Изъяснение псалма 82-го. Пс.82:1 .  Песнь. Псалом Асафа. «Песнь псалма Асафу». По возвращении Иудеев из Вавилона, ближние соседи, увидев обновление Божия храма и славу их, сходятся вместе, и собрав другие варварские народы, предприяли войну против Иудеев. И сие предрекают как божественные Иоиль и Иезекииль, так и чудные Пророки Михей и Захария. Впрочем всех преодолевают Иудеи, которыми предводительствует Зоровавель и которым свыше споборает Бог, сокрушающий дерзость врагов. Сие-то предвозвещает и настоящий псалом. В виде же молитвы излагается пророчество Божественнаго Духа, научающаго воюемых, как должно им умилостивить Бога. Пс.82:2 .  Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже. «Боже, кто уподобится Тебе?» И все собранное вкупе естество Ангелов и человеков не может сравниться с Твоею силою, потому что могущество Твое не сравнимо. Слово: «кто» Пророк употребил вместо: «никто». «Не премолчи, ниже укротися, Боже». Умоляем Тебя, Владыка, не употреблять долее обычнаго Тебе долготерпения. Ибо сие означает сказанное: «ниже укротися». Так перевел и Симмах: «не оставайся в покое». Потом Пророк показывает причину сего прошения. Пс.82:3 .  Ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову. «Яко се, врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу». Подобно морю, шумят и волнуются, поступая с нами кичливо и дерзко, по неприязненности к Тебе предприяв воевать с нами; ибо, враждуя против Тебя, нападают и на народ Тебе преданный. Пс.82:4 .  Против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою. «На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя». Симмах, вместо: «на святыя Твоя», перевел: «на утаеннаго Твоего», и Акила, а также и Феодотион: «на сокровеннаго Твоего». Поскольку от них имел произойдти по плоти Владыка Христос, а народы сии сошлись с намерением совершенно искоренить род иудейский, то Всесвятый Дух научает Иудеев принести следующую молитву: не против нас только злобно и злоумышленно действуют враги, но и против утаеннаго Твоего и в нас сокровеннаго, о котором предвозвестил Ты, что процветет от колена Иудина. Ибо по отсечении корня от чего родиться плоду? Сие же и чрез Исаию дал разуметь Бог всяческих, говоря: «им же образом обретается ягода на грезне, и рекут: не погуби его, яко благословение Господа есть в нем, тако сотворю служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради его, и изведу из Иакова семя и из Иуды» ( Ис.65:8–9 ), и тогда уже предам прочих конечной гибели. Посему ради одной ягоды весь грезн, даже весь виноградник, пользовался Божиим попечением; а когда ягода сия снята, а с нею собраны и другие плоды, тогда оставшийся виноградник предается зверям, зобает его и вепрь от дубравы, и поядает его «уединенный дивий, и вси мимоходящии путем» попирают, сколько угодно ( Пс. 79, 13–14 ). Сии и здесь, говорят молящиеся, не против нас только, но и против Сокровеннаго Твоего, дерзают неистовствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Былинное поле К 130-летию поэта Алексея Ганина 16.08.2023 632 Время на чтение 14 минут 11 августа (28 июля по старому стилю)1893 – 30 марта 1925 ВОЗВРАЩЕНИЕ… ИЗ НЕВОЛИ Это правда, что Поэт – посланник Неба! Отсюда понятно, почему никому не дано заглушить излучаемый им свет, изливаемую из души любовь и доброту. Над внутренним миром поэта не властны Время, превратности литературной Судьбы. А уж тем более – застенки Лубянки или камеры Бутырки, печально известных тюремных заведений в Москве. О, сколько в тех «кровавых логовах» было похоронено мечтаний, пророчеств, озарений, неисполненных замыслов, будущих гениальных книг! Похоронено ли? Короткая, будто мгновение, жизнь и яркое творчество выдающегося крестьянского поэта начала ХХ века Алексея Ганина, уроженца земли вологодской, подтверждают противоположное. Как ни старался Енох Гершель (Г.Г.Ягода, первый глава НКВД, жестокий и развратный еврей) полностью стереть из памяти народа имя Ганина, ничего у «гражданина начальника» не вышло. Хотя, правда, почти на пятьдесят лет этому «энкаведэшнику» удалось «сокрыть» от людей правду о поэте. Но она всё равно пробила засосавшую её воронку забвения, поднялась, как цветок сквозь камень. И поэтическое наследие Ганина, творческие взлёты вернулись в начале 90-х годов ХХ века к русскому читателю во всей своей красочности и многомерности. Прав, тысячу раз был прав поэт, когда написал в 1917 году своё знаменитое и в определённой мере пророческое стихотворение. Приведу отрывок из него: Гонимый совестью незримой За чью-то скорбь и тайный грех, Пришёл к тебе я, край родимый, Чтоб полюбить, прощая всех. В твоих полях, в твоём покое В шелковых мхах твоих ланит От Зла и Каменного воя Я думал сердце схоронить. Я думал бред души неверной Стряхнуть в безвременной поре И за лесной твоей вечерней Молиться радостной Заре. Украдкой выгоревать стоны Под синью звёздного шатра И расплеснуться красным звоном В твои певучие ветра. Но кто-то дико заглумился

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/16/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Пути Господни неисповедимы... Как возрождались сады Валаама 06.03.2013 1373 Время на чтение 11 минут Давно это было, ещё до Великой Отечественной войны. В глухой далёкой глубинке - Новгородских лесных и болотистых местах расположилась деревня Быково, от железных дорог в тридцати и более километрах, да и от автомобильных тоже. На тракторе, и то не всегда, можно проехать по необходимости (например, завезти товары в сельмаг). А почва - горе одно: глина, да такая, что и ног не вытащить. Однако крестьяне выращивали на ней рожь, овёс, лён, клевер. Сенокосные угодья с обильным травостоем. Скотине раздолье 7 месяцев в году, а зимой - ароматное клеверное сено. Рядом с деревней на пригорке - парники, где выращивалась рассада капусты. Анна Степановна Кондрашова «овощеводкой» числилась. Детей ей Бог послал много - одиннадцать было, до взрослого возраста шестеро дожили, а сейчас рядом двое - сынок 10-летний и дочь 6 годиков. Хозяйство - 2 козы, 2 овцы с приплодом, да куры. На другую скотину сил не хватает, здоровье подкачало. Когда муж во время войны на лесозаготовках умер (сердечник был), оставив её с детьми, врач сказал: «Три месяца тебе, Анна, осталось». Дед Степан охотником был - енота раздобыл или барсука (теперь уже и не знаю), сало кого-то из этих зверьков да мёд победили с Божьей помощью открытый туберкулёз, но силы-то большой уже не было. А работать в колхозе надо. Вот и поручено было овощеводство - поближе к дому и дети малые помогут. И помогали. И запомнилось меньшей дочке удивительное дело: рядом с парниками находился участок земли около гектара, почти заросший бурьяном, но среди него торчали яблони, кривые, больные, но кое-где с яблоками. Откуда они здесь? Ведь около домов в деревне плодовых почти не было. Как потом выяснилось, был в деревне Быково плодовый сад. Идеи Ивана Владимировича Мичурина продвинуть садоводство на Север воплощались в жизнь, но суровые морозы военного времени помешали довести их до конца. Жалко было девочке видеть погибающий сад. Хорошо, что дедушка и братишка, ещё не вполне подросший, высаживали около дома найденные в лесу яблони, да прививали их взятыми от соседей черенками. Так завели антоновку, степановку, а также корнесобственную сосницкую яблоню (со сладкими яблоками). В лесу на болотах росли клюква, голубика, черника, морошка (сказочно красивая и вкусная ягода), малина, земляника. Запасались на зиму деревенские жители лесными дарами, посылая детишек разного возраста в лес, на болото. Самим взрослым не до этого было, работали от зари до зари, заготавливая сено, вначале на колхозных коров, а потом уж по кустарничкам и болотинкам то, что останется, деляночки для своей скотины.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/07/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Терновый мой венец 25. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам 02.12.2022 1830 Время на чтение 33 минут Предисловие Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Завершение десятилетия путешествий и паломничеств. – Подведение итогов. – Ритуальный погром русских святынь. – Уничтожение культурных сокровищ. – Руководители погрома Ягода и Губельман. – «Союз воинствующих безбожников» и НКВД. – Безуспешные попытки опубликовать результаты своих исследований о судьбе русских святынь С середины 80-х годов особое место в моих исследованиях занимали вопросы о судьбе русских святынь и памятников. Много путешествуя, опрашивая сотни старожилов в разных местностях России, я пытался докопаться до ответа на вопрос: кто же запустил механизм варварского уничтожения святынь и памятников русского народа? Первый интерес к этим исследованиям во мне пробудила моя бабушка Поля, которая в разрушениях церквей полностью винила «жидов, извергов антихриста, ненавидящих православных за верность Богу». В ее сознании богоборчество большевиков было отражением ненависти сатаны к Богу. Большевиков она считала представителями сатаны, а разрушение храмов – актом «жидовской мести». Она не раз рассказывала мне о погромах церквей и осквернении икон, свидетелем которых была. В начале 30-х годов бабушка на Рождество приехала в Москву погостить у родственницы. В центре города, у стен бывшего монастыря (на месте которого ныне размещается театр «Россия»), обвешанного антирелигиозными транспарантами и плакатами, среди сугробов пылали большие костры, вокруг которых мельтешили фигурки людей. Время от времени они подбегали к кострам с какими-то предметами в руках и, показав их окружающим, швыряли в огонь. Доносились возбужденные, даже радостные крики. Сначала бабушка не могла разобрать, что происходит. Только подойдя ближе, она увидела: в костер летели тяжелые старинные книги, иконы, богослужебные облачения, различная церковная утварь. Проходило обычное для тех времен комсомольское мероприятие – антирелигиозный праздник. Руководили святотатством два молодых «жида» с остервенелыми лицами, напоминающими бесовские образины с иконы «Страшный суд».

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/02/...

О.Б. Мозохин Скачать epub pdf Внесудебные полномочия НКВД 10 июля 1934 г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел, который возглавил Г. Г. Ягода. С образованием Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР были упразднены судебная коллегия и «тройки», существовавшие в системе ОГПУ. Право на внесудебные репрессии было сохранено только за Особым совещанием при НКВД СССР (ОСО НКВД СССР). Политбюро ЦК ВКП(б) 15 июля 1934 г. утвердило проект постановления ЦИК от 10 июля о перестройке судебной системы и о прокуратуре. Направление дел в Особое совещание и в судебные органы должно было осуществляться Народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами согласно утвержденному Положению о Наркоману-деле Союза ССР. В связи с организацией НКВД и в целях обеспечения правильного рассмотрения передаваемых в судебные органы дел о преступлениях, расследуемых НКВД и его местными органами, Президиум ЦИК СССР постановил расследуемые дела о государственных преступлениях направлять на рассмотрение по подсудности в Верховный суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, а также в главные суды автономных республик. Дела об измене родине, о шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсий (ст. 58 ч. 6, 8 и 9) подлежали рассмотрению Военной коллегией Верховного суда Союза ССР и военных трибуналов округов по подсудности. Расследуемые дела о преступлениях на железнодорожном и водном транспорте подлежали рассмотрению Транспортной и Водной коллегией Верховного суда СССР и линейных железнодорожных и водных судов по принадлежности. Все остальные расследуемые теми же органами дела подлежали рассмотрению в народных судах в общем порядке. По делам, расследуемым Наркомвнуделом Союза ССР и его местными органами, надзор осуществлялся Прокуратурой Союза ССР и прокуратурами союзных и автономных республик, краев и областей в соответствии с инструкцией от 8 мая 1933 г. 162

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июль 2014 г. 12.07.2014 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Дорогой отец Александр! Благодарю Вас за яркий, глубокий разбор гностицизма и восточных духовностей в журнале «Русский Дом» и в Вашей книге «Миражи любви и мир». Действительно, как Вы пишете, «глубина вражеского захвата» душ человеческих в современном мире, в том числе именующим себя христианским, велика. Но ведь есть, наверное, что-то и полезное в разбираемых Вами духовностях. Богоизбранный народ в свое время, по исходе из плена, унес с собой многие египетские сокровища, обобрав своих угнетателей. Некоторые богословы видят в этом образ христианского отношения к тем языческим ценностям, которые не следует торопиться отвергать. Не лучше ли, говорят они, взять на вооружение этот опыт, собираемый в течение тысячелетий? Известно, какое распространение получили восточные методы медитации, в особенности дзен, среди современных христиан Европы и Америки. А вот один мой знакомый сказал, что это желание «в Индию духа купить билет» (так писал поэт Николай Гумилев), — одного поля ягода с другим не менее интересным явлением. В свое время оно заразило всю Латинскую Америку, да и не только ее. Это так называемое «богословие освобождения». Иначе говоря, как будто незримое «духовное» может быть вполне зримым. М. Караулов, г. Санкт-Петербург Ответ на этот вопрос может быть только один: нет и нет. Духовность, в которую входят восточными упражнениями, — результат тренинга, то, чего человек может достигнуть сам систематическими занятиями концентрации и отвлечения. В христианстве — это дар благодати всецелой самоотдачи Христа на Кресте. Страшный опыт, превосходящий всякую меру, завершающийся сознанием, что значит потеря Бога навсегда и что значит спасение мира. Нигде с такой глубиной не открывается Крест Христов как камень преткновения. И только так можно определить — является ли та или иная духовность христианской или нет. Подлинный крест — крест данный, а не взятый самовольно. Он никогда не бывает состоянием приятного покоя нирваны. Но он только там, где существует реальная возможность утраты всего — Бога, а также спасения мира.

http://moral.ru/dom07_2014/

Сергей разводился с женой. Точнее, она, его любимая Лена, пожелала подать на развод. Причина банальная, как она выразилась: «Ты не добытчик, не сможешь содержать семью, и ты не лидер и не мужик. А я пахать за двоих не намерена». Вот такая история. Причем Сережа знал, что Лена его любит, ведь ждала его из армии и поддерживала все его начинания: поступление и учебу в вузе, занятие спортом и даже игру в футбол с друзьями по выходным с последующей баней, куда он ходил с ребятами. А Лена ждала его дома с приготовленным обедом. А еще они вместе ходили в турпоходы, и Сергей показывал ей удивительные места в живописном Полесье, где прошли летние месяцы его детства. В детстве родители отвозили Сергея в деревню к бабушке, и все лучшие воспоминания были связаны с Полесским краем В детстве родители отвозили на летние каникулы Сергея в деревню к бабушке, и все лучшие воспоминания были связаны с Полесским краем. Там заливные луга в жаркие дни наполняли воздух головокружительным ароматом мятных трав, а голубые поля цветущего льна убегали к кромке векового леса, где развесистые дубы, березы и серебристая ольха янтарной крышей укрывали от зноя, а в мягком мху прятались светло-коричневые шляпки белых грибов. А еще дальше в глубь леса, где местность была болотистей, цвела черника. Когда она созревала, крестьяне, в основном женщины, с плетеными кошелками выходили на сбор урожая. Двоюродный брат бабушки, дядя Толя, запрягал лошадку, сажал на подводу бабушку и Сергея с сестренкой, и рано утром, до восхода солнца, когда с лугов и полей поднимался туман, они выезжали далеко в лес за черникой, в места отдаленные и ведомые одному дяде Толе, который был лесником. Бабушка предварительно смазывала внукам лицо и руки гвоздичным маслом, поскольку на черничных полянах их ожидало несметное полчище комаров. Признаться, Сергей не очень любил эту охоту за ягодами. Его больше привлекала сама поездка на лошади с дядей Толей, который всегда разрешал мальчику сесть на свое место и с вожжами в руках почувствовать себя настоящим кучером.

http://pravoslavie.ru/118835.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ягода-земляника Из записок «По дороге домой» 12.11.2020 724 Время на чтение 3 минуты У композитора и певца Владимира Мигули в годы молодости мне нравилась песня «Земляничная поляна» еще и от того, что я не просто знал, о чем пелось, но это было как бы и про меня, правда, маленького. В раннем детстве всё казалось иных размеров, чем было на самом деле: деревья – высокими, поля – бескрайними, а леса – далековатыми и великоватыми. Было их в обозримой округе несколько: Курсаковский, Белоколодский, Романовский. В последний мы любили ходить больше всего: за ягодами и грибами. Один раз мы вышли на другой конец леса и увидели сквозь туман серую деревянную церковь. И мне стало почему-то страшновато. Конечно, не знал я, что этот Вознесенский храм постройки 1901 года, был в очередной раз закрыт относительно недавно, в 1960 году, но колокольни уже через несколько лет не было. Это при нашем земляке, Н.С. Хрущеве, поставили цель к 1980 году покончить с церковью и показать последнего попа по телевидению. Спустя десятилетия мы с младшим братом заехали в Вознесенский храм на праздник Преображения Господня, на Яблочный Спас, и освящали там яблоки. Храм был приведен в относительный порядок, благочестиво служил молодой батюшка, и мне уже было не страшновато, а тихо и спокойно. А в детстве под ягодой мы понимали только землянику, её собственным именем и не звали. Первую ягодку на опушке леса мы обязательно отправляли в рот, а потом, пока не наберёшь взятую посудинку – терпишь до самого наполнения. И только по лесной дороге домой, дощипываешь, если что попадалось по пути. Н. Богданов-Бельский. Крестьянские дети. Самые маленькие дети ходили по ягоды в лес первоначально с бутылочкой-четвертинкой (0, 25 л.). Когда она набиралась, её немного утрамбовывали. Потом еще… И так, пока ягодки не превращались в одну сплошную массу. Если переусердствовать с трамбовкой – могло оторваться донышко, и собранная масса вываливалась-вытекала в траву. Конечно, жалко труда и ягод. Но это было редким происшествием. Трамбовать умели.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/12/...

Божественна и, воистину, всеблаженна одежда девства, поскольку и Царь всяческих благоволил облечься ею, как приличнейшей одеждой. Господь воцарися, в лепоту облечеся ( Пс. 92:1 ), – облечеся не только в неприкосновенный хитон священнической непорочности, но и в почетную одежду царского благолепия: ибо Он был и Царь и Священник по чину Мелхиседекову. Действительно, чистый воск – прекрасные речи о девстве, имеющие сладость от истинной веры и приобретающие приятность от точного исполнения. Это – духовный рай Божий, в котором всякое древо прекрасно еже видети, т. е. для духовного созерцания, и добро в снедь, т. е. для духовного научения; это – земля истинного обетования, в которой течет духовное и непорочное млеко, и источается духовный и нетленный мед. Этой пищи приобщаясь, Иоанн сподобился коснуться всечестной главы Господа; этой пищей наслаждаясь, он соделался в ангельском чине. И те, которые сохранили светильник непорочности непогашенным, облеклись в неувядающий венец нетления; те, которые сохранили телесную храмину нетленной, пожали обильный духовный плод благословения: имже образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби его, яко благословение есть в нем ( Ис. 65:8 ). Евангелист говорит, что блаженный Иоанн сохранился чистым по душе и телу на апостольском грезне до зрелости. т. е. до глубочайшей старости. Это – первый и превосходный дар Божий; это – елей освещающий разум; это – чистое кадило благоухания; это – драгоценнейшее для сердца миро; за этот дар умерый Авель еще глаголет ( Евр. 11:4 ). У тех, у кого не угасает светильник девства, остается бессмертною слава непорочности. За этот дар Мелхиседек остается иереем во век; за этот дар Исаак делается образом Владычнего страдания; за этот дар Моисей полагается богом фараону ( Исх. 7:1 ); за этот дар Иосиф принимает бразды вторые после царского достоинства; за этот дар Илия телесными ногами шествует по воздуху; за этот дар Иеремия поставляется расточать царствия; за этот дар в страшной пещи три отрока сохраняются невредимыми; за этот дар два сына Заведеева именуются сынами громовыми; за этот дар становится другом небесного чертога Ин... Кратко: за этот дар произшедшая из рода человеческого и составленная из земной персти соделывается Матерью Владыки всяческих. Обретеся имущи во чреве от Духа Свята ( Матф. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Глава 5. Начало Оптинскаго Старчества. Иеросхимонах Лев Начало Оптинскаго старчества Приступая к истории оптинскаго старчества, мы еще раз повторим: «Оптина явилась как бы чашей, куда сливалось все драгоценное духовное вино». Или другими словами напомним читателю о той предварительной связи, которая существовала между братьями Путиловыми – о.о. Моисеем и Антонием с теми старцами, которых они призвали старчествовать в построенный ими скит. Все они были «одного поля ягода» – люди одного и того же духовного воспитания и закала. И именно этим и объясняется то полное единодушие и взаимное понимание, которое царило между ними. Как во всей церковной истории между святыми отцами не случалось идеологического разномыслия, таким же образом не существовало такового и между этими святыми подвижниками. На этом согласии и взаимном понимании между строителями скита и прибывшими старцами и могла установиться прочно жизнь скита. И это согласие явилось как бы фундаментом и твердым цементом крепко скреплявшим духовное здание. Мы знаем, что о. Моисей в течение 14 лет проводил пустынническую жизнь в Рославльских лесах. Нашествие французов в 1812 г. заставило его перебраться в Свенскую обитель, откуда он перешел в Белобережскую пустынь и здесь он встретился с бывшим строителем этой пустыни о. Леонидом – в схиме Львом – и его сопостниками о.о. Клеопой и Феодором. «А потом я перешел, – пишет игумен Моисей, – в монастырь, где ходил за добродетельным старцем схимонахом Афанасием, учеником Молдавского старца Паисия, скончавшегося в Площанской Пустыни в 1823 г. на руках иеромонаха Макария» (второго Оптинского старца). Житие старца Клеопы уже известно читателю из предыдущего, нам остается его теперь познакомить с кратким жизнеописанием старца Феодора, неразрывно связанное с житием старца Льва. Схимонах Феодор (1756–1822 г.) Одним из родоначальников старчества Оптиной Пустыни надо считать после старца Паисия Величковского его ученика старца схимонаха Феодора. Родился он в Карачеве Орловской губ. в 1756 г. Лишившись рано отца, он был дан в обучение местному протоиерею. Феодор обладал чудным голосом, любил чтение свв. отцов и церковные службы. В юношеском возрасте стал заниматься вместе с матерью небольшой торговлей. Но его тянуло к монашеству. Дважды он уходил в монастырь, но каждый раз мать возвращала его домой. Вернувшись в мир, он не избежал и падений. Хотя он и женился, но вкусивши в юности от сладости духовного жития, он уже не был в состоянии найти удовлетворения в миру и умиротворения своей совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010