поразил Египет казнями, которых было десять. Вода в реках превратилась в кровь, так что нечего было пить; затем появились во множестве жабы, потом мошки на людях и на скоте, песьи мухи, моровая язва на скоте, воспаления на людях и на скоте, град и огонь, саранча и тьма. После каждой казни фараон призывал Моисея и Аарона и просил их помолиться о прекращении бедствия, соглашаясь отпустить народ. Но как только бедствие прекращалось, фараон брал свое слово назад. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Действительно, когда Моисей и Аарон пришли к Фараону, как вестники Божией воли, он потребовал от них чуда. Аарон, по повелению Моисея, бросил свой посох пред фараоном; и посох сделался змеем. Фараон призвал мудрецов своих и чародеев, между которыми главными были Ианний и Иамврий 32 , и те своим чародейством сделали нечто похожее. Они бросили свои жезлы, и жезлы превратились в змеев; но посох Ааронов поглотил их жезлы. Однако же Фараон не убедился этим чудом, и не стал слушать Моисея и Аарона. Тогда Господь начал поражать Египет тяжкимн казнями. О каждой из них Моисей предъизвещал фараона, чтоб фараон не почел их естественными явлениями. Волхвы египетские, пытавшиеся подражать чудесам Моисеевым, после третьей язвы сказали ему, что в этих делах виден перст Божий; и фараон тем более мог удостовериться в этом, что, начиная с четвертой язвы, Израильтяне уже не страдали вместе с Египтянами. Когда казнь тяготела над Египтом, фараон обыкновенно просил Моисея и Аарона помолиться об отвращении бедствия и давал обещание отпустить Евреев; но как скоро опасность прекращалась, он забывал свое обещание, или изменял его: то он приказывал им принести жертву в самом Египте, то отпускал в пустыню одних совершеннолетних; то хотел удержать их скот; наконец, под смертною казнью запретил Моисею являться к себе на лице. Моисей и не хотел более являться к нему; но когда десятая язва постигла Египет, фараон сам призвал Моисея и Аарона, и повелел Евреям выйти со всеми семействами и со всем имуществом. Казни, которыми Бог поражал Египет чрез Моисея, были следующие. На другой день после превращения посоха в змея, Аарон, по повелению Моисееву, в присутствии фараона, которого они встретили на берегу Нила, ударил этим посохом по реке: и вся вода превратилась в кровь не только в самой реке, но и в озерах, и в потоках, и во всех вместилищах. Рыба в воде померла; и от реки стало смердеть. Египтяне принуждены были выкапывать колодези близ реки, чтобы найти воду для питья. Волхвы египетские сделали нечто подобное этому претворению воды в кровь, и, разумеется, уже не в реке, а в каком-нибудь сосуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Основа трагедии «Эдип в Афинах взята из классической Фивской легенды О царе Лайе и сыне его, Эдипе. Вот эта легенда, как она изложена в трагедиях Софокла, Фивский царь Эдип, по случаю моровой язвы, свирепствующей в Фивах, представляется принимающим искреннее отеческое участие в бедствиях своего народа. Но оракул Дельфийский возвещает, что язва в Фивах не прежде прекратится, – как будет наказан убийца царя Лайя, предшествовавшего Эдипу на Фивском престоле. Эдип пред всем народом дает торжественную клятву непременно отыскать виновного и предать его заслуженной казни. И вот мало-по-малу начинает раскрываться несчастная судьба Эдипа. Предвещатель Тирезий, призванный для обличения преступника, объявил, что этот преступник сам Эдип; но слова его, в жару гнева сказанные и с гневом принятые, сочтены клеветою и злым умыслом врагов. Вскоре потом Эдип, разговаривая с своей женой Иокастой, которая прежде была женой Лайя, начинает уже действительно опасаться за себя, когда узнает от нее обстоятельства Лайевой смерти, вспоминает об убийстве, учиненном им точь в точь при таких же обстоятельствах. Судьба Эдипа проясняется; однако ж от совершенной уверенности в преступлении удерживает его одно обстоятельство. Эдип сын Коринфского царя, Полиба; так думает о себе он сам; так думают все окружающие его; между тем, по предсказанию оракула, Лай должен был умереть от руки сына своего. Следовательно убийцей Лайя не может быть Эдип. Правда, Иокаста сказывает, что у нее от Лайя был сын; но сын этот, по ее словам, погиб еще в младенчестве, брошенный, по приказанию отца, на непроходимую гору. Нужно было доказать, что этот сын Лайя, которого считают погибшим в младенчестве, есть сам Эдип. К этому роковому открытию приводит Эдипа посол, прибывший из Коринфа с вестью о смерти тамошнего царя, Полиба, и с предложением ему престола от лица Коринфян. Между прочим посол открывает, что Полиб и Меропа, его супруга, которых Эдип считает за своих родителей, не суть истинные его родители, но что он обязан им только воспитанием, что он еще в младенчестве взят ими из рук одного пастуха, пасшего стада подле горы Киферонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В скором времени святитель Киприан вернулся к пастве. Возмущению Феликиссима был положен конец на Поместном Соборе 251 года . Этот же Собор вынес суждение о возможности принятия в Церковь падших после принесения ими церковного покаяния и подтвердил отлучение Феликиссима. В то время назревал новый раскол, поднятый римским пресвитером Новацианом , к которому присоединился карфагенский пресвитер Новат , бывший сторонник Феликиссима . Новациан утверждал, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе. Кроме того, Новациан при помощи Новата убедил трех италийских епископов при жизни законного Римского епископа Корнилия поставить на Римскую кафедру другого епископа, Новациана. Против такого беззакония святитель Киприан написал ряд окружных посланий к африканским епископам, а затем целую книгу " О единстве Церкви " . Когда в Карфагенской Церкви стали утихать раздоры, началось новое бедствие - вспыхнула моровая язва. Сотни людей бежали из города, оставляя больных без помощи, а мертвых - без погребения. Святитель Киприан, показывая пример стойкости и мужества, сам ухаживал за больными и хоронил мертвых, причем не только христиан, но и язычников. Моровая язва сопровождалась засухой и голодом. Орды варваров-нумидийцев, пользуясь бедствием, нападали на жителей и уводили их в плен. Святитель Киприан побудил многих богатых карфагенцев пожертвовать свои средства на питание голодающих и выкуп пленных. Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана (253-259), карфагенский проконсул Патерн велел святителю принести жертву идолам. Он твердо отказался выполнить это, а также назвать имена и местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в местность Курубис. Диакон Понтий последовал в ссылку за своим епископом добровольно. В тот день, когда святитель прибыл на место ссылки, он увидел сон, предвозвещавший ему скорую мученическую кончину. Находясь в изгнании, святитель Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене , он сам вернулся туда. Приведенный на суд, он был оставлен на свободе до следующего года. Почти все карфагенские христиане пришли проститься со своим епископом и получить от него благословение. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Услышав приговор, святитель Киприан сказал: " Благодарение Богу! " и весь народ в один голос воскликнул: " И мы хотим умереть с ним! " Придя на место казни, святитель снова преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Потом он сам завязал себе глаза, а руки дал связать стоявшим около него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову. Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Мученическая кончина последовала 14 сентября 258 года. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана.

http://drevo-info.ru/articles/6922.html

Развитие темы . По ходу развития истории искупления дополнительный смысл приобретает и тема исхода. Исход повторяется несколько раз: при переходе через Иордан, в серии освобождений от угнетения в период судей, в возвращении из плена, при первом пришествии Христа и при Его конечном пришествии. Надежда крепнет, когда явление силы Божией и связанные с ним чувства переносятся с исхода на другие аналогичные ситуации в истории Израиля, когда Божий народ нуждался в освобождении. Каким бы великим ни было освобождение Израиля во время первого исхода, совершенное Христом спасение выше ( Евр.2:1–4 ). Отзвуки мыслей, высказанных во Втор.4:32–35 (приведенных в начале статьи), можно услышать в следующем описании спасения, предтечей которого был исход: Ибо, если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле? ( Евр.2:2–4 ). См. также: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ; ГОРА ; ЕГИПЕТ ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА ; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН ; КНИГА ИСХОД ; МАННА ; МОИСЕЙ ; МОРЕ ; МЫШЦА ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ ; ПУСТЫНЯ ; РАБ, РАБСТВО ; СИНАЙ ; СКИНИЯ ; ТВОРЕНИЕ ; ФАРАОН ; ЯЗВА, БЕДСТВИЯ, КАЗНИ . Библиография: D.Daube, The Exodus Pattern in the Bible (London: Faber & Faber, 1963); T. Longman III and D. G. Reid, God Is a Warrior (Grand Rapids: Zondervan, 1995); R. E. Nixon, Exodus in the New Testament (London: Tyndale, 1963); S.Talmon, «The Desert Motif in the Bible and in Qumran Literature»//Literary Studies in the Hebrew Bible, ed. S.Talmon (Leiden: E.J. Brill, 1993) 216–254. Читать далее Источник: Словарь библейских образов : [Справочник]/Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Вода в сосудах и всякая пища мгновенно покрывается ими. Если такое неприятное явление составляют они при обыкновенном ходе вещей, то можно представить себе, какое это было бедствие для страны, когда они в небывало громадном количестве насланы были прямо как наказание. Это была истинная казнь, и кроме нанесения физических страданий, она вместе с предыдущей направлялась также к подрыву египетского культа, в котором были и специальные «боги мух», как и во всех жарких странах древнего языческого мира. Боги эти считались защитниками страны от ядовитых насекомых всякого рода, и две последние казни доказывали их полное бессилие против бедствия, от которого они и считались собственно защитниками. Едва страна успела вздохнуть от описанного бедствия, как её постигла новая казнь, именно моровая язва на скот. Казнь эта также имела в своей основе естественное явление. Когда наводнение оканчивается и вода вступает в свои берега, то поднимающиеся с наводнённых местностей испарения часто отравляют атмосферу и она бывает гибельна для скота. Моровая язва и теперь обычное явление в Египте и иногда страшно свирепствует, производя ужасные опустошения не только между овцами и рогатым скотом, но и между верблюдами, лошадьми и ослами. И покровители скота в Египте Озирис и Изида, так же как другие божества, оказались бессильными отвратить бедствие. В шестой казни карающая рука Божия ближе касалась уже самих людей. Брошенный Моисеем пепел произвёл язву, поразившую не только скот, но и людей. Казнь эта также направлялась против египетского культа. В различных египетских городах, посвящённых богу Сет или Тифон, ежегодно приносились в жертву рыжеволосые и светловолосые люди, из чужестранцев, и между ними наверно бывали и израильтяне. После сожжения их живыми на алтаре, пепел их рассеивался жрецами в воздухе, как бы для очищения атмосферы от всяких вредных элементов. Теперь же пепел, брошенный Моисеем, произвёл как раз противоположное действие и поразил язвой суеверных египтян, и особенно жрецов, для которых бедствие от неё было двойное, так как по закону оно делало их нечистыми и неспособными к отправлению своих жреческих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblij...

Теперь она должна была подвергнуться осквернению. Вся земля обратилась в мошек и разных насекомых. «И были мошки на людях и на скоте». Под мошками (скнипы), очевидно, разумеются не только безвредные, но и ядовитые насекомые, причинявшие страшные страдания не только людям, но лошадям и вообще скоту. Но, собственно, ядовитые насекомые явились вследствие четвертой казни 67 , наведшей на страну «песьих мух». Эти злые и ядовитые мухи тучами наполнили воздух и были истинным бичом для людей и для животных. Это была ужасная казнь и кроме нанесения телесных страдании, она вместе с предыдущею направлялась также к подрыву египетского идолопоклонства, в котором были и специальные «боги мух», как и во всех жарких странах древнего языческого мира. Боги эти считались защитниками страны от ядовитых насекомых всякого рода, и две последние казни доказывали их полное бессилие против бедствия. Едва страна успела вздохнуть от описанного бедствия, как ее постигла пятая казнь 68 , именно моровая язва на скот. Опять и здесь покровители скота в Египте Озирис и Изида, также как и другие божества, оказались бессильными отвратить бедствие, и оно должно было тем большим ужасом поразить египтян, если от язвы погиб и боготворимый ими бык – Апис. В шестой казни 69 карающая рука Божия ближе касалась уже самих людей. Брошенный Моисеем пепел произвел язву, поразившую не только скот, но и людей. Казнь эта также направлялась против египетского идолопоклонства. В различных египетских городах, посвященных богу Сет или Тифон, ежегодно приносились в жертву рыжеволосые люди из инородцев, и между ними, наверно, бывали и израильтяне. После сожжения их живыми на жертвеннике пепел их рассеивался жрецами в воздухе, как бы для очищения атмосферы от всяких вредных стихий. Теперь же пепел, брошенный Моисеем, произвел как раз противоположное действие и поразил язвою суеверных египтян, и особенно жрецов, для которых бедствие от нее было двойное, так как по закону оно делало их нечистыми и неспособными к отправлению своих жреческих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

— Авт.; см. также комментарий, опубликованный в “Альфе и Омеге” (прим. 2 на с. 36). — Ред. См. об этом подробно в критическом комментарии епископа Гора: Gore Ch. A New Commentary on Holy Scripture. London, 1929. Вот как, приблизительно, представляются в их последовательности рассказы отдельных источников о Синайской теофании и о вступлении Израиля в Завет с Ягве (гипотеза Мак Нейла (Mac Neil) и Драйвера (Driver). См. Gore Ch. Указ. соч. С. 83–84): Е: 19:2в–3а,10–11а,14–19; 20:18–21; 24:3–8,12–15а,18в; 31:18. J: 19:3в–9а,18,20–22,24в; 20:11b–13,25; 24:1,9–11; 34:1–5,10–28. P: 34:15b–18; 25–31:17; 34:29–35. См. Gore Ch. Указ. соч. Вот приблизительное распределение по источникам материала о Десяти казнях, вошедшего в повествование Исх: J E P 1. Обращение воды в кровь: 7:14–25 7:14,15а,16–18, 20c,21ab,23–25 7:15a 7:19–20, 21c–22 2. Нашествие жаб: 8:1–15 8:1–4,8–15а 8:5–7,15b 3. Нашествие мошек: 8:16–19 8:16–19 4. Нашествие песьих мух: 8:20–32 8:20–32 5. Моровая язва: 9:1–7 9:1–7 6. Нарывы на людях и на скоте: 9:8–12 9:8–12 7. Гром и град: 9:13–35 9:13,17–21, 23с–30,33–34 все остальное, кроме вставки 9:14–16а 9:35с 8. Нашествие саранчи: 10:1–20 10:1а,3–11, 13ab,14b–15b, 15c–19 все остальное, кроме вставки 10:1b–2 9. Тьма: 10:21–29 10:24–26,28–29 10:21–23,27 1. Смерть египетских первенцев: 11:1–10; 12:29–40 11:4–8; 12:29–34,37–39 11:1–3 и 12:35–36 11:9–10, 12:29–30, 40–42 Приводим также и элементы из отдельных источников (в рассказе Исх 14 о переходе евреев через Чермное Море: J 5–7 10ab 11–14 19b E 10c 15a 16a 19a P 1–4 8–9 15b 16b–18 J 20b 21b 24–25 27b 30–31 E 20a 28–29 P 21a 21c–23 26–27a В этом отношении особенно характерно двойное описание первой казни в 7:14–25, составленное по Р и по J; J настаивает на том, что вся вода в Египте, во всяком вместилище, превратилась в кровь; J в стихах 20с–21ав говорит только о поражении воды реки Нила, которое вызвало гибель рыбы и сделало самую воду непригодной для питья. То, что мы знаем о постоянных бедствиях, обрушивающихся почти ежегодно на египетскую землю, вполне подтверждает предположение о том, что египетские казни по существу были обычными природными явлениями.

http://pravmir.ru/gospod-muzh-brani/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010