19 дек. 1959 г. в Яблочинском прп. Онуфрия Великого мон-ре он принял постриг с именем Василий. 1 янв. 1960 г. возведен в сан архимандрита; 25 марта 1960 г. в Варшаве состоялась его хиротония, В. стал викарным епископом Бельским, и вскоре - правящим архиереем Вроцлавско-Щецинской епархии, где прослужил ок. 10 лет. За это время ему удалось значительно укрепить церковную жизнь в послевоенной Польше на т. н. обретенных землях, куда были насильственно выселены многочисленные православные и униаты из Люблинщины, Холмщины, Саноччины и др. мест преимущественно вслед. депортационной акции «Висла» (1947). 1 марта 1970 г. в кафедральном варшавском соборе равноап. Марии Магдалины состоялась интронизация В., принявшего белый клобук, вторую панагию и митрополичий жезл. За годы своей предстоятельской деятельности В. удалось возродить древние Перемышльско-Новосондецкую (с 1983) и Люблинско-Холмскую (с 1989) епархии, создать Православный ординариат Войска Польского. В юрисдикцию ПАПЦ была принята епархия Аквилеи в Италии (с 1988) и на правах автономии ряд епархий Португалии (с 1990), образовавших затем правосл. митрополию Лиссабона и всей Португалии, приходы к-рой были учреждены также в Испании и Бразилии. Многое было сделано им для урегулирования правового положения правосл. Церкви в Польше, для продолжения диалога с католич. Церковью. В. заботился о строительстве и ремонте храмов и иных церковных зданий, в частности, его стараниями в бытность его приходским священником возведена каменная ц. Рождества Богородицы в древнем с. Городок, некогда принадлежавшем магнатам Ходкевичам, где в кон. XV в. поселились правосл. монахи, буд. насельники Супрасльского мон-ря. При ремонте храма он трудился как рабочий строитель. В. возобновил мон-ри в Супрасле, Дойлидах, Войнове и Уйковице. По благословению владыки в 1994 г. состоялась первая канонизация мч. Максима Сандовича , в Белосток возвратились мощи св. Гавриила Белостокского . В мае 1970 г. по приглашению священноначалия РПЦ состоялся первый офиц. визит В. в качестве вновь избранного Предстоятеля ПАПЦ в Россию. За время своего предстоятельства В. неоднократно бывал с визитами в РПЦ, налаживались и укреплялись международные связи ПАПЦ, возникли правосл. братства, активизировалась издательская деятельность.

http://pravenc.ru/text/150707.html

В 1835 епископ Антоний (Рафальский), возглавивший новоучрежденную Варшавскую и Ново-Георгиевскую епархии, посетил монастырь и увидел, что его деревянные строения обветшали и не подлежат ремонту. В следующем году в Яблочно приехал известный польский архитектор Анджей Голонский, который составил план и смету в 24 748 руб. на возведение новой каменной церкви, дома и ограды. В 1838 началось строительство собора и келий. 6 декабря 1840 архиепископ Антоний освятил новый собор во имя прп. Онуфрия Великого. Северный придел был посвящен Сретению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы. Ризницу и утварь привезли из Москвы, иконы в иконостас на холсте написал Бланк, профессор бывшего Варшавского университета. Небольшое здание в стиле позднего ампира имеет в плане греческий крест и увенчано главой с полусферическим куполом на широком барабане. С запада его украшает четырехколонный портик с треугольным фронтоном, в котором изображены Спаситель, Божия Матерь и прп. Онуфрий. Чудотворный образ преподобного помещен у правого клироса. В 1837–1840 в обители возвели надвратную колокольню, ограду и братский корпус, где позднее была освящена церковь св. Иоанна Богослова. В 1863 обитель дважды подвергалась нападениям мятежных поляков, которые, ворвавшись в нее, схватили архим. Анастасия (Голдаревского), стали искать деньги даже под престолом и жертвенником, забрали серебряные вещи, часы, лошадей и белье. Не найдя денег (казну увезли в Брест-Литовскую крепость), бунтовщики решили повесить настоятеля на груше, и его в последний момент буквально вынули из петли. После подавления бунта у левого клироса храма поставили Казанскую икону Божией Матери с надписью «В память избавления от смерти настоятеля и братии Яблочинского монастыря от польских жандармов-вешателей». В 1875 холмские униаты были воссоединены с Православной Церковью, и в монастыре возросло число паломников и жертвователей. В 1878–1880 выстроен новый двухэтажный келейный корпус. При архим. Наркисе («Маркизе», как называли его крестьяне) около 1884 было изменено русло Буга, и монастырь, оказавшись после этого не на острове, а на левом берегу реки, больше не затапливался, хотя при весенних паводках к нему по-прежнему добраться можно было только на лодке.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Монастырь возник как ктиторский и потому был тесно связан с имением Яблочно, являясь приходским для входивших в имение деревень. Среди его благотворителей были владельцы имения: Боговитиновичи, кн. Александр Фридрихович (Семенович) Пронский, Лещинские. Хотя позднее владельцы стали католиками или реформатами, они продолжали покровительствовать обители. С 1620–1624 и до своей кончины в 1633 в ней жил и ею управлял Паисий (Черковский или Черхавский), последний православный епископ Холмский и Бельский. Усиление унии привело к тому, что к середине XVII века в обители осталась всего одна православная полуразрушенная церковь с кельями при ней. Возрождение монастыря связано с владельцем Яблечна В. Р. Лещинским и его другом архим. Иосифом (Чаплицом). Из своей братии последний избрал наместником и строителем иером. Макария (Корниловича), который возвел церковь прп. Онуфрия со Сретенским приделом на хорах, трапезную с Успенской церковью (1653), колокольню (1651), настоятельские и братские кельи (1651) и ввел общежительный устав св. Василия Великого. До начала XVIII века Яблочно продолжало быть оплотом Православия, подчиняясь епископам Луцким, а с 1712 – митрополитам Киевским. Это был единственный монастырь в Холмской Руси, сохранивший православную веру на всем протяжении своего существования. С приобретением в 1699 Яблочно кн. Радзивиллами усилились гонения со стороны униатов. В 1724 они ворвались в монастырь и бесчинствовали в нем, а впоследствии разными способами заставляли православных отрекаться от веры – не пускали на службы, отнимали воск и свечи, пытались перевенчивать. В 1753 разорение повторилось, сопровождаясь захватом имущества и монастырского архива. «Вы схизматики, горше жидов, турков и всякого рода поганов», – поносили православных базилиане-униаты. Когда в Польше усилилось русское влияние, жить в монастыре стало легче. Екатерина II в своем рескрипте от 23 сентября 1763 русскому посланнику в Варшаве указала, чтобы Брестскому и Яблочинскому монастырям «притеснений отнюдь не было». По третьему разделу Польши Яблочно в 1796 отошло к Австрии, но через 20 лет вошло в состав Российской империи. До 1835 монастырь относился к Минской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=26246

В обители два храма. Соборная ее церковь , освященная в честь Преображения Господня, переделана в 1894 г. из закрытого костела. Другой храм трапезный, освященный в честь Покрова Богоматери, построен в 1898 году. При обители имеются иконописная мастерская, второклассная церковноприходская школа с приютом на 100 девочек, больница и амбулатория для приходящих больных, которых в год бывает более восьми тысяч. Управляет Спасо-Преображенской обителью игуменья. Седлецкая губерния Мужских обителей 1, женских 2. Мужская обитель Яблочинский Онуфриевский монастырь в Бельском уезде. Эта общежительная первоклассная с 1882 г. обитель расположена на левом берегу р. Западного Буга, в полуверсте от ст. Холмско-Брестской ж. д. «Дубица». Время возникновения монастыря относится к седой древности и не может быть точно установлено, так как документы вместе с монастырским имуществом в 1754 г. были захвачены базилианами, напавшими на обитель. Но с глубокой древности монастыря можно судить по тому, что в нем несмотря на все пожары, разбои, погромы от поляков-католиков, все же до сих пор сохранилось не мало памятников XII века. На иконе Богоматери, сохранившейся в монастыре, имеется дата 1151 г. 10 мая. Так как размер ее, письмо и стиль совершенно одинаковы с храмовой чудотворной иконой прп. Онуфрия, то полагают, что и возникновение обители относится к XII веку, к эпохе процветания православия в Холмщине, когда там, где теперь высятся костелы, были православные церкви. Из одной надписи, сделанной на древнем напрестольном Евангелии, помеченной 16 мая 1624 г., а также и из грамоты, данной в 1659 г. монастырю Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном), видно, что Яблочинский монастырь в XV и XVI веке пользовался вниманием окрестных вельмож и народа. Одна польская выпись свидетельствует, что в XVI веке монастырю благотворили князья Радзивиллов, Сангушков, Пронские и Лещинские. Но такого внимания к себе монастырь не мог бы привлечь, если бы внутренняя, нравственный его строй этого внимания не заслуживал. Вообще XVI век и начало XVII были лучшими днями исторической жизни обители. Последующая ее история, почти вплоть до наших дней, представляет собой ряд страниц очень грустных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

После разгрома немцами Польши Холмщина вошла в состав генерал-губернаторства. По Бугу прошла государственная граница, в монастыре разместились немецкие пограничники. В 1940 была восстановлена Холмская и Подляшская епархия, во главе которой встал известный церковно-политический деятель и украинский националист проф. Иван Огиенко, в 1951 возглавивший с именем Илариона Украинскую Православную Церковь в Канаде. Обитель неоднократно подвергалась реквизициям и нападениям. Так, в ночь с 9 на 10 августа 1942 в ней были сожжены несколько зданий, библиотека и архив и убит один из монахов. С окончанием войны положение нормализовалось не сразу. В 1945 на обитель напали польские партизаны, а вскоре коммунистические власти закрыли Холмско-Подляшскую епархию. В 1947, в рамках операции «Висла», власти насильственно переселили на присоединенные к Польше западные земли множество православных украинцев, оставив в Люблинском воеводстве всего 8 приходов. Пытались закрыть и единственный в Польше мужской православный монастырь, отняв в 1950 все земли с хозяйственными строениями и имуществом. Ситуация стала меняться только после возвращения в 1953 в обитель чудотворных икон прп. Онуфрия и Пресвятой Богородицы. В 1955 закончился ремонт сожженного немцами главного келейного корпуса, позже – часовни над Бугом и собора. Когда после 1956 вернуться в родные края удалось части украинцев, в монастыре прибавилось паломников. В 1970-е им управлял архим. Савва (Грыцуняк), ныне предстоятель Православной Церкви в Польше. При нем в 1974–1992 в стенах обители действовала Высшая Духовная семинария. В 1989 Люблинско-Холмская епархия возродилась в третий раз, и ее возглавил бывший архимандрит, Преосвященный Авель (Поплавский). Два года он управлял епархией, проживая в обители, а затем переехал в Люблин. В ночь с 21 на 22 сентября 1990 из собора была похищена его главная святыня – образ прп. Онуфрия Великого, который вернули лишь в 1994 году. В 1997 в монастыре насчитывалось 10 монахов, половина которых служила на приходах. Главные праздники в обители – прп. Онуфрия (12 (25) июня), Духов день, Успения Богородицы и Турковицкой иконы Божией Матери (первое воскресенье после 15 июля). В 1999 монастырь стал ставропигиальным. Он остается оплотом Православия в крае, находящимся на границе православного и католического мира.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Монастырь стал крупнейшим в крае центром духовного просвещения – в нем действовали: школа причетников, приходская школа с церковно-учительскими курсами (при ней в 1911 прот. Копьев построил церковь свт. Иннокентия Иркутского), сельскохозяйственная школа с домовой Никольской церковью, устроенной в 1911–1913 дворянином Н. Н. Копьевым в память 300-летия Дома Романовых, и ремесленная школа для мальчиков и школа при киновии. В названных школах учились 431 человек. При монастыре работала также бесплатная амбулатория; нуждавшимся отпускались обеды. Кроме уцелевшей при пожаре иконы прп. Онуфрия, среди святынь обители находились: икона вмч. Пантелеимона, сщмч. Ермогена – каждая с частицей мощей; Святой Крест с Афона с частицей Гроба Господня, плащаница Божией Матери из Гефсимании с частицей Ее гроба, икона прп. Серафима Саровского из Саровской пустыни с частицей его мантии. Перед Первой мировой войной в обители насчитывалось более 80 монахов во главе с архим. Сергием (Королевым); десять жили в Белозерском скиту, еще двадцать – в Свято-Ильинской киновии. Первая мировая война нарушила жизнь обители. 1 августа 1915, совершив последнее богослужение, архим. Сергий с братией покинул ее. Братия нашла приют в Москве, в Богоявленском монастыре, а учебно-просветительские учреждения разместились в наемных помещениях. В августе 1919 иноки вернулись в обитель, но их ждала трудная участь – в Польше начались гонения на православных. В конце сентября 1919 на несколько месяцев был закрыт собор, чуть позже отобран и обращен в костел приходской храм в с. Яблочно. Монастырь пытались ликвидировать, разместив в нем воинскую часть. В 1922 власти выслали из Польши многолетнего настоятеля – епископа Сергия (Королева), который вскоре стал окормлять русские приходы в Чехословакии. Через два года в монастыре осталось всего 4 монаха, от него отняли большую часть земель, в части зданий разместился детский дом. В Холмской епархии к 1924 осталось только 26 из 320 довоенных православных приходов. Однако обитель уцелела. Более того, при ней в 1929 открылся дом призрения заштатного духовенства и их близких, а затем – летний лагерь для детей из бедных семей. В 1938 начались новые гонения – в результате, в крае было снесено более 150 православных церквей.

http://sobory.ru/article/?object=26246

После преобразования Варшавского вик-ства в самостоятельную епархию продолжили свою деятельность ранее созданные ДУ в Варшаве и начальное уч-ще в Яблочинском прп . Онуфрия Великого муж. мон-ре . В 1868 г. Варшавское ДУ было изъято из подчинения Волынской ДС и передано в ведение епархиального архиерея, в 1878 г. уч-ще получило новое 2-этажное здание, число учащихся возросло с 40 до 124 чел. В нач. 1875 г. униатские семинария и уч-ще в Холме были обращены в правосл. и переданы в ведение Синода, Холмская ДС была поставлена под надзор Люблинского епископа. В 1882-1887 гг. семинарию и школу причетников при кафедральном соборе в Холме преобразовали по образцу др. семинарий и уч-щ Российской империи. В 1897 г. при Яблочинском мон-ре открылась годичная школа псаломщиков, там же существовало уч-ще рисования для подготовки иконописцев. Во время первой мировой войны часть духовных учебных заведений была эвакуирована, большинство прекратили существование. Церковноприходские школы При архиеп. Иоанникии (Горском) в епархии были открыты многочисленные начальные уч-ща и церковноприходские школы. В 1886 г. начала работу школа при Леснинском жен. мон-ре с обучением по программе 2-классных церковноприходских школ. В 1877 г. в В. е. насчитывалось 33 школы и уч-ща, существовавшие при храмах, из них лишь 2 содержались за счет епархии (в Яблочинском мон-ре и при ц. св. Марии Магдалины в Варшаве), 29 находились в ведении Мин-ва народного просвещения и 2 - в ведении таможенного ведомства. В 1899-1900 гг. в В. е. действовала 81 церковноприходская школа (3 второклассных, 3 двуклассных, 75 одноклассных) и церковно-учительская школа. Монастыри В В. е. (до выделения из нее Холмской епархии) существовали мон-ри Яблочинский Онуфриевский (муж., основан в Седлецкой губ. ок. 1497-1498), Леснинский Богородицкий (жен., основан в Седлецкой губ. в 1884 как община, в 1889 преобразован в мон-рь), Вировский во имя Всемилостивого Спаса (жен., основан в Седлецкой губ. в 1894 как отд-ние Леснинского мон-ря, в дек. 1898 преобразован в самостоятельный мон-рь), Воронцово-Благовещенский (жен., основан в Люблинской губ. в 1903), Радочницкий прп. Антония Печерского (жен., основан в Люблинской губ. в XVII в. как католич. бернардинский мон-рь, с 1869 униатский приходской храм, в 1875 присоединился к РПЦ, с 1885 муж. мон-рь, с 1899 приписная к Леснинскому мон-рю жен. община, в 1901 преобразован в самостоятельный мон-рь), Теолинский в честь Преображения Господня (жен., основан в Сувалкской губ. в 1894). В 1903 г. при церкви в с. Турковицы Грубешовского у. Люблинской губ. была образована жен. община во имя Покрова Пресв. Богородицы, приписанная к Радочницкому мон-рю. После образования в 1905 г. Холмской епархии в В. е. остался Теолинский мон-рь. Архиереи

http://pravenc.ru/text/150457.html

прихода, должны были давать десятину на содержание костела. Православные боролись за свои права. В 1498 г. правосл. мещане Дрогичина добились уравнения в правах с католиками, в результате чего в городскую раду должно было входить по 7 представителей от каждой стороны. Во 2-й пол. XVI в. в Дрогичине действовали 4 правосл. храма и Спасо-Преображенский мон-рь. В источниках 1-й пол. XVI в. сохранились сведения и о др. правосл. обителях в брестской части епархии: Яблочинском во имя прп. Онуфрия Великого на берегу Зап. Буга, брестском во имя прп. Симеона Столпника и брестском в честь Рождества Пресв. Богородицы . Главой правосл. духовенства в этой части епархии был «протопоп подляшский», стоявший во главе брестского клироса. Т. о., несмотря на трудности, позиции Православия на территории В.-В. е. к сер. XVI в. оставались прочными, однако в этот период в жизни правосл. общества резко проявились мн. отрицательные явления. С сер. XV в. правосл. обители на территории епархии постепенно переходили под патронат правосл. князей и панов. В ряде случаев король, нуждавшийся в средствах, уступал знатным людям свои верховные права в отношении Церкви (о патронате польск. и литов. правителей над правосл. Церковью см.: Флоря Б. Н. История Киевской митрополии: 1458-1686//ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-102). Так, в 1508 г. Спасо-Преображенский мон-рь во Владимире-Волынском был отдан «в заклад» кн. А. Сангушко вместе с владимирским замком. Первоначально новые патроны заботились об оказавшихся под их покровительством обителях. Однако с XVI в., когда были установлены связи с европ. рынком и земля стала приносить значительные доходы, светские патроны начали присваивать владения мон-рей и разгонять насельников, так что мн. обители прекратили существование. Зимненский мон-рь продолжал пользоваться поддержкой светских патронов - князей Чарторыйских: в 1495 г. в мон-ре был построен каменный храм, в 1566 г. для него был отлит колокол, в обитель делали вклады такие видные представители местной знати, как князья Ф.

http://pravenc.ru/text/159136.html

Участие ученого монашества в развитии миссии РПЦ. Ученое монашество принимало участие в организации и проведении всероссийских и епархиальных миссионерских съездов, включая целевые епархиальные съезды настоятелей и настоятельниц монастырей. На IV всероссийском миссионерском съезде (1908 г.) в докладе настоятеля Яблочинского Свято–Онуфриевского монастыря (Холмская епархия) архимандрита Серафима (Остроумов, будущий архиепископ Смоленский и Дорогобужский, священномученик, †1937) «О миссионерском значении монастырей» были сформулированы рекомендации по организации миссии при монастырях на западе России с. 447 и сноска 1]. Здесь же родилось предложение о введении в обителях должностей проповедников из монашествующих с. 1645–1652]. Рассматривались проблемы совершенствования миссии, в условиях последствий «религиозной революции» 1905–07 гг., на Первом Всероссийском съезде монашествующих (1909 г.), Всероссийском съезде ученого монашества (1917 г.), Всероссийском съезде представителей от монастырей (1917 г.). Все эти съезды проходили при активном участии монашествующих Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а последний съезд проходил на ее территории. V Всероссийский миссионерский съезд (1917 г.) определил список монастырей, привлекаемых к миссионерскому деланию. Как уже указывалось выше, проблемам миссионерского служения монастырей значительное внимание уделил Поместный Собор РПЦ (1917–18 гг.). Заступничество (печалование) характерно для всей деятельности монастырей, монашествующих и миссионеров. Прп Сергий Радонежский, «игумен всея Руси», был заступником за всю православную Русь, свт Филипп (Колычев, †1569), митрополит Московский, а ранее игумен Соловецкий, печаловался за гонимых царем Иваном Грозным и его опричниной, прп Иосиф Волоцкий (†1515), игумен Свято-Успенского Волоцкого монастыря, писал князьям о прекращении преследований людей, стремящихся в монастырь и к принятию монашества. Традиция заступничества прошла так или иначе в жизни всех миссионеров, преумножилась она и в деяниях Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Соловецкого Спасо-Преображенского и Иосифо-Волоцкого монастырей в конце XIX – начале XX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

В 1889 при монастыре была учреждена одногодичная школа для причетников. В ней 10 учеников изучали церковное пение, уровень которого сильно понизился в местах, где недавно царила уния. С учреждением в 1905 самостоятельной Холмской епархии монастырем управлял епископ Холмский и Люблинский – первым из них стал Евлогий (Георгиевский), позднее возглавивший русские православные приходы Западной Европы юрисдикции Константинопольской Патриархии. Начало XX века было периодом расцвета монастыря, во главе которого стоял архим. Серафим, приглашенный Владыкой Евлогием из Москвы. Обитель преобразовали «на строгих началах общежития» и ввели древнерусский распев. В 1907 собор был капитально отремонтирован и «чудно расписан» на средства московского прот. Н. А. Копьева, главного благотворителя обители, который также подарил великолепный двухъярусный иконостас и 300-пудовый колокол. Тогда же на стекле был написан запрестольный образ Спасителя. Вероятно, в 1910 была переделана колокольня, которая приобрела завершение в русском стиле. В 5 км к востоку от обители находится Белое озеро, куда любил приезжать архим. Герман (Иванов), предшественник о. Серафима, впоследствии викарный епископ Люблинский. Он бывал здесь с будущим Патриархом Сергием (Страгородским). Оба они одновременно приняли постриг в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских. Преждевременная (в 1904) кончина помешала Владыке Герману устроить скит на острове озера. В 1906 на фотоснимке этого места вдруг отчетливо проявилось изображение храма с куполами и крестами. 30 января 1909 там же, на сосне, явились в необыкновенном сиянии три иконы. На благодатном месте епископ Евлогий заложил в 1907 Белозерский скит, а через два года на средства прот. Копьева освященный скитский храм обогатился утварью и иконами прпп. Сергия и Германа Валаамских. В 1908–1909, напротив святых ворот, была возведена в русском стиле пятиглавая Успенская деревянная «церковь-алтарь» (часовня). По просьбе прихожан в 1912, на берегу Буга, в местности «Святое поле» (близ с. Дратова), где, по преданию, произошло обретение иконы прп. Онуфрия, была основана Свято-Ильинская киновия. В том же году деревянная часовня в ней была перестроена в двухэтажную одноглавую церковь прор. Илии, которую освятил епископ Белостокский Владимир. В скиту имелись настоятельский и трапезный корпуса, школа и служебные постройки. На возвышенном месте была возведена Свято-Духовская часовня, где обычно служили в дни, когда обитель была окружена водой, например, в Пасху.

http://sobory.ru/article/?object=26246

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010